Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  Рубинштейн антон григорьевич - биография. История XX века в Рубинштейнах

Рубинштейн антон григорьевич - биография. История XX века в Рубинштейнах

Имя этого человека уже давно стало легендарным. Говорят, он часами просиживал за нотной бумагой и в таком состоянии не мог написать даже обыкновенное письмо. А когда он играл, то это делал исключительно с закрытыми глазами. Еще он признавался, что у него не было детства из-за бесконечных занятий музыкой. Тем не менее сам великий Чайковский завидовал его таланту. Речь идет о пианисте, дирижере, композиторе, педагоге и организаторе российской музыкальной жизни Антоне Рубинштейне.

Радушный дом Рубинштейнов

Рубинштейн Антон Григорьевич появился на свет в зажиточном еврейском семействе. Это было в 1829-м. Его отец был купцом из Бердичева. Мама - немкой.

У будущего композитора был и младший брат, которого звали Николаем. Впоследствии он стал известным музыкантом. Кроме того, у братьев были две сестры. Одна из них стала певицей, а другая преподавала музыку.

Когда маленькому Антону исполнилось два года, семейство Рубинштейнов перебралось в столицу. Там отцу удалось открыть карандашно-булавочное предприятие. Через пару лет он смог приобрести и дом на Ордынке.

Туда на огонек приходили студенты, учителя, чиновники. Постоянно звучала музыка. Именно тогда родители будущего композитора заметили, что он внимательно слушает, как его мать играет на фортепиано.

Преемник великого Листа

Первые уроки игры на пианино давала маленькому Антону его мама. А когда ребенок показал свои собственные сочинения, стало ясно, что ему необходимо нанять опытного педагога. В результате, с 1837-го и до 1842-го его наставником стал известный пианист, лучший педагог столицы Александр Виллуан. Впоследствии Рубинштейн назвал его своим вторым отцом.

Таким образом, девятилетний Антон Рубинштейн, краткая биография которого представлена вниманию читателя в статье, начал выступать в салонах Москвы. А когда ему уже исполнилось одиннадцать, состоялся и его концерт.

В 1840-м Виллуан повез Антона в Париж. Именно там он встретился с великими Шопеном и Листом, который назвал мальчика «своим наследником». Кроме того, известный композитор посоветовал ему отправиться в тур по европейским странам. Так, собственно, и произошло. Юный вундеркинд выступил на концертных площадках Германии, Англии, Чехии, Голландии, Швеции, Австрии, Польши.

А однажды он исполнил для поклонников его таланта свою «Ундину», аккомпанируя на фортепиано.

В целом гастрольное турне шло два года. И отклики на эти концерты были самые блестящие.

Покровительство великой княгини

В 1843-м Рубинштейн Антон Григорьевич, биография которого была совсем не простой, оказался в северной столице, чтобы уже на следующий год отправиться в Берлин. Там, с 1844-го по 1846-й, юный композитор начал заниматься теорией композиции. Его наставником стал Зигфрид Ден. Кстати, среди его учеников в свое время был и великий Глинка.

Тем временем бизнес отца композитора развалился, да и сам предприниматель вскоре скончался. А поскольку мама Рубинштейна с младшим сыном на тот момент находились в столице Германии, они были вынуждены вернуться в Россию. Но будущий композитор остался на Западе и в скором времени перебрался в Вену.

Чтобы заработать на жизнь, он давал уроки и пел в церкви. Кроме того, он имел встречу с Ф. Мендельсоном и Ф. Листом. Последний смог помочь юному дарованию в организации гастролей с флейтистом Гейнделем.

В 1849-м Рубинштейн вернулся в Санкт-Петербург. Великая княгиня Елена Павловна покровительствовала ему и он начал выступать не только как пианист, но и как дирижёр. Игра композитора имела колоссальный успех среди членов императорского семейства, включая государя Николая I. Заметим, в эти времена Рубинштейн в основном исполнял свои собственные произведения.

Первые знаменитые сочинения

Как говорилось выше, страсть к сочинению охватила Рубинштейна с детского возраста. По большому счету он упорно и много трудился практически во всех музыкальных жанрах. Число его творений - 119, не считая двенадцать опер, романсов и сочинений для фортепиано

1850 год для Рубинштейна стал поистине удачным. Прежде всего, он представил свои первые симфонию и оперу, которая называлась «Куликовская битва». Через два года ее поставили на сцене Большого.

На следующий год композитор написал и Вторую симфонию под названием «Океан». Она завоевала большое признание среди европейских и американских ценителей музыки. Также это творение очень любил великий Чайковский. Он считал, что рубинштейновский «Океан» - эта кульминация композиторской деятельности Антона Григорьевича.

После триумфа, с 1854-го до 1858-го, Рубинштейн снова отправился за границу. По словам биографов, именно в этот период он прославился как один из величайших пианистов современности.

