Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «тюменский индустриальный университет. Литература первых послереволюционных лет Литература периода Великой Отечественной войны

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «тюменский индустриальный университет. Литература первых послереволюционных лет Литература периода Великой Отечественной войны

1917 год потряс основы политической, идеологической и культурной жизни, поставил перед обществом новые задачи, главная из которых — призыв разрушить «до основанья» старый мир и на пустыре строить новый. Произошло размежевание писателей на преданных социалистическим идеалам и их противников. Певцами революции стали А. Серафимович (роман «Железный поток»), Д. Фурманов (роман «Чапаев»), В. Маяковский (стихотворения «Левый марш» и поэмы «150000000», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»), А. Малышкин (повесть «Падение “Дайра”»). Некоторые литераторы заняли позицию «внутренних эмигрантов» (А. Ахматова, Н. Гумилев, Ф. Сологуб, Е. Замятин и др.). Были изгнаны из страны или добровольно эмигрировали Л. Андреев, И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Ходасевич. Длительное время находился за границей М. Горький.

Новый человек, по убеждению многих сторонников строительства новой жизни, должен быть коллективным, читатель — тоже, а искусство должно говорить языком масс. Человека из массы приветствовали А. Блок, А. Белый, В. Маяковский, В. Брюсов, В. Хлебников и другие писатели. Д. Мережковский, А. Толстой, А Куприн, И. Бунин занимали противоположную позицию («Окаянные дни» (1918—1919) И. Бунина, письма В. Короленко А. Луначарскому). В начале «новой эпохи» умер А. Блок, был расстрелял Н. Гумилев, эмигрировал М. Горький, Е. Замятин написал статью «Я боюсь» (1921) о том, что у писателей отбирают последнее — свободу творчества.

В 1918 году были ликвидированы независимые издания, в июле 1922 года был создан Главлит — институт цензуры. Осенью 1922 года два парохода с русской интеллигенцией, противостоящей новой власти, были депортированы из России в Германию. Среди пассажиров оказались философы — Н. Бердяев, С. Франк, П. Сорокин, Ф. Степун, писатели — В. Ирецкий, Н. Волковысский, И. Матусевич и др.
Основная проблема, вставшая перед писателями метрополии после Октябрьской революции, заключалась в том, как и для кого писать. О чем писать, было ясно: о революции и Гражданской войне, социалистическом строительстве, советском патриотизме людей, новых отношениях между ними, о будущем справедливом обществе. Как писать — ответ на этот вопрос должны были дать сами писатели, объединившиеся в несколько организаций и групп.

Организации и группы

«Пролеткульт » (теоретик объединения — философ, политик, врач А. Богданов) был массовой литературной организацией, представлял сторонников социалистического по содержанию искусства, издавал журналы «Грядущее», «Пролетарская культура», «Горн» и др. Его представители — поэты «от станка» В. Александровский, М. Герасимов, B. Казин, Н. Полетаев и другие — создавали поэзию обезличенную, коллективистскую, машинно-индустриальную, представляли себя представителями пролетариата, трудящихся масс, победителями во вселенском масштабе, «несметными легионами труда», в груди которых горит «пожар восстаний» (В. Кириллов. «Мы»).

Новокрестьянская поэзия не была объединена в отдельную организацию. С. Клычков, А. Ширяевец, Н. Клюев, C. Есенин считали основой искусства нового времени фольклор, традиционную крестьянскую культуру, ростки которой — в деревне, а не в индустриальном городе, уважительно относились к русской истории, были романтиками, как и пролеткультовцы, но «с крестьянским уклоном».

«Неистовыми ревнителями» пролетарского искусства, по словам литературоведа, автора книги с одноименным названием, С. Шешукова, проявили себя члены литературной организации РАПП («Российская ассоциация пролетарских писателей»), созданной в январе 1925 года. Г. Лелевич, С. Родов, Б. Волин, Л. Авербах, А. Фадеев отстаивали идеологически чистое, пролетарское искусство, превратили литературную борьбу в политическую.

Группа «Перевал » сложилась в середине 1920-х годов (теоретики Д. Горбов и А. Лежнев) вокруг журнала «Красная новь», возглавлявшегося большевиком А. Воронским, отстаивала принципы интуитивного искусства, его многообразие.

Группа «Серапионовы братья » (В. Иванов, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов, М. Слонимский и др.) возникла в 1921 году в Ленинграде. Ее теоретиком и критиком был Л. Лунц, а учителем — Е. Замятин. Члены группы отстаивали независимость искусства от власти и политики.

Кратковременной была деятельность «Левого фронта ». Главными фигурами «ЛЕФа» («Левого фронта», с 1923 года) становятся бывшие футуристы, оставшиеся в России, и среди них — В. Маяковский. Члены группы отстаивали принципы революционного по содержанию и новаторского по форме искусства.

Поэзия 1920-х годов

В 1920-е годы традиции реалистического искусства продолжали поддерживать многие поэты, но уже основываясь на новой, революционной тематике и идеологии. Д. Бедный (наст. Ефим Придворов) был автором многих агитационных стихов, ставших, подобно «Пруводам», песнями, частушками.

Революционно-романтическая поэзия в 1920-х — начале 1930-х годов была представлена Н. Тихоновым (сборники «Орда» и «Брага» — оба датируются 1922 годом) и Э. Багрицким — автором искренней лирики и поэмы «Смерть пионерки» (1932). Оба эти поэта в центр лирической и лиро-эпической исповеди поставили активного, мужественного героя, простого, открытого, думающего не только о себе, но и о других, обо всем угнетенном, жаждущем свободы в мире.

Эстафету из рук старших товарищей — певцов героики — приняли комсомольские поэты А. Безыменский, A. Жаров, И. Уткин, М. Светлов — романтики, смотрящие на мир глазами победителей, стремящиеся подарить ему свободу, создавшие «героико-романтический миф о Гражданской войне» (В. Мусатов).

Поэма как жанр давала мастерам возможность расширить образное познание действительности и создать сложные драматические характеры. В 1920-е годы были написаны поэмы «Хорошо! » (1927) В. Маяковского, «Анна Онегина» (1924) С. Есенина, «Девятьсот пятый год» (1925—1926) Б. Пастернака, «Семен Проскаков» (1928) Н. Асеева, «Дума про Опанаса» (1926) Э. Багрицкого. В этих произведениях жизнь показана более многогранно, чем в лирике, герои — психологически сложные натуры, часто стоящие перед выбором: как поступить в экстремальной ситуации. В поэме В. Маяковского «Хорошо! » герой отдает все «голодной стране», которую «полуживую вынянчил», радуется каждому, даже незначительному, успеху советской власти в социалистическом строительстве.

Творчество продолжателей традиций модернистского искусства — А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Есенина, Б. Пастернака и других — представляло собой синтез старого и нового, традиционного и новаторского, реалистического и модернистского, оно отразило сложность и драматизм переходной эпохи.

Проза 1920-х годов

Основная задача советской прозы этого времени состояла в том, чтобы показать исторические перемены, поставить служение долгу выше велений сердца, коллективное начало над личностным. Личность, не растворяясь в нем, становилась воплощением идеи, символом власти, лидером масс, воплощающим силу коллектива.

Большую известность приобрели романы Д. Фурманова «Чапаев» (1923), А Серафимовича «Железный поток» (1924). Авторы создали образы героев — комиссаров в кожаных куртках, решительных, суровых, все отдающих во имя революции. Таковы Кожух и Клычков. Не совсем похож на них легендарный герой Гражданской войны Чапаев, однако политграмоте обучают и его.

Глубже в психологическом отношении раскрываются события и характеры в прозе об интеллигенции и революции в романах В. Вересаева «В тупике» (1920—1923), К. Федина «Города и годы» (1924), А. Фадеева «Разгром» (1927), книге И. Бабеля «Конармия» (1926) и других. В романе «Разгром» комиссар партизанского отряда Левинсон наделен чертами характера человека, готового не только принести в жертву революционной идее личные интересы, интересы корейца, у которого партизаны отбирают свинью и обрекают на голодную смерть семью, но и способного сострадать людям. Полна трагедийных сцен книга И. Бабеля «Конармия».

М. Булгаков в романе «Белая гвардия» (1924) углубляет трагическое начало, показывает разлом и в общественной, и в личной жизни, в финале провозглашая возможность человеческого единения под звездами, призывает людей оценить свои поступки общефилософскими категориями: «Все пройдет. Страдание, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся…».

Драматизм событий 1917—1920 годов отразила как соцреалистическая, так и реалистическая русская литература, придерживающаяся принципа правдивости, в том числе словесное искусство писателей-эмигрантов. Такие художники слова, как И. Шмелев, Е. Чириков, М. Булгаков, М. Шолохов, показывали революцию и войну как всенародную трагедию, а ее лидеров, комиссаров-большевиков, порой представляли «энергичными функционерами» (Б. Пильняк). И. Шмелев, переживший расстрел чекистами сына, уже за границей в 1924 году отдельной книгой издал эпопею (авторское определение, вынесенное в подзаголовок) «Солнце мертвых», переведенную на двенадцать языков народов мира, о крымской трагедии, о невинно убитых (более ста тысяч) большевиками. Его произведение можно считать своеобразным преддверием солженицынского «Архипелага ГУЛАГа».

