Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Рафаэль картины. Произведения Рафаэля Санти: список, фото. Поэтичный, величавый Леонардо и бунтующий, с ослепительной страстью к живописи Микеланджело! Настоящая титановая битва стихий. Молодому Рафаэлю надо выйти из огня этой битвы не опаленным, оставая

Рафаэль картины. Произведения Рафаэля Санти: список, фото. Поэтичный, величавый Леонардо и бунтующий, с ослепительной страстью к живописи Микеланджело! Настоящая титановая битва стихий. Молодому Рафаэлю надо выйти из огня этой битвы не опаленным, оставая

Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим), итальянский живописец и архитектор.

Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже.

С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.
Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.
Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле» создана художником в двадцатилетнем возрасте.

В этой картине молодой художник Рафаэль создал свое первое замечательное воплощение образа мадонны, занимавшего в его искусстве исключительно важное место. Образ молодой прекрасной матери, вообще столь популярный в ренессансном искусстве, особенно близок Рафаэлю, в даровании которого было много мягкости и лиризма.

В отличие от мастеров 15 века в картине молодого художника Рафаэля Санти наметились новые качества, когда гармоническое композиционное построение не сковывает образы, а, напротив, воспринимается как необходимое условие того ощущения естественности и свободы, которое они порождают.

Святое семейство

1507-1508 годы. Старая пинакотека, Мюнхен.

Картина художника Рафаэля Санти «Святое семейство» Каниджани.

Заказчик работы — Доменико Каниджанини из Флоренции. На картине «Святое семейство» великий живописец эпохи ренессанса Рафаэль Санти изобразил в классическом ключе библейской истории — святое семейство — Деву Марию, Иосифа, младенца Иисуса Христа вместе со святой Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем.

Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста

В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств, как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля - “Сикстинской Мадонне” .

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце.

На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля — так называемой «Дамы в покрывале» . Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

В последние годы творчества по рисункам художника его учениками были созданы огромные картоны на библейские темы с эпизодами из жизни апостолов. По этим картонам брюссельские мастера должны были исполнить монументальные гобелены, которые предназначались для украшения Сикстинской капеллы в праздничные дни.

Картины Рафаэля Санти

Картина Рафаэля Санти «Ангел» создана художником в возрасте 17-18 лет в самом начале 16-го века.

Эта великолепная ранняя работа молодого художника является частью или фрагментом алтаря Барончи, пострадавшего от землетрясения 1789 года. Алтарь «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказал Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан Агостиньо в Читта де Кастелло. Кроме фрагмента картины «Ангел» сохранились еще три части алтаря: «Всевышний-Творец» и «Пресвятая Дева Мария» в музее Каподимонте (Неаполь) и еще один фрагмент «Ангел» в Лувре (Париж).

Картина «Мадонна Грандука» написана художником Рафаэлем Санти после переезда во Флоренцию.

Созданные молодым художником во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, “Мадонна со щегленком”, “Мадонна в зелени”, “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница” и другие) принесли Рафаэлю Санти всеитальянскую славу.

Картина «Сон рыцаря» написана художником Рафаэлем Санти в ранние годы его творчества.

Картина из наследия Боргезе, вероятно, парная к другой работе художника «Три грации». Эти картины — «Сон рыцаря» и «Три грации» — почти миниатюрные по размерам композиции.

Тема «Сна рыцаря» — это своеобразное преломление античного мифа о Геракле на распутье между аллегорическими воплощениями Доблести и Наслаждения. Возле юного рыцаря, изображенного спящим на фоне прекрасного ландшафта, стоят две молодые женщины. Одна из них, в строгом одеянии, предлагает ему меч и книгу, другая — ветку с цветами.

В картине «Три грации» сам композиционный мотив трех обнаженных женских фигур заимствован, по-видимому, с античной камеи. И хотя в этих произведениях художника («Три грации» и «Сон рыцаря») еще много неуверенного, они привлекают своей наивной прелестью и поэтической чистотой. Уже здесь раскрылись некоторые особенности, присущие дарованию Рафаэля, — поэтичность образов, чувство ритма и мягкая певучесть линий.

Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна Ансидеи» написана художником во Флоренции; молодому живописцу еще не исполнилось и 25 лет.

Единорог, мифическое животное с телом быка, лошади или козла и одним длинным прямым рогом на лбу.

Единорог является символом чистоты и девственности. По преданию, лишь невинная девушка может укротить свирепого единорога. Картина «Дама с единорогом» написана Рафаэлем Санти по мотивам популярного во времена ренессанса и маньеризма мифологического сюжета, который использовали в своих картинах многие художники.

Картина «Дама с единорогом» в прошлом была сильно повреждена, в настоящее время отреставрирована частично.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна в зелени» или «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем».

Во Флоренции Рафаэль создал цикл «Мадонн», свидетельствующий о наступлении нового этапа в его творчестве. Принадлежащие к наиболее известным из них «Мадонна в зелени» (Вена, Музей), «Мадонна с щегленком» (Уффици) и «Мадонна-садовница» (Лувр) представляют собой своего рода варианты общего мотива — изображения молодой красивой матери с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Это также варианты одной темы — темы материнской любви, светлой и безмятежной.

Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо».

В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи — «Сикстинской мадонне». Картина эта была создана в 1515—1519 годах для церкви святого Сикста в Пьяченце и ныне находится в Дрезденской картинной галерее.

Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью — взгляд ее занят своим ребенком — младенцем Христом.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной».

На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн.

Середина 1510-х годов были временем создания лучших портретных работ Рафаэля.

Кастильоне, граф Бальдассаре (Castiglione; 1478—1526) — итальянский дипломат и писатель. Родился близ Мантуи, служил при разных итальянских дворах, был послом герцога Урбинского в 1500-х годах у Генриха VII Английского, с 1507 года во Франции у короля Людовика XII. В 1525 году уже в достаточно почтенном возрасте был отправлен папским нунцием в Испанию.

В этом портрете Рафаэль показал себя выдающимся колористом, умеющим чувствовать цвет в его сложных оттенках и тональных переходах. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.

Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».

Иоанна Арагонская

1518 год. Музей Лувр, Париж.

Заказчик картины — кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X; картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником, и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.

Иоанна Арагонская (?-1577) — дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой.

Необыкновенная красота Иоанны Арагонской была воспета поэтами-современниками в целом ряде стихотворных посвящений, собрание коих составило целый том, изданный в Венеции

На картине художником изображен классический вариант библейской главы из Откровения Иоанна Богослова или Апокалипсиса.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним...»

Фрески Рафаэля

Фреска художника Рафаэля Санти «Адам и Ева» имеет и другое название — «Грехопадение».

Размер фрески 120 x 105 см. Фреску «Адам и Ева» Рафаэль написал на потолке покоев понтифика.

Фреска художника Рафаэля Санти «Афинская школа» имеет и другое название — «Философские беседы». Размер фрески, длина основания 770 см. После переезда в Рим в 1508 году Рафаэлю были поручены росписи апартаментов папы — так называемых станц (то есть комнат), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Общая идейная программа фресковых циклов в станцах, по замыслу заказчиков, должна была служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы — римского первосвященника.

Наряду с аллегорическими и библейскими образами в отдельных фресках запечатлены эпизоды из истории папства, в некоторые композиции введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X.

Заказчик росписи «Триумф Галатеи» — Агостино Киджи, банкир из Сиены; фреска написана художником в пиршественной зале виллы.

Фреска Рафаэля Санти «Триумф Галатеи» изображает прекрасную Галатею стремительно движущейся по волнам на раковине, запряженной дельфинами, в окружении тритонов и наяд.

В одной из первых, выполненных Рафаэлем фресок — «Диспуте», которая изображает беседу о таинстве причастия, более всего сказались культовые мотивы. Сам символ причастия — гостия (облатка) установлена на алтаре в центре композиции. Действие происходит в двух планах — на земле и на небесах. Внизу, на ступенчатом возвышении, расположились по обе стороны от алтаря отцы церкви, папы, прелаты, священнослужители, старцы и юноши.

Среди прочих участников здесь можно узнать Данте, Савонаролу, благочестивого монаха-живописца фра Беато Анджелико. Над всей массой фигур в нижней части фрески, подобно небесному видению, возникает олицетворение троицы: бог-отец, ниже его, в ореоле золотых лучей, — Христос с богоматерью и Иоанном Крестителем, еще ниже, как бы отмечая геометрический центр фрески, — голубь в сфере, символ святого духа, а по сторонам на парящих облаках восседают апостолы. И все это огромное число фигур при столь сложном композиционном замысле распределено с таким искусством, что фреска оставляет впечатление изумительной ясности и красоты.

Пророк Исайя

1511-1512 годы. Сан Агостиньо, Рим.

Фреска Рафаэля изображает великого библейского пророка ветхого завета в момент откровения о приходе Мессии. Исайя (9 век до н. э.), древнееврейский пророк, ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства. Его имя носит библейская Книга пророка Исайи.

Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Для христиан особое значение имеет пророчество Исайи о Мессии (Еммануиле; гл. 7, 9 — «...се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил»). Память пророка почитается в православной церкви 9 (22 мая), в католической — 6 июля.

Фрески и последние картины Рафаэля

Очень сильное впечатление производит фреска «Изведение апостола Петра из темницы», на которой изображено чудесное освобождение ангелом из темницы апостола Петра (намек на освобождение папы Льва Х из французского плена в бытность его папским легатом).

На плафонах папских апартаментов — станц делла Сеньятура Рафаэль написал фрески «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и фреску на известный ветхозаветный сюжет «Суд Соломона».
Трудно найти в истории искусств какой-либо другой художественный ансамбль, который производил бы впечатление такой образной насыщенности в плане идейном и изобразительно-декоративном, как ватиканские станцы Рафаэля. Стены, покрытые многофигурными фресками, сводчатые потолки с богатейшим декором из позолоты, с фресковыми и мозаичными вставками, пол красивого узора — все это могло бы создать впечатление перегруженности, если бы не присущая общему замыслу Рафаэля Санти высокая упорядоченность, которая вносит в этот сложный художественный комплекс необходимую ясность и обозримость.

До последних лет своей жизни Рафаэль уделял большое внимание монументальной живописи. Одной из крупнейших работ художника была роспись виллы Фарнезина, принадлежавшей богатейшему римскому банкиру Киджи.

В начале 10-х годов 16 века Рафаэль исполнил в главном зале этой виллы фреску «Триумф Галатеи», которая относится к его лучшим произведениям.

Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту. По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Амура, возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери. Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и Амур исчез. В конце концов по воле Зевса любящие соединились. Апулей в «Метаморфозах» пересказывает миф о романтической истории Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей встретиться со своей любовью.

