Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  Путь нравственных исканий пьера безухова. Духовные искания пьера безухова

Путь нравственных исканий пьера безухова. Духовные искания пьера безухова

Пьер Безухов — сын екатерининского вельможи, но не родовитого, а попавшего в «случай», как тогда говорили. Таким образом, по своему богатству и титулу Пьер полноправный член великосветских гостиных, но по духу и привычкам он там не свой человек, и потому он более чем кто-нибудь другой способен критически отнестись к высшему обществу и сблизиться с общественными низами, явиться как бы связующим звеном. При этом Безухов — незаконнорожденный и лишь потом формально получает графский титул. Это обстоятельство тоже сказывается на его понятиях: он более демократичен. В 1805 году, когда начинается роман, Пьер только что вернулся в Петербург из-за границы, где он воспитывался в уважении к идеям свободы, равенства и братства, но без ужасов террора. В великосветских гостиных, среди костюмов и понятий эпохи классицизма, Пьер с его умением сесть так, чтобы «загородить всем дорогу», казался как будто «огромным и несвойственным месту». Это впечатление в особенности производил он «тем умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его ото всех» великосветских людей. Этим взглядом окидывает Пьер шумно несущуюся перед ним жизнь.

С роковой необходимостью идеалист и поклонник Руссо, он в своей личной жизни не оберегает себя от грубого попрания идеалов. Жена Пьера, красавица без каких-либо представлений, кроме представления о своей привлекательности, мучит его своими увлечениями, доводит его до диких вспышек, до поединка с одним из своих поклонников, до того, что он едва не бросается на нее самое, и, чтобы не видеть ее, Пьер отдает ей больше половины своего состояния для раздельной жизни. После этого он переживает подавленное состояние духа. Его мучит неразрешимый вопрос о смысле жизни: кто прав и кто неправ в жизненных столкновениях, кто или что управляет миром? Он признается, что ненавидит свою жизнь сытого, праздного и неудовлетворенного человека. В этот момент он случайно сталкивается на станции с масоном Баздеевым. С дорожной откровенностью они вступают в беседу, и на жалобы Пьера масон настойчиво требует «очистить жизнь», чтобы понять ее смысл.

«Посмотрите на свою жиэнь, государь мой. Как вы проводили ее? В буйных оргиях и разврате, все получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что вы сделали для ближнего своего? Подумали ли вы о десятках тысяч ваших рабов, помогли ли вы им физически и нравственно? Нет …. Потом вы женились, государь мой, взяли на себя ответственность в руководстве молодой женщины, и что же вы сделали? Вы не помогли ей, государь мой, найти путь истины … И вы говорите, что вы не знаете Бога, и что вы ненавидите свою жизнь. Тут нет ничего мудреного, государь мой».
Встреча не прошла бесследно, так что среди новых и увлекающихся членов масонства, оживившегося в России в первые годы XIX столетия, оказался и Пьер Безухов, занявший в масонстве видное место. Картины посвящения в масоны и масонских обычаев тем интересны в романе Толстого, что автор попутно вскрывает в исторической последовательности разные стадии в культурном развитии эпохи. Через масонство Пьер приходит к мысли, что источник счастья и умиления в самом человеке, но всецело остановиться на созерцательном служении истине Пьер не может. Первая проповедь его наставника масона повлияла на него слишком сильно, и Пьер начинает при водить в исполнение свои филантропические идеи, улучшая положение крестьян. Однако Пьер не замечает, что благожелательное настроение барина самым бесцеремонным образом эксплуатируется крепостными, что его добрые намерения заставляют крестьян лгать, то есть приносят еще большее зло. Кроме того, в откровенном споре с Пьером князь Андрей Болконский, благородный и умный, но воспитанный в строго дворянских понятиях человек, со своеобразной последовательностью доказывает ему, что ни школы, ни больницы, ни заботы об облегчении физической работы крестьян не дадут им счастья, так как при прежних общих условиях для них «единственно возможное счастье — есть счастье животное». Крестьянам нисколько не хуже, когда их даже секут и посылают в Сибирь: они и там ведут ту же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут. Можно желать освобождения крестьян только в интересах дворянства, которое гибнет нравственно, грубея от того, что у него есть возможность казнить право и неправо. Возражение Пьера на это замечание поколебало уверенность в душе князя Андрея, но и сам Пьер почувствовал, что в мотивировке его взглядов есть слабые места. Теперь он с особым вниманием относится ко всему тому, что дает масонство, лишая человека его «животного счастья». Вернувшись из-за границы после свидания с западноевропейскими масонскими кругами, Пьер среди русских масонов развивает идею об организации масонских сил, о привлечении людей твердых и добродетельных к нравственной борьбе против «покровителей беспорядка» в «целом свете». Но масоны, среди которых много было людей не убежденных и цепко державшихся за сословные преимущества, очень холодно и даже враждебно встретили на этот раз Пьера, хотя до сих пор он пользовался большой любовью как душа общества. Пьер почувствовал, как почва уходит у него из-под ног, и его охватила тоска одиночества. Он даже на время сходится с женой, устраняется от общественной деятельности, читает Священное Писание, а потом все, что попадется, снова начинает пить, чтобы заглушить сознание лживости жизни. В этот момент спасением для него становится новая встреча.

Из деревни возвращается Наташа Ростова, давно, еще подростком нравившаяся Пьеру. Она не думала о благотворении и спасении души крепостных. Она просто, сердцем отдалась деревне, веселилась, плясала с сенными девушками под звуки гитары, сбросив с себя все графское и напускное, и вернулась в Москву в серьезном, значительном настроении, при котором всякая фальшь ей была до боли противна. Ей кажется дикой и странной театральная сцена со странно наряженными мужчинами и женщинами, исполняющими какие-то непонятные действия и получающими за это деньги. Еще более дикой и странной показалась сама себе Наташа, когда допустила ухаживание Анатоля Курагина, изменив жениху — князю Андрею. Но уже было поздно. И не кто иной, как Пьер, должен был по известной всем мягкости взять на себя тяжелую обязанность сообщить Наташе, что Болконский отказывается от нее. Но Пьер знает и не может скрыть прошлого Курагина, которое делает невозможным брак. Наташа в отчаянии. Но в тот момент, когда Пьер успокаивал ее, говоря, что ее жизнь еще впереди, он сам почувствовал, что и для него не все пропало, и в его «размягченной и ободренной душе» затеплилась светлая точка.

Разразившаяся война 1812 года застала Россию врасплох. Пьер, с его «наблюдательным и естественным» взглядом на людей, чувствует, что ему как-то «совестно» стать в ряды этих новых патриотов, громко кричащих о любви к родине. Кроме того, заветы масонства не позволяли ему идти на войну. Однако масонство постепенно теряло над ним свою власть и, уже окончательно порвав с масонским незлобием, Пьер решает добраться до Наполеона и поразить его кинжалом. Ничего этого, конечно, не случилось, а вместо того Пьер дошел до «опрощения», как выразился его слуга. Он, вызывая удивление видом единственного штатского человека, был в Бородинскcком сражении, и здесь его особенно поразила простота народного мышления и чувства, простое мужество без похвальбы перед смертью, простая братская услуга всякому ближнему без требования и даже без возможности вознаграждения.

Пьер остается в Москве, ходить по опустелым улицам среди начавшихся пожаров и тут впервые испытывает радость жизни и острую любовь к жизни, спасая какого-то забытого в сутолоке грязного, некрасивого ребенка, которого сначала ему даже противно было взять на руки. Он был арестован французским патрулем в числе поджигателей. Толстой рисует яркий контраст между душевным состоянием Пьера и окружающей его обстановкой. Он готов любить всех людей и жаждет деятельной любви — а его заперли на замок, отняли имя.

Пьеру пришлось пережить ужас ожидания казни и быть свидетелем расстрела взятых с ним людей; его самого помиловали. За этим последовало долгое заключение в Москве, этап с французскими войсками из Москвы и, наконец, избавление. В плену завершается перерождение Пьера. Среди других пленных с ним идет Платон Каратаев, замечательный тип праведника из народа. Платон любит все, что его в данный момент окружает, и потому душа его не перестает испускать лучи тепла и света. Для него нет чужих. Самая жизнь его не имела смысла как отдельная жизнь, а была частицей целого.

В постоянном общении с Каратаевым Пьер, казалось бы, находившийся в состоянии крайнего угнетения, на самом деле постиг высшую свободу — свободу внутреннюю. Самая внешность его изменилась под влиянием работы мысли и общих условий плена. Он стал, как все, оборван, грязен, с босыми избитыми ногами, но взгляд его стал тверд, спокоен и оживлен, как не бывало раньше. Прежняя барская распущенность сменилась «энергической подобранностью». Пьер только в плену признал радостную справедливость той мысли об отрицательном счастье, которую когда-то с горечью высказал ему князь Андрей. Он понял, что отсутствие страдания и есть счастье. Счастье в самом человеке, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, а несчастье происходит не от недостатка, а от излишка. О себе, своих удобствах Пьер почти перестал думать. Он дошел даже до такой философии, при которой все представлялось благом. Он смеется над тем, что его загородили досками в балагане — это ведь не может стеснить его душу. Он видел, как французы пристреливали пленных. И когда этой участи подвергся Платон, и завыла над трупом его собака, Пьер только подумал: «Экая дура, о чем она воет?»

«Быть вполне хорошим» - этим принципом руководствуется Пьер Безухов в жизни, и к этому идеалу он стремится.

Как и князь Андрей, Пьер не удовлетворен обыденной деятельностью, не хочет идти по жизни проторенной дорогой, ведущей к чинам и званиям. «Умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд» отличал его «от всех» в гостиной Анны Павловны Шерер. В жизни Пьера руководящую роль играет не ясный ум и твердая воля, а чувство.

Пьер не богат. Незаконный сын графа Безухова, он с десятилетнего возраста был послан с гувернером за границу, где пробыл до 20 лет. По завещанию графа Безухова Пьер становится единственным наследником состояния всего состояния отца. Новое положение, богатство и почести не изменили его характера. Он остался по-прежнему отзывчивым, добродушным и доверчивым.

В отличие от князя Андрея он лишен проницательности, не может сразу правильно оценить людей, часто ошибается в них, его искренность, доверчивость, слабоволие становятся причиной многих его ошибок. Это и участие в кутежах Курагина и Долохова, это и женитьба на развращенной Элен, это и дуэль с Долоховым.

После разрыва с женой в состоянии глубокого нравственного кризиса Пьер встретился на пути из Москвы в Петербург с масоном Баздеевым. Масоны не выпустили из своих рук богатого человека. Пьер вступил в из религиозно-философское общество. Что же привлекало его в масонах? Масоны говорили о том, что их цель - исправлять членов своего общества, «исправлять их сердце», «очищать и просвещать их разум», «исправлять весь человеческий род», «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьеру показалось, что такая деятельность принесет ему нравственное удовлетворение. Ему хотелось верить в возможность достижения братской любви между людьми. Вступив в масонскую ложу, он стремится улучшить положение крестьян в своих имениях, открывает для них школы, больницы. Даже собирается их освободить. Однако результатов от его деятельности почти никаких не получилось. Ловкие управляющие имениями обманывали молодого графа. Его план преобразования масонского ордена также не осуществился. Встав во главе петербургского масонства, он вскоре понял, что большинство членов масонского ордена очень далеки от того, чтобы исправлять себя и весь род человеческий - «из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни». Пьер понял, что «нравственное успокоение и согласие с самим собой», которые были необходимы для его счастья, недостижимы в масонстве.

Страдая от внутреннего разлада, от невозможности решить вопросы, которые сплелись в «запутанный страшный узел», он встретил грозные события 1812 года. Судьба России, положение армии взволновали Пьера. Он собрал ополчение из своих крестьян. Во время Бородинской битвы он оказался на батарее Раевского и был свидетелем жестоких боев. Здесь, на Бородинском поле, ему открылся другой мир, где люди не думают о личной славе и опасности. Пьер был потрясен огромной нравственной силой и героизмом простых людей, стоявших насмерть. В окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они.

После Бородинской битвы Пьер почувствовал, что должен остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, как теперь уверен Пьер, от одного Наполеона.

Пережив все ужасы плена, военного суда, казни русских людей, в состоянии страшного нравственного потрясения и отчаяния, измученный душевно и физически, Пьер в бараке для военнопленных встретился с солдатом Платоном Каратаевым. Незлобивый, общительный Каратаев для всех находил ласковое слово, помогал людям переносить в плену тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях и надеяться на лучшее. Под влиянием Каратаева сложилось новое мироощущение Пьера: «Пока есть жизнь, есть и счастье». Но каратаевская пассивность, непротивление злу, его религиозность и вера в судьбу не стали руководящими принципами в дальнейшей жизни Пьера.

Женившись на Наташе Ростовой, Пьер чувствует себя счастливым мужем и отцом. Вместе с тем он по-прежнему интересуется общественной жизнью. В эпилоге романа мы видим его членом тайного декабристского общества, который резко критикует реакционное направление политики Александра I.

Высшие духовные нравственные ценнос-
ти, осознание которых ведет героев к гармо-
нии с миром, - вот что утверждает русская
классическая литература XIX века. В романе
«Война и мир» Л. Н. Толстой на примере Пье-
ра Безухова показывает человека, который
ищет истину и делает это не умом, а сердцем.
На мой взгляд, писатель не случайно обраща-
ется в своем произведении к 1812 году. Собы-
тия этого времени сказались на людях раз-
ных сословий, заставили их по-новому ос-
мыслить жизнь, понять, что в ней является
самым ценным и дорогим. То есть сама геро-
ическая эпоха 1812 года помогает человеку
прийти к полному согласию с жизнью, найти
ее смысл.
. Пьер Безухое - один из самых любимых
и дорогих Толстому героев. Писатель пока-
зывает его в постоянном движении, в сомне-
ниях и поисках, в непрерывном внутреннем
развитии. Толстой прослеживает, как меня-
ется характер Пьера Безухова, формирует
мировоззрение передового человека эпохи -
декабриста. Но жизненный путь Пьера, пол-
ный открытий и разочарований, это не ти-
пичный путь декабриста, а только особая,
толстовская версия этого пути.
В.начале романа перед нами предстает
толстый, массивный молодой человек с ум-
ным, робким и наблюдательным взглядом.
Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив,
легко поддается чужому влиянию, он выде-
ляется среди остальных посетителей свет-
ского салона своей естественностью, искрен-
ностью, простотой.
Сначала Пьер защищает идеи француз-
ской революции, восхищается Наполеоном,
желает то «произвести республику в России,
то самому быть Наполеоном…» Не найдя еще
смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей
наивности, доверчивости, неумения разби-
раться в людях совершает ошибки. Мне ка-
жется, что одной из таких ошибок была его
женитьба на Элен Курагиной. Этим необду-
манным поступком Пьер лишает себя всякой
надежды на счастье. Он осознает, что насто-
ящей семьи у него нет. В Пьере растет не-
довольство самим собой. Он расходится с
женой, отдает ей значительную долю своего
состояния, после чего стремится найти при-
менение своим силам и способностям в дру-
гих сферах жизни.
Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петер-
бург, дожидаясь на станции в Торжке лоша-
дей, задает себе нелегкие вопросы: «Что дур-
но? Что хорошо? Что надо любить, что ненави-
деть? Для чего жить, и что такое я…» Поиски
правды и смысла жизни приводят его к масо-
нам. Он страстно желает «переродить пороч-
ный род человеческий». В учении масонов
Пьера привлекают идеи «равенства, братства
и любви», оно дает герою веру в то, что в ми-
ре должно быть царство добра и правды, а
высшее счастье человека состоит в том, чтобы
стремиться к их достижению. Поэтому Пьер
Безухов начинает поиски возможностей для
воплощения справедливых и гуманных идей
в конкретное дело.
Прежде всего он решает облегчить участь
крепостных. Он сочувствует им и заботится
о том, чтобы наказания были только увеща-
тельными, а не телесными, чтобы мужики не
были отягощены непосильной работой, а в
каждом имении были учреждены больницы,
приюты и школы. Ему кажется, что он нашел
наконец цель и смысл жизни: «И только те-
перь, когда я… стараюсь… жить для других,
только теперь я понял все счастье жизни».
Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий
путь в его дальнейших исканиях. Но скоро
наступает разочарование и в масонстве, так
как республиканские идеи Пьера не разделя-
лись его «братьями», и к тому же Пьер ви-
дит, что и в среде масонов существуют хан-
жество, лицемерие, карьеризм. Все это при-
водит Пьера к разрыву с масонами и к тому,
что он попадает в жизненный тупик и по-
гружается в состояние безысходной тоски и
отчаяния.
«К чему? Зачем? Что такое творится на
свете?» - эти вопросы не переставали тре-
вожить Безухова. Эта не прекращающаяся
внутренняя работа подготовила его духовное
возрождение в дни Отечественной войны
1812 года. Не будучи военным, как Андрей
Болконский, желая разделить судьбу стра-
ны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер
принимает участие в Бородинском сражении.
Он формирует на свои средства полк, берет
его на обеспечение, а сам остается в Москве,
чтобы убить Наполеона как главного винов-
ника народных бедствий. И именно здесь мы
видим, как раскрывается в полной мере доб-
рота Пьера. Он не может видеть многочис-
ленные человеческие драмы, оставаясь при
этом пассивным свидетелем, и поэтому, не
думая о собственной безопасности, защищает
женщину, заступается за помешанного, спа-
сает из горящего дома ребенка. На его глазах
чинят насилие и произвол, казнят людей, об-
виненных в поджогах, которых они не совер-
шали. Все эти жуткие и тягостные впечатле-
ния еще больше усугубляются обстановкой
плена, где происходит крушение веры Пьера
в справедливое устройство мира, в человека
и Бога.
Но в убогом бараке происходит его встре-
ча с Платоном Каратаевым, которая сблизи-
ла героя с простыми людьми. Этот солдат за-
ставляет Пьера опять светло и радостно по-
смотреть на мир, поверить в добро, любовь,
справедливость. В результате общения с Пла-
тоном Каратаевым Пьер обретает «то спо-
койствие и довольство собой, к которым он
тщетно стремился прежде», он «…узнал не
умом, а всем существом своим, что человек
сотворен для счастья, что счастье в нем са-
мом, в удовлетворении естественных челове-
ческих потребностей…» Пьер Безухов всегда
искал ответ на вопрос: «В чем смысл жиз-
ни?» «Он искал этого в филантропии, в ма-
сонстве, в рассеянности светской жизни, в
вине, в геройском подвиге самопожертвова-
ния, в романтической любви к Наташе. Он
искал этого путем мысли, и все эти искания
и попытки обманули его». Герой закономерно
приходит к идеям декабристов, вступает в
тайное общество, чтобы вести борьбу со всем
тем, что мешает жить, унижает честь и до-
стоинство человека.
В финале романа мы видим счастливого
человека, у которого хорошая семья, верная
и преданная жена, который любит и любим.
Таким образом, именно Пьер Безухов дости-
гает в «Войне и мире» духовной гармонии с
окружающим миром и с самим собой.
Проблемы, поднятые Толстым в романе
«Война и мир», имеют общечеловеческое зна-
чение. Его роман, по словам Горького, - «до-
кументальное изложение всех исканий, кото-
рые предприняла в XIX веке личность силь-
ная, в целях найти себе в истории России
место и дело…»

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является произведением, в котором можно проследить, как развиваются исторические события. Но не только об истории этот роман. В нем мы видим становление человеческой личности, развитие определенных нравственных качеств героев, создание семейных отношений. Герои не стоят на месте, они движутся, растут духовно, выбирают лучшие пути, ищут правильные решения важных задач. Большой и трудный путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. И главным вопросом моего сочинения будут духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» Толстого. Писатель неслучайно выбирает именно Пьера, доброго, мягкого, слабого человека. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.

Портрет Пьера Безухова

«…массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», – таким мы встречаем Пьера на страницах романа.
Он очень рассеян, не умеет вести себя в обществе, как ждут от него его представители, не умеет вовремя сесть, встать, уйти, когда нужно, сказать, когда просят. Он ведет себя непосредственно, чем очень сильно раздражает хозяйку салона – Анну Павловну Шерер. Пьер приехал в Петербург незаконнорожденным сыном богатого графа Безухова. Князь Василий Курагин с недовольством отнесся к этому известию, так как сам имел виды на наследство старого графа. После смерти отца Пьер стал владеть всем его состоянием, и он принял это как должное. «Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними», – подчеркивает Толстой.

Идеалы и разочарования Пьера

На протяжении всего романа «Война и мир» искания Пьера Безухова даны Толстым через познание мира, философское его осмысление. Приехав в Петербург, Пьер был убежден в том, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Для него наполеоновские идеи были понятны и обоснованы.

После женитьбы на Элен Курагиной, разочаровавшись в любви и доброте помыслов, Пьер признает: «Да я никогда не любил ее. Я знал, что она развратная женщина, но не смел признаться в этом». Дуэль с Долоховым приносит лишь неприятие произошедшего, непонимания смысла жизни. Но Пьер никогда не искал того, кому можно было все рассказать, он «переработывал один в себе свое горе».

Случайно встретив старика-масона, он увлекается этим движением и находит новые идеалы жизни: «Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни».
Когда у него спрашивают, что он считает главным пороком в своей жизни, Пьер не знал, что именно плохо для него: «Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины? – перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество». Утвердившись в своих помыслах, Пьер знал, что из всех «правил» масонства он «…имел любовь к ближнему и в особенности щедрость». Но вскоре и здесь пришло разочарование.

В разговоре с Андреем Болконским Пьер говорит: «Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)». Увидев, что русское масонство идет по ложному пути, Безухов выходит из этого круга и едет в Москву.

Его глазам открылась война, как действие, совершенно непредсказуемое и жестокое. Он видит мужиков-ополченцев, которые надели белые рубахи, потому что всегда готовы к смерти. Он слышит грохот пушек, жалеет раненых. К нему приходит мысль: «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся!». Война преподносит ему неприкрытые истины, которых он не замечал прежде. Теперь он решает, что должен исправить всю ситуацию, прекратить эту войну, спасти всю Европу. Именно он, а никто другой. «Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть!», – говорит себе Пьер и готовится убить Наполеона, как единственного виновника всех бед России. Его задумка, к счастью, не увенчалась успехом. Пьер попадает в плен.

Пьер и Платон Каратаев

Четыре месяца плена дают Пьеру хороший жизненный урок. Он встречает там простого крестьянина – Платона Каратаева, который своим философскими рассуждениям приводит Пьера к другим истинам. Теперь Безухов понимает, что главное – не богатство и успех, признание в обществе, положение, главное – есть, где спать, что надеть, что поесть. И в этом счастье человеческое – просто жить, без всяких условностей и предрассудков, зависимости от денег и знатности. Жить в добре, в гармонии с самим собой. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого», – пишет Толстой, подчеркивая отношение Пьера к русскому народу, познание им патриотических чувств.

