Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Школьная энциклопедия. Биография Опекушин произведения

Школьная энциклопедия. Биография Опекушин произведения

(16 (28) ноября 1838, деревня Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии, — 4 марта 1923, село Рыбницы ныне Ярославской области) — русский художник, скульптор-монументалист.

Фотография К.К. Булла. М.А. Опекушин

Александр Михайлович Опекушин работал в подмастерьях у скульптора Йенсена в Петербурге, затем учился в Академии художеств, получив диплом «классного художника» в 1869 году. Сперва завоевал признание как портретист. Он принял участие в создании монумента «Тысячелетие России» в Новгороде (1859-1862), вылепив для него фигуру Петра I, а также в работе над памятником Екатерине II в Петербурге (1862-1873), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур. В 1870-е годы уже в полной мере - причем именно в монументальном искусстве - развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время подкупающе-человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре — памятнике Пушкину для Москвы (1872-1880), который по праву стал самым популярным русским монументом 19 века.

Также среди его работ - памятники: Пушкину в Петербурге (1884), К.Бэру в Тарту (1886), Лермонтову в Пятигорске (1889), Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889), все осуществленные в традиционных материалах (бронза для фигуры, гранит для постамента). Наиболее грандиозными были памятники Александру II в Московском Кремле (1898) и Александру III близ храма Христа Спасителя (1912), демонтированные после Октябрьской революции (равно как и монумент Муравьеву-Амурскому).


Памятник Александру III близ храма Христа Спасителя (1912)


Александр III


Монумент «Тысячелетие России» (1859-1862)


Скульптурная группа на пьедестале памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге: В.Я.Чичагов,А.Г.Орлов-Чесменский, Г.Р.Державин, Е.Р.Дашкова. (1862-73)

    Опекушин, Александр Михайлович - Александр Михайлович Опекушин. ОПЕКУШИН Александр Михайлович (1838 1923), российский скульптор. Памятник А.С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа, М.Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889) и др. А.М.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1838 1923), рус. скульптор. Автор памятника А. С. Пушкину в Москве, О. создал и памятник Л. в Пятигорске (проект был признан лучшим на конкурсе 1883). Отлитый в бронзе, памятник открыт в авг. 1889 в гор. сквере, откуда открывается вид на горы.… … Лермонтовская энциклопедия

    Опекушин, Александр Михайлович скульптор, родился в 1840 г., сын крестьянина. Образование получил под руководством профессора Д.И. Иенсена, после чего занимался в Императорской Академии Художеств, которая, в 1864 г., присудила ему звание… … Биографический словарь

    Русский скульптор. Сын крепостного. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской Д. И.… … Большая советская энциклопедия

    - (1838 1923), русский скульптор. Учился в Рисовальной школе ОПХ и в скульптурной мастерской Д. И. Иенсена в Петербурге. Участвовал в создании (по проектам М. О. Микешина) памятника Тысячелетие России в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине … Художественная энциклопедия

    Опекушин Александр Михайлович - (1838—1923), скульптор. В Петербурге жил в 1850—1918. Учился в Рисовальной школе ОПХ и мастерской скульптора Д. И. Иенсена. Академик АХ (1872). Работал в области станковой («Пётр I», бронза, 1872, ГТГ) и монументальной пластики;… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1838 1923) российский скульптор. памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа. Создал также памятник К. М. Бэру в Тарту (1886), М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889) и др … Большой Энциклопедический словарь

    - (1838 1923), скульптор. В Петербурге жил в 1850 1918. Учился в Рисовальной школе ОПХ и мастерской скульптора Д. И. Иенсена. Академик АХ (1872). Работал в области станковой («Пётр I», бронза, 1872, ГТГ) и монументальной пластики; наиболее… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1838 1923), скульптор. Участвовал в создании памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в Санкт Петербурге (открыт в 1873) по проектам М. О. Микешина. Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической … Энциклопедический словарь

