Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Сентиментализм в искусстве (XVIII в). Особенности русского сентиментализма и его значение Сентиментализм в русской литературе кратко

Сентиментализм в искусстве (XVIII в). Особенности русского сентиментализма и его значение Сентиментализм в русской литературе кратко

Сентиментализм (проф. Гуляев Н.А.)

Исторические корни сентиментализма, его связь с просветительской идеологией

Сентиментализм в странах Западной Европы формируется во второй половине XVIII в. Он возник в период кризиса феодального общества и интенсивного развития капиталистических отношений. Родиной его была Англия, где раньше всего обозначились теневые стороны буржуазного прогресса (разорение широких масс крестьян и ремесленников в связи с промышленным переворотом).

Сентименталисты скептически относятся к просветительским теориям об определяющей роли разума в историческом процессе. Они видят, что жизнь не подтвердила прогноза теоретиков Просвещения о разумном ходе истории. Все более обострявшиеся социальные противоречия порождали элегические настроения, подрывали тот исторический оптимизм, который был характерен для вождей просветительского движения.

Еще просветители ХVIII в. выдвинули мысль о внесос ловной ценности человека. В эпоху сентиментализма она получила широчайшее распространение, зазвучала лейтмотивом во многих произведениях сентиментальной литературы. Уравнивая в чувствах крестьянина и аристократа и в ряде случаев отдавая предпочтение первому (Руссо), сентименталисты тем самым пробуждали общественное самосознание, воспитывали в народе уважение к собственному достоинству.

Сентиментализм ознаменовался дальнейшей демократизацией искусства. Просветители, борясь с сословной огранйченностью тематики классицизма, значительно расширили границы художественного творчества. Они ввели в драматургию и в повествовательные жанры третьесословного человека (купца, чиновника), но все же их мало интересовала жизнь простых трудящихся. Сентименталисты пошли дальше. Они обратились непосредственно к раскрытию внутреннего мира людей труда, к изображению их трагического положения в условиях быстрого проникновения капиталистических отношений в деревню ("Покинутая деревня"Гольтсмита).

Два направления в сентиментализме

Несмотря на известную идейную общность, сентиментализм внутренне весьма противоречив. Его представители не однородны по своим убеждениям. Одни из них активны в своем протесте против бесчеловечных форм жизни, другие, напротив, больше склонны к созерцательности, чем к действию. Активное крыло сентиментализма представлено Руссо и его единомышленниками, пассивные настроения особенно характерны для Стерна, Гольдсмита, Грея, для Карамзина и поэтов его окружения.

Защищая интересы народных масс, радикально мыслящие руссоисты выступают против социального угнетения, они стремятся переделать общество, привести его в соответствие с естественными потребностями человека. Их доктрина подводила к революционным выводам, которые и сделали впоследствии вожди французской революции 1789-1794 гг.

Восторгаясь трудовой жизнью крестьянства, Ж.Ж. Руссо резко осуждал феодальный гнет. Выразив свое восхищение сельской природой, он писал: "...Неумолимая суровость бесчеловечного владельца земли намного лишают сии картины привлекательности. Заморенные лошаденки, кои вот-вот испустят дух под ударами кнута, несчастные крестьяне, изнуренные невольным постом, измученные усталостью, одетые в рубище, их деревушки, их лачуги являют зрелище печальное, совсем не радующее взор; и как подумаешь о тех несчастных, чью кровь тебе приходится пить, почти жалеешь, что ты человек"*.

*(Ж.Ж. Руссо. Избр. соч. В 3-х т. Т. 2. М., 1961, стр. 527.)

Эти слова Руссо, напитанные болью за угнетенный народ, напоминают известные строки Радищева из предисловия к "Путешествию из Петербурга в Москву": "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала". Изображая бесправие, нищету народных масс, Руссо и Радищев (в произведениях которого также есть элементы сентиментализма) стремились пробудить чувство гнева к душителям народной свободы. Они ставили вопрос об изменении общественного строя.

Английские сентименталисты далеки от радикальных выводов Руссо. Они пассивны в социальном отношении, верят в возможность перевоспитания человека при сохранении основ существующего общества. Примером может служить О. Гольдсмит. Герой его известного романа "Векфильдский священник" пастор Примроз лишен какой бы то ни было социальной активности. Он принципиально равнодушен к вопросам общественного устройства. В центре его внимания находится семья, нравственный мир человека. Примроз и вместе с ним Гольдсмит полагают, что можно быть счастливым, живя в нищете. Одна из глав "Векфильдского священника" называется: "Даже при самом скромном достатке возможно счастье, ибо оно заложено в нас самих и не зависит от внешних обстоятельств". Конфликт романа разрешается идиллически. Нарушенные под влиянием корыстного века естественные связи между людьми восстанавливаются. Сквайр Торнхилл, обидчик семьи Примроза, женится на пасторской дочке, и печальная история заканчивается благодарственной молитвой к богу, восстановившему справедливость.

Моральная критика общества

В английском сентиментализме нет непосредственного отражения противоречии, которые исторически сложились между крестьянской массой, с одной стороны, и дворянством и "рыцарями наживы" - с другой. Социальные мотивы здесь, как правило, звучат приглушенно, находят узкокамерное, чисто моральное преломление. Произведения Гольдсмита, Стерна по широте охвата явлений действительности явно уступают лучшим художественным достижениям эпохи Просвещения. Правда, просветители пытались решать социальные вопросы нравственными средствами. Но их герои - представители самых различных сословий - не были заперты в четырех стенах. Они странствовали по большим дорогам истории, оказывались участниками или свидетелями событий, имевших большое общественное значение.

Сентименталисты, напротив, как правило, отказывались от широкого воспроизведения жизни общества. В творчестве Стерна, Гольдсмита очень слабо ощущается дыхание эпохи, не чувствуется ее больших стремлений и раздумий. Сентиментальные герои - это в основном обитатели провинциального захолустья, принципиальные противники всякой политики, хранители патриархальных нравов, сопротивляющиеся всяким переменам, от которых они не ждут ничего хорошего.

В сентиментальной литературу человеческая личность раскрывается лишь в своём моральном качестве. Она часто выключена из общественных связей и отношений. Но и там, где социальная среда дается, она суживается до пределов семьи.

Уход в семейный быт, особенно ярко проявившийся в английском сентиментализме, является не чем иным, как реакцией на острые противоречия действительности. Апология семейного существования как убежища от надвигающейся угрозы со стороны "внешнего мира", отрицательное отношение к политике в данном случае явились также следствием кризиса просветительской мысли, которая не оправдала возлагавшихся на нее надежд по руководству обществом. Отсюда то недоверие к разуму, которое примечательно для писателей сентиментальной настроенности, и то преувеличенное значение, которое они придают чувству как средству познания действительности и человеческого общения.

Чувствительные герои Стерна, Гольдсмита - люди чрезвычайно непрактичные. Они не умеют жить "по разуму", "как все", и поэтому терпят неудачи на своем жизненном пути. В мире лжи и насилия они выглядят наивными чудаками. Особенно характерен в этом плане пастор Примроз. Он считает себя великим знатоком жизни, но всякий раз попадает впросак из-за своей полной неосведомленности в житейских делах.

