Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Собаки в истории живописи. Верные четвероногие друзья: Портреты братьев наших меньших в мировой живописи Символы в картинах человек с собакой

Собаки в истории живописи. Верные четвероногие друзья: Портреты братьев наших меньших в мировой живописи Символы в картинах человек с собакой

– Зачем здесь дикая собака? Жена ответила: Этот зверь уже не называется дикой собакой. Его имя – Первый Друг. Собака станет нашим другом всегда, всегда, всегда. Когда ты пойдёшь охотиться, позови её с собой. (Р. Киплинг) В зороастризме собака – по значимости и святости – следующее после человека существо. Особенно было важно кормление собаки. Всю п

ищу, которую получает собака, получают и умершие предки. Поэтому собак кормили исключительно хорошо, они питались наравне со своими хозяевами. Собака – спутник. И потому она ведёт человека при сете дня его жизни, и сопровождает после смерти. Символов и ассоциаций, связанных с собаками – великое множество. Столь же разнообразны и картины с собаками, представленные в данном разделе. Тут вы найдёте и охотничьих собак на картинах. Они отдыхают после тяжкого трудового дня, или, напротив, находятся в пылу погони за зверем. Такие картины – идеальны для мужской «берлоги» или для охотника. Любители маленьких декоративных собачек тоже могут подобрать картину по вкусу. Тут вам и померанцевые шпицы, и карликовые пудели, и царственные левретки. Деткам наверняка понравятся картины с щенками. Холст маслом, собаки на котором ведут свою привычную жизнь – это весомая деталь интерьера в любом стиле – от хай-тека и модерна до классического и стиля кантри.

Детям о живописи


Терентьева Наталья Сергеевна,учитель ИЗО и технологии МОУ "Шерагульская ООШ" , Тулунского района, д. Новотроицк.
Описание работы: материал может быть полезен учителям изо, воспитателем детского сада, руководителем изостудий. Данная тема может стать исследовательской работой школьников.

Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными.


До нас дошли барельефы собак Древнего Египета, керамика с рисунками собак Древней Греции и Древнего Рима.



Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Любовь к собакам у живописцев всех стран и эпох родилась неспроста. Собака пожалуй самое близкое к человеку животное. Собака в картинах художников это друг, спаситель, помощник.
Существует множество высказываний великих людей посвященных этому бескорыстному существу.
Вот некоторые из них.
Собака святая. Она по природе своей непосредственна и честна. Она чувствует, когда не до неё, и может часами неподвижно лежать, пока её кумир занят. Когда же хозяин опечален, она кладёт ему голову на колени. “Все тебя бросили? Подумаешь! Пойдём погуляем, и всё забудется!” Эксел Мант.
Людям трудно даётся счастье. Они замыкаются в себе, попадают в просак. Они сами не знают, что им нужно, и грустят, грустят… У собак таких сложностей нет. Они знают, что счастье – это когда что-то делаешь для других. Собаки делают всё, что в силах, лишь бы угодить своему двуногому другу, и счастливы, если это им удаётся. Джон Ричард Стивенс.
Собаки, храни их Бог, считают, что человек – существо слабое, беззащитное, нуждается в постоянной любви и заботе. Лизнёшь невзначай руку, потрёшься мохнатой мордой о ногу, и бедный хозяин знает: друг не покинет его в беде. Мэри Макгрори.
Любишь меня – люби мою собаку. Связь между человеком и собакой может исчезнуть только с жизнью… Э. Сетон-Томпсон.
Благоговение – чувство, испытываемое человеком к Богу и собакой к человеку. Амброз Бирс.
Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. Илья Ильф.
Лучшее, что есть у человека, – это собака. Туссен Шарле.
У собак лишь один недостаток – они верят людям. Элиан Дж. Финберт.
Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой. Антон Чехов.
Собака есть единственное животное, верность которого непоколебима. Ж. Бюффон.
Возможность выбрать родственника выпадает человеку только один раз в жизни - когда он заводит собаку.Марк Сигал.
Собака - это единственное существо на свете, которое любит тебя больше, чем себя.Джош Биллингс.
В собаке собрано все лучшее,что может быть в человеке! Этьен Шарле.
Тот, кто говорит, что счастье не купишь, никогда не покупал щенка. У.П. Лэмптон
Лучшее, что есть у человека - это собака. Туссен Никола Шарле.
Боже, сделай меня тем, кем я кажусь моей собаке... Я.Вишневсий.

