Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Русская народная сказка «Иван-дурак. Кем на самым деле был Иван-дурак русских сказок Жил иван дурак

Русская народная сказка «Иван-дурак. Кем на самым деле был Иван-дурак русских сказок Жил иван дурак

Один из самых популярных героев русских сказок Иван-дурак считается любимым предметом спора литературоведов и исследователей фольклора. И это неудивительно – персонаж является главным героем многих народных сказках, его жалеют, но завидуют, над ним смеются, но искренне радуются. Кто же такой Иван-дурак и что же за судьба у него в русском эпосе?

Дурак или умный?

Такой ли Иван дурак? На самом деле даже имя его в самом начале не носило негативный оттенок, как это стало сейчас. Раньше, еще до принятия христианства, детей очень долго называли вымышленными именами, чтобы черти не могли забрать их душу. Одним из таких имен было «Другак» от слова «другой». Позже, для удобства в произношении «другак» стал «дураком». А вот привычное нам значение к слову «дурак» пришло только в 17 веке.

К тому же, задачей сказителей не было выставить Ивана дураком. Это был всего лишь бедный крестьянский парень, немножко ленивый, но очень смекалистый. Способный лежать целый день на печи, не работать и ничего из-за этого не терять.

Загадочный образ Ивана-дурака

Если вы помните, в русском фольклоре есть еще один Иван, но уже совсем с другим характером. Иван-царевич, на которого куда больше хотел бы быть похожим каждый читатель, изначально рождается в богатом доме, обладает силой воли, умом и хорошей физической подготовкой. Несмотря на то, что как раз-таки для достижения своей цели он делает больше и лучше, сочувствуют ему почему-то гораздо меньше. Почему так?

Все дело в том, что каждый из нас имеет толику лени в своем характере. Как бы не хотелось стать сильным, смекалистым и ответственным, возможность получить все без особенных усилий всегда привлекала больше. Да и вообще, образ Ивана-дурака гораздо ближе по ментальности русскому народу. Принято считать, что русские весьма удачливы и даже несмотря на свою глупость, возможно даже, чрезмерную лень, способны получать желаемое в любой ситуации. Пусть с какими-то трудностями и лишениями.

Сказок про Ивана-дурака предостаточно – это и «Иван Утреник» и «Сивка Бурка», даже современная литература пользуется прототипом русского народного героя. «Незнайка на Луне», «Конек-горбунок». Объединяет всех этих героев три главные черты:

  1. Бескорыстность
  2. Отсутствие тщеславия
  3. Крестьянское (бедное происхождение)

Это настоящий хранитель важных человеческих качеств: доброты, верности и любви к родной земле.

За это любил, любит и продолжает любить русский народ Ивана-дурочка. За его искренность и настоящий ум, который проявляется не в хитрости и желании нажиться за счет других, а в смекалке.

Иван дурак - смысл сказок и стратегии Ивана дурака!

План:
— Значение имени «дурак»
— Пример действий Ивана (в сказках)
— Иван всегда глупо действует (и по отношению к себе тоже)
— Альтернативная логика Иванушки-дурачка
— Суть стратегии - не в логике, а в интуиции!
— Мораль сказок про Иванушку дурочка (почему он всегда побеждает)?
— Секрет в простодушии
— Применение в повседневной жизни тактики Ивана Дурака

— Значение имени «дурак»

Есть разные версии происхождения данного имени:

1) Связано с тем, что третий сын не получает наследство
Когда придет время делить наследство, оно достанется старшим братьям, а младший останется с носом, в дураках. Если придерживаться этой версии, то окажется, что прозвище за Иваном закрепляется не столько по уму, сколько по имущественному состоянию.

2) Имя-оберег
Обидные прозвища были у народа в ходу: Иван-дурак, или Мишка Косой, или какой-нибудь еще Кривой, ну и так далее. Причем сами родители давали ребенку обидные клички, и вовсе не потому, что хотели над ним поглумиться. У них была своя логика. Согласно ей, неказистое имя помогало оградить ребенка от злых духов, которые горазды портить все красивое и ладное. А что можно испортить, когда ребенок и так дурак? И нечистая сила переключалась на кого-то другого.

Получается, что приставка «дурак» могла относиться не к умственным способностям Иванушки-дурачка, а просто защищала его от сглаза и порчи. А потом обычай этот забылся, а в сказке все осталось как есть.

— Пример действий Ивана (в сказках)

С мозгами у Ивана и вправду, как бы сказать, не очень. Ему дают какие-то простые поручения, например, съездить на ярмарку и вернуться с обновками, а он берет и выкидывает вещи на дорогу. Вот что об этом говорится в одной из сказок:
«Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка была такая, знать, неудалая, везет — не везет!

«А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит». Взял стол и выставил на дорогу.

Едет, едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают. «Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!», — подумал дурачок; выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать: «Сестрицы-голубушки, кушайте на здоровье!».