Средством своеобразной защиты от тлетворных влияний феодального и буржуазного общества являются чудачества многих положительных героев английской сентиментальной литературы. Каждый из них обладает своей "чудинкой", свидетельствующей о его крайней непрактичности. Пастор Примроз сочиняет никому ненужные трактаты о единобрачии духовенства. Особенно ярко проявляется чудаковатость в поведении героев Стерна. Вальтер Шенди ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена") увлекается красноречием и классической древностью. При каждом удобном и неудобном случае он произносит речи, уснащая их цитатами из античных авторов. Его брат Тоби считает себя знатоком фортификации. На лужайке перед домом он возводит игрушечные крепости и руководит их осадой. В этих забавах активное участие принимает капрал Трим. Занятие пустяками начинает здесь перерастать в своеобразную философию жизни.

Герои в литературе сентиментализма

Сентименталисты изображают своих героев преимущественно в "человеческом", а отнюдь не в "гражданском" качестве. Это милые, добродушные чудаки, терпящие обиды и неудачи из-за своей непрактичности и незлобивости. "Человек" в произведениях сентименталистов, как правило, раскрывается в неповторимом своеобразии с большим психологическим проникновением в его внутренний мир. Подобная тенденция к максимальной индивидуализации характера имела двоякие последствия: она и обогащала литературу, была противоядием против схематизма, безликости персонажей, но она же уводила писателей от изображения человеческой личности в ее общественных связях и противоречиях. Английские сентименталисты уклоняются от решения коренных проблем своего времени. Но, подчеркивая враждебность феодального и буржуазного строя развитию лучших сторон человеческой личности, они тем самым пробуждали общественное самосознание и в людях пассивных, отрешенных от идейных устремлений своего века. Воспитательной ценностью обладал и их чудаковатый герой. Его нравственный кодекс содержал общечеловеческие элементы, так как был направлен на отрицание своекорыстной феодальной и буржуазной морали.

Предметом изображения в творчестве писателей-сентименталистов является человек, взятый.со стороны жизни сердца и души. Он не предается, подобно романтическому герою, мучительным размышлениям о судьбах человечества. Его реакция на неустроенность действительности выливается не в рефлексию, а в сердечное переживание, в душевную скорбь. Или он просто старается не замечать того, что делается на свете, всецело погружаясь в свои частные, семейные заботы, в свои чудачества.

Сентименталист не берет человека в сложных общественных связях. Его не привлекает анализ социальных отношений. Он исследует прежде всего чувства, нравственные побуждения людей. Печатью подобной ограниченности отмечены даже лучшие произведения сентиментальной литературы.

Сентиментальный роман, его особенности

В "Новой Элоизе" Руссо, которая может служить образцом сентиментального романа, сюжетный узел стянут вокруг несчастной любви разночинца Сен-Пре к аристократке Юлии д Этанж. Специфика содержания "Новой Элоизы" предопределила особенность ее формы. Роман состоит из писем, которые удобны для раскрытия внутренних переживаний. Герои в своих длинных посланиях рассуждают на самые различные темы: о рациональном ведении домашнего хозяйства, о воспитании детей, о театре и музыке, но главным образом о своих сердечных радостях и страданиях.

Общественная жизнь в "Новой Элоизе" находится на втором плане, она непосредственно не изображается, о ней лишь говорят от случая к случаю. Причем критика отрицательных явлений французской действительности носит преимущественно моральный характер. Герои романа слабо раскрываются в связях с окружающей их общественной средой. Черты отвлеченности особенно присущи Сен-Пре. Он разночинец, но источники его существования совсем не определены.

Руссо интересует внутренний мир человека. Он отстаивает свободу любви от стеснительных оков сословных предрассудков.

Симпатии писателя полностью на стороне Сен-Пре и Юлии, вступивших в нескрепленный браком союз. Но в то же время Руссо, как просветитель, требует от влюбленных обуздания страстей, подчинения их добродетели. Коллизия романа основана на столкновении чувства с разумом и разрешается (но через страдания героев и гибель Юлии) посрамлением прописных истин просветительской морали.

В литературе сентиментализма конкретная, реальная жизнь вытесняется нередко судьбой отдельной личности, становящейся главным предметом изображения. Особенно показательно в этом плане "Сентиментальное путешествие" Стерна, давшее название всему литературному направлению.

В романе нет описаний Франции, по которой путешествует Иорик, многими чертами напоминающий самого автора. Стерна не привлекает культура и быт французского народа, зато он подробно фиксирует настроения и переживания своего героя. Йорик - классический образец сентиментального путешественника. Он впадает в чувствительную растроганность по всякому поводу; любые мелочи находят отклик в его душе, кажутся ему важными и значительными.

Само своеобразие предмета изображения в сентиментальной литературе определило специфику ее жанров. Широкое распространение в ней получают семейный, психологический роман, мемуары, путевые заметки, письма, дневники, исповедь. Повествование ведется, как правило, от первого лица.

В поэзии подлинный расцвет получает, интимная лирика, которая, как известно, не была в почете в эпоху прославления гражданских добродетелей. Для поэтов сентиментальной направленности характерно тяготение к элегии, к религиозной медитации ("Размышление на сельском кладбище" Грея, "Ночные думы" Юнга), позволяющим наиболее полно выразить мысль о бренности всего земного и тоску о вечном загробном блаженстве.

Русский сентиментализм

Сентиментализм в России формируется в 60-х годах XVIII в. В отличие от западноевропейского он связан с дворянской оппозиционностью, с протестом просвещенных дворян против бесчеловечности крепостного права. Ведущую роль в русской сентиментальной литературе играют писатели, мировоззрение которых отмечено печатью дворянского либерализма (Карамзин, Херасков, Дмитриев и др.). Они иногда критикуют современную им действительность, но эта критика осуществляется исключительно в моральном плане и в конечном итоге направлена не на ослабление, а на упрочение общественных позиций дворянства.

Русский сентиментализм явился плодом кризиса дворянской идеологии. Наиболее широкое распространение он получил после крестьянской войны под предводительством Пугачева, которая пошатнула самые устои самодержавно-крепостнического строя. Определенное влияние на усиление "сентиментальных веяний" в русском обществе оказала также Великая французская революция. Именно в 90-е годы XVIII в. сентиментализм, поддержанный прежде всего талантом Карамзина, становится вполне определившимся литературным направлением со своей программой, со своим художественным методом. Напуганные пугачевским восстанием, либерально настроенные круги русской интеллигенции выступили поборниками гуманного отношения к народу, пропагандистами идеи внесословнои ценности человеческой личности. Призывы сентименталистов к человечности имели прогрессивное значение, хотя они и не затрагивали основ самодержавно-крепостнического режима.

Писатели сентиментальной направленности в своих программных выступлениях заостряют внимание на необходимости изображать не сущее, а должное. Предметом искусства для них является прекрасное, поэтические мгновения жизни. В этом отношении они выступают своеобразными продолжателями традиций классицизма. В литературе сентиментализма господствует наставительный тон. М. Н. Карамзин и его единомышленники чаще всего рассуждают о том, как должен вести себя человек, какими моральными нормами он обязан руководствоваться в своем поведении.