Вернемся к художникам. Представляю подборку картин с изображением собак.
Приятного просмотра!
А. Брюллов. "Портрет Н.С. Голитциной".


Пабло Пикассо. "Мальчик с собакой".


Эдвин Ландсир. "Спасенная".


Чарльз Бартон Барбер. " По пути из школы".


Гарольд Пиффард. " Хочешь кусочек? Скажи "гав"!".


Ф. Гойя. "Снежная буря".


Джон Эммс. " Фоксхаунды и терьер на конюшне".


Мурильо. " Мальчик с собакой ".


Антон Ван Дейк. "Дети короля Карла I ".


Филипп Рейнегл. " Портрет необычной музыкальной собаки".

Собака очень много значит в жизни человека. Это один из древнейших его спутников. Неудивительно, что в животные нередко изображались как на полотнах, так и в скульптуре. Художники просто не могли исключить этот образ из жизни. Картины с собаками выполнялись в разных техниках, стилях, в прямом и метафорическом смысле. Полотна с их изображением висят в музеях, составляют предметы частных коллекций. Подробнее о некоторых из работ можно узнать из этой статьи.

Артур Элси

Художник творил в то время, когда стало популярным изображать сцены домашней жизни. Стремительно растущий средний класс предпочитал видеть что-то более привычное. Особым вниманием пользовались сюжеты, где главными героями выступали маленькие дети. Чаще всего на картинах их изображали в процессе игры с домашними животными.

Среди других художников, работавших в этом направлении, наиболее известным был Артур Джон Элси. Его работы изображали тихие, милые и теплые сюжеты и еще при жизни творца получили огромную популярность.

Полотно под названием «Спокойной ночи» наполнено домашним уютом и радостью. На нем изображена маленькая девочка в сорочке, которую мама или няня ведет в кровать. На прощание ребенок машет рукой большой собаке породы сенбернар и двум маленьким щенкам.

Здесь тесно соприкасаются жизнь человека и животного. Взрослая собака спокойно глядит на уходящего ребенка, а щенята еще не совсем отошли от предыдущей игры. Вероятно, они также вскоре отправятся спать.

Федор Решетников

Еще одна картина с собаками на реалистичную тему. Название - «Опять двойка». Здесь собака не выступает главным персонажем картины, но является ее неотъемлемой частью. Все герои полотна огорчены тем, что мальчик снова пришел домой с плохой оценкой, но лишь собака искренне рада видеть своего друга. Ей неважно, как хорошо ребенок учится, ведь она весь день ждала его возвращения. Верный четвероногий друг разделит с мальчиком как веселые минуты игр, так и суровое наказание.

Кассиус Кулидж

Невозможно говорить о картинах про собак и не вспомнить об одном из самых известных полотен - «Собаки, играющие в покер». Ее автор Кассиус Кулидж был популярным художником-карикатуристом. Один из сюжетов в его исполнении - собаки, которые изображены в «человеческих» ситуациях.

Вместе эти полотна образуют серию из 16 картин. Именно они принесли художнику славу. Картины были написаны на заказ рекламного агентства Brown & Bigelow, которому потребовались иллюстрации для календаря одной сигарной компании.

Никаких конкретных требований и ограничений по сюжету не выдвигалось, поэтому Кулидж воплотил смелую и оригинальную идею - представил хорошо знакомые ситуации из жизни людей, но с одним существенным отличием - героями выступили собаки различных пород.