— Иван всегда глупо действует (и по отношению к себе тоже)

Он так не только на чужие поручения реагирует. Он и к своим интересам относится точно так же. В одной из сказок Иван-дурак три года батрачил на попа, и когда тот предложил ему плату на выбор, мешок монет или мешок песка, дурак взял песок. Ну и кто он после этого, спрашивается?

— Альтернативная логика Иванушки-дурачка

С другой — поражает странная логика поступков Ивана-дурака. Впечатление, что герой не просто глуп, а даже и вовсе не в своем уме. И, тем не менее, в конце сказки этот безумный всегда в выигрыше: или он добивается, чтобы его оставили в покое, или вдруг приобретает огромное состояние, или женится на царской дочери или на волшебнице.

Так случилось как раз в той сказке, где Иван-дурак взял за свой трехлетний труд не мешок денег, а мешок песка. Когда он шел домой с этой смехотворной зарплатой, то увидел в лесу костер, в котором горела прекрасная девица. Иван засыпал костер песком, и девица, оказавшаяся колдуньей, вышла за него замуж и начала помогать в делах.

Как такое может быть, что она выбрала не богатыря, не принца, а круглого дурака? Потому что не такой уж он и дурак. Он просто действует, полностью игнорируя все существующие правила.

— Суть стратегии - не в логике, а в интуиции!

Дурак руководствуется не логикой, но интуицией, которой нет и не будет у простого смертного, окруженного сотнями рамок, у того умного, который точно знает, что почем, и оттого с ним никогда не случается чудес.

Иван весь открыт чуду, и чудеса с ним случаются постоянно. Другая русская поговорка — «дураков Бог любит» (или «дуракам везёт») — как раз об этом. Дураки отдаются на волю случайностей и не боятся последствий, потому что просто о них не думают.

— Мораль сказок про Иванушку дурочка (почему он всегда побеждает)?


Сказка говорит: не бойся, просто сделай шаг вперед, доверься внутреннему голосу, даже если он говорит глупости, и все получится лучше, чем ожидаешь. Тогда получается, что сказка про дурака — это история про то, как нужно забыть свою излишнюю разумность, если хочешь выиграть.

Тогда объяснение популярности сказочных дураков в том, что на самом деле они — переодетые мудрецы. Иванушку-дурачка некоторые исследователи сравнивали с Сократом, восклицавшим: «Я знаю только то, что ничего не знаю», или с Лао Цзы, говорившим: «Умные — не учены, ученые — не умны».

Дурак — это фигура философская, призывающая отказаться от каких бы то ни было представлений о мире, чтобы свободно получить опыт слияния с ним, получить знание о нем, но не из книг, а в процессе игры.

— Секрет в простодушии

Ну и, наконец, последний секрет популярности дураков — то, что они крайне редко бывают сознательно злы или жестоки.

— Применение в повседневной жизни тактики Ивана Дурака

Вот это очень важный вопрос! Я на личном примере убедился в большой практической ценности действий в стиле «Иванушки дурочка».

Алгоритм действий:
1) Устраивайте себе дни когда вы будете делать только то, что хотите делать (то, что подсказывает вам интуиция). Не ум, не логика, не личная выгода, а ИНТУИЦИЯ. В этот день вы живёте чувствами!
2) Совершайте бессмысленный (нелогичные действия). Например, пишите левой рукой (если вы правша). Идите на прогулку (в магазин) по «дурацкому» маршруту. Т.е. по более длинному и долгому маршруту.
3) Идите «задом на перёд» (хотя бы несколько шагов).

Что это всё даст?
Ум и психика успокаивается. Появляются новые ощущения и мысли. Глупые действия подавляют логику и обостряют нашу интуицию (наше подсознание).
Я стал чувствовать себя гораздо лучше! Поэтому стараюсь всегда использовать «стратегию Ивана дурака» на прогулках. И, периодически устраиваю себе дни, которые полностью провожу как Иван-дурак!

Чего и вам советую!

Сказка про Ивана-Дурака и Царевну-Лягушку

В некотором царстве - некотором государстве правил Царь.

Было у него три сына. Двое умных и с нормальными именами, а третий не только Иван, но еще и дурак!

Был этот царь вечно пьяный и дурной швайн. И создал подданным своим жизнь невыносимую.

Хотели подданные против него взбунтоваться, да не вышло. Вынес царь-батюшка бумагу с печатями и зачитал, что царство все - его личная собственность, он - гарант конституции, а все подданные на земле этой проживают из его, царя милости.

Не нравится, как я правлю - вон пошли все! Все здесь мое! И земля и нефть и газ и даже ваше имущество. Кто хочет - в одних штанах - вон из царства!

И потянулись вереницы подданных в разные страны…

Ученые, купцы, Мастеровые. Пока не осталась в царстве одна лишь бесполезная, нигде не востребованная чиновничья сволочь. И служители культа. И оборотни в погонах.