На картине изображена Форнарина, возлюбленная Рафаэля Санти, действительное имя которой Маргерита Лути. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где послушница была обозначена как вдова художника Рафаэля.

Форнарина — легендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, настоящее имя которой Маргерита Лути. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти — «Форнарина» и «Дама в покрывале». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля.

Преображение Христово

1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Первоначально картина создавалась как алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, по заказу кардинала Джулио Медичи, епископа Нарбоннского. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.

Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно преображение — эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика

Именно алтарная картина Рафаэля Санти «Преображение Христово» стала на целые столетия непререкаемым образцом для живописцев академического направления.
Рафаэль скончался в 1520 году. Его преждевременная смерть была неожиданной и произвела глубокое впечатление на современников.

Рафаэль Санти по достоинству занимает место в ряду величайших мастеров эпохи Высокого Возрождения.

"Несение креста" является одним из самых трагических произведений Рафаэля. Оно передает не только момент их жизни Христа, описанный в религиозных источниках, а и человеческие эмоции, которые так старательно передавал автор. Ощущение скорби, […]

"Бриджуотерская мадонна" входит в серию картин Рафаэля Санти, посвященных изображениям Мадонны. Кисть легендарного художника старательно вырисовывала образы мадонны, каждый раз стремясь найти, "прощупать" тот самый идеал, таинственный и недостижимый. Стремление к изображению […]

Потолочная фреска, мозаика. Размеры: 120 на 105 см. Датирована 1509-1511 гг. Находится в Станца делла Сеньятура, Апостольский дворец, Ватикан. Указанная станца – переводится с итальянского как комната – это рабочий кабинет Папы […]

Великий итальянский художник Рафаэль Санти рано остался сиротой, однако первый опыт как живописец приобрел в мастерской своего отца, рисовавшего при дворе герцога Урбинского. В дальнейшем в своем творчестве Рафаэль ориентировался в первую […]

Удивительное время эпохи Возрождения подарило истории многих гениальных скульпторов и художников. Примечательно, что талантливые люди того времени обладали именно разносторонним даром – живописным, скульптурным, графическим, а порой, и архитектурным. Гений Рафаэля более […]

В изображении четко можно проследить насколько на Рафаэля повлияло творчество другого художника, Микеланджело. По центру полотна изображена священная группа – четверых евангелистов изображают четыре зверя. В центре не одетый Бог-Отец. Тело его […]

Работа написана в 1502-1503 годах для алтаря Одди. Интересным фактом при создании данного полотна послужило то, что художник не самостоятельно определил основные составляющие изображения. При этом его излюбленная религиозная тематика на ранних […]

Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим), итальянский живописец и архитектор.

Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже.

С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.


Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.
Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей.











































































Картина Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле» создана художником в двадцатилетнем возрасте.

В этой картине молодой художник Рафаэль создал свое первое замечательное воплощение образа мадонны, занимавшего в его искусстве исключительно важное место. Образ молодой прекрасной матери, вообще столь популярный в ренессансном искусстве, особенно близок Рафаэлю, в даровании которого было много мягкости и лиризма.

В отличие от мастеров 15 века в картине молодого художника Рафаэля Санти наметились новые качества, когда гармоническое композиционное построение не сковывает образы, а, напротив, воспринимается как необходимое условие того ощущения естественности и свободы, которое они порождают.

Святое семейство

1507-1508 годы. Старая пинакотека, Мюнхен.

Картина художника Рафаэля Санти «Святое семейство» Каниджани.

Заказчик работы — Доменико Каниджанини из Флоренции. На картине «Святое семейство» великий живописец эпохи ренессанса Рафаэль Санти изобразил в классическом ключе библейской истории — святое семейство — Деву Марию, Иосифа, младенца Иисуса Христа вместе со святой Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем.

Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста

В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств, как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля - “Сикстинской Мадонне” .

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце.

На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля — так называемой «Дамы в покрывале» . Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

В последние годы творчества по рисункам художника его учениками были созданы огромные картоны на библейские темы с эпизодами из жизни апостолов. По этим картонам брюссельские мастера должны были исполнить монументальные гобелены, которые предназначались для украшения Сикстинской капеллы в праздничные дни.

Картины Рафаэля Санти

Картина Рафаэля Санти «Ангел» создана художником в возрасте 17-18 лет в самом начале 16-го века.

Эта великолепная ранняя работа молодого художника является частью или фрагментом алтаря Барончи, пострадавшего от землетрясения 1789 года. Алтарь «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказал Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан Агостиньо в Читта де Кастелло. Кроме фрагмента картины «Ангел» сохранились еще три части алтаря: «Всевышний-Творец» и «Пресвятая Дева Мария» в музее Каподимонте (Неаполь) и еще один фрагмент «Ангел» в Лувре (Париж).

Картина «Мадонна Грандука» написана художником Рафаэлем Санти после переезда во Флоренцию.

Созданные молодым художником во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, “Мадонна со щегленком”, “Мадонна в зелени”, “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница” и другие) принесли Рафаэлю Санти всеитальянскую славу.

Картина «Сон рыцаря» написана художником Рафаэлем Санти в ранние годы его творчества.

Картина из наследия Боргезе, вероятно, парная к другой работе художника «Три грации». Эти картины — «Сон рыцаря» и «Три грации» — почти миниатюрные по размерам композиции.