На одной из иллюстраций маленькие бульдоги играют в покер против «серьезных» соперников. Те держат себя чинно, но все время терпят поражение, а вот два мелких соперника жульничают и срывают солидную сумму. Две картины «Смелый блеф» и «Ватерлоо» показывают одну сцену. На первой сенбернар с помощью блефа хочет получить весь выигрыш, а на второй его партнеры по игре возмущены тем, что поддались, а карты у сенбернара оказались далеко не крупными.

Томас Бликс

Любимым развлечением аристократии 18-19 вв. была охота. Это увлечение стало популярным как в России, так и за рубежом. Одним из художников, который написал много с собаками, был Томас Блинкс.

Его работы нередко выставлялись в галерее Королевского общества Великобритании, а также в Академии. Художника отличало мастерство изображения охотничьих собак во время погони, отдыха.

Картины Блинкса очень точно передают красоту природы, азарт, который возникает во время погони за добычей, напряженность как животных, так и людей.

Артур Вардл

Британский художник, который часто делал животных героями своих картин. Изображал как диких зверей, так и домашних. У Варлда много картин с собаками. Одна из них носит название «Дневная прогулка».

На ней мы видим молодую даму в прелестном платье, которая мечтательно смотрит вдаль. Ее окружают три собаки разных пород. Самую маленькую из них дама держит на руках.

Все здесь просто и легко. Ощущаются изменения в искусстве, когда потребности аудитории начали диктовать художникам, что именно должно быть изображено на картинах, если они хотят продать ее.

Сэр Эдвин Ландсир

Он один из наиболее известных живописцев викторианской эпохи, любимый автор королевы Виктории. Он был также прекрасным скульптором. Его львы, что украшают Трафальгарскую площадь, стали настоящим символом этого места.

В 19 веке ученые все больше интересовались наличием разума у животных. Именно поэтому в своих произведениях Ландсир изображает собак в состоянии сильнейших эмоций, придавая чертам сходство с человеком.

На своих полотнах художник часто писал одну и туже породу собак. Позднее эту разновидность ньюфаундленда назвали в честь Ландсира.

К примеру, картина «Спасенная». На ней собака вытащила из воды девочку, которая лежит без сознания. Животное измождено и напугано тем, что ребенок может не очнуться. Собака умоляюще смотрит вверх, аналогично тому, как мы порой смотрим в небо в тяжелые минуты и просим помощи.

Филип Рейнгел

Не только британские художники имели страсть к изображению животных. Одна из с собаками принадлежит кисти шотландского живописца Филипа Рейнгела и называется она «Портрет необычной музыкальной собаки».

На ней изображен четвероногий исполнитель с очень серьезной и сосредоточенной мордочкой. Складывается впечатление, словно художник отвлек его от важной репетиции или процесса сочинения своей просьбой немного попозировать. Рейнгел умело расставил акценты: ведь шерсть собаки темно-шоколадного цвета, и только несколько пятен на морде позволяют ясно различать черты животного.

Б. Адам

Этот художник создал особую картину собаки со щенятами. В сарае или на сеновале, где ей отведено место, мама со своими малышами отдыхает вдали от суеты и шума. Кажется, будто она смотрит на зрителя настороженно, допуская его достаточно близко, но все же готовясь при необходимости защитить потомство.

Щенята, нарезвившись вдоволь и сытно поев, разместились возле мамы и лениво дремлют. Интерес вызывает также цветовая гамма картины: сочетание рыжих, коричневых и черных тонов усиливается солнечным светом, пробивающимся в помещение.

В отличие от предыдущих художников, Б. Адам не придает морде или же выражению глаз животного сходства с человеческими. У него собака изображена реальнее, но от этого она не менее прекрасна.

Антон Ван Дейк

Фото картины с собакой этого художника нетрудно найти в сети. Ван Дейк знаменит не одним полотном. Его мастерство проявляется не только в потрясающей технике, но и в тонкостях композиции.

В центре картины сидит огромный пес породы мастиф. Мы видим, что это верный и преданный друг семейства. Однако его шерсть изображена так, что, несмотря на внушительные размеры, взгляд зрителя ненадолго задерживается на животном. Куда больший интерес представляет лицо юного принца. Цвет его костюма контрастирует с собакой, а глаза приковывают внимание. Осмотрев всех остальных детей, мы следим за рукой младенца, указывающего на животное, и снова возвращаемся к нему.