    Скульптор; род. в 1840 г.; образование получил под руководством профессора Д. Йенсена, после чего занимался в Императорской академии художеств, которая, в 1864 г., присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы… … Большая биографическая энциклопедия

Александр Михайлович Опекушин (1841-1923) - сын крестьянина-каменотеса Ярославской губернии. В 60-х годах он занимался в Академии художеств, но академии не окончил, хотя в 1873 году получил звание академика за статую «Петр I». В начале своей деятельности он участвовал в создании микешинского памятника «Тысячелетие России» и приобрел опыт монументалиста. Позднее им были выполнены девять статуй деятелей XVIII века для памятника Екатерине II в Петербурге, сооруженного по проекту Микешина. Две из этих статуй - Орлова-Чесменского и Чичагова - были созданы Опекушиным по собственным эскизам. Имя свое скульптор увековечил памятником А. С. Пушкину, сооруженным в 1880 году в Москве и поныне остающимся лучшим монументом поэту.

В 1889 году Опекушин воздвиг в Пятигорске памятник другому великому русскому поэту - М. Ю. Лермонтову. И эта его монументальная работа отличается серьезностью замысла и высоким качеством исполнения. Лермонтов изображен сидящим на скале в задумчивой позе, у ног его - книга, возле постамента внизу - лира и венок. Его лицо обращено к панораме гор, столь любимых поэтом.

В 1886 году Опекушин соорудил памятник знаменитому русскому естествоиспытателю Карлу Бэру на родине ученого, в городе Тарту. Проект этого памятника был удостоен первой премии на всемирном конкурсе. Более поздние произведения Опекушина - памятники Александру II и Александру III в Москве - не удались автору, в 1918 году они были сняты. Из других работ известны небольшие памятники Пушкину, Вяземскому и Жуковскому, сооруженные в 1913 году в парке имения Вяземских - Остафьеве.

Памятник Пушкину. Памятник поэту, одно имя которого вызывает в нас чувство гордости и благоговения. Он стоит, этот памятник, в центре Москвы, где родился великий поэт. У его подножия никогда не вянут живые цветы, к нему не зарастает народная тропа, поколение за поколением приходят сюда люди, чтобы поклониться Пушкину.

В 1860 году шла подготовка к пятидесятилетию Царскосельского лицея. Бывшие лицеисты, товарищи Пушкина предложили установить памятник в саду лицея. Но дело тогда не сдвинулось, и только через десять лет был образован специальный комитет по сооружению памятника. Комитет решил, что монумент нужно установить в столице - Петербурге.

Но царское правительство осталось верным себе по отношению к Пушкину - память опального поэта Александр II запретил увековечивать в Петербурге. Только после долгих переговоров комитет получил «высочайшее» разрешение на установку памятника в Москве.

Однако правительство демонстративно отказалось оплатить расходы, и пушкинский комитет был вынужден обратиться за помощью к народу. Подписной лист пошел из города в город, из губернии в губернию, по всем уголкам России, которая с энтузиазмом встретила весть о сборе средств на памятник любимому поэту. Деньги вносили люди разных сословий, разного достатка и положения в обществе - имя Пушкина было свято для всех русских людей.

«Делом общественной совести» назвал один из журналов того времени создание памятника Пушкину. Комитет по сооружению памятника объявил конкурс, и многие известные ваятели приняли в нем участие.

Скульптору Александру Михайловичу Опекушину было тридцать лет, когда газеты сообщили о конкурсе. Молодой мастер решил попробовать свои силы в такой ответственной работе, как памятник Пушкину. Он перечитывает произведения поэта, воспоминания о нем, изучает картины и рисунки, сделанные при жизни Пушкина. Несколько месяцев Опекушин напряженно работает над памятником - делает рисунки, лепит модели.