Тема «Сна рыцаря» — это своеобразное преломление античного мифа о Геракле на распутье между аллегорическими воплощениями Доблести и Наслаждения. Возле юного рыцаря, изображенного спящим на фоне прекрасного ландшафта, стоят две молодые женщины. Одна из них, в строгом одеянии, предлагает ему меч и книгу, другая — ветку с цветами.

В картине «Три грации» сам композиционный мотив трех обнаженных женских фигур заимствован, по-видимому, с античной камеи. И хотя в этих произведениях художника («Три грации» и «Сон рыцаря») еще много неуверенного, они привлекают своей наивной прелестью и поэтической чистотой. Уже здесь раскрылись некоторые особенности, присущие дарованию Рафаэля, — поэтичность образов, чувство ритма и мягкая певучесть линий.

Битва святого Георгия с драконом

1504-1505 годы. Музей Лувр, Париж.

Картина Рафаэля Санти «Битва святого Георгия с драконом» написана художником во Флоренции, после того как он покинул Перуджу.

«Битва святого Георгия с драконом» создана на основе популярного в средние века и эпоху Возрождения библейского сюжета.

Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна Ансидеи» написана художником во Флоренции; молодому живописцу еще не исполнилось и 25 лет.

Единорог, мифическое животное с телом быка, лошади или козла и одним длинным прямым рогом на лбу.

Единорог является символом чистоты и девственности. По преданию, лишь невинная девушка может укротить свирепого единорога. Картина «Дама с единорогом» написана Рафаэлем Санти по мотивам популярного во времена ренессанса и маньеризма мифологического сюжета, который использовали в своих картинах многие художники.

Картина «Дама с единорогом» в прошлом была сильно повреждена, в настоящее время отреставрирована частично.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна в зелени» или «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем».

Во Флоренции Рафаэль создал цикл «Мадонн», свидетельствующий о наступлении нового этапа в его творчестве. Принадлежащие к наиболее известным из них «Мадонна в зелени» (Вена, Музей), «Мадонна с щегленком» (Уффици) и «Мадонна-садовница» (Лувр) представляют собой своего рода варианты общего мотива — изображения молодой красивой матери с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Это также варианты одной темы — темы материнской любви, светлой и безмятежной.

Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо».

В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи — «Сикстинской мадонне». Картина эта была создана в 1515—1519 годах для церкви святого Сикста в Пьяченце и ныне находится в Дрезденской картинной галерее.

Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью — взгляд ее занят своим ребенком — младенцем Христом.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной».

На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн.

Середина 1510-х годов были временем создания лучших портретных работ Рафаэля.

Кастильоне, граф Бальдассаре (Castiglione; 1478—1526) — итальянский дипломат и писатель. Родился близ Мантуи, служил при разных итальянских дворах, был послом герцога Урбинского в 1500-х годах у Генриха VII Английского, с 1507 года во Франции у короля Людовика XII. В 1525 году уже в достаточно почтенном возрасте был отправлен папским нунцием в Испанию.

В этом портрете Рафаэль показал себя выдающимся колористом, умеющим чувствовать цвет в его сложных оттенках и тональных переходах. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.

Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».

Иоанна Арагонская

1518 год. Музей Лувр, Париж.

Заказчик картины — кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X; картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником, и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.

Иоанна Арагонская (?-1577) — дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой.

Необыкновенная красота Иоанны Арагонской была воспета поэтами-современниками в целом ряде стихотворных посвящений, собрание коих составило целый том, изданный в Венеции

На картине художником изображен классический вариант библейской главы из Откровения Иоанна Богослова или Апокалипсиса.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним...»

Фрески Рафаэля

Фреска художника Рафаэля Санти «Адам и Ева» имеет и другое название — «Грехопадение».

Размер фрески 120 x 105 см. Фреску «Адам и Ева» Рафаэль написал на потолке покоев понтифика.

Фреска художника Рафаэля Санти «Афинская школа» имеет и другое название — «Философские беседы». Размер фрески, длина основания 770 см. После переезда в Рим в 1508 году Рафаэлю были поручены росписи апартаментов папы — так называемых станц (то есть комнат), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Общая идейная программа фресковых циклов в станцах, по замыслу заказчиков, должна была служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы — римского первосвященника.

Наряду с аллегорическими и библейскими образами в отдельных фресках запечатлены эпизоды из истории папства, в некоторые композиции введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X.

Заказчик росписи «Триумф Галатеи» — Агостино Киджи, банкир из Сиены; фреска написана художником в пиршественной зале виллы.

Фреска Рафаэля Санти «Триумф Галатеи» изображает прекрасную Галатею стремительно движущейся по волнам на раковине, запряженной дельфинами, в окружении тритонов и наяд.

В одной из первых, выполненных Рафаэлем фресок — «Диспуте», которая изображает беседу о таинстве причастия, более всего сказались культовые мотивы. Сам символ причастия — гостия (облатка) установлена на алтаре в центре композиции. Действие происходит в двух планах — на земле и на небесах. Внизу, на ступенчатом возвышении, расположились по обе стороны от алтаря отцы церкви, папы, прелаты, священнослужители, старцы и юноши.