Картины с собаками играют важную роль в развитии искусства. С их помощью художники могли предавать атмосферу тепла и уюта, благополучия и достатка, движения и скорости. Недаром эти животные так долго идут с нами рядом.

Английского анималиста Чарльза Бартона Барбера любят многие авторы дневников и блогов, часто его симпатичные собаки в компании ребятишек мелькают на страницах дневников тех, кто любит животных. Сегодня мне хочется обратить внимание на одну из картин художника, связанную со старинной английской легендой. Заодно расскажу и о самом художнике, и помещу "дайджест" его понравившихся картин. Итак, начнем с заинтересовавшей меня картины и самой легенды...

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Gelert. 1884 г. Reading Museum, United Kingdom

Согласно этой легенде, ирландский волкодав по кличке Гелерт был любимой собакой правителЯ королевства Гвинед и принца Уэльского Лливелина Великого (Llywelyn ap Iorwerth, 1173-1240). Собаку подарил принцу в 1210 году английский король Джон (Иоанн) Безземельный (John Lackland, 1167-1216). Принц Уэлльский был удостоен этой особой награды за то, что в одной из битв прикрыл короля собственным телом, отразив удар вражеского копья.
Щенок быстро рос, став лучшим другом сына Лливелина – Ричарда, мать которого умерла при его родах. Они были неразлучны, огромный волкодав стал для мальчика товарищем его игр и заботливой нянькой. В описании того рокового дня историки расходятся в возрасте юного принца Ричарда, одни описывают его младенцем, другие пишут, что мальчику было уже около пяти лет. А произошло вот что.

Однажды осенним утром Ливелин отправился на охоту. Возвратившись домой, он поспешил в комнату сына, увидел перевёрнутую колыбель ребенка, но Ричарда нигде не было. Принц и слуги обыскали весь замок, но мальчика не нашли. И тут Лливелин увидел вбежавшего в зал Гелерта, весело помахивающего хвостом. Морда пса была перепачкана кровью. Исчезновение сына, окровавленная морда Гелерта, громкие крики вдовы брата - леди Гвендолен, кричавшей: «Это он! Это этот проклятый пес загрыз Ричарда!» - все это привело к решению, что собака загрызла его маленького сына, оставшегося без присмотра. В порыве гнева и отчаяния принц выхватил из ножен меч, и острым клинком рассек голову Гелерта, как раз между глазами, так преданно смотревшими на своего хозяина. Собака скончалась на месте.
- Ваше высочество! - крикнул вбежавший дворецкий. - Там... Там... - задыхаясь, добавил он, указывая на дверь главного входа. Принц, отшвырнув окровавленный меч, вышел на крыльцо, готовясь увидеть самое худшее. За выступом стены он обнаружил своего сына, целого и невредимого, а возле него - распластанное на траве тело огромного волка с перегрызенным горлом. Мальчик подбежал к отцу и сказал, указывая на волка: Это Гелерт загрыз волка! Лливелин упал на колени и заплакал, не стыдясь своих слез.
По другой версии, Лливелин в спальне сына, увидев, что пасть Геллерта, находившегося тут же, рядом с пустой колыбелью, испачкана кровью, поспешно решил, что пес напал на ребенка и съел его, в приступе гнева выхватил меч и убил собаку. Но через мгновение принц услышал плач младенца. Обойдя кроватку, Ллевеллин нашел сына целым и невредимым рядом с мертвым волком, который проник в дом и пытался напасть на ребенка.

На следующий день верного Гелерта хоронили, как рыцаря, со всеми воинскими почестями. И никогда после этого дня Лливелин Великий больше не улыбался, а в ушах у него стоял последний предсмертный визг верного Гелерта. Через некоторое время на могиле Гелерта в Северном Уэльсе был установлен памятник собаке, спасшей ребенка. Ирландские волкодавы были возведены в ранг национального достояния, а местность в Сноудоне, где произошли события этой драмы, была названа Бет-Геллерт.