А царю-батюшке алкоголь уже слабоват показался, стал царь-батюшка его наркотой разбавлять.

И однажды в угаре решил женить трех своих сыновей.

Но один из зеленых чертей, с которыми он в белой горячке спорил, подсказал ему, чтобы они стрелы послали в болото. Из болота-де самые шикарные дамы родом. И если какие там околачиваются, пусть стрелу подбирают и под венец!

Старшие-то сговорились с принцессой соседской да с офигенной дояркой из села недалекого, куда стрелы пустят, чтоб подбирали срочно. А Иван - дурак ни с кем не сговорился.

Послали они стрелы.

Со стрелой старшего принцесса соседнего царства вся в тине и грязи вылезла.

Со стрелой среднего доярка такая офигенная, что вся царская свита слюни по подбородку распустила.

А Ивана-дурака стрелу лягушка в зубах держит.

Ржет все царство над Иваном, а ему не привыкать.

Царь-шизофреник алко-наркотный приказал и три свадьбы разом сыграли.

Иван-дурак в опочивальню тазик с водой приволок, чтоб лягушке там плавать привольно было.

Старший с принцессой отвалили в ее царство захудалое.

Средний с дояркой в соседней опочивальне кроватью скрипят.

А Иван-Дурак только хотел лягушку в тазик посадить, как сняла она лягушачью шкурку, да обернулась такой красавицей, что и доярки все отдыхают.

Офигеть, - сказал Иван-дурак.

Выбирай, Ваня, - говорит Лягушка-царевна. - Я могу быть ночью лягушкой, днем царевной, могу быть ночью царевной, днем Лягушкой. В первом случае тебе очень круто будет со мной перед другими в течении дня красоваться. А ночью - увы!

Во втором - над тобой все царство ржать будет, но ночью мы с тобой, Иван царевич, так отрываться будем, что им, смехунам, и не снилось. Что ты выбираешь?

Ну конечно второе!!! - завопил Иван. - надо мной и так все царство ржет. А так я буду самый счастливый и удовлетворенный.

А еще меня можно расколдовать, - продолжила Лягушка-Царевна, но Иван-Дурак ее уже не слушал, а повалил на кровать. И прислушивались, офигев от недоумения.

Средний с дояркой, когда угомонились, к стонам и скрипу кровати из опочивальни Ивана.

Кого же он там?? - гадали они. - Стоны и крики вперемешку мужские и женские. А кваканья и не слышно.

Днем Иван-Дурак отлучился куда-то, а Царь-батюшка в пьяном угаре лягушку ему подменил. Заколдованную выбросил в окошко, где ее подхватила цапля. И утащила куда-то далеко-далеко… А там то ли - съела, то ли потеряла… А Ивану-Дураку оставил самую обычную.

Впал Иван-Дурак ночью в истерику!

Ну не хочет лягушка в красавицу превращаться никак.

Вышвырнул Иван - Дурак ее вон.

И до конца жизни лазил по болотам, в надежде найти эту лягушку. Или другую не хуже. Так и утонул в болоте однажды.

Мораль - С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!

Царь, перебрав алкоголя и наркотиков сдох прямо у себя в кабинете.

А средний с дояркой, ставшей царицей, правил долго и счастливо.

И, насмотревшись на папашу-царя, сделал трезвость нормой жизни. И для себя и для подданных.

Сократил подданным налоги, ограничил самовластье конституцией, а нефть и газ передал в общенародную собственность.

Правил долго и счастливо. Подданные стали возвращаться обратно.

Мораль:

И ДОЯРКА МОЖЕТ СТАТЬ ЦАРИЦЕЙ! (Если, конечно, это офигенная доярка).

"Трезвость - норма жизни" - это круто!

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

Концепция Ивана Бузормени-Надя После краткого личного экскурса мне бы хотелось проанализировать понятие лояльность, одно из ключевых в концепции Бузормени-Надя , которое отсылает нас к двум уровням понимания. Уровню системному, то есть к социальной системе, и уровню

Из книги Трактат о выживании, как его понимает обычный практик автора Братута Сергей

Не кутёнка, не лягушку, а неведому зверушку Коротко:В результате умножения генной энтропии самца и самки – уровень мутаций может превысить уровень генной стабильности данного вида. В таком случае, возникает угроза производства особи нового вида, наделённой высоким

Из книги Такие неformatные дети автора Белопольская Наталия

Зачем тебе два Ивана? Ваня выходил с друзьями из школы, когда его окликнул отец.– Привет, молодой человек! Рад тебя видеть!Ваня остановился в нерешительности.– Иван! Ты что ж это, родному отцу не рад? – Павел Иванович подмигнул сыну.Мальчик немного побледнел, затем