В 1920-е годы сложилось и сатирическое направление в прозе с соответствующим стилем — лаконичным, броским, обыгрывающим комедийные ситуации, с ироническим подтекстом, с элементами пародирования, как в «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке» И. Ильфа и Е. Петрова. Писал сатирические очерки, рассказы, зарисовки М. Зощенко.

В романтическом ключе, о любви, о возвышенных чувствах в мире бездушного, рационалистически мыслящего общества написаны произведения А. Грина (А. С. Гриневского) «Алые паруса» (1923), «Блистающий мир» (1923) и «Бегущая по волнам» (1928).

В 1920 году появляется роман-антиутопия «Мы» Е. Замятина, воспринятый современниками как злая карикатура на строящееся большевиками социалистическое и коммунистическое общество. Писатель создал удивительно правдоподобную модель будущего мира, в котором человек не знает ни голода, ни холода, ни противоречий общественного и личного, обрел, наконец, желаемое счастье. Однако этот «идеальный» общественный строй, отмечает писатель, достигнут упразднением свободы: всеобщее счастье здесь создается путем тоталитаризации всех сфер жизни, подавления интеллекта отдельной личности, ее нивелировки, а то и физического уничтожения. Так всеобщее равенство, о котором мечтали утописты всех времен и народов, оборачивается всеобщей усредненностью. Своим романом Е. Замятин предупреждает человечество об угрозе дискредитации личностного начала в жизни.

Общественная ситуация в 1930-е гг.

В 1930-е годы изменилась общественная ситуация — наступила тотальная диктатура государства во всех сферах жизни: был ликвидирован НЭП, усилилась борьба с инакомыслящими. Начался массовый террор против народа великой страны. Были созданы ГУЛАГи, закрепощены крестьяне созданием колхозов. С подобной политикой были не согласны многие писатели. А потому в 1929 году получил три года лагерей В. Шаламов, вновь осужденный на длительный срок и высланный на Колыму. В 1931 году попал в опалу А. Платонов за публикацию повести «Впрок». В 1934 году выслали в Сибирь как неугодного властям Н. Клюева. В этом же году арестовали О. Мандельштама. Но в то же время власть (и лично И. В. Сталин) пыталась задобрить писателей, действуя методом «кнута и пряника»: пригласили из-за границы М. Горького, осыпав его почестями и щедротами, поддержали вернувшегося на родину А. Толстого.

В 1932 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», положившее начало полного подчинения литературы государству и партии большевиков, ликвидировавшее все прежние организации и группы. Был создан единый Союз советских писателей (ССП), в 1934 году собравший первый съезд. С идеологическим докладом на съезде выступил А. Жданов, а о деятельности литераторов — М. Горький. Позицию лидера в литературном движении заняло искусство социалистического реализма, проникнутое коммунистическими идеалами, ставящее превыше всего установки государства, партии, славящее героев труда и коммунистов-руководителей.

Проза 1930-х годов

Проза этого времени изображала «бытие как деяние», показывала трудовой созидательный процесс и отдельными штрихами человека в нем (романы «Гидроцентраль» (1931) М. Шагинян и «Время, вперед! » (1932) В. Катаева). Герой в этих произведениях предельно обобщенный, символический, выполняющий функцию строителя новой, спланированной за него жизни.

Достижением литературы данного периода можно назвать создание жанра исторического романа на основе принципов социалистического реализма. В. Шишков в романе «Емельян Пугачев» описывает восстание под руководством Емельяна Пугачева, Ю. Тынянов повествует о декабристах и писателях В. Кюхельбекере и А. Грибоедове («Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара»), О. Форш воссоздает облики выдающихся революционеров-первопроходцев — М. Вейдемана («Одеты камнем») и А. Радищева («Радищев»). Развитие жанра научно-фантастического романа связано с творчеством А. Беляева («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира»), Г. Адамова («Тайна двух океанов»), А. Толстого («Гиперболоид инженера Гарина»).

Теме воспитания нового человека посвящен роман А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» (1933—1934). Образ железного и несгибаемого, верного социалистическим идеалам выходца из самых низов народа Павки Корчагина создал Н. Островский в романе «Как закалялась сталь». Это произведение долгое время было образцом советской литературы, пользовалось успехом у читателей, а его главный герой стал идеалом строителей новой жизни, кумиром молодежи.

В 1920—1930-е годы писатели много внимания уделяли проблеме интеллигенции и революции. Героини из одноименной пьесы К. Тренева Любовь Яровая и Татьяна Берсенева из пьесы Б. Лавренева «Разлом» принимают участие в революционных событиях на стороне большевиков, во имя нового отказываются от личного счастья. Сестры Даша и Катя Булавины, Вадим Рощин из трилогии А. Толстого «Хождение по мукам» к концу произведения прозревают и принимают социалистические перемены в жизни. Некоторые интеллигенты ищут спасения в быту, в любви, в отношениях с близкими, в отстранении от конфликтов эпохи, ставят семейное счастье превыше всего, подобно герою одноименного романа Б. Пастернака Юрию Живаго. Духовные поиски героев А. Толстого и Б. Пастернака резче и ярче обозначены, чем в произведениях с упрощенным конфликтом — «наш — не наш». Герой романа В. Вересаева «В тупике» (1920—1923) так и не примкнул пи к одному из противоборствующих лагерей, покончил с собой, оказавшись в сложной ситуации.

Драматизм борьбы на Дону в период коллективизации показан в романе М. Шолохова «Поднятая целина» (1-я книга — 1932 год). Выполняя социальный заказ, писатель резко размежевал противоборствующие силы (сторонники и противники коллективизации), сконструировал стройный сюжет, вписал в социальные картины бытовые зарисовки, любовные интриги. Заслуга сто, как и в «Тихом Доне», заключается в том, что он драматизировал сюжет до крайности, показал, как «с потом и кровью» рождалась колхозная жизнь.

Что касается «Тихого Дона», то это до настоящего времени непревзойденный образец трагического эпоса, истинной человеческой драмы, показанной на фоне событий, разрушающих веками складывавшиеся устои жизни. Григорий Мелехов — ярчайший образ в мировой литературе. М. Шолохов своим романом достойно завершил поиски советской довоенной прозы, как мог, приблизил ее к действительности, отказавшись от мифов и схем, предлагаемых сталинскими стратегами социалистического строительства.

Поэзия 1930-х годов

Поэзия в 1930-е годы развивалась в нескольких направлениях. Первое направление — репортажное, газетное, очерковое, публицистическое. В. Луговской посетил Среднюю Азию и написал книгу «Большевикам пустыни и весны», А. Безыменский — стихи о Сталинградском тракторном заводе. Я. Смеляков издал книгу «Работа и любовь» (1932), в которой герой слышит ноту любви даже «в качанье истертых станков».

В 1930-е годы писал свои стихи о колхозной деревне М. Исаковский — фольклорные, напевные, потому многие из них стали песнями («И кто его знает... », «Катюша», «Спой мне, спой, Прокошина... » и др.). Благодаря ему вошел в литературу А. Твардовский, писавший об изменениях в деревне, прославивший колхозное строительство в стихах и в поэме «Страна Муравия». Поэзия в 1930-е годы в лице Д. Кедрина раздвигала рамки познания истории. Автор славил труд народа-созидателя в поэмах «Зодчие», «Конь», «Пирамида».

В это же время продолжали творить и другие литераторы, записанные позже в «оппозиционеры», ушедшие в «духовное подполье», — Б. Пастернак (книга «Сестра моя — жизнь»), М. Булгаков (роман «Мастер и Маргарита»), О. Мандельштам (цикл «Воронежские тетради»), А. Ахматова (поэма «Реквием»). За рубежом создавали свои произведения социального, экзистенциального, религиозного характера И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, М. Цветаева, В. Ходасевич, Г. Иванов и др.

После 1917 г. литературный процесс развивайся по трем противоположным и часто почти не пересекающимся направлениям.

Первую ветвь русской литературы XX в. составила советская литература - та, что создавалась в нашей стране, публиковалась и находила выход к читателю. С одной стороны, она показала выдающиеся эстетические явления, принципиально новые художественные формы, с другой - данная ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса. Новая власть стремилась утвердить единый взгляд на мир и па место человека в нем, что нарушало законы живой литературы, вот почему этап с 1917 г. по начало 1930-х гг. характеризуется борьбой двух противоположных тенденций. Во-первых, это тенденция многовариантного литературного развития, а отсюда - обилие в России в 1920-е гг. группировок, литературных объединений, салонов, групп, федераций как организационного выражения множественности различных эстетических ориентации. Во-вторых, стремление власти, выраженное в культурной политике партии привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Все партийно-государственные решения, посвященные литературе: резолюция ЦК РКП(б) "О Пролеткультах", принятая в декабре 1920 г., постановления от 1925 г. "О политике партии в области художественной литературы" и от 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" - были направлены на выполнение именно этой задачи. Советская власть стремилась культивировать одну линию в литературе, представленную эстетикой социалистического реализма, как она была обозначена в 1934 г., и не допускать эстетических альтернатив.

Вторая ветвь литературы рассматриваемого периода - литература диаспоры, русского рассеяния. В начале 1920-х гг. Россия познала явление, невиданное в таких масштабах ранее и ставшее национальной трагедией. Это была эмиграция в другие страны миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали - в изгнании, часто без средств к существованию, в чужой языковой и культурной среде - выдающиеся художественные явления.

