Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Презентация на тему "Л.Н. Толстой "Война и мир" ". Презентация на тему "война и мир" Скачать презентации 4 тома война и мир

Презентация на тему "Л.Н. Толстой "Война и мир" ". Презентация на тему "война и мир" Скачать презентации 4 тома война и мир


  • определить отношение автора к нормам жизни высшего света;
  • отметить приёмы, помогающие Л.Н. Толстому при характеристике героев;
  • показать срывание «масок» с представителей великосветского общества;
  • проанализировать речь лиц, приближённых к царскому двору;
  • определить значение 1 главы в композиции романа.

  • С какими героями, в какой последовательности знакомит автор читателя в первых главах романа?
  • Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
  • Герои, «не вписывающиеся» в гостиную А.П. Шерер?
  • Соотношение французского и русского языка во время приёма. Роль «анекдота» князя Ипполита в конце вечера.

  • Почему С. Бондарчук пропускает в своём фильме фрагмент разговора А.П. Шерер с князем Василием?
  • На чём режиссёр фокусирует зрительское внимание?
  • Важна ли для понимания авторского замысла 1 глава, пропущенная в фильме?
  • Какова её роль?

  • Естественность первого знакомства с героем через описание внешности.
  • Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений.
  • Выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица кн. Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный, робкий взгляд Пьера…).


  • Как относится Л.Н. Толстой к нормам жизни светского общества?
  • Ко всем ли представителям высшего общества автор испытывает одинаковые чувства?
  • Какие художественные приёмы помогли нам осознать, что хотел сказать Л.Н. Толстой?

Проанализировать эпизод «Семья Ростовых. Именины». (Ч.1. гл. 7-11; 14-17).

  • Связь эпизода «Именины» с предыдущим («Салон Шерер»).
  • Приём хозяевами гостей. Характер, темы бесед.
  • Появление молодёжи. Интересы и поведение.
  • Значение подарка графини-матери Анне Друбецкой.
  • Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
  • Развлечения и обычаи у Ростовых.


Разобраться в характере военной кампании 1805 – 1807гг.;

Выявить идейно-художественные особенности изображения войны.;

Выявить отношение к войне Л.Н. Толстого.


  • Историческая конкретность в изображении Толстым войны.
  • Многогранность изображения войны.
  • Показ автором ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Браунау, ч.2, гл.2 ) Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.

  • Отношение Толстого к войне. Утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Сюжетная линия Н. Ростова, её роль (ч. 2 гл.4,8, 15)
  • Сложность построения фразы у Толстого (ч.2, гл 9)
  • Как должен себя вести в описываемых условиях опытный стратег? (ч.2, гл. 2, 14)

а) изображение трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. 2, гл. 20-21);

б) Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (ч. 2, гл. 3,12, 20-21)


  • а) кем и как оно было задумано, ироническое отношение автора к «диспозициям» (гл. 12);
  • б)влияние природы на ход сражения (ч.3, гл. 14);
  • в) Кутузов и император Александр; бегство русских (гл.15-16);
  • г) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч.3,гл.16,19);

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость её целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – всё это было причиной поражения русских.

«Эпоха наших неудач и нашего срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Cлайд 1

Выполнила ученица 10 «А» класса Бородина Алина Лев Николаевич Толстой. “Война и мир”

Cлайд 2

Толстой начал публиковать роман «Война и мир» еще до завершении работы над ним. 1866г. в журнале «Русский вестник» появился вариант I тома заглавием «1805 год».

Cлайд 3

История создания романа. Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы 6 лет. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставлять в чернильнице кусочек себя». Все автографы романа дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более 5 тыс. листов заполненных с обеих сторон. Творческая история “Войны и мира”

Cлайд 4

В 50е годы начали возвращаться декабристы из ссылки. Толстой увидел в этом историческое событие и задумал написать повесть по этой теме. В 1856 г. – амнистия декабристов, приказ Александра II «В 1956г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»

Cлайд 5

2. Невольно от настоящего героя Толстой перешел к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». 3. 1812 год – война. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.» (время детства и юности декабристов)

Cлайд 6

4. Но так как Отечественная война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.г Толстой решил начать роман с этого времени. 1805-1807 г. – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

Cлайд 7

Таким образом накопился огромный материал об исторических событиях 1805 – 1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г. и героем романа стал русский народ. 1857 1825 1812 1805 Возвращение восстание отечественная война с Наполеоном в Декабристов декабристов война союзе с Австрией

Cлайд 8

2. Поиск названия романа. повесть «Декабрист» 1. Первоначальное название «Три поры» (1856,1825, 1812), но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты. 2. Три первые главы романа опубликованные в журнал «Русский вестник» - под заглавием «1805 год» 3. В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». 4. В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».

Cлайд 9

1. Мир Во времена Толстого это слово писалось по разному: 1. Мир – отсутствие войны 2. Мир – человечество, община, согласие и единство. Мир – это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которой стремятся люди. Мир – это весь народ, без различия сословий - это весь свет, Вселенная - это жизнь. Смысл названия:

Cлайд 10

2. Война – это не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Это вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. (Война существует не только на войне, а обыденной, повседневной жизни людей, над которыми социальный барьер, конфликт, непонимание).