Экзамены в консерваторию

Несмотря на большую известность, Рубинштейн считал, что его важнейшее дело - музыкальное просвещение. Он был одним из основоположников профессионального музыкального образования в стране. В результате ему удалось переломить существующее мнение о том, что музыка является исключительно уделом дилетантов-аристократов.

Таким образом, когда он вернулся в Россию после турне, то взялся за организацию Русского музыкального общества. Он стал его директором.

В 1862-м он сформировал классы музыки, которые впоследствии трансформировались в первую в стране консерваторию. Заметим, перед тем как он возглавил это учреждение, решил сдать экзамены по ряду предметов, после чего получил диплом «свободного художника».

В этих стенах в качестве преподавателя он начал вести классы инструментовки, ансамбля, оркестровый, фортепиано. А одним из первых студентов, которые стали дипломированными специалистами, был Петр Чайковский.

К сожалению, деятельность композитора как руководителя консерватории порой не находила понимание. Антон Рубинштейн был вынужден покинуть этот пост. Это произошло в 1867 году.

Рубинштейн не имел соперников

На протяжении последующих двух десятилетий Рубинштейн посвятил концертной и творческой деятельности. К этому времени его известность как пианиста была сравнима лишь со славой Ференца Листа. Как виртуоз он вообще не имел соперников. Техника пальцев стала для него лишь средством, орудием, но вовсе не целью.

Через два года после того, как Рубинштейн уволился из консерватории, он в очередной раз отправился в турне по европейским странам. Герцог Карл-Александр, который был восхищен его талантом, предложил остаться ему при дворе в Веймаре. Но композитор отказался.

Через некоторое время последовала другой, американский, тур. Сцену он тогда делил с известным скрипачом Г. Венявским. За восемь месяцев дуэтом они дали 215 выступлений!

Однако в этот период Антон Рубинштейн, пианист, только и мечтал, чтобы оставить навсегда концертную эстраду. Его мысли сильнее и сильнее обращались к духовной опере. Именно тогда он написал оперу «Вавилонское столпотворение». В 70-х она с большим успехом исполнялась в городах Дюссельдорф, Вена и Кенигсберг.

Судьба опер была не всегда удачной

Самое известное произведение композитора - это опера «Демон». Она была написана по мотивам известнейшей поэмы М. Лермонтова и может быть сопоставлена с иными зрелыми образцами жанра: «Вертером» Массне и «Фаустом» Гуно. Благодаря этому творению прославились такие знаменитые певцы, как Шаляпин, Штоколов, Тартаков.

Однако рубинштейновское произведение было запрещено цензурой. Только через четыре года его всё-таки поставили в театре.

Правда, самой трудной оказалась судьба оперы «Купец Калашников». Впервые ее показали в России. Дирижировал сам автор. Но вскоре исполнение запретили.

Спустя три года запрет был снят, и все шло к постановке. На генеральной репетиции присутствовал именитый министр К. П. Победоносцев, который был недоволен, что на декорациях были изображены иконы. В результате спектакль снова был отменен.

В 1889-м оперу в очередной раз начали ставить. После даух спектаклей сам Антон Рубинштейн, биография которого интересует всех ценителей прекрасной музыки, отказался вносить некоторые изменения.

Масштабное музыкальное действо

В 1885-1886 гг. композитору удалось организовать масштабный цикл, который назывался «Исторические концерты». Это было 175 музыкальных произведений, которые были исполнены два раза в российских и западноевропейских городах. Заметим, повторно он выступал только для педагогов и учащихся, при этом на безвозмездной основе. Такие концерты для каждого музыканта были настоящим событием.

Почетный гражданин Петергофа

Через три года композитор вновь возглавил консерваторию Петербурга. К этому времени он начал читать свои публичные музыкальные лекции. Их было 32. Так, он прочитал учащимся уникальный по объему «Курс фортепианной литературы». При этом эти лекции он сопровождал своими музыкальными иллюстрациями.

В эти же времена начались торжества, связанные с полувековым юбилеем артистической деятельности великого музыканта.

Кроме того, Рубинштейну присвоили звание Почетного гражданина Петергофа. Дело в том, что на протяжении двух десятилетий лет жизнь музыканта была связана с этим городком: там располагалась его дача.

Тогда же он в очередной раз покинул консерваторию.

Международный музыкальный конкурс

Уволившись из консерватории, Рубинштейн организовал Международный конкурс для молодых композиторов и пианистов. По его замыслу, это состязание должно проходить каждые пять лет. Расходы оплачивал сам композитор. Материальная составляющая заключалась в процентах с его собственного капитала.

На первом конкурсе, который состоялся в Петербурге в 1890-м, председательствовал лично Рубинштейн. Следующее мероприятие прошло в Берлине в 95-м. Затем эстафету приняли города Вена, Париж и другие. Последний конкурс должен пройти в Берлине в 1915-м, но планам помешала Первая мировая.

