Меню
Бесплатно
Главная  /  Поделки  /  После бала – анализ произведения. Анализ рассказа Толстого «После бала Что делает главный герой после бала

После бала – анализ произведения. Анализ рассказа Толстого «После бала Что делает главный герой после бала

Прежде, чем перейти непосредственно к анализу рассказа "После бала", коротко рассмотрим историю его создания. В этой статье вы также найдете композиционные особенности произведения и его сюжет. Рассказ "После бала" был опубликован после смерти Льва Толстого в 1911 году, хотя написал он его в 1903. Такая тенденция возвращенной прозы была характерна для того литературного периода. Рассказ основан на реальных событиях. Живя с братьями в Казани, Толстой узнал от брата Сергея подробности его личной жизни. Брат влюбился в дочь военного начальника, но увидя жестокость ее отца, забыл о женитьбе и больше не появлялся в их доме. Эта история произвела огромное неизгладимое впечатление, и позже стала основой сюжета рассказа "После бала".

Толстой долго раздумывал о названии рассказа. Но назвал его именно так, и это немаловажно в анализе "После бала", потому что Толстому важно было показать, как поведет себя человек после определенных обстоятельств, как будет вести себя в новой окружающей среде.

Жанр рассказа и его тема

Произведение "После бала" Толстого - рассказ, потому что повествуется об одном событии и одном главном герое. Прослеживается одна сюжетная линия. Именно рассказы писал Толстой в расцвете своей литературной деятельности. Но в данном рассказе описаны две эпохи: эпоха прошлого, т.е. 40-е годы XIX века, и конец XIX века. Такой прием автор использовал для того чтобы показать, что ничего в общественном устое не поменялось.

Проводя анализ "После бала" Толстого, важно учесть тему произведения. Главная тема рассказа - нравственность. То, как один случай кардинально меняет мировоззрение человека. Подтемой является жизнь солдата. Описана служба длинною в двадцать пять лет, беспрекословность, тяжесть условий.

Другие детали анализа

Идея в рассказе раскрывается через систему образов. Это - Иван Васильевич и полковник. Они являются камнем преткновения. С помощью этих образов Толстой показывает, что не случай решает судьбу, а последствия общественной жизни и социума. Видна вся строгость того времени. В основе рассказа лежит антитеза. Всё произведение построено на контрасте. Начиная от красоты начищенного пола и до страшного наказания; утонченности Вареньки и угрюмости Татарина; звуки флейты и барабана. Образ отца, который изначально вызвал умиление, а потом превратился в злобного старика. Такой приём ярко показал как изменилась жизнь и ее восприятие у Ивана Васильевича.

Давайте посмотрим, кто является главными героями рассказа "После бала":

  • Иван Васильевич. Приятный молодой человек, влюбленный в Вареньку. Он сделал переоценку своей жизни и поступков, увидя зверскую жесткость. Он задумался над тем, что такое человечность и как нужно относиться к людям. После увиденного он решил, что никогда не сделает никому больно.
  • Петр Владиславович. Крепкий старик, который искреннее любит свою дочь. Мужчина обходительный и галантный на балу, добрый хозяин, но в сцене с расправой предстаёт перед читателями в совсем другом свете.

Сюжет и композиция

Некий краткий анализ рассказа "После бала" мы провели. В чем заключается суть сюжета и композиция произведения? Перед нами открывается картина бала, на котором ухоженный полковник с любовью и нежностью танцует со своей дочерью. Именно в этот вечер Иван Васильевич знакомится с Варенькой. Они танцуют вместе, от них невозможно оторвать взгляд. На утро главный герой отправляется домой к возлюбленной. Проходя через город, он замечает, что солдаты ведут татарина к месту наказания. Большим удивлением становится для него то, что руководит этим действом отец Вареньки. Он открывается для него с другой, тайной стороны. Холодный, злой и бесчувственный полковник раздает указания как бить провинившегося. Увидев жениха дочери, он сделал вид будто они незнакомы. После увиденного, юноша меняет свое отношение не только к этой семье, но и к обществу в целом. Время действия рассказа - одни сутки.

Какие события описаны в рассказе? бал у губернаторского предводителя Сцена наказания








«Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ "После бала" строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй»




Полковник на балу Полковника на балу Л.Н. Толстой показывает как человека всеми уважаемого. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик... Сложен он был прекрасно, с широкой небогато украшенной орденами, выпячивающейся грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами», - так описывает полковника Иван Васильевич.