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Сказка про синюю лягушку В одном зеленом лесу в зеленом болоте под зелеными листьями жили-были зеленые лягушки. И одна из них была синяя. Папа-мама у нее были зеленые, братья-сестры - зеленые, друзья-подруги у нее были зеленые и только она одна была синяя. И ничуть это ее не

Из книги Хищное творчество [этические отношения искусства к действительности] автора Диденко Борис Андреевич

Заставить бы дурака… «Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет!» – в этом народном «афоризме» не следует видеть только негативный смысл. Дурак – это вроде бы ругательный синоним диффузного человека, но не совсем им заслуженный. Глупость, наивность – это не отсутствие

Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

Защита от дурака Когда вам гадят в уши, то самая элементарная стратегия заключается в том, чтобы говорить: «Да, да, конечно! Всё сделаю! Всё что ни скажете, всё сделаю! Вы меня научили, как правильно жить! Спасибо!». А потом идёте и делаете всё по-своему. При таком поведении

автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана-Дурака, Емелю на печи, Сивку-Бурку и Елену Прекрасную Жили были три брата.Двое старших, а третий Иван-Дурак. Перло его, когда все его дураком считали а он потом всех имел.Был он хитрый и прожженый, Ванятка. С утра до вчера тренировался. На коня

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана дурака, Попа, Царя, всенародно избранного и заокеанскго партнера Змея-Горыныча В некотором царстве, некотором государстве правил Царь. Царя избрали всенародно. Но считали голоса царевы слуги. Потому царь был избран всей страной единогласно, даже мертвяки с

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана-Дурака, Колобка и Шамаханскую Царицу Жил да был на свете Иван.Сами понимаете, Дурак. Все бы такими дураками были - может и жизнь бы наладилась.Хотя вряд ли… И был у него друг - Колобок. Воспитывали его дедушка с бабушкой. Родители без конца отношения выясняли,

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана и 333-х богатырей Едет Иван через горы, через лес. Встречает лесных разбойничков. А Ивана с детства маменька учили: ударят тебя по левой щеке, а ты правую подставь… Издеваются, а ты терпи, Бог их накажет. И в школе учили смирению, послушным быть… И горе, не было в доме

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Сказка про Царевну-Несмеяну и Коня Лошадкина Жил-был Царь.И была у него дочь. Звали ее Царевна Несмеяна. Она никогда даже не улыбалась. Издал Царь указ:Кто рассмешит Царевну Несмеяну - тому полцарства и ее саму в жены. Так достало его царское Величество нытье царевны.

Из книги Путь к Дураку. Книга 2. Освоение пространства Сказки, или Школа Дурака автора Курлов Григорий

Кодекс Дурака 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного - к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы - тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются

Из книги Женитьба дурака [Теория и предварительная подготовка] автора Шевцов Александр Александрович

Заключение дурака Битва, которую ведет дурак, как бы странно это ни прозвучало, - это битва разума. Разум вырастает из дурака, как из корня. Это видно уже из того, что мы все вырастаем вместе с нашим умищем из детей, которые неразумны.Конечно, эту битву можно кратко и ярко

Из книги Путь к Дураку. Книга первая. Философия Смеха. автора Курлов Григорий

КОДЕКС ДУРАКА 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного - к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы - тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза третья автора Курлов Григорий Петрович

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза вторая автора Курлов Григорий Петрович

Кодекс дурака 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного – к Дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, «дурак» с маленькой буквы – тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются

Наверное, нет ни одного говорящего по-русски человека, который не смог бы сходу вспомнить хоть одну которой - Иван-дурак. И описать этого героя тоже сможет каждый: Иван - младший сын в семье, непутевый, ленивый и добродушный. Его лучше ни о чем не просить, иначе, да и то только после долгих уговоров, Иванушка все сделает хуже некуда! Но почему же тогда именно ему в конце сказки достанется все самое лучшее и полцарства в придачу? Попробуем в этом разобраться.

Сказки про Ивана-дурака: список

Лучше всего нам помогут разобраться в характере героя сами сказки, вернее, их пересказ. Возьмем только три из них, так сказать, самые типичные.