Третью ветвь составила "потаенная" литература, созданная художниками, которые не имели возможности или принципиально не хотели публиковать свои произведения. В конце 1980-х гг., когда поток этой литературы хлынет на журнальные страницы, станет ясно, что каждое советское десятилетие богато рукописями, отложенными в стол, отвергнутыми издательствами. Так было с романами А. Платонова "Чевенгур" и "Котлован" в 1930-е гг., с поэмой А. Т. Твардовского "По праву памяти" в 1960-е, повестью "Собачье сердце" М. А. Булгакова в 1920-е. Бывало, что произведение заучивалось наизусть автором и его сподвижниками, как "Реквием" А. А. Ахматовой или поэма "Дороженька" А. И. Солженицына.

Формы литературной жизни в СССР

Полифония литературной жизни в 1920-е гг. на организационном уровне нашла выражение во множественности группировок. Среди них были группы, оставившие заметный след в истории литературы ("Серапионовы братья", "Перевал", ЛЕФ, РАПП), но были и однодневки, появившиеся, чтобы выкрикнуть свои манифесты и исчезнуть, например группа "ничевоков" ("Группа - три трупа" - иронизировал по этому поводу И. И. Маяковский). Это был период литературных споров и диспутов, вспыхивавших в литературно-артистических кафе Петрограда и Москвы в первые послереволюционные годы - время, которое сами современники в шутку назвали "кафейным периодом". В Политехническом музее устраивались публичные диспуты. Литература становилась своего рода реальностью, подлинной действительностью, а не бледным ее отражением, поэтому-то столь бескомпромиссно протекали споры о литературе: они были спорами о живой жизни, ее перспективах.

"Мы верим, - писал Лев Луни, теоретик группировки "Серапионовы братья", - что литературные химеры - особая реальность <...> Искусство реально, как сама жизнь. И. как сама жизнь, оно без цели и без смысла: существует, потому что не может не существовать".

"Серапионовы братья". Этот кружок сложился в феврале 1921 г. в Петроградском доме искусств. В него вошли Всеволод Иванов, Михаил Слонимский, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Лев Лунц, Николай Никитин, Константин Федин, поэты Елизавета Полонская и Николай Тихонов, критик Илья Груздев. Близки к "серапионам" были Евгений Замятин и Виктор Шкловский. Собираясь в комнате М. Л. Слонимского каждую субботу, "серапионы" защищали традиционные представления об искусстве, о самоценности творчества, об общечеловеческой, а не узкоклассовой значимости литературы. Противоположные "серапионам" по эстетике и литературной тактике группировки настаивали на классовом подходе к литературе и искусству. Самой мощной литературной группировкой данного типа в 1920-е гг. была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).

Пафос революционного преобразования действи­тельности и утверждение творчески активной личности в советской литературе. Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей. Пафос патриотизма и народности в освещении войны. Возвращение трагического начала в советскую литературу.

Постановление ЦК «О журналах “Звезда” и “Ленинград”». Нормативность в эстетике 40–50-х гг. Теория бесконфликтности. Дискуссии 50-х гг. о лирическом, о положительном герое и теории бесконфликтности.

М.А. Шолохов (1905–1984)

М. Шолохов – создатель эпической картины русской народной жизни в ХХ в., продолжатель традиций Л. Толстого.

«Донские рассказы» и их место в литературном процессе. («Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя», «Семейный человек», «Обида» и др.).

«Тихий Дон» – роман-эпопея, рас­крывающий историческую судьбу русского крестьянства в трагическом ХХ в. Воплощение многостороннего национального русского характера в образах главных героев.

Военная тема в творчестве М. Шолохова: от рассказа «Наука ненависти» к «Судьбе человека». Значение рассказа «Судьба человека» для развития военной прозы 50-60-х годов.

Литература русского зарубежья и андеграунда

Нравственные и религиозные проблемы в неореалистическом творчестве прозаиков русского зарубежья. «Лето Господне» И. Шмелева. Экзистенциальные мотивы в творчестве И. Бунина, Н. Нарокова («Мнимые величины»), Л. Ржев­ского («Московские повести»).

Сатирические романы и повести А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко, М. Булгакова, А. Платонова.

Поэзия русского зарубежья. Г. Иванов и поэзия «незамеченного поколения». Б. Поплавский и другие поэты «парижской ноты».

Творчество поэтов второй волны русской эмиграции (Д. Кленовский, И. Елагин и Н. Моршен).

М.А. Булгаков (1891–1940)

Творчество М. Булгакова как продолжение традиций русской (Пушкин,Гоголь) и мировой (Гофман) классики. Реалистическое и мистическое начала в произведениях писателя. Проблематика повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Роль фантастики, условности и гротеска в раскрытии замысла писателя.

Апокалиптический мотив романа «Белая гвардия». Соединение автобиографического и конкретно-исторического сюжетов с символически-мистическим обобщением и проблема его пересоздания.

Драматургия М. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Многоплановость сюжета и композиции романа «Мастер и Маргарита». Проблемы реализма и модернизма в романе.

Место и значение Булгакова в современной и мировой литературе.

А.Т. Твардовский (1910–1971)

Жанровые особенности поэмы «Василий Теркин». Василий Теркин – воплощение русского национального характера.

Поэма «Дом у дороги»: проблематика, образы героев, жанр. Трагический пафос поэмы.

«За далью – даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, образы «далей» современности и исторических «далей».

Поэма «По праву памяти». Автобиографизм и историческое обобщение.

Философская лирика поэта. Твардовский – редактор «Нового мира».

А.П. Платонов

Соединение народной культуры и научной философии в произведениях А. Платонова. Тема преодоления сиротства, решение проблемы частного и общего существования.

Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». Повести «Котлован», «Ювенильное море» и «Джан» как трансформация мотивов «Чевенгура». Решение проблемы построения всеобщего счастья в каждой из повестей. Использование мифологических и фольклорных образов, сюрреалистических деталей.

Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

Повести и рассказы военных лет. Тема подвига и героизма. «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова.

Романтико-утопические тенденции обще­ственного сознания в массовой поэзии 40-х гг. Подъем патриотической поэзии в годы Великой Отечественной войны. Разнообразие жанров: военные стихи А. Ахматовой и Б. Пастернака; лирика А. Суркова («Декабрь под Москвой»), К. Симонова («Война»), Д. Кедрина; поэмы А. Твардовского («Василий Теркин», «Дом у дороги»), П. Антокольского («Сын»), В. Инбер («Пулковский меридиан»), М. Алигер («Зоя»), Н. Тихонова («Киров с нами»); развитие любовной лирики («С тобой и без тебя» К. Симонова, «Строки любви» С. Щипачева, стихи М. Алигер, О. Берггольц и др.); массовая песня (М. Исаковс­кий, В. Лебедев-Кумач, А. Сурков, А. Фатьянов, М. Светлов).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Завершение «промежутка»

В 1924 году выдающийся литературовед и критик Ю. Н. Тынянов написал статью «Промежуток». По его мнению, период интенсивного развития поэзии, который длился с конца 1890-х до начала 1920-х годов, и который сегодня мы называем «серебряным веком», окончился временем эпигонов, когда стиль и школа получили большее значение, чем индивидуальная поэтика. После того, как схлынула эта волна эпигонства, в середине 1920-х наступило «время прозы», и общество потеряло почти всякий интерес к стихам. Как ни парадоксально, именно в такие периоды, по мнению Тынянова, складывается наиболее благоприятная ситуация для выработки новых стилей и художественных языков в поэзии.

Для поэзии инерция кончилась. Поэтический паспорт, приписка к школе поэта сейчас не спасут. Школы исчезли, течения прекратились закономерно, как будто по команде. Выживают одиночки. Новый стих -- это новое зрение. И рост этих новых явлений происходит только в те промежутки, когда перестает действовать инерция; мы знаем, собственно, только действие инерции -- промежуток, когда инерции нет, по оптическим законам истории кажется нам тупиком. У истории же тупиков не бывает.

Статья Тынянова была посвящена Борису Пастернаку, на которого критик возлагал особые надежды в обновлении русской поэзии. Через два года в ответе на анкету газеты «Ленинградская правда» Пастернак ясно сформулировал причины того состояния, которое Тынянов назвал «промежутком». литературный популизм конструктивизм поэзия

Мы пишем крупные вещи, тянемся в эпос, а это определенно жанр второй руки. Стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания была личность. Старая личность разрушилась, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима.

Ответы Пастернака не были опубликованы, и это симптоматично -- отмеченная им проблема оставалась «слепым пятном» тогдашнего литературного сознания. Причиной «промежутка» стал кризис поэтической личности -- представлений о том, что такое поэт и зачем пишутся стихи. Разные поэты, о которых писал Тынянов в своей статье -- Есенин, Мандельштам, Пастернак, Ходасевич, Асеев -- стремились выработать подобные представления заново. В этой ситуации даже такие «общественни- ки» в поэзии, как Николай Асеев, всегда стремившийся к публичному успеху, двигались наугад и рисковали остаться непонятыми новым читателем.