На эти музыкальные состязания были привлечены лучшие пианисты и композиторы со всех уголков мира. Рубинштейн, по его воспоминаниям, вовсе не считал педагогическую деятельность своим любимым занятием. Но все-таки молодых музыкантов он многому сумел научить. Радовали слушателя своей прекрасной музыкой такие достойные ученики Антона Рубинштейна, как Кашперова, Кросс, Якимовская, Познанская, Голлидэй, Терминская.

Польский ученик

Самым известным учеником Рубинштейна был польский пианист Иосиф Гофман. Еще в детском возрасте он, как и учитель, был вундеркиндом. С семи лет маленький Иосиф уже начал гастролировать.

В 1892-м в Дрездене он прослушался и у Рубинштейна. В результате, Гофман стал единственным частным учеником композитора. Два раза в неделю он приходил к нему домой. Рубинштейн усиленно работал с ним. При этом он учил его не столько технике игры на пианино, но и формировал определенные музыкальные идеалы.

Как зрелый музыкант, польский пианист, ученик Антона Рубинштейна, Иосиф Гофман дебютировал в 1894-м. Он тогда исполнил Четвертый концерт своего педагога. После выступления Рубинштейн констатировал, что он уже не в состоянии учить его чему-то и прекратил занятия с ним. А произведение, с которым Гофман выступил, навсегда вошло в его концертный репертуар.

Картина Репина

Антон Рубинштейн дружил с И. Репиным. Великий художник очень любил музыку, считался меломаном. Особенно его очаровало творчество друга, Антона Рубинштейна. Художник написал три его портрета. Последняя картина «Портрет дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна» создавалась, когда самого композитора уже не стало.

Любопытно, в этот период Репин познакомился с членами купеческого семейства Шихобаловых из Самары. Они предложили приобрести эту картину, и терпеливо ждали завершения работы. В 1915-м портрет Антона Рубинштейна уже украшал стены особняка Шихобаловых в Самаре. А весной 1918-го вся коллекция этих купцов была национализирована и передана в местный музей.

Незабвенный гений

Последние годы жизни композитор провёл в основном в Дрездене. Порой он приезжал и в другие города с целью принять участие в благотворительных концертах. Также он продолжал заниматься композиторской, педагогической и литературной работой.

Внезапная смерть в 1894-м застала его на любимой даче в Петергофе.

Кончина именитого музыканта нашла отклик в самых широких кругах российского общества. Именно тогда начали говорить о нем как о «незабвенном».

Похоронили его в Александро-Невской лавре. Впоследствии прах перенесли в Некрополь мастеров искусств, что на Тихвинском кладбище. Это было в 1938-м.

В 2005-м в любимом для Рубинштейна Петергофе состоялось открытие памятника композитору. Кроме того, одна из улиц северной столицы носит его имя.

