Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Прошлое василисы карповны в пьесе на дне. Характеристика Василисы из пьесы “На дне” М. Горького с цитатами. История создания пьесы

Прошлое василисы карповны в пьесе на дне. Характеристика Василисы из пьесы “На дне” М. Горького с цитатами. История создания пьесы

­Василиса

Василиса – персонаж пьесы Горького “На дне”; жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа на 28 лет и вовсе его не любит, скорее всего, живет с ним ради денег. Она мечтает поскорее избавиться от него и время от времени подговаривает постояльца Ваську-вора избавить ее от мужа.

Костылев догадывается о похождениях жены и все время хочет застать ее у Васьки, но безрезультатно. Васька, в свою очередь, влюблен в младшую сестру Василисы – Наташу. Он мечтает уехать с ней куда-нибудь подальше, например, в Сибирь и построить там новую жизнь. Наташа на его ухаживания отвечает холодно, так как знает об их отношениях с Василисой.

Василиса сестру недолюбливает. От зависти и злости она постоянно на нее бросается с кулаками. Доходит даже до того, что она обливает ее кипятком. Пепел Василисе дает следующую характеристику: “…души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть…” В конце произведения она все-таки добивается своего. Васька в порыве убивает напавшего на него Костылева.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Костылев Костылев – персонаж произведения М. Горького “На дне”; содержатель ночлежки, в которой происходит действие пьесы; муж хитрой и коварной Василисы. Костылеву 54 года, а...
  2. Васька Пепел Васька Пепел – один из персонажей пьесы Горького “На дне”, постоялец ночлежки, потомственный вор. Ему с детства твердили, что он вырастет вором, как...
  3. Василиса – жена хозяина ночлежки Костылева, она представляет “хозяев жизни”. Она жестокая, властная и коварная. В жизни ее интересуют только деньги. Внешне она очень красива,...
  4. Наташа Наташа – один из женских образов в пьесе Горького “На дне”, сестра Хозяйки ночлежки, добрая и мягкосердечная девушка. Ее образ заметно отличается от других...
  5. Медведев Медведев – один из второстепенных персонажей в пьесе М. Горького “На дне”, дядя Василисы и Натальи, полицейский. Он­ является участковым района, где располагается ночлежка...
  6. Васька Пепел – сильный и страстный человек. Вся жизнь его – воровская удача. “Право – не боюсь! Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож,...
  7. Анна Анна – персонаж пьесы “На дне”, больная чахоткой женщина, доживающая своим последние дни, жена трудяги Клеща. Она устала от жизни, в которой трясется над...
  8. Актер Актер – один из персонажей пьесы М. Горького “На дне”, обитатель ночлежки. Настоящего имени он не называет, так как сам его забыл по причине...

По-моему мнению, самый интересный герой пьесы «На дне» это Василиса. Почему? Да потому, что Горький вложил в эту героиню всю отрицательность человеческой души. Она молода, хороша собой, но при этом в ней нет ни капли чувственности, уважения,
доверия. Скорее предательство и ложь главное отражение ее сущности. Для построения отрицательного персонажа, каждому автору приходится пережить что-то подобное в своей жизни. Например, Набоков долго мучился от педофилии, пока не написал
свой знаменитый роман «Лолита». А что же было с Горьким, кто вдохновил его на создание образа Василисы? История об этом умалчивает… Эта героиня ради денег готова на все, даже на убийство собственного мужа. Она замужем за пятидесятичетырехлетнем содержателем ночлежки, хотя самой двадцать шесть. Она полна сил и энергии, ее муж уже почти «мертв». За время прочтения пьесы, в моих мыслях ни разу не возникала тема любви Василисы к своему мужу. А действительно, любила ли она его? Наверное, нет, по-моему она вообще никого не любила кроме себя и ДЕНЕГ, Денег, денег. Которых она жаждала все больше и больше, стараясь избавится от мужа, как можно скорей.

У нее есть любовник-Васька Пепел, который для нее лишь объект достижения собственных целей, она не любит его и ей совершенно безразлично с кем он в итоге останется…

Сестра Наташа двадцати лет, которую она постоянно бьет за то, что та встречается с Васькой. Хотя прекрасно понимает, что она не права и ей все равно, с кем она. Но как "заботливая" сестра она должна уберечь ее от Пепла. Все с кем она живет считают ее «бабой лютой», которая не думает ни о ком, кроме себя. Считает себя полноправной хозяйкой ночлежки и ничуть не пренебрегает термином «хозяйка».Да, она хочет чувствовать себя ею, купаться в роскоши, жить с молодым мужем.
Но это только мечты, а она только жена хозяина ночлежки. Жена, как много вложено в этот термин, но наверное, во временя Василисы, его представляли по другому. Все, так называемые жены, хотели только одного- богатого старого мужа и красивого
молодого любовника. Но во всем этом, наверное виновны родители, которые прежде всего думали о благосостоянии дочери, а не о ее счастье.

Разговаривает с жителями ночлежки по-хозяйски: «А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь- не забудь! Сколько должен мне?», говорила она обращаясь к Бубнову. Унижать других, вот еще одно свойство отрицательности. И одно из самых мерзких. Даже проживя какое-то время со всеми ночлежниками, она относится к ним. Как отбросам общества, неудачникам.