Cлайд 11

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России и Франции: I том. – 1805г. – борьба с Францией на территории Австрии (союз Франции и Росси против Французов) II том – 1806 – 1811г.г. русские войска в Пруссии. III том – 1812г. – Отечественная война на территории России. IV том – 1812-1813г. Отечественная войн, территория России Эпилог – 1820г. – Россия Таким образом, действие романа охватывает 15 лет. 3. Историческая основа.

Cлайд 12

Толстой провел огромную работу над историческим материалом. 1) Изучил в Румянцевском музее архивы 2) Масонские книги, акты, рукописи 3) Читал мемуары современников 4) Частная переписка эпохи Отечественной войны 1812г. 5) Осмотр Бородинского поля, составил карту расположения Русских и Французский войск. Источники, которые легли в основу романа.

«Война и Мир»

Слайд 2

1.История создания

Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда, роман создавался с 1863 по 1869 год, и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранней редакции: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».

«В 1956 г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»

Слайд 3

Невольно, Толстой перешел от реальности, к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя».

Потом к 1812 году – к войне. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой».(время детства и юности декабристов)

Но так как война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.гТолстой решил начать роман с этого времени.

Слайд 4

2.Поиск названия

  1. Первоначальное название «Три поры», но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты.
  2. Три первые главы романа опубликованные в журнале «Русский вестник» - под заглавием «1805 год».
  3. В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается».
  4. В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».
  • Слайд 5

    3.Художественные особенности

    Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн.

    ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны:

    • широкий географический охват
    • отражение жизни и быта всех слоев общества
    • народность содержания
  • Слайд 6

    Основной художественный прием– антитеза.

    Антитеза (противопоставление) - этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).

    Слайд 8

    4.Протатипы героев романа

    4.Протатипы героев романа

    Николай Волконский – прототип Николая Андреевича Болконского.

    «Князь был свеж для своих лет, держался прямо, высоко нёс голову, и чёрные глаза из-под густых, широких чёрных бровей смотрели гордо и спокойно».

    Марии Николаевна Волконская – прототип Марьи Болконской. Портретов Марии Волконской не сохранилось, лишь силуэт, изображающий её, когда она была девочкой.

    Слайд 9

    Сёстры Берс, дочери кремлёвского врача, стали прототипами Наташи Ростовой.

    Ф.И.Толстой– прототип героя Фёдора Долохова «Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом».

    Посмотреть все слайды


    Подписи к слайдам:

    Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Садовская сош №1» Огулькова С.И.
    «Толстой – это целый мир.Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.» М.Горький
    «Это для нас, молодых,откровение, целый новый мир.» Ги де Мопассан
    Совесть русской литературы.
    1828 – 1910 г.г.
    Если бы понадобилось назватьроман, соответствующийопределению, столь дорогомусердцу составителей литературных анкет:«величайший роман в мире»,-я выбрал бы «Войну и мир». Джон Голсуорси
    «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбес бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» Л.Н.Толстой
    В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
    Л.Н.Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею, хотел добраться до самой сути. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь даётся в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».
    Проблемы начала века:
    «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема – судьба народа, народ – основа нравственных и моральных устоев общества.3. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.4. Истинный и ложный патриотизм.5. Назначение женщины – сохранение семейного очага.
    Проблемы середины века:
    Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права – реформы 60-х годов.2. Постепенный уход дворянства с «арены» борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.4. Вопрос об освобождении женщины, о её женской эмансипации.
    В романе IV тома и эпилог:
    I том – 1805 год.II том – 1806- 1811 годы.III том – 1812 год.IV том – 1812- 1813 годы.Эпилог – 1820 год.
    Специфика жанра роман-эпопея:
    Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная формаэпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объём романа, чаще несколько томов. («Словарь литературоведческих терминов» по ред. Л.И.Тимофеева)
    1. Что такое роман-эпопея?
    2. Черты эпопеи в романе «Война и мир».
    Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение).События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея;бунт богучаровских крестьян, возмущения московских ремесленников).Показ различных слоёв населения (поместное, московское, Петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.)Огромное количество человеческих характеров.-Большая протяжённость во времени (15 лет).Широкий охват пространства (Петербурга, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
    «Чтобы жить честно…»
    «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно боротьсяи лишаться. А спокойствие – душевнаяподлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года)
    Жизненный путь Андрея Болконского
    «Дорога чести»
    Вечер в салоне А.П.Шерер.
    Почему он здесь «чужой»?
    «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество… Эта жизнь, которую я веду здесь,эта жизнь – не по мне».
    Военная кампания 1805- 1807 гг. в судьбе князя Андрея. Честолюбивые мечты Болконского. Отношение князя к Бонапарту. Участие в Шенграбенском сражении.
    Аустерлицкая битва. Бой на Праценской высоте.Вечное небо Аустерлица и слова «Le petit caporal».«Вот прекрасная смерть!»Катастрофа Аустерлица,осознание Андреемпротиворечия между разумом и «откровениями»сердца.
    - Переоценка жизненных ценностей и глубокий душевный кризис.Семейная драма князя Андрея.Реформаторская деятельностьв комиссии М.М.Сперанского.хозяйственные заботы в Богучарове. Закон о вольных хлебопашцах. Мысли Андрея орастлевающем влиянии крепостногоправа на владельцев «крещеной собственности».
    - Душевное возрождение Андрея. Любовь к Наташе.
    Причины разрыва с Наташей.
    Отечественная война 1812 года в судьбе князя. Бородинское сражение
    Смертельное ранение. Отрешение от собственной судьбы и опыт страдания. Примирение со всеми, последняя встреча с Наташей.
    « Что-то было в этой жизни, что я не понимал и не понимаю».
    Эпилог. Сын Андрея Болконского – Николенька.
    «… видите, какой я добрый и славный малый».
    Жизненный путь Пьера Безухова
    «Якобинец», «невоспитанный бонапартист» в гостиной А.П.ШерерУвлечение бретерством, внешним блеском и развлечениями «золотой» столичной молодёжи.
    - Дружба с Андреем Болконским. «Золотое сердце» Пьера.
    Иллюзорность семейного счастья. Женитьба на Элен. Нравственное потрясение Пьера при столкновении с Долоховым.
    Встреча с Долоховым. Дуэль.
    Масонство. Разочарование в «братстве вольных каменщиков»«Для чего жить и что такое я, зачем я живу?»
    Хозяйственно-экономическая деятельность Пьера в киевских имениях; освобождение крестьян от крепостной зависимости, строительство школ и больниц. Непрактичность Пьера Безухова.
    Бородинское поле в судьбе Пьера. Отношение к Наполеону. Решение остаться в Москве.- Ожидание смерти.
    Жизнь в плену, встреча с Платоном Каратаевым.«Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого, меня? Меня?Меня – мою бессмертную душу». Обретение внутренней свободы.
    Душевное возрождение Пьера. Любовь к Наташе. Программная речь Пьера, активное участие в политической оппозиции.
    …что есть красота,и почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде. Н.Заболоцкий
    Женские образы в романе «Война и мир».
    Элен Курагина.
    «… блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошлаМежду расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, новсем улыбаясь и как бы любезно предоставляя право любоватьсякрасотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашнеймоде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала…»
    «- Quelle belle personne! – говорил каждый, кто её видел.»
    « что было в общей улыбке, украшавшей всегда её лицо…»
    «… la femme la seduisante dePetersbourg, молодая, маленькаякнягиня Болконская…»«… хорошенькая, румяная, …маленькая княгиня Болконская…»
    Лиза Болконская
    « Княжна Марья повернулась к брату и сквозь любовный, теплый, кроткий взгляд её прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз …»
    « Из больших глаз её светились лучи доброго и робкогосвета. Глаза эти освещали всё болезненное, худоелицо и делали его прекрасным.»
    Наташа Ростова – самый обаятельный девичий образ в мировойхудожественной литературе. Она - сама естественность. Она ласкова, чувствительна и отзывчива, по-детски наивна и женственна, романтична, порывиста, нежна, своевольна, капризнаи полна неиссякаемого очарования.
    - «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, …,была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнокещё не девушка…»- «…смеясь глазами и краснея», «…расхохоталась так громко и звонко,что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «… сквозьслёзы смеха…»
    « Где, как, когда впитала в себя из того русского воздуха, которымона дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы Но дух и приёмы эти были те самые, неизучаемые, русские…»
    Наташа проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни,
    … через кажущееся счастье от помолвки с князем Андреем…
    , … через ошибки жизни – измену князю Андрею с Анатолем,
    … через духовный кризис и разочарование в себе,
    … через возрождение под влиянием необходимости помощи близким, через высокую любовь к раненому князю Андрею …
    - к постижению смысла жизни в роли жены и матери.

    Слайд 1

    Лев Толстой
    «Война и мир» 1 том

    Слайд 2

    1 урок. Важнейшие особенности Толстого-художника и мыслителя. «Война и мир». Смысл заглавия. Жанр. Композиция. Проблематика.
    Толстой создал своё моральное учение на основе учения христианского, но освобождённое от элементов официальной церковности. Сущность своего учения он изложил в сочинении «В чём моя вера?», в котором объявил о своём разрыве с официальной церковью. Созданное им оригинальное вероучение имеет три главных направления: опрощение, нравственное самоусовершенствование и непротивление злу насилием (призыв к борьбе со злом любыми средствами, кроме одного – насилия). Отсюда утверждение двойного гуманизма: гуманизма не только целей, но и средств их достижения.