Наконец настал день открытия выставки конкурсных проектов. Большинство моделей, показанных в зале Петербургского опекунского совета, были отвергнуты. Проекты же, предложенные Александром Опекушиным, получили высокую оценку петербургских критиков. И все-таки первую премию не присудили ни одному из скульпторов. Решено было конкурс продлить. Через год, когда вновь открылась выставка конкурсных проектов на памятник Пушкину, жюри так и не назвало победителей. Предпочтение было отдано трем скульпторам - А. Опекушину, П. Забелло и А. Боку, чьи работы жюри отметило премиями.

Однако надо было решать, кому же все-таки поручить окончательное исполнение памятника. Специально созданная комиссия назвала имена Опекушина и Забелло.

Прошел еще год. Опекушин выставил на суд жюри шесть моделей, Забелло - четыре. Оба скульптора решали памятник в строгой, лаконичной манере. Однако при равных достоинствах модели Опекушина выигрывали в мастерстве исполнения. Трудный многолетний конкурс закончился блестящей победой Александра Опекушина.

Уже в глубокой старости Александр Михайлович Опекушин вспоминал о счастливых днях своей молодости, когда он работал над лучшим своим памятником: «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина. В течение ряда лет почти не спалось как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха!.. Каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, «вековечного памятника» человеку, который впитал в себя огромное количество красок и музыки жизни. Газеты кричали наперебой. Одна из них предлагала кончить конкурировать и отложить дело на двадцать-тридцать лет, вернее - ждать свежих художественных сил… В третьем конкурсе мой проект получил первую премию. Радость, конечно, для меня необычайная».

Сообщение о победе Опекушина было с одобрением встречено передовой частью русского общества. Но Академия художеств отнеслась к итогам конкурса без всякого энтузиазма. Когда Опекушин обратился в академию с просьбой предоставить мастерскую для работы, академическое начальство отказалось помочь молодому скульптору, ссылаясь на то, что памятник сооружается не по правительственному заказу, а по частной подписке.

Реакционная пресса, увидевшая в модели Опекушина покушение на каноны академического искусства, возмущенно обрушилась на победителя: «Чему же учат в Академии художеств, когда на Пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин!» Так писали респектабельные критики, но злобные их слова канули в Лету.

В трудной обстановке приходилось Опекушину завершать работу над памятником Пушкину. Но скульптор знал, что высшим судьей ему будет не Академия художеств, не император, не злопыхатели из различных «новостей» и «ведомостей», а народ - он один может принять или не принять труд ваятеля. И хотя предложенный им проект был доброжелательно принят жюри, Опекушин продолжал вносить поправки в памятник, понимая, какая ответственность перед будущим лежит на ваятеле «вековечного памятника».

Вскоре скульптура была отлита в петербургских бронзолитейных мастерских и привезена в Москву. Опекушин хотел установить памятник на Страстной (ныне Пушкинской) площади, но настоятель монастыря не пожелал перед входом в святую обитель видеть памятник вольнодумцу. Вероятно, отцы города сочли доводы монастырского духовенства основательными и отвели место для памятника у входа на Тверской бульвар.

Опекушина это решение очень расстроило, потому что статуя теперь будет стоять спиной к солнцу. Однако делать было нечего - пришлось согласиться.

Шестого июня 1880 года, в день открытия памятника, в Москве было пасмурно, шел дождь. Но тысячи людей, депутации со всех концов России, с цветами и венками двигались по московским улицам к Страстной площади. В городе царило праздничное оживление, каждый хотел быть свидетелем исторического события.

У трибун рядом с памятником - людское море. Кажется, что сюда пришла вся Москва, вся Россия. Здесь крупнейшие писатели и поэты - Достоевский, Тургенев, Островский, Аксаков, Писемский, Плещеев, Майков, Полонский…

Покрывало медленно сползает, падает к подножию пьедестала. Свершилось! Памятник Пушкину, о котором столько лет мечтали лучшие люди страны, предстал перед народом.