В поисках подробной легенды о Гелерте я обнаружил книгу Сабины Баринг-Гоулд (Sabine Baring-Gould) «Мифы и легенды Средневековья», где целая глава посвящена собаке и мифам об этой истории.
Оказывается, эта легенда была известна во многих странах средневековой Европы, со временем она превратившись в популярную сказку, в каждой стране немного изменяясь, приобретая местный колорит.
То есть, во многих странах Европы существуют практически такие же истории, как о волкодаве Гелерте, и с такой же степенью достоверности, а принесена сама история была в Европу, оказывается, из Индии.

Автор Баринг-Гоулд попыталась проследить стадии трансформации этой легенды о верном животном и собрать информацию о разных версиях. Первоисточником является индийская «Панчатантра», написанная на санскрите около 540 года. Только в этой древней индийской книге малыша спасает домашний мангуст, убивший змею и также убитый женой брамина по имени Девасаман, увидевшей запачканное кровью животное и решившей, что он напал на ребенка. Такая же история рассказывается в книге «Гитопадеша», только смелым животным там является выдра. В Монголии в трактате «Улигерун» («Мудрец и глупец») рассказывается о смелом хорьке, который пострадал, защищая ребенка. А в арабской версии место мангуста занимает горностай.
Синолог Станислав Жульен обнаружил такую же историю в китайском произведении «Лес жемчужин из сада закона», которое датируется 668 годом, там главным героем также являлся мангуст. В персидском «Синдбад-наме» тоже есть похожая история, но верным животным там является кот. В 1080 году с персидского историю эту перевел грек Симеон Сет, озаглавив ее «Калила и Димна». А около 1250 года раввин Джоэль перевел «Калила и Димна» на иврит. В еврейской и греческой версиях этой истории главным героем уже становится собака. Наконец, в XIV веке монахи Легран д’Осси и Эделестан Дюмериль собрали коллекцию французских фаблио (сказок) «Римские деяния» (Gesta Romanorum). Туда вошла и история стопроцентно похожая на историю Гелерта, только там присутствовал некий рыцарь, который был без ума от охоты и турниров, и жена у него была жива, а вот сама драма с сыном и собакой повторяется. Сказка о верном псе встречается также в сборниках «Роман о семи мудрецах» и «Мачехины наветы». Из всего этого следует вывод, что всё новое в истории – это хорошо забытое старое. И все же, памятник собаке именно из этой истории установлен только в Англии…

Памятник Гелерту. Сохранившийся ли это монумент с XIII века или его более современная реконструкция - я не знаю. И вот теперь, когда вы о картине и легенде о Гелерте знаете почти все, самое время рассказать об авторе полотна.

Чарльз Бартон Барбер
Charles Burton Barber

1845, Грейт Ярмут, графство Норфолк - 1894, Лондон

Charles Burton Barber 1880 г.

Английский живописец-анималист, имевший большой успех и популярность, благодаря изображениям домашних животных рядом с детьми.
Чарльз Бартон был старшим сыном декоратора Чарльза Барбера и его жены Элизабет, у него были два брата Фрэнк и Артур. С 1861 года семья жила в графстве Беркшир. Имея с детства явные способности к рисованию, Чарльз Бартон Барбер в 18 лет поступил в Королевскую Академию художеств в Лондоне, где проучился три года. В 1864 году за один из академических рисунков он получил серебряную медаль, в 1866 году Барбер дебютировал на выставке в Королевской Академии. На этой престижной выставке он экспонировался практически до самой смерти – до 1893 года. Также Барбер выставлялся в Королевском институте художников, Обществе изящных искусств, художественной галерее Уоллкера и Галерее искусств Манчестера.
8 апреля 1875 года молодой художник женился на Маргарет Уильямс, дочери архитектора Уильямса. Она родила Барберу двух дочерей.

