Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему. Правописание суффиксов глаголов -ова-, -ева

Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему. Правописание суффиксов глаголов -ова-, -ева

1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую/ -юю: заведую – заведовать – заведовал; ночую – ночевать – ночевал. Если же в указанной форме глагол оканчивается на неударяемые -ываю, -иваю, то в неопределенном форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс: разведываю – разведывать – разведывал; застраиваю – застраивать – застраивал.
2. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать, -ваю, имеют перед суффиксом -ва – ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть – одолевать, залить – заливать. Исключение: застрять – застревать, затмить, продлить и др. Не следует смешивать глаголы увещевать – увещеваю (с ударяемым -ва -) и усовещивать – усовещиваю (с безударным -ва -).
3. В глаголах (о)деревенеть, (о)леденеть, (о)кровенеть, (о)стекленеть, (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.
4. Гласные е и и в суффиксах, сходных по происхождению глаголов переходных и непереходных. Следует различать однокоренные глаголы с суффиксами -е – и -и – при употреблении с приставками о-, обез– (обес) . В непереходных глаголах, обозначающих состояние, протекающее само по себе, пишется суффикс -е -: Края наши, раньше богатые зверем, ныне совсем обезлесели. В переходных глаголах, обозначающих воздействие на предмет, пишется суффикс -и -: Частые пожары совсем обезлесели наши края.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правописание суффиксов - ева - (- ова -), -ива- (- ыва -) в глаголах Урок в 6 классе

Какую гласную надо писать перед - ва? п одсматр.. вать о перир.. вать з агад.. вать к оманд... вать н оч.. вать

Перепишите данные глаголы в два столбика: в один – с суффиксами - ова -, - ева - , в другой – с суффиксами -ива-, - ыва - . Участвовать, обманывать, выздоравливать, любопытствовать, горевать, завидовать, рассказывать, советовать, обдумывать, воевать.

Поставьте каждый из этих глаголов в форму 1-го лица ед. числа настоящего времени Разгадывать – разгадываю б еседовать – беседую.

Сравните глаголы. Чем они отличаются? в ыздоравл ива ть – выздоравл ива ю о бдум ыва ть - обдум ыва ю з авид ова ть – завид ую с овет ова ть - совет ую -ива-, - ыва - - ова -, - ева -

Ответ-правило: Если в глаголах настоящего или будущего времени нет суффикса (суффикс выпадает), то пишется - ова -, - ева - , а если суффикс сохраняется, пишется -ива-, - ыва - .

Ставлю глагол в форму 1-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени и смотрю, на что оканчивается: н а - ываю (- иваю) Вывод: п ишу - ыва -, -ива- . на - ую (- юю) Вывод: п ишу - ова -, - ева - .

Замените словосочетания глаголами с суффиксами -ива- , - ыва - или - ова -, - ева - Вести беседу, проводить исследование, испытывать зависть, проводить демонстрацию (опыта), вести расследование, проявлять настойчивость, отдавать приказ, давать совет, принимать участие, выражать сочувствие, делать ремонт, хранить безмолвие, осуществлять контроль.

От данных существительных образуйте глаголы прошедшего времени с помощью суффиксов - ива-, - ыва - или - ова -, - ева - Интерес Аплодисменты Редакция Расход Упаковка Зарисовка Загадка Остановка Доклад Интерес ова лся Аплодир ова л Редактир ова л Расход ова л Упаков ыва л Зарисов ыва л Загад ыва л Останавл ива л Доклад ыва л

Вставьте по смыслу пропущенные слова. Дениска любил играть в шахматы, но очень огорчался, если … Как все …, когда в дверях появился Дед Мороз! Шерлок Холмс умел … самые загадочные преступления. Скоро сказка …, да не скоро дело делается. Дельфины высоко … из воды и … рыбу из рук человека. При неудачах не стоит …, надо всегда надеяться на лучшее.

Проверьте: Дениска любил играть в шахматы, но очень огорчался, если проигр ыва л. Как все обрад ова лись, когда в дверях появился Дед Мороз! Шерлок Холмс умел расслед ова ть самые загадочные преступления. Скоро сказка сказ ыва ется, да не скоро дело делается. Дельфины высоко выпрыг ива ют из воды и выхват ыва ют рыбу из рук человека. При неудачах не стоит отча ива ться, надо всегда надеяться на лучшее.