С презрением относится к жизни Клеща, впрочем, как и он сам играет с Василием, как лиса с колобком, хочет только одного- избавиться от мужа, от которого осталось только одно название - муж. Говорит Пеплу, что они могут помочь друг другу: он убьет ее мужа, а она отпустит его с сестрой. Говоря это, она считает себя решительницей, даже хозяйкой чужих судеб. Сестру она держит за игрушку, которую можно подарить или «выкинуть» вместе с Васькой. Но он этого не хочет, говорит: «Зверь! Хвастаешься зверством своим?» Перед мужем разыгрывает из себя любящую жену, а на самом деле…

Лука,праведник, считает ее «плохим человеком». А в душе, все-таки, я думаю, что он ей все прощает. Василиса затевает скандал, в ходе которого Василий по неосторожности убивает Костылева.

Она обвиняет Ваську в убийстве своего мужа, что говорит о том, что она человек-предатель, человек-лгун, и готова на все, чтобы вывернутся из этой истории, которую сама же и затеяла. Она добилась того, чего хотела. Она свершила свое Зло, к которому шла так долго. Но, как мне кажется, она не считает, что ее руки в крови, скорее наоборот, она думает, что вся «грязная работа» висит на Ваське Пепле, она тут вообще не причем, она не чувствует никаких угрызений совести.

Василису и Ваську забирают в полицейский участок…
После этого за застольем Настя размышляет: «Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську в каторгу пошлют…»

Я думаю, что это именно так. Хитрые и расчетливые люди везде вывернутся! Василиса – это сосредоточие всего плохого, что есть в человеке. Горький пытался с помощью нее показать, насколько жестоким бывает наш мир. Но, с другой стороны, не будь таких «отрицательных» героинь и героев литература бы не была интересна. Отрицательные герои захватывают своей твердостью и жестокостью.

Мне очень нравится эта героиня именно тем, что она совершенно необыкновенная злодейка, в ней строго определены все грани плохого, она – чистый отрицательный герой. Хотя, может и в ней есть какой-то лучик света, но нам, читателям, Горький его не показал. А превратил Василису в первоклассную злодейку!

Воплощать на сцене Василису гораздо тяжелее, чем положительную героиню. Но и ораздо интереснее, по их мнению отрицательные герои даже живее положительных, но, возможно, они ошибаются…

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Василиса - персонаж пьесы Горького «На дне»; жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла . Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа на 28 лет и вовсе его не любит, скорее всего, живет с ним ради денег. Она мечтает поскорее избавиться от него и время от времени подговаривает постояльца Ваську-вора избавить ее от мужа.

Костылев догадывается о похождениях жены и все время хочет застать ее у Васьки, но безрезультатно. Васька, в свою очередь, влюблен в младшую сестру Василисы - Наташу . Он мечтает уехать с ней куда-нибудь подальше, например, в Сибирь и построить там новую жизнь. Наташа на его ухаживания отвечает холодно, так как знает об их отношениях с Василисой.

Василиса сестру недолюбливает. От зависти и злости она постоянно на нее бросается с кулаками. Доходит даже до того, что она обливает ее кипятком. Пепел Василисе дает следующую характеристику: «…души в тебе нет, баба… В женщине - душа должна быть…» В конце произведения она все-таки добивается своего. Васька в порыве убивает напавшего на него Костылева.

образ Василисы Карповны в романе на дне М. Горького... и получил лучший ответ

Ответ от Азиза[гуру]
Сверхчеловек не нуждается в любви потому, что она есть проявление человеческого эгоизма, любви к самим себе. Сверхчеловек не нуждается в истине, которая, по Ф. Ницше, является родом заблуждения для слабых. Но Васька нуждается в любви Наташи (пусть для себя) и стремится понять правду. Он не стал сверхчеловеком.
Клеща и Костылёвых роднит ненависть к людям и непомерная любовь к самим себе.
Содержатель ночлежки Костылёв, ханжа и лицемер, представляет современное мещанство. Он ценит только деньги, прикрывая меркантильные интересы Священным Писанием и благими намерениями. В этом плане Костылёв - прямой антипод Алёшки.
Под стать своему мужу Василиса Карповна. Она не скрывает цинизма, злобы и ненависти, не притворяется, что любит ближнего. Василиса жадна и любит материальные блага, ночлежники для неё - средство добывания денег. Ради них она способна уничтожить каждого - мужа, сестру. Василиса подобна зверю: “баба лютая”.
“Всякое время даёт свой закон”, - говорит в пьесе Татарин. Всякое время создаёт свой тип человека - и оставляет его в наследство человечеству, когда меняется. Таким образом, «На дне» - иллюстрация к истории культуры человечества.
Продукты своего времени, ночлежники привыкли и себя, и мир воспринимать только в собственных временных измерениях, принимают второстепенное за главное. Они тяжело переносят жизнь, но не могут найти причины своих мучений. Может быть, эти причины в том, что каждый человек - в той или иной степени продукт своего времени и на собственном опыте знает, что значит быть современным или перестать быть таковым. Именно поэтому зрители сочувствуют ночлежникам, при этом ощущая муку их жизни как свою.