Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Предыстория фамусова в комедии горе от ума. Образ и характер Фамусова в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич

Предыстория фамусова в комедии горе от ума. Образ и характер Фамусова в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич

В сатирической комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» гости, собранные в доме барина Павла Афанасьевича Фамусова, совершенно не случайно оказались героями с нарицательными характеристиками. Раскрывая тему «Фамусов: цитатная характеристика» и разбирая образ хозяина дома Фамусова, стоит отметить, что практические каждое произнесенное его слово выступает в защиту «века страха и покорности». Он любитель поучать молодежь и хочет, чтобы она брала пример со старшего поколения, которое всегда отдавало предпочтение лести и низкопоклонству. Эти качества, по его словам, всегда помогали продвинуться по карьерной лестнице, а значит, и разбогатеть, а большего и желать не надо было.

Дядя Фамусова

Всегда с большим удовольствием вспоминает своего покойного дядю Максима Петровича Фамусов, цитатная характеристика которого звучит примерно так: «Едал не то на золоте, не то на серебре, но если надо было подслужиться, то сгибался вперегиб». Для Фамусова он ведь в свое время дядя был богатым вельможей, жившим во времена правления Екатерины Великой. Фамусов восторженно рассказывает о том, как Максим Петрович случившийся с ним конфуз на приеме во дворце у императрицы использовал себе во благо, разыграв смешного шута, чем обрел благосклонное внимание Екатерины. После чего стал самым почитаемым и уважаемым при дворе вельможей.

Для Фамусова тот высокий государственный чин, который он занимал, не был чем-то важным, он даже не старался вникнуть в суть дела, подписывал бумаги, не читая, как сам он говорил: «Подписано, так с плеч долой». Дочка Софья отмечает, что отец «брюзглив, неугомонен, скор…».

Дядя Грибоедова

Если изучать глубже тему «Цитатная характеристика: «Горе от ума», Фамусов», то прототипом героя Фамусова для писателя Грибоедова послужил его собственный дядя - Алексей Федорович. В своем отрывке «Характер моего дяди» автор отмечает, что характер дяди буквально господствовал лет 20 тому назад. Эту давность Грибоедов называет временами пороков и любезности, считая, что снаружи в нравах было рыцарство, а в сердцах - полная пустота чувств.

Но тут сходство дяди с Фамусовым выявлено лишь в нескольких чертах - бытовых и психологических. В образе Фамусова много всякого типичного, он отождествляет собой большое количество представителей аристократической московской знати. В то время было много дуэлей, при этом многие имели какую-нибудь страсть, например, обмануть мужчину в карты, женщину в любви, а подчиненные зачастую строили своим начальникам подлости, давая обещания и не исполняя их.

Автор дальше объясняет, что если говорить по-простому, то всякий был бесчестный в душе и лживый на языке. И добавляет: «Кажется, нынче этого нет, а возможно, и есть». Но дядю своего он причисляет именно к той эпохе. Он говорит о нем, что дядя мог драться как лев с турками под командованием Суворова, а потом в передних дворцов Петербурга пресмыкался перед случайными людьми, а в отставке и вовсе жил сплетнями.

Фамусов - типичный представитель своего общества

Но, как было сказано раньше, к службе Фамусов не горит, а больше боится скопления бумаг. Развивая дальше тему «Фамусов: цитатная характеристика», надо отметить, что жизнь этого государственного чиновника заполнена не чем иным, как посещением разных приемов, званых обедов и ужинов, крестин и именин. Да и на службе Фамусов окружает себя родственниками, чтобы помочь им подняться по карьерной лестнице и не столь важно, специалист он в этой области или нет, главное, чтобы потом «порадеть родному человечку» и вовремя представить его к ордену.

Фамусов: цитатная характеристика

Фамусов оценивает людей по их чинам и богатству, а для Софьи он ищет подходящего человека, говоря ей: «Кто беден, тот тебе не пара». По его мнению, жених тот, у кого хоть пару тысяч душ наберется. А служанка Лиза подмечает, что ее отец желал бы зятя с чинами и звездами.

В споре с Чацким Фамусов делает свои выводы, заключающиеся в том, что «ученость - вот чума». Он говорит: «Забрать бы книги бы да сжечь». и просвещенность человека не интересуют Фамусова, ему важна знатность и материальное положение, в то время как его оппонент Чацкий резко критикует устаревшие консервативные взгляды московского общества, которые рано или поздно заведут в тупик.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» относится к тем произведениям, которые не теряют своей остроты и актуальности с течением времени. Более того, чем больше лет отделяет их от момента создания, тем большую ценность они представляют. Так происходит с драгоценными винами, живописными полотнами, скульптурами, зданиями и т. д.

