Понятие плюрализм. Значение слова плюрализм
ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный). - В философии - концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин «П.» введен в философию в начале 18 в. (X. Вольф). Особая форма философского П. - дуализм, постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений, свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познания. Онтологический П. утверждает взгляд на мир как на нелинейное, нестационарное, неравновесное, поливариантное, самоорганизующееся многообразие, моделируемое сквозь призму установок синергизма, дополнительности, релятивности, диалогичности, симфонизма. Тенденция к плюрализации онтологической картины бытия отчетливо обнаруживается во всех тех отраслях современного научного знания, в которых имеется интенция на учет взаимодействия многих начал - в физике элементарных частиц, синергетике, глобальном эволюционизме, этнополитологии, социологии, структурной лингвистике, поэтике. При этом происходит заметное перемещение внимания с проблемы исходного начала (начал) мироздания на проблемы гносеологии. Позиции П. в гносеологии и философии науки отстаиваются рядом учений или школ современной философии, в том числе некоторыми представителями отечественной философской мысли. Гносеологический П. кладет в основу теории познания представления о существовании множества равноправных, независимых друг от друга форм и источников знания, функционирующих по своим собственным законам (наука, художественное творчество, религия, магия, миф, мистика и т.д.) и воплощающихся во взаимоисключающих («несоизмеримых») картинах мира. Гносеология и методология П., стремящиеся преодолеть крайности классического рационализма, эмпиризма и трансцендентализма, укладывавших все богатство и многообразие познавательного отношения человека в прокрустово ложе жестких, однозначно детерминированных схем описания и объяснения, ориентируют на создание более гибкой теории познания, избегающей абсолютизации того или иного исторически сложившегося концептуального строя, стиля мышления или картины мира, той или иной конкретной модели структуры знания (гипотетико-дедуктивная модель научной теории, кумулятивистские концепции роста науки и т.д.), утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию различных теоретико-познавательных и методологических программ. В ряде отношений философский П. соприкасается с политическим и идеологическим П., являющимся теоретическим фундаментом толерантного мышления. Он ориентирует на отказ от признания какой-либо идеологии или системы взглядов в качестве единственно истинной, утверждает необходимость существования в обществе многообразия мировоззренческих и идеологических предпочтений и ориентации, признания права каждого на собственный взгляд и на возможность его выражения и защиты, уважения к оппоненту. В.В. Ильин, В.И. Кураев
В современной философии П. наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический П. и П. в аксиологии, подчеркивающие многообразие ценностей, избегая релятивизма и нигилизма, утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.
В современной гносеологии поворот от фундаментализма к фаллибилизму, от монизма к П. осуществлен в критическом рационализме Поппера, "методологическом анархизме" Фейерабенда и "методологическом П." X. Шпинера. Они выдвинули так называемый принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высшей степени подтвержденными и общепризнанными. В гносеологии и методологии П. предполагает допущение одновременного существования конкурирующих теорий, "картин мира", исследовательских программ, соперничество различных методологических стратегий. Методологический П. делает акцент на многообразии межтеоретических отношений, на взаимной критике и конкуренции теорий, несоизмеримых друг с другом, выдвигает новую модель прогресса научного знания. Критический рационализм Поппера послужил философским обоснованием этического и демократического П., который предполагает принцип легитимации многообразия как в обществе, так и в науке, ориентирует общество на общее благо (подобно тому как наука ориентируется на истину), признает необходимость урегулирования конфликтов и достижения консенсуса как в науке, так и в обществе. Методологический П. подчеркивает важность конкурентной демократии, рассматривая ее как политическую форму, которая допускает существование рациональной конкуренции альтернатив. Фейерабенд расширяет идею плюрализма теорий до плюрализма традиций, усматривая в равноправии и равном доступе к власти всех традиций, существующих в обществе, основную черту плюралистической демократии.
Отличное определение
Все популярнее сегодня становятся различные иностранные слова, особенно в сфере политики. Многие, вероятно, задают себе вопрос: "Что такое плюрализм?" Термин происходит от латинского pluralius (множественный) и обозначает
множественность начал, мнений, форм знаний, видов существования, взглядов, норм поведения и т.д., неприводимых одно к другому. Они существуют отдельно друг от друга, и борьба между ними не является обязательным условием. Плюрализм отражает разнообразие В любой области, будь то религия, идеология, философия, творчество, присутствуют формы - разнообразие в любом виде, поэтому вполне естественно, что он, плюрализм, присутствует во всех сферах жизни человека и общества в целом.
Чтобы лучше понять, что такое плюрализм, обратимся к конкретному примеру. В политике это явление распространено достаточно широко, особенно в демократическом обществе. На основании принципа множественности строится партийный плюрализм - возможность участия в управлении страной для
множества То есть на политической арене выступает множество партий, борющихся за право представительства в органах государственной власти. Их конкуренция основывается на дискуссиях, легальном столкновении интересов сторонников разных точек зрения. Количество партий может быть не ограничено. Это - общества, хотя, конечно, он имеет некоторые минусы. Так, возможно появление так называемых "марионеточных" партий. Они, по сути, не имеют реальной силы, а создаются только для того, чтобы оттягивать голоса избирателей от конкурентов.
