Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Рождество богородичный женский монастырь. Рождественский монастырь

Рождество богородичный женский монастырь. Рождественский монастырь

Дата публикации или обновления 19.04.2017

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь.

Адрес Богородице-Рождественского женского монастыря: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 20 (м. «Кузнецкий мост», «Цветной бульвар», «Чистые пруды», «Трубная», далее пешком).
Телефон Богородице-Рождественского женского монастыря: (495) 621–39–86.
Сайт Богородице-Рождественского женского монастыря: mbrsm.ru

Со времени Крещения Руси русский народ с особым благоговением и любовью почитал Царицу Небесную и посвящал храмы и святые обители праздникам, связанным с главными событиями Ее земной жизни. В них на протяжении всего года за Божественной литургией звучал праздничный тропарь, возвещавший молящимся о глубинной сущности праздника.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1501-1505 гг.).

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы всегда был любим на Руси за ту тихую, светлую и проникновенную радость, которая рождается в сердце православного христианина при воспоминании о нем, поэтому Богородице-Рождественские храмы появились на Руси еще в домонгольский период. В этих храмах на протяжении всего года за каждой Литургией слышны исполненные радости слова праздничного тропаря: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней».

Одним из первых монастырей, воздвигнутых в честь победы русского народа на Куликовом поле и посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы , стал Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве . Он был основан в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью героя Куликовской битвы – князя Владимира Андреевича Храброго. Первыми насельницами основанной княгиней Марией обители стали вдовы, матери и сироты воинов, на поле Куликовом «за веру и отечество живот свой положивших». А погибших было много: по свидетельству летописца, лишь третья часть русского войска вернулась с поля битвы. Потому и скорбь была великая по всей Русской земле: «Запели птицы жалобные песни, все заплакали – княгини, и боярыни, и воеводские жены об убитых».


Церковь Иоанна Златоуста (1676-1677 гг.).

Свеча веры, любви и надежды, подвига, терпения и смирения, от пламени которой была затеплена лампада обители, возжжена была в Москве от праведной и благочестивой жизни первого Московского князя – святого Даниила Московского (ум. 1303 г.), основателя Данилова монастыря , Небесного хозяина и покровителя стольного града Святой Руси. Его жизнь была одним из звеньев в золотой цепи святого служения Богу, народу Божию и отечеству, которая соединила несколько поколений русских князей в самые тяжелые десятилетия ордынского ига.

Святой благоверный князь Георгий Всеволодович вел русские дружины на берега Сити на битву против несметных полчищ Батыя за веру православную и родную землю. С ним вместе шел со своим отрядом его племянник святой благоверный князь Василько, порученный попечению дяди святым князем Константином Всеволодовичем на смертном одре. Георгий пал смертью воина в неравной битве, а Василько, уцелевший в кровавой сече, был жестоко изрублен татарскими воинами за отказ служить Батыю, который покорил полмира, но не сломил мужественного сопротивления князей-героев.


Церковь Иконы Божией Матери Казанская (1904-1906 гг.).

Князь Ярослав Всеволодович, ставший великим князем после гибели великого князя Георгия (ум. 1238 г.), принял на свои плечи тяжелый груз ответственности за разгромленную, униженную и ограбленную Русь. Мужественный и деятельный, он принялся за восстановление порушенного, преодолевая страх и уныние, царившие в душах уцелевших после Батыева нашествия соотечественников. По его приказу погребали останки убитых, расчищали пожарища, распахивали поросшие уже бурьяном поля, строили новые храмы, новые дома, возводили новые укрепления. По его слову собирались дружины, чтобы оборонять западные рубежи от шведов, надеявшихся на легкую добычу. Девятилетним отроком впервые участвовал в таком походе его старший сын Александр – будущий святой Александр Невский .

Всего сорок три года прожил святой Александр (1220–1263 гг.) на земле, но память о его свершениях живет в веках, золотыми буквами вписана она в историю русской святости. Он сохранил Русь от окончательного разгрома ордынскими ханами и положил предел хищным устремлениям шведов и немецких рыцарей, по благословению папы Римского крестовым походом устремившихся на прибалтийские владения Новгорода и Пскова . Чтобы оставить по себе память в веках, уже довольно было бы и этого. Но подвиг святого Александра был неизмеримо выше – это был подвиг самоотверженного, до последней капли крови, до последнего дыхания, служения Богу, а в Боге – своему страдающему отечеству. Его девиз: «Не в силе Бог, а в правде» – на все века стал знаменем русского народа в тяжкие годины испытаний огнем и мечом.


Колокольня с церковью Евгения, епископа Херсонесского (1835-1836 гг.).