Фабула и сюжет

Напомним для начала, что такое фабула и сюжет. Это важнейшие литературоведческие понятия, без знания которых невозможно проанализировать ни одно Фабулой принято называть череду событий, сменяющихся одно другим по ходу содержания. В комедии это утро в доме Фамусова, случайное столкновение его со своим секретарём в апартаментах Софьи. Затем ещё более неожиданный приезд в Москву Чацкого, его визиты, разговоры с Афанасием Павловичем, попытка выяснить, кто стал удачливым соперником. Наконец, бал, кульминация всех интриг и хитросплетений, слухи о том, что Чацкий сумасшедший. Разочарования Софьи, ужас Фамусова и бегство молодого «карбонария» вон из Москвы. А что касается сюжета и конфликта, то их связывают, по сути, два персонажа: Чацкий и Фамусов. Характеристика их и поможет определиться с основными параметрами произведения. Разберёмся подробнее, что же представляет собою последний.

Олицетворение барской Москвы

В комедии первая столица России является олицетворением старинного уклада жизни, формировавшегося веками. Блеск и роскошь ассоциируются в первую очередь с минувшими временами Екатерины II. Этот век и считает идеальным Фамусов. Характеристика героя хорошо укладывается в значение его фамилии, которую Грибоедов выбрал для персонажа не случайно. «Фама» по-латыни означает «молва». Молвы, огласки, чужих досужих разговоров и боится Павел Афанасьевич. У него две «страшилки»: «как бы чего не вышло» и «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Однако важно ещё одно значение фамилии «Фамусов». Характеристика персонажа как человека известного, пользующегося влиянием, уважением в обществе, тоже ему соответствует. Недаром перед героем заискивают, его покровительства ищут, а ко мнению прислушиваются. По замыслу Грибоедова, именно Фамусов (характеристика его в комедии доказывает это) олицетворяет собою старинную барскую Москву: хлебосольную, любящую погулять, посплетничать, соблюдающую этикет и внешние правила приличия, хранительницу домостроевских, патриархальных, самодержавно-крепостнических традиций.

Основные черты характера

Какую же роль играет в «Горе от ума» Фамусов? Характеристика Павла Афанасьевича совершенно недвусмысленна. Он уже в годах, вдовец, но обладает отменным здоровьем, что позволяет ему волочиться за хорошенькой Лизой, выставляя себя в то же время примерным, скромным, степенным семьянином и отцом перед Софьей. В угоду моде и новым временам он вынужден обучать дочь «по-французски», танцам и «всем наукам», одевать в иностранных магазинах на Кузнецком мосту, а сам с праведным гневом отзывается о науках, просвещении. По его мнению, учёность - «вот чума», источник инакомыслия, революционных идей, всего нового, что грозит сместить привычный и удобный герою ход вещей, самодержавный строй, сломать тот уклад, на котором базируется и власть Фамусова, и богатство. Умный, хитрый и расчетливый, этот «старинный русский барин» тоскует о временах «Максима Петровича», когда высокие чины и звания, награды и жалования раздавались не по заслугам и достоинствам, а на основе лести, низкопоклонства, угодничества и наушничества. Закоренелый крепостник и ретроград, смотрящий свысока на тех, кто беден, он с удовольствием выступает в роли благодетеля, как в случае с Молчалиным. Свое твёрдое убеждение он высказывает Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Это тоже вполне яркая «Горе от ума», по сути, это портрет двух эпох: «века минувшего» и сплотившихся вокруг него Скалозуба, княгини Марьи Алексеевны, князей Тугоуховских, самого Фамусова, а также «века нынешнего», олицетворением которого стал одиночка Чацкий.

Как утверждают критики, в комедии победа осталась за Чацким. Но очень сомнительная, напоминающая больше поражение. А резонёры Фамусовы, увы, были, есть и продолжают быть, оставаясь основной, рутинной частью общества.

Фамусов - убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия.

О Фамусове Гоголь замечает: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества».

Облик Фамусова, типичного представителя реакционного московского барства, воплощен не только в «Горе от ума». Фамусовские черты отмечает в своих стихотворных характеристиках барской среды той эпохи молодой Пушкин. О них пишут и говорят многие современники Грибоедова, его друзья декабристы.

