Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские игры  /  «Сикстинская мадонна». Шесть главных символов, зашифрованных в картине. Сикстинская мадонна рафаэля санти Сюжет картины сикстинская мадонна

«Сикстинская мадонна». Шесть главных символов, зашифрованных в картине. Сикстинская мадонна рафаэля санти Сюжет картины сикстинская мадонна

"Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском" (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Солли" (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Пасадина" (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения - городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.

"Мадонна с младенцем на троне и святые" (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

"Мадонна Диоталлеви" (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу - Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. "Мадонна Диоталлеви" датирована 1504 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения. В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино - учителя Рафаэля.

"Мадонна Конестабиле" (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас "Мадонна Конестабиле" находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). "
Мадонна Конестабиле" считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

"Мадонна Грандука" (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

"Малая Мадонна Коупера" (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

"Мадонна Терранува" (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев - итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Ансидей" (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Мадонна Ансидей. Деталь

"Орлеанская Мадонна" (Madonna d"Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.

Картина Рафаэля "Святое семейство с безбородым святым Иосифом" (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Картина Рафаэля "Святое семейство под пальмой" (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

"Мадонна в зелени" (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

"Мадонна с щеглёнком" (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.

"Мадонна с гвоздиками" (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. "Мадонна с гвоздиками", как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. "Мадонна с гвоздиками" Рафаэля - вариант "Мадонны с цветком" Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Прекрасная садовница" (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.

Картина Рафаэля "Святое семейство с агнцем" (Sacra Famiglia con l"agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.

Картина "Святое семейство Каниджиани" (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Картина Рафаэля "Мадонна Бриджуотер" (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

"Мадонна Колонна" (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Эстерхаци" (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).

"Большая Мадонна Коупера" (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и "Малая Мадонна Коупера", картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

"Мадонна Темпи" (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). "Мадонна Темпи" - одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.

"Мадонна делла Торре" (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Мадонна Альдобрандини" (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев - семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Мадонна в голубой диадеме" (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).

"Мадонна Альба" (Madonna d"Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы - герцогини Альба. "Мадонна Альба" долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

"Мадонна с вуалью" (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.

"Мадонна из Фолиньо" (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке. Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

"Мадонна с канделябрами" (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

"Сикстинская Мадонна" (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа - святая Варвара. "Сикстинская Мадонна" находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

"Мадонна дель Импанната" (Madonna dell"Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними - святая Елизавета и святая Екатерина. Справа - Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

"Мадонна в кресле" (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

"Мадонна в шатре" (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).

"Мадонна с рыбой" (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.

"Прогулка Мадонны" (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).

Картина Рафаэля "Святое семейство Франциска I" (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца - короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном - Иоанном Крестителем. Позади - фигуры двух ангелов.

Картина Рафаэля "Святое семейство под дубом" (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

"Мадонна с розой" (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью "Agnus Dei" (Агнец Божий). Позади всех - святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

Картина "Малое святое семейство" (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа "Малым святым семейством", чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины "Большое святое семейство" ("Святое семейство Франциска I").

Raffaello Santi или Raffaello Sanzio

Итальянский живописец и архитектор. График, представитель умбрийской школы.

Рафаэль рано потерял родителей. Мать, Марджи Чарла, умерла в 1491, а отец, Джованни Санти, умер в 1494.

Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов

С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела́нджело Буонарро́ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках.

Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки.

В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.

Рафаэль был еще и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.

Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Художник прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. Под одной, версии, из-за лихорадки. По другой, - из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Все его картины, по отдельности – шедевры. Но мы сегодня вам расскажем о картине под названием “Сикстинская мадонна”.

С икстинская мадонна

Madonna Sistina

Картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Из всех картин самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512-1513).

Эту картину заказал Юлий II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. «„Сикстинская мадонна“ поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне - это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника - заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии.»

«Одной картины я хотел быть вечный зритель», – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне».

Этот шедевр Эпохи Возрождения был впервые написан художником без помощи его учеников и показывал Богоматерь, которая буквально сходит ко зрителю, обращая на него свой мягкий взгляд.