Что необходимо запомнить?


УРОК НА ТЕМУ

«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»

Урок по данной теме проходил с использованием карточек с печатной основой. Такую карточку получает на уроке каждый ученик.

Карточки используются при объяснении нового материала и для последующей отработки орфографических навыков. Использование подобных карточек дает возможность быстро и четко провести повторение и подготовительную работу, сэкономить время, увеличить количество упражнений для закрепления изученного.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием карточки «Уважаемое Словообразование». Отвечая на поставленный вопрос, ученики заполняют карточку (все вписанное учениками выделено курсивом):

Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

осен н ий ← осень вид е л ← видеть

(На доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)

Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умыва е тСЯ, расчесыва е тСЯ, одева е тСЯ, соб и ра е тСЯ

(Учитель переворачивает картинку. На обратной стороне - изображение аккуратной девочки.)

Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил → выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Карточка «Загадки Словообразования»:

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

доклад о ы вать, команд о ы вать,

Гор е и вать, наста е и вать.

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах ова- (-ева-), -ыва (-ива-)».

- Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока - познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материалом.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:

Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

гор и е ватъ, доклад о ы вать

1. Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед. ч.

Я что делаю? что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

↓ ↓

Ую, -юю -ываю, -иваю

↓ ↓

Ова, -ева- -ыва-, -ива-

Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ - горЕВАть.

командУЮ - командОВАть.

настаИВАЮ - настаИВАть.

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах -ова-, ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)

Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказку. Такой ассоциативно-образный подход позволит представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы -ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности - просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАтъ

командУю

командУЕешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами - о, е.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.

4. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму.

Учащиеся получают карточки с пропусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).

1. Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная в суффиксе уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе. Далее задания будут постепенно усложняться.)

Его усиленно угощали, (потчевали - потчУЮ)

Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал - подстёгИВАЮ)

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать - опаздЫВАЮ)

Раненому сделали операцию, (прооперировали - прооперирУЮ)

Улицу покрыли асфальтом, (заасфальтировали - заасфальтирУЮ)

Два часа я гулял по улице, (прогуливался - прогулМВАЮсь)

Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, пр..оперировали, потчевали, опаздывать, пр.. гуливался.

2. Объясните смысл пословиц. Произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.

Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горевать.

Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (бесе-дУЮ) беседовать.

Новых друзей (жИть) наживай, а старых не теряй.

Последний глагол является «провокационным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать внимание учащихся и подчеркивают необходимость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограмма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбираем гласную в суффиксе глагола.

3. Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.

подливать масла в огонь усердствовать

набрать в рот воды подзадоривать

из кожи вон лезть безмолвствовать

5. Промежуточный контроль,

Самостоятельная работа.

Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в таблицу, выделяем суффикс.

1. -ыва- Оправдывать - атаковать.

2. -ова Воспит..вать - торжеств..вать.

3. -ова- Лакир..вать - испыт..вать.

4. ова Доклад..вать - исслед..вать.

5. -ова- Записывать - чувств..вать.

6. -ова- Негод..вать - откус..вать.

7. -ыва- Действ..вать - образов..вать.

оправдывать

торжествовать

лакировать

исследовать

чувствовать

негодовать

образовывать

Проверка:

Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку. Разбираем допущенные ошибки.

6. Самостоятельная работа.

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы.

Использ о вать, жал о ваться, танц е вать,

расспраш и вать, отпляс ы вать, откап ы вать,

высчит ы вать, вспах и вать, пропал ы вать,

склад ы вать, попроб о вать, затраг и вать,

проветр и вать, дн е вать и ноч е вать.

Самопроверка по записи на доске:

О О Е И

Ы Ы Ы И

Ы Ы О И

И Е Е

Выставление отметок, разбор допущенных ошибок.

7. Подведение итога урока

Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.

8. Дополнительный материал .

Коварные суффиксы.

смотреть - рассмАтривать - (смОтр)

прополоть - пропАлывать - (пОлет)

умолчать - умАлчивать - (мОлча)

Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами ыва-, ива. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.

Вечер встречи видовых пар.

Ослабеваю - ослабеть. Повелеваю - повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.

Домашнее задание: придумайте и нарисуйте знак, запрещающий использовать данные суффиксы для проверки безударной гласной в корне слова; доделайте задания на карточке.