В программном стихотворении "К бедному поэту" (1796) Карамзин откровенно выступает против воспроизведения жизни такой, какова она есть. Мудрость он усматривает в примирении с действительностью. По его мнению, "вздыхать, роптать - есть страсть глупцов". Задачу поэзии Карамзин видит в том, чтобы "прославлять любовь и дружбу" и "сердца гармонией пленять". Но как быть, если современная жизнь не прекрасна, бедна положительным содержанием? Необходимо прибегать к искусной лжи, - отвечает Карамзин, - создавать мир поэтической мечты:

Поэт есть хитрый чародей: Его живая мысль, как фея, Творит красавиц из цветка; На сосне розы производит, В крапиве нежный мирт находит И строит замки из песка.

Писатель, для Карамзина - "искусный лжец", создатель красивых миражей, отвлекающий своим творчеством от противоречий общества, подменяющий суровую правду жизни царством причудливой поэтической грезы. Карамзин всячески стремится обесценить реальные- жизненные блага. Истинно счастлив, по его убеждению, не Крез, но "тот, кто в бедности умеет себя богатством веселить". Карамзин призывает своих читателей довольствоваться малым. Истинное счастье, уверяет он, состоит не в приобретении чинов, не в обогащении, а в честном труде, в согласии с самим собою, в. скромной жизни в кругу семьи и верных друзей. Путь к благоденствию лежит не через революции, а через нравственное воспитание, цель которого научить человека находить источники радости в своем состоянии, а не помышлять о каких-либо социальных изменениях.

Сентименталисты, в отличие от романтиков, удовлетворяются идеализированным настоящим. Они не отрицают современность во имя нового, идеального, мира. Действительность ими берется в статике, в состоянии покоя, с сохранением всех общественных институтов. В их творчестве и эстетических взглядах не ощущается движения истории. Их идеал не связан с идеей развития, не соотнесен с будущим.

Русский сентиментализм прославляет умеренную жизнь гуманного, чувствительного дворянина, чуждающегося "большого света", по-отечески относящегося к крестьянам, живущего в условиях идиллического слияния с природой. Писатели сентиментальной настроенности избегают сатирического изображения уродливых явлений современности, они порывают с обличительными традициями Просвещения, сосредоточивая основное внимание на воспевании прелестей сельского уединения.

Сентименталисты-проповедники человечности. Однако они не поднимают голоса протеста против крепостного права, ограничиваясь призывами к милосердию помещиков. Для их общественно-политического сознания характерна созерцательность. В "Послании к Дмитриеву" (1794) Карамзин заявляет:

Пусть громы небо потрясают, Злодеи слабых угнетают, Безумны хвалят разум свой! Мой друг! Не мы тому виной. Мы слабых здесь не угнетали И всем ума, добра желали: У нас не черные сердца!

Мерилом оценки творчества того или иного писателя М. Н. Карамзин считает его моральную направленность. Назначение искусства он видит в нравственном облагораживании человека. В стихотворении "Поэзия" под этическим углом зрения он рассматривает историю мировой литературы. Он высоко ценит Гомера, Софокла, Еврипида за то, что они умели "возвышать душу". Шекспир им воспринимается лишь как "друг натуры", как сердцевед, умеющий проникать в роковые тайны психики, в глубины человеческих переживаний. Шекспир - реалист, обличитель бесчеловечных форм жизни - не представляет для Карамзина какого-либо интереса. Сентименталисты, предвосхищая теоретиков романтизма, отвергали понимание искусства как простое подражание природе.

Карамзин первым в России подчеркнул активную роль писателя в творческом процессе. По его словам, "творец всегда изображается в творении и часто против воли своей". Для Карамзина художественное творчество ценно прежде всего тем, что в нем получает свое воплощение личность художника, его отношение к миру. Субъективная сторона художественного отражения действительности им выдвигается на первый план, в ущерб объективной. Он требует от писателя выражения своих чувств, своих взглядов, явившись прямым предшественником романтиков.

Отмежевываясь от гражданской патетики классицистов и реалистов, Карамзин делает принципиальную установку на изображение мелочей жизни. Его так же, как и Стерна, интересует далекий от общественной жизни и борьбы внутренний мир человека. Первый его поэтический сборник носил многозначительное название "Мои безделки" и был по существу вызовом не только эстетике классицизма, но и тому общественному направлению литературы, за которое боролись Ломоносов, Фонвизин, Радищев и Крылов.

Сентиментализм - явление сложное. Это прежде всего определенное миропонимание, одна из разновидностей просветительской идеологии, основанной на культе естественного, чувствительного человека, критически заостренной против "внешнего мира" в его феодальном и буржуазном содержании. Руссо и Гольдсмит различаются по остроте критики современного им общества (один зовет к его переделке, другой ограничивается моральным протестом), но тем не менее оба они сентименталисты по типу своего мировоззрения, гуманистического и антирационалистического в своей основе.

Сентиментализм как форма идеологии может сочетаться с различными типами творчества - и реалистическим и романтическим. Например, Гольдсмит, Стерн, Гете как автор "Страданий юного Вертера", будучи писателями сентиментальной настроенности, используют реалистические способы создания образа. Их герои сентиментальны по строю своих мыслей и чувств, но они обрисованы вполне, реалистически, хотя и не с той степенью полноты, которая наличествует в романах Фильдинга, Смоллета, реалистов XIX в. Сюда следует отнести и Радищева. Сочетая сентиментализм с революционным демократизмом, он как художник придерживается реалистического принципа изображения действительности.

Однако есть другая группа сентименталистов, в произведениях которых сентиментальное понимание жизни сочетается с романтическим типом творчества (изображение человека вне общественных связей, исключительное внимание к анализу его внутренних переживаний и т. д.). Примером могут служить Карамзин, Херасков, Муравьев и другие русские поэты, прибегавшие к романтической форме художественного обобщения.

Несмотря на различие в своих взглядах, лучшие писатели сентиментальной настроенности отражали правду жизни. Своим творчеством они подготовляли не только романтизм, но и реалистическое искусство XIX в.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Русский сентиментализм явился частью общеевропейского литературного движения и вместе с тем закономерным продолжением национальных традиций, складывавшихся в эпоху классицизма. Произведения крупнейших европейских писателей, связанные с сентиментальным направлением («Новая Элоиза» Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гете, «Сентиментальное путешествие» и «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Стерна, «Ночи» Юнга и др.) очень скоро после их появления на родине становятся хорошо известны в России; их читают, переводят, цитируют; имена главных героев приобретают популярность, становятся своего рода опознавательными знаками: русский интеллигент конца 18 века не мог не знать, кто такие Вертер и Шарлотта, Сен-Пре и Юлия, Йорик и Тристрам Шенди.