От сына святого Александра Невского – святого князя Даниила Московского златая цепь протянулась к святому благоверному князю Иоанну Даниловичу, за милосердие и необыкновенное нищелюбие названному Калитой. Он начал великое дело собирания русских земель вокруг Москвы. Духовное чадо святителя Московского Петра, Иоанн Данилович Калита все дела свои освящал молитвой и благословением святителя. Благословение святителя краеугольным камнем легло в становление Москвы как столицы Государства Российского, собравшей под свой державный скипетр разрозненные русские княжества для решительной битвы с поработителями.

О княгине Марии Серпуховской, основательнице Богородице-Рождественского женского монастыря, матери князя Владимира Андреевича Храброго, сведений сохранилось немного. В «Кратком историческом очерке Московского Рождественского девичьего монастыря», составленном И.Ф. Токмаковым и изданном в 1881 году, сказано, что «эта обитель построена княгинею Мариею во время Богом дарованной победы над Мамаем и всею татарскою ордою в день Рождества Пречистыя Богородицы». Эти сведения подтверждаются Русской летописью (Никонов список), где указано, что обитель основана в 1386 году, супругой князя Андрея Иоанновича, сына Калиты, княгинею Марией, матерью знаменитого героя Донского князя Владимира Андреевича Храброго.


Святые ворота.

Сама княгиня Мария овдовела задолго до Куликовской битвы. Князь Андрей Иоаннович Боровско-Серпуховской скончался от моровой язвы (чумы), не дожив до рождения второго сына, Владимира, сорока дней. Вскоре после смерти князя Андрея княгиня похоронила старшего сына, Иоанна. Всю свою оставшуюся жизнь она прожила тихо и незаметно. Несмотря на высокое положение и близость к великокняжескому роду, имя ее не было окружено громкой суетной славой. Как и все праведники, славы она избегала и всю себя посвятила сыну, воспитывая его в добрых нравах и благочестии.

Исполнив свой материнский долг, она стала, по воле Божией, наставницей и матерью для многих осиротевших после Куликовской битвы матерей и сестер, переступивших порог основанной ею обители.

Место основания монастыря княгиня выбрала на самом краю Кучкова поля, на крутом холме, который в те времена был берегом реки Неглинной. В летописях и исторических трудах в разные годы Богородице-Рождественский монастырь именовался по-разному: Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что за Пушечным двором; Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что на Москве, за Неглинною, у Трубы; Рождественский девичь, что на Москве, на Рождественской улице; Рождественский девичь, что на Трубе; Рождественский Московский; Рождественский на Рву; Богородицкий на Трубе.

Вероятно, названия «ров» и «труба» (пролом в стене Белого города, проходившей некогда по нынешнему Рождественскому бульвару и Трубной площади) поспособствовали возникновению версии о первоначальном нахождении обители в Кремле. В кремлевских стенах действительно была в то время церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Рву. Однако более достоверны сведения о том, что княгиня Мария с самого начала избрала именно это место на берегу реки Неглинной.

Первый женский монастырь под началом игумении по примеру греческих монастырей был основан митрополитом Алексием по просьбе его родных сестер – преподобных Иулиании и Евпраксии и назван Зачатьевским монастырем . Богородице-Рождественская обитель была также устроена по образцу византийских монастырей.

В 1503 году устройство обителей с игуменией во главе было окончательно узаконено на Московском Соборе, а в 1528 году это постановление было подтверждено на частном Соборе архиепископом Новгородским Макарием (будущим митрополитом Московским), где положено было «отвести игуменов в мужские монастыри (из женских), а черницам дать игумений благочестия ради»6.

Первой постройкой обители был возведенный в 1389 году собор Рождества Пресвятой Богородицы. Возводя храм и обитель, княгиня Мария подала благой пример своей родственнице, великой княгине Евдокии – преподобной Евфросинии Московской , основательнице Вознесенской обители в Кремле.

Доктор исторических наук профессор А.Б. Мазуров считает, что княгиня Мария изначально поставила в своей обители каменные собор и келлии. Людям нынешнего времени не всегда понятно, почему летописцы Древней Руси говорили о каменном строительстве как о некоем чуде. В XIV–XV веках каменное строительство было событием чрезвычайным, выдающимся, и не каждый князь мог позволить себе подобную постройку – дело требовало больших затрат и немалого мастерства искусных зодчих. Известно, что князь Владимир Андреевич возвел на свои средства всего один каменный храм – в Серпухове .

Мать героя, желая увековечить память о великой битве и ее участниках, отдавших жизнь за веру и отечество, не пожалела средств на устроение обители и на нужды живущих в ней. Многие обитательницы монастыря происходили из именитых родов и в мирской жизни имели достаток. Во всех отношениях монастырь можно было назвать «княжьим».

Следуя примеру благочестивой родственницы, святая княгиня Евдокия по смерти своего супруга, святого князя Димитрия Донского, также возвела каменный храм и каменные же строения в своем Вознесенском монастыре, истратив на постройки завещанное мужем серебро и имущество.

