Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Презентация на тему "изображение русского дворянства в романе дубровский ". Тема сочинения Дворянское общество в повести «Дубровский Изображение дворянства в романе дубровский

Презентация на тему "изображение русского дворянства в романе дубровский ". Тема сочинения Дворянское общество в повести «Дубровский Изображение дворянства в романе дубровский

Слайд 2

Проблемный вопрос.

Слайд 3

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Слайд 4

ПЛАН

«Благородные» черты характера. «…Увеселения русского барина!» Неравенство слуг и господ. Защита чести Крестьяне и дворовые.

Слайд 5

Главные черты «благородных» дворян в лице Троекурова и «хорошие» качества Дубровского.

Жестокость. Ненависть Лесть Бесчестность Грубость Своенравие Справедливость Гордость Независимость Деликатность

Слайд 6

Увеселения Барщины

«…Стравливание медвежат с кошками и щенятами.») «В телегу впрягали пару медведей… сжали в нее гостей и пускали их скакать на волю Божью…» «Проголодавшегося медведя запрут в комнате, привязав его веревкою… приведут новичка… втолкнут его к медведю…несчастную жертву оставят наедине с косматым пустынником…» «… Любили охоту, хотя это было одно убийство.» Кровожадность и жестокость «Господ» проявляется в их ужасных развлечениях.

Слайд 7

Неравенство личности в романе.

«… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.» (О Троекурове.) «... Дубровский проучил своих пленников прутьями коими запаслись они же в его же роще, а лошадей отдал в работу приписав к барскому скоту. (О Дубровском – старшем) Дворяне обходились с крестьянами, как с вещами, но некоторые находили такое положение нормальным и кичились богатством господ и их влиянием в обществе.

Слайд 8

ЗАЩИТА ЧЕСТИ

Издевательства над людьми не редко приводили к тому, что человек сам пытался защитить себя, защитить свою честь. «…Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил…» «…Я не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения.» (А.Г.Дубровский) «…Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока вы не вышлете мне псаря Парамошку…Я не шут, а старинный дворянин!» (А.Г.Дубровский)

Слайд 9

Малые люди в романе.

Крестьяне и дворовые, хоть и ниже по положению в обществе, но и они формируют отношения между своими хозяевами, и они же страдают из-за них. «… Кирила Петрович засмеялся, при дерзком замечании своего холопа» «… Дубровский проучил крестьян прутьями.»

Актуальность данного исследования в настоящее время обосновывается тем, что мы должны знать историю русского народа. Дворянство - неотъемлемая часть этой истории. Ярче нам понять особенности жизни, характера дворян может русская литература.

Объектом данного исследования является роман «Дубровский» А. С. Пушкина.

Предметом - особенности изображения быта и нравов русского дворянства.

Цель - рассмотреть особенности изображения быта и нравов русского дворянства.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :

1. Рассмотреть особенности изображений быта.

2. Рассмотреть особенности изображений нравов.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать полученные результаты школе при изучении литературы или истории.

В заключении мы подводим итоги о проделанной нами исследовательской работе.

Изображение быта и нравов русского дворянства

в романе «Дубровский» А. С. Пушкина

Быт русского дворянства

Говорить о дворянстве и купечестве сложнее, чем о крестьянстве, в силу того обстоятельства, что среди этих сословий существовали собственные классы, и жизнь внутри каждого класса могла сильно отличаться от других. То, что считалось зазорным для представительниц дворянской элиты, было нормой для провинциальных мелкопоместных дворян, и наоборот. Тем не менее, было, конечно же, что-то общее.

Мы представляем себе жизнь русского дворянства по книгам классиков: балы, псовая охота, воспитание гувернёрами-иностранцами, военная служба, собрания и бесконечные приёмы гостей.

В произведениях А. С. Пушкина даётся изображение жизни провинциальных дворян.

Обратим внимание на роман «Дубровский», где представлена жизнь двух соседей-дворян Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова.

Дом Троекурова постоянно полон гостями. Это подтверждают строчки: «Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения». Но надо сказать, что такой образ жизни в большей степени вели придворные дворяне, а жизнь тех, кто занимал низшие ступени на иерархической лестнице дворянства, было не столь помпезным.