Однако существует ограниченный плюрализм, суть которого состоит в том, что система позволяет совмещать существование нескольких влиятельных политических сил, борющихся за голоса избирателей. В данном случае количество партий варьируется в пределах пяти - семи. Это означает, что позиции хоть и имеют разные точки зрения, но не переходят в радикальные крайности,
существуя в рамках так называемого «центра». Согласитесь, довольно удобно. Такая система распространена в западноевропейских странах и постепенно приходит в Латинскую Америку.
Плюрализм несовместим с авторитарным или что, в общем-то, понятно. Он характеризует демократическое общество, в котором государство должно не служить аппаратом общественного принуждения, а благоприятствовать развитию солидарных личностей. Исходя из сути авторитарного и тоталитарного режимов, партийный плюрализм при них просто невозможен.
Вместо заключения
Выяснив, что такое плюрализм, следует также отметить, что в идеале взаимодействие различных групп основывается на взаимном уважении и толерантности. Их действия по отношению друг к другу должны быть мирными, бесконфликтными и без злоупотребления властью. Прежде всего, должны отсутствовать попытки одной группы ассимилировать в другие. Возможно, плюрализм - одна из самых важных и типичных характеристик современного общества, которая и в будущем будет являться двигателем прогресса и экономики. Надеемся, в статье мы ответили на поставленный вопрос о том, что такое плюрализм.
- (от лат. pluralis - множественный) философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П. Большая советская энциклопедия
В общем понимании плюрализм – это эффективная масса самостоятельных и равных суждений, заинтересованностей, партий и взглядов. В понимании с политической подоплекой – такая структура правления, которая берет свое начало в сотрудничестве и противовесах главных партийных течений.
Значение слова плюрализм – позиция, при которой есть не одно, а множество несоединимых друг с другом начал бытия, форм поведения, конфигураций . По большому счету, философы подразделяются на материалистов и их противников – идеалистов.
Первые смотрят на мир через природную составляющую. Объект исследований философов-материалистов – разнообразные формы общественной и духовной жизни человека. Суть материалистической идеи – в сочетании объективного начала (за основу наблюдений берется социум) и субъективного – принимается во внимание личный опыт конкретного индивидуума.
Идеалисты развивают свою идею, основываясь прежде всего на мышлении человека, его идеях, они движутся от мысли, от человеческой уникальности – ко всей полноте окружающего мира, а материалисты – наоборот, от мира к индивидуальности.
Плюрализм в демократическом обществе – разнообразие заинтересованностей, ценностей, концепций, представлений, общественных и общественно-политических течений в демократическом мире. В европейской практике наибольшую популярность приобрел термин “демократический плюрализм”, который включает в себя все без исключения главные элементы концепций свободомыслия:
- Вольное избрание властей, при соблюдении условия свободы выдвижения кандидатур; свобода образования политических организаций; общее и равное избирательное право; равные права на агитацию; следование правилу «один человек – один голос».
- Власть большинства, с признанием права меньшинства на выражение своей позиции, в рамках законодательства.
- Большинство обязано уважать оппозицию, существует непреложное право на свободную критику действующего правительства, предполагается возможность изменения направления развития при смене политической верхушки в результате честных выборов.
- Конституционализм – абсолютно все должны соблюдать конституцию.
- Обеспечение главных прав и свобод гражданина, для чего необходимо крепкое гражданское общество. Следуя принципам плюрализма в политике, общество отказывается от господства насилия в государстве, деспотизма, тоталитаризма, диктатуры и цензуры, а напротив, готово к поиску компромиссов и консенсусов.
Общие понятия
Следует обратить внимание на то, что философская концепция как наука не всегда может дать точные и однозначные ответы, здесь тоже бывают некоторые противоречия и расплывчатые формулировки. Самый сложный для философии вопрос – сколько же на самом деле глубинных основ во вселенной? Одна, две, а быть может, бесчисленное множество? Попытки отыскать решение данной проблемы привели к выделению трех подтипов философии: плюрализма, моноизма и дуализма.
Плюрализм мнений – это принцип осознания того, что в мире довольно большое количество разнообразных факторов, начал и принципов. Он описывает различные области жизни человека, в основном духовной. Пример плюрализма из реальной жизни – огромное количество политических партий в одном государстве, разные церковные конфессии, религии и так далее. При этом одновременно могут существовать совершенно противоположные мнения, взаимно исключающие друг друга. Разнообразие вариантов – это основа плюрализма.
В том случае, если предусмотрено лишь два противоборствующих мнения, теория носит название . В качестве примера таких противоположностей можно рассматривать белое с черным, доброе начало и злое, тьму и свет и так далее. Из этого можно сделать вывод, что дуализм – лишь частный случай определения плюрализма.