В 1883 году художник был избран членом Королевского института художников. В течение своей творческой жизни он постоянно выполнял заказы состоятельных английских семей. В середине 1870-х годов на творчество Барбера обратила внимание королева Виктория. Королева и ее дочь Беатрис имели особое пристрастие к собакам, у самой королевы были несколько колли, такс и померанских шпицев. Художник стал получать заказы от королевы, и она предоставила ему право на изображение сначала своих любимых собак, а затем и детей королевской семьи – внуков и принца Уэльского (впоследствии Эдуарда VII) вместе с их домашними питомцами. Ряд портретов и жанровых картин Барбера находится в Королевской коллекции. Надо отметить, что Барбер, в отличие от других художников, получая заказы от королевы, ни разу не пытался использовать общение с венценосной особой для просьб о дополнительных «милостях» или решении своих проблем. Помимо доходов от самих заказов, он не заработал ни цента от покровительства королевы. В 1894 году художник получил заказ на групповой портрет королевы Виктории с внуками. На портрете королева была изображена сидящей в тележке, запряженной пони, с детьми принца Генри Баттенберга и в окружении собак. Эта картина стала последней работой Барбера.
В этом же году он скоропостижно умер в Лондоне в возрасте 49 лет. Некоторые из друзей Барбера после его смерти признавались, что они предполагали, что это станет либо последней картиной художника, либо его последней работой, написанной для королевы. На чем основаны были эти предположения - неизвестно...

Барбер, как вспоминали о нем его друзья и современники, был очень тихим и спокойным человеком, который очень ценил свою частную жизнь. Его друг и биограф, художник-иллюстратор Гарри Фернисс (Henry (Harry) Furniss, 26 марта 1854 – 14 января 1925) написал о Барбере вообще удивительные вещи. Оказывается, художник «абсолютно не наслаждался своей работой и творческим процессом». Брат Барбера рассказывал Ферниссу, что вид пустого холста, на котором должна была появиться картина, буквально делал Чарльза больным. Впрочем, как и вид рамы, которая означала, что работа завершена и отправится к заказчику, «неизменно расстраивал художника». Еще одно признание биографа: «Барбер не обладал творческим воображением, он не был плодовитым художником, но он не был также и «халтурщиком»». Он просто очень любил рисовать животных и детей..

Большое влияние на формирование Барбера оказало творчество английского художника и скульптора Эдвина Генри Ландсира (Edwin Henry Landseer, 7 марта 1802 - 1 октября 1873) – также известного анималиста, который прославился своими картинами о жизни животных и пейзажами Шотландии, а как скульптор - статуями львов у подножия колонны Нельсона на Трафальгарской площади. В 1831 году Ландсир стал членом Королевской академии художеств и придворным художником королевы Виктории и её супруга, принца-консорта Альберта. Он, как и Барбер позже, писал портреты собак богатых англичан и королевской семьи.
Барбер восхищался творчеством Ландсира и черпал в его картинах вдохновение. Благодаря Ландсиру, часто посещавшему Шотландию, Чарльз Бартон полюбил работать на пленэре, и своеобразным образом, подражая Эдвину Генри, писал на открытом воздухе, например, оленей. Историки отмечают, что в отличие от Ландсира, животные, написанные Барбером, еще и передают эмоции, похожие на человеческие чувства: радостное возбуждение, печаль, тоска или желание защитить. Кроме того, художник наделял домашних питомцев похожестью с их владельцами.

Впрочем, некоторые критики считали работы Барбера чрезмерно сентиментальными и слащавыми, упрекали в том, что в картинах нет социальных нот – поскольку художник изображал милых, опрятно одетых детей из богатых семей в богатых интерьерах. Напомню, что пик популярности художника пришелся на время английской промышленной революции, и некоторые живописцы изображали как раз бедных и больных детей, выполняющих тяжелый труд и неуверенных в своем будущем. На подобную критику художник отвечал, что просто посвятил свое творчество изображению животных и детей, поскольку они отражают красоту самого чудесного, что есть на свете.