  1. «Соль». Сказка про купеческого сына Ивана, который, однажды отправившись в путь на корабле с тесом и досками, попал во время бури на неведомую землю и, обнаружив там соль, отправился торговать ею. Удачно продав все, он ухитрился увезти еще и царскую дочь. Но старшие братья не зевали, они выбросили Ивана в океан, а сами разделили его добычу. Да только доброму герою и тут повезло: отнес его домой, прямо за праздничный стол, великан. И отец, узнав о недостойном поведении старших братьев, прогнал их с глаз долой, а младшего женил на царевне.
  2. «Сказка про Ивана-дурака». В этой сказке Иван-дурак выслеживает трех коней, которые вытаптывают траву в царском саду. Помогает ему в этом мышка, которую добрый молодец щедро накормил. Три коня - серебряный, золотой и бриллиантовый - становятся собственностью Иванушки. Но! Как был он для всех дурачком за печкой, так и остался: никому не признался в своей добыче! Позже, когда нужно было по приказу царя допрыгнуть до балкона царевны, стал он делать это по очереди, на каждом коне. И снова возвращался на печку: что поделаешь - дурак?! Только когда нашли и привели его в стали жить Иван-дурак и царевна вместе. Правда, не в самих палатах, а в гусином хлеву. И только три войны, которые Иван выиграл верхом на своих волшебных конях, доказали всему царству, что никакой он не дурак, а просто очень скромный и Настоящий герой! За это и стал Иван царем.
  3. «Дурак и береза». В этой сказке дурак - настоящий, потому что пытался продать быка, полученного в наследство, старой сухой березе, встреченной в лесу. И отдал-таки ей в долг! И два дня ходил за деньгами, все ждал, когда вернет. И только на третий - не выдержал, хватил по стволу топором, а там - клад, спрятанный разбойниками! Что ж, дуракам - счастье!

Есть еще сказки про Ивана-дурака, названия их можно продолжать бесконечно: «Конь, скатерть и рожок», «Иван Быкович», «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» и т. д.

Чем образ Ивана так приглянулся людям?

Почему Иван-дурак - герой сказок? Отчего русский народ проникается такой любовью к нему? Не оттого ли, что славянам вообще свойственна симпатия к сирым и убогим, эдакая христианская жалость? Об этом можно долго рассуждать.

Ведь народ, который много веков жил в нищете и беспросветности, наверняка чувствовал себя тем же нелюбимым младшим сыном - Иваном-дураком, обманутым судьбой. Хотя, в пику этому, не только сказка, но и сама жизнь учила - не тот по-настоящему дурак, кто, сидя на печи, золу шапкой меряет, в потолок плюет или продает быка березе, а тот, кто, зазнавшись, не слышит мира вокруг себя, не связан с ним воедино. Гордыня - грех, и она будет наказана!

Вера в чудо рождает чудеса

Иван в своих поступках руководствуется не логикой, а только интуицией. Откуда же взять интуицию человеку, всегда знающему, что, где и почем? Как развиться ей в тесных рамках приличий и канонов? Дураку же закон не писан, а если писан, то не читан, и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый «дикий», но обязательно, как выяснится впоследствии, приводящий к удаче. Ведь ему ничто не мешает прислушиваться к интуиции, и главное, слышать ее!

Помните сказку, где Иван батрачил три года на попа, а когда ему предложили за труд на выбор мешок монет или мешок песка, наш герой, исходя из только ему понятной логики, выбрал песок? Дурак, да и только!

Но вот по дороге домой ему встретился в лесу костер, в котором горела девица-красавица, тут-то и пригодился песок! Иван засыпал им огонь, спас девицу, и она, оказавшись колдуньей, стала его преданной женой и помощницей.

Кстати, а как вы думаете, почему колдунья выбрала себе Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не колдунья, может оценить такой талант!

Особенности характера сказочного героя

Обратите внимание на важные качества характера нашего главного героя. Все русские сказки про Ивана-дурака описывают его не просто глупым, а именно наивным. Для него каждый новый день - это возможность жить заново, то есть не корить себя бесконечно за вольные и невольные предыдущие ошибки (да он и не помнит их!), а начинать все с нового листа. Разве не этого же добиваются последователи всевозможных философских и религиозных течений?

Говоря другими словами, Иван-дурак доказывает каждый раз, что от человеческих знаний и умений в жизни очень мало зависит, то есть они вторичны и не могут играть главную, решающую роль в судьбе человека. Вспомните изречение величайшего Лао-Цзы: «Умные - не учены, а ученые - не умны».

А Иван в сказках всегда абсолютно открыт для высшего знания. Он, даже отправляясь в путь, как правило, «идет, куда ноги несут» или «куда глаза глядят». Он, таким образом, сразу же отбрасывает здравый смысл (с которым так до конца сказки и не расстаются его старшие братья) и от этого остается только в выигрыше. Оказывается, не все в нашей жизни подчиняется этому самому здравому смыслу!

Отражение в образе Ивана Дурака языческих традиций

Некоторые исследователи тесно связывали образ Ивана с сохраненными в фольклоре языческими традициями. Например, А. А. Дуров в своей диссертации подчеркивал, что русские народные сказки Иван-дурак украшает собою не только из-за своей недалекости, а потому, что язычники, оказывается, так называли всех, проходящих обряд инициации.

И суть тут была именно в особенностях поведения неофита: он должен был забыть свою прежнюю жизнь, отказаться от рассудочности в поступках. Именно эта "дурость" становилась отличительным качеством человека, который хотел превратиться из «запечного олуха» в настоящего мужчину.