Многие говорили, что картина создавалась в то время, когда Рафаэль переживал личное горе, поэтому он вложил свою печаль в образ прекрасной девы с грустными глазами. Во взгляде матери зритель способен прочитать волнение и смирение – чувства, вызванные предвидением неизбежной трагической судьбы собственного сына. Мадонна трепетно прижимает к себе дитя, словно ощущая минуту, когда ей придется оторвать от сердца нежного младенца и представить человечеству Спасителя.

Изначально «Сикстинская Мадонна» задумывалась как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста. В то время для подобной работы мастера «набивали руку» на деревянной доске, но Рафаэль Санти изобразил Богоматерь на холсте, и вскоре ее фигура величественно возвышалась над полукруглым хором церкви.
Свою Мадонну художник изобразил босой, укрытой в простое покрывало и лишенной ореола святости. К тому же, многие зрители отмечали, что женщина держит ребенка на руках так, как это делали простые крестьянки. Несмотря на то, что Дева лишена видимых атрибутов высокого происхождения, другие герои картины встречают ее как царицу.

Юная Варвара взором выражает благоговение перед Мадонной, а Святой Сикст преклоняет перед ней колени и протягивает руку, которая знаменует собой символ явления Богоматери людям. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». На самом деле, наличие лишнего пальца – всего лишь иллюзия, и зритель видит внутреннюю сторону ладони Сикста.

Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем. Карл Брюллов.

Вокруг этой картины складывают множество легенд.

Одна из них гласит, что прототипом легендарной Мадонны стала Форнарина – любимая женщина и натурщица художника. Но в дружеском письме к Бальдассаре Кастильоне мастер говорил, что создавал образ совершенной красоты не с определенной девушки, а синтезировал свои впечатления от многих красавиц, которых суждено было встречать Рафаэлю.

По словам Стама, «его лоб (младенец христос) не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие. Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев - еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста - покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине XVIII века ее не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увез ее в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально - купить это полотно или другое, главное - кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.

Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращен вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Источник-интернет

“Сикстинская мадонна” – тайна картины великого итальянского художника Рафаэля Санти обновлено: Декабрь 1, 2017 автором: сайт


Рафаэль «Сикстинская мадонна»:
История картины

Рафаэль был счастливым художником Поглощенный обилием почетных и грандиозных заказов, прославляемый своими почитателями, он работал быстро и радостно. Никогда творчество не было для него горькой мукой.

Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». В тех же целях некоторые художники Возрождения обращались к старинным народным преданиям и расцвечивали их красками своего воображения.
На картине Рафаэля явление Мадонны умершему папе Юлию II превратилось в явление ее людям, о котором и рассказывалось в старинных сказаниях. В таких легендах находили свое выражение чаяния народа о справедливости, желание и потребность простых людей представить небесную царицу и покровительницу в непосредственной близости. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды.

В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля до сих пор многое окутано тайной. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости- на голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Наоборот, на ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы, и, в сущности, это простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки. Но эту босоногую женщину ветре чают, как царицу - владычицу небесную. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Земной владыка, как волхвы перед рождественскими яслями, обнажил свой лоб, и перед зрителем предстает почти дрожащий от волнения старичок.

Другие исследователи полагают, что в этой торжественной Мадонне, наоборот, нет ничего земного- это божество, облеченное в человeческую форму Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные Окруженная сонмом ангелов, стоя на облаках, Мадонна представляет миру своего божественного Сына.

Разные поколения, разные люди усматривали в «Сикстинской мадонне» каждый свое. Одни видели в ней только религиозное содержание, другие - скрытую в ней нравственную философию, третьи ценили в ней художественное совершенство. Но три этих аспекта неотделимы друг от друга

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился, как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо - «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке - «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов - немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам

Парапет внизу картины - единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины - явление Богоматери людям.

С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, - сразу разрушится гармония целого. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии.
Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария - заступница человеческая - несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю.

Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны, и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед, ибо «не мир принес Я вам, но меч...». Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. . Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле:
«Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который "Предчувствует свою великую будущность».

Рассказывают, что «Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжелое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны - наисовершеннейшее воплощение идеала в христианстве. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нем черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью.

«Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден - к «Сикстинской мадонне». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

В.А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как, воплощенном чуде, как, поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит...
И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось». А.С. Пушкин знал картину по гравюрному воспроизведению, и она произвела на него очень сильное впечатление. Поэт неоднократно вспоминал о рафаэлевском шедевре, и, воспевая задумчивые глаза застенчивой красавицы, он уподобляет ее ангелу Рафаэля.

Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф.М. Достоевский. Однажды он горячо возмущался, когда в его присутствии некий художник профессиональным языком стал разбирать художественные достоинства картины. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля.
Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны.
Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла.
Степан Трофимович, наоборот, чувствует настоятельную потребность писать об этом шедевре, но ему так и не суждено было выполнить свое намерение.
Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения.

«Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники.
Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».
А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля:
«Это что-то действительно почти невозможное...
Была ли в действительности Мария такая, какою она здесь изображена, этого никто никогда не знал и, разумеется, не знает, за исключением современников ее, которые, впрочем, ничего нам хорошего о ней не говорят. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества... Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц6... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль».

А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи.
«Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика - рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. В одно мгновение он мог вспыхнуть, и...
Когда ящик открыли, перед людьми предстала, широко раскрыв лучезарные глаза, женщина дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки...
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

О чем говорит мне эта картина? «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

О чем говорит мне эта картина?

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля.
Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Марина Хайкина выбирают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Сикстинская Мадонна» (Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия) написана Рафаэлем Санти в 1514 году по заказу папы Юлия II. Работа предназначалась для бенедиктинского монастыря Святого Сикста.

Марина Хайкина, искусствовед:
«МЫ ВСТУПАЕМ В ДИАЛОГ С БОЖЕСТВЕННЫМ»
«Cквозь приоткрытый занавес Мария с Младенцем на руках сходит нам навстречу по облакам, в которых угадываются херувимы. Мадонна смотрит прямо на зрителя, и мы встречается с ней взглядом. Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. Внизу холста изображен мраморный парапет, из-за которого задумчиво выглядывают два ангела - самый тиражированный и известный образ эпохи Возрождения. Считается, что Рафаэль на улице увидел двух этих мальчиков, мечтательно застывших у витрины булочной, и перенес на свое полотно. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) - его племянницу Джулию Орсини.

Обилие воздуха дает ощущение свободы и легкости, которые у Рафаэля сопровождают торжественный момент. Прямая связь между земным и небесным, связь взглядов подчеркивается театральностью композиции: мы видим занавес, карниз, на который он крепится, все это похоже на сцену, где совершается действо. Главным оказывается момент божественного явления, момент, который художник вправе изобразить, а зритель имеет право в нем участовать. Здесь у Рафаэля не было предшественников. Раньше художники изображали одну или две фигуры, которые указывали на Мадонну и тем самым вовлекали зрителя в картину. Здесь все решено по-иному. Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. Речь идет не о том, как представляют себе божественное верующие, а о его явлении и диалоге с ним. Решиться на воплощение такого диалога мог только художник Возрождения - творец, считавший себя равным Богу. Именно поэтому Микеланджело посмел изобразить то, как Бога и человека связывает неразрывная нить, Леонардо поместил Иисуса вровень с трапезничающими монахами, а Рафаэль посмотрел в глаза Мадонне».


, психоаналитик:
«ОН ЗНАЕТ, ЧТО НЕ СМОЖЕТ ЕЕ УДЕРЖАТЬ»

«Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ - он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу… Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Ключевое слово тут «беспокойство». Многие исследователи писали о тревоге, исходящей от картины, объясняя ее тем, что Рафаэль хотел передать боль матери, предвидящей страдания сына. Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). Их взгляды жадно устремлены на Мадонну. Почему все они находятся за занавесом? Собирается ли художник впустить этих людей или, наоборот, хочет поскорее закрыть занавес, чтобы оставить их там и защитить от их взглядов Мадонну? Если присмотреться, там много взрослых, мужских лиц с открытыми ртами, мало похожих на ангелов. Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». Чтобы понять смысл, бессознательно вложенный Рафаэлем в этот фон, надо знать историю создания картины. Считается, что прообразом Мадонны служила любовница Рафаэля - Маргерита Лути, дочь булочника. Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал. Я предполагаю, что неосознанно в этих лицах за спиной Мадонны Рафаэль изобразил тех мужчин, которые роились вокруг нее и желали ее соблазнить. По всей видимости, художник обвинял именно их. А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить.И тому тоже есть причина. Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. А спустя три года умер его отец. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали. Второй ангелочек устремляет взгляд, полный надежды, к Мадонне, как бы веря в воскрешение умершей матери. Интересно, что прообразом этих двух ангелочков стали два мальчика, смотрящие на витрину недоступной для них булочной. Это важнейшее обстоятельство, если мы вспомним, что любовницей Рафаэля была дочь булочника. Рафаэль надеялся обрести потерянную мать в своей возлюбленной и одновременно был уверен, что он потеряет ее, так же как свою мать. И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине. Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Так что я чувствую в картине двойное напряжение - мужскую страсть, сжигающую ревность и глубочайшую детскую боль от потери матери, наивную мечту о ее воскрешении. Возможно, сознательно рисуя страдание Мадонны, предвидящей потерю сына, бессознательно он вкладывал в эту картину иной смысл - свою собственную обреченность и знание, что он не сможет удержать свою женщину ни как любовницу, ни как мать».