Иллюстрация к рассказу"После бала"


Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный Бал-экзекуция Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка Кадрили, вальсы, польки звуки Неприятная, визгливая мелодия добродушный старичок, богач-хлебосол, жена его добродушная хозяева бала Много чёрных людей, в чёрных мундирах, в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза Варенька-наказуемый Оголённый по пояс, спина его- что- то пёстрое, мокрое, красное, неестественное Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами полковник Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой Доволен, счастлив, блажен, добр, Иван Васильевич Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска






Черновой вариант Окончательный вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил на службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что видел и что сам делал.» «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнавать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился»



Рассказ “После бала” совсем небольшой, но описанных событий в нем много.

Сначала идет описание бала, герой влюблен в юную и прелестную Вареньку, также он очарован и ее отцом, полковником, который произвел впечатление глубоко порядочного и доброго человека. Весь вечер рассказчик только и думал о Вареньке, мечтал о женитьбе на прекрасной девушке. Мысли о девушке насколько полонили нашего героя, что он и заснуть не смог.

Он вышел на улицу и прогуливался, как вдруг перед глазами его предстала совершенно другая сцена: добродушный и вежливый отец Вареньки жестоко наказывал солдата, это насколько шокировало героя, что и любовь к Вареньке сошла на нет.

Рассказ Л.Толстого “После бала” рассказывает нам о душевных переживаниях молодого человека Ивана Васильевича, который был влюблен в дочь полковника. Военачальник и его дочь Варенька так поначалу впечатлили молодого человека, что он решил на ней жениться. Особенно остро состояние влюбленности и восхищение отцом девушки проявилось во время бала, который устроили по случаю Масленицы накануне Прощеного воскресенья. Эти дни предваряют начало Великого поста.

На балу отец и дочь были радостны, милы и радушны. После бала молодой человек не мог уснуть и стал свидетелем наказания солдата, который провинился. Оно было весьма суровым и даже жестоким, но даже такая жестокость не удовлетворила полковника и он ударил уже избитого солдата. Эта сцена поразила Ивана Васильевича до глубины души и он отвратился как от отца, так и от дочери. Этим и заканчивается рассказ.

Первое, – это бал, где Иван Васильевич танцует с Варенькой, любуется ею, влюблен в нее, питается этой влюбленность. Затем танец Вари с ее отцом и восхищение этой семьей.

Второе, – сцена, которую герой видит после бала, на утренней прогулке (не спалось ему от избытка чувств). Тот полковник, которым все восхищались, милый, обаятельный старик превратился в тирана, когда наказывал беглого татарина.

Вся эта история, кстати, имеет реальный прототип, так как реально происходила с братом Льва Николаевича.

Молодой человек, влюбленный в очаровательную Вареньку, на балу видит ее отца и тот производит на него приятное впечатление. Ему кажется, что этот человек добрый и благородный. Но после бала он видит казнь солдата, которого били шпицрутенами. В этой сцене отец Вареньки, полковник, предстает совсем иным. Он равнодушный и жестокий. Осознание этого приводит молодого человека в шоковое состояние. После этого любовь к Вареньке сошла на нет.

Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала. Обратите внимание, как меняются цвета, звуки, чувства в этой части. Некоторые исследователи обращают внимание и на естественный свет раннего утра, противопоставленный искусственному освещению бала. Вместо дам в бриллиантах героя окружают ломовые с дровами на санях, покрытые рогожками извозчики, кузнец в засаленном полушубке и фартуке. В ушах Ивана Васильевича все еще звучит прелестная музыка мазурки, которая, как ему показалось сначала, продолжается и на улице, но прислушавшись, до него доносится «какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка». Белые одежды дам на балу сменяются черными мундирами солдат, собравшихся на улице. И только отец Вареньки был все так же румян, строен и все в тех же домодельных сапогах четко вышагивал рядом с наказуемым и следил, чтобы солдаты опускали палки на спину татарина с соответствующей силой и не «мазали».

Слайд 8 из презентации «После бала» к урокам литературы на тему «После бала»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «После бала.ppt» можно в zip-архиве размером 1404 КБ.

Скачать презентацию

После бала

«Л.Н.Толстой русский писатель» - 1844 - 1847г. СОФЬЯ АНДРЕЕВНА БЕРС В 1862 году Л. Толстой женился на дочери врача. Детство. Л. Толстой « Исповедь». Декабрь 1874 года. Наконец сегодня я получил приказ отправиться к своей батарее, я фейерверкер 4-го класса. Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР. В 1851 году Л.Толстой уехал на Кавказ и поступил добровольцем в артиллерию.

«Кутузов и Наполеон» - Образ Наполеона. В изображении Толстого Кутузов - живое лицо. Большое место в романе “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова роль командующих в боевых действиях? Нестеров Андрей.