Задумчиво, чуть склонив голову, стоит поэт. Правая рука его заложена за борт сюртука, левая, откинутая назад, держит шляпу. На плечах широкий плащ с пелериной. Взор поэта обращен в землю, он словно ушел в себя, прислушивается к певучему ритму поэтических строк. Таким «преданным своим мечтам» посреди шумной улицы предстал июньским днем 1880 года Пушкин.

10 февраля 1937 года, в 100-летнюю годовщину гибели поэта, на Пушкинской площади собрались тысячи людей. В этот день состоялось второе открытие памятника Пушкину. В 1880 году при установке памятника на пьедестале были высечены строфы из пушкинского стихотворения в искаженном виде:

И долго буду тем народу я любезен,

Что прелестью живых стихов я был полезен
И милость к падшим призывал.

Царское правительство запретило тогда воспроизвести строчку «Что в мой жестокий век восславил я свободу». И только в столетие со дня трагической гибели поэта, в феврале 1937 года, на пьедестале появились подлинные стихи Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

А через тринадцать лет в истории памятника Пушкину произошло еще одно событие – памятник «переехал» с Тверского бульвара на Пушкинскую площадь. Ночью, когда вся Москва спала, мощные домкраты подняли монумент. На тележках его перевезли по рельсам к скверу в центре площади. Огромный поворотный круг развернул статую. Утром москвичи увидели памятник на новом месте – там, где мечтал его поставить Александр Михайлович Опекушин. Лицо поэта впервые было обращено к солнцу.


Подоконники moeller на подоконники podokonnik.pro .



Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов, памятников, а также скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов.

Он также работал над созданием ювелирных изделий: украшал светильники, вазы, ларцы, создавал декоративные скульптурные композиции из серебра, статуэтки, а для церкви выполнял скульптурные Распятия и киоты. Но в нашей статье речь пойдёт в основнои только о памятниках А. Опекушина.

Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Фигура Петра I выполнена скульптором Опекушиным
Для петербургского монумента императрице Екатерине II (скульптор М.О. Микешин) он выполнил семь больших фигур.

Фрагменты памятника Екатерине II. Санкт-Петербург. Фигуры выполнены скульптором Опекушиным А.М.
В 1872 г. он получил звание академика за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого.

Статуя Петра Великого
В этом же году он выполнил бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков. Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его за эти работы большой золотой медалью.

Бюст Петра I
Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из памятников был своеобразен и неповторим. Ченстоховский памятник был создан на пожертвования польского населения. К сожалению, многие памятники Опекушина не сохранились или были разрушены в годы советской власти. Особенно это касается памятников русским царям или историческим деятелям Российской империи.
Бронзовый памятник Александру II у южной стены Кремля не сохранился.

Памятник Александру II у южной стены Кремля
Не сохранился и бронзовый памятник Александру III возле Храма Христа Спасителя, созданный в 1912 г.

Памятник императору Александру III у Храма Христа Спасителя
Самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России (16 м) – памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске был уничтожен в 1925 г.

В конце 1980-х годов начался сбор средств на восстановление памятника Муравьёву-Амурскому, в Русском музее сохранилась модель памятника, выполненная А.М. Опекушиным. Работу по её воссозданию осуществил ленинградский скульптор, выпускник Академии художеств Л. В. Аристов.
31 мая 1992 г., в день рождения города Хабаровска, восстановленный памятник был открыт.
В г. Сумы (сейчас Украина) был установлен опекушинский памятник русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко, он также был уничтожен в 1920-х годах.

Памятник адмиралу Грейгу в Николаеве был открыт 21 мая 1873 г., а уничтожен после 1917 г.
А.С. Грейг в 1833 гг. был командующим Черноморским флотом; являлся основателем Пулковской обсерватории.
Самым известным творением А. Опекушина является памятник А.С. Пушкину.