9. Домашнее задание (на карточке):

1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

команда - _____ расход - _____

зависть - _____ участие - ________

горе - _______ сочувствие -_______

2. К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

обвинять - _________ копить - __________

печалиться - молчать -

3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти - ___

покрывать лаком - _____________________________________________,

быть шефом - __________________________________________________,

принимать участие - ____________________________________________,

ездить по новым местам - _______________________________________,

проводить расследование - _______________________________________,

посылать телеграмму - _________________________________________,

дать совет -__________________________________________________ .


Правописание суффиксов различных частей речи кроме -Н-/-НН- входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 10).

Правописание суффиксов существительных

В существительных чаще всего проверяется правописание суффиксов -ЕК-/-ИК-. Суффиксы -ОК- и -ОН- пишутся единственным образом.

Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-

Если поставить существительное в родительный падеж единственного числа, и гласная в суффиксе исчезла, то в слове пишется суффикс -ЕК-. Иначе – суффикс -ИК-.

Например:

  • Ключик – суффикс -ИК-, так как в родительном падеже единственного числа «ключика» гласная в суффиксе не пропадает.
  • Замочек – суффикс -ЕК-, так как в родительном падеже единственного числа «замочка» гласная в суффиксе пропала.

Суффиксы -НИК-, -ЧИК-, -ЩИК-, -ИН-, -ИЦ-, -ЕЦ- можно проверить таким же способом.

Правописание суффиксов прилагательных

В прилагательных чаще всего проверяется написание суффиксов -К-, -СК- и -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЧАТ-, -ЕВ-/-ИВ-.

Правописание суффиксов -К- и -СК-

Если прилагательное качественное (т.е. оно имеет степени сравнения) или оно образовалось от существительного с основой, заканчивающейся на К, Ч или Ц, то пишется суффикс -К-. Иначе пишется суффикс -СК-.

Например:

  • Низкий – суффикс -К-, потому что прилагательное качественное.
  • Немецкий – суффикс -К-, потому что прилагательное образовалось от существительного немец, заканчивающегося на Ц.
  • Французский – суффикс -СК-, так как прилагательное не качественное и оно образовалось от существительного француз, основа которого не заканчивается на К, Ч или Ц.

Правописание суффиксов -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЧАТ-, -ЕВ-, -ИВ-

Суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- и -ЧАТ- всегда пишутся единственным образом.

Например:

  • Причудливый – суффикс -ЛИВ-
  • Усидчивый – суффикс -ЧИВ-
  • Репчатый – суффикс -ЧАТ-

Суффикс -ЕВ- пишется только без ударения, а суффикс -ИВ- пишется только под ударением. Исключения: милостивый, юродивый.

Например:

  • Фланелевый – суффикс -ЕВ-, т.к. без ударения
  • Правдивый – суффикс -ИВ-, т.к. под ударением

Главное – отличать суффиксы -ЕВ-/-ИВ- и -ЛИВ-, -ЧИВ- друг от друга. Для этого нужно правильно выполнять морфемный разбор слова.

Правописание суффиксов причастий

В причастиях чаще всего проверяется написание суффиксов -А-, -Я-, -Е- и -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-, -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-.

Правописание суффиксов А, Я и Е

Для проверки гласной в суффиксе нужно обратиться к начальной форме глагола (инфинитиву) и посмотреть, какой суффикс используется там. Если глагол заканчивается на -АТЬ или -ЯТЬ, то в суффиксе причастия пишется А или Я. Во всех остальных случаях в суффиксе причастия пишется Е. В причастиях и деепричастиях перед суффиксом -ВШ- используется тот же суффикс, что и в инфинитиве.

Например:

  • Запутанный – суффикс -А-, так как образовано от запутать (заканчивается на -АТЬ)
  • Засеянный – суффикс -Я-, так как образовано от засеять (заканчивается на -ЯТЬ)
  • Клееный – суффикс -Е-, так как образовано от клеить (заканчивается не на -АТЬ или -ЯТЬ)

Правописание суффиксов -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ- и -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-

Чтобы проверить, какая гласная пишется в суффиксе, нужно определить спряжение глагола , от которого образовано причастие. Если глагол первого спряжения, то используются суффиксы -ОМ-, -ЕМ- и -УЩ-, -ЮЩ-, если второго, то -ИМ- и -АЩ-, -ЯЩ-.