Вместе с тем, во второй половине 18 века появляются русские переводы многочисленных второстепенных и даже третьестепенных авторов. Некоторые сочинения, оставившие не очень заметный след в истории своей отечественной литературы, воспринимались иногда с большим интересом в России, если в них были затронуты проблемы, актуальные для русского читателя, и переосмысливались в соответствии с представлениями, уже сложившимися на основе национальных традиций. Таким образом, период формирования и расцвета русского сентиментализма отличался чрезвычайной творческой активностью восприятия европейской культуры. При этом русские переводчики преимущественное внимание стали уделять современной литературе, литературе сегодняшнего дня

Из истории термина :

Свое имя сентиментализм получил после выхода в свет неоконченного романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) английского писателя Л.Стерна. В это время закрепилось и новое значение слова «sentimental» в английском языке. Если раньше (первое употребление этого слова Большой Оксфордский словарь относит к 1749 году) оно означало: 1) «высоконравственный», «назидательный»; 2) «разумный», «здравомыслящий», - то к 1760-м в нем улавливается оттенок, связанный с областью чувств.

Стерн, таким образом, окончательно закрепляет за ним значение «чувствительный», «способный к переживанию тонких эмоций»

Хронологические рамки:

Сентиментальные произведения впервые возникают в Англии в конце 1720-х – начале 1730-х (как реакция на революцию 1688-1689 годов, выход на арену третьего сословия и превращения его во влиятельную политическую и общественную силу). Это произведения Дж. Томсона «Времена года» (1726-1730), Г.Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751), С.Ричардсона «Памела» (1740), «Кларисса» (1747-1748), «История сэра Чарлза Грандисона» (1754).

Как самостоятельное литературное направление сентиментализм оформляется в 1760-1770-х годах в Англии, Франции и Германии. С 1764 по 1774 год здесь вышли в свет произведения, которые создали эстетическую основу метода и определили его поэтику; их можно считать и своеобразными эстетическими трактатами сентиментального направления

Хронологические рамки русского сентиментализма определяются более или менее приблизительно. П.А.Орлов, например, выделяет 4 этапа:

1760 год – дата появления журнала «Полезное увеселение», сплотившего вокруг себя целую группу молодых поэтов во главе с М.Херасковым. Продолжением «Полезного увеселения» были журналы «Свободные часы» (1763) и «Доброе намерение» (1764), в которых в основном сотрудничали те же авторы.

В поэзии преимущественное внимание уделялось любовной, дружеской и семейной проблематике. Жанры пока заимствовались у предшествующей классицистической литературы (анакреонтическая ода, идиллия), использовались также готовые европейские образцы.

Проза представлена романами Ф.Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» и В.А. Левшина «Утренники влюбленного».

Драматургия – «слезными пьесами» М.Хераскова.

Необходимо отметить, что именно с Хераскова начинается история русского сентиментализма. Для него характерно новое отношение к иерархии жанров: высокие и низкие не только уравниваются, но, более того, предпочтение отдается низким жанрам (например, песне). Неприемлемым становится и сам термин «низкий жанр»: Херасков в данном случае противопоставляет «громкой» поэзии – «тихую», «приятную». Поэт и драматург, он сосредоточивает свое внимание на отдельном, частном человеке. В связи с этим особую привлекательность для него начинают привлекать камерные жанры. Поющая и пляшущая пастушка для Хераскова «милей гремяща хора».

У представителей первого этапа критерием общественных и духовных ценностей уже признана природа и как одно из ее проявлений – чувствительность.

Большую роль в общественной мысли этого времени играет масонство (Н.И.Новиков, А.М.Кутузов, И.П.Тургенев, А.А.Петров и др.). В этом ряду самого серьезного внимания заслуживает, в первую очередь, творческая деятельность А.М.Кутузова. Анализ его поэтических произведений, частной переписки, переводов свидетельствует об отрицательном отношении художника к рационалистическому искусству классицистов, внимании к европейскому предромантическому движению, преимущественной ориентации на традиции английской и немецкой литературы и игнорировании французской, интересе к внутреннему миру и психологизму. А.М.Кутузов писал: «Не наружность жителей, не кафтаны и рединготы их, не домы, в которых они живут, не язык, которым они говорят, не горы, не море, не восходящее или заходящее солнце суть предмет нашего внимания, но человек и его свойства…»

В середине 70-х гг. наблюдается и расцвет дарования М.Н.Муравьева. В лирике его постепенно становится определяющим автобиографическое начало. Адресатами произведений становятся друзья и близкие, основным жанром – послание. Герой Муравьева – человек с «чувствительной душой», его идеал – скромная, но деятельная жизнь, приносящая пользу обществу и удовлетворение самому себе. Муравьев обращает внимание на необходимость проникновения во внутренний мир человека. Поэт должен постигнуть «сердечные таинства», «жизнь души» с ее противоречиями и переходами из одного состояния в другое. В сознании поэта иной представляется и сама категория времени. Каждое мгновение неповторимо, и задача художника – уловить и запечатлеть его. Новые художественные задачи предопределили и новое отношение поэта к языку. Г.Гуковский отмечал: «Слова начинают звучать не столько своим привычным словарным значением, сколько своими обертонами, эстетико-эмоциональными ассоциациями и ореолами». В поэзии Муравьева появляются эпитеты, характерные и для более поздней лирики сентиментализма: «разговора сладкий ток», «сладостны дыханья», «сладкий покой», «кроткий луч», «стыдливая луна», «милое мечтанье»; эпитет «тихий» (ранее антоним к эпитету «громкий») приобретает новые нюансы – «приятный», «нежный», «безмятежный» («тихий сон», «тихий трепет», «тихая светлость»).

Важным фактом данного периода стал и выход в 1776 году комической оперы Н.Николева «Розана и Любим». По мнению П.Орлова, именно в данном жанре прежде всего получает дальнейшее развитие социальное начало русского сентиментализма: в основе конфликта таких пьес – факты помещичьего произвола над добродетельными, «чувствительными» крестьянами, которые впервые выступают главными героями, превосходящими по духовному развитию своих обидчиков.

Третий этап

Это наиболее яркий и плодотворный период в истории русского сентиментализма. В это время созданы лучшие произведения Н.Карамзина. Период в целом характеризуется преобладанием прозаических произведений: роман, повесть, сентиментальное путешествие, эпистолярные жанры (образцы практически всех известных сентиментализму прозаических жанров предложены Карамзиным); из стихотворных жанров предпочтение отдается песне (Дмитриев, Капнист, Нелединский-Мелецкий, Львов), сатирической сказке и басне (Дмитриев).

С 1791 года появляются лучшие сентиментальные периодические журналы - «Московский журнал», «Приятное и полезное препровождение времени». В них обсуждаются вопросы о внесословной ценности человека, законах природы и государственного строительства.

Период кризиса русского сентиментализма. Былую славу направления поддерживает только Н.Карамзин, но и он постепенно оставляет художественное творчество и пробует себя в качестве исследователя истории России.

Философские основы

Философская основа сентиментализма – сенсуализм. Его основоположник английский философ Дж. Локк (1632-1704), основной труд - «Опыт о человеческом разуме» (1690). По мнению философа, внешний мир дан человеку в его физиологических ощущениях – зрении, слухе, обонянии, осязании; общие идеи возникают на основе эмоционального переживания этих ощущений и аналитической деятельности разума, который сравнивает, сочетает и абстрагирует свойства вещей, познанных сенситивным путем.

