Меню
Бесплатно
Главная  /  Поделки  /  Работы шубина федора бюст черный. Федор иванович шубин - биография художника, известные произведения, выставки

Работы шубина федора бюст черный. Федор иванович шубин - биография художника, известные произведения, выставки

Федот Шубин "одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и любознателен". Вышел он из крестьян-поморов, из небольшой деревни в Архангельской области близ Холмогор - родины великого Ломоносова. В то время Холмогоры славились своими искусными мастерами-косторезами, и семья Шубиных числилась среди самых знаменитых резчицких фамилий. Вошли Шубины в историю еще и потому, что, если верить преданию, отец скульптора Иван Афанасьевич обучал юного Ломоносова грамоте, а его брат Фома Афанасьевич снабдил будущего академика на дорогу в Москву " тремя рублями и китайчатым полукафтаньем". Спустя несколько лет М.В.Ломоносов уже сам помогал младшему Шубину, приехавшему в Петербург зимой 1758 года. Принято считать, что именно он рекомендовал земляка куратору учрежденной в 1757 году Академии художеств И. И. Шувалову. Так или иначе, 23 августа 1761 года последовало распоряжение "уволить от двора и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного... который своей работой в резьбе на кости и перламутре дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером".

Первым учителем Федота Шубина стал французский скульптор Никола-Франсуа Жилле, один из многих европейских художников и ученых, приглашенных в 18 веке для преподавания в "российских академиях". Питомцами Жилле, проведшего в Петербурге более 20 лет, были столь различные по манере и темпераменту скульпторы как Ф.Г.Гордеев, М.И.Козловский, Ф.Ф.Щедрин, И.П.Прокофьев, И.П.Мартос. Под руководством замечательного мастера декоративной скульптуры и портрета молодой Шубин знакомится с античной скульптурой, ренессансной и барочной пластикой, работает с живой натурой. По окончании шестилетнего академического курса Шубин выполняет программу на сюжет из древнерусской истории. За рельеф " Убийство Аскольда и Дира Олегом" он удостоен первой золотой медали. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлено право заграничного пенсионерства, позволяющее ехать во Францию и Италию "для достижения совершенства в художествах на три года".

В 1767 году Федот Шубин вместе с П.М.Гриневым и И.А.Ивановым отплыл морем во Францию, имея рекомендательные письма к русскому посланнику Д.А.Голицыну, философу-просветителю Д.Дидро, а также в королевские академии Франции и Италии. Заручившись в Париже рекомендацией к Жану-Батисту Пигалю, Шубин начинает заниматься у прославленного скульптора, дававшего уроки русскому ученику бесплатно. По просьбе пенсионера Академия художеств разрешает ему задержаться еще на год во Франции. Здесь он заканчивает историческую статую "Греческая любовь" (не сохранилась), за которую вместе с терракотовой "Головой Адама" получает звание назначенного.

Летом 1770 года благодаря ходатайству Д.Дидро и скульптора Э. - М.Фальконе Ф.Шубин попадает в Италию. В 1771 году, срок пенсионерства заканчивается, но Шубин остается в Италии до весны 1773 года, путешествуя по стране с богатым русским горнозаводчиком Н.А.Демидовым, заказавшим ему исполнить свой портрет и портрет жены. В Италии художник много работает в жанре портрета. Ему принадлежит большое количество бюстов и медальонов, сработанных с натуры, часто несколько антикизированных.

Мраморные бюсты И.И.Шувалова (ГРМ), Ф.Н.Голицына (ГТГ, оба - 1871), парные барельефы А.Г. и Ф.Г.Орловых, выявляющие неповторимую индивидуальность портретируемых, отличаются простым рисунком силуэта, умелой композицией и мастерской моделировкой поверхности.

Через шесть лет, проведенных вдали от России, Ф.Шубин возвращается в Петербург. У мастера, соприкоснувшегося с мировым классическим наследием и передовыми достижениями искусства Запада, нет недостатка в заказах. Он с блеском исполняет портреты ближайшего окружения императрицы.

Портрет князя А.М. Голицына. 1773

За бюст вице-канцлера А.М.Голицына (1773, ГТГ) Екатерина II жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться "собственно при ее величестве". В 1774 году за "оказанный опыт в скульптурном художестве" Шубин удостоен звания академика. Получение первого академического звания без "программы", за считавшийся низменным портретный жанр было событием исключительным. Сам скульптор признавался, что "ничего не может быть горестнее, чем слышать от сотоварищей: он портретной".

Свои лучшие произведения Федот Шубин создает в 1770-е годы. Как писал спустя полвека создатель первого "Русского музеума" П.П.Свиньин, они "совершены художником были в первых порывах огня и честолюбия". Среди исполненных в эти годы портретов придворной знати мраморные бюсты жены сенатора М. Р. Паниной (ГТГ), промышленника и откупщика И.С.Барышникова (ГТГ), братьев Чернышевых, пятерых братьев Орловых, екатерининского полководца П.А.Румянцева-Задунайского (1778, ГРМ).

Портрет графини Марии Паниной

В русской пластике 18 века Шубин первым отошел от салонно-светского портрета рококо, обратившись к пришедшему вместе с классицизмом реалистически непосредственному отображению действительности, возрождавшему естественную простоту и возвышенность форм античности. Художник умел раскрыть многогранность человеческого образа, метко запечатлеть неповторимое выражение лица, взгляд, посадку головы. Современников поражало его виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее "дышать" камень. Как отметил Д.Аркин, "умение увидеть и пластически выразить "противочувствия человеческой натуры"" позволило художнику создать "коллективный портрет своей эпохи", вернее, ее определенного круга, в который вошли придворные вельможи, счастливые фавориты и знатные сановники последней четверти переломного для судеб России 18 века.