Среди прочих участников здесь можно узнать Данте, Савонаролу, благочестивого монаха-живописца фра Беато Анджелико. Над всей массой фигур в нижней части фрески, подобно небесному видению, возникает олицетворение троицы: бог-отец, ниже его, в ореоле золотых лучей, — Христос с богоматерью и Иоанном Крестителем, еще ниже, как бы отмечая геометрический центр фрески, — голубь в сфере, символ святого духа, а по сторонам на парящих облаках восседают апостолы. И все это огромное число фигур при столь сложном композиционном замысле распределено с таким искусством, что фреска оставляет впечатление изумительной ясности и красоты.

Пророк Исайя

1511-1512 годы. Сан Агостиньо, Рим.

Фреска Рафаэля изображает великого библейского пророка ветхого завета в момент откровения о приходе Мессии. Исайя (9 век до н. э.), древнееврейский пророк, ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства. Его имя носит библейская Книга пророка Исайи.

Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Для христиан особое значение имеет пророчество Исайи о Мессии (Еммануиле; гл. 7, 9 — «...се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил»). Память пророка почитается в православной церкви 9 (22 мая), в католической — 6 июля.

Фрески и последние картины Рафаэля

Очень сильное впечатление производит фреска «Изведение апостола Петра из темницы», на которой изображено чудесное освобождение ангелом из темницы апостола Петра (намек на освобождение папы Льва Х из французского плена в бытность его папским легатом).

На плафонах папских апартаментов — станц делла Сеньятура Рафаэль написал фрески «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и фреску на известный ветхозаветный сюжет «Суд Соломона».
Трудно найти в истории искусств какой-либо другой художественный ансамбль, который производил бы впечатление такой образной насыщенности в плане идейном и изобразительно-декоративном, как ватиканские станцы Рафаэля. Стены, покрытые многофигурными фресками, сводчатые потолки с богатейшим декором из позолоты, с фресковыми и мозаичными вставками, пол красивого узора — все это могло бы создать впечатление перегруженности, если бы не присущая общему замыслу Рафаэля Санти высокая упорядоченность, которая вносит в этот сложный художественный комплекс необходимую ясность и обозримость.

До последних лет своей жизни Рафаэль уделял большое внимание монументальной живописи. Одной из крупнейших работ художника была роспись виллы Фарнезина, принадлежавшей богатейшему римскому банкиру Киджи.

В начале 10-х годов 16 века Рафаэль исполнил в главном зале этой виллы фреску «Триумф Галатеи», которая относится к его лучшим произведениям.

Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту. По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Амура, возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери. Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и Амур исчез. В конце концов по воле Зевса любящие соединились. Апулей в «Метаморфозах» пересказывает миф о романтической истории Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей встретиться со своей любовью.

На картине изображена Форнарина, возлюбленная Рафаэля Санти, действительное имя которой Маргерита Лути. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где послушница была обозначена как вдова художника Рафаэля.

Форнарина — легендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, настоящее имя которой Маргерита Лути. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти — «Форнарина» и «Дама в покрывале». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля.

Преображение Христово

1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Первоначально картина создавалась как алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, по заказу кардинала Джулио Медичи, епископа Нарбоннского. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.

Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно преображение — эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика

Именно алтарная картина Рафаэля Санти «Преображение Христово» стала на целые столетия непререкаемым образцом для живописцев академического направления.
Рафаэль скончался в 1520 году. Его преждевременная смерть была неожиданной и произвела глубокое впечатление на современников.

Рафаэль Санти по достоинству занимает место в ряду величайших мастеров эпохи Высокого Возрождения.

Рафаэль Санти (1483-1520) – величайший итальянский художник, архитектор и график.

Детские и юношеские годы

Рафаэль появился на свет 14 марта 1483 года. Произошло это на востоке Италии в небольшом городке Урбино в ночь наступившей страстной пятницы. Отец ребёнка Джованни деи Санти занимался поэзией и живописью, художником он был одарённым, но невыдающимся, работал при дворе герцога Монтефельтро.

Очень рано умерла у мальчика мама Марджи Чарла. Рафаэлю тогда было всего 8 лет. Не прошло и трёх лет, как в 1494 году ушёл из жизни отец. Но Джованни успел направить детей в нужное русло, в его мастерской свой первый художественный опыт получил и Рафаэль.

Мальчик был ещё совсем маленьким, когда отец обнаружил в нём художественное дарование и склонность к искусству, начал упражнять сына в живописном мастерстве. И уже совсем скоро получил помощника в лице юного Рафаэля, ребёнку не было и десяти лет, когда он вместе с отцом рисовал картины по заказу Урбинского государства. Самой первой работой Рафаэля считается фреска «Мадонна с младенцем», которую он сделал вместе с отцом.

Первыми самостоятельными работами Рафаэля были картины, выполненные по заказу для церкви:

  • «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (полотно написано в 1499-1500 годы);
  • «Коронование св. Николы из Толентино» (над этим алтарным образом Санти работал в 1500-1501 годы).

Обучение в Перудже

В 1501 году Санти поступил для дальнейшего обучения живописи в Перудж к художнику Пьетро Перуджино, занимавшему в то время ведущую позицию среди итальянских мастеров. Юный ученик досконально изучил манеру своего учителя, стал настолько решительно и точно подражать ей, что в скором времени копии Рафаэля нельзя было отличить от оригинальных картин знаменитого Перуджино.

С предельным умением Санти выполнил работу для госпожи Магдалины дельи Одди (не красками на полотне, а маслом по дереву). Сейчас это творение находится в церкви Сан Франческо в Перудже, на ней изображена Матерь Божья, Иисус Христос и двенадцать апостолов вокруг гробницы, которые созерцают небесное видение.

К ранним работам Рафаэля того периода относятся также картины:

  • «Три грации»;
  • «Архангел Михаил, поражающий сатану»;
  • «Сон рыцаря»;
  • «Проповедь Святого Иоанна Крестителя».

Обучаясь в Перудже, Рафаэль часто приезжал домой в урбинский городок Читта де Кастелла, где вместе с итальянским художником Пинтуриккьо делал заказные работы.

В 1502 году Санти написал свою самую первую «Мадонну Солли», потом он рисовал их до конца жизни.

К 1504 году у художника уже выработался определённый стиль, появились его первые значительные работы:

  • «Обручение Девы Марии Иосифу»;
  • «Портрет Пьетро Бембо»;
  • «Мадонна Конестабиле»;
  • «Святой Георгий, поражающий дракона»;
  • «Коронование Марии».

Флорентийский период жизни

В 1504 году Рафаэль уехал из Перуджа. Он направился во Флоренцию, этот переезд сыграл в творческом развитии художника огромную роль. Здесь он принялся тщательно изучать работы Бартоломео делла Порта, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других флорентийских живописцев. Санти досконально занялся изучением механики и анатомии движений человека, сложных ракурсов и поз, много работал с натурой.

В его картинах флорентийского периода уже просматриваются сложные формулы взволнованных и драматических человеческих движений, которые ранее были разработаны Микеланджело.

В 1507 году Санти написал очередной шедевр «Положение во гроб».

Популярность Рафаэля стала расти, ему поступало множество заказов на портреты и образы святых.

Но главной темой в его флорентийских полотнах стали Мадонна и младенец, он написал около 20 картин. Несмотря на стандартные сюжеты, младенец у Мадонны на руках либо играет рядом с ней с Иоанном Крестителем, все образы абсолютно индивидуальны. В этих работах просматривается особенная материнская нежность. Скорее всего сказывалось то, что у Рафаэля очень рано умерла мама, такая потеря отразилась в душе художника глубоким следом, он недополучил всей ласки и доброты от женщины, подарившей ему жизнь.

Мадонны, изображённые на его картинах, привели к успеху и славе Рафаэля. Он получал огромное количество заказов на подобную тематику, в этот период Санти написал лучшие свои произведения:

  • «Мадонна Грандука»;
  • «Мадонна под балдахином»;
  • «Прекрасная садовница» (или «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»);
  • «Мадонна Террануова»;
  • «Мадонна с гвоздиками»;
  • «Мадонна с щеглёнком».

Санти провёл во Флоренции четыре года, за это время он достиг уникальной техники в живописи и индивидуальности в стиле. Многие его работы этого периода считаются самыми красивыми и идеальными в истории мировой живописи, он писал безупречные фигуры и лица.

Во Флоренции Санти познакомился и подружился с Донато Браманте, который потом сыграл в жизни художника немалую роль.

Ватикан

В 1508 году Санти уехал из Флоренции, он отправился в Рим, где прожил все свои оставшиеся годы.

Здесь ему посодействовал друг Браманте, Рафаэля взяли на работу в папский двор в качестве официального художника. Он начал заниматься росписью фресками, блестяще разрисовал Станцу делла Сеньятуру многофигурными композициями. Его работой остался доволен Папа Юлий II. Санти ещё не до конца завершил одну станцу, как Папа Римский доверил ему роспись ещё трёх; причём живописцев, которые уже приступили их расписывать (Перуджино и Синьорелли), отстранили от работы.

Заказов было очень много, и Санти взял себе в помощь учеников. Он сам составлял эскизы, а ученики помогали ему в росписи.

В 1513 году на смену Юлию II пришёл Лев Х, он также по достоинству оценил способности Рафаэля и доверил ему изготовить картоны для Сикстинской капеллы, где будут изображены Библейские сюжеты. Также Лев Х заказал художнику лоджии, которые выходят во внутренний двор Ватикана. В течение 5 лет по задумкам Санти возводились эти лоджии из 13 аркад. Затем художник сделал эскизы на Библейские сюжеты, а его ученики оформили роспись лоджии 52 фресками.

В 1514 году скончался друг и наставник Рафаэля Донато Браманте. В это время в Риме как раз начали строить собор Святого Петра, Санти был назначен на должность главного архитектора. А спустя год, в 1515, его утвердили в качестве главного хранителя древностей. Именно Рафаэль, сменивший умершего Браманте, достроил знаменитый двор Ватикана с лоджиями.

В Ватикане загруженность работой была сумасшедшая, но при этом Санти умудрялся ещё трудиться по заказам церквей над алтарными образами. Самой величественной и шедевральной считается его картина «Преображение».

Не забывал Санти и про свою любимую тему – Мадонну. За время, прожитое в Риме, он сотворил порядка 10 образов:

  • «Мадонна в кресле»;
  • «Мадонна с рыбой»;
  • «Мадонна Альба»;
  • «Мадонна Фолиньо».

Здесь же он создал вершину своего творчества – «Сикстинскую Мадонну».

Это полотно считается феноменальным, никто и никогда уже не сумеет разгадать тайну великого художника, как ему удалось таким образом соединить в единое целое все оттенки, формы и линии, что при взгляде на эту картину есть только одно непреодолимое желание – беспрерывно смотреть в печальные глаза Марии.