В советской России шла масштабная ломка культуры, обусловленная тем, что в литературу пришел новый читатель -- молодые люди из семей рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, не связанные с дореволюционной культурой или готовые забыть полученные в детстве знания как бесполезные в новом обществе. К этой молодежи обращались политические лидеры, стремившиеся вербовать сторонников большевистской власти. К ним же обращались и молодые «комсомольские поэты» -- Александр Безыменский, Александр Жаров, Михаил Голодный, и более эмоционально утонченные Михаил Светлов и Иосиф Уткин. Энергичные и плакатноясные Безыменский и Жаров были едва ли не самыми популярными поэтами нового студенчества. Из поэтов старшего поколения в 1920-е годы наиболее читаемым был Демьян Бедный, в чьей поэзии сочетались прямолинейный дидактизм, дух революционного бунта и агрессивные насмешки над политическими и эстетическими противниками больше- виков, от лидеров западноевропейских стран до русского православного духовенства. Для большей доходчивости Бедный насыщал свой стих отсылками к узнаваемым источникам -- хрестоматийной поэтической классике, городскому фольклору и даже ресторанным куплетам:

Посмотрите ж, наркомюст,

Наркомюст,

Наркомюст,

Что за ножки, что за бюст,

Что за бюст,

Период 1929-1930 годов стал временем пере- лома не только в истории российского общества, но и в истории поэзии. «Промежуток» кончился имен- но в эти годы -- хотя и совсем не так, как это, возможно, виделось Тынянову или Пастернаку. В 1930 году покончил с собой еще один крупнейший поэт первой половины ХХ века -- Владимир Маяковский. Осип Мандельштам вернулся к писанию стихов после шестилетнего перерыва -- но это уже были произведения, которые по своей эстетике почти не могли быть опубликованы в советской печати. А Демьян Бедный стал терять влияние и впервые в жизни попал в опалу у большевистского руководства -- во многом именно из-за своих литературных сочинений.

Прежде чем проанализировать значение этих событий, следует рассказать об эпизоде, который до сих пор мало интересовал историков литературы. 26 июня 1930 года в Москве открылся XVI съезд Все- союзной коммунистической партии (большевиков).

«Комсомольский поэт» Александр Безыменский произнес на нем заранее заготовленную речь в стихах, -- длинную и нескладную, но исполненную пафоса и несколько раз, если верить стенограмме, вызывавшую аплодисменты участников съезда.

По сути, это была программа преодоления поэтического «промежутка» самым неожиданным и страшным из возможных методов. Из речи Безы- менского следовало, что в новой литературе не будет нужно новой поэтической личности, на которую уповал Пастернак, -- более того, вообще никакая нюансированная картина «я» не потребуется. Даже рапповцев, которые призывали к соотнесению лите- ратурных персонажей с реальной личностью, поэтделегат критиковал как отсталых и ничего не смыс- лящих в задачах партии людей. Разумеется, «план Безыменского» не предполагал и отвержения инди- видуальной психологии во имя «поэтической крити- ки разума», которую развили в своем творчестве обэриуты («поэтическая критика разума» -- харак- теристика, которую дал своим стихам А. Введен- ский). На место литературного «я» предполагалось поставить схематичный образ человека, почерпну- тый из идеологических директив.

Безыменского стал литературным выражением идеи, которую на протяжении многих лет проводили в жизнь И. Сталин и его единомышленники: писатели своими произведениями должны проектировать и формировать ту личность, которая в настоящий мо- мент могла бы наиболее энергично поддерживать.

По сути, поэтическая личность 1930-х всегда была гибридной -- это был проект человека, изготовленный по идеологическим рецептам, но ослож- ненный тем или иным «вмешательством поэта». Те же, кто не был готов соединять свое представление о субъекте поэзии с официальными требованиями, вытеснялись из подцензурной литературы, «при жизни были не книгой, а тетрадкой», по выражению Максимилиана Волошина.

Руководство большевиков взяло на вооружение давнюю особенность социального сознания русской интеллигенции. Еще с дореволюционных времен среди этой общественной группы распространилось ощущение личной зависимости от прогресса и будущей революции. Охваченный таким ощущением человек не просто верил в прогресс или радикальные перемены, но был уверен, что его «я» зависит от непобедимого «духа истории», словно бы заключи- ло с ней завет, священный договор, как с Богом. Руководство большевиков с его уверенностью в своей спасительной роли для России смогло убедить значительную часть людей искусства в том, что именно оно-то и воплощает «дух истории» -- и даже определяет его.

Новое отношение к поэтической личности при- вело к изменению жанрового репертуара поэзии. Масштабные эпические поэмы и «эпизирующие» длинные повествовательные стихотворения в 1920-е годы воспринимались как эксперименты авторов-«разведчиков», производимые в условиях кризиса поэзии. Саму эту специфическую гибридность впервые проанализировала Лидия Гинзбург в днев- никовой записи, сделанной во время Великой Отечест- венной войны. См.: [Гинзбург 2011: 81-83].

К репертуару «больших» поэтических жанров в это десятилетие добавились и обширные пьесы в стихах (Илья Сельвинский, Дмитрий Кед- рин, Александр Кочетков, Михаил Светлов), кото- рые были очевидным образом связаны с модернист- ской поэтикой «серебряного века»: достаточно вспомнить поэтическую драматургию И. Анненско- го, А. Блока, В. Маяковского. (Характерно, что несколько раньше, чем началось возрождение этого жанра в подцензурной советской литературе, он получил новый импульс развития и в творчестве живших в эмиграции Марины Цветаевой и Влади- мира Набокова).

14 апреля 1930 года покончил с собой Влади- мир Маяковский. Незадолго до смерти Маяковский, подчиняясь требованию директивной редакционной статьи в «Правде», перешел из эстетически новатор- ской, но пребывавшей в глубоком кризисе группы РЕФ (революционные футуристы, группа, созданная на основе ЛЕФа) в РАПП -- движение еще более идеологизированное, но эстетически более консер- вативное. Во вступлении к поэме «Во весь голос», законченном незадолго до смерти, поэт подводил итоги своего творческого развития -- критики впо- следствии не раз сравнивали это произведение с пушкинским «Памятником».

Смерть Маяковского вызвала общественный шок и многими была воспринята как политический и литературный поступок, как демонстрация про- теста против изменившихся условий существова- ния литературы. «Твой выстрел был подобен Этне / В предгорьи трусов и трусих», -- писал Пастернак в стихотворении «Смерть поэта», которое своим на- званием отчетливо отсылало к произведению Лер- монтова памяти Пушкина. Еще более жестко писал о смерти Маяковского живший в эмиграции (в Чехословакии) его давний друг, выдающийся филолог Роман Якобсон, опубликовавший в память о нем брошюру «О поколении, растратившем своих по- этов»: Утратившие -- это наше поколение. Примерно те, кому сейчас между 30 и 45-ю годами. Те, кто во- шел в годы революции уже оформленным, уже не безликой глиной, но еще не окостенелым, еще спо- собным переживать и преображаться, еще способ- ным к пониманию окружающего не в его статике, а в становлении.

Расстрел Гумилева (1886-1921), длительная духовная агония, невыносимые физические мучения, конец Блока (1880-1921), жестокие лишения и в не- человеческих страданиях смерть Хлебникова (1885- 1922), обдуманные самоубийства Есенина (1895- 1925) и Маяковского (1893-1930). Так в течение двадцатых годов века гибнут в возрасте от тридцати до сорока вдохновители поколения, и у каждого из них сознание обреченности, в своей длительности и четкости нестерпимое.

<...> ...осекся голос и пафос, израсходован от- пущенный запас эмоций -- радости и горевания, сарказма и восторга, и вот судорога бессменного по- коления оказалась не частной судьбой, а лицом на- шего времени, задыханием истории.

Мы слишком порывисто и жадно рванулись к будущему, чтобы у нас осталось прошлое. Порва- лась связь времен. Мы слишком жили будущим, ду- мали о нем, верили в него, и больше нет для нас са- модовлеющей злобы дня, мы растеряли чувство на- стоящего [Якобсон 1975: 9, 33-34].

Перечисление погибших в брошюре Якобсо- на -- вероятно, даже больше, чем хотел бы того фи- лолог, -- напоминало знаменитый «список Герцена» из его книги «Развитие революционных идей в Рос- сии»:

История нашей литературы -- это или марти- ролог, или реестр каторги. Погибают даже те, кото- рых пощадило правительство, -- едва успев расцве- сти, они спешат расстаться с жизнью. <...>

Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли, тридцати восьми лет. Грибоедов предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе. Веневитинов убит обществом, двадцати двух лет.

Подобно и герценовскому перечню, и стихотворению Пастернака, этот фрагмент из брошюры Якобсона выглядел как обвинение тогдашнему рос- сийскому образованному обществу.

Через несколько месяцев после смерти Маяковского впервые в жизни репрессии обрушились на Демьяна Бедного. «6 декабря 1930 года было приня- то постановление Секретариата ЦК ВКП (б), осудившее стихотворные фельетоны Бедного „Слезай с печки“ и „Без пощады“. В нем отмечалось, что в последнее время в произведениях Бедного „стали появляться фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании «России» и «русского» <...> в объявлении «лени» и «сидения на печке» чуть ли не национальной чертой русских <...> в непонимании того, что в прошлом существовало две России, Рос- сия революционная и Россия антиреволюционная, причем то, что правильно для последней, не может быть правильным для первой“…» [Кондаков 2006]. Когда Бедный попытался оспорить постановление в жалобно-униженном письме к Сталину -- диктатор ответил ему холодно и резко; ответ не был опубли- кован, но получил известность в писательских кру- гах13. В 1936 году Бедный еще раз был подвергнут официальной критике за «очернение» русской истории -- после того, как в Москве была поставлена шуточная опера М. Мусоргского «Богатыри» с но- вым пародийным либретто Бедного. И, хотя поэт еще несколько раз возвращался в печать (во время Великой Отечественной войны -- под другим псев- донимом, Д. Боевой), в 1930-м его лучшее время кончилось навсегда.