Рафаэль Санти (1483-1520), итальянский живописец, график, архитектор эпохи Возрождения. Работал в Перудже, Урбино, Флоренции. В 25 лет переехал в Рим, где был назначен официальным художником папского двора. На протяжении всей жизни писал мадонн (известны 42 картины), многофигурные композиции, портреты. Шесть лет руководил строительством собора св. Петра в Риме.

Кто сегодня самый популярный художник эпохи Возрождения?

Конечно же, Леонардо да Винчи , – ответите Вы, и будете абсолютно правы. Однако так было не всегда. Долгое время им считался Рафаэль Санти из Урбино .

Все Художественные Академии Европы и всего мира после принятия классицизма в искусстве как главной идеологии на многие столетия взяли произведения Рафаэля как образец. Все мастера живописи вплоть до середины XIX века были уверены, что творчество Рафаэля – это венец совершенства в искусстве, пик гениальности человека-творца, который, в принципе, превзойти невозможно. И если это так, то надлежит идти путем мастера и, насколько позволяет собственный талант, принимать его манеру.

Для немецких романтиков в творчестве Рафаэля заключалась божественная воля и столпы мироздания. И только с помощью божественной воли автору удалось взглянуть на первоосновы существования и запечатлеть их в своих гениальных творениях.

Лучшее творение Рафаэля – «Сикстинская Мадонна» , хранящаяся ныне в Галерее Дрездена , в Германии. Это суть всех идеалов и мечтаний Ренессанса. Это совершенное совершенство законченных форм, контуров и цветов. В ней нет таинственной напряженности и интриги, спрятанной в дымке «сфумато» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» – это бесконечная прекрасная божественная простота.

Написание «Сикстинской Мадонны» относится к 1512 году , когда Папа Юлий II, известный своей любовью к живописи, заказал молодому мастеру изображение Пресвятой Девы для главного алтаря церкви Святого Сикста в Пьяченце. Это был поразительный успех для автора – ему еще не было и 30, а успех и признание уже повсюду сопровождали его.

В отличие от всех последующих работ, «Сикстинская мадонна» работа исключительно самого Рафаэля, которую не коснулась кисть ни одного их его учеников. Особенным делает эту картину и то, что здесь использована техника написания на холсте, тогда как большинство произведений эпохи Рафаэля выполнены на дереве. Более того, не сохранилось ни одного эскиза к этому полотну, что как будто подтверждает версию о божественном озарении Рафаэля.

Сиктинская мадонна

… Из раскрытого занавеса сияют лазурно-голубые небеса. По облакам, как по снегу, легко ступает, приближаясь к нам, прекрасная Дева. На ее руках младенец Христос, лицо его охвачено болью и ужасом, но Мария задумчива и грустна. Печальное будущее открывается их взору – картины смертной казни Божьего Сына во искупление всех грехов человечества. Такая трактовка картины отнюдь не метафорична. В течение многих столетий, находясь на алтаре церкви Святого Сикста , Мария и младенец взирали на алтарное распятие. На полотне присутствуют также Святой Сикст (возможно в этом образе изображен сам Папа Юлий II) и Святая Варвара , которые простирают руки к Пречистой Деве и младенцу. Два беззаботных ангелочка на нижнем ярусе полотна, словно противоречат общему настроению картины, однако вплетены в сюжет настолько мастерски, что до сих пор пользуются популярностью у художников и дизайнеров всего мира.«Сикстинская Мадонна» находилась в церкви в Пьяченце до 1754 года , курфюрст Саксонии выкупил ее для музея в Дрездене, где она находится по сей день.