Вспомните: в сказке, в начале ее, Иван - посмешище, которое, сидя за печкой, извините за цитату, «сопли на кулак накручивает». А в конце - это успешный, удачливый молодой мужчина. Значит, инициация пройдена!

А если посмотреть на это с другой стороны?

Может быть, образ простофили Ивана-дурака раскрывает лишь мечту народа о сверхъестественных силах, способных помочь любому? И некоторые исследователи считают, что Иванушка - поэтическая греза, отражающая мечту о беззаботной, развеселой жизни, которая все равно приведет и к счастью, и к богатству.

В очерке «Иван-дурак. Корни русской народной веры» А. Синявский даже печалится о народе, выбравшем себе такого главного героя. Ведь дураки в сказках грязные, ободранные, неумытые, не имеющие за душой ни гроша, да и ленивые до умопомрачения. Зато играть на дудочке или сочинять песенки - на это они горазды. Эта тотальная лень пугает автора очерка, ведь она якобы доказывает, что русский человек, ожидая жизненных благ свыше, забывает о своей персональной ответственности.

Евг. Трубецкой в рассуждении о сказочном Дураке утверждает, что привычка перелагать ответственность на «широкие плечи Николы Угодника» - это и есть бич славянского характера, усыпляющий его энергию и отнимающий у него волю к победе.

Отношение в сказке живых существ к Ивану- дураку

Но нужно отметить, что все же не лень или недалекость привлекают к Ивану на протяжении стольких веков верных почитателей, а его доброта, доверчивость и прямодушие. Этот герой не скупится на доброе слово и дело: он отпустит, избавив от беды, живое существо, пожалеет странника или старую женщину, и все они впоследствии отплатят ему той же монетой.

Такому герою, как Иван-дурак, и серый волк поможет, и щука, и собака, и кошка. Перед ним все преграды расступаются - ведь он не боится, что это может не произойти!

Помните указанный в фильме «Чародеи» путь к успеху: «Вижу цель - не вижу препятствий»? Именно так все и происходит с Иванушкой в каждой сказке. Он не видит препятствий тому, чтобы отрубить двенадцать голов Змею Горынычу или превратиться в прекрасного царевича, окунувшись в сосуд с молодильной водой. Он уповает на Бога и получает по своей вере!

Есть еще варианты происхождения обидного прозвища Ивана

А может быть, и дураком Иван прослыл не из-за особенностей своего ума-разума? Просто не повезло парню - родился третьим в семье, а это значит, что все оставшееся от отца наследство заберут старшие сыновья, а младший останется ни с чем. Не потому ли Иван - дурак, что уже смолоду оказался обойденным?

Есть еще один вариант того, отчего Иванушка носит такое обидное прозвище. Дело в том, что в Древней Руси детям давали два имени. Одно, полученное при крещении, хранили в тайне (помните пословицу: «зовут зовуткою, а кличут уткою»?), а второе было нарочито неприглядным, даже пугающим, чтобы нечисти не захотелось забрать ребенка или сделать ему что-то плохое: ведь и так малыш уже негож! И жили в российских деревнях дети, носившие до 13 лет странные имена: Страшко, Хворь, Гнилозуб, Чернорот и т. п.

Часто детей называли и по порядку рождения: Первак (или Первой), Другак (Вторый, Другой), Третьяк, Четвертак и так далее, по количеству наследников. Так вот, некоторые исследователи считают, что Дурак - это преобразованное, видоизмененное имя Другак. Что ж, возможно, и были Дураки таковыми только по порядку рождения…

Образ Ивана-дурака в детской психологии

Говоря о столь неоднозначном образе в русской культуре, важно отметить, что сказки про Ивана-дурака - это еще и действенный метод детской психотерапии. Ведь ребенок естественно чувствует робость перед будущим: как он впишется во взрослую жизнь? Ведь и знает, и умеет он так мало! А сказка успокаивает его: «Не боись, и не такие вверху оказывались!» Сказка говорит: «Главное - это сделать первый шаг, доверившись внутреннему голосу, и тогда получишь даже больше, чем ожидаешь!»

И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть.

Кстати, и каждый ребенок, и сказочный Иван всегда открыты чуду. Может, поэтому чудеса с ними постоянно случаются? А сказка про Дурака на самом деле - еще и о том, как забывать излишнюю «умность», если стремишься выиграть.

Так кто такой этот любимый

Исследователи считают, что сказки про Ивана-дурака несут в себе некую стратегию, которая исходит не из стандартных постулатов, призывающих поступать всегда разумно, а наоборот, опирается на поиск оригинальных, нелогичных и неожиданных решений. Но они успешны!

В Иване-дураке сокрыт идеальный человек - верный своему слову, честный и лишенный личного интереса. Ведь и к богатству (полученному как дополнение к жене) он относится отрицательно, несмотря на то, что в конце сказки всегда владеет им.