    Слайд 3

    Смысл заглавия романа «Война и мир»
    Основой нравственной позиции Толстого стал идеал «простоты, добра и правды», высказанный им в 3 томе романа «Война и мир» при оценке Наполеона: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Ценность человека или события Толстой измерял степенью его близости к народной правде. Отсюда и главная мысль романа – « мысль народная»: «В «Войне и мире» я люблю мысль народную». Этим объясняется и смысл слов «война» и «мир» в заглавии романа. Мир – это не только перерыв между боями, это и крестьянский мир, община, которая стала идеалом Толстого, так как в ней не было социального принуждения, её отличало равенство, опирающееся на нравственные основы. Значит, второй смысл слова «мир» - равенство, единство людей, а «война» - это принуждение, неравенство, наличие власти, разобщённость, заставляющая людей воевать за свои корыстные интересы.

    Слайд 4

    Все герои Толстого принадлежат либо к партии «мира», либо к партии «войны»
    Полюс «мира» в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и весь народ.
    Высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало. К «войне» относятся Друбецкие, Берг, всё окружение Александра I и Наполеона, штабные офицеры и светское дворянство.

    Слайд 5

    Два героя (князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные кризисы пробиваются от «войны» (в начале романа, где увлечены Наполеоном), к народной «простоте, добру и правде», то есть к «миру».

    Слайд 6

    «Война и мир» как роман-эпопея
    Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи. Романное начало проявляется в постановке проблемы личности, её идейно-нравственных исканий, в изображении сложного жизненного пути главных героев. При этом судьбы героев показаны на широком фоне русской жизни. 2. Эпическое начало проявляется в изображении важнейшего события в национальной истории – Отечественной войны 1812 года. Поэтому особую значимость приобретает проблема изображения народа. Отсюда же – большое количество массовых сцен и действующих лиц (свыше 550). 3. Соединение этих двух начал достигается тем, что идейно-нравственные искания отдельных героев даны в тесной связи с национально-историческими событиями. Автор показывает, что найти смысл жизни возможно лишь в единении с народом.

    Слайд 7

    Эпопея Признаки жанра
    1. В основе лежит важнейшее историческое событие, от которого зависит судьба целого народа (Отечественная война 1812 года). 2. Большое число действующих лиц различных сословий и классов. 3. Главный герой исторического романа - эпопеи – народ.

    Слайд 8

    Композиция
    1. Чередование военных сцен с мирными: 1том. Война 1805-1807 годов за границей и мирная жизнь героев в России. 2 том. Отсутствие военных действий. Война представлена как борьба добра со злом за нравственные начала в человеке. 3 том. Война 1812 года. 4 том. Итоги нравственных исканий героев и партизанская война. Эпилог. Судьбы героев после войны 1812 года.

    Слайд 9

    2. Сопоставление героев по их внутренним качествам, взглядам, поведению. Например, в 1 томе 1 части – противопоставление салону Шерер семей Ростовых и Болконских. 3. Наличие авторских философских отступлений, посвящённых проблеме роли личности и народных масс в истории. 4. Наличие пейзажных зарисовок, разнообразных по своей функциональной роли. 5. Обилие массовых сцен.

    Слайд 10

    Композиция 1 тома
    1 том – события 1805 года, когда Россия воевала с Австрией на её территории. 1 часть играет роль экспозиции. В ней заявлены многие темы романа: в чём состоит красота человеческой жизни, какую жизнь можно считать настоящей, осуждение высшей петербургской и московской знати, тема отношения к войне. Ключевые эпизоды: 1.Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. (главы 1-6). 2. Борьба за наследство графа Безухова. Москва. (12-13, 18-21 главы). 3. Семья Ростовых. Именины (7-11, 14-17 главы). 4. Болконские. Жизнь в Лысых Горах (22-25 главы).

    Слайд 11

    1 том 2 -3 часть Изображение войны 1805-1807 годов «Эпоха наших неудач и нашего срама»
    2 часть. Ключевые эпизоды: 1.Сцена смотра войск в Браунау (1-3 главы). 2. Изображение войны «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова (4, 8, 15,19 главы). 3. Шенграбенское сражение: Лжегероизм (Жерков, Долохов) и истинный героизм Тимохина и Тушина (15-17, 20-21 главы). Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (3, 12, 15-17, 20-21).

    Слайд 12

    3 часть Ключевые эпизоды
    Аустерлицкое сражение: 1. Кутузов и император Александр (15-16 главы). 2. Николай Ростов в бою (13,17,18). 3. Подвиг князя Андрея и его разочарование в Наполеоне (11-12, 16, 19).

    Слайд 13

    Проблематика романа
    1. Тема героической борьбы русского народа. 2. Проблема роли личности и народных масс в истории. 3.Тема войны и мира, антивоенная тема. 4. Проблема взаимоотношений народа и дворянского класса. 5. Проблема истинного и ложного героизма. 6. Проблема обличения бездуховности высшего светского общества, его антипатриотизма. 7. Проблема поиска смысла жизни. 8. Проблема настоящей жизни. Отсюда и частные нравственные проблемы: долга и чести, дружбы, любви и другие.