Памятник А.С. Пушкину (1880)

Когда в середине 1872 г. был объявлен конкурс на лучший проект памятника Пушкину, Александр Михайлович Опекушин уже был известным скульптором и имел свою мастерскую. Приостановив все свои работы, он начал усердно изучать творчество поэта, хотя пушкинские стихи любил с детства. Изучал его портреты. Все художники отмечали, что необыкновенно живой и подвижный облик Александра Сергеевича запечатлеть было трудно. Перед Опекушиным стояла задача создать собственный, но узнаваемый образ поэта. В поисках образа Опекушин выполнил сотни рисунков.
Но жюри не выбрало ни один из проектов. Решено было провести еще один конкурс в 1874 г. Опекушин вновь принялся за работу и на новый конкурс представил четыре проекта.
Жюри признало и премировало на равных основаниях лишь двух скульпторов – П.П. Забелло и Опекушина. Теперь им предстояло вступить в соревнование между собой и участвовать в третьем конкурсе. Но совершенно неожиданно туда представили свои модели метры И.Н. Шредер и М.М. Антокольский.
В мае 1875 г. жюри окончательно присудило первую премию проекту Опекушина. Ему поручалась дальнейшая работа по выполнению памятника в натуре. В помощники по архитектурной части Опекушин выбрал себе зодчего И.С. Богомолова.
Но радость успеха омрачало непонимание некоторых современников. Даже известный ценитель искусства П.М. Третьяков в письме к Крамскому высказал мысль о том, что фигура Пушкина имеет «жалкий вид». Но самый большой и неожиданный удар Опекушин получил от Академии художеств, которая предложила скульптору немедленно очистить академическую мастерскую, где стояла в глине еще неоконченная статуя Нестора. «Летописец Нестор» был разрушен, и больше уже за него Опекушин не взялся.

Открытие памятника

К весне 1880 г. все работы по сооружению памятника были закончены. 6 июня 1880 г. была пасмурная погода, но она не помешала необыкновенному оживлению в городе. Уже за день до открытия памятника улицы Москвы усиленно патрулировались полицией и жандармерией, чтобы не допустить беспорядков. В праздничный день толпы москвичей устремились к Страстной площади, к началу Тверского бульвара, где, скрытый серым холстом, стоял монумент Пушкину. Когда серый холст стал медленно падать, несколько мгновений стояла тишина, а затем восторг, охвативший людей, прорвался с необыкновенной силой. Над площадью понеслось ликующее «ура». Великий поэт предстает перед народом таким, каким могли его видеть в жизни.
В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н.С. Тихонравов и В.О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых выступали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков и другие деятели культуры

Описание памятника

Пушкин одет в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Движения и поза фигуры отличаются непринужденностью и живостью, но в то же время благородной величавостью и возвышенностью образа. Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, – шляпа.
Удачно найден легкий наклон головы. На Тверском бульваре силуэт памятника хорошо воспринимался против солнца. Чудесная ритмичность движений, плавная певучесть общего контура монумента создали ему неповторимое обаяние.
Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». С правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

С левой стороны:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык.

В августе 1950 г., через 70 лет после открытия, памятник Пушкину был перемещен на новое место, в центр реконструированной площади, получившей имя поэта. Монумент повернули вокруг своей оси. При этом прежняя высота памятника в новом архитектурном окружении оказалась недостаточной. Пришлось создать бетонный фундамент, повысивший уровень основания монумента.
Новое месторасположение памятника несколько ослабило его прежнее лирическое восприятие. Но обращенный к солнцу монумент заиграл новыми красками и стал на площади центром притяжения.