Такое положение вещей вполне объяснимо тем, что стремление к богатству - это с точки зрения русского народа всегда признак корысти, жадности, а значит, не может быть качеством положительного человека. И раз Иванушка - это воплощение чего-то идеального, то он просто должен быть бессребреником, не знающим цену деньгам и не стремящимся их нажить.

Почему Бог дураков любит?

Хоть утверждение, приведенное в подзаголовке, кажется на первый взгляд алогичным, логика в нем все же присутствует. Судите сами: ведь Дураку больше не на кого надеяться! Ему больше никто не может помочь! И сам себе он тоже не поможет. Остается лишь надежда на Божий промысел.

Кроме того, Иван-дурак, в каких сказках он бы не появлялся, всегда преисполнен необыкновенного доверия только к этому. Он не слушает человеческих советов и ничему не учится на собственном опыте, зато он абсолютно открыт Провиденью - и оно никогда не подводит такого героя!

И не только Дураков, но и вполне разумных героев волшебных сказок Господь выводит из сложного для них положения, как только они оказываются на перепутье - не знают куда идти. То есть за каждым из них стоит незримо образ Ивана-дурака, его пассивного, открытого для восприятия состояния, которое и помогает сделать единственный верный выбор и выиграть в борьбе за жизнь.

Образ Дурака в литературе и кино

Иван-дурак, способный «взломать» собою все рамки и приличия, так тесно обступившие обычного человека, пустил глубокие корни в русской литературе и в киноискусстве. Этим образом в свое время воспользовались и Ф. М. Достоевский, и А. Н. Островский, и Н. С. Лесков, и М. Горький, и многие другие знаменитые писатели и поэты.

Ведь в его уста можно вложить то, что ни за что не произнесет «благородный» герой, а его поступки заставляют зрителя находиться в постоянном напряжении и безотрывно следить за развитием сюжета.

Искусство доказывает нам: именно Дураки - это поистине свободные люди. Они не связаны условностями, их поступки не поддаются логике, а все, что делается ими - это верный путь к Чуду.

И слава Богу, что Дураки неистребимы! Иначе чудеса просто ушли бы от нас, а мир, соответственно, засох бы стараниями «мудрецов» и прагматиков.

Если для того, чтобы в мире было место Волшебству, они необходимы, значит, каждому из нас можно и нужно время от времени надевать на себя колпак главного героя сказки про Ивана-дурака. Названия же, которые мы даем этому действу, всегда одинаковы - это жизнь!

Только русский ленивый мужик, лежа на печи, способен вдруг достичь славы, заиметь красавицу-жену и полцарства в придачу. Так шутят россияне, вспоминая любимого героя сказок – Ивана-дурака. Но персонаж не так прост, как кажется. Крестьянский парень ловок и смекалист, а прозвище носит «для отвода глаз».

История создания и образ

Происхождение героя русских сказок до сих пор остается загадкой. Исследователи народного творчества придерживаются мнения, что образ перекочевал из мифологии, и на то много причин. В преданиях разных народов мира живет свой Иван-дурак: везучий, но недалекий комичный герой встречается в африканских, европейских, североамериканских и даже китайских сказках. Правда, такую грандиозную славу и признание он получил только на русской почве – в славянских сказках Иван почти всегда главный действующий персонаж.

Причины народной любви просты и понятны. Иван-дурак играет роль скомороха, развлекающего публику нелепым поведением. В его арсенале волшебные штуки, призванные сделать образ еще смешнее: печь сама ездит по деревне, ведра ходят, даже дубина обладает интеллектом и волей – сама бьет гонцов царя. Гротескные ситуации, в центре которых дурак, – типичная история в народной смеховой культуре.

Исследователи также приписывают персонажу качества жреца. Иван-дурак является младшим из трех братьев, но он единственный из сказочной троицы говорит загадками и ломает голову над ними. Молодому человеку помогают тотемные животные. Да и печь, на которой дурак лежит, – предмет символичный: центр дома, семейный очаг, «портал» к духам умерших. Все это наталкивает на мысль, что истоки персонажа лежат в праздничных ритуалах, которые проводили жрецы на Руси. Иван считается человеком, который легко общается с высшими и потусторонними силами, получает от них поддержку.


Персонаж относят к так называемым трикстерам – проказникам, обманщикам и балагурам, несущим людям полезное (например, огонь, моральные ценности, новые навыки), но в тоже время совершающим кучу глупостей, сулящих одни неприятности.

Дураком в прямом смысле слова Ивана трудно назвать. Наоборот, поступки персонажа сопровождаются исключительной хитростью и смекалкой. В любом испытании выходит победителем, взлетает на вершину славы, женится на деве царских кровей, за счет чего богатеет. По поводу происхождения эпитета тоже существуют свои версии. По одной из них «дурак» объясняется семейными традициями тех времен, когда возник герой: младшим отпрыскам не полагалось наследства, то есть, они оставались с носом.