«Жилин и Костылин» - И не знает, как выбраться. А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Чеченцы начали вынимать ружья из чехлов и разделились на две партии. Офицерская честь – Если в связке с тобой человек. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. Тихо, светло по горам, как вымерло все. Колесо вертится, а куколки прыгают.

«Урок Война и мир» - Образ дуба в романе. Л.Н. Толстой «Я старался писать историю народа». Роль пейзажей в описании сражения. Василий Денисов в партизанском отряде. Наполеон. Наташа Ростова. Жанр романа-эпопеи. Оборона Смоленска. Пьер у Баздеева Художник М.С. Родионов. Император Александр I. Образ «высокого неба». Итог урока.

Тест по рассказу Л.Н.Толстого "После бала".

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

1.Жанр произведения:

а) повесть

в) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. В основу рассказа положен случай, произошедший:

а) с Л.Н.Толстым

б) с его братом Сергеем

в) с хорошим знакомым

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала

б) особое значение сцены расправы с солдатом

в) важность утра, следующего за балом

5. Число рассказчиков в произведении:

в) несколько

6. Каков тип композиции рассказа

а) рассказ в рассказе

б) повествование от первого лица

7. Отметить место действия рассказа.

а) Петербург

б) Москва

в) провинциальный город

8. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

б) полковника

в) Ивана Васильевича

9. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение

б) восторг

в) возмущение

10. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой дока­зывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка

б) белые усы и бакенбарды

в) «домодельные» сапоги

11. Иван Васильевич о себе говорит: «Был я очень … и … малый, да ещё и …»

Восстановите текст:

а) весёлый и бойкий, да ещё и богатый;

б) богатый и бойкий, да ещё и весёлый;

в) богатый и весёлый, да ещё и бойкий.

12. Как выглядела Варенька на балу? Восстановите текст (запишите слова через запятую):

«Она была в … платье с … поясом и в … лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в … атласных башмачках».

13. Какого цвета было бальное платье Вареньки?

а) белого

б) кремового

в) голубого

14. Какой танец на балу первым танцевали рассказчик и Варенька?

а) полонез

в) мазурку

15. В каком чине был отец Вареньки?

а) полковника

б) майора

в) генерала

16. Чем занимался Иван Васильевич в годы описываемых им событий?

а) служил в гусарском полку

б) служил при канцелярии

в) учился в университете

17. Что танцевали Варенька и её отец:

а) кадриль;

в) мазурку.

18. Что надел отец Вареньки, перед тем как танцевать с ней:

б) замшевую перчатку;

в) военный мундир.

19. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

а) любовь к Вареньке

б) любовь к Вареньке и её отцу

в) любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку

20. После бала у Ивана Васильевича остались какие-то вещи Вареньки.

Что за вещи?

а) перчатка и пёрышко от веера

б) платок и пёрышко от веера

в) перчатки и веер

21. Какую музыку услышал Иван Васильевич, когда вышел на поле, где был дом Вареньки?

а) весёлую, звонкую;

б) жёсткую, нехорошую;

в) грубую, резкую.

22. Звуки, каких музыкальных инструментов, сопровождали казнь солдата?

а) барабана и бубна

б) трубы и барабана

в) флейты и барабана

23. За что наказывали солдата?

а) за неподчинение приказу

б) за кражу

в) за побег

24. Что описано в рассказе как "пестрое, мокрое, красное, неестественное"?

а) лицо полковника

б) спина наказываемого солдата

в) лицо наказываемого солдата

25. Что сделал полковник солдату, недостаточно сильно опустившему свою палку на спину наказываемого?

а) приказал избить палками

б) ударил в грудь

в) ударил по лицу

26. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, ока­зался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

а) искренне верит в необходимость жестокой расправы

б) на балу надел «маску» добропорядочности

в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности

27. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.

а) нет, он не хочет рассуждать

б) да, он негодует, выступает против произвола

в) нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного

28. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу.

а) негодование

б) бессилие

29. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.

а) поведение полковника несовместимо с чувством любви героя

б) случившееся убедило героя в невозможности любви

в) случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел

30. Отметить, чем закончилась история любви героя.

а) благополучно

б) любовь пошла на убыль

в) герой резко порвал отношения с любимой

Ответы:

1 – В 2 – В 3 – Б 4 – В 5 – Б 6 – А 7 – В 8 – В 9 - Б 10 – В 11 – А 13 – А14 – Б 15 – А 16 – В

17 – В 18 – Б 19 – В 20 – А 21 – Б 22 – В 23 – В 24 – Б 25 – В 26 – В 27 – В 28 – В 29 – В 30 - Б