Бедный с его грубым юмором и демонстратив- ной революционностью в 1910-1920-е годы писал для читателей, которые с иронией относились к лю- бым иерархиям -- вроде запорожских казаков, дик- тующих на картине Репина письмо турецкому сул- тану. К таким же читателям Бедный обращался и в поэме «Слезай с печки», опубликованной в «Прав- де»:

Приглядимся-ка лучше, не наша вина ли, Что в упряжке у нас с коренными -- беда? Мы, везущие вяло и врозь, кто куда, Перегрузками Ленина в гроб мы загнали! Можно Сталина тоже -- туда! Ерунда!

Те, кто еще недавно был бы готов психоло- гически поддержать такие стихи, в эти годы стреми- тельно менялись. Наступала эпоха иерархий, когда многие категории советских государственных слу- жащих постепенно приобрели знаки различия в виде петлиц, погон и нашивок, а дореволюционные им- перские завоевания стали предметом гордости. На вершине пирамиды власти, на острие стрелы исто-

В 1934 году в Москве состоялся I съезд совет- ских писателей, провозгласивший социалистиче- ский реализм единственным методом советской ли- тературы. Однако поэзия 1930-х не была написана по одному методу, как бы его ни называть -- она состояла из нескольких очень разных, полемически противостоявших друг другу течений.

Все течения, действовавшие в советской подцензурной поэзии, имели общие черты. Главной из них было стремление сконструировать авторскую личность на основе «завета с историей». Но они ра- дикально расходились во взглядах на то, какого ти- па личность ставит себя в зависимость от прогресса человечества, воплощенного в руководстве ВКП (б) и конкретно в фигуре Сталина. От того, как опреде- лялась фигура автора и задачи поэтического творче- ства, зависел общий выбор стиля -- в частности, степень готовности того или другого стихотворца продолжать традиции модернизма начала ХХ века.

Социалистический реализм в поэзии (да и не только в поэзии) никогда не был не только цельным, но даже сколько-нибудь объединенным общностью целей. К рассмотрению его основных вариантов мы и переходим.

2. Массовая песня и популистская поэзия

Стихотворная речь Безыменского обозначила неразрешимое противоречие или, как сказали бы философы, апорию. Начиная с эпохи романтизма поэзия, эпическая или лирическая, прямо или косвенно представляет определенную модель человека, индивидуальную для каждого поэта, а Безымен- ский -- не по собственной инициативе, а в соответ- ствии с новой «генеральной линией» партии -- про- возгласил, что такую модель продумывать не нужно и даже вредно.

Наиболее простым и пропагандистски эффек- тивным выходом из этого тупика была замена инди- видуальной личности, о которой думали писатели и художники ХХ века, на коллективную, обобщен- ную. Самым ярким выражением такой коллективной личности стала советская массовая песня, прежде всего -- песни, написанные для кинематографа.

Из-за этой программной деиндивидуализации пер- вые критики социалистического реализма «изнутри» (албанский писатель Касем Требешина в своем письме- манифесте к албанскому коммунистическому диктатору Энверу Ходже 1953 г., российский писатель Андрей Си- нявский в своей статье «Что такое социалистический реа- лизм?» 1957 г.) прежде всего сравнивали соцреализм с классицизмом -- доиндивидуалистическим стилем, кото- рый предшествовал романтизму: по их мнению, соцреали- стическая литература была отброшена от романтизма на предыдущий этап развития литературы.

Массовая песня была жанром компромиссным. Она соединяла черты политической пропаганды и уступки вкусам большинства. Как бы ни пыталось большевистское руководство в 1920-е насаждать вымученные песни и марши рапмовцев (РАПМ -- Российская ассоциация пролетарских музыкантов), которые с утра до вечера передавались по радио, советские граждане все равно слушали цыганские романсы, легкомысленные ресторанные песенки, арии из оперетт и только что появившийся тогда в СССР джаз. В массовой песне 1930-х все эти «упа- дочные» стили были соединены и перемешаны, но тексты по сравнению с предыдущим десятилетием обрели совершенно новые смыслы. Легкомысленность превратилась в обязательный оптимизм, к концу 1930-х дополненный державным национализмом, а к доверительным интонациям музыки и стихов добавился громогласный напор духовых оркестров. Знаки официальной идеологии в новых песнях могли отсутствовать -- важнее были знаки «правильных эмоций». В строке «Нам песня строить и жить помогает» важнее было сообщение о том, что «строить и жить» нужно всем вместе, а не идео- логически сомнительное заявление о том, что «как друг, нас зовет и ведет» песня -- а не, например, ЦК партии.

Массовая песня была суггестивной. В ней были очень важны эротические и семейные эмоции -- в первую очередь привязанность к люби- мой/любимому или к матери. Но в текстах постоян- но подчеркивалось, что и невеста, и мать, оставаясь сами собой, одновременно олицетворяют родину которую большевистское руководство планировало завоевать. Так, перед началом «зимней войны» СССР с Финляндией была написана пропагандист- ская песня «Принимай нас, Суоми-красавица» (му- зыка братьев Покрасс, стихи Анатолия Д"Актиля). Суггестивности способствовали почти обязательные для этих песен описания погоды («Нас утро встре- чает прохладой…») и пейзажей -- то Москвы как центра советской вселенной («Утро красит нежным светом / Стены древнего Кремля…» -- «Москва Майская»), то экзотических дальних областей («Край суровый тишиной объят…» -- из песни «Три танкиста»). По-видимому, недавним крестьянам, переселившимся в города, эти эмоционально насыщенные, но неиндивидуализированные, «обобществленные» образы напоминали народную песню, а интеллигентам с дореволюционным обра- зованием -- поэзию символистов. И неслучайно: одним из источников описания «семейных» и эро- тических эмоций в новой песенной поэзии была на- ционалистическая метафорика «серебряного века». Ср. например, «О Русь моя! Жена моя!..» из стихо- творения А. Блока «Река раскинулась. Течет, гру- стит лениво…» (1908, цикл «На поле Куликовом»).

Авторов массовой песни можно назвать попу- листами в поэзии. Но это был популизм особого рода -- они настолько же подлаживались под вкус публики, насколько и воплощали идеологическую программу формирования новой коллективной лич- ности, в которой каждый человек может быть заме- нен на другого. Песни доказывали, что в СССР все граждане, кроме немногочисленных изуверов- врагов, похожи друг на друга в своем благородстве и душевной чистоте: «…В нашем городе большом / Каждый ласков с малышом…» (из финальной пес- ни-колыбельной из фильма Татьяны Лукашевич «Подкидыш» (1939)).

В целом массовая песня выработала важней- шие формы маскировки советской идеологии, пред- ставление «правильного» идеологического сознания как «доброго», этически привлекательного состояния человеческой души.

Более востребованных авторов стихов для этих песен на равных правах вошли идеологизированные «ком- сомольские поэты» Безыменский и Жаров и поэты- сатирики, начинавшие печататься еще в дореволю- ционных изданиях (Василий Лебедев-Кумач и Ана- толий Д"Актиль) или уже в эпоху НЭПа (Борис Лас- кин) -- все они легко умели писать «на случай» и чувствовали «настроение момента», формируемое в 1930-е годы уже не публикой, а партийными и государственными элитами.

Песни этого типа с их безличными, «общими» эмоциями стали новой, искусственно созданной формой фольклора. Одновременно с распростране- нием «песен из кинофильмов» в СССР 1930-х шла масштабная кампания по пропаганде творчества разного рода народных сказителей, акынов, ашугов -- но, разумеется, только тех, кто прославлял новую власть. Из создателей советских былин («новин») на русском языке следует в первую очередь назвать Марфу Крюкову и Кузьму Рябинина. К каждому из таких сказителей властями были при- ставлены один или несколько идеологически подко- ванных «фольклористов», которые подсказывали талантливым самоучкам не только «правильные» темы, но и «нужные» образы и сюжетные ходы.

Наряду с такими «новинами» и массовой пес- ней в 1930-е годы стремительно формировалась и авторская поэзия, которую тоже можно было бы назвать популистской. Такая масскультная поэзия пользовалась успехом и официальной поддержкой в 1920-е, временно отошла на второй план в 1932- 1936 годах, а в конце 1930-х вновь заняла лидирую- щее положение, но уже с другими главными авто- рами. В 1920-е годы в популистских версиях по- эзии -- тогда их создавали уже названные выше Бедный, Жаров и Безыменский -- очень заметен был элемент откровенной политической пропаган- ды. После перелома 1936 года на первый план вы- двинулись другие -- Михаил Исаковский, Алек- сандр Твардовский, Николай Грибачев, Степан Щи- пачев, Евгений Долматовский. (Впоследствии, в 1950-60-е годы, Твардовский и Грибачев радикаль- но разошлись во взглядах: Твардовский все больше задумывался в своих произведениях о природе со- ветского строя, Грибачев все более яростно защи- щал этот строй от диссидентов и «западников».)

Один из них, Михаил Исаковский (1900-1973), начал печататься еще школьником, в 1914 году, и первоначально был талантливым продолжателем русской крестьянской поэзии второй половины XIX века в духе Ивана Никитина. В годы НЭПа Исаков- ский писал жалобные элегии об умирании деревни и сатирические стихи о городских мещанах. В начале 1930-х годов, уже став известным поэтом, он под- держал делавшего первые шаги в литературе А. Твардовского. Во второй половине 1930-х он, как и Твардовский, начал писать идиллические стихи, в которых колхозная жизнь представала как новый, радостный этап «вечного» существования деревен- ской общины.

