Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Тайное вечере картина. Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" (8 фото)

Тайное вечере картина. Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" (8 фото)

C 15 октября по воскресенье 3 декабря 2017 г. на протяжении 8 воскресных дней увидеть шедевр Леонардо Да Винчи «Тайная Вечеря» можно до 22.00.
Продлённый график работы музея позволит увеличить число желающих на 3000 чел. Музей будет открыт до 22.00 (последний запуск в 21.45) :
15 октября
22 октября
29 октября
5 ноября (бесплатный вход в честь инициативы Una Domenica al Museo)
12 ноября
19 ноября
26 ноября
3 декабря (бесплатный вход в честь инициативы Una Domenica al Museo)
Только определённая часть билетов может быть забронирована предварительно по тел 02 92800360, остальная часть билетов будет продаваться к кассах музея с 14.00 в день посещения музея.

«Тайная Вечеря» («Cenacolo Vinciano»)

В самом центре Милана в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) хранится величайшее произведение мирового искусства Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» («Cenacolo Vinciano» по-итальянски) . Хотелось бы отметить, что данное произведение не картина, а именно фреска , которую талантливый художник нарисовал на стене трапезной монастыря .


Фреска, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками, была заказана миланским герцогом Людовико Мария Сфорцо. Роспись была начата Леонардо в 1495 году и завершена в 1498 году ; работа шла с перерывами.
Приблизительные размеры фрески составляют 880 на 460 см., примечательно, что художник выполнил произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Художник нанёс на стену толстый слой яичной темпры, которая стала причиной разрушения фрески уже через 20 лет после своего написания.


Фреска “Тайная Вечеря”:

На этой фреске запечатлена самая страшная история предательства и проявление самой бескорыстной любви. Главные действующие лица- учитель и предавший его ученик. Оба знают о том, что произойдёт и оба не сделают попытки что-либо изменить.
Картину последней трапезы Иисуса с апостолами воссоздавали многие живописцы, но никто, ни до, ни после Леонардо да Винчи не смог передать с такой выразительность драматизм новозаветного повествования. В отличие от других художников, Леонардо не стал рисовать икону, его интересовали нецерковные догматы, а человеческие чувства Спасителя и его учеников . Благодаря приёмам, используемым мастером, наблюдатели словно попадают внутрь фрески . Ни одна другая картина на тему тайной вечери не может сравниться с уникальностью композиции и прорисовкой деталей шедевра Леонардо.


Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.
Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица . Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра , указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.


Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.
Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.
Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Как посетить фреску Тайная Вечеря Леонардо да Винчи в Милане:

Просмотр фрески осуществляется группами до 30 человек . Обязательно надо бронировать билет заранее , причём бронь должна быть сразу же оплачена. Существует множество сайтов, которые продают билеты втридорога, но выгоднее и надёжнее купить на официальном сайте министерства культуры Италии www.vivaticket.it .
Билеты можно приобрести онлайн, однако это очень сложно и практически невозможно в пик туристического сезона, так что желательно позаботится о покупке билетов задолго до поездки.
За 20 минут до сеанса в здании слева от церкви нужно обменять листки с бронью на сами билеты. Там же и находится вход на “Тайную вечерю”.

Стоимость билетов:

Взрослый билет стоит 10 евро + 2 евро сбор за бронь.

Бронировать по телефону: +39 02 92800360
Продажда билетов:
С 13 ДЕКАБРЯ продажа билетов на месяц Март
С 12 ЯНВАРЯ продажа билетов на месяц Апрель
С 8 ФЕВРАЛЯ продажа билетов на месяц Май
С 8 МАРТА продажа билетов на месяц Июнь

Время работы церкви Санта-Мария-делле-Грацие:

8.15 -19.00, перерыв с 12.00 до 15.00.
В предпраздничные и праздничные дни церковь работает с 11.30 до 18.30. Выходные: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Как добраться до Санта-Мария-делле-Грацие:

на трамвае 18 в направлении Magenta, остановка Santa Maria delle Grazie
на метро линия M2, остановка Conciliazione или Cadorna

Тайная вечеря Леонардо да Винчи – картина настолько масштабная и загадочная, что на протяжении веков передаются советы и подсказки о том, с какого ракурса на неё следует смотреть, чтобы не упустить ни одной мелочи. Считается, что нужно отойти от полотна на девять метров и подняться на 3,5 метра вверх. Подобные расстояния кажутся чересчур большими до тех пор, пока не вспоминаешь о грандиозных размерах картины – 460 на 880 см.

Имя Леонардо овеяно множеством тайн. Скрытые замыслы его творений на протяжении веков пытаются разгадать лучшие умы человечества, но вряд когда-либо удастся до конца постигнуть всю глубину его гениальности. Тем не менее, есть факты, которые не вызывают у искусствоведов сомнений. Так, они уверены, что картина была создана в 1495-1498 годах по заказу патрона Леонардо – герцога Лодовико Сфорца, которого на это надоумила его кроткая супруга Беатриче д’Эсте. Фреска находится в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. На этом безусловные истины заканчиваются, и начинается простор для споров, мнений и размышлений.

Неоднозначность сквозит даже в определении техники живописи, которую использовал да Винчи при создании «Тайной вечери». По привычке хочется назвать её фреской, но это не так. Фреска – живопись по сырой штукатурке, а художник писал картину на сухой стене, чтобы получить возможность в дальнейшем вносить в нее изменения и дополнения.

Работа находится на задней стене трапезной монастыря. Такое расположение не является странным или случайным: тема картины – последний пасхальный ужин Иисуса Христа вместе с его учениками-апостолами. Все изображенные фигуры расположены по одну сторону стола для того, чтобы зритель мог увидеть лицо каждого из них. Апостолы сгруппированы по три человека, и этот символ тройки встречается в других элементах картины: в треугольниках, которые сами собой складываются из линий, в количестве окон за спиной Иисуса. Работа Леонардо да Винчи отличается от ряда картин на данную тему еще и тем, что ни над одним из изображенных им персонажей нет нимба, зрителю предлагается взглянуть на события с исключительно человеческой точки зрения.

Эмоции каждого из апостолов уникальны и не повторяются другими участниками действия. Зритель имеет возможность увидеть, что все они по-своему реагируют на слова Иисуса Христа, который сказал:

«…истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»

Тщательнее всего Леонардо да Винчи проработал образы Христа и Иуды. Существует интересная легенда о том, что написаны они были с одного и того же человека. Говорят, что прототип Иисуса Леонардо увидел в молодом певце из церковного хора. Прошло три года, и художник встретил совершенно опустившегося мужчину, с которого написал Иуду. Признание модели оказалось шокирующим: он был тем самым юным певцом, но за несколько лет успел уйти от добра и чистоты к распущенности и тьме.

Мысль о том, что в нашем мире добро и зло сосуществуют, прослеживается и в цветовом решении картины: художник пользовался приемами, которые основаны на контрастах.

Множество вопросов, касающихся «Тайной вечери», остаются без ответов, но безусловно одно – это творение является важной вехой в развитии живописи XV-XVI веков. Так, удалось вывести на новый уровень глубину перспективы и создать ощущение объёмности, чему может позавидовать даже стереокинематограф наших дней.

Пасха в ветхозаветной Церкви – это праздник воспоминания об исходе из Египта, из дома рабства, о первой ночи свободы. Вчерашние рабы, покидая Египет, обретают свободу, контуры которой им ещё не понятны. По иудейскому лунному календарю Пасха празднуется в один и тот же день, 15 нисана. По нашему лунно-солнечному – юлианскому или григорианскому – календарю этот день приходится на разные числа.

Заповедь о праздновании Пасхи есть уже в книге Исход:

«Наблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из Египта» () .

В ирмосе первой песни одного из канонов, который поётся во время утрени, так повествуется об этом событии: «Яко посуху, пешешествовал Израиль по бездне стопами…»

В этот день евреи выпекали пресный хлеб – мацот – в знак того, что они спешили, покидая Египет, и поэтому не могли испечь хлеб квасной. Кроме того, закваска – это символ брожения, разложения; опреснок же, наоборот, символ чистоты, нетронутости разложением. Поэтому в иудейских семьях с глубокой древности и доныне за два дня до Пасхи – 13 числа месяца нисана – хозяин уничтожает закваску, чтобы в доме не осталось квасного хлеба. В этот день в Иерусалимском храме закалывался пасхальный агнец. После разрушения Храма этот обычай был упразднён. Но до сих пор в память о том, как евреи первый раз испекли мацот , каждую весну, к каждой Пасхе печётся этот пресный хлеб.

Пасхальная трапеза на иврите называется словом седер (порядок). На ней обязательны пасхальный агнец (после разрушения Храма императором Юстинианом агнец стал заменяться кусочком мацы), мацот ; чаша солёной воды, символизирующая слезы, пролитые евреями в Египте, и вместе с тем – солёные воды Красного моря, через которое «яко посуху» перешёл Израиль, уходя из рабства на свободу; набор горьких трав (марор ), напоминающий о горечи рабства; хорошет – паста из яблок, фиников, веточек корицы и ореха – в память о тех кирпичах из соломы и глины, которые иудеи делали в Египте, когда были рабами; четыре чаши вина – как символ четырёх обещаний Бога Своему народу: вывести его из-под ига, спасти, принять к Себе и быть его Богом.

Главное в празднике Пасхи у иудеев – циккарон (воспоминание). В одном из талмудических трактатов, где говорится, как надо праздновать Пасху, есть такие слова: «Во всяком поколении всякий человек должен почувствовать, будто это он сам вышел из Египта». Не его далёкие-далёкие предки три с лишним тысячи лет назад, а именно он сам.

…Ученики спрашивают Христа, где им приготовить пасху. Спаситель посылает их в дом, где они должны найти – и находят – верхнюю горницу, устланную коврами. В этой горнице, «когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним» () . Глагол «возлечь» указывает на одно очень важное обстоятельство. За пасхальной трапезой возлежали, подчёркивая тем самым, что это трапеза свободных людей. Раб ест стоя, в спешке заглатывая куски, – у него нет времени для трапезы. Свободный человек за трапезой может полулежать. О том, что «Он возлёг» и «они возлежали», говорится ещё в двух стихах – в Евангелиях от Матфея (26: 20) и от Марка (14:18) .

Иисус берёт хлеб, затем вино. Хлеб и вино – два центральных элемента Тайной Вечери, как и на пасхальном седере у иудеев. Евангелист Лука упоминает чашу – по-гречески она названа триблион , а святые Кирилл и Мефодий перевели это слово как «солило». Солило – чаша с солёной водой. Славянские первоучители перевели это слово по смыслу, а не буквально. Из Евангелия от Иоанна понятно, что это была чаша с какой-то жидкостью, ибо Иисус обмакнул в неё хлеб. По-гречески прямо о жидкости не говорится, но употреблено причастие бапсас , то есть «обмакнув» (в какую-то жидкость) кусок хлеба. Затем Иисус дал его Иуде.

Совершая Тайную Вечерю, Господь говорит: «Сие творите в Моё воспоминание» – это значит, что Он употребил слово циккарон , которое так важно в пасхальном ритуале иудеев. Наконец, в Евангелии от Луки (22: 17-18) говорится ещё об одной чаше с вином, кроме той, которую Иисус взял в конце Тайной Вечери и благословил со словами: «…сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» () . В самом начале Вечери Он, «взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие». И затем, «взяв хлеб и благодарив, преломил». Для прежних толкователей Евангелия это место, где говорится о первой чаше, всегда было очень трудным. Зачем она, эта чаша, в начале трапезы? Но если мы заглянем в пасхальную Агаду (практическое руководство, по которому совершается пасхальная трапеза у иудеев), то узнаем, что трапеза начинается с обычая, именуемого кидуш (освящение). Глава семьи берёт чашу, благословляет, читает над ней молитву, и затем эта чаша передаётся по кругу. И каждый читает над чашей примерно такую молитву: «Благословен Ты, Бог Вседержитель, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный». В Евангелии же Спаситель говорит: «Не буду пить от плода виноградного » () , т.е. как бы повторяет слова из этой молитвы. Чаша, с которой начинается пасхальная трапеза у иудеев, и есть, без сомнения, та чаша, о которой идёт речь в Евангелии от Луки.

Сравнивая евангельский рассказ с пасхальной Агадой, мы видим, что Господь на Тайной Вечере совершает пасхальный седер; вместе с тем на этой трапезе – как мы знаем из Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, из Первого Послания к Коринфянам апостола Павла – нет пасхального агнца, хотя в это время Иерусалимский храм ещё не был разрушен и бытовал обычай заклания. Возникает вопрос: почему же нет агнца на Тайной Вечере? Ответить на него нам помогает апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» () ; иными словами, Иисус – наш пасхальный Агнец. До апостола Павла об этом же говорит Иоанн Предтеча, прямо называя Спасителя Агнцем Божиим: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» () . Общеизвестно, что в первые века церковной истории Христос обычно изображался в виде Агнца. Сегодня просфора, на которой во время Литургии совершается таинство Евхаристии, называется агничной , из неё вырезается евхаристический хлеб – «агнец».

Итак, Иисус берёт хлеб и благословляет его, произнеся молитву, и затем говорит: «…сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся» () . «Сие есть Тело Моё» – это восклицание напоминает фразу из Агады : «Сие есть скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской». Это ещё одна параллель Тайной Вечери с пасхальной трапезой иудеев.

Как и положено по пасхальной Агаде , Христос в конце Тайной Вечери, это подчёркивает апостол Павел, берёт чашу с вином и благословляет её. Этим кончается пасхальная трапеза. Благословляя чашу с вином, Христос произносит: «…сие есть Кровь Моя нового завета» () , цитируя слова из книги Исход (24: 8) . Итак, Иисус осуществил ритуал, который тысячу с лишним лет ежегодно совершался в Палестине. Но при этом Он дал людям не хлеб и вино, а Себя Самого в виде хлеба и вина: «Приимите, ядите…» Не скудный хлеб, а Тело Своё и Кровь Свою.

В конце XIX – начале XX века русские философы В. Соловьёв, Н. Бердяев и другие задавались вопросом: чем христианство отличается от всего остального, что накоплено человечеством за тысячелетия истории? И приходили к одному и тому же ответу: западные (римские, греческие) и восточные (индийские, китайские, египетские) учителя – все предлагали людям своё учение . Христос же предложил Самого Себя . Эта главная отличительная черта христианства наиболее полно проявилась именно в Тайной Вечере. Ещё раньше Христос говорил об этом прямо, восклицая: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» () . И далее: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» () .

В повторении той Тайной Вечери, когда накануне Своих страданий Господь научил учеников таинству Евхаристии, заключается основа христианской жизни. «Сие творите в Моё воспоминание», – говорит Иисус в конце Тайной Вечери () , поэтому повторение Тайной Вечери по этим Его словам становится Литургией нашей Церкви.

Подобно тому как иудей, совершающий седер , ощущает, что это он сам ушёл из египетского плена, так и христианин чувствует себя во время Евхаристии участником Тайной Вечери. Мы выражаем это чувство в молитве, которая читается перед причастием: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими».

В пасхальную ночь древняя трапеза приобретает у Христа и Его учеников новый, мистический смысл. Известный французский богослов Луи Буйе сказал об этом: «Всю новизну Евангелия Господь ввёл в тщательно соблюдённые линии торжественного чина, насыщенного самыми чтимыми преданиями Израиля». И это действительно так.

Важно иметь в виду, что евхаристическая мистика – это не мистика для элиты, узкого круга посвящённых, это мистика, доступная каждому. Потому что даже тот, кто в силу каких-то причин не может поверить в пресуществление, преложение Святых Даров, приступает к Святым Тайнам, причащается по слову Иисуса: «Сие творите в Моё воспоминание». И каждый, кто любит Христа, становится подлинным участником Тайной Вечери, творя сие в воспоминание об Иисусе, даже если не понимает до конца, в чём смысл Евхаристии.

Но всё же – пасхальный ли седер совершил Господь в тот вечер со Своими учениками?

В некоторых комментариях к Новому Завету утверждается, что между синоптическими Евангелиями – от Матфея, от Марка и от Луки – и Евангелием от Иоанна существуют серьёзные противоречия в датировке трапезы Христа. Я уже говорил о некоторых чертах иудейского седера. Так вот, из начала 14-й главы Евангелия от Марка становится ясно, что Иисус совершает пасхальную трапезу в первый день опресноков. Можно найти и другие детали, подтверждающие, что в рассказах трёх евангелистов речь идёт именно о пасхальном седере .

Но что говорит евангелист Иоанн?

Иисус схвачен, и Его ведут от Каиафы в преторию. «Было утро; и они (иудеи. –Г.Ч. ) не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» () .

Значит, Господь уже под стражей, а пасхальная трапеза ещё не началась. Следующая глава: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш!» () .

Значит, Иисус уже под стражей, а ещё только пятница перед Пасхой. Ранее, в начале 13-й главы, тоже подчёркивается, что Вечеря совершается перед праздником Пасхи. Евангелисту Иоанну вторит Талмуд, где в одном из трактатов говорится, что Иешуа бен Пантере, то есть Иисус Сын Девы, был казнён вечером накануне Пасхи. Встаёт вопрос: кто же прав – синоптики или Иоанн и, соответственно, Талмуд?

Светские учёные пытаются ответить именно на этот вопрос: кто прав? Мы же знаем, что Священное Писание не ошибается. Значит, просто нужно понять, в чём суть данного несоответствия. Если читать евангельский текст неглубоко, поверхностно, то может показаться, что в Писании есть противоречия. Но если изучать его углублённо, то оказывается, что противоречий в нём нет.

Похоже, что Иисус действительно умер накануне Пасхи, потому что, во-первых, рассказ о страстях Христовых в Евангелии от Иоанна в высшей степени надёжен. Как показывают исследования текста, это очень древний рассказ. Во-вторых, такие не похожие один на другой источники, как Евангелие от Иоанна и Талмуд, говорят об одном и том же. А когда два как бы взаимоисключающих источника сообщают одну и ту же информацию, это достаточно надёжное свидетельство её подлинности.

С другой стороны, у синоптиков описана, конечно, пасхальная трапеза. Но на этой пасхальной трапезе нет агнца…

Его и не могло быть, потому что эта трапеза совершена Спасителем заранее . Если мы откроем любой пророческий текст – книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, – то увидим, что многие речения пророков устремлены в будущее. Они говорят о том, что будет в далёком будущем, через восемь, девять, десять веков. В Евангелиях же как раз наоборот, ключевые слова в них – «ныне», «сегодня». Иисус говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий»() ; «Ныне же будешь со Мною в раю» () ; «Ныне пришло спасение дому сему» () ; «Ныне исполнилось писание сие» () … «Но настанет время, и настало уже», – дважды говорит Иисус в Евангелии от Иоанна (4:23; 5: 25) . Иными словами, всё христианство – это будущее, которое осуществляется ныне . «И Царство Твое, – молимся мы во время Литургии, – даровал еси (то есть уже даровал. – Г.Ч. ) будущее». Христиане средних веков считали, что Царство Божие – это то, что ждёт человека когда-то в будущем, после смерти. Но мы знаем, что это Царство уже даровано нам. Христианство и есть наше сегодняшнее бесстрашное вхождение в будущее. Подчёркивая это, Господь и совершает трапезу заранее, показывая, что Он с апостолами входит в будущее.

Мы становимся гражданами будущего через евхаристическое общение. Если это понять, то станет ясно, что противоречий в текстах синоптиков и Иоанна нет – потому что синоптики рассказывают нам об обстоятельствах Тайной Вечери, а Иоанн точно датирует её и повторяет слова Спасителя: «Настанет время, и настало уже». Это и есть наше вхождение в будущее.

В Евангелии от Луки (гл. 24) есть рассказ ещё об одной трапезе. По дороге в Эммаус Иисус толкует ученикам Писание, а затем берёт хлеб, благословляет, преломляет и даёт им. Сравним этот рассказ с повествованием о том, как совершает таинство Евхаристии апостол Павел. В Троаде, «когда ученики собрались для преломления хлеба», Павел «беседовал с ними и продолжил слово до полуночи», а затем преломил хлеб () . Святой Иустин Мученик, живший во II в., рассказывает о том, что во время таинства Евхаристии сначала читались одно из Посланий апостола Павла и пророческие тексты, затем произносилась проповедь, после чего совершались молитвы и Евхаристия.

Таким образом, таинство Евхаристии, или Преломления хлеба, соединялось с чтением Писания и проповедью. И доныне Литургия состоит из двух частей: Литургии оглашенных, или Литургии слова , когда поются 102-й и 145-й псалмы, начало Нагорной проповеди – «Блаженны нищие духом», а затем читается текст одного из апостольских Посланий и произносится проповедь; иЛитургии верных , когда, собственно, и совершается таинство Евхаристии. Тексты из 20-й главы Деяний святых апостолов и свидетельство Иустина Мученика показывают, что структура обедни восходит к апостольским временам. Об этом же делении Литургии на две равнозначных части говорит и латинское её название – missa ; объясняет, что после проповеди бывает «мисса (от латинского глагола mittere – «отпускать») для катехуменов» (оглашенных, ещё не крещённых), они отпускаются, и «остаются верные». Слово «верные» употреблено здесь не случайно – служба, совершаемая после того, как катехумены отпущены, называется Литургией верных.

Итак, Господь использует древний ритуал, который к моменту Тайной Вечери насчитывает уже более тысячи лет истории. Если мы посмотрим богослужебные книги иудеев, то обнаружим там те же элементы службы, которые присутствуют в Литургиях или . Это и приношение даров, и каждение, и омовение рук, и диалог того, кто совершает службу, с молящимися. У иудеев раввин говорит: «Принесём благодарение». «Да будет благословенно имя Господне», – отвечают ему молящиеся. «Благодарим Господа!» – восклицает сегодня священник Православной Церкви. «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней», – отвечает ему хор. «Вашим согласием мы благословим Того, Кто дал нам участвовать в Его благах!» – восклицает затем возглавляющий службу у иудеев. И это тоже напоминает наше священническое восклицание: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами!»

Важно понять, что Христос всю новизну Евангелия вкладывает в древний ритуал. Возможно, именно благодаря этому литургическая мистика оказывается доступной не избранным, но каждому. Литургия даёт верующему возможность жить в полноте мистического единения со Христом. Через неё достигается глубокое мистическое и интимное единение каждого со Христом.

Но в то же время – и в этом коренное отличие мистики христианства от любой другой мистики – через неё достигается не только единение верующего с Богом, но и единение всех участников таинства друг с другом, причём равно живых и умерших. Христос – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова – не Бог мёртвых, но Бог живых. У Бога – все живы! В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус умер, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино.

«Дидахе» – учение двенадцати апостолов – древний христианский текст, датируемый примерно концом I в., когда ещё были живы непосредственные ученики апостолов, даёт нам замечательный литургический текст, молитву: «Подобно тому, как этот хлеб был разбросан по горам, а затем собран воедино, так даруй, Господи, чтобы собралась воедино со всех концов земли в единое Царство». Апостол Павел говорит: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» () .

Это мистическое единение всех в единое тело очень непохоже на нехристианские мистические системы, где человек восстанавливая связь с Богом, наоборот, рвёт связи с окружающими его людьми; оставаясь наедине с Богом, он уходит, отрывается от людей, противопоставляет себя им. В христианстве, в православии этого нет, никогда не было и, будем надеяться, не будет – иначе это уже будет не православие.

«Тайная вечеря», безусловно, одно из самых таинственных произведений гениального Леонардо да Винчи, с которым по количеству слухов и домыслов может соперничать только его же «Джоконда».

После же публикации романа «Код да Винчи» к фреске, украшающей трапезную миланского доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie), приковано внимание не только исследователей истории искусств, но и любителей всевозможных теорий заговора. В сегодняшней статье, я постараюсь ответить на самые популярные вопросы, касающиеся «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

1. КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАЕТСЯ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЛЕОНАРДО?

Удивительно, но «Тайная вечеря» только в русской версии имеет такое название, в языках других стран и библейское событие, изображенное на фреске Леонардо, и сама фреска носит гораздо менее поэтичное, но очень ёмкое название «Последний ужин», то есть, Ultima Cena по-итальянски или The Last Supper по-английски. В принципе, название более точно отражает суть происходящего на настенной росписи, ведь перед нами не тайное собрание заговорщиков, а последний ужин Христа с апостолами. Второе название фрески на итальянском — Il Cenacolo, что переводится просто, как «трапезная».

2. КАК ВОЗНИКЛА ИДЕЯ НАПИСАНИЯ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ»?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно внести определенную ясность относительно того, по каким законам жил рынок искусства в пятнадцатом веке. Фактически свободного рынка искусства тогда не существовало, художники, а также скульпторы трудились только в том случае, если получали заказ от богатых и влиятельных семейств или же из Ватикана. Как известно, свою карьеру Леонардо да Винчи начал во Флоренции, многие считают, что покинуть город ему пришлось из-за обвинений в гомосексуализме, но, на самом деле, все было, скорее всего, куда более прозаично. Просто у Леонардо во Флоренции был очень сильный конкурент — Микеланджело, который пользовался огромным расположением Лоренцо Медичи Великолепного и забирал себе все самые интересные заказы. В Милан Леонардо прибыл по приглашению Людовико Сфорца и остался в Ломбардии на 17 лет.

На иллюстрации: Людовико Сфорца и Беатриче д’Эсте

Все эти годы да Винчи не только занимался искусством, но и конструировал свои знаменитые военные машины, прочные и легкие мосты и даже мельницы, а также являлся художественным руководителем массовых мероприятий. Например, именно Леонардо да Винчи был организатором свадьбы Бьянки Марии Сфорца (племянницы Людовико) с императором Максимилианом I из Инсбрука, ну и, конечно, он же устроил свадьбу самого Людовико Сфорца с юной Беатриче д’Эсте — одной из самых красивых принцесс итальянского Ренессанса. Беатриче д’Эсте была родом из богатой Феррары, а ее младший брат . Принцесса была прекрасно образована, муж боготворил ее не только за удивительную красоту, но и за острый ум, а, кроме того, современники отмечали, что Беатриче была очень энергичной особой, она принимала активное участие в государственных делах и покровительствовала художникам.

На фото: Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie)

Считается, что идея украсить трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие росписью на тему последнего ужина Христа с апостолами принадлежит именно ей. Выбор Беатриче пал именно на этот доминиканский монастырь по одной простой причине — монастырская церковь была по меркам пятнадцатого века сооружением превосходящим фантазии людей того времени, так что и трапезная монастыря заслуживала того, чтобы ее украсила рука мастера. К сожалению, сама Беатриче д’Эсте фреску «Тайная вечеря» так и не увидела, она умерла в родах в совсем молодом возрасте, ей было всего лишь 22 года.

3. СКОЛЬКО ЛЕТ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ПИСАЛ «ТАЙНУЮ ВЕЧЕРЮ»?

Правильного ответа на этот вопрос не существует, принято считать, что работа над росписью была начата в 1495 году, шла с перерывами, а закончил Леонардо примерно в 1498 году, то есть, на следующий год после смерти Беатриче д’Эсте. Однако, поскольку архивы монастыря были уничтожены, точная дата начала работы над фреской неизвестна, можно лишь предполагать, что она никак не могла начаться до 1491 года, поскольку в этом году состоялось бракосочетание Беатриче и Людовико Сфорца, а, если ориентироваться на немногие документы, дошедшие до наших дней, то, судя по ним, роспись была на финальной стадии уже в 1497 году.

4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ФРЕСКОЙ В СТРОГОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО ТЕРМИНА?

Нет, в строгом понимании — не является. Дело в том, что данный вид живописи подразумевает, что художник должен писать быстро, то есть, работать по влажной штукатурке и сразу на чистовик. Для Леонардо, который был очень дотошным и не признавал работу сразу набело, это было совершенно неприемлемо, поэтому да Винчи изобрел особый грунт из смолы, габса и мастики и писал «Тайную вечерю» по сухому. С одной стороны, он смог вносить в роспись многочисленные изменения, а с другой — именно из-за росписи на сухой поверхности полотно очень быстро начало разрушаться.

5. КАКОЙ МОМЕНТ ИЗОБРАЖЕН НА «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРЕ» ЛЕОНАРДО?

Момент, когда Христос говорит о том, что один из учеников предаст его, в фокусе внимания художника — реакция учеников на его слова.

6. КТО СИДИТ ПО ПРАВУЮ РУКУ ОТ ХРИСТА: АПОСТОЛ ИОАНН ИЛИ МАРИЯ МАГДАЛИНА?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, тут строго работает правило, кто во что верит — тот то и видит. Тем более, современное состояние «Тайной вечери» — очень далеко от того, какой видели фреску современники да Винчи. Но, стоит сказать, современников Леонардо фигура по правую руку от Христа не удивила и не возмутила. Дело в том, что на фресках на тему «Тайной вечери» фигура по правую руку от Христа всегда была очень женственной, стоит посмотреть, к примеру, на фреску «Тайная вечеря» авторства одного из сыновей Луини, которую можно увидеть в миланской базилике Сан-Маурицио.

На фото: «Тайная вечеря» в базилике Сан-Маурицио

Здесь фигура в той же позиции опять же выглядит очень женственной, словом, получается одно из двух: или все художники Милана состояли в тайном заговоре и изображали на Тайной вечере Марию Магдалину, или же это просто художественная традиция — изображать Иоанна женственным юношей. Решайте сами.

7. В ЧЕМ НОВАТОРСТВО «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ», ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ, ЧТО ЛЕОНАРДО ПОЛНОСТЬЮ ОТОШЕЛ ОТ КЛАССИЧЕСКИХ КАНОНОВ?

В первую очередь, в реализме. Дело в том, что, создавая свой шедевр, Леонардо решил отойти от существовавших в то время канонов живописи на библейскую тематику, он хотел добиться такого эффекта, чтобы монахи, обедавшие в зале, физически ощущали присутствие Спасителя. Именно поэтому все предметы быта списаны с тех предметов, которые были в обиходе монахов доминиканского монастыря: те же столы, за которыми ели современники Леонардо, та же утварь, та же посуда, да, что там, даже пейзаж за окном — напоминает вид из окон трапезной, каким он был в пятнадцатом веке.

На фото: зеркальное изображение «Тайной вечери»

Но, это еще не все! Дело в том, что лучи света на фреске - продолжение реального солнечного света, падавшего в окна трапезной, во многих местах росписи проходит золотое сечение, а благодаря тому, что Леонардо сумел правильно воспроизвести глубину перспективы, фреска после завершения работы была объемной, то есть, фактически она была сделана с эффектом 3D. К сожалению, сейчас, увидеть этот эффект можно только из одной точки зала, координаты искомой точки: 9 метров вглубь зала от фрески и примерно 3 метра над нынешним уровнем пола.

8. С КОГО ЛЕОНАРДО ПИСАЛ ХРИСТА, ИУДУ И ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ФРЕСКИ?

Все персонажи на фреске написаны с современников Леонардо, говорят, художник постоянно ходил по улицам Милана и отыскивал подходящие типажи, что даже вызвало неудовольствие настоятеля монастыря, который посчитал, что художник недостаточно времени проводит за работой. В итоге Леонардо сообщил настоятелю, что, если тот не перестанет его беспокоить, то портрет Иуды будет написан с него. Угроза возымела действие, и больше настоятель маэстро не мешал. Для образа Иуды художник очень долго не мог найти типаж, пока не встретил подходящего человека на улице Милана.

Иуда на фреске «Тайная вечеря»

Когда же Леонардо привел статиста к себе в студию, выяснилось, что тот же самый человек несколькими годами ранее позировал да Винчи для образа Христа, просто тогда он пел в церковном хоре и выглядел совсем иначе. Вот такая злая ирония! В свете этой информации известный исторический анекдот о том, что человек, с которого Леонардо писал Иуду, всем рассказывал, что он изображен на «Тайной вечере» в образе Христа, приобретает совсем иной смысл.

9. ЕСТЬ ЛИ НА ФРЕСКЕ ПОРТРЕТ САМОГО ЛЕОНАРДО?

Существует теория, что на «Тайной вечере» есть и автопортрет Леонардо, якобы художник присутствует на фреске в образе апостола Фаддея — это вторая фигура справа.

Изображение апостола Фаддея на фреске и портреты Леонардо да Винчи

Истинность этого утверждения до сих пор под вопросом, но анализ портретов Леонардо наглядно демонстрирует сильное внешнее сходство с образом на фреске.

10. КАК СВЯЗАНА «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» И ЧИСЛО 3?

Еще одна загадка «Тайной вечери» — постоянно повторяющееся число 3: на фреске три окна, апостолы расположены в группах по три человека, даже контуры фигуры Иисуса напоминают треугольник. И, надо сказать, это вовсе неслучайно, ведь число 3 постоянно фигурирует в Новом Завете. Дело не только в Святой Троице: Бог Отец, Бог-Сын и Святой Дух, число 3 проходит и через всё описание земного служения Иисуса.

Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет, 33 года — срок земной жизни Христа, также согласно Новому Завету три дня и три ночи надлежало быть Сыну Божьему в сердце земли (Мф. 12:40), то есть, Иисус был в аду с вечера пятницы по утро воскресенья, кроме того, апостол Петр трижды отрекся от Иисуса Христа до того, как пропел петух (кстати, предсказание этого также прозвучало на Тайной вечере), на Голгофе возвышалось три креста, а воскрес Христос утром на третий день после распятия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Билеты для посещения «Тайной вечерни» необходимо заказывать заранее, однако слухи о том, что их нужно бронировать за полгода — сильно преувеличены. На самом деле, за месяц, а то и за три недели до предполагаемого визита свободные билеты на нужные даты, как правило, имеются. Заказать билеты можно на сайте: , стоимость зависит от сезона, зимой посещение «Тайной вечери» стоит 8 евро, летом - 12 евро (расценки по информации на 2016 год). Кроме того, сейчас у церкви Санта-Мария-делле-Грацие часто можно увидеть перекупщиков, продающих билеты с наценкой в 2-3 евро, так что, если вам повезет, то вы можете попасть туда и случайно. Фотографировать фреску запрещено, вход — строго по времени, указанном на билете.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Если говорить о памятниках искусства и культуры, имеющих мировое значение, нельзя не упомянуть картины Леонардо да Винчи. И, несомненно, одной из наиболее известных является его работа «Тайная вечеря». Кто-то утверждает, что на её написание мастера вдохновила Божья искра, а кто-то твердит, что ради такого мастерства он продал душу дьяволу. Но одно неоспоримо - то умение и тщательность, с которой художник воссоздал все нюансы сцены из Евангелия, до сих пор остаются недостижимой мечтой для большинства живописцев.

Итак, какие же секреты скрывает это изображение? Читайте - и узнаете!

Сцена последнего ужина Христа со своими учениками

История создания картины

Леонардо да Винчи получил заказ на написание «Тайной вечери » от своего покровителя - герцога Милана Людовико Сфорца. Это случилось в 1495 г., а причиной послужила смерть жены правителя, скромной и набожной Беатриче д’Эсте. При её жизни известный ловелас Сфорца пренебрегал общением с женой ради развлечений с друзьями, но всё же по-своему любил её. В летописях отмечено, что после смерти своей дамы он объявил пятнадцатидневный траур, молясь в своих покоях и не покидая их ни на минуту. А после того, как этот срок истёк, он заказал придворному художнику (которым в то время как раз и являлся Леонардо) картину в память об усопшей.

Размещается фреска в доминиканском храме Санта-Мария-делле-Грацие. Её написание продлилось целых три года (тогда как обычно на исполнение такой картины требовалось около трёх месяцев) и было завершено лишь в 1498 г. Причиной для этого послужили и необыкновенно масштабные размеры работы (460×880 см), и новаторская техника, использованная мастером.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Милан

Леонардо да Винчи писал не по влажной штукатурке, а по сухой, чтобы иметь возможность видеть цвета и детали. Кроме того, он использовал не только масляные краски, но и темперу - смесь пигмента и яичного белка - что также стало поводом быстрого ухудшения состояния произведения. Разрушаться картина начала уже через двадцать лет после того, как художник сделал последний мазок. Сейчас для того, чтобы сохранить её для потомков, осуществляется целый комплекс специальных мероприятий. Если этого не делать, фреска полностью исчезнет уже через 60 лет.

Замысел мастера

Картина Леонардо да Винчи Тайная вечеря изображает один из самых известных и трогательных эпизодов в Евангелии. Согласно богословским выкладкам, именно она открыла путь Господа к кресту, как к последнему сражению со злом и смертью. В этот момент любовь Христа к человечеству проявилась явно и зримо - Он пожертвовал божественным светом, чтобы уйти в смерть и тьму. Разделив хлеб с учениками, Господь тем самым приобщился к каждому из нас, оставил Своё завещание. Но в то же время кто-то может и отвергнуть эту возможность - ведь Бог не только любовь, но и свобода, и это демонстрирует нам поступок Иуды.

Чтобы достойно передать в красках эту глубокую и многозначительную сцену, Леонардо совершил значительную подготовительную работу. Как указано в записках современников, он ходил по улицам Милана в поисках натурщиков. Мастер смешил их, огорчал и удивлял, наблюдал за тем, как люди ссорятся и мирятся, признаются в любви и расстаются - чтобы после отразить это в своём произведении. Именно поэтому все участники Тайной вечери на фреске наделена индивидуальностью, своим выражением, позой и настроением.

Первые эскизы Тайной вечери. Находятся в Венецианской Академии

Кроме того, живописец отказался от традиционных иконописных канонов в пользу реалистичного и натурального изображения. По тем временам писать Иисуса и апостолов без привычных венцов, нимбов и мандорл (золотого сияния вокруг всей фигуры) было довольно смелым замыслом , который даже критиковали некоторые священники. Но после завершения работы все единогласно признали - лучше передать божественную трапезу не удавалось ещё никому.

Секреты картины Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Известно, что да Винчи был не только знаменитым художником, но и изобретателем, инженером, анатомом, учёным, а кое-кто даже приписывает ему связь с разнообразными мистическими обществами, которых в Европе XV столетия было довольно много. Поэтому, благодаря мастерству их создателя, произведения Леонардо да Винчи также несут некий налёт таинственности и загадочности. И именно вокруг «Тайной вечери» таких предубеждений и мистификаций существует чрезвычайно много. Итак, какие же секреты зашифровал творец?

По утверждениям историков, изучающих творческое наследие эпохи Возрождения, сложнее всего далось мастеру написание Иисуса и Иуды Искариота. Господь должен был предстать перед зрителями как воплощение доброты, любви и благочестия, тогда как Иуда - стать его противоположностью, тёмным антагонистом. Неудивительно, что да Винчи никак не мог отыскать подходящих натурщиков. Но однажды во время богослужения он увидел в церковном хоре молодого певчего - его юное лицо было столь одухотворённым и безукоризненным, что живописец сразу же понял, что именно этот человек может стать прообразом Христа. Но даже после того, как его фигура была написана, художник долго корректировал и исправлял его, пытаясь добиться совершенства.

Прообраз Иуды и Иисуса, Леонардо рисовал с одного натурщика, не зная об этом

Осталось изобразить лишь Искариота - и вновь Леонардо не смог найти нужного человека. Он отправлялся в самые грязные и запущенные районы Милана, часами бродил по низкопробным тавернам и портам, пытаясь найти того, чье лицо послужило бы подходящей моделью. И вот, наконец, ему улыбнулась удача - в придорожной канаве он увидел пьяного человека. Художник приказал отвести его в церковь и, даже не позволив очнуться от опьянения, начал запечатлевать образ. После окончания работы пьяница сказал, что уже видел её однажды, и даже участвовал - только в тот раз с него писали Христа… По мнению современников, это доказывало, как тонка грань между благополучной жизнью и падением - и как легко её преступить!

Также интересно, настоятель церкви, в которой располагалась фреска, часто отвлекал Леонардо да Винчи, указывая, что тот должен усерднее работать, а не стоять часами перед изображением - и уж тем более не бродить по городу в поисках натурщиков! Наконец это так надоело живописцу, что однажды он пообещал аббату, что нарисует Иуду с его лицом, если он немедленно не прекратит командовать и указывать!

Ученик или Мария Магдалина?

До сих пор ведутся дискуссии, кого Леонардо да Винчи изобразил на картине по левую руку от Спасителя. По мнению некоторых искусствоведов, нежное, изящное лицо этого персонажа просто не может принадлежать мужчине, а значит, художник ввёл в сюжет Марию Магдалину - одну из женщин, последовавших за Пастырем. Кое-кто заходит ещё дальше, предполагая, что она была законной женой Иисуса Христа. Подтверждение этому находят в расположении фигур на фреске - склонившись друг к другу, они образуют стилизованную букву «М», означающую «Matrimonio» - брак . Другие исследователи не соглашаются с этим, уверяя, что абрисы тел можно соединить всего лишь в литеру «V» - инициалы да Винчи.

Иисус и Мария Магдалина на фреске Тайная вечеря

Но существуют и другие подтверждения тому, что Магдалина была женой Христа. Так, в Евангелии можно увидеть упоминания о том, как она омывала Его ноги миром и вытирала их волосами (Ин. 12:3), а это могла делать лишь женщина, состоящая с мужчиной в законном браке. Кроме того, некоторые апокрифы утверждают, что на момент распятия Господа на Голгофе Мария была беременной, а рождённая ею дочь Сара стала прародительницей французской королевской династии Меровингов.

Размещение фигур и предметов

Тайная вечеря Леонардо да Винчи отличается не только реалистичностью и живостью человеческих фигур - мастер тщательно проработал и окружающее их пространство, и столовые приборы, и даже пейзаж. Каждая черта произведения содержит в себе закодированное послание.

Например, учёные выяснили, что порядок, в котором на фреске располагаются фигуры апостолов, вовсе неслучаен - он соответствует последовательности зодиакального круга. Так, если придерживаться этой закономерности, то можно увидеть, что Иисус Христос был козерогом - символом движения вперёд, к новым вершинам и достижениям, духовного развития. Этот знак отождествляется с Сатурном - божеством времени, судьбы и гармонии.

А вот загадочная фигура рядом со Спасителем, о которой уже говорилось выше, расположена под знаком Девы. Это ещё одно доказательство в пользу того, что мастер показал на картине именно Марию Магдалину.

Икона из янтаря «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Интересно изучать и расположение предметов на столе. В частности, возле руки Иуды можно увидеть перевёрнутую солонку (что уже в те времена считалось приметой, предвещающей беду), а кроме того, его тарелка пуста. Это знак того, что он не смог воспринять благодать, дарованную пришествием Господа, отвергнул Его дар.

Поводом для диспутов служит даже рыба, поданная трапезующим. Искусствоведы долго спорили, что именно изобразил Леонардо. Одни говорят, что это сельдь - её итальянское название, «aringa», созвучно с «arringare» - учение, проповедь, наставление. А вот по версии других, это угорь - на диалекте Восточной Италии его называют «anguilla», что для итальянцев звучит похоже на «тот, кто отвергает религию».

За время своего существования фреска не раз оказывалась под угрозой уничтожения. Так, во время II Мировой войны артиллерийский снаряд, влетевший в окно церкви, изуродовал и частично разрушил все стены - за исключением той, где было написано произведение!

Знаменитая картина всё ещё существует - и открывает перед нами всё новые и новые тайны, разгадка которых только предстоит. А тем временем вы можете любоваться на многочисленные копии и репродукции , выполненные из самых разных материалов. Например, Тайная вечеря из янтаря , высыпанная из самоцветной крошки и инкрустированная крупными камнями, просто поражает - в ней сочетаются мастерское исполнение и загадочность оригинала!