Жизнь княгини Марии Серпуховской, озаренная светом истинной любви и молитвы, была непрерывным восхождением к Отечеству Небесному. Приняв великую схиму с именем Марфа, княгиня Мария преставилась 2 декабря 1389 года и «положена бысть в церкве Рождества Пресвятой Богородицы, в честном ея монастыре на Рву, его же сама созда имением своим еще сущу при своем животе»8.

По кончине княгини ее невестка, Елена Ольгердовна, приняла на себя заботы об обители. Оплакав смерть своего супруга Владимира Андреевича Храброго (ум. 1410 г.) и семерых сыновей, она оставила мир, постригшись в монашество с именем Евпраксии. Богом ей было даровано долголетие: пережив многих участников битвы на поле Куликовом, она оставалась для нескольких поколений свидетельницей великих событий в жизни близких ей праведников.

В 1452 году, умирая, монахиня Евпраксия оставила завещание, в котором упомянула и о монастыре: «А благословляю своя снохи и своего внука князя Василия Ярославича монастырем Рождества Святой Богородицы; а дала есьми тому монастырю, где ми самой лечи, село с деревнями»9. Княгиня завещала обители села: Медыкино, Дьяковское, Глебково, Косино с озерами и мельницу в устье Яузы. Она не дожила десяти лет до времени княжения правнука Димитрия Донского – Иоанна III , первого русского Государя.

Можно предположить, что государь все же не забыл о том, что его державный отец чтил «княжий» монастырь, пожаловав его царской грамотой. Даже властная рука Петра подчас не могла не остановиться там, где действовала благодать и сила Божия, которая «совершается в немощи» и заключает в себе всеобъемлющую Божественную любовь. Тому имелось, например, такое историческое свидетельство. Еще в начале своего царствования Петр приехал в Смоленск для казни стрельцов. Когда казнимые были уже подведены к плахе, неожиданно из толпы народа к ногам раздраженного государя с громким воплем о помиловании бросилась игумения Смоленского девичьего монастыря Марфа. Это неожиданное зрелище так поразило царя, что он подал знак остановить казнь, и вскоре милость восторжествовала над гневом. Петр почувствовал сладость прощения и в благодарность Марфе приказал, чтоб она требовала от него, чего пожелает, что он готов все исполнить.

Благочестивая старица попросила построить в обители каменную церковь вместо деревянной, и просьба ее была исполнен.

Вывезенные из Москвы монастырские сокровища хранились в Вологодском Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре до конца 1812 года. Другим местом их хранения стал Юрьев-Польский . Но многие ценные вещи из-за спешки и недостатка подвод остались на месте». Архиепископу Московскому Августину было поручено вывезти во Владимир главные московские святыни – Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери.

Игумения Богородице-Рождественского монастыря Эсфирь с сестрами успела спрятать церковную утварь и многие ценности в тайники: предположительно – в трапезной Богородице-Рождественского собора или в усыпальнице князей Лобановых-Ростовских, или в кладовой под колокольней . Другие ценности – хотя, из-за недостатка и дороговизны подвод, далеко не все, – удалось заблаговременно вывезти из монастыря.

Но снимать драгоценные ризы с икон матушка не благословила.

Большинство сестер во главе с игуменией вместе с другими жителями первопрестольной покинули столицу. По благословению матушки в обители остались казначея монастыря и несколько сестер. Они должны были, насколько это представлялось возможным, сохранить достояние «княжьего» монастыря. Не надеясь на свои слабые силы, но во всем полагаясь на Господа, сестры прибегли в молитве к заступнику обители – святителю Николаю Чудотворцу. Чудотворный образ святителя Николая находился в Свято-Никольском приделе храма святителя Иоанна Златоуста. Чтобы защитить монастырь от грабежа, пожара и осквернения, монахини каждый день благоговейно брали чудотворную икону святителя Николая и с пением акафиста обходили монастырь. 2 сентября несколько монахинь Рождественского монастыря, забравшись на крышу, увидели приближающееся несметное войско. «Батюшки! – закричали они, – солдаты, да словно не наши!».

Наполеон долго ждал на Поклонной горе депутацию с ключами от города, как то было в других городах Европы.

Но никто так и не вышел из безмолвной столицы. Приближенные отвечали Бонапарту, что никого не могли найти.

Вход в Москву, оставленную жителями, не предвещал ничего доброго. «Подъезжая к Кремлю, Наполеон сказал: "Какие страшные стены"». Все, кто сопровождал французского императора в этот день и впоследствии и оставил воспоминания, отмечают, что Наполеон «был мрачен и подавлен».

Пожары начались в первые часы после вступления в город неприятеля, 1 сентября, и продолжались до 9 сентября, до тех пор, пока проливные дожди не загасили пламя. По милости Божией монастырь Рождества Пресвятой Богородицы от огненной стихии не пострадал. Около монастырской стены, выходящей на Рождественский бульвар, французы расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах.

Наполеон сообщал покоренной Европе о том, что Москву сжег Ростопчин и москвичи. Некоторые из покинувших город москвичей действительно поджигали свои дома еще до входа в Москву неприятеля. По приказу главнокомандующего были уничтожены московские склады с боеприпасами, но к московскому пожару и к сожжению всего города Ростопчин и оставшиеся в городе жители не имели никакого отношения, о чем определенно заявил сам Ростопчин в 1823 году в своей брошюре «Правда о пожаре Москвы». Мог ли человек, любивший родной город, его сжечь, даже и «чужими руками»?

В книге «Святая дорога» приведено свидетельство очевидца – запись из дневника Ц. Ложье: «Солдаты всех европейских наций бросились взапуски в дома и церкви, уже почти окруженные огнем, и выходили оттуда, нагрузившись серебром, узлами, одеждой и пр. Они падали друг на друга, толкались и вырывали друг у друга из рук только что захваченную добычу; и только сильный оставался правым после кровопролитной подчас схватки».

Таковы были свидетельства самих участвовавших в захвате Москвы французских офицеров.

В начале XX столетия в стенах обители, в ее многочисленных скитах и подворьях подвизалось свыше шестисот насельниц (перед закрытием монастыря в нем пребывало по одним сведениям – 625, по другим – около 700 сестер или даже более того, с учетом обитательниц монастырских скитов и подворий), монастырь владел 33 гектарами земли.

Стены обители становились тесными для живущих в них и для приходивших на богомолье окрестных жителей и паломников. В связи с этим в архитектурном ансамбле монастыря произошли существенные изменения. Нужно было быть опытным зодчим, чтобы не нарушить архитектурный ансамбль, возводя в древней обители новые постройки. Благодаря трудам талантливых архитекторов, а также прекрасному вкусу и ощущению исторической связи между эпохами, присущим игумениям, управлявшим обителью в то время, новые строения не только удачно вписались в облик древней обители, но и послужили к большей славе и украшению монастыря.

На протяжении многих веков параллельно северной и южной стенам монастыря располагались в несколько рядов одноэтажные строения сестринских келлий. В XIX и начале XX столетия эти здания были снесены. Из одноэтажных строений на территории обители остались келлии, расположенные вдоль восточной монастырской стены (ныне – строение 8 дома № 20 по ул. Рождественке), рядом с которыми возвышается огромный четырехсотлетний дуб.

В начале XX столетия на месте снесенных зданий началось грандиозное строительство величественного трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери .

Первоначальный проект Казанского храма был предложен Ф.О. Шехтелем, но он был сочтен слишком дорогостоящим. Настоятельница обители матушка Ювеналия (Ловенецкая) остановила свой выбор на проекте архитектора П.А. Виноградова.

6 июля 1904 года священномучеником Владимиром (Богоявленским), бывшим в то время митрополитом Московским, было совершено освящение закладного камня. Строительство трапезного храма велось на средства М.В. Лапшиной. Благотворительница приняла монашеский постриг с именем Серафимы, о чем гласит надпись в храме, на северной стене у клироса.

Храм, увенчанный куполами и крестами, издали радует взгляд, возвышаясь над северной стеной обители, над зеленью бульваров старой Москвы. Построенный в русско-византийском архитектурном стиле, храм напоминает о многовековой истории обители и отражает стремление к возвращению к святорусскому идеалу и одновременно свидетельствует о том времени, когда он был возведен.

8 сентября 1905 года митрополитом Владимиром были освящены кресты на куполах Казанского храма и малым чином – сам храм, в котором в этот день престольного праздника была совершена первая Божественная литургия.

Через год, 30 августа 1906 года, будущий первомученик из лика новомучеников и исповедников Российских совершил великое освящение храма. Трапезный храм был великолепен как внутри, так и снаружи. Внешнее великолепие храма Казанской иконы Божией Матери отразило высокий духовный настрой лучшей части московского общества, перед лицом грядущих испытаний исповедавшей свою верность Христу.

В 1989 году древний храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви. В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 8/21 сентября 1991 года, возрождающийся храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Вскоре после этого в Москву из Успенского Пюхтицкого монастыря , не закрывавшегося в советское время и сохранившего монашеские традиции дореволюционной России, приехали несколько сестер. Им предстояло в скором будущем стать первыми насельницами первой женской обители, открывшейся в столице после семи десятилетий господства в стране богоборцев. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, было принято постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении монашеской жизни в древней московской обители.

В самом начале новой истории обители сестрам приходилось преодолевать множество самых разных препятствий. Трудности возникали в отношениях с жильцами и незаконными арендаторами. Многие из тех, кто занимал монастырские помещения, не могли – а некоторые, возможно, и не хотели – понять не только того, что они находятся в стенах святой обители, но даже и того, что архитектурный ансамбль монастыря является выдающимся памятником русской истории. Восстановление в течение нескольких десятилетий разрушавшихся храмов и монастырских построек потребовало много сил, времени и больших затрат.

Возрождение молитвенно-богослужебной и духовной жизни обители требовало ещё больших усилий. Возродить монашеское делание в стенах обители сложнее, чем преодолеть хозяйственные трудности, но последнее не имеет смысла без первого. Светильник, не излучающий света, будет лишь внешне похож на светильник. Обитель, в которой насельницы живут без духовного делания – молитвенной жизни, трезвения – сердцевины этого делания и созидающего аскетического труда, – так и останется архитектурным ансамблем, но не будет истинно монашеской обителью.

Больших трудов требовало и сейчас требует реставрация архитектурного ансамбля. Нужно было остановить процесс разрушения каменной кладки засыпанных землей стен и оснований храмов и строений обители; заново погребать в усыпальнице разбросанные по всей территории останки тех, кто некогда покоился на монастырском кладбище, разоренном и оскверненном богоборцами; вывозить сотни тонн мусора из Казанского храма и других строений; очищать территорию от всего чужеродного и привнесенного в монастырскую ограду по злобе или неведению.

Надеясь на помощь Божию и заступничество Пресвятой Богородицы, назначенная Первосвятителем настоятельницей обители в 1993 году и возведенная им в сан игумении в 1998 году, игумения Викторина (Перминова) и насельницы монастыря взялись за многотрудное дело восстановления обители. Свои послушания монахини и послушницы несут в храме, на клиросе, в просфорне, пошивочной, трапезной, свечной и на монастырском подворье.

19 июля 1993 года Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь был возобновлен Синодом Русской Православной Церкви. С начала возобновления Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря деятельное участие в его возрождении принимал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Не оставляет свою ставропигиальную обитель отеческой заботой и нынешний Первосвятитель – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , ежегодно посещая монастырь, совершая в стенах его храмов богослужения, поддерживая насельниц обители советом, первосвятительским благословением и напутствием, добрым словом назидания и утешения.

Которым он дал имя.

Монастырь
Рождественский монастырь

Ансамбль Рождественского монастыря
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. №№: (ЕГРОКН)
55°45′57″ с. ш. 37°37′27″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Местоположение Москва , ул. Рождественка
20/8, стр. 3, 7, 8, 9, 14, 15, 16
Епархия Московская городская епархия
Тип женский
Дата основания XIV век
Статус Охраняется государством
Рождественский монастырь на Викискладе

Допетровское время

Монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго - княгиней Марией Констаниновной, которая постриглась здесь в монахини перед смертью в 1389 году под именем Марфы. Первое время находился на территории Московского кремля и носил имя монастырь Рождества Богородицы на Рву . Существует также версия, что монастырь с момента основания располагался на берегу реки Неглинной , у Кучкова поля , во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского .

Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны - жены Ивана Грозного . По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел .

В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских : к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница .

В 1676-1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На её же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями .

Монастырь в XIX-XX вв.

В 1835-1836 годах над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского (проект Н. И. Козловского , церковь устроена на средства С. И. Штерич).

В начале XX века были построены трехэтажные здания келий, в которых размещались классы церковно-приходской школы. В 1903-1904 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова была проведена реконструкция церкви Иоанна Златоуста и возведена трапезная монастыря. В 1904-1906 годах Виноградовым построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой. При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.

На территории Богородице-Рождественского монастыря 1 июня 1920 года был открыт Рождественский концлагерь. Параллельно с концлагерем (как отдельное его подразделение) в том же монастыре находилось Рождественское казарменное общежитие принудительных работ, также открытое не позже июня 1920 года. Оно было подведомственно Московскому управлению принудительных работ. Через полтора года после открытия, 19 декабря 1921 года, было принято решение о «ликвидации» лагеря. Заключенные лагеря и общежития были переведены в Покровский лагерь. Количество заключенных в лагере составляло порядка 200–300 человек.

Здесь же находилась центральная больница-амбулатория для лагерей, открытая в 1920 году, которую тюремная инспекция называет «центральной амбулаторией по всем специальностям (глазным, ушным, зубоврачебным, хирургическим и венерическим)». Первым главой больницы был назначен хирург Борис Маркович Жирмунский, талантливый врач, в скором будущем эмигрировавший во Францию, где он стал одним из основателей парижской больницы «Мирабо».

В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра) , часть икон первоначально переместили в храм Николы в Звонарях, а позже - в церковь Знамения в Переяславской слободе.

Донесение Патриарху Тихону настоятельницы Московского Рождественского монастыря игумении Магдалины от 2 августа 1923 года сообщалось, что в апреле 1922 года при игумении Октавии левую часть монастыря взял в аренду Комитет Всероссийской помощи воинам - западный и левый трапезный корпус, сестёр «уплотнили до невозможности» - и стали брать с них арендную плату за помещение. Правая сторона монастыря уже занята 3 года - там сначала был лагерь [вероятно, концентрационный], затем милиция, курсанты. К 1 мая 1923 года «Всерокомпом» подал в народный суд прошение о выселении монахинь. Их четыре раза вызывали в суд, где истцу предлагали выделить монастырю помещение, но он настоял на безусловном выселении, и 90 человек, вместе с игуменией были выселены - остались лишь 30 монахинь, работающих в мастерской Комитета, 10 престарелых и 3 - от Главмузея для охраны церкви. Златоустовский храм взят под клуб, трапезная Казанская церковь разорена под столовую того же комитета (еще пустует), служба только в летнем соборе. Ключи от церкви св. мученика Евгения (под колокольней) - в Главмузее .

В монастыре размещались конторские, научные и учебные заведения. В кельях были устроены коммунальные квартиры. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители - княгини Марии Андреевны было уничтожено, часть стен снесена. В 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. После реставрации в Рождественском соборе хранился архив одного из научно-исследовательских институтов .

Современность

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен церкви в 1992 году, богослужения в нем возобновились 14 мая 1992 года . Обители предоставлена ставропигия .

Монастырь был возрожден 16 июля 1993 года , в нем ведутся реставрационные работы. При монастыре существует воскресная школа для детей 4-17 лет. В

Богородице-Рождественский женский монастырь - один из древнейших женских монастырей Москвы. Расположен на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара, которым он дал имя. Адрес: ул. Рождественка, 20.

Это один из моих нелюбимых монастырей. Во-первых, здесь почти нечего фотографировать - снаружи он виден только с двух сторон, а на территории его пройти никуда нельзя - везде заборы. И во-вторых, он имеет довольно скучную историю, и рассказать о нем особо нечего. Но надо осветить все монастыри столицы, а осталось всего несколько.

Рождественский монастырь в Москве основала в 1380-х годах княгиня Мария Кейстутьевна, жена князя Андрея Серпуховского и мать князя Владимира Храброго - героя Куликовской битвы. Сама она приняла постриг в этом монастыре перед смертью в 1389 году. По крайней мере - эта версия широко распространена среди историков.

А вот с местом основания обители до сих пор не все понятно. Считается, что вначале монастырь располагался на территории Кремля и назывался ″что на Рву″. Если придерживаться этого предположения, то в Кремле монастырь существовал до 1484 года, а во время кардинальной перестройки Кремля, затеянной Иваном III, обитель была перенесена к Трубной площади, где она находится и в наше время.

Но это предположение считается маловероятным. Скорее всего, монастырь с самого начала находился на своем нынешнем месте - на левом берегу реки Неглинной. Эта местность была собственностью серпуховского князя Владимира Андреевича, рядом находился его загородный дом, в котором жила княгиня Мария Алексеевна.

По преданию, дошедшему до нас, в Рождественском соборе покоились останки невесток Дмитрия Донского: Марии и Елены - это говорит о том, что обитель существовала задолго до 1484 года.

Кроме княгини Марии в Рождественском монастыре приняла постриг и жена князя Владимира - Елена Ольгердовна, которая помогала в обустройстве обители. Обе основательницы обители после своей смерти были похоронены на территории монастыря.

Первыми монахинями этого монастыря стали вдовы воинов, павших в Куликовской битве, в стенах монастыря получили приют все, кого эта битва оставила без кормильцев. Существует легенда, что в память о победе в Куликовском сражении монастырские кресты были поставлены поверх полумесяцев.

Рождественский монастырь стал третьей женской обителью в Москве, в которой был введен строгий общежительный устав, и которая была целиком независима от игуменов мужских монастырей.

Монастырь находился в месте, где пролегала древняя дорога от Кремля на Кучково поле. Часть дороги до монастыря превратилась в улицу Рождественку. Эта московская улица была известна колокольным звоном, ее еще часто называли церковной улицей из-за расположенных на ней нескольких храмов, а также по слободе звонарей и сторожей соборов Кремля.

Рождественский монастырь находился на северных подступах к Москве, и был одним из монастырей-сторожей, выполнявших функцию защиты от неприятеля. Когда спустя 100 лет была возведена стена Белого города, в ней была сделана арка ″труба″ через которую протекала Неглинка, тогда еще не спрятанная под землю. Именно от этого произошло название Трубной площади и новое неофициальное название Рождественского монастыря - ″что на Трубе″.

После этого Рождественка заканчивалась у ворот монастыря, и считалась богомольной улицей. Кроме того. Это была самая короткая радиальная улица города.

В 1525 году Великий князь Василий III провел процедуру, невиданную доселе в Русской истории. Дело в том, что более чем за 20 лет супружества у княжеской пары так и не родился наследник, и престол мог перейти к его братьям, удельным князьям. Братья же грозились устроить междоусобные войны за московский престол, а этого Василий допускать не хотел.

О разводе не могло быть и речи в то время, и почти все высокопоставленные священнослужители выступили против повторного брака князя. Жена его Соломония Сабурова отказалась уйти в монастырь, после чего ей решили предъявить обвинения в волхвовании и совершили насильственный постриг в Рождественском монастыре под именем Софии. Какое-то время она пробыла в Рождественском монастыре, а затем бывшую княгиню сослали в суздальский Покровский монастырь, где она и скончалась спустя 17 лет.

После Октябрьской революции 1917 года женский Рождественский монастырь в Москве был упразднен. В 1922 году отсюда вывезли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга. Самые почитаемые иконы были перенесены сперва в находившуюся по соседству церковь Николы в Звонарях, а затем в церковь Знамения в Переяславской слободе.

Инокинь выселили, хотя, часть их осталась доживать свой век в кельях, как в коммунальных квартирах, которые, собственно и были устроенных в монастырских помещениях. В разное время на территории монастыря размещались различные учреждения, здесь находился даже исправительный трудовой дом.

В 1960 году согласно постановлению Совмина РСФСР монастырские строения были взяты под охрану государства, и в Рождественской обители началась медленная реставрация. Некоторые утраты были невосполнимы - монастырское кладбище было полностью уничтожено вместе с могилой основательницы обители.

Коммуналки расселили, но после реставрации здания монастыря вновь были переданы учреждениям, которые находились здесь и раньше. Лишь в 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества.

В 1993 году Рождественский монастырь со всеми постройками был возвращен церкви, и здесь возобновилась монастырская жизнь.

Рядом с обителью находятся знаменитые «Сандуны». Поэтому вокруг нее постоянно можно увидеть предприимчивых людей, торгующих вениками и прочими банными принадлежностями.

Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сошествия Святого Духа на Апостолов

1501 - 1505 гг.

Построен в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.

Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части. По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов. В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа).

Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница. Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова. К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.

Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана. В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись. На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора. В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.

В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.

Надвратный храм сщмч. Евгения, епископа Херсонесского

1835 - 1836 гг.

Колокольня с надвратным храмом сщмч. Евгения, епископа Херсонесского, была возведена над входом в монастырь (Святыми вратами) на средства тайной советницы (вдовы тайного советника) Серафимы Ивановны Штерич, сделавшей вклад на вечное поминовение своего умершего сына отрока Евгения.

Священномученик Евгений, епископ Херсонесский, один из семи Херсонесских священномучеников (IV в.), был небесным покровителем отрока Евгения.

Сохранились свидетельства о том, что Святейший Патриарх Пимен, будучи митрополитом Крутицким и Коломенским, бывал на территории закрытой Богородице-Рождественской обители. Некоторым сестрам монастыря удалось остаться в обители на правах жильцов. Среди них была инокиня Клавдия, которая считалась одной из лучших в Москве мастериц по пошиву священнических облачений, и митрополит Пимен делал ей заказы. Также на территории монастыря жила семья Таратуниных, которую Святейший Патриарх Пимен знал и несколько раз посещал.

С 2012 года храм сщмч. Евгения Херсонесского является действующим: в нем совершается сестринское правило и богослужения, в которых принимают участие учащиеся монастырской певческой школы и молодежные организации при монастыре.

Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери

1904 - 1906 гг.

Т рапезный корпус с храмом был построен в русско-византийском стиле. Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек. Своды и стены храма расписаны в стиле русской художественной школы XIX века. В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: "Христос и Самарянка", "Христос у Марфы и Марии".

Храм Свт. Иоанна Златоуста с приделами свт. Николая, Св. прав. Филарета Милостивого, Свт. Димитрия Ростовского (приставной престол)

Был вначале деревянным. В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века. Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод. Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.

С ХVII века частично сохранились сложные кирпичные карнизы, аркатура на барабанах главок, закомары, нарядные наличники. В 1792 году к храму сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. В 1812 году был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В это же время храм из трапезного становится соборным.

В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. Отделка приделов была стилизована под древнерусское узорочье. В конце 60-х годов ХIХ века их перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. В 70-е годы XIX века в храме появилась новая роспись, но под ней сохранилась часть росписи XVII века с датой возведения храма.