Сфера деятельности художника не ограничивалась станковой скульптурой. Монументально-декоративная скульптура Ф.И.Шубина украшала самые совершенные архитектурные ансамбли Петербурга. Для Мраморного дворца (архитектор А.Ринальди) скульптор исполнил несколько рельефов на античные темы и по рисункам Ринальди высек в мраморе статуи "Ночь" и "Весеннее равноденствие". Для ансамбля Чесменского дворца (архитектор Ю.М.Фельтен), воздвигнутого в честь победы российского флота, Ф.Шубин создал 58 барельефов для круглого зала дворца. В овальных медальонах, обрамленных пышными лепными рамами, скульптор поместил портреты русских князей и царей, большинство из которых были портретами "воображаемыми". При перестройке дворца в 1830-х годах барельефы были перевезены в Москву и размещены под сводами парадных залов Оружейной палаты. Работал художник и над оформлением Троицкого собора Александро-Невской лавры, для которой исполнил рельефы с изображением евангельских сцен и статуи святых. Есть доля участия Шубина в создании неповторимого ансамбля Петергофского парка, знаменитого своими фонтанами. Для Большого каскада, спускающегося уступами вниз от дворца к заливу, в 1801 году скульптор исполнил статую Пандоры (отлитую из золоченой бронзы знаменитым литейщиком В.Екимовым).

Екатерина II - законодательница

В 1789-90 годах Ф.И.Шубин трудился над статуей "Екатерина II - законодательница" (ГРМ). Впервые он представил ее на суд двора в апреле 1791 года на балу, устроенном в Таврическом дворце Г.И.Потемкиным в честь императрицы. Посреди зимнего сада, под куполом ротонды из восьми ионических колонн, на порфировом постаменте возвышалась величественная мраморная фигура Екатерины II со свитком законов в руках, намекавшим на мечты о преобразовании России, связанные с первыми годами ее правления. Однако за свою работу мастер высочайшего одобрения не получил, напротив, он остался без награды и впал в немилость. Количество заказов резко сократилось. Серьезные денежные затруднения вынуждают Ф.И.Шубина просить в 1792 году зачислить его на вакантную должность адъюнкт-ректора Академии.

Лишившийся былой славы и почестей скульптор продолжал работать. Немногочисленным шубинским портретам 1790-х годов свойственна более сложная психологическая характеристика.

Бюст А.А. Безбородко

Среди произведений этих лет портреты канцлера А.А.Безбородко (1798, ГТГ), адмирала В.Я.Чичагова (1793), И.И.Бецкого, последнего фаворита Екатерины II П.А.Зубова (1795). Уже после смерти своего прославленного земляка скульптор обращается к образу Ломоносова.

Ломоносов

Пережившему царствования нескольких императоров художнику удалось запечатлеть не слишком привлекательную внешность Павла I (1800, ГРМ), передать внутреннюю сдержанность молодого Александра I (1801), благодаря милости которого он получил наконец долгожданное место в Академии. Но благодеяние монарха было слишком запоздалым. 12 мая 1805 года Федот Иванович Шубин скончался. Эпитафия на могиле первого русского скульптора-портретиста гласит:

"Из россов первый здесь в плоть камень претворял

И видом движущих скал чувства восхищал".

Источник http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1833-shubin.html

Подробности Категория: Искусство России XVIII века Опубликовано 26.02.2018 20:26 Просмотров: 921

Федот Иванович Шубин работал в стиле классицизма . Он считается крупнейшим скульптором русского «века Просвещения». Его лучшие традиции были восприняты скульпторами XIX в.

Федот Иванович Шубин родился в 1740 г. в деревне Тючковской Архангелогородской губернии. Эта деревня находилась недалеко от Холмогор, и отец Шубина, крестьянин-помор Иван Афанасьевич Шубный (или Шубной), хорошо знал семью Ломоносовых. Отец будущего скульптора был государственным крестьянином (не крепостным), знал грамоту.
Русский Север в то время был одним из наиболее развитых регионов России. Здесь занимались рыбным промыслом, резьбой по кости и перламутру. Этими же промыслами занимались и в семье Шубных.

Академия художеств

Ф.И. Шубин. Автопортрет

Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др. бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. В ноябре 1761 г. по Высочайшему повелению Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина.
Куратором академии был в то время И.И. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов , Федот Шубин и др. И.И. Шувалов считал, что принимать в это учебное заведение следует только тех, кто уже проявил какие-то наклонности к определённому виду творчества. Вступившая на престол в 1762 г. Екатерина II объявила Академию Шувалова частной, куратора отправила за границу, а Академию художеств открыла вторично на новых основаниях. При Академии было организовано Воспитательное училище, в которое набирались 5-6-летние дети.
Учителем Шубина в Академии был француз Николя-Франсуа Жилле, почти 20 лет своей жизни отдавший скульптурному классу петербургской Академии художеств. Он разработал собственную методику обучения, и результатом было воспитание замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса и др. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества.
7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах.

Во Франции

Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю – Ж.-Б. Пигалю. Жан-Батист Пигаль – один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов. В его мастерской Шубин лепит с натуры, копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля, принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV, ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. Вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров – Пуссена, Рафаэля. Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Во Франции русские студенты постоянно общались с Дидро, который считал портретный жанр самым трудным и самым демократичным. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют, и поэтому последняя гораздо выше первого.

Италия

Летом 1770 г. Шубин отправляется в Италию, которая поразила его памятниками античного искусства, ставшими его своеобразными учителями. Шубин живет в Италии до весны 1773 г. сначала как пенсионер Академии художеств, затем как спутник богатейшего русского промышленника Н.А. Демидова.
В конце 1772 г. Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика.
Живший в Риме И.И. Шувалов не порывал связи с Академией художеств, он заказывает Шубину свой портрет и бюст своего племянника Ф.Н. Голицына.