Весьма популярными среди сентименталистов были и идеи ученика Локка А.Э.К.Шефтсбери (1671-1713). В центре его внимания – нравственные категории. Шефтсбери утверждал, что нравственное начало заложено в самой природе человека и связано не с разумом, а с особым моральным чувством, которое одно может указать путь к счастью. Поступать нравственно человека побуждает не осознание долга, а веление сердца. Счастье, следовательно, заключается не в тяге к чувственным наслаждениям, а в тяге к добродетели. Таким образом, «естественность» натуры трактуется у Шефтсбери, а вслед за ним и у сентименталистов, не как ее «скандальность», но как потребность и возможность добродетельного поведения, а сердце становится особым индивидуальным органом чувств, соединяющим конкретного человека с общим гармоничным и нравственно-оправданным устройством мироздания.

К вопросу о сушности сентиментализма как художественного направления

Необходимо прежде всего отметить, что далеко не все исследователи считают сентиментализм самостоятельным научным направлением. У англоязычных ученых до сих пор остаются в ходу главным образом такие понятия, как «сентиментальный роман». «сентиментальная драма», «сентиментальная поэзия». Французские и немецкие критики выделяют скорее «сентиментальность» как особую категорию, в той или иной мере присущую художественным произведениям самых различных эпох и направлений.

Лишь в России, начиная с конца 19 века, предпринимаются попытки осмыслить сентиментализм как целостное историко-культурное явление. Для него характерны следующие черты:

1) культ чувства (или сердца), которые в данной системе взглядов становятся «мерилом добра и зла»;

3) в эстетике «возвышенное» начало заменяется категорией «трогательного»;

4) создан свой тип героя: «чувствительного человека», воплощающего в себе гуманистический идеал эпохи, живущий сложной внутренней жизнью, замечательный не воинскими подвигами или государственными делами, а своими душевными качествами, умением «чувствовать». Достоинства личности обнаруживаются в новой сфере – сфере чувств.

Система жанров сентиментализма

В первую очередь необходимо иметь в виду следующее:

1) преимущественное внимание уделяется прозаическим жанрам;

2) жанры могут смешиваться.

В области прозы на первом месте – роман со следующими разновидностями: роман в письмах (Ричардсон, Руссо, Эмин), связанный с романом в письмах жанр частной переписки (Свифт, Вольтер, Дидро, Кутузов, Петров, Дмитриев, Карамзин); роман-путешествие (Стерн, Карамзин); роман воспитания (Виланд, Гете, Карамзин); затем повесть – философская на Западе и любовно-психологическая, повесть-сказка, рассказ-миниатюра, философско-психологический очерк – в России (образцы всех разновидностей повести представлены в творчестве Карамзина).

В области драматургии – «слезная драма» (Дидро, Херасков), комическая опера (Николев).

В области лирики – на Западе – философско-дидактическая поэма, элегия, баллада; в России – анакреонтическая ода, идиллия, элегия, песня, романс, альбомный стих, сатирическая сказка и басня.

Художественные завоевания и открытия

Писателями-сентименталистами открыты новые типы повествования (психологические пейзажные зарисовки, лирические медитации, элегии в прозе); разработаны приемы передачи внутреннего мира героя (лирические отступления, авторский анализ психологии, внутренний монолог); значительно усложнен синтаксис (перифразы, лексические и синтаксические повторы, приемы музыкально-ритмического построения, звукопись); введены новые тропы (психологические эпитеты).

Выдающимся теоретиком и практиком русского сентиментализма по праву считается Н.М.Карамзин (1766-1826)

Основной пафос эстетики Карамзина выражает статья «Что нужно автору?» (1793). Карамзин объявляет в ней чувство главным двигателем творческого процесса; заявляет, что только «доброе, нежное сердце», воодушевленное «желанием всеобщего блага», сочувствием «всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему», дает право писателю браться за перо. Памятуя, что в любом произведении писатель пишет вольно или невольно «портрет души и сердца своего», он должен прежде всего спросить себя, «наедине, без свидетелей, искренне: каков я?» «Дурной человек не может быть хорошим автором».

От простых людей писатель отличается способностью к перевоплощению. Программным в этом смысле является стихотворение Карамзина «Протей, или Несогласия стихотворца».

Ты хочешь, чтоб поэт всегда одно лишь мыслил,

Всегда одно лишь пел: безумный человек!

Скажи, кто образы Протеевы исчислил?

Таков питомец муз и был и будет ввек.

Чувствительной душе не сродно ль изменяться?

Она мягка, как воск, как зеркало ясна,

И вся природа в ней с оттенками видна.

Нельзя ей для тебя единою казаться

В разнообразии естественных чудес».

Карамзин кладет в основу своих убеждений мысль о том, что именно обыкновенный, наделенный всеми слабостями, вынужденный бороться с недостатками и есть человек в подлинном смысле этого слова. Человеческие слабости привлекательнее, чем нечеловеческие добродетели.

Культурный прогресс и нравственное совершенство состоят не в создании идеального человека, а в росте терпимости, совместимости с другими людьми (положительные свойства человека: терпимость, толерантность, отсутствие фанатизма). Разнообразие характеров – закон человеческой природы. Писатель должен демонстрировать разнообразие душевных свойств, изгибы характеров. Писатель – «сердценаблюдатель по профессии».

Сентиментализм

Сентиментализм (- чувство) возник в эпоху Просвещения в Англии в середине XVIII века в период разложения феодального абсолютизма, сословно-крепостнических отношений, роста буржуазных отношений, а значит, начавшегося освобождения личности от оков феодально-крепостнического государства.


Сентиментализм выражал мировоззрение, психологию, вкусы широких слоев консервативного дворянства и буржуазии (так называемого третьего сословия), жаждущих свободы, естественного проявления чувств, требовавших считаться с человеческим достоинством.

Черты сентиментализма. Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, «природной» жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. зепзш - чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Д. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.

Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

Героями были простые люди - дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения «маленького человека». Сентиментализм во многом придал литературе демократический характер.

Главное место отводилось авторской личности, авторскому, субъективному восприятию окружающей действительности. Автор сочувствовал героям, его задача - заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателей.

Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского «я», а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большой возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, «мещанская драма», «чувствительная» повесть, «буржуазная трагедия», «слезная комедия»; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.

Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон «трех единств» ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).

Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.

Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.

Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.

Особенности русского сентиментализма. В России сентиментализм утверждается в последнее десятилетие XVIII века и угасает после 1812 года, в период развития революционного движения будущих декабристов.

Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковал буржуазные нравы.

Особенность русского сентиментализма - дидактическая, просветительская установка на воспитание достойного гражданина.

Сентиментализм в России представлен двумя течениями: Сентиментально-романтическое - Н. М. Карамзин («Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза), М. Н. Муравьев (сентиментальные стихотворения), И. И. Дмитриев (басни, лирические песни, стихотворные сказки «Модная жена», «Причудница»),

Ф. А. Эмин (роман «Письма Эрнеста и Доравры»), В. И. Лукин (комедия «Мот, любовью исправленный»). Сентиментально-реалистическое - А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»),

Сентиментализм это одно из основных, наряду с классицизмом и рококо, художественных течений в европейской литературе 18 века. Подобно рококо, сентиментализм возникает как реакция на господствовавшие в предыдущем столетии классицистические тенденции в литературе.Свое имя сентиментализм получил после выхода в свет неоконченного романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) английского писателя Л.Стерна, закрепившего, как полагают современные исследователи, новое значение слова «sentimental» в английском языке. Если раньше (первое употребление этого слова Большой Оксфордский словарь относит к 1749) оно означало либо «разумный», «здравомыслящий», либо «высоконравственный», «назидательный», то к 1760-м в нем усиливается оттенок, связанный не столько с принадлежностью к области разума, сколько - к области чувства. Теперь «sentimental» значит также «способный к сочувствию», а Стерн окончательно закрепляет за ним значение «чувствительный», «способный к переживанию возвышенных и тонких эмоций» и вводит его в круг наиболее модных слов своего времени. Впоследствии мода на «сентиментальное» прошла, и в 19 веке слово «sentimental» в английском языке приобретает негативный оттенок, означая «склонный потакать излишней чувствительности», «легко поддающийся наплыву эмоций».

Современные словари и справочники уже разводят понятия «чувство» (sentiment) и «чувствительность», «сентиментальщина» (sentimentality), противопоставляя их друг другу. Однако слово «сентиментализм» в английском языке, равно как и в других западноевропейских языках, куда оно пришло под влиянием успеха романов Стерна, так и не приобрело характера строго литературоведческого термина, который охватывал бы целое и внутренне единое художественное направление. У англоязычных исследователей до сих пор остаются в ходу главным образом такие понятия, как «сентиментальный роман», «сентиментальная драма» или «сентиментальная поэзия», тогда как французские и немецкие критики выделяют скорее «сентиментальность» (французское sentimentalite, немецкое sentimentalitat) как особую категорию, в той или иной мере присущую художественным произведениям самых различных эпох и направлений. Лишь в России, начиная с конца 19 века, предпринимались попытки осмыслить сентиментализм как целостное историко-литературное явление. Главной чертой сентиментализма все отечественные исследователи признают «культ чувства» (или «сердца»), которое в данной системе взглядов становится «мерилом добра и зла». Чаще всего появление этого культа в западной литературе 18 века объясняется, с одной стороны, реакцией на просветительский рационализм (при этом чувство прямо противопоставляется разуму), а с другой - реакцией на господствовавший ранее аристократический тип культуры. Тот факт, что сентиментализм как самостоятельное явление впервые возникает именно в Англии уже в конце 1720-х - начале 1730-х обычно связывают с общественными изменениями, наступившими в этой стране в 17 веке, когда в результате революции 1688-89 третье сословие стало самостоятельной и влиятельной силой. Одной из главных категорий, определяющих внимание сентименталистов к жизни человеческого сердца, все исследователи называют понятие «естественного», вообще очень важное для философии и литературы эпохи Просвещения. Это понятие объединяет внешний мир природы с внутренним миром человеческой души, которые, с точки зрения сентименталистов, созвучны и сущностно сопричастны друг другу. Отсюда проистекает, во-первых, особое внимание авторов этого направления к природе - ее внешнему облику и происходящим в ней процессам; во-вторых, напряженный интерес к эмоциональной сфере и переживаниям отдельного человека. При этом человек интересует авторов-сентименталистов не столько как носитель разумного волевого начала, сколько как средоточие лучших природных качеств, от рождения заложенных в его сердце. Герой сентименталистской литературы выступает как человек чувствующий, и поэтому психологический анализ авторов этого направления чаще всего основывается на субъективных излияниях героя.

Сентиментализм «нисходит» с высот величественных потрясений , разворачивающихся в аристократической среде, к будничному быту простых людей, ничем не примечательных, кроме силы своих переживаний. Возвышенное начало, столь излюбленное теоретиками классицизма, сменяется в сентиментализме категорией трогательного. Благодаря этому, отмечают исследователи, сентиментализма, как правило, культивирует сочувствие к ближнему, филантропизм, становится «школой человеколюбия», в противовес «холодно-рассудочному» классицизму и вообще «господству разума» на начальных этапах развития европейского Просвещения. Однако слишком прямое противопоставление разума и чувства, «философа» и «чувствительного человека», которое встречается в трудах ряда отечественных и зарубежных исследователей, неоправданно упрощает представление о сентиментализме. Зачастую при этом «разум» ассоциируется исключительно с просветительским классицизмом, а вся область «чувств» выпадает на долю сентиментализма. Но подобный подход, который основывается на другом весьма распространенном мнении - будто в основе своей сентиментальности целиком выводится из сенсуалистической философии Дж.Локка (1632-1704), - затемняет гораздо более тонкие взаимоотношения между «разумом» и «чувством» в 18 веке, а кроме того, не объясняет суть расхождения между сентиментализмом и таким самостоятельным художественным направлением этого столетия, как рококо. Наиболее дискуссионной проблемой изучения сентиментализма остается его отношение, с одной стороны, к другим эстетическим направлениям 18 века, а с другой, - к Просвещению в целом.

Предпосылки для возникновения сентиментализма

Предпосылки для возникновения сентиментализма содержались уже в самом новом способе мышления , отличавшем философов и литераторов 18 века и определившем весь строй и дух эпохи Просвещения. В этом мышлении чувствительность и рациональность не выступают и не существуют друг без друга: в противовес умозрительным рационалистическим системам 17 века, рационализм 18 века ограничен рамками человеческого опыта, т.е. рамками восприятия чувствующей души. Человек с присущим ему стремлением к счастью в этой, земной жизни, становится главным мерилом состоятельности любых воззрений. Рационалисты 18 века не просто критикуют те или иные недолжные, по их мнению, явления действительности, но и выдвигают образ действительности идеальной, способствующей человеческому счастью, и этот образ в конечном итоге оказывается подсказан не разумом, а чувством. Способность к критическому суждению и чувствительное сердце выступают двумя сторонами единого интеллектуального инструмента, который помогал литераторам 18 века вырабатывать новый взгляд на человека, отказавшегося от чувства первородного греха и пытавшегося обосновать свое существование, исходя из врожденного ему стремления к счастью. Различные эстетические направления 18 века, включая сентиментализм, пытались по-своему рисовать образ новой действительности. До тех пор, пока они оставались в рамках просветительской идеологии, им в равной мере были близки критические взгляды Локка, отрицавшего с позиций сенсуализма существование так называемых «врожденных идей». С этой точки зрения сентиментализм отличается от рококо или классицизма не столько «культом чувства» (потому что в данном специфическом понимании чувство играло не менее важную роль и в других эстетических течениях) или тенденцией изображать преимущественно представителей третьего сословия (вся литература эпохи Просвещения так или иначе интересовалась человеческой природой «вообще», оставляя за рамками вопросы сословных различий), сколько особыми представлениями о возможностях и путях достижения человеком счастья. Как и искусство рококо, сентиментализм исповедует чувство разочарования в «большой Истории», обращается к сфере частной, интимной жизни отдельного человека, придает ей «естественное» измерение. Но если рокайльная литература трактует «естественность» прежде всего как возможность выхода за пределы традиционно установленных нравственных норм и, таким образом, освещает в основном «скандальную», закулисную сторону жизни, снисходя к простительным слабостям человеческой натуры, то сентиментализм стремится к примирению естественного и нравственного начал, пытаясь представить добродетель не привнесенным, а врожденным свойством человеческого сердца. Поэтому сентименталистам был ближе не Локк с его решительным отрицанием всяких «врожденных идей», а его последователь А.Э.К.Шефтсбери (1671-1713), утверждавший, что нравственное начало заложено в самой природе человека и связано не разумом, а с особым моральным чувством, которое одно может указать путь к счастью. Поступать нравственно человека побуждает не осознание долга, а веление сердца. Счастье, следовательно, заключается не в тяге к чувственным наслаждениям, а в тяге к добродетели. Таким образом, «естественность» натуры человека трактуется у Шефтсбери, а вслед за ним и у сентименталистов, не как ее «скандальность», но как потребность и возможность добродетельного поведения, а сердце становится особым надындивидуальным органом чувств, соединяющим конкретного человека с общим гармоничным и нравственно-оправданным устройством мироздания.