История жизни
Огромные достижения Рубинштейна - пианиста, дирижера, композитора, педагога, организатора музыкальной жизни страны - сделали его имя легендарным. Тем обиднее, что он не мог быть вполне счастлив, так как постоянно при жизни его творчество безосновательно считали не совсем русским. По этому поводу Рубинштейн с горечью восклицал «Для евреев я - христианин, для христиан - еврей, для русских я - немец, для немцев - русский, для классиков я - новатор, для новаторов - ретроград».
Антон Григорьевич Рубинштейн родился в Подольской губернии 28 ноября 1829 года. С двух- или трехлетнего возраста и до одиннадцати лет мальчик безвыездно жил в Москве и, при его феноменальной восприимчивости к музыке и музыкальной памяти, несомненно, впитал массу впечатлений. Как известно из мемуаров и других материалов, в радушном доме Рубинштейнов постоянно собирались студенты, чиновники, учителя, звучала музыка - пели, танцевали. Звуковую атмосферу Москвы тех лет определяли песни и романсы Алябьева, Варламова, бытовые танцы. Единственный учитель Рубинштейна - Александр Иванович Виллуан, имевший на своего воспитанника большое влияние, был коренной москвич. Пьесы Виллуана и составляли преимущественно репертуар Антона Рубинштейна. Эти произведения, и особенно фортепианный концерт, с точки зрения мелодики целиком находятся в русле московской традиции.
Антон уже на десятом году жизни начал выступать публично. И как многие вундеркинды середины века, совершил со своим учителем Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1841-1843 годах. С 1844 по 1846 год Антон занимался в Берлине теорией композиции у Зигфрида Дена, у которого в свое время занимался и Глинка. Весьма скоро он приобрел полную самостоятельность из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью вернулись из Берлина в Москву, Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе. Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - все эти черты остались характерными для музыканта до конца его дней.
Особенности его музыкального языка связаны с детскими впечатлениями. Затем пианист с постоянно расширявшимся репертуаром, слушатель концертов и спектаклей в разных странах Европы, преимущественно в городах Германии и Австрии, Рубинштейн впитывал в себя и старую музыку и новую, и высокохудожественную - и, очень часто, второстепенную, эпигонскую, ибо при обилии и разнообразии концертов и концертных программ звучали, конечно, отнюдь не одни шедевры. Близкое и глубокое знакомство с русской музыкой и проникновение в русскую интонационность пришли позже, вхождение в этот звуковой мир было, вероятно, непростым и оказалось возможным благодаря исключительной отзывчивости и восприимчивости натуры музыканта.
О Рубинштейне-композиторе можно было бы сказать не меньше, чем о Рубинштейне-пианисте. Нет такой области музыкального творчества, в которой он не проявил бы себя им написано громадное количество фортепианных произведений, среди которых пять концертов для фортепиано с оркестром, много камерных произведений (струнные квартеты, несколько трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано с альтом и виолончелью), скрипичный концерт, симфонии, различные увертюры и симфонические картины для оркестра, оратории, чуть ли не десяток опер и бесконечное количество романсов для пения. В общей сложности он написал более трехсот сочинений. Во всех произведениях Рубинштейна щедрою рукой рассыпаны отдельные гениальные мысли, искреннее, неподдельное чувство и вдохновение.
В конце 1840-х годов Рубинштейн приезжает в Петербург. С 1854 по 1858 год он концертирует за границей. А вернувшись на родину, становится одним из организаторов, директором и дирижером Русского музыкального общества. В 1862 году он основал в Петербурге музыкальные классы, преобразованные позднее в первую в России консерваторию, директором и профессором которой состоял до 1867-го.
На проценты с им же пожертвованного капитала в двадцать пять тысяч рублей был учрежден международный конкурс пианистов и композиторов, который устраивался каждые пять лет в другом государстве. Первый конкурс под председательством самого Рубинштейна состоялся в Петербурге в 1890 году, второй - в 1895 году в Берлине, третий - в 1900 году в Вене, четвертый - в 1905 году в Париже, пятый - в 1910 году в Петербурге, шестой предполагалось провести в 1915 году в Берлине, но этому помешала мировая война.
Конкурсы эти привлекали лучших пианистов и композиторов всего мира. Достаточно назвать таких участников, как Ф. Бузони, И. Левин, А. Боровский, Л. Крейцер, В. Бакхауз, Л. Сирота, К. Игумнов, А. Гедике, М. Задора, А. Ген, Артур Рубинштейн, чтобы судить об уровне этих конкурсов.
В 1869 году необычайно успешно проходят гастроли Рубинштейна в Европе. Восхищенный талантом русского музыканта, герцог Карл-Александр, в свои юные годы привлекший к работе Гёте, предлагает даже остаться Рубинштейну при дворе в Веймаре.
Следующие гастроли музыканта Рубинштейна начнутся в 1872 году. Концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки снова прошла на редкость удачно - за 8 месяцев состоялось 215 концертов!
В 1884 году Рубинштейну исполнилось шестьдесят пять лет, но его активность не снизилась. В 1885-1886 годах он организовал грандиозный цикл «Исторических концертов», в который вошло 175 произведений, исполненных дважды в городах России и Западной Европы.
А. А. Трубников вспоминает «Исторические концерты давались Рубинштейном в зале Благородного собрания каждую неделю по вечерам и целиком повторялись на другой день в час дня в Немецком клубе. Повторные концерты в Немецком клубе давались бесплатно для педагогов, музыкантов и учащихся старших классов консерватории. Исторические концерты Рубинштейна для каждого музыканта были событием. А таких счастливцев, которым удалось прослушать их дважды, было, конечно, совсем мало.
В наше время рядом с Рубинштейном ставили только Ф. Листа. Сами мы, я и мои сверстники, Листа уже не слыхали, а потому и параллели с ним проводить не могли. Лично для меня Рубинштейн стоит особняком, неприступной и недосягаемой гранитной скалой. Он порабощал вас своею мощью, и он же увлекал вас изяществом, грациозностью исполнения, своим бурным, огненным темпераментом, своею теплотой и лаской. Его crescendo не имело границ нарастания силы звучания, его diminuendo доходило до невероятного pianissimo, звучащего в самых отдаленных уголках громаднейшего зала. Играя, Рубинштейн творил, и творил неподражаемо, гениально.
Исполнявшаяся им два раза одна и та же программа - в вечернем концерте и затем на другой день на утреннике - часто трактовалась совершенно различно. Но поразительнее всего было то, что в обоих случаях все получалось изумительно.
Игра Рубинштейна поражала своей простотой. Звук его был поразительно сочный и глубокий. Рояль звучал у него, как целый оркестр, не только в смысле силы звука, но и тембрового разнообразия. У него рояль пел, как пела Патти, как пел Рубини.
Популярность его была так велика, что выражения «так играет Антон», «так дирижирует Антон» или просто «так сказал Антон» были совершенно естественными. Все понимали, что речь идет об А. Г. Рубинштейне. Я могу смело сказать, что более популярного в то время человека, чем Рубинштейн, в артистическом мире не было. Нередко его ругали как композитора, как общественного деятеля, как человека, но его гениальности как пианиста никто не отрицал. Мнение всех о Рубинштейне-пианисте было одинаково восторженное. Я сам слышал из уст П. И. Чайковского такую фразу «Я завидую таланту Рубинштейна».
Играл Рубинштейн всегда с закрытыми глазами. Сам он рассказывал, что играть с закрытыми глазами стал с тех пор, как однажды заметил сидевшую в первом ряду зевнувшую старушку.
При всей своей гениальности Рубинштейн не всегда играл одинаково удачно. Иногда он бывал не в настроении и тогда играл, насилуя себя. Вот в такие-то моменты он был неузнаваем».
В 1887 году Антон Григорьевич вновь стал директором и профессором Петербургской консерватории и занимал пост до 1891 года. Последние годы жизни Рубинштейн провел преимущественно в Дрездене. Он скончался 20 ноября 1894 года.
В. Стасов писал в связи с трактовкой «Лунной сонаты» «Кто из них двух был выше, исполняя великую картину Бетховена Лист или Рубинштейн Я не знаю, оба были велики, оба несравненно неподражаемы во веки веков, навсегда. Только одно страстное душевное творчество и значат что-нибудь в искусстве - у Бетховена, или у Листа и Рубинштейна. Все остальное - безделица и легковесный вздор... »
Рубинштейн принял «эстафету» из рук Листа и внес в исполнение, свойственное русскому пианизму, обостренное, по выражению академика Б. Асафьева, «чувство правды живой интонации».
Волевое напряжение, мощь, романтический пафос исполнения, столь свойственные Листу, нашли благодарную почву для своего развития в артистическом даровании Рубинштейна.
Лист после весьма бурной молодости пришел в конце жизни к сосредоточенному, уравновешенному пианизму с некоторыми элементами, предвосхищавшими будущие открытия импрессионистов. Игра Рубинштейна, наоборот, становилась все более напряженной, драматической и страстной.
«... Еще раньше, покуда Рубинштейн сидел еще у фортепиано и тихо перебирал клавиши, как бы раздумывая, что еще сыграть, я быстро подошел к нему через всю залу и сказал ему, у самого уха «Антон Григорьевич, Антон Григорьевич! А просить можно По-прежнему! По-старинному!» Он улыбнулся и, продолжая брать тихие аккорды, сказал «Ну, а что вы хотите Коли могу, сыграю. Говорите». Я сказал. «Cis-мольную сонату Бетховена. Я во все 40 лет, что вас знаю, всего раз ее у вас слышал - помните, в ваших «Исторических концертах», во втором из них, три года назад, в 86 году». - «Да, да, - сказал он, - я редко эту играю. Даже не знаю, вспомню ли теперь... »
Вся зала замерла, наступила секунда молчания, Рубинштейн будто собирался, раздумывал - ни один из присутствующих не дышал даже, словно все разом умерли, и никого нет в комнате. И тут понеслись вдруг тихие, важные звуки, точно из каких-то незримых душевных глубин, издалека, издалека. Одни были печальные, полные бесконечной грусти, другие задумчивые, теснящиеся воспоминания, предчувствия страшных ожиданий. Что тут играл Рубинштейн, то с собой унес в гроб и могилу, и никто, может быть, никогда уже не услышит этих тонов души, этих потрясающих звуков - надо, чтобы снова родился такой несравненный человек, как Рубинштейн, и принес с собою еще раз новые откровения».