Примечательно, что в августе 1819 г. в речи на заседании Библейского общества в Киеве декабрист М. Ф. Орлов ярко нарисовал напоминающий Фамусова облик реакционера-крепостника, «любителя… не добродетелей, но только обычаев отцов наших, хулителя всех новых изобретений, врага света и стража тьмы», мечтающего о том, чтобы повергнуть Россию «к прежнему невежеству и оградить непроницаемой стеной от набегов наук и художеств».

В изображении барской Москвы «первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу, которые дают читателю ключ к пониманию целого исторического периода и которые своими типическими и резко обозначенными физиономиями объясняют нам и низкопоклонство Молчалина, и глупую сентиментальность Софьи, и бесплодное красноречие Чацкого. Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя» ‘. Такую оценку комедии дал Д. И. Писарев.

Разоблачая реакционность крепостнического общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет русскую жизнь господство Фамусовых. Непримиримая вражда фамусовского лагеря к культуре и просвещению означала решительный отказ большинства дворянства от социального и духовного прогресса.

С поразительной исторической точностью и конкретностью грибоедовская сатира отражает широкий круг явлений, связанных с усилением крепостнической реакции в России 20-х гг. Многое из того, о чем говорят действующие лица комедии, остро напоминало современникам о фактах и событиях, происходивших на их глазах. Так, к негодующим словам старухи Хлёстовой:

* И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
* От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
* Да от Ланкартачных взаимных обучений…

можно привести вполне точный, реальный комментарий. Пансионы и лицей - это, конечно, пансион при Московском университете, воспитанником которого был Грибоедов, и Царск

    Комедия Грибоедова “Горе от ума” - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...

    В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью...

    Они жили в самом начале XIX века... Рылеев, Одоев­ский, Кюхельбекер... Их лира поэтически воплощала ос­новные лозунги декабристов - свобода, справедливость, братство! Молодой Грибоедов был тесно связан с передо­выми людьми из тайных обществ. Его Чацкий...

    А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных...

  1. Новое!

Павел Афанасьевич Фамусов - одно из главных действующих лиц комедии, пред­ставитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он извес­тен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимо­му, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Пет­рович, играл при дворе Екатерины II значи­тельную роль. Его «домашние друзья» - князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.

Фамусов - вдовец, он любит дочь, забо­тится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за бо­гатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежно­стью к кругу знатных московских дворян, из­вестен гостеприимством, живет на широкую ногу. Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатери­ны II. Фамусов - сторонник крепостных по­рядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмот­рению представляется ему законным и впол­не справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим до­стоинством. Ругает их, не стесняясь в выра­жениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птица­ми ходить». Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину - секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («...и будь не я, коптел бы ты в Твери...»). Служебные дела Фамусо­ва сводятся к подписыванию подготовлен­ных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

На службе Фамусов окружил себя родст­венниками, считая достойной похвалы та­кую заботу о родне. Он с гордостью гово­рит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а пото­му как «деловой»:

Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

Самое важное для Фамусова-чиновни­ка - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким обра­зом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Пет­рович - подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то веч­но цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».

Фамусов восхищается и Кузьмой Петрови­чем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на бога­той был женат». Таким людям Фамусов стре­мится подражать. Их способ получения чи­нов и денег он считает самым верным.

Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасше­ствии Чацкого, считает, что болезнь унасле­дована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фаму­сов считает учение, то есть науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И заканчивает свою мысль категоричес­ким требованием:

Нет! Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь!

Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гуверне­рами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сер­дец!» Однако сам следует этой моде:

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Учителей, которых нанимали для обуче­ния детей «числом по более, ценою поде­шевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», - поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного об­разца, когда в глазах пример отца».

Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодо­брением он относится к двоюродному бра­ту Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему - он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называ­ет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий вы­сказывается против того строя, тех поряд­ков, которые являются для Фамусова осно­вой всего его благополучия.

В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий

Меню статьи:

В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.

Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.

Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.

Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.

Семейная жизнь Фамусова

В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.

Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.

Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.

Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.

Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.


Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.

Государственная служба Фамусова

С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.

Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».

Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.

Личностные качества и привычки Фамусова


В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.

Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.

«Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение. При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.

Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».

Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.

Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:

На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Изволили смеяться; как же он?
Упал вдруго́рядь – уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.

Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.

Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.

К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.

Конфликт Чацкого и Фамусова

Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».

Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:

В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? – Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово – приговор, –
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их…

Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.