В популистской поэзии «второй волны» поя- вился новый жанр -- поэмы из колхозной жизни23. Первой и на долгие годы образцовой колхозной по- эмой стала «Страна Муравия» А. Твардовского (1936).

Авторы популистской поэзии были в основном из крестьян (Исаковский, Твардовский, Грибачев и Щипачев), однако не все: например, Е. Долматов- ский родился в семье московского адвоката, доцента Московского юридического института. Одним из главных теоретиков и апологетов поэзии этого типа стал поэт и критик Алексей Сурков (1899-1983) -- человек, обязанный своим социальным возвышени- ем революции и власти большевиков. Родом из кре- стьянской семьи, с 12 лет он работал в Петербурге «в людях» -- в мебельном магазине, в столярной мастерской, в типографии и т. п. После революции Сурков быстро приобрел известность как автор про- пагандистских стихов, стал главным редактором газеты «Северный комсомолец», вошел в руково- дство РАПП. В 1930-е годы он преподавал в Лите- ратурном институте, был заместителем главного редактора журнала «Литературная учёба» и делал успешную партийную карьеру. Сурков в изобилии писал тексты для песен, некоторые из его песен во- енного времени приобрели огромную популярность (например, «Гармонь» [«Бьется в тесной печурке огонь…»]). В 1940-1950-е годы он стал видным функционером КПСС.

«Завет с историей» в его случае имел ясные психологические основы: собственное тяжелое детство явно вызывало у Суркова мучительные воспо- минания (выплескивавшиеся в стихах многие годы). Тем важнее ему было подчеркнуть контраст между оставшимися в прошлом трудностями и достигну- тым сановным благополучием.

Ради поддержания этого благополучия Сурков был готов клеймить всех, кого власти официально объявили врагами: подсудимых партийных руково- дителей на московских процессах 1936-1938 годов, впоследствии -- Бориса Пастернака, Андрея Саха- рова и Александра Солженицына.

Однако поэт-функционер дорожил дружбой с теми немногими людьми, которым доверял -- на- пример, во время антисемитской кампании 1952 года предупредил Константина Симонова о том, что в МГБ на того фабрикуют компромат о его связях с американской организацией «Джойнт», которая была официально объявлена врагом СССР.

В отличие от процитированных стихотворений Суркова, идеология в большинстве произведений поэтов-популистов часто была скрыта. Произошла натурализация пропаганды (натурализация здесь -- восприятие явления политики или культуры как природного и самоочевидного): подчинение всех мыслей и поступков советской идеологии предста- вало в их стихах как естественное следствие нравст- венного самосовершенствования человека.

Поэтому популистская поэзия почти всегда была дидактической. Утонченный дидактизм был характерен для «Страны Муравии», герой которой Никита Моргунок путем долгих поисков и ошибок понимал, что единственно возможный способ для него и для всех построить страну крестьянского сча- стья -- отказаться от индивидуализма и вступить в колхоз. Примеры прямолинейного дидактизма мож- но найти в сочинениях Степана Щипачева, который считался в тогдашней советской поэзии главным певцом любви. Вот его стихотворение 1939 года:

Любовью дорожить умейте, с годами дорожить вдвойне. Любовь -- не вздохи на скамейке и не прогулки при луне.

Все будет: слякоть и пороша. Ведь вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, а песню нелегко сложить.

На протяжении 1930-х годов изменился эмо- циональный строй важнейшего типа популистской поэзии -- милитаристских стихов об армии, авиа- ции, флоте. Как и во многих других случаях, в этих стихах резко увеличилось число природных образов и пейзажей. Огромное значение для поэзии десятилетия имел мифологизированный образ Ста- лина, который представал во многих стихах и пес- нях не столько как вождь партии, сколько как вер- ховный демиург мироздания, стоящий за каждым свершением советских людей.

3. Историческая поэзия

Идеологический поворот начала и середины 1930-х (собственно, его «первым звонком» и стали нападки на Демьяна Бедного в 1930 году) требовал от жителей СССР гордиться дореволюционной ис- торией России, которую до тех пор изображали в максимально черных красках. Объяснение связи между дореволюционным и советским этапами раз- вития Российской империи на теоретическом уровне изобретали партийные идеологи, но для широкого читателя, зрителя, слушателя важнее было эстетиче- ски пережить новый, цельный образ истории, пред- ставленный в произведениях искусства. Поэзия не была исключением -- напротив, она шла в авангар- де официально санкционированных перемен.

Самым необычным, но и самым последова- тельным из подцензурных поэтов, специализиро- вавшихся на исторической тематике, стал Дмитрий Кедрин (1907-1945). Он был сыном инженера, рабо- тавшего на шахте в Донбассе. Первую книгу стихов выпустил в 1940 году -- по тем временам поздно. В середине 1940-х под руководством Кедрина в Моск- ве работала литературная студия, отличавшаяся редкостным свободомыслием; в ней, в частности, с антитоталитарными стихами беспрепятственно вы- ступал Наум Мандель, впоследствии -- Наум Кор- жавин, известный поэт-диссидент.

В 1945 году тело Кедрина было найдено в под- московном лесу. По официальной версии, он был ограблен уголовниками и выброшен из электрички на полном ходу, но по литературной Москве долго ходили слухи о том, что поэт был убит агентами НКВД.

Стилистически зрелое творчество Кедрина бы- ло «гремучей смесью» ученой исторической стили- зации в духе Валерия Брюсова, поэмы Бориса Пас- тернака «Девятьсот пятый год» (1925-1926) с ее эксплицированным чувством личной причастности рассказчика к всемирной истории и помпезного «имперского стиля» советских 1930-х. Самым зна- менитым его произведением стала трагическая по- эма «Зодчие» (1938) -- о том, как царь Иван Гроз- ный повелел ослепить строителей заказанного им же Храма Василия Блаженного и запретил об этом публично упоминать.

Эта поэма, опубликованная вскоре после написания, явно читалась как аллюзия на развязанный Сталиным Большой террор. Но она была еще не са- мым антитоталитарным сочинением поэта. Совре- менники Кедрина диву давались, слыша, как по со- ветскому радио в 1939 году читали его стихотворе- ние «Песня об Алёне-старице» -- о судьбе монахи- ни, ставшей военачальницей в отряде Степана Рази- на и за это сожженной на костре.

Эту историческую картину, отнесенную Кед- риным к XVII веку, можно было счесть написанной с натуры. Большинству людей не было известно, что допросы и казни во времена Большого террора обычно проводились по ночам, но все те, кто вздра- гивали в темноте от шума машины, остановившейся под окнами, хорошо знали, что советские «дьяки» забирали невинных людей именно в тот час, когда центром замкнутой советской «вселенной». С дру- гой стороны, формально стихотворение было идео- логически безупречным: кто стал бы спорить с осу- ждением палачей царя Алексея Михайловича Ти- шайшего?

Кедрин был первым советским стихотворцем, который представил мировую историю не как про- гресс, основанный на движении от победы к победе и устремленный к коммунизму, а как вереницу по- ражений -- или, в крайнем случае, череду случаев чудесного спасения слабых и беззащитных. В такой версии истории читалась лично пережитая ницше- анская идея «вечного возвращения», противостояв- шая прогрессизму всех остальных подцензурных советских поэтов. Возможно, прийти к этому миро- пониманию Кедрину помогла учеба у Максимилиа- на Волошина, которому он посылал свои первые стихи: Волошин в своих поздних произведениях (поэмы «Россия» и «Путями Каина») изображал и русскую, и всемирную историю как высокие траге- дии.

У Кедрина есть и казенно-патриотические опу- сы, и сочинения, прославляющие Сталина, но они были забыты сразу после гибели поэта, а небольшой корпус исторических стихотворений с доминирую- щими мотивами беззащитности, обреченности и неискоренимости творческого начала в человеке оказался важен для поколения «шестидесятников»: по свидетельству критика Льва Аннинского, в 1960- е «Зодчих» регулярно читали с эстрады.

В 1930-е же гораздо большую известность, чем скромный Кедрин, после первых же публикаций приобрел самый яркий дебютант середины десяти- летия -- Константин Симонов. Для понимания той эстетики, которая начала формироваться в предво- енных стихотворениях Симонова, необходимо крат- ко сказать о его биографии.

Симонов родился в 1915 году. Его матерью бы- ла княжна Александра Оболенская, происходившая от царской династии Рюриковичей. На протяжении многих лет Симонов писал в анкетах, что его отец пропал без вести во время Первой мировой войны. В действительности его отец, Михаил Симонов, был генерал-майором русской армии, во время Граждан- ской войны эмигрировал в ставшую независимой чжурскими частями. В 1940 году он ушел от своей тогдашней жены Евгении Ласкиной к знаменитой актрисе Валентине Серовой, которой посвящал вос- торженные любовные стихи. В небогатом на свет- скую жизнь Советском Союзе роман актрисы и рис- кового, мужественного военного корреспондента, проистекавший у всех на виду, оживленно обсуж- дался в интеллигентских кругах. Уже в 1940-41 го- дах Симонова узнавали на улицах Москвы, как если бы он сам был киноактером.