Памятник М.Ю. Лермонтову (1889)

Памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. Бронза, гранит. Скульптор А.М. Опекушин
Это самый первый памятник поэту в России. Он и в наши дни является одной из главных достопримечательностей Пятигорска.
Идея установить памятник поэту в Пятигорске принадлежала одному из первых лермонтоведов поручику П. К. Мартьянову и главному арендатору Кавказских Минеральных Вод А. М. Байкову.
В 1871 г. император Александр II дал разрешение провести подписку на сооружение памятника. Взносы стали поступать с Лермонтовских чтений, концертов, лотерей. В 1881 г. объявили конкурс на лучший проект памятника. Его пришлось проводить в 3 тура, т.к. долго не могли определить победителя. На третий тур было представлено 15 проектов. Победил А.М. Опекушин, уже известный к тому времени как автор памятника А.С. Пушкину в Москве.
Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 г.
Бронзовая скульптура М.Ю. Лермонтова установлена на гранитном пьедестале, напоминающем своими формами скалу. За спиной поэта – гора Машук, у подножья которого завершился его земной путь. Впереди – Кавказский хребет и Эльбрус. У ног поэта – раскрытая книга, а на передней части пьедестала – бронзовый венок, лира и перо. В верхней части пьедестала надпись: «М. Ю. Лермонтову», а в нижней – «16 августа 1889 года».

Александр Михайлович Опекушин (1838-1923)

А.М. Опекушин родился в семье крепостного крестьянина, обладавшего художественными способностями резчика по дереву и ваятеля из глины. Мальчик перенял от отца талант, его заметили и в возрасте 12 лет отец с согласия помещицы отдал сына на три года в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников. Здесь мальчик проявил незаурядные способности, и его взял в свою скульптурную мастерскую в Петербурге преподававший в рисовальной школе профессор Д. Йенсен. В 1859 г. Опекушин получил вольную и смог поступить в Академию художеств. Затем женился.
Его талант заметил художник и скульптор М.О. Микешин и пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении памятника «Тысячелетие России» в Новгороде . Так постепенно Опекушин набирался опыта и становился одним из ведущих скульпторов Российской империи. Содержать большую семью ему помогал постоянный доход от выполнения декоративных скульптур: его изделия украсили интерьеры московских особняков, фасады театра Незлобина, Здание биржи в Москве и других государственных учреждений.

Особняк Елисеева в наши дни
В 1878 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировалось чеканное блюдо с историческими сценами, отлитое по модели Опекушина на московской ювелирной фабрике П.Н. Овчинникова.
Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882) совместно с М.О. Микешиным и архитектором Д.Н. Чичаговым он создал две парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть».
В 1884 г. Опекушин выполнил Царские врата для иконостаса Воскресенского собора Троице-Сергиевой Приморской пустыни.
До 1918 г. семья Опекушина проживала в Санкт-Петербурге в большом доме, рядом с домом была мастерская (она существует и доныне и используется в том же качестве).
Всё резко изменилось после революции.
Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Все опекушинские памятники русским царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в Московской городской думе. Он был сдан в запасники музея изящных искусств, а в 1952 г. тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день. Имя Опекушина даже не было упомянуто в многотомной «Истории русского искусства», хотя памятник Пушкину до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Москвы.
Он и три его дочери очень бедствовали. Под угрозой голодной смерти Опекушин обратился с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников за помощью.
Осенью 1919 г. больной и нищий, А. М. Опекушин вместе с дочерями за государственный счёт был отправлен в Ярославскую губернию к двоюродной сестре. В Рыбницах священник о. Иоанн предоставил им дом в бесплатное пользование. Выживать помогали местные жители. Академический паёк, выделенный Наркомпросом, начал поступать только в 1922 г.
Никто даже не вспомнил, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других известных памятников.

А.М. Опекушин. Памятник Карлу фон Бэру в Тарту
Карл Эрнст фон Бэр (1792-1876) – один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии, академик Петербургской академии наук, президент Русского энтомологического общества, один из основателей Русского географического общества. Происходил из прибалтийских немцев.
В начале 1923 г. А. М. Опекушин простудился и заболел воспалением лёгких и 4 марта скончался. Похоронен был на кладбище возле Спасской церкви села Рыбницы, где был когда-то крещён; только в 1972 г. здесь появилась скромная надгробная плита, а в 2012 г. выполнено надгробие из чёрного гранита с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Этот человек никогда не жил на Тверском бульваре, но о нем говорят все, кто проходит по бульвару, кто останавливается на Пушкинской площади.