Ф. Шубин. Профильный портрет И.И. Шувалова (1771). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В портрете И.И. Шувалова Шубин показал человека волевого, деятельную натуру. Профиль Шувалова энергичен и чёток: высокий лоб, крупный нос, открытый взгляд. В Италии был выполнен и один из первых дошедших до нас «круглых» бюстов – портрет Ф.Н. Голицына.

Ф. Шубин. Портрет Федора Голицына (1771). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В этот период влияние античного искусства на его творчество наиболее ощутимо. Но в то же время портрет отличается особым лиризмом.
Летом 1773 г. Шубин вместе с Н.А. Демидовым совершает путешествие в Англию. В Лондоне он некоторое время работает в мастерской известного скульптора-портретиста Дж. Ноллекенса. Таким образом, Шубин прошёл школу лучших европейских Академий, изучил искусство античности, эпохи Возрождения.

Возвращение в Россию

В Петербург он возвратился в августе 1773 г., полный творческих планов. Екатерина II тут же привлекла его к созданию галереи портретов современников, в основном примечательных людей и своих фаворитов. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга.

В 1773 г. Шубин создал портрет вице-канцлера А.М. Голицына.

Ф. Шубин. Портрет Александра Голицына (1773). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Этот бюст прославил Шубина. Сам Фальконе хвалил его за мастерство. Чёткий силуэт, мягкость складок плаща и локонов парика переданы виртуозно.
После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда Шубина не определять, а быть собственно при Ея Величестве». В 1774 г. Академия художеств присуждает Шубину за портретный бюст императрицы звание академика.

Ф. Шубин. Портрет Екатерины Великой (нач. 1770-х). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Бюст богатого промышленника И.С. Барышникова создан в строгой манере. Умный и расчётливый делец, Барышников представлял собой нарождающийся буржуазный класс.

Ф. Шубин. Портрет Ивана Барышникова (1778). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В 1774-1775 гг. Шубин работал над серией мраморных барельефов князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны, предназначенных для круглого зала Чесменского дворца (в настоящее время они находятся в Оружейной палате Кремля). Затем он выполнял многочисленные заказы на декоративные работы для Мраморного дворца (1775-1782), работая совместно с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером, создал мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П.М. Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-1789).
Статуя Шубина «Екатерина-законодательница» выполнена по заказу Г.А. Потёмкина для Таврического дворца в честь победы над Турцией.

Ф. Шубин. Екатерина-законодательница (1790). Мрамор. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Статуя изображает императрицу в образе богини Минервы. Она была высоко оценена и пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения и профессорского места в Академии – там портретная скульптура считалась «низшим жанром». К тому же Шубин выполнял портреты без приукрашивания личности, избегал идеализации, а это не всегда нравится публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Заказов становится всё меньше, доходов тоже, а семья большая, и скульптор решает обратиться к Екатерине за помощью. Только через 2 года он был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Шубин продолжает работать, его портреты второй половины 1790-х годов отличаются глубоким раскрытием характера человека.

Последние годы жизни

Шубин чаще работал с мрамором, но иногда создавал работы и в бронзе. Например, портрет Платона Зубова, созданный в бронзе, показывает нам самовлюблённого, уверенного в себе человека.

Ф. Шубин. Портрет Платона Зубова (1796). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Шедевром портретного искусства стал знаменитый бюст Павла I, созданный им в бронзе и в мраморе.

Ф. Шубин. Портрет Павла I (1798). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Ф. Шубин. Портрет Павла I (1800). Мрамор. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Образ Павла I отмечен противоречиями. Таков он был и на самом деле: в нём сочетались величественность, надменность, но и болезненность, и глубокое страдание.
За всю свою творческую жизнь Шубин выполнил скульптурные портреты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников. Но, тем не менее, жизнь его становилось все тяжелее. Ему не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 г. сгорели его небольшой дом на Васильевском острове и мастерская с работами. Он обращался за помощью к Павлу I и к Академии...И только к концу жизни, в 1803 г., Александр I, а затем и Академия художеств помогли ему: предоставили казённую квартиру, назначили его профессором с жалованием. Но в 1805 г. Ф.И. Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Его похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1931 г. останки скульптора были перенесены в мемориальный Некрополь XVIII в. Александро-Невской лавры.

(1740-1805) - великий русский скульптор.

Шубин родился 17 (28 ) мая 1740 года в Архангелогородской губернии, в рыбацком поселке близ Холмогор. Отец его, Иван Афанасьевич Шубной, свободный крестьянин, знал грамоту и был первым учителем М.В.Ломоносова. В семье Шубиных занимались рыбным промыслом, хлебопашеством, резьбой по кости и перламутру.

Зимой 1759 года, после смерти отца, Федот Шубной по примеру своего великого земляка отправился с рыбным обозом в столицу. Два года юноша резал табакерки, веера, гребни, безделушки, которые охотно покупали в Петербурге. В ноябре 1761 года Федот Шубной, покровительствуемый М.В.Ломоносовым и первым попечителем Академии художеств И.И. Шуваловым, был внесен в списки учеников под именем Федота Шубина. В Академии обучался у Николя-Франсуа Жилле.

Шубин учился настойчиво и не раз удостаивался похвалы и наград. В июне 1766 за барельеф «Убиение Аскольда и Дира» (к сожалению, не смог найти ни одного изображения – прим. d-pankratov ) ему были вручены Большая золотая медаль и «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Академические работы Шубина, к которым относятся также жанровые статуэтка «Валдайка с баранками» и «Орешница с орехами», до нас не дошли. За «хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение» Шубин с группой пенсионеров в мае 1767 года едет в Париж. Там их опекал русский посол Д.А. Голицын, человек просвещенный и передовой, меценат, большой знаток искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубина определили в мастерскую к скульптору Ж.-Б. Пигалю, известному не только как создатель аллегорических и мифологических композиций, но и как автор ряда реалистических портретных бюстов. Работая у него, Шубин копирует произведения современных французских скульпторов и античные статуи, лепит барельефы с картин Рафаэля и Пуссена. Но особенно много Пигаль заставляет своего ученика работать с натуры.

Вечерами Шубин посещал натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывал в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. «Ни единого в Париже места примечательного и достойного, касающегося для нас, не пропускаем и употребляем старание в приращении разума», - писал он в Петербург.

После трехлетнего пребывания в Париже, в конце 1770 года Шубин с разрешения Академии едет в Рим. В следующем году он создает портреты И.И. Шувалова (1771) и его племянника Ф.Н. Голицына (1771). Удачным оказался и мраморный бюст Екатерины II, несмотря на то, что эта работа была исполнена не с натуры. Тогда же фавориты императрицы - Алексей и Федор Орловы - заказывают Шубину свои портреты. Эти произведения отличаются особой сдержанностью и реалистическими тенденциями в трактовке образов.

В 1772 г. Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые старейшая в Европе Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика. Летом 1773 г., перед возвращением в Петербург, Шубин вместе с Демидовыми совершил еще одно путешествие - в Лондон.

Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князя А. М. Голицына, одно из самых блестящих произведений Шубина (1775, гипс; мрамор). Облик образованного вельможи, в котором тонкий ум сочетается со светской изысканностью, а чувство превосходства над окружающими с усталостью стареющего человека, показан проникновенно и выразительно. Великолепно передано струящееся движение складок одежды, которые будто повинуются повороту головы и плеч и в то же время оттеняют его. Мрамор поистине «дышит» под резцом мастера, как говорили современники об искусстве Шубина. Эта работа заслужила похвалу Фальконе.

4 сентября 1774 года Академия художеств, нарушив устав, согласно которому звание академика полагается только за произведения исторического или мифологического жанра, присуждает его Шубину за портретный бюст императрицы. Такое исключение стало возможным потому, что было известно о благоволении к скульптору и придворной знати и самой Екатерины II.

В 70-е годы мастер создал очень много портретов, при этом работал быстро - не менее одного бюста в месяц. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы. Однако неистощимая наблюдательность и проницательность помогли скульптору не повторяться, находить новые решения, идущие не от внешних признаков, а от внутреннего содержания модели. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга. За внешней грацией и изяществом придворной дамы М. Р. Паниной (середина 1770-х) проскальзывают холодность, властность и высокомерие; знаменитый полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский (1777) изображён в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена. Более того - скульптор сумел выявить в нём черты сильной и значительной натуры.

Совсем иной характер раскрыт в портрете В. Г. Орлова (1778). Аристократичная осанка, пышная драпировка - вся импозантность внешнего вида получила под рукой скульптора оттенок иронии. Прост и строг по композиции бюст богатого промышленника И. С. Барышникова (1778). В этом представителе нарождающейся буржуазии Шубин видит умного и расчётливого дельца; блестяще слиты воедино индивидуальные и социальные черты.

Взволнованностью, романтическим настроением поражает портрет статс-секретаря Екатерины II П. В. Завадского (середина 1770-х). Такому восприятию образа способствует и пластическая трактовка формы - темпераментная быстрая лепка.

Сокровенные движения души раскрывает скульптор в удивительно поэтическом облике молодого человека - «Портрет неизвестного» (середина 1770-х). Спокойная композиция, мягкая моделировка помогают ощутить состояние глубокой задумчивости портретируемого.

В 1774-1775 годах Шубин работал над заказом Екатерины II и над серией, состоявшей из пятидесяти восьми круглых мраморных барельефов (диаметром около 70 см) с изображением князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны. Барельефы предназначались для круглого зала Чесменского дворца и в настоящее время находятся в Оружейной палате. Образы трактованы в соответствии с характеристиками, данными в летописях. В следующее десятилетие Шубин выполняет многочисленные заказы на декоративные работы: статуи и рельеф для Мраморного дворца, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры, мраморный мавзолей генерал-лейтенанту П. М. Голицыну. Последней декоративной работой Шубина была статуя Пандоры для большого каскада, созданная в связи с заменой обветшавших свинцовых скульптур Петергофа. Прообразом для нее послужила «Купальщица» Фальконе, которую Шубин копировал в Париже.

Из портретных работ 80-х годов заслуживают внимание бюсты П. Б. Шереметева (1783, Кусково), генерала И. И. Михельсона (1785), медальон с профильным изображением Екатерины II и ее скульптурный бюст (1783).

Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II - законодательница» (1789-1790). Эта статуя, изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась «низшим жанром». Со временем интерес к Шубину угасает. Выполненные без прикрас, портреты все меньше нравятся великосветской публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Меньше становится заказов, падает и оплата. Художник вынужден обратиться к Г.А. Потёмкину, и тот ходатайствует перед президентом Академии художеств И. И. Бецким о зачислении Шубина на должность адъюнкт-профессора в скульптурный класс.

От себя скульптор тоже подает прошение в Совет Академии и просит предоставить ему платную должность. Оба письма остаются без ответа. Тогда в 1792 г. Шубин обращается к Екатерине: «Всемилостивейшая Государыня, нахожусь в умалении здоровья и необходимости просить о помощи…» Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей. Но Шубин не перестает работать. Произведения, относящиеся к 1790-м годам, свидетельствуют о способностях скульптора глубоко и полно раскрывать характер человека. Многогранны созданные им образы: суховатый старый вояка адмирал В. Я. Чичагов (1791), добродушно-надменный сибарит Г. А. Потемкин (1791, ГРМ), генерал-фельдцейхмейстер Платон Зубов (1796) педантичный И. И. Бецкой (1790-е, ГТГ), петербургский градоначальник Е. М. Чулков (1792) и др.