До середины 1930-х годов у такого человека, как Симонов, было бы мало шансов войти в совет- скую литературу: все потомки дворянских родов (кроме специально отобранных и проверенных, вро- де Алексея Н. Толстого), находились под неусып- ным подозрением большевистской власти. В сере- дине 1930-х для таких, как он, шансов прибавилось: в стране происходил идеологический поворот, о котором уже сказано выше. Стало возможным одоб- рительно отзываться о дореволюционных правите- лях России -- от Александра Невского до Петра I.

«Прогрессивные» цари теперь делили место поло- жительных персонажей с вождями крестьянских бунтов -- Иваном Болотниковым, Степаном Рази- ным, Емельяном Пугачевым.

«Реабилитация» дореволюционной истории по- зволяла советской пропаганде объединить до- и по- слереволюционный периоды развития России в еди- ный сюжет многовековой битвы за становление и развитие империи, которое завершалось славным настоящим -- правлением Сталина, благодаря кото- рому, казалось, коммунизм вот-вот распространится на весь мир.

Этот идеологический поворот стал для Симо- нова определяющим. Поэт с энтузиазмом включился в построение нового облика русской истории, кото- рый позволял совместить «советскую» и «дворян- скую» половины его души. Он получил известность благодаря поэмам «Ледовое побоище» и «Суворов». Финал «Ледового побоища» (1937) провозглашал, что будущая победа над нацистской Германией будет одержана на ее территории и предопределена торжеством Александра Невского, разгромившего Ливонский орден.

Хотя Кедрин высоко оценил исторические сти- хотворения дебютанта, Симонов ориентировался на другие поэтические традиции, чем Кедрин, прежде всего -- Редьярда Киплинга (которого «для души» переводил всю жизнь) и Николая Гумилева. Умение же строить длиннейшие стихотворения-перечни с бесконечными анафорами «когда» и «если», кажет- ся, пришло к Симонову благодаря его литинститут- скому учителю Павлу Антокольскому из француз- ской поэзии XIX века, на которой был воспитан Ан- токольский.

Симонов сформировался как литератор во времена Большого Террора, когда каждый день в Москве арестовывали сотни людей, особенно в институт- ско-писательской среде. Поэт отреагировал на это так же, как и советский кинематограф того време- ни -- созданием произведений, в которых поминут- ное переживание смертельной опасности станови- лось романтически-увлекательным, как в приклю- ченческом романе для подростков. Такие фильмы, как «Дети капитана Гранта» (1936) и такие стихи, как предвоенные сочинения Симонова, позволяли психологически возвысить чувство ежедневного страха. Герои молодого поэта -- мужчины, стре- мящиеся защитить от грозящей опасности не рево- люцию, но любимую женщину и малую родину. Предвоенные стихи Симонова -- имперские и экс- пансионистские, но стремление к экспансии пере- живается в них как готовность защитить все сла- бое и безвестное. На этой полусознательной подме- не построено стихотворение «Родина», написанное в 1940 году и говорящее вновь о грядущей войне. На многие десятилетия оно стало в СССР хрестоматий- ным -- в редакции 1941 года. Но и в первой редак- ции, опубликованной в предвоенном году в журнале «Литературный современник» (№ 5-6. С. 79).

Герой Симонова -- солдат и поэтому -- муж- чина. Симонов вернул герою советской поэзии не просто гендерную принадлежность, но и специфи- чески мужское чувство телесного преодоления фи- зических испытаний. Официально одобренные им- периалистические амбиции оправдывали «ползучее» возвращение в лирику Симонова мужских привя- занностей и интересов -- а значит, и частных, ин- тимных чувств, изгнанных из советской подцензур- ной поэзии, казалось, навсегда: вспомним стихо- творную речь Безыменского, процитированную в начале этой главы.

В годы, наступившие после некоторого ослаб- ления Большого террора, поэты, художники и ре- жиссеры нового поколения попытались чуть-чуть расширить пространство дозволенного цензурой. В кино это сделать не получилось (фильм 1940 года «Закон жизни», где было показано аморальное поведение комсомольских функционеров -- разумеет- ся, замаскировавшихся «врагов народа», -- был запрещен лично Сталиным), а в театре и литерату- ре -- частично удалось. Примеры -- театр Алексея Арбузова, в котором начинал свою театральную карьеру Александр Галич, поэзия Давида Самойло- ва, Бориса Слуцкого, Михаила Кульчицкого, Павла Когана… Изо всех «расширителей» Симонов ока- зался самым успешным. К разрешенным мотивам войны и империи он накрепко привязал и, как ска- зали бы тогда, «протащил» в литературу до поры неразрешенные мотивы мужского одиночества и мужской чувственности.

После войны на протяжении многих десятиле- тий он продолжал ту же стратегию взаимодействия с цензурными и партийными инстанциями: принимал участие во всех погромных кампаниях, клеймил А. Сахарова и А. Солженицына, но параллельно с этим добился публикации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», переиздания юмористиче- ской дилогии И. Ильфа и Е. Петрова, первой по- смертной выставки художника-авангардиста Вла- димира Татлина, умершего в безвестности в 1954 году, публикации русских переводов пьес Артура Миллера и Юджина О"Нила и романа Хэмингуэя «По ком звонит колокол», помогал «пробивать» спектакли театра на Таганке и фильмы кинорежис- сера Алексея Германа-старшего… По своему психо- логически-культурному типу -- просвещенного конформиста, всю жизнь стремившегося к осторож- ным реформам и немного большей проницаемости «железного занавеса», Симонов предвосхитил под- цензурных поэтов-«шестидесятников» -- Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского.

В 1981 году в США вышла книга искусствове- да Владимира Паперного «Культура Два». В ней была предложена концепция развития русской куль- туры в период между октябрьской революцией 1917 года до начала Второй мировой войны, ставшая те- перь почти общепринятой. Согласно Паперному, в 1920-е годы важнейшими мотивами советской архи- тектуры были движение, серийность, нарочито ис- кусственные, механические формы -- этот этап, генетически связанный с эстетикой авангарда, ис- кусствовед назвал «Культура Один». В 1930-е годы в архитектуре и городской скульптуре торжествуют «жизнеподобные» формы, демонстрирующие цвете- ние органических сил, преобладает мифологическая образность, повышенная эмоциональность и эклек- тичные отсылки к архитектуре прошлого, а на место культа движения приходит статуарная застылость и помпезность, хорошо видные на примере павильо- нов ВДНХ в Москве. Этот этап развития культуры Паперный назвал «Культура Два».

В 1990-2000-е годы историки культуры много спорили о том, насколько обобщения, сделанные Паперным, могут быть перенесены на другие виды искусства. Если говорить о поэзии, такое распро- странение возможно только отчасти. Как и в архи- тектуре и в других видах искусства, в поэзии этого времени усиливается культ молодости и физической силы. Возрастает интерес к классическим жанрам -- от оды (Сталину, или рекордам летчиков или стаха- новцев) до пятиактной трагедии в стихах. В попули- стской поэзии предвоенных лет, как и в других ви- дах искусства, усиливается изображение современ- ности как идиллически-застывшего мироздания, «вечного настоящего».

Дальше, однако, начинаются расхождения. Как и в архитектуре, в поэзии меняется роль эмоций, но иначе: не рациональность сменяется эмоционально- стью, а конфликтность -- примиренностью. В по- эзии 1920-х, особенно времен НЭПа, чаще всего эмоции личности или сообщества «красных», про- шедших гражданскую войну, противостояли бес- чувственной жизни нэпманов и других «мещан» («От черного хлеба и верной жены…» Э. Багрицко- го и мн. др.). Напротив, в песнях и стихотворениях 1930-х личные эмоции чаще всего предстают как проявление единой, общенародной, «роевой» жизни.

Несмотря на стремление большевистского ру- ководства к унификации, поэзия оказалась разделе- на на несколько направлений. В других направлени- ях, кроме популистской поэзии, сохранялось пред- ставление об истории как о стреле времени, направ- ленной в будущее, а не только как об источнике стилевых и формальных цитат. В поэзии по сравне- нию с архитектурой было гораздо более заметно поддержание «завета с историей», а следовательно, историзм человеческого «я». Кроме того, в литера- туре и в особенности в поэзии оказались очень ост- ро и конфликтно переплетены конформизм и стрем- ление немного расширить рамки дозволенного, не меняя общих «правил игры».

Все эти принципы способствовали поддержа- нию идеологической лояльности советских поэтов в первые годы Великой Отечественной войны, когда многие аксиомы предвоенной пропаганды были по- ставлены под сомнение.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение литературы русского зарубежья. Поэтика воспоминаний в прозе Г. Газданова. Анализ его художественного мира. Онейросфера в рассказах писателя 1930-х годов. Исследование специфики сочетания в творчестве писателя буддистских и христианских мотивов.

    дипломная работа , добавлен 22.09.2014

    Вечные темы, мотивы искусства. Многонациональная советская поэзия 50-х – 80-х годов. Поэтическое открытие современности. Состояние духовного обновления и подъёма. Споры о научной революции и литературе. Проблемы, пути развития поэзии. Элегические стихи.

    реферат , добавлен 07.10.2008

    Панорама литературы в период военных лет, ознакомление с наиболее яркими творческими дарованиями в литературе периода, понятием пафоса произведений о войне. Анализ главных тем, мотивов, конфликтов, образов, чувств, эмоций в произведениях 1941-1945 годов.

    конспект урока , добавлен 23.05.2010

    Английская литература 1900-1914 годов. Художественная версия концепции "нового империализма" в неоромантизме Р.Л. Стивенсона. Повесть "Дом на дюнах". "Остров сокровищ" и поздние романы Р.Л. Стивенсона. Отзывы современников и потомков о Стивенсоне.

    реферат , добавлен 21.10.2008

    Серебряный век как образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века и данное по аналогии с "Золотым веком" (первая треть XIX века). Главные течения поэзии данного периода: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

    презентация , добавлен 05.12.2013

    Расцвет белорусской поэзии и прозы. Формирование независимой литературной традиции. Творчество начинателей советского направления. Основные социально-культурные и идеологические направления. Причины и условия формирования "социалистического реализма".

    реферат , добавлен 01.12.2013

    Литература периода Великой Отечественной войны, условия ее развития. Основные принципы военной прозы. Положение литературы в послевоенное время. Поэзия как ведущий жанр литературы. Эпические приемы создания образа. Сюжетно-повествовательная поэма.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Значение поэзии Серебряного века для культуры России. Обновление разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления ценностей. Характеристика литературных течений в российской поэзии начала ХХ века: символизма, акмеизма, футуризма.

    презентация , добавлен 09.11.2013

    Творческое становление А. Ахматовой в мире поэзии. Изучение её творчества в области любовной лирики. Обзор источников вдохновения для поэтессы. Верность теме любви в творчестве Ахматовой 20-30 годов. Анализ высказываний литературных критиков о её лирике.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    О своеобразии русской литературной критики. Литературно-критическая деятельность революционеров-демократов. Спад общественного движения 60-х годов. Споры между "Современником" и "Русским словом". Общественный подъем 70-х годов. Писарев. Тургенев. Чернышев

В 30-е гг. основным методом советского искусства был провозглашен социалистический реализм. Основные его черты определил М. Горький на Первом съезде советских писателей. В это же время были сделаны попытки по созданию теории и истории происхождения нового метода. Его исходные принципы обнаружили еще в дореволюционной литературе, в романе Горького «Мать». В работах теоретиков соцреалистический художественный метод характеризовался следующими особенностями: новая тематика (прежде всего революция и ее достижения), новый тип героя (человек труда, наделенный чувством исторического оптимизма), раскрытие конфликтов в свете революционного развития действительности. Принципами нового метода изображения были объявлены идейность, партийность и народность. Последняя подразумевала доступность произведения широким читательским массам. Идеологизированный характер нового метода выразился уже в самом его определении, поскольку в нем художественной категории предшествует политический термин.

В 30-е годы широкое распространение получил «производственный роман», основной темой которого было изображение достижений соцреалистического строительства. Поощрялись произведения, показывающие массовый трудовой энтузиазм. Они имели и соответствующие выразительные названия: «Цемент», «Энергия» (Ф. Гладков), «Бруски»(Ф. Панферов), «Соть»(Л. Леонов), «Гидроценраль»(М. Шагинян), «Поднятая целина», «Время, вперед!»(В. Катаев), «Большой конвейр», «Танкер «Дербент»(Ю. Крымов) и др. Герои «производственных» романов – ударники труда, совершающие трудовой героический подвиг.

Писателей вовлекали в написание коллективных трудов, наподобие «Истории Гражданской войны», «Истории фабрик и заводов». В 30-е гг. был создана коллективная книга о строительстве Беломорского канала. В ней писалось о так называемой «перековке», рождении в условиях коллективного труда нового человека.

Переделка человека – и морально-политическая, и даже физиологическая – одна из главных тем советской литературы конца 20- 30-х гг. Поэтому значительное место в ней занял «роман воспитания». Его главной темой стало изображение духовной перестройки человека в условиях социалистической действительности. Наш воспитатель – наша действительность», - писал М. Горький. Среди наиболее известных «романов воспитания – «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Люди из захолустья» А. Малышкина, «Педагогическая поэма» А. Макаренко. В «Педагогической поэме» показано трудовое перевоспитание беспризорников, которые впервые ощутили свою ответственность в коллективе, в отстаивании общих интересов. Это произведение о том, как под влиянием социалистической действительности ожили и расцвели даже исковерканные души. А. С. Макаренко (1888-1939) – педагог-новатор, создатель детских колоний имени М. Горького и Ф. Джержинского писатель. Литература и педагогика неразделимы в его деятельности. Неслучайно, что свое лучшее произведение, героями которого являются те, чьи характеры он создавал непосредственно в жизни, Макаренко назвал «Педагогической поэмой». В 20-28 гг. Макаренко был заведующим полтавской колонии для правонарушителей. Ей было присвоено имя М. Горького, ставшего ее шефом. «Педагогическая поэма» и есть произведение, в котором показан весь путь этой колонии от начала ее существования до того дня, когда 50 колонистов-горьковцев, воспитанных в духе коммунистических идей, стали ядром новой трудовой коммуны имени Ф. Дзержинского в Харькове. Об этой коммуне рассказано в повести «Флаги на башнях», последнем и своего рода итоговом произведении Макаренко. В отличии от «Пед. поэмы», где описан процесс мучительных исканий молодого педагога и трудное формирование нового воспитательного коллектива, в повести показан блестящий результат долголетних усилий, совершенная пед. техника, мощный монолитный коллектив с устойчивыми традициями, не имеющий внутри себя антогонистических сил. Ведущая тема «Флагов…» - познание личностью счастья полного слияния с коллективом. Особенно ярко эта тема проявляется в истории Игоря Чернявина, который попадая в коммуну, постепенно из самолюбивого индивидуалиста, живущего по принципу, как мне хочется, превращается в дисциплинированного члена трудового, производственного коллектива, приходя к выводу о том, что этот коллектив превосходит его во всех отношениях. Повесть «Флааги…» - образцовое, оптимистическое по своему пафосу произведение воспитательной соцреалистической литературы.

Пед. система Макаренко, нашедшая в его художественных произведениях выражение, явилась наиболее ярким воплощением всей пед. модели советского тоталитарного общества, основанного на унификации и политизации человека, его включении в систему как «винтика» гос. машины.

В романе Н. Островского «Как закалялась сталь», составляющем еще одно яркое, образцовое произведение советского дидактического жанра, воссоздан образ молодого коммуниста, беззаветно отдающего свои силы и жизнь во имя счастья людей, делу революции. Павел Корчагин – образец «положительного героя» «новой литературы». Этот герой общественные интересы ставит выше личных. Ни разу он не дает личному восторжествовать над общественным, совершая только то, что требуется партии и народу. В его душе не существует противоречия между «хочу» и «должен». Это герой, научившийся подавлять свои страсти и слабости настолько, что ряд эпизодов из романа были введены в советский учебник психологии как образец «волевого действия». Сознание партийной необходимости, его личное, даже сокровенное. Корчагин считает своей святой обязанностью выполнять любое задание партии, о которой говорит: «Моя партия». Для него не существует родства более близкого и более крепкого, нежели родная партия. По идейным принципам порывает Корчагин с Тоней Тумановой, чуждой этим принципам, говоря ей, что будет принадлежать партии, а потом близким. Павел Корчагин – фанатик, ради осуществления революционной идеи готовый пожертвовать, как собой, так и другими. На героической романтике романа Островского выросло не одно поколение советских людей, видевших в нем учебник жизни.

Культ положительного героя, патриота был неотделим от культа Вождя. Образы Ленина и Сталина, а вместе с ними и вождей пониже рангом, в многочисленных экземплярах воспроизводились в прозе, поэзии, драматургии, музыке, в кино, в изобразительном искусстве. К созданию советской ленинианы в той или иной степени были причастны почти все видные писатели. При такой идеологической заостренности литературы из нее почти исчезла психологическое и лирическое начало. Поэзия вслед за Маяковским, отвергавшим психологизм в искусстве, стала глашатаем политических идей.

Литература соцреализма носила «нормативный», установочный характер.

В центре внимания авторов были энтузиасты, передовики социалистического строительства. Конфликты, как правило, были связаны со столкновением людей пассивных и энергичных, равнодушных и увлеченных. Внутренние противоречия чаще всего касались преодоления привязанности к старой жизни. Принято было изображать чувство ненависти положительных героев к пережиткам старого мира, мешавшим построению нового общества. В борьбе за идеалы не могли быть препятствием ни родственные отношения, ни любовь. Представители старой интеллигенции допускались в произведения в роли положительных героев лишь при условии принятия революционной идеи. Такой путь преодоления личных противоречий, привязанности к старой жизни совершили персонажи книг о гражданской войне («Хождение по мукам» А. Толстого), о строительстве новой жизни («Дорога на океан» Л. Леонова). В произведениях, написанных по социальному заказу, определялось, какие чувства и идеи должны или не должны были разделять герои, о чем им положено думать. Сомнения героев, рефлексия считались дурным показателем, подчеркивали их слабость, безволие. Не случайно так трудно принимали «Тихий Дон» М. Шолохова, где главный герой в финале так и не приобретает чувство революционного сознания. Требованиям метода соцреализма, задачам воспитания и укоренения новой идеологии были подчинены произведения для детей, сатира и даже историческая проза. В романах А. Толстого, В. Шишкова В. Яна утверждалась концепция сильной государственной власти, оправдывалась жестокость во имя государственных интересов. Сатирикам можно было критиковать мещан и бюрократов, отдельных чиновников и пережитки прошлого, но требовалось негативные моменты уравновешивать положительными примерами.