Александр Михайлович Опекушин.

Родился он 11 ноября по старому стилю 1838 года в деревушке Свечине Даниловского уезда Ярославской губернии. Не думаю, что его отец, крепостной Михайл Евдокимович Опекушин не думал, что его сынишка, записанный под № 9 в поместье надворной советницы Ольхиной, будет известным российским скульптором. Ольхиной принадлежала вся семья Опекушиных. Она отпускала крестьян на отхожий промысел, и отец скульптора был опытным лепщиком на петербургском бронзолитейном заводе англичанина Кохуна. Лепка, ремесло каменотесов и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом крестьян Даниловского уезда. Михаил Евдокимович рано заметил талант сына и, с согласия своей помещицы Е.В.Ольхиной, отдает его в обучение лепкой в Петербург, где в 1850 устраивает его на учебу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.

В чужом, холодном Петербурге Опекушин работает мальчиком на побегушках в мастерской известного в то время скульптора Д.И.Иенсена. Его замечают, доверяют копировать гипсовые орнаменты. Когда умер отец Александра Михайловича, на его плечи свалилась забота о всей семье, оставленной в Ярославской губернии. Заработанные деньги Опекушин посылал родным, а оставшиеся крохи откладывал. Он хотел избавиться от крепостной зависимости, и за два года до манифеста 1861 Опекушин покупает себе свободу.

1862 стал поворотным в жизни А.М.Опекушина. Ему 24 года. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М.О.Микешин приглашает никому не известного молодого скульптора принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России.

Открытый 8 сентября 1862 памятник по количеству изображенных российских исторических деятелей явился самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства, став первым в нашей стране монументом, воздвигнутым не отдельной личности, а величию Государства Российского. Помимо Опекушина, в его сознании приняла участие целая плеяда даровитых отечественных скульпторов: Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий.

У подножия этого памятника помещены многочисленные фигуры русских военачальников, ученых, государственных деятелей и писателей, среди которых была фигура А.С.Пушкина. Это было первое по времени изображение поэта в монументальной скульптуре.

В то время у А.М.Опекушина было много работы, много заказов. Он делает бюст цесаревича Николая Александровича, за который получает диплом кадемика скульптуры, статую Петра Великого, бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков, памятник флотоводцу-адмиралу А.С.Грейгу в Николаеве, памятник Императрице Екатерине II в Петербурге (Опекушину принадлежат девять статуй сподвижников русской Императрицы).

И вот в 1873 году объявлен конкурс на памятник А.С.Пушкину в Москве.
Сохранились воспоминания А.М.Опекушина, свидетельствующие о тяжелой моральной атмосфере конкурсных лет: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, “вековечного памятника”». На торжествах по случаю открытия памятника выступили с речами почти все великие русские писатели того времени. Известна, например, знаменитая речь Ф. М. Достоевского. Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Этот памятник стал событием в жизни Москвы, да и всей России.

Опекушину принадлежат и менее известные памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913).

В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику К. Э. Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 ноября 1886. Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 августа 1889 в Пятигорске. Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) - самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м.

В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я.Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся модели памятник воссоздан в виде копии. Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губернии, в начале 1920-х по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия.
Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса». Менее известен московский опекушинский памятник Екатерине II (1896). После 1917 он был спасен от уничтожения скульптором С. Д. Меркуровым и др. представителями армянской диаспоры, ныне находится в Ереване. Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.

В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. По желанию Императора Александра III именно Опекушину было поручено создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал великий князь Сергей Александрович. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апреля 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи.