Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Среда обитания и особенности шумерской культуры

Среда обитания и особенности шумерской культуры

Древние Шумеры – это народы, которые заселяли территорию Южного Междуречья (земли между реками Тигр и Евфрат), на самой заре исторического периода. Шумерская цивилизация считается одной из самых древней на планете.

Культура древних шумеров поражает своей многогранностью – это и самобытное искусство, и религиозные верования, и научные открытия, которые поражают мир своей точностью.

Письменность и архитектура

Письменность древних шумеров представляла собой выведение письменных знаков с помощью тростниковой палочки на табличке, изготовленной из сырой глины, отсюда она и получила свое название – клинопись.

Клинопись очень быстро распространилась на окружающие страны, и стала фактически основным видом письменности всего Ближнего Востока, вплоть до начала новой эры. Шумерская письменность представляла собой набор определенных знаков, благодаря которым обозначались те или иные объекты или действия.

Архитектура древних шумеров представляла собой религиозные сооружения и светские дворцы, материалом для строительства которых была глина и песок, так как в Междуречье был дефицит камня и древесины.

Не смотря на не слишком прочные материалы, строения шумеров обладали высокой прочностью и некоторые из них сохранились до наших дней. Культовые сооружения древних шумеров имели формы ступенчатых пирамид. Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской.

Религия древних Шумеров

Немаловажную роль в шумерском обществе играли и религиозные верования. Пантеон шумерских богов состоял из 50 главных божеств, которые, согласно их верованиям, вершили судьбу всего человечества.

Подобно греческой мифологии, боги древних шумеров отвечали за различные сферы жизни и природные явления. Так самыми чтимыми богами были бог неба Ан, богиня Земли – Нинхурсаг, бог воздуха – Энлиль.

Согласно шумерской мифологии, человек был создан верховным богом- царем, который смешал глину со своей кровью, слепил из этой смеси фигурку человека и вдохнул в нее жизнь. Поэтому, древние шумеры верили в тесную связь человека с богом, и считали себя представителями божеств на земле.

Исскуство и наука Шумеров

Искусство Шумерского народа современному человеку может показаться весьма загадочным и не совсем понятным. На рисунках изображались обычные сюжеты: люди, животные, различные события – но все объекты были изображены в разных временных и материальных пространствах. За каждым сюжетом стоит система абстрактных понятий, что базировались на верованиях Шумеров.

Шумерская культура потрясает современный мир также своими достижениями в области астрологии. Шумеры первыми научились наблюдать за движением Солнца и Луны и открыли двенадцать созвездий, которые составляют современный Зодиак. Шумерские жрецы научились вычислять дни лунных затмений, что не всегда удается современным ученым даже с помощью новейшей астрономической техники.

Древними Шумерами были также созданы первые, организованные при храмах, школы для детей. В школах учили письменности и религиозным основам. Дети, которые показали себя прилежными учениками, после окончания школы имели возможность стать жрецами и обеспечить себе дальнейшую безбедную жизнь.

Все мы знаем, что Шумеры были создателями первого колеса. Но сделали они его отнюдь не для упрощения рабочего процесса, а как игрушку для детей. И только со временем, увидев его функциональность, стали применять его в хозяйственных работах.

Шумеро–Аккадская культура

Историк С.Кремер назвал свою книгу о древнейших цивилизациях “История начинается в Шумере” и таким образом внес свою лепту в спор о том, какая территория дала миру первый очаг государственности: Месопотамия (Двуречье или Междуречье) или долина Нила. В настоящее время находится все большее число доказательств того, что все же пальму первенства следует отдать именно Шумеру, маленькому, но поразительно мощному с точки зрения достижений в самых разных областях культуры государству, история которого по последним данным началась уже в VI тысячелетии. Шумер объединял значительнейшие центры городской культуры Двуречья (Ур, Эриду, Лагаш, Урук, Киш) и, судя по имеющимся сведениям, просуществовал примерно до 2294 года, когда царь Аккада, другого государственного образования Месопотамии, Саргон I сумел подчинить себе весь Шумер. В результате образовалось единое государство с общими культурными традициями. Аккадцы, культурные достижения которых значительно уступали достижениям шумеров, с радостью восприняли разнообразные направления шумерской культуры. Таким образом, шумеро-аккадская культура являлась преимущественно культурой шумерской.

Шумерское царство было богатейшим государством. Богатству своему оно обязано интенсивнейшему развитию сельского хозяйства, ремесел (особенно связанных с обработкой металла) и торговли. Шумеры с гордостью фиксировали в своем эпосе, что “они - хвала богам - уже далеко ушли от дикости, что у них есть мотыга с медным наконечником, которой они вскапывают стерню, глубоко входящий в землю медный лемех к плугу, медный топор - вырубать кусты, медный серп - жать хлеб; есть у них быстро скользящие по воде барки, гребцы которых по команде держат нужный темп; есть у них порты, набережные, куда купцы из заморских стран привозят древесину, шерсть, золото, серебро, олово, свинец, медь, камни для строительства и драгоценные камни, смолу, гипс; есть у них мастерские, где варится пиво, выпекается хлеб, ткется лен и шьется из него одежда, где кузнецы делают бронзу, отливают и точат сабли, топоры; есть у них хлева и скотные дворы, где пастухи доят скот, сбивают масло; есть у них рыбные пруды, в которых полно карпов и окуней; есть каналы, из которых водоподъемные сооружения передают воду на поля; пашни, на которых растут полба, ячмень, просо, горох, чечевица; есть у них гумна, высокие мельницы, зеленеющие сады...”. Не удивительно, что именно шумеры придумали и первый из известных искусственный строительный материал – кирпич, так как камня и дерева было крайне мало. Почитая богов и обращаясь к ним с молитвами, шумеры никогда не ограничивались одними молениями, они сами исследовали, экспериментировали, старались найти наилучший способ выполнения любого дела. В этом шумеры были поистине великим народом.

Умели шумеры использовать и изобразительное искусство для передачи важных моментов своей истории. Вот, например, изображение шумерского войска в походе, сохранившееся на выкопанной в Уре мозаичной плите. Произведение создано в необычной технике, сочетающей элементы рельефа и мозаики . (Рельефом называется вид скульптуры, в котором изображение является полувыпуклым по отношению к плоскости фона.) На одной стороне изображается война, а на другой - пиршество по случаю победы. На основании этих изображений можно с легкостью представить, что являло собой шумерское войско. Шумерские воины еще не применяли луков, но у них уже были кожаные шлемы, кожаные щиты и запряженные куланами боевые повозки на сплошных колесах, а музыканты с лирами в руках неизменно сопровождали празднества.

Шумеры создали клинопись , древнейший вид письменности, разновидность идеографического, смыслового письма. Постепенно передающие информацию рисунки (пиктография) теряли сходство с изображаемым предметом, приобретая условно-символическое значение. Таким образом из пиктографии родилась клинопись, представляющая собой клинообразные знаки, наносимые на таблички из влажной глины. Благодаря клинописи шумеры первыми смогли записать дивные устные сказания, став родоначальниками литературы. Одним из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров является бессмертная эпическая поэма “Песнь о Гильгамеше”. Её герой, Гильгамеш – шумерский царь, попытавшийся даровать своему народу бессмертие.

Искусство клинописи требовало большого мастерства и долгого кропотливого постижения его основ. И вполне естественно, что шумеры первыми создали школы, предвосхитившие школьные системы греков, римлян, средневековой Европы. Эти шумерские школы, первые из известных образовательные учреждения в истории культуры, назывались “домами табличек ”. Будущих писцов - детей “дома табличек” - учителя держали в строгости, о чем мы можем судить по тексту, обнаруженному на одной из табличек, содержащей множественные жалобы ученика на тяготы школьной жизни. Но все-таки счастливы были те, кто оканчивал “дом табличек”, так как со временем именно они занимали весьма высокое общественное положение и становились богатыми и влиятельными людьми.

На месопотамскую культуру наложила сильный отпечаток окружающая среда, природа. Здесь, в отличие от практически параллельно развивающегося Египта, человек постоянно сталкивался с враждебными проявлениями природы. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его. Здесь идут проливные дожди, обращающие твердую поверхность земли в море грязи и лишающие человека свободы передвижения. Здесь, в Месопотамии, природа сокрушает и попирает человека, дает ему почувствовать во всей полноте, сколь он ничтожен.

Особенности природы повлияли на формирование у шумеров картины окружающего мира. Великие ритмы космоса со свойственным им величественным порядком не были оставлены без внимания; но порядок этот не был безопасным и успокаивающим. Именно поэтому житель Шумера постоянно ощущал необходимость единения и защиты. Своего рода выражением защиты представлялись социальные институты, такие как семья, община и в особенности государство. Государство здесь представляло собой вариант примитивной демократии, где правителем мог стать самый рядовой по социальному происхождению человек. Шумерский “Список царей” упоминает среди правителей пастуха, рыбака, корабельщика, каменотеса и даже правившую целые сто(!) лет трактирщицу. Черты коллективизма настолько сильны в шумерской культуре, что в их мифологии даже боги принимают решения коллегиально, путем голосования семерых самых выдающихся богов.

Шумерская мифология ориентирована на земное, прекрасно гармонирует с рациональным логическим мышлением, присущим этому народу. Практичность и интеллект у шумеров доминируют над простыми суевериями. Вся вселенная рассматривается ими как государство, в котором послушание должно непременно выступать первейшей добродетелью. Неудивительно, что у шумеров “добронравная жизнь” рассматривалась как “послушная жизнь”. Сохранился шумерский гимн, описывающий Золотой век как век послушания, как“дни, когда один не должал другому, когда сын почитал отца, дни, когда уважение жило в стране, когда малый почитал большого, когда младший брат чтил старшего брата, когда старший сын наставлял младшего сына, когда младший подчинялся старшему”. Житейская мудрость подсказывала, что иначе им просто не выжить. Человек в представлениях шумеров был создан для службы. Усердный и послушный работник мог рассчитывать на продвижение, на знаки милости и награды со стороны своего хозяина. Таким образом, путь послушания и хорошей службы есть путь обретения защиты, а также путь к земному успеху, к почетному положению в обществе и прочим благам.

Другой фундаментальной проблемой, занимавшей древних шумеров, являлась правомерность смерти, которая представлялась ими как зло и высшее наказание. Почему человек должен умереть, если он не совершил ничего дурного? Тем более что реалистичность и рациональность мировоззрения шумеров исключали какую-либо надежду на счастливую загробную жизнь. В знаменитом эпосе о Гильгамеше герой говорит: “…Только боги с Солнцем пребудут вечно, а человек - сочтены его годы, что б он ни делал, - все ветер!” В результате мечта о вечной славе заменяет мечту о бессмертии. Гильгамеш немало постранствовал по свету, желая найти для своего народа источник бессмертия и вечной молодости, но потерпел поражение. И теперь главной задачей становится прославление его героических деяний. В поэме проводится мысль о том, что смерть - это зло, но она не может перечеркнуть ценность жизни. Смерть же, хотя и знаменует конец жизненного пути, но как бы подстегивает человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей. Следует умирать в борьбе со злом, даже в борьбе со смертью. Награда за это - “имя” и благодарная память потомков. В этом и состоит, с точки зрения шумеров, бессмертие человека. В этом же и смысл жизни. Человек делает первую попытку нравственно преодолеть смерть, осуществляет бунт против смерти. Не случайно именно в шумерской мифологии впервые прозвучали мечты о золотом веке человечества и райской жизни, нашедшие позже развитие в библейских сказаниях.

Поражают и научные открытия шумеров. Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. Например, в Уре обнаружен реестр астрономических наблюдений, осуществлявшихся на протяжении 360 лет. На основании этих наблюдений было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде. Шумерским астрономам были известны семь небесных тел, движущихся по собственным орбитам. Это же число отражало для них вечный порядок мира. Наша неделя именно потому насчитывает семь, а не восемь или девять дней. 7 было одним из священных чисел древних шумеров. Такими числами были для них 12, 60, 360, и не случайно, что и сегодня у нас в году двенадцать месяцев, час состоит из 60 минут, минута из 60 секунд. Не случайно и то, что мы делим полный круг на 360 градусов, а сверх того уже на минуты и секунды. Сутки шумеры делили на 12 часов, и на наших часах цифры, как правило, доходят только до 12. Успехи шумеров в математике потрясают до сих пор: они знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, считали в пределах десятичного ряда цифр. Прекрасно знали они и геометрические законы: вся евклидова геометрия – это либо пересказ опыта шумеров в этой области, либо открытие того, что знали они.

Они умели точно определять длину лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия. Ну и, конечно, по положению звезд, по движению планет они старались узнать будущее. В них глубоко жила вера, что ничто на земле не может произойти без того, чтобы это же не случилось и на небе. Сами того не ведая, они стали основоположниками астрологии.

Поистине огромной в шумерской культуре была роль жреца – посредника между человеком и богом. В древнейшие времена жрецы, судя по рельефам и изображениях на печатях, отправляли службу богам нагими. Позднее они стали облачаться в свободные льняные одеяния. Главной обязанностью по отношению к богам было принесение жертв. Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучии жертвователя. Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал. Специально обученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах, арфах, цимбалах, флейтах и других инструментах. Наравне со жрецами почитались и жрицы, которые отнюдь не всегда давали обет непорочности. Напротив, в число их обязанностей входило “служение богине телом”. Храмовая проституция была окружена ореолом святости, и доходы от нее увеличивали богатства “дома бога”.

Заслуживают внимания и разработанные шумерами правовые нормы, регламентирующие все сферы жизни. Шумерские законы, четко сформулированные и опирающиеся на традицию, были новаторством для тех времен. Существенно то, что эти законы должны были соблюдать все граждане.

Первым в истории Шумера законодателем и поборником справедливости был правитель Уруинимгина (последняя треть IV тысячелетия до н.э.), первый царь-реформатор в истории человечества. Силой установленных законов он добился того, что ни один жрец “в сад матери бедняка не вхаживал”, что, если “сын бедняка закинет сеть, никто не заберет его рыбу”. Последователем Уруинимгина стал царь по имени Шульга. Шульга составил и ввел в действие собственный свод законов. Он тоже пытался сделать справедливость основой жизни, искоренить беспорядок и беззаконие, заботился о том, чтобы “сирота не становился жертвой богача, вдова - жертвой сильного”. По мнению исследователей, свод законов Шульги послужил образцом для позднейших законодателей и прежде всего для царя Вавилонии Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Сохранились и любопытные сведения о семейной жизни шумеров. Главой семьи считался отец, чье слово имело решающее значение. Отцовская власть была миниатюрной копией власти царя, в определенной степени она отражала отношения между богами и их подданными. Но и роль матери еще была весьма существенной и почетной. Нормой был моногамный брак, где муж и жена были почти равноправными партнерами, защищенными брачным контрактом. Семьи не были слишком большими: в среднем двое-четверо детей. Шумеры любили детей, заботились о них, считая это своей святой обязанностью, и продолжали выполнять ее даже тогда, когда ребенок превращался в подростка.

Культуру шумеров невозможно представить без искусства. Прежде всего нужно отметить достижения в области градостроительнства. Шумеры положили начало строительству укрепленных городов, окруженных стенами, многоэтажных домов и многоступенчатых зиккуратов - храмов-алтарей (в дальнейшем – типичных храмовых построек Древней Месопотамии), которые составляли часть комплекса священных зданий, окруженных стеной и недоступных людям. Зиккураты возводили из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками. По своей конструкции зиккуратом являлась и знаменитая Вавилонская башня, строительство которой завершилось уже в вавилонский период. Зиккураты часто использовались для нужд ученых-жрецов, занимавшихся математикой и астрономией.

Шумеры -художественно одаренный народ. Несмотря на то что в стране было очень мало камня, они создали оригинальную каменную скульптуру. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливались в храмах. В более поздние времена появляются статуи из диорита, такие как, например, изображение знаменитого царя Гудеа (ок. 2300 г. до н.э.). Эта скульптура, отличающаяся простотой и незамысловатостью, очень выразительна, что говорит о большом мастерстве ее создателя. Шумеры создавали также пластику в металле, впервые использовали золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, перламутром и бронзой. В Уре, в царской гробнице, где вместе с царем похоронено семьдесят придворных, английский археолог Л.Були обнаружил искусно выполненные драгоценности, оружие, высококачественные музыкальные инструменты, четырехколесные повозки, металлические статуэтки и т.д.

Шумерские сказания, многие из которых впоследствии вошли в более поздние памятники эпической литературы, в том числе в Библию, первоначально представляли собой простой пересказ событий. Однако пройдя несколько этапов, к концу III тысячелетия до н.э. шумерская литература уже содержала в себе многие черты литературы современной. Многообразие жанров и поэтических приемов, эмоциональная мотивировка действий героев, оригинальная метрическая форма произведений, широкое применение эффектов трагического и комического, философская глубина обобщений – все это говорит о таланте и новаторстве безымянных авторов. Появляются наряду с эпическими и первые в истории лирические произведения. Именно шумеры считаются авторами первых элегий.

Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями. Некоторые легенды шумерского эпоса легли в основу Библии. Человек, согласно шумерскому эпосу, был создан из глины, так же как и человек библейский. Библейский рай расположен на территории Месопотамии. В шумерском эпосе впервые содержатся сведения о всемирном потопе, о Ное с семьей (естественно, что в шумерском эпосе у него было другое имя – Утнапишти), о городе Иерихоне, о Вавилонской башне и т.д. Жизнеописание же Саргона I очень напоминает историю пророка Моисея: они оба были найдены в младенческом возрасте в прибрежных зарослях, оба стали великими царями не без божественной на то воли.

Список примеров можно продолжить, как, впрочем, и рассказ о культуре шумеров в целом. Это была величайшая культура, достижения которой были развиты другими цивилизациями Месопотамии: вавилонской, ассирийской и халдейской.

Тема урока: Историческое наследие древних цивилизаций . Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилиза­ций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для челове­чества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность. Египетская медицина, математи­ка, астрономия. Художественные ценности древних циви­лизаций

Цель: обеспечить понимание какое наследие дошло до наших дней от древних цивилизация

Тип урока- урок семинар

Ход урока:

1. Повторение домашнего задания

2. Работа с новым материалом

Вступительное слово учителя: Цивилизация складывается из исторического наследия тех народов, которые ее создавали. Настоящее невозможно без прошлого, без памяти о живших до нас людях. Историю современных народов невозможно понять без знакомства с наследием их предков, живших многие столетия назад.

Мы даже сегодня, живя в XXI веке зачастую не в состоянии оценить подлинную величину того вклада, который внесли в основании современной цивилизации наши древние предки.

В легендах и мифах разных народов говориться о древних, высокоразвитых цивилизациях, канувших в лету.

Вликий Платон, ссылаясь на древние источники в Египте, подробно описывает исчезнувшую страну Атлантиду, высокий уровень ее государственного устройства и хозяйственной жизни.

У разных народов по-своему звучит название исчезнувших цивилизаций и по-разному указывается их местонахождение. Это и Атландида в Средиземном море или в Атлантическом океане, страна Лемурия в Индийском океане, Гиперборея на севере Европы, загадочная Шамбала в Гималаях.

Из древности до нас дошли гигантские постройки. Нельзя не восхищаться уникальными инженерными сооружениями, пирамидами народов Африки, Латинской Америки, Азии.

Это Сфинкс и пирамиды в Гизе, возраст которых оценивают в 12 000 лет.

Не менее грандиозны постройки пирамид инков или майя. Храм бога Виракочи сложен из каменных блоков весом до 300 тонн, точность подгонки которых не уступает египетской.

Впечатляюще выглядят руины храма Баальбека в долине Бекаа в Ливане. В основание храма заложены каменные блоки весом более 800 тонн.

Остается загадкой, каким образом в пирамидах Египта и Южной Америки, в Баальбеке древние народы, не имея строительной техники, вырубали в каменоломне громадные блоки, обрабатывали их, перетаскивали к месту строительства.

Рассмотренное позволяет сделать вывод, что древние цивилизации имели высокий уровень знаний: умели создавать сложные механизмы, пользовались сложными технологиями для получения разных материалов; обладали удивительными знаниями в астрономии и имели представления об устройстве Вселенной, совпадающие во многом с современными знаниями.

Накапливая знания, человек всегда стремится передать их своим потомкам. С давних времен для будущего создавались хроники событий, жизнеописания выдающихся личностей, научные, философские и художественные произведения.

Хранителями многих уникальных знаний, в те далекие времена, являлись жрецы, оракулы, друиды, ламы, шаманы.

Немало сведений о знаниях древних цивилизаций содержаться в рукописях. Масса знаний исчезла в пожарищах войн. За последние две тысячи лет произошло более одиннадцати тысяч войн. Трагично не только то, что гибнут люди, рушатся города - теряются знания, стирается культура и история народов.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с тестами о разных цивилизациях и их наследии. Работать будете по группам.

1 группа

2. Шумерская модель мира

Говоря о шумерской модели мира, нужно учитывать поразительную близость между государствами Южного Двуречья и осуществившейся в XX в. моделью социалистического государства. Общими здесь являются и представления о революции как очищении времени от событий, и принудительный труд населения на государство, и стремление государства обеспечить всех равными пайками. Вообще, можно, наверное, сказать, что Шумер представляет собой как бы подсознание человечества - шумерская культура подпитывается первобытнообщинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это и желание физического превосходства над другими, и стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), и отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, и стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого. Вместе с тем нельзя игнорировать какую-то особую целительность шумерской культуры, к которой погрязший в комплексах и условностях человек припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство - время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек. Такими же наивными и главными для жизни всегда были Гомер и Шекспир - со всеми реками крови, открытыми страстями - но и с тем предельным проникновением в сущность человека, на которое способно только существо с задатками одновременно ребенка и бога. Можно сказать, что шумерская культура по-шекспировски гениальна выбором своей духовной цели - и так же, как Шекспир, отвращает современного человека набором своих средств.

В. В. Емельянов

Прочитайте текст 2. Какие черты, общие, по мнению автора, для шумерской картины мира и «осуществившейся в XX в. модели социалистического государства», отмечены в нем? Согласны ли вы с этим утверждением? В каком смысле шумерская культура охарактеризована историком как «подсознание человечества»? В чем он видит целительность шумерской культуры? Как вы понимаете предложенную автором аналогию между шумерской культурой и творчеством Шекспира: гениальная выбором духовной цели, она отвращает человечество определением средств?

2 группа

3 . Полис: три идеи для человечества

Полис завещал человечеству по крайней мере три великие политические идеи. Это прежде всего гражданская идея. Осознание себя членом гражданского коллектива, сознание своих прав и обязанностей, чувство гражданского долга, ответственности, причастность к жизни всей общины и ее достоянию, наконец, огромное значение мнения или признания сограждан, зависимость от него - все это нашло в полисе наиболее полное, наиболее яркое выражение...

Затем - идея демократии. Под этим мы понимаем возникшее в полисе - причем впервые в истории - представление о народоправстве, о его принципиальной возможности, о причастности каждого гражданина к управлению, об участии каждого в общественной жизни и деятельности... В дальнейшем представление о демократии также претерпевает определенную эволюцию. Наиболее наглядный пример - вопрос о прямом народоправстве. Само собой разумеется, что вне условий и рамок полиса, т. е. в более крупных государственных образованиях, прямое народоправство немыслимо, но ведь и в представительных системах живет и сохраняется... самый принцип народоправства...

Наконец, идея республиканизма. В полисе - опять-таки впервые в истории - был осуществлен принцип выборности всех органов управления. Но дело не только в выборности. Три основных элемента политической структуры гражданской общины сплавились для последующих поколений в единое представление, в идею республики: выборность, коллегиальность, краткосрочность магистратур. Это и есть... тот принцип, который впоследствии всегда мог быть противопоставлен - и фактически противопоставлялся - принципам единовластия, монархии, деспотизма...

С. Л. Утченко

4. Римское право

В римском праве в совершенной форме нашло отражение римское чувство социальности и государственности как определяющих форм существования человеческого общества и его историю. Римское право достигло вершин абстракции в выражении и оценке богатейшего и разнообразнейшего опыта живого общения людей, представив практически все виды отношений между ними в отточенных юридических формулах и дефинициях, правильное применение которых могло дать определенное и точное решение любой возникающей личностно-социальной коллизии.

Римское право впервые в истории представило и универсально-юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Понимая право, как отражение миропорядка в человеческом обществе, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение тех прав, которыми человек обладает по природе и по законам - божеским и человеческим.

Римская система права, грандиозная и совершенная в своей внутренней согласованности и формах выражения, стала одной из важнейших основ не только всех последующих систем права, но и самой цивилизации, декларирующей приоритет гуманистических ценностей и прав человека.

В. И. Уколова

Прочитайте тексты 3, 4. Какие ключевые идеи завещал полис человечеству? Какую роль они играют в современном мире? Какое значение имеют для нашей страны? В чем состоит историческое значение римского права? Какую роль оно сыграло в истории человечества? Как вы понимаете утверждение автора, что именно в римском праве отразилось в совершенном виде римское чувство социальности и государственности?

3 группа

5. Власть идеи и страсть к истине

В период древних цивилизаций была открыта власть идеи как нечто противостоящее абсолютизации ритуализма. Исходя из идеи можно было заново строить поведение человека среди людей; отсюда такая красочность необычных бытовых деталей в биографиях греческих философов, вплоть до бочки Диогена, - это не пустая анекдотическая сторона всемирной истории философии, а доведенное до наглядного, шокирующего жеста выражение мысли о необходимости следовать не обиходу, не привычке, но истине.

Мыслители древних цивилизаций - герои легенд, подчас причудливых... но их критика обихода действием, их сверхчеловеческий авторитет - альтернатива преодоленному им авторитету привычки.

Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики. Апелляция к идее, к «истине» давала возможность критиковать данности человеческой жизни вместе с мифом и ритуалом... Будда-Шакьямуни - лишь человек, но боги склоняются перед ним, потому что он преодолел инерцию мировой неволи и мирской привязанности, а они - нет...

О ветхозаветных пророках любили рассказывать, что они расплачивались за правду жизнью: Исайя будто бы был перепилен деревянной пилой, Иеремия - побит камнями. Но тот же мотив очень часто возникает в легендах о философах Греции: Зенон Элейский на допросе в присутствии тирана Неарха откусил себе язык и выплюнул его тирану в лицо; Анаксарх, растираемый железными пестами в ступе, крикнул палачу: «Толки, толки Анаксархову шкуру - Анаксарха тебе не истолочь!» Центральный образ греческой традиции - Сократ невозмутимо подносит к губам чашку с цикутой. Древность поставила задачу - искать истину, делающую человека свободным. Древность выдвинула идеал верности истине, которая сильнее, чем страх перед насилием. Другими словами, древность вывела человека из «утробного», доличностного состояния, и он не может возвратиться в это состояние, не перестав быть человеком.

Прочитайте текст 5. О каких выдающихся духовных открытиях древности в нем говорится? В каком смысле употребляются в нем выражения: власть идеи, абсолютизация ритуала, критика обихода действием, принцип критики, идеал верности истине? Почему, по мнению авторов, именно в древности человек стал личностью, вышел из доличностного состояния?

4 группа

9. Древность: трудности понимания

Хронологические дистанции в самом деле внушительны: если до Рима времен Августа - два тысячелетия, до Афин времен Фемистокла - два с половиной, то до Вавилона времен Хаммурапи - чуть меньше четырех, до начала египетской государственности - около пяти, а до рождения древнейших городских поселений в Иерихоне и Чатал-Хююке - почти все десять...

Уж очень необычен мир древних цивилизаций, очень несоизмерим он не только с нашим опытом, с опытом нашей эпохи, но и с опытом старого, унаследованного нами культурного предания... У древних цивилизаций - принципиально другой уровень «инаковости» по отношению к нашей. Достаточно вспомнить такие повсеместно принятые обычаи древнего мира, как человеческие жертвоприношения... Мы слишком легко забываем, что обычаи эти были знакомы даже Элладе. Накануне Саламинской битвы Фемистокл распорядился торжественно отдать на заклание трех знатных персидских юношей в жертву Дионису Пожирающему... Заклание персидских юношей озадачивает вовсе не тем, что оно жестоко: в сравнении с одной Варфоломеевской ночью зарезать всего трех человек - капля в море. Но во время Варфоломеевской ночи гугенотов убивали за то, что они, гугеноты, - иноверцы; расправиться с человеком за его убеждения - значит все же принять к сведению его как личность, хотя и очень страшным способом. Сама идея заклания принципиально иная: просто человеку дается статус жертвы, только особенно высокого класса. Кстати, о жертвенных животных - разве при наших размышлениях о классической античной архитектуре нам легко вообразить, что во времена своего функционирования древние храмы, включая Парфенон и другие беломраморные чудеса Эллады, должны были напоминать бойни? Как бы мы вынесли запах крови и горелого жира?..

Одна только психология рабства порождала на каждом шагу поразительные явления. Те самые люди, которые создали идеал свободы для последующих эпох, ибо очень остро чувствовали права гражданина, могли вовсе не чувствовать прав человеческой личности... В лучшую пору демократических Афин раба, которого ни в чем не обвиняли, а только привлекали к дознанию в качестве свидетеля, в обязательном порядке полагалось допрашивать под пыткой...

Жестокость еще не нуждается ни в обосновании средствами фанатизма, ни в прикрытии средствами лицемерия; в отношении к рабу или чужаку, к тому, кто стоит вне общины, она практикуется и принимается как нечто само собой разумеющееся. Лишь к исходу древности картина меняется, и это знаменует приход иных времен... В Риме Сенека заговорил о рабах как собратьях по человечеству...

Все это правда, но лишь одна сторона правды. Именно в лоне древних цивилизаций... впервые и с первозданной простотой и силой были провозглашены два принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

С. С. Аверинцев, Г. М. Бонгард-Левин

Прочитайте текст 9. В чем трудности понимания древних цивилизаций? С какими особенностями древности и современности они связаны? В чем видят авторы принципиально иной, по сравнению с другими эпохами, уровень «инаковости» древних обществ? Подумайте, в чем состоит для современного человека смысл принципов, «открытых» древностью: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

По окончанию работы, группы делятся полученными знаниями, дополняя друг друга.

Домашнее задание: Дополните представленные в данном и предыдущих параграфах материалы известными вам сведениями об историческом наследии древних цивилизаций.

Заключение. Шумер и мы

В современном мире не существует шумерского и даже шире - месопотамского мифа. Египет, например, растиражирован в многократно искаженном виде третьесортными голливудскими картинами о мести мумии фараона, дешевыми подделками под древность, по сию пору продаваемыми в разных странах мира, стихотворениями европейских поэтов на псевдоегипетские темы. Когда-то Египет считался родиной всемирного эзотерического знания, его святыням и текстам, не умея их читать, поклонялись итальянские и немецкие герметисты. Египет призывали в свидетели открытых ими истин Коперник, Бруно и Кеплер. Еще раньше тайнам Египта дивились древние греки и римляне, считавшие египтян своими учителями во всех областях знания. Таким образом, можно сказать, что с древнейших времен существует культурный миф Египта, и это свидетельствует об особом свойстве самой древнеегипетской культуры - о заложенной в ней способности к мистификации человека со стороны. Кроме этого, конечно, не следует сбрасывать со счетов еще два чрезвычайно значимых фактора. Во-первых, египетская культура известна преимущественно зрительно, то есть через многочисленные изображения, количество которых превалирует над числом письменных памятников. Глядя на изображение, человек может наложить на него любое «озвучение», придать ему любой смысл, какой только доступен его фантазии. Во-вторых, современный Египет является одним из самых популярных туристических объектов, и поддержание египетского культурного мифа во всех формах и на всех уровнях позволяет этой стране преумножать и без того немалые богатства, удерживая свое высокое экономическое положение в странах арабского мира.

Совсем иначе обстоят дела с месопотамской культурой с древности и до наших дней. Шумеры, вавилоняне и ассирийцы оставили больше текстов, чем изображений, тексты эти читаются нелегко и в основном посвящены вопросам, далеким от разрешения последних тайн жизни и смерти. Как мы уже показали, шумерская культура и ее преемники сильно укоренены в бытии, образности здесь куда больше, нежели символизма, конкретность, детальность описания в основном превалирует над теоретическими размышлениями. Месопотамская культура не может мистифицировать, внушать ужас перед недоступной тайной, потому что она недостаточно концептуальна и не в должной мере обращена к душе (можно сказать, недостаточно интровертна). Человека здесь интересует либо мировой порядок и его соотнесенность с ним (шумеры и календарь), либо порядок общественный и его участие в поддержании этого порядка (вавилоняне и закон). Поэтому опыт месопотамской культуры может быть интересен только людям здравомыслящим, с научно ориентированным мировоззрением, либо людям серьезного искусства, извлекающим уроки из колоссального опыта древних мастеров. Но на массовое восприятие - во всяком случае, на сегодняшнее - эта традиция не рассчитана, поскольку в ней нет ни психотехник, ни мистических учений, а все сколько-нибудь магическое и астрологическое подчинено вполне конкретным прагматическим задачам. Отсутствие внешней эффектности и труднодоступная глубина отпугивают массового читателя, и в результате можно с прискорбием констатировать отсутствие обратной связи между древними народами Месопотамии и современным миром.

Но если бы это касалось только древних народов! Положение современного Ирака сравнимо только с жизнью блокадного Ленинграда, с той разницей, что иракская блокада и изоляция от мирового сообщества длятся уже около десятилетия. Трагедия древней земли отпугивает от Ирака туристов, а это, в свою очередь, тормозит процесс тиражирования иракской культуры на мировом рынке. В результате нет, например, фильмов и спектаклей по сюжетам аккадского эпоса о Гильгамеше, почти нет популярных книг, несущих в себе первичные сведения о культуре Древней Месопотамии. Разделы по Двуречью в школьных и вузовских учебниках написаны несравненно более скучно и лапидарно, нежели статьи по Египту или Израилю. Никакой информации, за исключением тех фактов, что в Месопотамии были ирригация, клинопись и рабы, учащийся получить не может.

На фоне прискорбного положения с месопотамской культурой в целом судьба шумерского наследия в современном мире может быть названа просто несостоявшейся. Студенчество, как и массовый читатель, начинает более-менее осознанно воспринимать историю Месопотамии только с Законов Хаммурапи. Шумерская история и культура не входят в сознание по нескольким причинам. О первой причине не хочется говорить долго - дело в отсутствии грамотно и красочно составленных альбомов по искусству Двуречья, которые помогли бы ввести учащегося (или просто любопытствующего) в пространство шумерской культуры. Вторая причина намного серьезнее и фундаментальнее. Шумерская культура - осколок той части архаического мира, которую составляли народы, существовавшие еще до расцвета первых египетских государств и впоследствии не вошедшие в число лидеров древности, Если Египет по многим своим мировоззренческим конструкциям смыкается с другими областями и народами афразийского мира, то система ценностей шумеров примыкает совершенно к другому полюсу, о местонахождении которого мы можем сегодня лишь догадываться. Шумерский мир - это такая архаика, которую в некоторых проявлениях можно сравнить с архаикой доарийской Индии и дравидского Ирана, в чем-то - с сибирским шаманизмом, а в чем-то даже с индоевропейскими народами (например, с древними иранцами и славянами). Здесь ценится бытийное, множественное, материальное, оседлое, более связанное с домом и землей, нежели собственно с культом предков. Здесь нет абсолютной человеческой власти над миром, чувство равноправно с разумом и волей, а иногда затмевает их. Законы сил внешнего мира ценятся здесь больше, чем законы общества. Такая «неафразийская» кодировка мироздания не вмещается в сознание людей, возросших на типично афразийских ценностях: единый бог, единый мир, единый государь, примат духовного над материальным, родственного над территориальным, разумного и волевого над чувственным, социального над природным. Адекватное понимание шумерского мира означало бы понимание еще одного подхода к устройству мира общечеловеческого, а мир этот гораздо шире и больше прокрустова ложа библейско-германской модели.

Хочется надеяться на то, что в будущем многополярность мирового культурного развития станет основным принципом гуманитарных исследований, а изучение обществ неафразийской архаики (или неклассической архаики) в аспекте ценностной системы станет одним из приоритетных направлений деятельности историков и культурологов. При соблюдении этих условий можно будет не только глубоко вчитаться в разнообразные памятники шумерской культуры, но и впервые непредвзято рассмотреть шумерское наследие как вариант альтернативной общественной стратагемы, интересный современному человеку в качестве модели при прогнозировании будущего развития человечества.

Говоря о шумерской модели мира, нужно учитывать поразительную близость между государствами Южного Двуречья и осуществившейся в XX веке моделью социалистического государства. Общими здесь являются и представления о революции как очищении времени от событий, и принудительный труд населения на государство, и стремление государства обеспечить всех равными пайками. Вообще можно, наверное, сказать, что Шумер представляет собой как бы подсознание человечества - шумерская культура подпитывается первобытно-общинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это и желание физического превосходства над другими, и стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), и отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, и стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого. Вместе с тем нельзя игнорировать какую-то особую целительность шумерской культуры, к которой погрязший в комплексах и условностях общества современный человек припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство - время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек. Такими же наивными и главными для жизни всегда были Гомер и Шекспир - со всеми реками крови, открытыми страстями - но и с тем предельным проникновением в сущность человека, на которое способно только существо с задатками одновременно ребенка и бога. Можно сказать, что шумерская культура по-шекспировски гениальна выбором своей духовной цели - и так же, как Шекспир, отвращает современного человека набором своих средств.

Если читатель, закрыв последнюю страницу этой книги, смог ощутить Шумер как нечто фундаментально значимое и одновременно ни на что непохожее, в чем еще предстоит разобраться, - значит, мы можем считать свою цель достигнутой.

В Приложении помещены переводы шумерских текстов разных эпох. Все переводы выполнены по изданиям клинописных автографии с учетом латинской транслитерации текстов. Каждому переводу предпослано краткое пояснение. Переводчики старались сохранить ритмико-интонационную основу текста, избегая обращений к высокому стилю и поэтических украшений, ведущих к восприятию текста как некой «восточной экзотики». В квадратные скобки взяты битые части табличек, в круглые - слова, добавленные авторами перевода для сохранения целостности русского предложения. Непонятные места обозначены многоточием; хорошо сохранившиеся слова, перевод которых неизвестен, - курсивом. Слова и понятия, смысл которых неясен, заключены в кавычки.

Из книги Двенадцатая планета [с иллюстрациями] автора Ситчин Захария

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ШУМЕР - СТРАНА БОГОВ Теперь уже нет никаких сомнений в том, что «древние слова», которые на протяжении нескольких тысяч лет служили языком науки и религии, представляли собой шумерский язык. Доказано также, что «древними богами» назывались боги Шумера;

Из книги Двенадцатая Планета [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ ШУМЕР - СТРАНА БОГОВ Теперь уже нет никаких сомнений в том, что «древние слова», которые на протяжении нескольких тысяч лет служили языком науки и религии, представляли собой шумерский язык. Доказано также, что «древними богами» назывались боги Шумера;

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Древний Шумер. Очерки культуры

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

МЕСОПОТАМИЯ (ШУМЕР, АККАД, ВАВИЛОНИЯ, АССИРИЯ) Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII–IV вв. до н. э. М., 1974.Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. М., 1983.Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990.Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа. Ереван, 1968.Емельянов В.В. Древний Шумер: очерки

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Шумер Шумерская цивилизация является одной из древнейших. Она сложилась приблизительно в IV–II тысячелетиях до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата. В III тысячелетии до н. э. возросло значение ряда таких шумерских городов, как Лагаш, Киш, Ур, и многих других. Между этими

Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Глава 2. Древний Шумер и Вавилон § 1. Возникновение государстваВавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства,

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Падение Ура: Шумер умер, да здравствует Шумер! Первые признаки того, что дела обстоят не совсем хорошо, проявились на западной границе империи во время царствования Шу-Сина (2036–2028 гг. до н. э.), брата Амар-зуэна. Как и его предшественники, сначала он довольно успешно воевал

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

ШУМЕР На рубеже IV и III тыс. до н. э., примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в южной части междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государственные образования. В начале III тыс. до н. э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

Шумер, Америка и Океания По мнению английского археолога Леонарда Вулли, Шумер раннединастического периода ушел во всех отношениях намного вперед от Египта, который в ту эпоху лишь выбирался из состояния варварства. И когда Египет действительно пробудился в дни

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Шумер В начале III тысячелетия до н. э. Шумер представлял собой хотя и небольшую, но густо заселенную область. Его основные центры, такие, как города Ур, Урук, Ларса, Лагаш, Умма, разделяло часто всего лишь несколько километров. Плотность городских центров свидетельствует о

Из книги Древний Восток автора

От понятия «Шумер и Аккад» к понятию «Месопотамия» К середине I тысячелетия до н. э. Нижняя Месопотамия стала устойчиво именоваться «Вавилонией», а Верхняя - «Ассирией» (так как ассирийцы завоевали Верхнюю Месопотамию и прочно ей владели). Оба эти термина в

автора

2.1. ДРЕВНИЙ ШУМЕР В VII тысячелетии до н. э. междуречье Тигра и Евфрата к югу от 34 параллели было почти необитаемой страной болот и пустынь. Освоение этих земель началось в середине VI тысячелетия созданием первых оросительных систем в районе теперешней Самарры, а к концу

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

2.4. ШУМЕР ПРИ III ДИНАСТИИ УРА Хроника говорит, что вожди кутиев «не знали, как управляться законами», поэтому они поручили управление местным чиновникам. Некоторые уцелевшие города, например Лагаш, стали фактически самоуправляемыми, и в них возродились порядки,

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Шумер до конца Раннединастического периода С приходом шумеров археологическая культура Убейд сменяется в Нижней Месопотамии культурой Урук (IV тыс. до н. э.). Шумеры смешались с местными субареями и ассимилировали их, в свою очередь переняв от них многие навыки ремесла и

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Земля Шумер Первоначальным домом семитов была, без сомнения, Аравия, сейчас жаркая и бесплодная земля, в то время как прямо над ее извилистым северным краем лежит «плодородный полумесяц». Западный рог этого полумесяца проходит на юго-запад вдоль восточного

Шумерская цивилизация – самая древняя на нашей планете. Во второй половине 4-го тысячелетия она возникла, словно из ниоткуда. По обычаям, языку народ этот был чужд семитским племенам, которые заселили Северную Месопотамию чуть позднее. Расовая же принадлежность древнего шумера не определена до сих пор. История шумеров загадочна и удивительна. Шумерская культура подарила человечеству письменность, возможность обработки металлов, колесо и гончарный круг. Непостижимым образом люди эти обладали знаниями, которые относительно недавно только стали известны науке. Они оставили после себя такое количество загадок и тайн, что по праву занимают едва ли не первое место среди всех удивительных событий в нашей жизни.

Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.

Письменность. Сначала шумерское письмо было пиктографическим, т. е. отдельные предметы изображались в виде рисунков. Древнейшие тексты, начертанные таким письмом, относятся приблизительно к 3200 г. до н. э. Однако пиктографией можно было отмечать лишь самые простейшие факты хозяйственной жизни. Однако таким письмом невозможно было фиксировать собственные имена или передавать абстрактные понятия (например, гром, наводнение) или человеческие эмоции (радость, горе и т. д.). Поэтому, строго говоря, пиктография еще не являлась настоящим письмом, поскольку она не передавала связной речи, а лишь фиксировала отрывочные сведения или помогала запомнить эти сведения.

Постепенно в процессе длительного и чрезвычайно сложного развития пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо. Один из путей перехода пиктографии в письмо был обусловлен ассоциациями рисунков со словами.

письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка для обозначения того или иного предмета стали изображать какую-нибудь его характерную деталь (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически. Поскольку писали тростниковой палочкой на мягкой глине, рисовать на ней было неудобно. Кроме того, при письме слева направо рисунки пришлось повернуть на 90 градусов, в результате чего они потеряли всякое сходство с изображаемыми предметами и постепенно приобрели форму горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так в результате многовекового развития рисуночное письмо превратилось в клинопись. Однако ни шумеры, ни другие народы, заимствовавшие их письмо, не развили его до алфавита, т. е. звукового письма, где каждый знак передает лишь один согласный или гласный звук. Шумерское письмо содержит логограммы (иди идеограммы), которые читаются как целые слова, знаки для обозначения гласных, а также согласных вместе с гласными (но не одних согласных отдельно). В XXIV в. до н. э. появляются первые известные нам пространные тексты, написанные на шумерском языке.

Аккадский язык засвидетельствован в Южной Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э, когда носители этого языка заимствовали от шумеров клинопись и стали широко пользоваться ею в своей повседневной жизни. С этого же времени начинаются интенсивные процессы взаимопроникновения шумерского и аккадского языков, в результате чего они почерпнули друг из друга много слов. Но преимущественным источником таких заимствований был шумерский язык. В последней четверти III тысячелетия до н. э. были составлены древнейшие двуязычные (шумеро-аккадские) словари.

В конце XXV в. до н. э. шумерская клинопись стала использоваться и в Эбле, древнейшем государстве на территории Сирии, где найдены библиотека и архив, состоящие из многих тысяч табличек,

Шумерская письменность была заимствована и многими другими народами (эламитами, хурритами, хеттами, позднее и урартами), которые приспособили ее к своим языкам, и постепенно к середине II тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия стала пользоваться шумеро-аккад-ским письмом.

Особое значение для месопотамской цивилизации имели природные условия. В отличие от других очагов древних культур, в Месопотамии не было камня, не говоря о папирусе, на котором можно было бы писать. Зато там было сколько угодно глины, которая давала неограниченные возможности для письма, не требуя, по существу, никаких затрат. Вместе с тем глина была долговечным материалом. Глиняные таблички не разрушались и от пожара, а, наоборот, приобретали еще большую прочность. Поэтому основным материалом для письма в Месопотамии была глина. В I тысячелетии до н. э. вавилоняне и ассирийцы стали употреблять для письма также кожу и импортный папирус. В это же время в Месопотамии стали пользоваться и узкими длинными дощечками из дерева, покрытыми тонким слоем воска, на который наносили клинописные знаки.

Библиотеки. Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.

Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669- ок. 635 гг. до н. э.), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги.

Архивы. Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти III тысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся.

Школы. Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа стала центром образования и культуры. Программа обучения была до такой степени светской, что религиозное образование вообще не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания. Те, кто собирался посвятить свою жизнь науке, продолжительное время изучали право, астрономию, медицину и математику.

Словесность. Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые когда-то составляли богатую шумерскую литературу. Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше. В наиболее полном виде этот цикл сохранился в более поздней аккадской переработке, найденной в библиотеке Ашшурбанапа-ла.

Религия. В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль аккадцы называли его также Беломили Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Энлиль, центром которого был древний священный город Ниппур, был богом судьбы, создателем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовались бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, "огиня любви и плодородия Инанна (в ва-зилонском и ассирийском пантеоне - Лштар) и бог вечно живой природы Ду-музи (вавилонский Таммуз), олицетворявший умирающую и воскресающую растительность. Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, зерховный вавилонский бог Мардук - с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и счета,- с планетой Меркурий. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.

Вначале Мардук был одним из самых незначительных богов. Но его роль начала расти вместе с политическим возвышением Вавилона, покровителем которого он считался.

Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов.

Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

Научные знания. Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных зданий. Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. В частности, астрономы отмечали положение Луны по отношению к планетам и постепенно установили периодичность движения небесных светил, видимых простым глазом. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия.

Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней.

Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. - также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии и смежным странам, предназначенные для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей. В библиотеке Ашшурбанапа-ла найдены карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Эти карты содержат также текст с необходимыми комментариями.

Искусство. В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приобрела резьба по камню, которая вскоре привела к бурному развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть до исчезновения клинописной культуры на рубеже I в. н. э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены.

В XXIV-XXII вв. до н. э„ когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада.

Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.

Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705- 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии.

В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты его изготовления относятся еще к XVIII в. до н. э.

Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно - в XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий труда и оружия началось лишь еще несколько столетий спустя.

Завершая характеристику культуры Древней Месопотамии, следует отметить, что достижения обитателей долины Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности и литературе, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.