Например:

  • Зависимый – суффикс -ИМ-, так как образовано от глагола зависеть 2 спряжения
  • Лелеемый – суффикс -ЕМ-, так как образовано от глагола лелеять 1 спряжения
  • Тающие снега – суффикс -ЮЩ-, так как образовано от глагола таять 1 спряжения
  • Клеящий – суффикс -ЯЩ-, так как образовано от глагола клеить 2 спряжения

Правописание суффиксов наречий

В наречиях обычно проверяется написание суффиксов -О- и -А-.

Правописание суффиксов -О- и -А-

Если наречие образовано суффиксальным способом (только с помощью суффикса), то пишется суффикс -О-. Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом (с помощью приставки и суффикса одновременно), то при приставках ИЗ-, ДО- и С- пишется суффикс -А-, а при приставках В-, НА- и ЗА- пишется суффикс -О-.

Например:

  • Издавна – образовалось от прилагательного давний приставочно-суффиксальным способом, а при приставке ИЗ- пишется суффикс -А-.
  • Направо – образовалось от прилагательного правый приставочно-суффиксальным способом, а при приставке НА- пишется суффикс -О-.
  • Изначально – образовалось от прилагательного изначальный суффиксальным способом (хотя в слове есть приставка ИЗ-, она уже была в прилагательном), поэтому пишется суффикс -О-.

Правописание суффиксов глаголов и деепричастий

В глаголах обычно проверяется написание суффиксов -ЕВА-/-ОВА- и -ИВА-/-ЫВА-.

Правописание суффиксов -ЕВА-/-ОВА- и -ИВА-/-ЫВА-

Чтобы проверить гласную в суффиксе глагола, нужно поставить его в форму первого лица единственного числа. Если суффикс исчезает, то пишется -ЕВА- или -ОВА-, если суффикс сохраняется, то -ИВА- или -ЫВА-. В существительных, причастиях и деепричастиях, образованных от глаголов с данными суффиксами, суффиксы пишутся по тому же правилу.

Например:

  • Горевать – суффикс -ЕВА-, так как в форме первого лица единственного числа он пропадает (горюю)
  • Усваивать – суффикс -ИВА-, так как в форме первого лица единственного числа он сохраняется (усваиваю)

Стоит отличать суффиксы -ЕВА- и -ИВА- от суффиксов -Е-/-И- и -ВА-. Если из глагола можно убрать -ВА-, и такое слово существует, то в нем 2 суффикса -Е-/-И- и -ВА-, в противном случае суффикс только один.

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени

Гласную в суффиксе глагола прошедшего времени можно проверить, поставив глагол в инфинитив. В глаголе прошедшего времени используется тот же суффикс, что и в инфинитиве перед -ть.

Например: обидел – суффикс -Е-, так как в инфинитиве обидеть пишется суффикс -Е-.

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда - командовать;
  • проба - пробовать;
  • зависть - завидовать;
  • волнение - волноваться;
  • расход - расходовать;
  • горе - горевать;
  • беседа - беседовать;
  • участие - участвовать;
  • чувство - чувствовать;
  • сочувствие - сочувствовать;
  • штрих - штриховать.

Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.

Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

  • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

Примеры слов, в которых он выделяется:

Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

Суффиксы в причастиях

Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

  • ослабе-ва´-ть;
  • запоте-ва´-ть;
  • поли-ва´-ть;
  • проде-ва´-ть;
  • напе-ва´-ть.

Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

  • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
  • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
  • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
  • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
  • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

Суффикс -е-

Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

  • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
  • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
  • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
  • побел-е-ть (от чего?) от старости.

В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

Гласные перед суффиксом -л-

Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

  • вертеть - вертел;
  • веять - веял;
  • затеять - затеял;
  • зависеть - зависел;
  • измерить - измерил;
  • каяться - каялся;
  • кланяться - кланялся;
  • лелеять - лелеял;
  • надеяться - надеялся;
  • объездить - объездил;
  • отчаяться - отчаялся;
  • приклеить - приклеил;
  • реять - реял;

  • слушать - слушал;
  • сеять - сеял;
  • чистить - чистил;
  • чуять - чуял.

Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

Задание для закрепления

Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.