Дворяне любили развлекать себя псовой охотой. Не исключением были и богатый Троекуров, и бедный Дубровский. Вот как описывает А. С. Пушкин данное увлечение: «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривалего по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

Обязанность мужчин - военная служба, защита своего государства. На военной службе были и Троекуров, и Дубровский-старший, и Дубровский-младший.

В романе сказано, что Дубровский-старший и Троекуров служили вместе. Вот как этот момент помогает А. С. Пушкину охарактеризовать героев и указать на их взаимоотношения: «Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера».

Военное образование получил и главный герой романа - Владимир Дубровский. Он «воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». В этом фрагменте мы видим, что А. С. Пушкин отмечает и ещё одну особенность военной молодёжи - жизнь за счёт родителей, игры в карты, растущие долги.

Дворяне особое внимание уделяли воспитанию и образованию своих детей. Дворяне приглашали в качестве учителей своим детям иностранцев. Домашнее образование было подготовкой к дальнейшей ступени получения знаний.

Об образовании своих детей заботится и Троекуров. А. С. Пушкин отмечает: «Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское». Для получения дальнейшего образования дворянский ребёнок отправлялся в учебное заведение, покидая родной дом в раннем возрасте: «Он [Владимир Дубровский] лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на 8-м году своего возраста - со всем тем он романически был к нему привязан, и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».

Домашнее образование получали не только мальчики, но и девочки. Правда, требования к молодым дворянкам были не такими строгими. Очень часто барышни постигали особенности жизни, читая французские романы. Примером такого воспитания является романтичная Маша Троекурова. Так о её воспитании пишет автор: «Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей 18 века, была отдана в ее распоряжение. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме Совершенной Поварихи, не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом, совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими».

В романе А. С. Пушкин даёт изображение жизни провинциальных дворян на примере двух семей: Троекуровых и Дубровских. Он показывает типичную жизнь дворянства того времени: домашнее воспитание гувернёрами и учителями-иностранцами, военная служба, увлечение дворянами псовой охотой, приёмы гостей.

Нравы русского дворянства

В своих произведениях А.С. Пушкин часто изображает широкие картины нравов русского дворянства.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин поднимает тему так называемого «барства дикого», ярким представителем которого является помещик Кирилла Петрович Троекуров. Самодурство, жестокость, отсутствие человеческих ценностей. Всё это доказывают изображенные Пушкиным сцены в романе: «Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая. Прогладавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене, и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина!»

В противовес представителям барства дикого, порочащим понятие дворянства, Пушкин изображает старинное дворянство в идеализированных образах Дубровских. Для них такие слова, как честь, достоинство, мораль, любовь и забота — не пустые звуки. Это ярко видно в эпизоде, показывающем чтение Владимиром родительской переписки: «Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного. Они большею частию состояли из хозяйственных счетов и переписки по разным делам... Между ними попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением чувства, Владимир принялся за них: они писаны были во время Турецкого похода и были адресованы в армию из Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностию сетовала на разлуку и призывала его домой, в объятия доброй подруги, в одном из них она изъявляла ему свое беспокойство на счет здоровья маленького Владимира; в другом она радовалась его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался, и позабыл все на свете, погрузись душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время, стенные часы пробили 11».

Из выше сказанного можно сделать вывод, что нравы дворянских семей и отдельных представителей этого сословия могут быть различны. Они отражают этические качества, духовные ценности. Читая описание поведения, чувств, переживаний членов семейства Дубровских, мы искренне начинаем их уважать. Мы видим в их лице дворянство, гордящееся своими заслугами перед государем и способное на искренние чувства. Взглянув на Троекурова, мы, напротив, увидим представителя дворянства, который не считается не с чьим мнением, может унизить и оскорбить, способен на предательство, как своего друга, так и государя.

Заключение

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин изображает жизнь провинциальных дворян на примере двух семей: Троекуровых и Дубровских. Он показывает типичную жизнь дворянства того времени. Мы видим воспитание и образование дворянских детей. Сначала мальчики получают домашнее воспитание гувернёрами и учителями-иностранцами, затем покидают родительски дом и отправляются получать знания в учебном заведении. Воспитание и обучение девочек того времени ограничивалось домашним образованием. Обязательна для дворян была военная служба. После завершения службы дворяне увлекаются псовой охотой, устраивают приёмы гостей.