Кстати, историки обратили внимание, что на многих картинах художника изображены одни и те же ребятишки и даже домашние питомцы. Но до сих пор не найден ответ - использовал ли художник в качестве моделей своих собственных дочерей и домашних животных.
Несмотря даже на критику, Барбер был чрезвычайно популярен в Британии во второй половине XIX века, потому что, как пишут искусствоведы, «получил признание среди придирчивых британцев, благодаря их традиционным симпатиям к качественной живописи, детям и животным».

Отмечу, что после смерти Эдвина Генри Ландсира в 1873 году, именно Барбер был выбран в качестве придворного живописца королевы Виктории. Кроме того, Барбер выполнил несколько детских иллюстраций, например, к «Приключениям Пинчера», и был известен, как фотограф.
Поскольку анималистический жанр был популярен в викторианской Англии, то после смерти Барбера его «правопреемниками» в жанре стали анималисты Мод Эрл (Maud Earl, 1864-1943) и Артур Джон Элсли (Arthur John Elsley, 1861-1952).
И напоследок сообщу, что фамилия Барбер была популярна среди живописцев XIX-первой половины XX века, поэтому Чарльза Бартона иногда путают с его тезкой – пейзажистом из Ливерпуля Чарльзом Барбером (Charles Barber, 1784-1854). Среди известных Барберов можно также назвать миниатюриста Кристофера Барбера (Christopher Barber, 1736-1810), портретиста Реджинальда Барбера (Reginald Barber, 1851-1928), пейзажистов Альфреда Ричардсона Барбера (Alfred Richardson Barber, 1841-1925), Джозефа Винсента Барбера (Josef Vincent Barber, 1788-1838), Джозефа II Барбера (Josef II Barber, 1757-1811) и Томаса Барбера (Thomas Barber, 1768-1843).

Ну, вот и добрались до небольшой галереи самых известных работ
Чарльза Бартона Барбера.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Friend or Foe? (Друг или враг?)

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Time to Wake Up (Время просыпаться). 1883 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Off to School (Из школы). 1883 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Marco on the Queen"s Breakfast Table (Марко на накрытом для завтрака столе королевы). 1893 г.

Императрица Екатерина II просто обожала собак, и на портрете она изображена с одной из своих левреток - Земирой или Герцогиней (мнения исследователей относительно «личности» собаки расходятся).

Музей-заповедник Царское Село в одной из своих инсталляций даже шутливо переиначил название картины: «Екатерина II и левретка Земира, дочь сэра Тома Андерсона и леди Андерсон рассуждают о геополитическом значении Чесменской битвы»

Слева - Земира, фарфоровая статуэтка по эскизу профессора Императорской Академии художеств Ж.-Д. Рашетта

О собаках Екатерины II известно многое - императрица постоянно писала о них в письмах. Особенную ее любовь снискал пес по имени Том Андерсон - царица даже просила придворных называть его сэром. Сэр Том Андерсон прожил 16 лет, оставив множество потомков, некоторых из которых императрица отдала в семьи Волконских, Орловых, Нарышкиных, а «двое отпрысков обосновались в Версале».

«Я всегда любила зверей... животные гораздо умнее, чем мы думаем, и если было когда-нибудь на свете существо, имевшее право на речь, то это, без сомнения, Том Андерсон» - писала Екатерина II о своей любимой собаке.

За «маленькими живчиками» наблюдал специальный паж. Собачки спали в обитой розовым атласом корзинке-колыбели, которая обычно стояла в опочивальне императрицы. В Царском Селе она каждое утро гуляла вместе со всеми Андерсонами, которые носились вокруг нее по лужайке.

Своим питомцам императрица позволяла многое: «Вы простите меня, - замечала Екатерина в одном из своих писем, - за то, что вся предыдущая страница очень дурно написана: я чрезвычайно стеснена в настоящую минуту некой молодой и прекрасной Земирой, которая из всех Томассенов садится всегда как можно ближе ко мне и доводит свои претензии до того, что кладет лапы на мою бумагу».