Значительный вклад в развитие музыкальной культуры России внес Антон Рубинштейн. Произведения, такие как этюд "Ундина", оперы "Христос", "Дмитрий Донской", "Демон", симфонические поэмы "Фауст", "Иван Грозный" и многие другие, принесли ему мировое признание. Именно он считается основоположником в развитии пианизма. Многие композиции в его исполнении имеют колоссальный успех даже в наше время.

История детства

Всемирно известным автором, дирижером и учителем музыки был Антон Григорьевич Рубинштейн. Биография его началась 16 ноября 1829 года в селе Выхватинец Подольской губернии в зажиточной иудейской семье. Его Романович, был торговцем в нескольких поколениях. Мама, Карелия Христофоровна, была музыкантом. Также у великого музыканта были две младшие сестры и брат. Когда Антону было около трех лет, его семья переехала в Москву.

Начало творческой деятельности

С первоначальными истоками музыкального искусства героя нашего повествования познакомила мама. В семилетнем возрасте Антон Рубинштейн брал уроки у А.И. Виллуана, благодаря чему получил игры на фортепиано. Первое выступление в десятилетнем возрасте открыло ему дорогу к известности. Сразу после успешного выступления он отправляется в сопровождении своего наставника с концертным туром по Европе.

Спустя несколько лет семья Рубинштейна переехала в Берлин. Там он продолжает заниматься музыкой, но теперь его учителем стал знаменитый Зигфрид Ден. Именно здесь юный музыкант знакомится с выдающимися Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

Когда Антону было семнадцать лет, после смерти папы, его мама и младший брат возвращаются в Москву, а Рубинштейн едет жить в Вену. Чтобы хоть как-то прожить, он дает индивидуальные уроки музыки для детей из богатых семей.