В 1903–1904 годах храм был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые, благодаря чему храм стал более просторным и вместительным. В храм из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского. После революции храм подвергся общей участи церквей. В 1960-х годах был произведен внешний ремонт храма, однако внутри все оставалось без изменений. В течение многих десятилетий здание храма находилось в аварийном состоянии.

В настоящее время храм реставрируется.

Музеи

Предысторией основания Московского музея народной графики было создание Мастерской народной графики «Советский лубок». Инициатором ее создания в 1982 г., в Москве, и руководителем стал художник-график, монументалист, выпускник Московского полиграфического института, ученик А. Д. Гончарова, член Союза художников СССР, а затем СХ РФ с 1967г., Виктор Петрович Пензин. Именно Мастерская стала основной базовой платформой, на «фундаменте» которой и переданной Пензиным В.П. личной коллекции графических произведений, а также работ художников – членов Мастерской, в 1989 г. в Москве, был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин был назначен его директором. Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь три года спустя, 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома № 10 по переулку Малый Головин, что близ Сретенки.
Му­зей расположен в историческом месте Москвы, и месторасположение музея неслучайно. Музей является хранителем истории названия улиц города, связанных с производством и реализацией этого вида народного искусства.
Это Печатников переулок - Печатная слобода, где жили не только печатники, но и резчики лубочных картинок. Бытование этого ремесла дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с ней площади. Церковь «Успения Богородицы в Печатниках», построенная на средства от продажи лубков, сохранила название производства, как и церковь «Св. Живоначальная Троица в Листах», на ограде которой еще в XVIII – XIX вв., вывешивались для продажи народные лубки.
Это и Сухаревская площадь, где располагался знаменитый рынок, куда возами привозили лубки продавать.
Музей уникален: он специализируется на сборе народных графических произведений, а также предпринимает попытки сохранения и актуализации нематериального культурного наследия; является хранителем более чем четырехвековой истории жанра народного искусства – русского лубка и продолжателем традиций, быта, ремесел русского народа; способствует возрождению народных промыслов - а потому занимает особое место в музейном мире Москвы.
Лубок - русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства, который появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол», 1564 г. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек­стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион­ный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену. На протяжении веков лубок, напутствовал, разъяснял, высмеивал людские пороки. Картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. ММНГ ведет активную собирательную, культурно-просветительную, экспозиционную, выставочную деятельность, как в залах музея, так и по регионам страны. За годы своего существования Музей провел около 600 выставок, среди них 33 – в зарубежных странах: (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испа­ния, Франция и др.) Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимает деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины (Международная выставка, г. Белгород, 2002 г). В Музее народной графики работает детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводится регулярно интерактивный мастер-класс «Сударушка» для дошкольного и школьного возраста, где дети рисуют, печатают и раскрашивают луб­ки, играют, поют. Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (Англия, 1997 г.); на международном фестиваля искусств, в Монпелье (Франция, 2001 г.); выставка религиозного лубка в городах: Веллетри, Сачиле, Феррара (Италия, 1993-1995 гг.); на 10-м Международном фестивале фольклора в Испании, в 1989 г., (12 городов Галисии) и мн. др. Дни культуры Москвы в Югославии (Белград, 1997 г.) и Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1996 г). Музей народной графики включен в двухтомное издание «Музеи мира», который опубликован в Лейпциге (Германия), где среди 33-х тысяч музеев мира из 195 стран, он числится за номером 16000797. 16 апреля 2003 г. Музей, распоряжением Правительства Москвы, получил статус Московского государственного музея народной графики.

Русский лубок
В 1627 г. лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название "Библия для бедных" (1692-1696). "Бедными" именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз­ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры­царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи ("Как мыши кота хоронили"). Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.

Краткое описание коллекции музея
Музей народной графики собирает, хранит, изучает и популяризирует очень важные свидетельства человеческой памяти, обладающие всеми свойствами музейного предмета в превосходной степени. Коллекция Музея народной графики насчитывает 1 144 музейных предмета. Начало фондовой коллекции музея положили предметы музейного значения, подаренные музею его основателем В.П. Пензиным и художниками, членами Мастерской народной графики, все наработки которой под руководством В.П. Пензина и легли в основу создания Музея народной графики.
Коллекции музея складывались с 80-х гг. XX в. в результате целенаправленной собирательской и творческой деятельности В. П. Пензина, а также творческих усилий многих художников, членов Мастерской народной графики, насчитывающей более 120 имен современных художников со всего бывшего СССР. Были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Воссозданный альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII-XVIII вв., Литографский лубок XIX в, реконструированные лубки XVII-XVIII вв. различной тематики и современные гравюры авторов – членов Мастерской народной графики включены в коллекцию графики музея. Музей посвящен народной графике, что является основой его коллекции, однако в фонде Музея присутствует не только лубок, но и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика. Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские», изд. 1870г.