Пьер Наташа Ростова

Настоящее счастье Пьер Безухов познал с Наташей Ростовой. Влюбился он с первого взгляда, но хранил эту любовь в душе. Пьер искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Любовь Пьера была настоящей. Ее не сломили ни предательство Элен, ни неискренность Анатоля и Долохова, ни война, ни плен. Пьер пронес это чистое чувство через все испытания. И счастье упало ему в руки, когда Наташа Ростова стала его женой. Истинное человеческое счастье теперь для Пьера было дома, каждый день в его жене, в его детях, в его тихом семейном уюте, в его любви. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к неугасимой истине: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

В моем сочинении на тему «Духовные искания Пьера Безухова» можно проследить весь путь становления личности нашего героя. Его сомнения, радости, разочарования, новые идеалы. Толстой показывает, как меняется Пьер. Кого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце.

Духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» – сочинение на тему нравственных исканий героя |

Искания Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

I. Вступление

1. Пересказать всю биографию Пьера в сочинении невоз­можно, поэтому выбираются ключевые моменты в его развитии.

2. Основные направления исканий Пьера: желание быть внутренне довольным собой, стремление к соединению с людьми и к служению им, освобождение от ложных чувств и понятий (см. план на тему «Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

II. Главная часть

1. В начале романа Пьер - молодой, еще не определившим­ся человек, в сущности, не знающий реальной жизни. Однако уже здесь Толстой отмечает его сочувствие идеям Французской революции и подсознательное неприятие светского общества.

2. Период от объяснения в любви Элен до дуэли с Долохо­вым. Пьер полностью захвачен ложными чувствами и понятиями: чувственным влечением к Элен, ревностью, светскими правилами и т.п.

3. Дуэль с Долоховым потрясла Пьера. Сознание, что он мог убить человека (и чуть не убил) из-за суетных и ложных чувств, приводит его к пересмотру всего, чем он жил до сих пор, и эту жизнь Пьер осознает как чудовищное заблуждение В том., что произошло, Пьер не винит никого, кроме самого себя, - это очень важная для Толстого черта. В этот период Пьер полностью теряет смысл жизни.

4. Встреча с Баздеевым и увлечение масонством. В масон­стве Пьера привлекают две основные цели: стремиться к нрав­ственному самоусовершенствованию и делать добро людям. Это и есть то, чего он все время ищет.

5. Стремление Пьера следовать принципам масонства, по­пытки улучшить жизнь крестьян и т.п. Пьер начинает сомне­ваться и в масонстве, видя, что многих привлекает в ложу ко­рысть, а не любовь к людям, и в самом себе.

6. Пьер на Бородинском поле. Его реальное приобщение к народу и возникновение чувства истинного патриотизма. Дальнейшие действия Пьера (намерение убить Наполеона - следствие ложногероических стремлений и тщеславия, а вме­сто этого спасение девочки из горящего дома и т.п.).

7. Пьер плену. Глубокое потрясение от расстрела пленных. Второй раз Пьер чувствует, что «все завалилось в кучу бес­смысленного сора», а смысл жизни окончательно утерян.

8. Пьер и Платон Каратаев. Каратаев кажется Пьеру «оли­цетворением духа простоты и правды», воплощением всего «русского, доброго, круглого». Пьер приобщается к инстинк­тивной народной правде, суть которой - единение с людьми и отказ от всякого индивидуализма.

9. Через лишения и физические страдания в плену Пьер приходит к пониманию истинной свободы, ему открывается радость жизни, он постигает ее смысл. Он отбрасывает все лишнее, ненужное, что раньше считал важным, и от этого ста­новится впервые действительно счастливым.

10. Пьер в эпилоге. Толстой изображает его немного изме­нившимся. Влияние Платона Каратаева и тот смысл жизни, ко­торый открылся ему в плену, так и остаются с ним, но он ищет свой путь в жизни. В эпилоге Пьер - член тайного общества, вероятно, будущий декабрист, который хочет не только пассив­но принимать жизнь, но и активно бороться со злом и неспра­ведливостью. Он находится на очередной ступени бесконечной лестницы нравственного развития и идейных исканий.