    Слайд 14

    Особенности психологизма в романе
    Психологизм – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира человека. При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Для этого он использует разные приёмы. 1. Психологический анализ. Автор анализирует и объясняет причины того или иного психологического состояния героев. (чувства и переживания Андрея Болконского на Аустерлицком поле после ранения, восприятие Наташей оперы, впечатление Пьера Безухова от расстрела пленных). 2. Внутренний монолог. Автор передаёт поток мыслей и переживаний персонажа. (Пьер после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, мысли Николая Ростова после атаки на французов). 3. «Диалектика души» (термин Чернышевского). Толстой одним из первых стал изображать внутренний мир человека в движении, динамике, раскрывая непрямые и часто нелогичные связи между мыслями, представлениями, воспоминаниями. (Психологическое состояние Пьера в Торжке перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи после встречи с Анатолем в опере). 4. Психологические детали (чаще – портрет, через который раскрывается внутреннее состояние души человека). 5. Сны (А. Болконский перед смертью), пограничные состояния сознания (бред Николая Ростова после ранения).

    Слайд 15

    Домашнее задание 1 том, 1 часть
    3 апреля. 2 урок. Семинар. Работа в группах. (Том 1, часть1) Знакомство с героями. Критическое изображение высшего света в романе. Мысль семейная в романе. Какую жизнь Толстой считает настоящей? 1 группа. Критическое изображение высшего света в романе. Салон А.П.Шерер. 2 группа. Критическое изображение высшего света в романе. Семейство Курагиных. 3 группа. Семейство Ростовых. Именины у Ростовых. 4 группа. Андрей Болконский. Семейство Болконских. Имение Лысые Горы.

    Слайд 16

    2 -3 уроки. Какую жизнь Толстой считает настоящей?

    Слайд 17

    Критическое изображение высшего светского общества
    Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых – карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их разоблачения он вырабатывает свой метод – «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, « как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой». Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов, культуры, языка. Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств.

    Слайд 18

    «Приличьем стянутые маски»…
    Люди «войны» могут быть опасны, если нужно защитить свои корыстные интересы. Это проявляется в эпизодах борьбы за наследство старого графа Безухова. В борьбе за завещание (за мозаиковый портфель) раскрывается истинное лицо князя Василия, что выражено через портретную характеристику: «Щёки его начали нервически подёргиваться, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице, когда он бывал в гостиных». Пьер видит «озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны». Маски сорваны, суть обнажена.

    Слайд 19

    «Людям войны» Толстой противопоставляет «жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских. В салоне Шерер лишь два живых человека – Пьер и князь Андрей. Появление Пьера пугает хозяйку салона, в нём было нечто «не свойственное месту». Что именно? «Этот страх мог относиться только к тому умному и вместе с тем естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Толстой подчёркивает и его особую улыбку: «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно, исчезало серьёзное лицо и являлось другое, детское, доброе».

    Слайд 20

    Истинную цену свету знает Андрей Болконский. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот тот заколдованный круг», из которого он хочет вырваться. Поэтому идёт на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Оба они, Пьер и князь Андрей, увлечены Наполеоном, считают его великим человеком.

    Слайд 21

    «Жизнь сердца» Ростовых
    «Луч света проникает в гостиную вместе с этим молодым поколением»

    Слайд 22

    «Жизнь сердца» Ростовых
    Искренность Ростовых противопоставлена искусственной жизни света. Два приёма (у Шерер и на именинах двух Наталий) различны во всём. В салоне - обряд приветствия никому не нужной тётушки, у Ростовых – «благодарность всем без исключения». Естественность, отсутствие фальши, чистота внутреннего мира, близость к народу проявляется в ряде сцен. Какой мы видим в этих сценах Наташу Ростову?

    Слайд 23

    Она живёт чувствами, и это пока прекрасно
    Наташе 12 лет. Она олицетворение естественности, счастья, влюблённости, искренности и своеволия. Портретные детали подчёркивают это: эпитеты передают её внутреннее ощущение счастья («зарумянившаяся», «оживлённая», «у неё звонкий смех»). Её отличает сердечная отзывчивость (плачет вместе с Соней). И при этом она делает «бог знает что», то, что прощается в детстве, но может принести беду по мере взросления (целуется с Борисом, громко спрашивает, какое будет пирожное). Непосредственность переживаний, Ликующая радость жизни не оставляют места для размышлений. Позже Пьер о ней скажет; «Она не удостаивает быть умной».

    Слайд 24

    «Она не удостаивает быть умной»

    Слайд 25

    «Жизнь ума» Болконских
    Есть ещё один способ уйти от пустой, лицемерной жизни света. Это размеренная, осмысленная жизнь ума и души. Так живут в Лысых Горах Болконские. Это «особая порода» людей. Всех их отличает невысокий рост, определённые и сухие черты, главное – сходство глаз, которые светятся умом и добротой, «непривычным блеском», у княжны Марьи – «лучистые». Их связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм.