Поэтика сентиментализма

Первые элементы поэтики сентиментализма проникают в английскую литературу конца 1720-х , когда особенно актуальным становится жанр описательно-дидактических поэм, посвященных трудам и досугам на фоне сельской природы (георгики). В поэме Дж.Томсона «Времена года» (1726-30) уже можно обнаружить вполне «сентименталистскую» идиллию, построенную на чувстве нравственного удовлетворения, возникающего от созерцания сельских пейзажей. Впоследствии подобные мотивы оказались развиты Э.Юнгом (1683-1765) и особенно Т.Греем, открывшим элегию как жанр, наиболее подходящий для возвышенных медитаций на фоне природы (наиболее знаменитое произведение «Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Значительное влияние на становление сентиментализма оказало творчество С.Ричардсона, романы которого («Памела», 1740; «Кларисса», 1747-48; «История сэра Чарлза Грандиссона», 1754) не только впервые представили героев, во всем отвечавших духу сентиментализма, но и популяризовали особую жанровую форму эпистолярного романа, столь любимую впоследствии многими сентименталистами. К числу последних некоторые исследователи относят и главного оппонента Ричардсона Генри Филдинга, «комические эпопеи» которого («История приключения Джозефа Эндруса», 1742, и «История Тома Джонса, найденыша», 1749) во многом строятся на основании сентименталистских представлений о человеческой природе. Во второй половине 18 века тенденции сентиментализма в английской литературе крепнут, но теперь они все больше вступают в противоречие с собственно просветительским пафосом жизнестроительства, совершенствования мира и воспитания человека. Мир уже не кажется средоточием нравственной гармонии героям романов О.Голдсмита «Векфилдский священник» (1766) и Г.Макензи «Человек чувства» (1773). Романы Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-67) и «Сентиментальное путешествие» являют собой образец едкой полемики с сенсуализмом Локка и многими расхожими взглядами английских просветителей. К числу поэтов, развивавших сентименталистские тенденции на фольклорном и псевдоисторическом материале, относятся шотландцы Р.Бёрнс (1759-96) и Дж.Макферсон (1736-96). К концу столетия английский сентиментализм, все более склоняясь в сторону «чувствительности», порывает с просветительской гармонией между чувством и разумом и порождает жанр так называемого готического романа (Х.Уолпол, А.Радклиф и др.), который некоторые исследователи соотносят с самостоятельным художественным течением - предромантизмом. Во Франции поэтика сентиментализма вступает в спор с рококо уже в творчестве Д.Дидро, испытавшего на себе влияние Ричардсона («Монахиня», 1760) и, отчасти, Стерна («Жакфаталист», 1773). Наиболее созвучны принципы сентиментализма оказались взглядам и вкусам Ж.Ж.Руссо, создавшего образцовый сентименталистский эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761). Однако уже в своей «Исповеди» (опубл. 1782-89) Руссо отходит от важного принципа сентименталистской поэтики - нормативности изображаемой личности, провозглашая самоценность своего единственного и неповторимого «я», взятого в индивидуальном своеобразии. В дальнейшем сентиментализм во Франции тесно смыкается со специфическим понятием «руссоизм». Проникнув в Германию, сентиментализм сначала оказал влияние на творчество Х.Ф.Геллерта (1715-69) и Ф.Г.Клопштока (1724-1803), а в 1870-е, после появления «Новой Элоизы» Руссо, породил радикальный вариант немецкого сентиментализма, получивший название движения «Бури и натиска», к которому принадлежали молодые И.В.Гёте и Ф.Шиллер. Роман Гёте «Страдания молодого Вертера» (1774) хоть и считается вершиной сентиментализма в Германии, на самом деле содержит скрытую полемику с идеалами штюрмерства и не сводится к воспеванию «чувствительной натуры» главного героя. Особое влияние творчества Стерна испытал на себе «последний сентименталист» Германии Жан Поль (1763-1825).

Сентиментализм в России

В России все наиболее значительные образцы западноевропейской сентименталистской литературы были переведены еще в 18 веке, оказав влияние на Ф.Эмина, Н.Львова, отчасти А.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790). Наивысшего расцвета русский сентиментализм достиг в творчестве Н.Карамзина («Письма русского путешественника», 1790; «Бедная Лиза», 1792; «Наталья, боярская дочь», 1792, и др.). Впоследствии к поэтике сентиментализма обращались А.Измайлов, В.Жуковский и др.

Слово сентиментализм произошло от английского sentimental, что в переводе означает - чувствительный; французского sentiment - чувство.

Поделиться:

1.Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Если классицизм - это разум, долг, то сентиментализм - это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

Основная тематика сентиментализма - любовная.

Основные черты сентиментализма:

    Уход от прямолинейности

    Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру

    Культ чувства

    Культ природы

    Возрождение собственной чистоты

    Утверждение богатого духовного мира низких сословий

Основные жанры сентиментализма:

    Сентиментальная повесть

    Путешествия

    Идиллия или пастораль

    Письма личного характера

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества

Основное свойство сентиментализма - стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

В основе эстетики сентиментализма - подражание природе

Особенности русского сентиментализма:

    Сильная дидактическая установка

    Просветительский характер

    Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм

Представители сентиментализма:

    Лоренс Стен Ричардсон - Англия

    Жан Жак Руссо - Франция

    М.Н. Муравьев - Россия

    Н.М. Карамзин - Россия

    В.В. Капнист - Россия

    Н.А. Львов - Россия

Молодой В.А. Жуковский недолгое время был сентименталистом.