Большинство картин Рафаэля были написаны на религиозные темы. Но в его творчестве присутствовали и портретные работы. Особенно шикарно были созданы:

  • «Портрет Папы Юлия II»;
  • «Портрет Бальдассара Кастильоне»;
  • «Портрет Биндо Альтовити»;
  • «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси»;
  • «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе».

Себя самого Рафаэль последний раз запечатлел в картине «Автопортрет с другом».

Большой любитель живописи, владелец банка Агостино Киджи предложил Санти украсить фресками на тему античной мифологии свою резиденцию за городом, выстроенную на берегу Тибра. Работая над этим заказом, художник создал своё лучшее произведение, которое называют прекраснейшим из прекрасного, – «Триумф Галатеи».

У Рафаэля было очень много учеников, правда, никто из них не стал выдающимся художником. Наибольший талант имел Джулио Романо, но его работы не были оценены современниками. Несколько полотен написал Джованни Нанни. Неплохой художник получился из Перина дель Ваги, работавшего в Генуе и во Флоренции. Отличные задатки были у Франческо Пенни, но он очень рано умер.

Другие таланты Рафаэля

Не меньшим профессионалом проявил себя Санти и в архитектуре. Выстроенные по его проекту церкви, капеллы, палаццо отличались изяществом, богатейшей фасадной пластикой, сдержанными благородными формами и интимными интерьерами. Каждый созданный им дворец имел индивидуальный нарядный облик.

Занимался Санти также гравюрами и рисунками. До нашего времени дошло около 400 его рисунков. Сами гравюры Рафаэль не делал, а создавал эскизы для них. По его рисункам очень много гравюр сделал Маркантонио Раймонди. Одну из графических работ Санти под названием «Голова молодого апостола» продали на аукционе Сотбис в конце 2012 года за рекордную сумму 29 721 250 фунтов стерлингов (эта цифра в два раза превысила стартовую цену).

Рафаэль очень сильно любил поэзию, даже немного сам писал стихи.

Личная жизнь

Возлюбленной великого художника была его натурщица Маргерита Лути, получившая прозвище Форнарина.

Девушку можно увидеть на двух его картинах «Донна Велата» и «Форнарина», а её фигуру он рисовал при росписи станцев фресками.

Отец Форнарины был пекарем, проживали они в Риме. Когда сюда приехал молодой Рафаэль, он встретил Форнарину совершенно случайно и сразу влюбился. За 3000 золотых он выкупил девушку у её отца и отвёз на специально арендованную для неё виллу.

До самой смерти художника Форнарина была его натурщицей и главной любовью всей жизни, почти 12 лет они жили вместе, хотя нельзя сказать, что молодая женщина оставалась верной своему Рафаэлю. Когда Санти расписывал виллу банкиру Агостино Киджи, Форнарина закрутила роман с хозяином. Также она частенько была не прочь поразвлечься с учениками Рафаэля.

Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина».

Точная дальнейшая судьба Форнарины после смерти Рафаэля неизвестна. Существует две версии. По одной, она получила приличное состояние по завещанию, вела распутную жизнь и стала самой знаменитой куртизанкой в Риме. По второй версии, она была пострижена в монахини, где в скором времени умерла.

Смерть художника

Доподлинно неизвестно, от чего умер Рафаэль Санти. Одни источники утверждают, что ему стало плохо после бурной ночи в постели с Форнариной. Современными исследователями его жизни выдвинуто предположение, что художник посетил раскопки и заболел там римской лихорадкой, которая и повлекла его смерть.

Санти умер 6 апреля 1520 года, едва дожив до 37 лет. Его тело захоронено в Пантеоне, гробницу сделали с эпитафией: «Здесь упокоился великий Рафаэль, при его жизни природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

На планете Меркурий имеется кратер, который назван в честь великого итальянца Рафаэля Санти.

РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН

РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН (фр. Raphael de Valentin) - герой повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831), входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»). Р. де В.- фигура автобиографическая; этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу: он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой; впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана. Среди литературных прообразов Р. де В.- Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч.Метьюрена - герои, заключившие договор с дьяволом. В начале жизни Р. де В.- нищий молодой честолюбец, каких много в «Человеческой комедии». Происхождение у Р. де В. благородное; он носит титул маркиза, однако денег ему это не прибавляет. Неудачное окончание судебного процесса лишает Р. де В. состояния, и он решает жить «в труде и молчании», надеясь завоевать славу и деньги собственным трудом. Он делает ставку на два литературных произведения, которые рассчитывает закончить в течение трех лет: комедию, рассчитанную на широкую публику, и ученый трактат. Трактат называется «Теория воли»; доверив Р. де В. эту тему, Бальзак лишний раз подчеркивает свою близость с героем; он сам считал волю, распространяющуюся в пространстве в виде невидимых и невесомых флюидов, могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа; размышления об этом предмете он доверял своим любимым героям, например Луи Ламберу, герою одноименного романа, который тоже сочинял трактат о воле. Случайная встреча с приятелем заставляет Р. де В. изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха иначе, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. Так Р. де В. знакомится с богатой графиней Феодорой - «женщиной без сердца». Ради этой холодной светской красавицы Р. де В. забывает о творчестве и науке, тратит последние деньги, а взамен получает равнодушную учтивость, ибо Феодора любит только себя. В отчаянии Р. Де В. хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно заходит в лавку антиквара, и самоубийство откладывается: антиквар дарит Р. де В. магический кусок шагреневой кожи. Благодаря коже исполняются все желания, но от каждого желания кожа съеживается, а жизнь ее владельца укорачивается. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил; сам он их тратил без счета, но всегда с неизменным восхищением напоминал, например, философа Фонтенеля, который прожил сто лет потому, что «экономил свой жизненный флюид». Шагреневая кожа и есть материализация этих представлений о том, что жизнь можно растратить в короткий срок, а можно потреблять ее экономно. Вначале Р. де В. не верит в могущество талисмана, но очень скоро убеждается, что антиквар не солгал: желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств - но кожа уменьшается. Между тем Р. де В. уже не хочет умирать; он стоит перед выбором: жить в свое удовольствие, но тем самым обречь себя на скорую смерть, или «оскопить свое воображение» и по доброй воле выключить себя из жизни. Чувство самосохранения оказывается сильнее, и Р. де В. отказывается от желаний. Посредником между собой и миром он избирает старого слугу Ионафана, который должен предугадывать его потребности еще прежде, чем они будут высказаны. На время Р. де В. расстается с этим «автоматическим» состоянием: он встречает в театре Полину Годен, которая полюбила его еще в ту пору, когда он вел жизнь бедного отшельника. Тогда Р. де В. не мог влюбиться в Полину, так как для него «любовь неотделима от роскоши», теперь же отец девушки разбогател, и она стала достойна внимания Р. де В. Больше того, чтобы покорить Полину, Р. де В. нет нужды прибегать к помощи талисмана, ибо Полина обожает его без всякого волшебства. Р. де В. счастлив с Полиной, однако живая жизнь плодит мелкие желания, кожа уменьшается в размерах, и владелец ее чувствует себя все хуже и хуже. Он обращается к ученым в надежде растянуть магическую кожу, но ни зоолог, ни химик, ни физик не способны справиться с шагренью. Р. де В. просит медиков вылечить его, но они расписываются в собственной беспомощности. Тогда несчастный пытается спасти себя сам: он поселяется в глухой овернской деревушке, дабы «приобщиться к внутренней жизни природы, проникнуться ее пассивной покорностью» и «освободиться от самого себя». Почти все романтические герои, начиная с Рене Шатобриана, мечтали зажить на лоне природы, среди «естественных людей», и таким образом избавиться от мучающих их страстей. Бегство Р. де В.- своеобразная пародия таких романтических эскапад. Его сельское существование не имеет в себе ровно ничего поэтического, он ведет животный образ жизни, но все равно продолжает чахнуть и, вернувшись в Париж, умирает в объятиях Полины, не удержавшись от последнего желания, оказавшегося роковым.

Как и почти все герои «Философских этю- 343 дов» Бальзака, Р. де В.- мученик мысли. Его навязчивая идея - желание приобрести власть над собственной судьбой (недаром он f сочинял трактат о воле) - воплотилась в куске кожи, и эта кожа погубила его, как погубила героя «Поисков Абсолюта» мечта отыскать единую субстанцию, общую всем веществам, а героя «неведомого шедевра» - мечта нарисовать на полотне идеально красивую женщину. Между тем Бальзак был уверен, что «наши идеи - организованные, цельные существа, обитающие в мире невидимом и влияющие на наши судьбы»; такими деятельными, судьбоносными и роковыми существами становятся, благодаря магической коже, идеи (желания) Р. де В. Не случайно в конце жизни Р. де В. приходит к выводу, что даже с помощью талисмана он не свершил ничего великого: могущественная кожа выполняла лишь то, чего он просил, а попросить чего-то великого у него не хватило душевных сил. Шагреневая кожа обнажила лишь безграничное себялюбие своего владельца.

Сразу после выхода «Шагреневой кожи» в трактовке образа Р. де В. проявились две тенденции, которые сохранились и в последующие годы. Французский литератор Филарет Шаль, автор предисловия к «Философским романам и повестям» Бальзака (1831), увидел в Р. де В. прежде всего «воплощение цивилизованного эгоизма» современного общества с его слабоволием, безверием и суетностью, «символ ужасающей нищеты», «денди без гроша в кармане». По мысли Шаля, в Р. де В. чувство самосохранения убивает все прочие чувства и идеи, и умирает он «в конвульсиях эгоизма». Другое предисловие к «Философским этюдам» (1834), подписанное Феликсом Давеном и обязанное многими мыслями самому Бальзаку, выделяет в истории Р. де В. его философский, метафизический аспект: мысль и воля - живые силы, они обладают убийственной энергией, которая способна погубить человека. Р. де В. погубили не столько социальные условия жизни или отрицательные свойства характера, сколько страшная сила мысли. Его судьба - это «формула жизни». В дальнейшем все исследователи, обращавшиеся к образу главного героя «Шагреневой кожи», шли в русле одной из этих двух трактовок: социальной или метафизической.

Лит.: Бахмутский В.Я. «...Наш век... наш эгоизм...»

//Бальзак О. де. Шагреневая кожа. М., 1983. С.5-30; Citron P. Introduction pour «La Peau de chagrin»

//Balzac H. de. La Comedie humaine. P., 1979. T.10. P.5-45.

В.А.Мильчина


Литературные герои. - Академик . 2009 .