    Слайд 26

    Домашнее задание 1 том 2 часть
    1 группа. Анализ эпизода (1-3 главы). Как смотр войск при Браунау характеризует Кутузова-полководца и человека? Как раскрывается отношение народа к войне? 2 группа. Изображение войны «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова (4, 8, 15,19 главы). 3 группа. Как изменился на войне А. Болконский? Чем отличается от других штабных офицеров? Как относятся к нему Кутузов и офицеры? (3, 9, 12 главы). Как проявляется в нём наполеоновское начало? 4 группа. С какой целью Кутузов предпринял Шенграбенское сражение? Как решается тема истинного и ложного героизма? Сравните поведение солдат, штабных офицеров, князя Андрея, Тушина, Тимохина, Долохова во время сражения. Проследите поведение капитана Тушина перед боем, в бою и после него. Каким увидел его князь Андрей? Что понял он? 5 группа. О чём мечтал А. Болконский накануне Шенграбенского сражения? Какие его представления оказались ошибочными? (3,12, 15-17, 20-21 главы).

    Слайд 27

    Кутузов и Наполеон у Толстого олицетворяют два коренных человеческих типа, две концепции жизни, о конфликте которых и написан роман

    Слайд 28

    Шенграбенское сражение Кутузов – полководец и человек
    Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической деятельности Наполеона. В сцене смотра войск при Браунау мы видим, что русская армия не готова к войне и цели её непонятны простым солдатам. Цель Кутузова – сберечь своих солдат, убедить австрийских генералов в том, что русская армия не готова идти на соединение с армией генерала Мака. Кутузов, который, как сказано в предыдущей главе, “намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему”. И действительно, Кутузов, “поглядывая на обувь, несколько раз грустно покачивал головой и указывал на неё австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо”.

    Слайд 29

    Единство главнокомандующего и армии
    Каким видим Кутузова? У него тяжёлая походка, слабый голос, пухлое, изуродованное раной лицо. Он отрицательно относится к войне на чужой территории и стремится удержать армию от сражений. Толстой неоднократно подчёркивает близость главнокомандующего и людей “из рядов” - Тимохина (“Ещё измаильский товарищ”), “офицеров, которых он знал по турецкой войне”, а иногда и солдат, которым Кутузов, проходя по рядам, говорил “по нескольку ласковых слов”. И разговор солдат после смотра (“Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу? - А то нет! Вовсе кривой. - Не... брат, глазастее тебя. Сапоги и подвёртки - всё оглядел...”), и песня, радовавшая Кутузова, - всё подтверждает единство главнокомандующего и армии - ещё более важное в 1812 году.

    Слайд 30

    Антивоенная тема в романе Николай Ростов «И зачем я пошёл сюда!»
    Отрицательное отношение Толстого к войне выражено через пейзажные зарисовки, через сцену мирного общения русских и французских солдат перед боем, через восприятие войны Николаем Ростовым, пока ещё невоенным человеком (для него это первый бой). Что чувствовал Ростов в первом сражении? Что он видел? Он видел небо, солнце: «Как хорошо показалось небо, как глубоко, спокойно и глубоко!» И это небо выше и важнее происходящего сейчас на земле: бессмысленных убийств, жертв, неизвестно во имя чего приносимых. В начале боя он думает о наслаждении атаки («Ох, как рубану его!»), когда же его хотят убить, он приходит в ужас: «Не может быть, чтобы они хотели убить меня». Вот он, раненый, сидит на лафете и понимает, что не создан для убийств: «И зачем я пошёл сюда!»

    Слайд 31

    Шенграбенское сражение – символ мужества русских
    Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. Для обеспечения этого Кутузов отправил на Венско - цнаймскую дорогу отряд Багратиона, героические действия которого спасут армию. Цели этого сражения понятны солдатам, по-этому, не задумываясь, они готовятся к бою: «Четырёхтысячный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему».

    Слайд 32

    «Еду для того, чтобы спасти армию» Андрей Болконский в Шенграбенском сражении
    «Я иду на войну, потому что эта жизнь, которую я веду здесь,– не по мне», - говорит Болконский Пьеру. Наряду с желанием вырваться из «заколдованного круга» он мечтает о своём Тулоне, о подвиге, который прославит его: «Вот, он, тот Тулон, который выведет его из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!» Он адъютант Кутузова, и чувство ответственности за судьбу армии («мы не лакеи, которым нет дела до господского дела») отличает его от штабных офицеров, ищущих лёгкой карьеры и наград. В самые трудные моменты он стремится быть полезным. Из Брюнна едет «спасать армию». Со спокойным мужеством находится на самых опасных участках Шенграбенского боя. Встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя и в штабе Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в истинном свете.

    Слайд 33

    «Надо быть ближе к солнцу»
    Князь Андрей считал, что подвиг мог совершить только человек, занимающий высокое официальное положение или имеющий героическую внешность. Но маленький, неказистый и косноязычный Тушин опроверг своим мужеством это ошибочное представление. Это новое знание оскорбляет его самолюбие. Почему? Тушин, только что совершивший подвиг, не может защитить себя перед начальством. Он был бы строго наказан, если бы не вмешательство Князя Андрея. Выйдя из штаба и распрощавшись с Тушиным, князь Андрей не мог подавить в себе презрение к нему. Он болезненно переживает любое прикосновение к прозе жизни. Его влечёт только выдающееся, исключительное (Кутузов, Наполеон). Недаром он говорит: «Надо быть ближе к солнцу». В этот период жизни Болконский переживает свой первый душевный кризис, когда понимает ошибочность своих представлений о подвиге и людях, его совершающих.