Через три года после переезда он снова приезжает в Россию. Поселившись в Рубинштейн занимается дирижированием. Помимо этого, он дает частные концерты при царском дворе, которые имеют колоссальный успех. Также в это время его творческая деятельность переплетается с известными композиторами и виолончелистами, такими как М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.Ю. Виельгорский, К.Б. Шуберт.

Произведения

В 1850 году проходит концертное выступление, где герой нашего рассказа дебютирует в роли дирижера. А спустя два года он пишет одну из самых больших опер - "Дмитрий Донской". Вскоре после первого опыта уже как композитор Рубинштейн Антон создает три одноактных произведения: "Месть", "Сибирские охотники" и "Фомка-дурачок". Также в это время он делает первые неудачные шаги по созданию музыкального учреждения в Санкт-Петербурге.

В 1854 году Рубинштейн решает переехать в немецкий городок Веймар, там происходит знакомство с Ф. Листом, который помогает ему в постановке оперы. Зимой 1854 года композитор выступает с концертом в Гевандхаусе, который заканчивается большим триумфом. После этого успеха он отправляется в очередной концертный тур по крупным городам, таким как Вена, Мюнхен, Гамбург, Ницца.

Возвращение на родину

Спустя несколько лет, по приезде в Россию, Антон Рубинштейн направляет все свои усилия на открытие Русского музыкального общества. Именно здесь, исполняя произведения, он выступает в роли дирижёра оркестра. Помимо этого, композитор не прекращает свою гастрольную деятельность за границей. После открытия классов произошла реорганизация Общества в Первую российскую консерваторию. Известный пианист Рубинштейн был не просто одним из первых ее руководителей, но и дирижером оркестра и хора, профессором по фортепиано и аранжировке.

В 1867 году из-за разногласий, связанных с ролью открытой им музыкальной школы, возникших с не менее известными музыкальными деятелями того времени, он оставляет пост директора.

Великий труд

Через несколько лет Антон Рубинштейн пишет величайшее произведение - "Демон". Именно его цензоры не пропускали еще на протяжении четырех лет. Тем временем композитор является руководителем концертов «Общества друзей музыки в Вене».

В 1873 году он отправляется в гастрольное турне по Америке совместно с Генриком Венявским (скрипачом). Возвратившись по прошествии года в Петергоф, композитор пишет Четвертую и Пятую симфонии для "Маккавеи" и "Купец Калашников".

В 1885-1886 годах состоялся ряд многозначительных исторических концертов в городах центральной Европы, где прозвучали почти все сольные произведения для фортепиано. А спустя год Рубинштейна опять назначили на руководящую должность в консерватории.

8 ноября 1894 года, находясь в Петергофе, Антон Григорьевич Рубинштейн скончался. Похоронен он в Некрополе, на кладбище мастеров искусств.

Успех

Несомненно, огромный вклад по созданию первой музыкальной школы в России внес Антон Рубинштейн. Биография этого выдающегося человека свидетельствует о том, что всю жизнь он был идейным борцом за культурное просвещение народа. Поэтому его также считают родоначальником музыкального образования. Его учениками были такие известные люди, как П.И. Чайковский, И. Гофман, Г.А. Ларош.

Практически все охватывает творческое достояние Антона Рубинштейна. Шедевры, написанные им, стали яркими образцами русской лирической оперы.

Так, за всю свою жизнь он написал большое количество произведений, из них 15 опер, 6 симфоний, 5 ораторий и концертов для фортепьяно с оркестром, более 120 романсов и песен, свыше 200 сочинений для пианино.

Также удачны были его пробы в качестве автора некоторых книг, таких как "Автобиографические рассказы", "Музыка и ее представители", "Короб мыслей". В них автор открыто описал свои взгляды на жизнь, музыкальную и творческую деятельность многих известных композиторов прошлого и современности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что неоценимый вклад в музыкальную культуру внес Антон Рубинштейн. Биография этого великого человека показывает, что он открыл своими произведениями дорогу для создания великих творений.

За свою профессиональную деятельность он был награжден орденом "За заслуги в области искусства и науки".

Меня всегда интересовало исследовать, - может ли и в какой степени музыка не только передавать индивидуальность и душевное настроение того или иного сочинителя, но быть также отзвуком или отголоском времени, исторических событий, состояния общественной культуры и т. д. И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей...
А. Рубинштейн

А. Рубинштейн - одна из центральных фигур русской музыкальной жизни второй половины XIX в. В его лице сочетались гениальный пианист, крупнейший организатор музыкальной жизни и композитор, работавший в разных жанрах и создавший ряд прекрасных произведений, сохраняющих значение и ценность до наших дней. О том, какое место деятельность и облик Рубинштейна занимали в отечественной культуре, свидетельствуют многие источники и факты. Его портреты написали B. Перов, И. Репин, И. Крамской, M. Врубель. Ему посвящено множество стихотворений - больше, чем какому-либо другому музыканту той эпохи. Он упоминается в переписке А. Герцена с Н. Огаревым. О нем с восхищением отзывались Л. Толстой и И. Тургенев...