Валентин Серов «Портрет князя Феликса Юсупова», 1903

Феликс Юсупов известен прежде всего как убийца Григория Распутина. На портрете шестнадцатилетний князь изображен вместе со своим любимым французским бульдогом по кличке Клоун. Вот что сам он пишет о собаке в «Мемуарах»: «Однажды мы с матушкою оказались на рю де ля Пэ и встретили торговца собаками. Рыжый песик с черной мордочкой по кличке Наполеон так мне понравился, что я стал упрашивать матушку купить его. Матушка, к моей радости, согласилась. А вот собачью кличку я счел кощунственной и переименовал его в Клоуна.

Справа – Феликс Юсупов позирует для портрета художнику Валентину Серову

Восемнадцать лет Клоун не расставался со мной, был мне верным товарищем. Очень скоро он стал знаменит. Все, от членов императорской фамилии до последнего нашего холопа, знали и любили его. Он был как уличный парижский мальчишка, любил пофрантить и принимал важный вид перед фотографами. Обожал конфеты и шампанское. Когда пьянел, становился уморительным.

У Клоуна были свои симпатии, а также свои антипатии, совершенно неодолимые. Не любил - непременно задирал ногу на брюки или юбку врага. К примеру, так возненавидел одну матушкину приятельницу, что пришлось его запирать, когда та приходила к нам. Однажды она явилась в восхитительном вортовском платье розового бархата. К несчастью, Клоуна запереть забыли. Едва приятельница вошла, он бросился к ней и облил ей весь подол. С дамой случилась истерика.

Клоун мог бы выступать в цирке. В жокейском костюмчике он забирался на пони и с трубкой в зубах изображал курильщика. Был он и охотником неплохим и приносил дичь, как настоящая охотничья собака.

С Клоуном мы не разлучались. Он ходил за мной всюду, а ночью спал рядом на подушке. Когда Серов писал мой портрет, то просил, чтоб и Клоун сидел при мне непременно: говорил, это лучшая его модель.

Прожив восемнадцать лет, Клоун умер, и я похоронил его в саду нашего дома на Мойке».

Борис Кустодиев «Портрет Ф.И. Шаляпина», 1921

Этот знаменитый портрет Шаляпина был написан с натуры: сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Сам художник ходить не мог - последние 15 лет жизни был прикован к инвалидному креслу, и поэтому Шаляпин сам приходил в мастерскую. Комнатка была настолько маленькой, что картину приходилось писать по частям, и Кустодиев с трудом верил, что она будет удачно завершена.

Шаляпин же прилагал все усилия, чтобы подбодрить художника во время сеансов. Сын Кустодиева позже вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом:

«Любопытно было смотреть, как «позировала» любимая собака Федора Ивановича - черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее. Собаку отец рисовал дней пять, по в день. Она была дрессированная, когда Федор Иванович говорил: «Городовой!» - бульдог падал «замертво».

Изображенный на картине пес по имени Ройка принадлежал младшей дочери Шаляпина от второго брака Марине - он подарил ей его на день рождения. Кстати, хозяйка пса тоже есть на картине - это та девочка в черном пальто (в левом нижнем углу), идущая по заснеженной ярмарке вместе со своей старшей сестрой Марфой и шаляпинским секретарем, бывшим хористом Мариинского театра Исаей Дворищиным, с которым до революции певец ездил на гастроли по всему миру.

О любви Федора Шаляпина к собакам красноречиво говорит и подпись, которую он оставил на одной из своих фотокарточек, подаренной А. Маршаку: «Эх, как бы мы тоже были настоящими собаками!!!»

Портрет же был написан за два с половиной месяца, после чего Шаляпин купил его и увез в Париж.

Федор Решетников «Опять двойка», 1952

«Опять двойка» - это вторая часть «художественной трилогии»: первая - «Прибыл на каникулы», третья - «Переэкзаменовка». Сюжет картины прост: мальчик вернулся из школы с двойкой, укоризненно смотрит на него старшая сестра-пионерка; весело и немного с издевкой - младший брат-дошкольник, еще не знающий трудностей получения образования; и совсем тяжело - мать. И только один член семьи искренне рад приходу мальчика из школы - верный пес.