В 1792 г. Шубин по памяти создает портрет М. В. Ломоносова (ГРМ). В отличие от других, этот портрет глубоко демократичен, прост, но композиции и трактовке формы, насыщен глубокой интеллектуальностью и в нем нет никаких элементов парадности и официальности. Шедевром портретного искусства является бюст Павла I (1797, мрамор, ГРМ). Шубин раскрывает в нем всю сложность образа: надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась.

С каждым годом положение Шубина становилось все тяжелее. В 1797 он обращается за помощью к Павлу, а через год подает прошение Академии с просьбой «не оставить дачею хотя одной казенной квартиры с дровами и свечами». Но и это осталось без внимания. Шубину не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 сгорели его дом и мастерская с работами, которые там находились.

Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. В одной из последних работ - бюсте Александра (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Александр все же выказал милость - пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Вынуждена была проявить внимание к Шубину и Академия, предоставив казенную квартиру и свечи, о которых он давно просил. В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили, наконец, адъюнкт профессором с жалованием по штату. Но здоровье было вконец подорвано, и 12 (24) мая 1805 Шубин умер. Смерть скульптора прошла почти незамеченной. Трагически кончилась жизнь ваятеля, искусство которого, по словам В. И. Мухиной, было «образом времени».

Сын крестьянина-помора, Ф. И. Шубной с детства занимался старинным северным ремеслом - резьбой по кости. И мечтал овладеть более сложными формами скульптурного мастерства. По примеру своего великого земляка М. В. Ломоносова, в возрасте девятнадцати лет отправляется он в столицу. В Петербурге, пройдя через ряд мытарств, он поступает в 1761 г. в учрежденную незадолго до этого АХ. Скульптурный класс вел тогда приглашенный из Парижа мастер Н. Ф. Жилле, под руководством которого Шубин (эту фамилию ему дали в АХ) овладел основными приемами европейского скульптурного мастерства.

В 1767 г., закончив академический курс, Шубин в качестве одного из первых пенсионеров отправляется для совершенствования в своем искусстве сначала в Париж, затем в Рим. В Париже он работает под руководством знаменитого ваятеля Ж. Б. Пигаля - энергичного и смелого новатора в скульптуре. В Риме (1770-72) Шубин изучает античную скульптуру. Здесь же он выполняет свои первые, но вполне зрелые работы (бюст Ф. Н. Голицына, портреты-барельефы И. И. Шувалова и Ф. Г. Орлова, все 1771), которые приносят ему успех и внимание ценителей искусства.

В 1773 г., возвратившись в Петербург уже известным мастером, Шубин сразу окунулся в художественную жизнь столицы. Он становится излюбленным портретистом придворной знати. В 1774 г. за бюст Екатерины П получает звание академика. Творческий диапазон скульптора разнообразен, он включает и монументальные произведения, и декоративную пластику, и рельефы. Но основной интерес и творческое внимание Шубина находятся именно в сфере портретного бюста. За три десятилетия он создал уникальную портретную галерею, где представлено русское общество того времени. Здесь и екатерининские фавориты - Орловы, Безбородко, Завадовские, Румянцевы, Потемкины, Зубовы, и просвещенная знать - Голицыны, Шереметевы, Шуваловы, и деятельная интеллигенция - M.B. Ломоносов, И. Г. Шварц, И. И. Бецкой, и крупный промышленник И. С. Барышников. Скульптор дает выразительную, правдивую, умную и меткую характеристику каждой из своих моделей. Всегда четко схватывая неповторимые особенности внешнего облика человека, Шубин проникает в глубину его характера, погружается в стихию его внутренней жизни. Человеческая личность предстает во всей своей многогранности, противоречиях и контрастах. Так, в портрете екатерининского дипломата, вице-канцлера князя А. М. Голицына (1775), властность характера сочетается с острым, зрелым умом и благородной снисходительностью, энергия - с усталостью. Сложность и богатство натуры портретируемого выявляются здесь не сразу, а при внимательном взгляде на его изображение. Художник как бы призывает обойти вокруг бюста, представляя модель в энергичном повороте, компонуя весь объем и пластические массы асимметрично, раскрывая образ постепенно. В этом портрете отчетливо наметились те особенности творческого метода, которые в полной мере раскрылись в последующих произведениях скульптора.

Шубин работал много и быстро. Он исполнил свыше 200 бюстов. В пору своей творческой зрелости он создавал по меньшей мере по одному произведению в месяц. Это удивительная работоспособность, особенно если учесть, что художник никогда не повторялся, не впадал в шаблон, а воспринимал каждого портретируемого свежо и остро, стремясь запечатлеть каждый образ в его неповторимости. Например, в портрете И. С. Барышникова в соответствии с характером модели, твердым и суровым, строга, жестка и трактовка пластики. Тяжелая голова и плотный торс сливаются как бы в единую массу. Простота прически и костюма не отвлекает зрителя, а концентрирует его внимание на властном и умном лице расчетливого дельца.

Виртуозно владея приемами обработки мрамора - а именно в этом материале создана большая часть его работ, - Шубин умел добиваться удивительной материальности фактуры изображаемого: мягкость и бархатистость кожи, пушистость волос, пена кружев, гладкий блеск шелка и бархата одеж ды - все это, переданное с неподражаемым мастерством, придает его образам особую живость. "И под его рукою мрамор дышит", - писал о нем современник.