    Слайд 34

    Истинное и ложное
    Один из главных пороков современной цивилизации, по мысли Толстого, в широком распространении ложных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отличить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два критерия: истинное исходит из глубины души человека и выражается просто, без позы и «игры на публику». Ложное, наоборот, порождено низменной стороной человеческой натуры и всегда ориентировано на внешний эффект. Что же подразумевает Толстой под понятием «ложный героизм»?Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, ещё не настоящий героизм. Истинный героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны.

    Слайд 35

    Тема истинного и ложного героизма
    Истинным героем в сражении показан капитан Тушин. В его облике автор стремится увидеть неуставное, человеческое, поэтому во внешности его нет ничего героического: «В его фигурке было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Перед боем он говорит, что боится смерти, в бою же «Тушин не испытывал ни малейшего чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Он самостоятельно принимает решения: «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять… решил, что хорошо бы зажечь деревню». В результате именно он со своей батареей остановил движение французов в центре сражения.

    Слайд 36

    Мужество, героизм, самоотверженность Тушина и его батареи показаны как естественное поведение на войне истинных героев. После боя, в сцене подведения итогов в штабе, он опять «маленький», боящийся начальства человек, избежавший наказания благодаря вмешательству Болконского, оценившего его подвиг: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».

    Слайд 37

    «Успехом дня мы обязаны более всего… геройской стойкости капитана Тушина и его роты»

    Слайд 38

    Истинным героем является и Тимохин, который в сцене смотра войск при Браунау выглядел весьма неприглядно: «Лицо капитана выражало беспокойство школьника, которому велят сказать не выученный им урок. На красном (очевидно, от невоздержания) лице выступали пятна, и рот не находил положения». Во время же боя он «с одною шпажкой набежал на неприятеля». «Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удерживалась в порядке…и неожиданно атаковала французов».
    Награды не достаются ни Тушину, ни Тимохину, награды получают Жерковы и Долоховы. Жерков храбр перед начальством, в бою труслив. Он отправлен на батарею Тушина, чтобы передать приказ об отступлении: « Жерков, бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно».

    Слайд 39

    К лжегероям относится и Долохов, для которого война – способ вернуть звание после того, как он был разжалован в рядовые. В сцене смотра войск он обращается к Кутузову: «Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России». В сражении он проявляет храбрость, преследуя те же эгоистические, карьерные цели: «Мною взят в плен офицер… Я остановил роту. Прошу запомнить, ваше превосходительство. Рана штыком, я остался во фронте».

    Слайд 40

    Истинный героизм проявляют на войне прежде всего простые люди – солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и другие. «Простота, добро и правда» - главные критерии отличия истинного от ложного в «Войне и мире».

    Слайд 41

    тест
    Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1 – B7; C1 – С3. Солдаты, большей частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах. Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее.

    Слайд 42

    Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

    Слайд 43

    Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), – из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

    Слайд 44

    – Вишь, пыхнул опять, – проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, – теперь мячик жди – отсылать назад. – Что прикажете, ваше благородие? – спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то. – Ничего, гранату... – отвечал он. «Ну-ка, наша Матвевна», – говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение.

    Слайд 45

    Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков. «Ишь, задышала опять, задышала», – говорил он про себя. Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

    Слайд 46

    – Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос: – Капитан Тушин! Капитан! Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему: – Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы... «Ну, за что они меня?...» – думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника. – Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…

    Слайд 47

    Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь. – Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

    Слайд 48

    При выполнении заданий В1 – В2 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

    Слайд 49

    B3 Какое название Н.Г. Чернышевский дал художественному открытию Толстого, отобразившего «текучесть» внутренней жизни человека, ее изменчивость? Ответ: _________________________________________ . B4 Выпишите из 3 абзаца фрагмента слово, которым автор обозначает необычное состояние героя, его внутреннее видение и чувствование происходящего. Ответ: _________________________________________ . B5 Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует поведение солдат батареи во время боя (см. 1 абзац фрагмента). Ответ: _________________________________________ .

    Слайд 50

    B6 Какой прием использует автор, сопоставляя различные проявления Тушина: его внутреннее отождествление себя с «мощным мужчиной» и страх перед начальством? Ответ: _________________________________________ . B7 Как называется выразительная подробность в произведении, несущая важную смысловую и идейную нагрузку (например, старинная пушка, прозванная Тушиным «Матвевной»)? Ответ: _________________________________________ .

    Слайд 51

    Для выполнения заданий С2 – С3 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений. C2 Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание одного из исследователей: «Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем “реальный”, видимый Тушин». Демонстрационный вариант ЕГЭ 2008 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (2008 - 7) C3 В каких произведениях русской классики ставятся проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»?