2.Биография Руссо

Самыми жгучими проблемами XVIII века были социально-политические. Человек интересовал мыслителей как существо общественное и нравственное, сознающее свою свободу, способное бороться за нее и достойную жизнь. Если прежде позволить себе философствовать могли преимущественно представители привилегированных социальных групп, то теперь все громче стали звучать голоса малообеспеченных и обездоленных людей, отвергающих сложившийся общественный порядок. Одним из них был Жан Жак Руссо. Преобладающая тема его произведений: происхождение социального неравенства и преодоление его. Жан Жак родился в Женеве, в семье часовщика. Музыкальные способности, жажда познания и стремление к славе привели его в 1741 году в Париж. Не имея систематического образования и влиятельных знакомств, он не сразу добился признания. Он принес в Парижскую академию новую систему записи нот, но его предложение было отвергнуто (позже он написал комическую оперу "Деревенский колдун"). Сотрудничая в знаменитой "Энциклопедии", обогатился знаниями и одновременно - в отличие от других просветителей - усомнился в том, что научно-технический прогресс несет людям лишь благо. Цивилизация, по его мнению, усугубляет неравенство между людьми. И наука, и техника хороши лишь в том случае, если опираются на высокую нравственность, благородные чувства и преклонение перед природой. За такую позицию Руссо резко критиковали "прогрессивисты". (Только в конце XX века стало ясно, насколько она верна.) При жизни его и восхваляли, и осуждали, подвергали гонениям. Некоторое время он скрывался в Швейцарии, а умер в уединении и бедности. Его крупные философские сочинения: "Рассуждения о науках и искусствах", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "Об общественном договоре, или Принципы политического права". Из философско-художественных произведений: "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь". Для Руссо путь цивилизации - последовательное порабощение человека. С появлением частной собственности и стремления иметь как можно больше материальных благ "стал неизбежен труд, и обширные леса превратились в веселые нивы, которые нужно было поливать человеческим потом и на которых вскоре взошли и расцвели вместе с посевами рабство и нищета. Великий переворот этот произвело изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия. В глазах поэта - золото и серебро, в глазах философа - железо и хлеб цивилизовали людей и погубили род человеческий". С необычайной проницательностью, словно сторонний наблюдатель, он обратил внимание на два коренных порока цивилизации: создание все новых, необязательных для нормальной жизни потребностей и формирование искусственной личности, которая старается "казаться", а не "быть". В противоположность Гоббсу (и в соответствии с исторической правдой) Руссо полагал, что состояние раздора и войны в обществе усиливалось по мере возрастания имущественного неравенства, конкуренции и жажды обогатиться за счет других. Государственная власть, согласно общественному договору, должна была стать гарантом безопасности и справедливости. Но она создала новую форму зависимости между власть имущими и подчиненными. Если данная государственная система обманывает ожидания народа и не выполняет своих обязательств, то народ имеет право ее свергнуть. Мысли Руссо вдохновляли революционеров разных стран, прежде всего Франции. Его "Общественный договор" стал настольной книгой Робеспьера. В те годы мало кто обратил внимание на серьезное предупреждение философа: "Народы! Знайте раз и навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук своего ребенка опасное оружие. Все скрываемые ею тайны от вас являются злом".

3. Отношения с Вольтером

К этому присоединилась ссора с Вольтером и с правительственной партией в Женеве. Когда-то Руссо называл Вольтера «трогательным», но на самом деле не могло быть бо́льшего контраста, как между этими двумя писателями. Антагонизм между ними проявился в 1755 г., когда Вольтер, по случаю страшного лиссабонского землетрясения, отрёкся от оптимизма, а Руссо вступился за Провидение. Пресыщенный славой и живя в роскоши, Вольтер, по словам Руссо, видит на земле только горе; он же, безвестный и бедный, находит, что всё хорошо.

Отношения обострились, когда Руссо, в «Письме о зрелищах», сильно восстал против введения в Женеве театра. Вольтер, живший близ Женевы и развивавший посредством своего домашнего театра в Ферне вкус к драматическим представлениям среди женевцев, понял, что письмо направлено против него и против его влияния на Женеву. Не знавший меры в своём гневе, Вольтер возненавидел Руссо и то глумился над его идеями и сочинениями, то выставлял его сумасшедшим.

Полемика между ними особенно разгорелась, когда Руссо был запрещён въезд в Женеву, что он приписывал влиянию Вольтера. Наконец, Вольтер издал анонимный памфлет, обвиняя Руссо в намерении ниспровергнуть женевскую конституцию и христианство и утверждая, будто он уморил мать Терезы.

Мирные сельчане Мотье взволновались; Руссо стал подвергаться оскорблениям и угрозам; местный пастор произнёс против него проповедь. В одну осеннюю ночь целый дождь камней обрушился на его домик.

Сентиментализм зародился в конце 20-х гг. 18 в. в Англии, оставаясь в 20-50-е гг. тесно связанным с просветительским классицизмом и с просветительским романом сентиментализма Ричардсона. Полного развития французский сентиментализм достигает в эпистолярном романе Ж. Ж. Руссо "Новая Элоиза". Субъективно-эмоциональный характер писем явился новаторством во французской литературе.

Роман "Юлия, или Новая Элоиза":

1) Тенденциозность произведения.

Изданный впервые в Голландии в 1761 году, роман "Юлия, или Новая Элоиза" имеет подзаголовок: "Письма двух любовников, живущих в маленьком городке у подножия Альп". И еще кое-что сказано на титульном листе: "Собраны и изданы Жан-Жаком Руссо". Цель этой нехитрой мистификации – создать иллюзию полной достоверности рассказа. Выдавая себя за издателя, а не за сочинителя, Руссо снабжает некоторые страницы подстрочными примечаниям (всего их 164), ими он спорит со своими героями, фиксируя их заблуждения вследствие бурных переживаний любви, исправляет их взгляды на вопросы морали, искусства, поэзии. В оболочке мягкой иронии верх объективности: автор якобы не имеет ничего общего с действующими лицами романа, он только наблюдатель, стоящий над ними беспристрастный судья. И в первое время Руссо добился своего: его спрашивали, действительно ли найдены эти письма, быль это иди выдумка, хотя сам же он выдал себя эпиграфом к роману и стиха Петрарки. "Новая Элоиза" состоит из 163-х писем, разделенных на шесть частей. Эпизодов в романе сравнительно немного по сравнению с громадной надстройкой, состоящей из пространных рассуждений на самые различные темы: о дуэли, о самоубийстве, о том, может ли состоятельная женщина помогать деньгами любимому мужчине, о домашнем хозяйстве и устройстве общества, о религии и помощи нищим, о воспитании детей, об опере и танцах. Роман Руссо наполнен сентенциями, поучительными афоризмами, и, кроме того, в нем слишком много слез и вздохов, поцелуев и объятий, ненужных жалоб и неуместных сочувствий. В XVIII веке это любили, по крайней мере, в определенной среде; нам это кажется сегодня старомодным и часто смешным. Чтобы прочитать от начала до конца "Новую Элоизу" со всеми отступлениями от сюжета, следует набраться изрядной дозы терпения, но книга Руссо отличается глубоким содержанием. "Новоя Элоиза" с неослабленным вниманием изучали такие требовательные мыслители и художники слова, как Н. Г. Чернышевский и Л. Н. Толстой. Толстой сказал о романе Руссо: "Эта прекрасная книга заставляет думать"