Возможно, приставка к имени служит оберегом, которым в древности наделяли новорожденных, чтобы уберечь от сглаза и темных сил (считалось, что злые духи попросту не найдут человека, у которого «ненастоящее» имя).

Образу смекалистого парня не мешают способности в стихоплетстве и музыке: в сказках Иван-дурак нередко отлично поет, играет на гуслях и дудке, мастерски умеет коверкать слова, сочинять шутки и прибаутки.

Биография и сюжет

Иван-дурак родился в крестьянской семье, но, как повествуют сказки, герою не повезло с умом. Младший из трех братьев – человек бесполезный, «ни украсть, ни посторожить», домовитого хозяина из него тоже не вышло. Коротает дни персонаж на печи. Однако именно ему удается обрести счастье и состояние за счет умения ловко выкручиваться из переделок и достигать поставленных целей.


В волшебных сказках изначально появились две сюжетные линии. В первой герой после смерти отца получает волшебного коня, которого вынужден прятать от братьев. На коне парень проходит через вереницу испытаний, разгадывает загадки и берет замуж царевну. После женитьбы Ивана ждет очередная порция подвигов. Он достает живую воду, молодильные яблоки, свинку с золотой щетинкой и в итоге восходит на престол.


Во втором сюжете Иван-дурак пытается выследить вора, который наведывается каждую ночь в сад и вытаптывает траву. Проказник предстает в лице кобылицы или Жар-птицы. Иван жалеет пойманное животное, даруя ему свободу, а взамен получает награду – чудесного коня или перо. В случае с Жар-птицей царь отправляет Ивана на поиски волшебного пернатого, в награду обещая руку и сердце собственной дочери.


Эти две сюжетные линии со временем пережили всевозможные интерпретации, превратившись в новые произведения. В современных вариантах даже появляется щука, которую Иван якобы поймал (как рыба перекочевала из сказки про Емелю, непонятно). В бытовых сказках Иван-дурак выступает как самостоятельный персонаж, ищет , встречается с и .

К самым популярным русским народным сказкам, знакомящим с этим находчивым героем, относятся:

  • «Конь, скатерть и рожок»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Фольклорную стилизацию сказки с Иваном в главной роли представил в 1834 году. Говорят, прочтя творение тобольского писателя, воскликнул:

«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!»

Ершовский Иван-дурак ленив, прост, но храбр и умен. С помощью зверей, в том числе , юноша ловит Жар-Птицу, доставляет к царскому двору Царь-девицу, находит на дне морском ее кольцо. А в конце достигает головокружительных успехов – женится на девице и сам становится царем.

Экранизации

Иван-дурак нередко появляется в кино. В 1941 году сказку по мотивам произведения Ершова подарил советским детям . В главной роли выступил актер Петр Алейников.


А годом ранее в кинотеатрах страны с успехом прошел показ фильма «Василиса Прекрасная» того же режиссера. В Ивана там перевоплотился .


Блестящей экранизацией народных сказок стал очередной русский фильм «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». В цветной картине 1977 года выпуска герой бьется за любовь к купеческой дочери Насте.


Режиссер Надежда Кошеверова в своей работе задействовала именитых актеров – (Настенька), (бабка Варвара), ().


Сравнительно недавно свет увидела еще одна экранизация с Иваном-дураком в главной роли – «Реальная сказка» (2011). Сказочный образ примерил .

В русском народном творчестве живет близкий Ивану-дураку персонаж – . Герой тоже третий сын в семье, нехватка ума заменена притеснениями со стороны братьев. Ивану-царевичу приходится искать молодильные яблоки, живую воду и Жар-птицу. Молодой человек так же проходит испытания и занимает в итоге трон. В сказочный мир современную детвору увлекает мультик «Иван-царевич и серый волк», который сняли в трех частях, последняя вышла на экраны в 2016 году.


До сих пор образ Ивана-дурака продолжают эксплуатировать режиссеры, писатели и поэты, а также доморощенные авторы. Современную интерпретацию сюжетов народного творчества представляет театральная постановка «Сказка про Ивана-дурака, Бабу-Ягу и летающий валенок», а на взрослых корпоративах любят разыгрывать сценку под названием «Как Иван-дурак решил жениться».


В творчестве каждого народа имеется свой дурень. Французский аналог Ивана-дурака Жан-простак общается со статуей святого, в Нидерландах недалекий герой сказок торгуется с распятием. В сказках братьев Гримм появляется персонаж, который спорит с лягушками из-за денег.

Цитаты

«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!»
«Сбегайтесь, серые волки, слетайтесь, черные вороны, вам царь Гестон свежего мяса прислал».
«У меня эта яблонь не продажная, а заветная, и завет вот какой: ежели вы отрубите у себя на руке по пальцу и мне их отдадите, то я вам и яблонь отдам».
«Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!»
«Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!»
«А что, ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-то и сам добежит».
«Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!»