Понять и оценить Рубинштейна-композитора невозможно в отрыве от других сторон его деятельности и, не в меньшей мере, от особенностей биографии. Он начал как многие вундеркинды середины века, совершив со своим учителем А. Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1840-43 гг. Однако весьма скоро он приобрел полную самостоятельность: из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин, где мальчики занимались теорией композиции с З. Деном, и вернулись в Москву. Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе. Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость и твердость характера, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - все эти черты остались характерными для музыканта до конца его дней.

Рубинштейн был первым русским музыкантом, слава которого была поистине всесветной: в разные годы он многократно концертировал во всех странах Европы и в США. И почти всегда он включал в программы собственные фортепианные либо дирижировал своими оркестровыми сочинениями. Но и без того рубинштейновская музыка звучала в странах Европы очень много. Так, Ф. Лист продирижировал в 1854 г. в Веймаре его оперой «Сибирские охотники», а спустя несколько лет там же - ораторией «Потерянный рай». Но основное приложение многогранное дарование и поистине гигантская энергия Рубинштейна нашли, конечно, в России. Он вошел в историю отечественной культуры как инициатор и один из основателей Русского музыкального общества - ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах. По его же инициативе была создана первая в стране Петербургская консерватория - он стал ее директором и профессором. В первом же выпуске его учеников был П. Чайковский. Все виды, все отрасли творческой деятельности Рубинштейна объединяются идеей просветительства. И композиторская - тоже.

Творческое наследие Рубинштейна огромно. Вероятно, он - самый плодовитый композитор во всей второй половине XIX в. Он написал 13 опер и 4 духовные оперы-оратории, 6 симфоний и ок. 10 других сочинений для оркестра, ок. 20 камерно-инструментальных ансамблей. Число фортепианных пьес превосходит 200; на тексты русских, немецких, сербских и др. поэтов создано ок. 180 романсов и вокальных ансамблей... Большая часть этих сочинений сохраняет интерес чисто исторический. «Многописание», быстрота процесса сочинения весьма вредили качеству, отделанности произведений. Нередко возникало внутреннее противоречие между импровизационностью изложения музыкальных мыслей и достаточно жесткими схемами их развития.

Но среди сотен по справедливости забытых опусов есть в наследии Антона Рубинштейна замечательные создания, в которых сказались его богато одаренная, мощная личность, чуткий слух, щедрый мелодический дар, композиторское мастерство. Особенно удавались композитору музыкальные образы Востока, что было, начиная с М. Глинки, коренной традицией русской музыки. Художественные завоевания в этой сфере признавали даже критики, резко отрицательно относившиеся к творчеству Рубинштейна, - а таких, весьма влиятельных, как, например, Ц. Кюи, было немало.

Среди лучших рубинштейновских восточных воплощений - опера «Демон » и «Персидские песни » (и незабываемый голос Шаляпина, со сдержанной, тихой страстью выводящий «О если б вовеки так было...») В «Демоне» сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в «Евгении Онегине». Русская литература или портретная живопись тех лет показывают, что стремление отразить душевный мир, психологию современника были свойством всей художественной культуры. Музыка Рубинштейна передала это через интонационный строй оперы. Мятущегося, неудовлетворенного, стремящегося к счастью и не могущего его достигнуть, - Демона Рубинштейна слушатель тех лет отождествлял с собой, и такое отождествление происходило в русском оперном театре, кажется, впервые. И, как это бывает в истории искусств, отразив и выразив свое время, лучшая опера Рубинштейна тем самым сохраняет волнующий интерес для нас. Живут и звучат романсы («Ночь» - «Мой голос для тебя и ласковый и нежный» - эти стихи А. Пушкина были положены композитором на свою раннюю фортепианную пьесу - «Романс» фа мажор), и Эпиталама из оперы «

Выдающийся пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель А.Г. Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. В 1835 году родители его переселились в Москву, где отец завел карандашную фабрику. Там же, в Москве, родился младший брат Антона Николай Рубинштейн (1835-1881), ставший позднее основателем Московской консерватории. Первые уроки фортепианной игры давала Рубинштейну его мать, которая была очень музыкальна, а в 1837-1842 годах с мальчиком, подающим большие надежды, безвозмездно занимался известный пианист А. Виллуан, которого Рубинштейн называл своим вторым отцом. Тринадцати лет Антон Рубинштейн закончил свои уроки музыки и больше на фортепиано уже не учился ни у кого. Десятилетним мальчиком он дал свой первый концерт в Москве, а в 1840-1843 годах с триумфом концертировал в европейских городах. Уже в эти годы были изданы его первые музыкальные сочинения.