В 1790-х гг. сила выразительности, умение достичь глубин человеческой души достигает в портретах, созданных Шубиным, поистине рембрандтовских вершин. Среди лучших работ этого, позднего периода-портреты М. В. Ломоносова (1792), И. И. Бецкого (конец 1790-х), А. А. Безбородко (1798), П. В. Завадовского (1790-е), Павла I (1798-80), отличающиеся точностью и вместе с тем обобщенностью психологических характеристик.

Из наиболее известных работ других жанров следует отметить статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775-82) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786- 88) в Петербурге, а также грандиозную серию - 58 медальонов с рельефными изображениями "великих князей и царей Российских" (1774-75) - от Рюрика до Елизаветы Петровны. Эти медальоны, выполненные для строившегося в Петербурге Чесменского дворца, в настоящее время находятся в Оружейной палате Московского Кремля. Работая над ними, Шубин вернулся к народным истокам своего творчества: под его резцом в облике великих князей и царей появились простонародные, едва ли не крестьянские черты, в их выразительных лицах словно читается память скульптора о своих земляках-поморах, смелых мореходах, рыболовах и охотниках. Здесь запечатлелись не только народные типы, но и народные поэтические представления: древнерусские воины-князья на шубинских рельефах выглядят как былинные богатыри.

Особое место среди работ Шубина занимает статуя Екатерины II, исполненная в 1789-90 гг. Подобно живописному портрету Екатерины в образе Фемиды Д. Г. Левицкого (1783) и скульптурному ее изображению в образе Минервы М. И. Козловского (1784- 85), шубинская статуя представляет императрицу среди атрибутов законодательства и правосудия. Но Шубин исходил из конкретной, непосредственно увиденной живой натуры. Это не аллегория, а реалистический портрет, не монументального, а станкового характера.

Последние годы жизни мастера прошли в нужде и забвении. Поколение прежних его именитых заказчиков сменилось новым, у которого были иные вкусы. Да и АХ не особо жаловала скульптора: лишь после долгих ходатайств Шубину было присвоено профессорское звание, но отказано в материальной поддержке.

Портрет Павла I. 1798-1800. Мрамор


Генерал -фельдмаршал граф П. А. Румянцев-Задунайский. 1778. Мрамор


Портрет графини Марии Паниной. 1770-е. Мрамор


Екатерина II - законодательница. 1789-90. Мрамор


Портрет Шарлотты Михельсон. 1775. Мрамор

Федот Иванович Шубин (1740 – 1805)

Портрет в скульптуре не был тогда в таком почёте, как в живописи. В период становления классицизма мастера скульптуры изображали, главным образом, героев древности. Но скульптор Федот Иванович Шубин пошёл своим путём. Его привлекала возможность раскрыть в скульптуре характерные черты личности, и он оставил настоящую портретную галерею современников.

Федот Иванович Шубин (1740 – 1805) родился в тех краях, где и М.В. Ломоносов. Профессиональным занятием членов его семьи была резьба по кости. Предположительно в 1759 году Федот Шубин оказался в Петербурге и в течение двух лет жил как свободный ремесленник, затем стал придворным истопником. Кто ввёл его в эту должность – остаётся только предполагать. Возможно, это был М.В.Ломоносов. Предположительно, великий учёный представил способного резчика куратору Академии художеств И.И. Шувалову, чем способствовал поступлению его в скульптурный класс. Учителем Шубина был Никола Франсуа Жилле, у которого учились все знаменитые русские скульпторы в то время. В период обучения Шубин получал награды и окончил Академию с золотой медалью, дававшей право на заграничную поездку. В мае 1767 года Шубин в числе других выпускников получил в торжественной обстановке аттестат, шпагу – символ личного дворянства – и разрешение на учёбу за границей на три года. В июле 1767 года прибыли в Париж. Куратором русских выпускников в Париже был князь Д.А. Голицын, почётный член Академии художеств. Шубин продолжил своё образование у скульптора Ж. – Б. Пигаля, знаменитого мастера реалистических портретов. Шубин работал с натуры в мастерской рядом со своим учителем, Пигалем, копировал также работы самого Пигаля и античные скульптуры Он «принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV». (Яковлева Н.А. Федот Иванович Шубин. 1740-1805. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – С. 14-16). Шубин работал над портретами, и имя его как талантливого мастера, стало известным.

Летом 1770 года Шубин, благодаря рекомендациям Дидро и Фальконе, оказался в Италии, сначала как пенсионер Академии, а вскоре – как «спутник богатейшего русского промышленника Н.А. Демидова». (Яковлева Н.А. Указ книга. – С.18). Шубин создаёт портреты и медальоны, которые пользуются неизменным успехом и приносят ему немалые гонорары. И.И. Шувалов, который, как мы помним, курировал Академию при Елизавете Петровне, заказал Шубину свой портрет. (Этот портрет в ГТГ). Шубин создал много портретов, среди них – членов семьи Демидовых, А.Г., Ф.Г. Орловых, племянника И.И. Шувалова и даже портрет Екатерины II. Вместе с Демидовым Шубин в 1773 году ездил в Англию, где знакомился с работами портретистов.

Летом 1773 года Шубин возвратился в Петербург.

По возвращении в Петербург Шубин создал знаменитый бюст вице-канцлера А.М. Голицына. Мраморный экземпляр находится в ГТГ, в нашем музее – гипс. Но он не представлен на экспозиции. За этот портрет скульптор получил награду от императрицы – золотую табакерку. Посыпались заказы от знатных семей. Работал Шубин, как правило, над бюстами. Даже при общем взгляде на портреты в этом зале, вы увидите, что лица он показывают с пристальным вниманием, в отличие от трактовки одежды, решённой более обобщённо. При этом необходимо рассматривать каждую работу с разных сторон, чтобы получить полное представление об изображённом человеке. Одним из наиболее известных портретов мастера был бюст М.В. Ломоносова.