Вот такой быт дворянства описан А. С. Пушкиным. Но не только быт, но и нравы этого сословия представлены в романе «Дубровский».

Автор показывает, что нравы дворянских семей и отдельных представителей этого сословия могут быть различны. Они отражают этические качества, духовные ценности. Читая описание поведения, чувств, переживаний членов семейства Дубровских, мы искренне начинаем их уважать. Мы видим в их лице дворянство, гордящееся своими заслугами перед государем и способное на искренние чувства. Взглянув на Троекурова, мы, напротив, увидим представителя дворянства, который не считается не с чьим мнением, может унизить и оскорбить, способен на предательство, как своего друга, так и государя.

В повести Александра Сергеевича Пушкина « » ярко изображено дворянское общество. Оно представлено рядом персонажей. Первые – Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров – обрисованы подробно и всесторонне. Вторые – князь Верейский – менее полно. Третьи – Анна Савишна и гости Троекурова – только лишь упоминаются на страницах романа.

Все черты провинциального дворянства того времени находят воплощение в образе главного героя Кирилы Петровича Троекурова. Именно в нем писатель отобразил владыку мира, ярого сторонника продолжения крепостного права. Получая огромные доходы от эксплуатации крестьян, находящихся в его единоличной власти, Троекуров ведет праздный и разгульный образ жизни. Делами и заботами барин себя нисколько не утруждает. Соседи во всем ему угождают, являются в гости по первому зову, больше боясь, чем уважая знатного помещика. А он принимает такие знаки внимания, как нечто должное. Другого отношения к своей высокой персоне он и не представляет.

Кирила Петрович не занимался науками, был человеком необразованным, зато каждый вечер самоотверженно отдавался еде и питью. Часто бывал «навеселе» и страдал от обжорства.

Праздные бестолковые дни свои богатый барин скрашивал всякого рода забавами, одной из которых была затея с медведем. Троекуров намеренно содержал зверя в поместье, чтобы при удобном случае подшутить над прибывшим гостем. Эти развлечения не всегда заканчивались безобидно. Гости испытывали ужас, а порой получали увечья. Но никто не смел жаловаться. Власть Кирилы Петровича в округе была неограниченной.

На слепом и рабском подчинении строил он отношения и с любимой дочерью. Потакая всем ее прихотям, он вдруг становился жестоким и суровым. Выдавая за нелюбимого мужа, князя Верейского, он в первую очередь думал о богатстве и выгодной партии, совсем забывая о счастье единственной дочери.

Итак, богатый и своевольный помещик – образ, раскрывающий черты уклада жизни того времени, когда одни человек порабощал другого, и это не вызывало недоумения, а даже, наоборот, являлось нормой. Поместное дворянство вело разгульную жизнь, с пирушками и охотой, и отличалось алчностью и примитивностью.

А вот образ второго помещика, так же полно раскрытый на страницах романа, предстает совершенно иным. Андрей Гаврилович Дубровский по-другому осмысливал жизнь и оценивал роль крепостного крестьянства. Кистеневский барин не притеснял дворовых людей, а они уважали и любили своего хозяина. Ко всем увеселениям и попойкам соседа Дубровский относился отрицательно и хоть и посещал их, но с большой неохотой. У этого дворянина сильно развиты чувства гордости и собственного достоинства. Он не боялся Троекурова, мог спокойно высказать при нем свое мнение, зачастую отличное от мыслей знатного барина. В правила и убеждения Дубровского не входило заискивать перед богатым и властным соседом.

А.С. Пушкин в противовес самовлюбленному помещику Троекурову показывает образ благородного дворянина Дубровского, заботящегося не о собственной наживе, а о вверенных ему крепостных крестьянах.

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие - менее подробно (князь Верейский), о третьих - вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.
Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.
Что касается Кириллы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность... Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирил а Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего - себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем.
Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался - слишком уж безграничной была его власть в округе.
Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “...более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство - не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же.
Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура - значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое разделенная любовь? Почти с уверенностью можно сказать - нет. Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”.
Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян - необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.
Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина - Андрея Гавриловича Дубровского. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково...”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “...псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным и разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского - образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.