В 1844 году мать Рубинштейна, взяв с собой Антона и младшего сына Николая, поехала в Берлин с целью дать детям серьезное музыкальное образование. Там оба брата стали заниматься теорией музыки у З.Дена. До 1848 года Антон Рубинштейн жил за границей (Берлин, Вена), встречался с Ф.Мендельсоном и впоследствии с Ф.Листом, оказавшими влияние на формирование его творческой личности. В 1848 году он возвратился в Россию и благодаря покровительству великой княгини Елены Павловны поселился в Петербурге, выступал как пианист и дирижёр (главным образом с собственными произведениями).

В 1850 году А.Г. Рубинштейн написал свою первую оперу - "Куликовская битва" ("Дмитрий Донской"), в 1851 году - 2-ю симфонию ("Океан"). В 1854-1858 годах он вновь жил за границей, концертировал в странах Западной Европы, завоевав славу одного из величайших пианистов современности. С этого времени началась его широкая концертная деятельность. За рубежом были окончены и исполнены оратория "Потерянный рай" (1856), вокальный цикл "Персидские песни" (1854).

По возвращении в Россию (1858) Рубинштейн занялся музыкально-общественной деятельностью. В 1858 году по его инициативе и под его руководством была организована Певчая академия, а в 1859 году - Русское музыкальное общество. Рубинштейн вошёл в состав дирекции, участвовал в качестве дирижёра и пианиста во всех концертах общества, возглавил открытые обществом в 1862 году в Петербурге первые в России Музыкальные классы (в 1873 году получившие название Консерватории). В 1862-1867 годах Рубинштейн был профессором и первым директором Консерватории. Эта работа осложнялась столкновениями с придворными кругами, а также острой борьбой с А.Н. Серовым, и членами "Могучей кучки" по вопросу о роли национального начала и значения профессионального музыкального образования в развитии русского музыкального искусства.

В эти годы значительно сократились выступления Рубинштейна-пианиста, но интенсивной оставалась композиторская деятельность: он написал оперу "Фераморс" (1862), 4-й концерт для фортепиано с оркестром (1864). В 1867 году А.Г. Рубинштейн ушёл из консерватории и Русского музыкального общества. В конце 1860-х годов он на некоторое время сблизился с композиторами "Новой русской музыкальной школы". Возобновилась его интенсивная пианистическая деятельность. Среди произведений этих лет - лучшая опера "Демон" (1871, была запрещена театральной цензурой, затем поставлена с большим успехом в 1875 году в Петербурге и в 1879 году в Москве).

В начале 1870-х годов Рубинштейн совершил концертную поездку по многим городам Европы, везде имея оглушительный успех. Был художественным руководителем и главным дирижёром Общества друзей музыки в Вене (1871-1872), а затем вместе со скрипачом Г. Венявским успешно выступал в США (1872-1873).

Вернувшись в Россию, Рубинштейн поселился на своей даче в Петергофе, отдавшись композиции. В сезоне 1882-1883 года он был приглашен дирижировать симфоническими концертами Русского музыкального общества, но кульминацией его концертной деятельности были грандиозные по масштабам Исторические концерты (1885-1886) в крупнейших городах Европы, в которых он дал картину эволюции фортепианной музыки от её истоков до произведений современных русских композиторов.

В 1887 году возобновилась активная музыкально-общественная деятельность Рубинштейна. Он вновь возглавил Петербургскую консерваторию, вёл класс фортепиано, прочел (дважды) курс лекций-концертов по истории фортепианной музыки, вызвавший огромный интерес у русских музыкантов, дирижировал концертами Русского музыкального общества, выступил с проектом организации в стране всеобщего музыкального воспитания, настаивал на открытии государственных консерваторий, добился нового помещения для Петербургской консерватории. В 1889 году в Санкт-Петербурге был торжественно отпразднован полувековой юбилей артистической деятельности А.Г. Рубинштейна, а император Александр III по ходатайству петергофских жителей присвоил композитору звание Почетного гражданина Петергофа.

Вторичный уход из консерватории (1891) был вызван травлей, которой подверглась деятельность Рубинштейна со стороны реакционной прессы, и главным образом осознанием невозможности осуществления широких музыкально-просветительских планов в условиях царской России. Последние годы жизни (1891-1894) А.Г. Рубинштейн провёл преимущественно в Дрездене; изредка выезжал в другие города на благотворительные концерты, занимался литературной, педагогической и композиторской работой.

Создатель русской пианистической школы А.Г. Рубинштейн умер 8 (20) ноября 1894 года на своей даче в Старом Петергофе (ныне Петродворец), лишь несколько дней не дожив до своего 65-летия. Похоронили музыканта в Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, однако в 1938 году прах его был перенесен в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище). На новом постаменте (арх. В.Э. Митник, 1938) установили старый, еще прижизненный, бюст композитора (ск. Б.Реймер, 1889). Могила А.Г. Рубинштейна находится на Композиторской дорожке, напротив могил и Мусоргского.

Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных произведений и романсов. В 2005 году был торжественно открыт памятник А.Г. Рубинштейну в Петергофе, где композитор проживал многие годы.