Портрет М. В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов(1711 – 1765). В представлении не нуждается.

Когда мы стоим перед портретом Ломоносова и видим его лицо в анфас, то обращаем внимание на мечтательную улыбку учёного, взгляд, устремлённый вверх, на одухотворённое выражение лица. Посмотрим его в профиль. Перед нами как будто другой человек – такой чёткий, чеканный профиль с «римским» носом, голова приподнята. Выражение мечтательности, лиризма уступило место силе и достоинству.

Портрет графа Г. Г. Орлова

Григорий Григорьевич Орлов (1734 – 1783) – граф, князь Священной Римской империи, российский военный и государственный деятель. Известен в русской истории своей ролью в возведении на трон Екатерины II, поэтому расскажем о нём подробней. Г.Г. Орлов родился в семье генерал-майора, новгородского губернатора Г.И. Орлова. В пятнадцатилетнем возрасте записан рядовым в лейб-гвардии Семёновский полк; в 1755 получил чин сержанта. После окончания Сухопутного шляхетского корпуса стал поручиком Измайловского полка. Был очень храбрым, отличился в сражениях во время Семилетней войны, был ранен. Назначен адъютантом начальника артиллерии П.И. Шувалова, затем артиллерийским казначеем и произведён в капитаны. Отличался красотой, высоким ростом, силой, отвагой и бесшабашностью. Вместе с братом Алексеем был кумиром гвардейской молодёжи. Обратил на себя внимание великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II, стал её близким другом и вместе с братом возглавил заговор в её пользу. После коронации Екатерины II в сентябре 1762 года возведён в графское достоинство, стал камергером и получил более миллиона рублей и 10000 крепостных. Для него архитектор Антонио Ринальди строил Мраморный дворец – «дворец благодарности». Г.Г. Орлов отличался многообразными интересами и стремился своей деятельностью приносить пользу России. Он покровительствовал наукам, особенно естественным, в 1765 году основал первое в России научное Патриотическое, позже – Вольно-Экономическое общество с целью распространения в народе полезных и нужных земледелию знаний. Получил орден Андрея Первозванного. Покровительствовал Ломоносову и Фонвизину. Осенью 1771 года усмирил чумной бунт в Москве. В 1772 году был послан в Фокшаны (территория современной Румынии) для заключения мира с Османской империей. В том же году возведён в княжеское достоинство.

Перед нами лицо красивого, спокойного, уверенного в себе человека, – вельможи, каким он и был. Мы знаем, что он более десяти лет был близким другом Екатерины II. Знаем, что он был страстный охотник и не боялся «ходить» на медведя. Но при этом в его лице мы видим и мягкость, и задумчивость. Скульптор глубоко постиг характер этого человека и передал его сложность. Г.Г. Орлов был способен на сильные чувства, любовь и привязанность. Он полюбил свою родственницу, Е.Н. Зиновьеву, и в 1776 году женился на ней. Екатерина II сделала её статс-дамой и кавалером ордена св. Екатерины. Но молодая жена тяжело заболела. Г.Г. Орлов ухаживал за ней, возил лечиться за границу, но в июле 1782 года она умерла. От горя Орлов заболел душевной болезнью и вскоре умер. (Сведения взяты из открытых источников).

Посмотрите, как мягко проработан мрамор, как бережно работает скульптор над трактовкой лица, глаз, передаёт едва заметную грустную улыбку.

Портрет И. Г. Шварца

Иоганн Готлиб Шварц (1736 – 1804) приехал из Германии и в течение некоторого времени работал в Академии художеств. Обратимся к исследователю, давшему исчерпывающую характеристику этой работе Шубина: «Подкупающе сердечным и уважительным отношением к коллеге по искусству окрашен скромный бюст И.Г. Шварца – виртуозного мастера – резчика по кости, дереву и металлу. Это – воплощение живой, поистине дышащей формы, хотя портретист ни в чём не польстил своей модели: сухощавое строгое лицо несёт следы нелегко прожитых лет. Обозначены морщины широкого спокойного лба, глубокие складки скобками охватывают чуть приоткрытый рот с едва заметно приподнятыми уголками. Перед зрителем - тонкое и умное лицо интеллигентного, полного чувства собственного достоинства современника Шубина». (Яковлева Н.А. Указ книга. – С.68).Портрет Г. А. Потёмкина

Григорий Александрович Потёмкин (1739 – 1791) – князь, очень знаменитый государственный деятель и полководец, друг и советник Екатерины II. Сын смоленского помещика. Обучался в гимназии при Московском университете. Выдвинулся благодаря перевороту 1762 года. В 1768 году добровольцем отправился на войну с турками и показал себя храбрым воином и вскоре – талантливым военачальником. Историк отмечает: «Потёмкин в турецкую войну является первым главнокомандующим нескольких армий, оперировавших на нескольких театрах, и флота. /…/Он имел вполне самостоятельный и верный взгляд на сущность самых сложных действий на полях сражений». «По общему признанию и друзей и врагов, Потёмкин был главной фигурой политической жизни России». (Лопатин В.С. Суворов в своих письмах//А.В.Суворов. Письма/ Издание подготовил В.С.Лопатин. – М.: Наука, 1987. - С. 450; 436-437).

Потёмкин оставил по себе память как умный и энергичный человек, подверженный временами приступам меланхолии. Участник победоносных войн с турками, в результате которых к России был присоединён Крым, греческое название которого – Таврида. Поэтому Г.А. Потёмкин известен как князь Потёмкин-Таврический. Екатерина II была потрясена его кончиной. Известны её слова, что смерть Потёмкина – невосполнимая утрата, что другого Потёмкина «быть не может». Через пять лет умерла и сама императрица.