    Слайд 52

    С-2
    В эпизоде звучит тема истинного, непоказного героизма. Такой героизм проявляют капитан Тушин и солдаты его батареи, сумевшие остановить движение французов в центре сражения. «Реальный, видимый» Тушин - человек маленького роста, неприметный, боящийся начальства («Ну, за что они меня?...» – думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника). – Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…). В бою «он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра». Приём контраста подчёркивает, что «тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем “реальный”, видимый Тушин». С такой оценкой героя нельзя не согласиться, потому что, не ощущай себя Тушин богатырём, не победить ему французов.

    Слайд 53

    Ответы
    В1 Шенграбенское В2 Болконский В3 диалектика души В4 наслаждение В5 сравнение В6 контраст антитеза

    Слайд 54

    Аустерлицкое сражение
    1 том 2 -3 часть (11-19 главы). Изображение войны 1805-1807 годов («Эпоха наших неудач и нашего срама»). 1. Кутузов и император Александр (15-16 главы). 2. Николай Ростов в бою (13,17,18). 3. Подвиг князя Андрея и его разочарование в Наполеоне (11-12, 16, 19).

    Слайд 55

    Аустерлицкое сражение
    Это сражение трёх императоров, цели его непонятны простым солдатам. Толстой считал, что сражение, не имеющее высокого нравственного стимула, будет проиграно. И личная воля отдельных людей, в том числе и Кутузова, не может изменить ход событий. Кутузов отрицательно относится к сражению: он считает, что нужно или отступать, или подождать подкрепление из России. Он предсказывает результат сражения: «Я думаю, что сражение будет проиграно». На военном совете он не предлагает свой план сражения, он просто спит, зная, что бессилен что-либо изменить. Русско-австрийскую армию Толстой называет «толпой»: «толпы бежали назад», «войска бежали густой толпой». Кругом «туман», туманны и распоряжения командиров.

    Слайд 56

    «Что делают! Что делают? – бормотал про себя Кутузов. – Что же это?»
    За бездарность императоров расплачиваются солдаты и офицеры действующей армии. Вот Ростов узнаёт, что из «всей массы огромных красавцев людей (кавалергардов) после стычки осталось только осьмнадцать человек». Потом он увидел, что «на поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек 10-15 убитых, раненых на каждой деятине места». Гибнут сотни бойцов на узкой плотине. Весь этот ад возник по вине человека «с прекрасным счастливым лицом и ласковым голосом». После поражения Александр 1 выглядит уже иначе: «Государь был бледен, щёки его впали и глаза ввалились», «заплакав», он «закрыл глаза рукой».

    Слайд 57

    Внутренне схож с русским императором и Наполеон. У обоих на лицах перед сражением – счастье. Их роднит ребяческое легкомыслие по отношению к армии, народу. В письме Наполеон обращается к Александру со словами: «Государь, брат мой». Они братья по духу и по цели, они строят своё счастье на несчастье других. Так обнаруживается главнейшая мысль 1 тома – мысль о ничтожности тех, кто живёт собой, своим счастьем, построенном на несчастье других.

    Слайд 58

    «Всё отдам за минуту славы!» (Андрей Болконский)

    Слайд 59

    «Вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он». «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими.. Одного этого я хочу, для одного этого я живу».
    В это же время Наполеон, глядя на солнце, выплывающее из тумана, видел, как оно осветит поле его торжества. И он тоже не думал о том, что его торжество будет следствием страданий и гибели людей. Стремясь к славе, князь Андрей действительно совершает подвиг, со знаменем в руках он поднимает солдат в атаку: «Вот оно! – думал князь Андрей, охватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных против него... Он побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. Действительно, он пробежал один только несколько шагов…Весь батальон с криком»ура!» побежал вперёд и обогнал его».

    Слайд 63

    Для Толстого же война - кровь и грязь, боль и вынужденное убийство себе подобных, "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". К этой правде ведет он своего героя (и читателей) через все хитросплетения военной кампании 1805 года, через поле Аустерлица. В стремлении князя Андрея самореализоваться "по образу и подобию" кумира, повторить его путь Толстому ненавистно все: и сам кумир, и желание сбыться в чужой судьбе. И тогда к князю Андрею приходит ошеломляющее прозрение.

    Слайд 64

    «Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба"
    И перед глазами князя Андрея раскроется чистое высокое небо - символ истины. И отрывистые, резкие фразы, порожденные сумятицей сражения, сменяются величавым, медленным и глубоким повествованием: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Что же включает князь Андрей в это «всё»? (Суета, ложь, борьба тщеславий, бессмысленность войны, увлечение Наполеоном). Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить, возможность дышать, видеть небо, быть.

    Слайд 65

    (2 том) Какую жизнь Толстой называет мирной и настоящей и почему рушится «мир» к концу 2 тома?
    Духовные искания Пьера Безухова (пересказ-анализ глав: 1 часть 4-6 главы; 2 часть 1-4, 10 главы; 3 часть 7 глава). 1. Каким видим Пьера в сценах ссоры и разрыва с женой, в сцене дуэли с Долоховым? 2. Что привело Пьера в общество масонов? Какую деятельность ведёт он в нём? Каковы причины разочарования?