В противовес предыдущим двум постулатам мировоззрения, моноизм утверждает тезис о том, что во вселенной принято лишь одно начало, и оно может быть из догмы материализма или идеализма. Если брать обобщенно, плюрализм в философии – это такой подход в теории, который подразумевает великое множество разнообразных сущностей в понимании существа, которые сильно различаются между собой, а моноизм – понятие о едином начале всего существующего. Монизм, дуализм и плюрализм – три основные составляющие общего философского направления.
Культурный плюрализм в практической философии ориентирован на то, чтобы с использованием общения и материализации мыслей побуждать людей к благим поступкам, не давать им оступиться, пойти неправильной дорогой. Если упростить понятие, культурный плюрализм в философии может с помощью мыслей производить воздействие на разум человека, напрямую, в процессе личного общения.
Идеологический плюрализм закреплен в законе всех государств. Он является основой, которая гарантирует многообразие и плюрализм мнений, идеологических посылов, – разумеется, если в них нет призыва к агрессии, насилию, межэтнической и межрелигиозной розни.
Сама по себе современная структура государства является подтверждением того, что плюрализм в философии тесно связан с нашей обыденной жизнью. Можно предположить, что такое разнообразие во мнениях и мировоззрении возможно лишь потому, что на планете существует великое множество людей, а соответственно, и мнений, к которым добавляются идеологические, региональные, исторические и другие особенности.
Догматики и скептики
Философ-догматик способен как излагать свои собственные теории, так и представлять, интерпретировать мысли других людей, рассуждать о них, выявлять основы, зачастую в позитивном ключе, решительно и конструктивно.
В противовес догмату, философ, скептически настроенный, не разрабатывает ни своего собственного восприятия, ни распространяет чье-либо – он лишь критикует придуманное другими. Налицо некий деструктивизм во мнении, уж такой тут принцип плюрализма.
В широком понимании плюрализм можно разделить на такие подпункты:
- Плюрализм в религиозных вопросах.
- Политический плюрализм в государстве.
- Плюрализм в философии.
- Космический плюрализм (признание того, что Земля – не единственная населенная планета во вселенной).
- Идеологический плюрализм.
Космический плюрализм – противоположность теории о том, что Земля уникальна и больше нигде нет разумной жизни. В последние десятилетия космический плюрализм распространился в обществе, выйдя за рамки узкого круга ученых в людские массы, и стал многими признаваемым представлением.
Воздействие на СМИ
Как это ни странно прозвучит, но такое понятие, как плюрализм, в современных средствах массовой информации отсутствует. Как же так, спросите вы? Ведь на уличных лотках мы видим множество изданий, публикующих новости, мнения, экспертные оценки и так далее.
Так кажется только на первый взгляд. С развитием информационного пространства новостные источники стали напрямую зависеть от рекламных доходов. За рекламу стали платить большие деньги, и это стало основной статьей заработка газет, телеканалов и радиостанций. Для того чтобы увеличить прибыль от рекламы, необходимо расширить аудиторию СМИ. А это достигается путем стандартизации новостей, шаблонности.
Выбирается такая модель, которая приносит больше денег. А учитывая, что практически все средства массовой информации контролируются конкретными корпорациями, из, казалось бы, сотни газет и десятков каналов, у нас всего лишь пара-тройка владельцев всего этого. Да и те ограничены рамками прибыли.
Газета, публикующая непопулярные статьи о проблемах в обществе, экономических, социальных, политических, критикующая ту или иную позицию, да и вообще, не попадающая в категорию “массовости”, заведомо обречена на банкротство. Поэтому и продолжают работать только те СМИ, которые либо приносят прибыль, либо спонсируются определенными лицами для достижения конкретных целей. Плюрализм как таковой здесь напрочь отсутствует. Это же может относиться и к другим сферам – кино, живописи, – такова нынешняя массовая культура. Автор: Андрей Воробьев
от лат. pluralis - множественный) - англ. pluralism; нем. Pluralismus. 1. Философская концепция (Г. Лейбниц, И. Гербарт) противоположная монизму, согласно к-рой все существующее состоит из множества духовных сущностей, к-рые не сводятся к единому началу. 2. Проявление различных мнений, ориентации, многообразия оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. 3. Принцип, утверждающий наличие множества различных взаимозависимых и самостоятельных соц. и полит, групп, партий и организаций; предполагает право каждого человека придерживаться любых взглядов, т. е. инакомыслия.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ПЛЮРАЛИЗМ
лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Г. Лейбница - Х. Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда следует отнести такие направления, как материализм, абсолютный идеализм, эмпириомонизм, феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме и прагматизме, согласно которым каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п.
Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. В современной социальной философии данный тематизм осмысливается в контексте движения социального времени, переводящего П. в пространство интерпретаций терминов прагматизма, а также транслируется в контекст социального пространства, в границах которого П. предполагает сосуществование принципиально разнокачественных сущностей.
Отличное определение
Неполное определение ↓