Павел I

Шубин понял характер Павла с его противоречивыми и патологическими свойствами. Один из современников, «постоянно бывавший при дворе и хорошо знавший нрав Павла, писал: «Ни один государь не был более ужасен в своих жестокостях и более щедр в минуту великодушных порывов. Но совершенно нельзя было быть уверенным в его милостях. Одного слова – будь оно случайно или предумышленно – одной тени подозрения было достаточно для того, чтобы только что дарованные милости сменились преследованием». (Цит. по книге: Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб.: Изд-ский дом «Книжный мир», 2001. – С.179.

Для того, чтобы получить более полное представление об образе, непременно следует осмотреть портрет в фас и профиль. Лицо в профиль – немолодого человека, с морщинами и впадинами, с безобразным носом. Но в фас мы улавливаем трагический излом бровей, общий страдальческий облик, как будто скульптор предвидел жестокое убийство императора. Костюм показан очень подробно, со всеми регалиями. Здесь и Мальтийский крест, и орден Андрея Первозванного.

Портрет А. А. Безбородко

Александр Андреевич Безбородко (1747 – 1790) – князь, статс-секретарь и обер-гофмейстер. Портрет настолько выразителен, что весь характер виден в лице и постановке головы, остаётся только добавить несколько слов о его жизни.

А.А. Безбородко родился в городе Глухове на Украине и получил хорошее домашнее образование. Участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774. Служил в армии под руководством фельдмаршала П.А. Румянцева, который после окончания войны рекомендовал молодого А.А. Безбородко Екатерине II, так как заметил его разнообразные знания. В дальнейшем он стал канцлером, графом Священной Римской империи и светлейшим князем. К своим многочисленным крестьянам был очень добр и обучал их различным ремёслам. Можно вспомнить курьёзный случай из его биографии, рассказанный художницей Виже-Лебрен: «Как-то раз, захлопотавшись, забыл он про повеление Екатерины составить проект указа. Когда он явился к ней, то после обсуждения разных других дел императрица спросила его о сём указе. Безбородко нимало не смутился, вынул из портфеля чистый лист и без всякого приуготовления сочинил прямо на слух проект нового закона. Екатерина была чрезвычайно довольна и пожелала посмотреть текст написанного. Каково же было её изумление, когда увидела она совершенно чистый лист! Безбородко рассыпался в извинениях, но она успокоила его похвалами и на следующий день сделала тайным советником». (Цит. по книге: Короткина Л.В.Иностранные художники в России в XVIII веке. На материале коллекции Русского музея. – СПб.: ООО Студия «НП-Принт», 2012. – С. 89-90). Портрет показывает человека умного, весёлого, любителя хорошо поесть, увлекавшегося женщинами. Исследователи, характеризуя нашего героя, употребляют более резкие выражения, но мы обойдём их молчанием из уважения к его уму и доброте.

Екатерина II – законодательница

«Первое появление статуи перед зрителями, а возможно, и самой царицей было обставлено чрезвычайно эффектно: в сказочно убранном Таврическом дворце во время бала, устроенного Г.А. Потёмкиным в апреле 1791 года». (Яковлева Н.А. Указ книга. – С.72). Особенный восторг вызвал у зрителей зимний сад, наполненный редкими пышными растениями, украшенный благоухающими цветами и сверкающими стеклянными водоёмами. «Посреди этого зимнего сада, под куполом ротонды из восьми ионических колонн, на порфировом постаменте стояла статуя Екатерины II. Драгоценный мрамор казался полупрозрачным и тающим в отсветах фонарей из цветного хрусталя, свисавших меж колонн, в отблесках лучей стоявшего позади неё зеркального обелиска..».(Яковлева Н.А. Указ книга. – С.73). Свободно ложатся складки одежды, не стесняя движения, скипетр опущен, как будто императрица демонстрирует своё милостивое правление, тем более, что рукой она указывает на свод изданных ею законов. Жизнь каждого человека в империи, как будто говорит императрица, защищена справедливыми законами. У ног её – рог изобилия, из которого сыплются монеты и ордена. Этот символ вызывает вопрос: кому предназначены столь щедрые награды? Тому, кто исполняет законы? Возможно такое объяснение. Но тогда почему весы Фемиды, богини Правосудия, видны только сзади? Может быть, в наградах играет больше роль случай, чем чувство справедливости? Трактовка статуи с её аллегорией кажется несколько двусмысленной. Может быть, умная Екатерина всё поняла и поэтому оставила скульптора без награды.

В последние годы жизни Шубина награды обходили его. Даже прошения на имя Павла I и в Академию художеств оставались «без последствий». И это – несмотря на обилие заказов и мастерство исполнения. Портрет считался второстепенным жанром. Обратимся к исследователю: «Только осенью 1801 года, когда Павла I сменил на престоле Александр I, Шубину, кажется, улыбнулась судьба. Впрочем, улыбка скудная и не без слёз: сгорел его небольшой деревянный дом на Васильевском острове, и Академия выдала пособие, император произвёл в коллежские асессоры и за свой портрет (мрамор, 1802(?), Воронежский областной музей изобразительного искусства) наградил бриллиантовым перстнем. 24 января 1803 года Академия, наконец, предоставляет Шубину казённую квартиру и должность адъюнкт-профессора «с жалованьем по штату». В последние годы он обучает учеников способам обработки камня. До старшего профессора Шубину дослужиться так и не удалось. Скульптор умер 12 мая 1805 года, и пенсии его вдове Академия не дала «по причине кратковременного служения её покойного мужа». (Яковлева Н.А. Указ. книга. - С. 87.)

Не отвлекаясь от темы скульптуры, обратимся в следующем зале к И. П. Мартосу.