Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Техника создания картины из пластилина своими руками – мастер-класс с фото и советами. Мастер класс " пластилиновая живопись" Живопись из пластилина на картоне

Техника создания картины из пластилина своими руками – мастер-класс с фото и советами. Мастер класс " пластилиновая живопись" Живопись из пластилина на картоне

Лариса Савчук

Пластилинография - новый вид декоративно прикладного искусства.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, и «пластилин» - подразумевается материал, при помощи которого осуществляется замысел.

Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал - пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

В конце апреля мне предстоит провести с педагогами нашего детского сада мастер-класс по пластилинографии. В связи с чем, мне пришлось осваивать эту новую для меня технику. Сначала я училась сама, не включая в эту деятельность детей, а затем стала обучать и их.

Сегодня, дорогие коллеги представляю Вашему вниманию мои первые работы в технике "Пластилинография" и небольшие мастер-классы по ним. Может кому пригодится в работе.

Материал: плотный картон, контурные рисунки, хороший пластилин, салфетки для рук, вода в мисочке, стеки, доска для лепки.

Итак, приступаем.

"Оленёнок"

1. На картон наносится рисунок (можно использовать картинки с раскрасок).

2. Делаем фон картинки. Сначала определить цвет фона.

От пластилина отщипывают небольшие кусочки пластилина и в виде мазков наносят на поверхность. Можно применять смешанный пластилин для большей цветовой гаммы.

3. Пластилиновые мазки размазываются пальцами по всей поверхности не заходя за контур рисунка.

4. Затем скатываются небольшие жгутики, выкладываются по контуру рисунка, прижимаются и размазываются пальцем к середине заполняя центр элемента рисунка.

6. Контур рисунка выкладываем тонкими жгутиками чёрного цвета.

Готовую работу оформляем в рамку.

Аналогичным образом делаются и другие работы.

"Подводное царство"

1. На плотный картон в виде мазков нужного цвета наносим пластилин.


2. Пальцами размазываем пластилин по всей поверхности в направлении слева - направо.


3. "Заселяем" воду обитателями, растениями и т. д.


"Божья коровка на ромашке"

1. На плотном картоне делаем эскиз изображения.

2. Аналогичным образом пластилином заполняем фон.


3. Изображаем ромашку, затем божью коровку.

4. С помощью стеков, фигурных палочек, печаток - украшаем работу.


Вот такие первые работы в технике "пластилинография" у меня получились. С другими работами в этой технике и с работами моих воспитанников познакомлю Вас в следующих постах.


ВСТУПЛЕНИЕ

  • Обычно в нашем понимании живопись ассоциируется с красками, но не многие знают, что пластилином можно рисовать также как и красками.
  • Пластилин – благодатнейший материал для художника, но, кажется, еще недостаточно оценённый.
  • Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие Картины.

Мир пластилиновой живописи был основан на старейшей из техник живописи – ЭНКАУСТИКИ.

«ЭНКАУСТИКА» – техника живописной росписи, где связующим веществом является ВОСК. Обладает исключительной долговечностью.



Возможности пластилина

1.Пластилином можно создавать картины

схожие с масляной живописью. Пластилин нетоксичен, доступен, легок в применении.


СВОЙСТВА ПЛАСТИЛИНА

1.ПЛАСТИЧНОСТЬ.

Легко раскатывается и разминается и ложиться на поверхность любым слоем,


СВОЙСТВА ПЛАСТИЛИНА

2. ВЯЗКОСТЬ, ПРИЛИПЧИВОСТЬ.


СВОЙСТВА ПЛАСТИЛИНА

3.ЦВЕТНОСТЬ.

При смешивании 2-3 цветов получаются новые оттенки


СВОЙСТВА ПЛАСТИЛИНА

4. ТЕРМОЛАБИЛЬНОСТЬ.

Легко размягчается пальцами рук.



Техника безопасности

1. Стекло, на котором предстоит работать, нужно оклеить изолентой или прозрачным скотчем.

2. После работы необходимо вытирать руки фланелевой тряпочкой. В конце работы вымыть руки с мылом.


Материалы и инструменты необходимые для работы

1.ПЛАСТИЛИН (8 -12 цветов)

2. КЛЕЕНКА

4. ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ

5. СТЕКЛО РАЗМЕРОМ 15х15

7. ФЛАНЕЛИВАЯ ТРЯПОЧКА

8. КАРТОННАЯ ПЛАСТИНА


Виды пластилиновой живописи

ФОКУС – выполняется на твердой поверхности. Это может быть фанера или картон с небольшим рельефом для того, чтобы пластилин крепче держался на поверхности. Формат в этом случае не ограничен. Эта техника позволяет имитировать живопись маслом.


Виды пластилиновой живописи

Под стеклом- выполняется на стекле, оргстекле или прозрачном пластике. Лицевая сторона картины это обратная сторона, гладкая поверхность стекла.


Методы работы в технике « под стеклом»

Упражнение 1. Называется «КАРАМЕЛЬ»:

Приступая к технике «карамель», необходимо создать несколько пробных цветовых полосок. Для одной полоски нам понадобится два или несколько пластилиновых кусочков. Соедините их вместе и скатайте маленький шарик.

Раскатайте шарик на плоскости в тоненький жгутик.


Раскатайте жгутик и возьмите его с двух сторон, аккуратно поворачивая пластилин в разные стороны,сверните в спиральку.

Эта спираль и будет вашим мазком.

Когда вы накатаете определенное количество таких спиралей в нужной вам гамме, то можно приступать к работе над композицией.

Работать с такими спиральками интересно, и Вы получите от работы большое удовольствие!


Упражнение 2. “ЦАРАПУЛЬКИ ПОД СТЕКЛОМ”


Упражнение 3. «СТРУЖКА ПОД СТЕКЛОМ»

В этой технике работать очень легко. Положите необходимые цвета на дощечку. Стек держите перпендикулярно к кусочкам пластилина, нажим на стек должен быть легким,для того чтобы стружка, которая будет у вас получаться, оставалась по возможности тоненькой.

Стружки по своей фактуре позволяют имитировать форму флоры и фауны. И поэтому, когда вы набираете картину из этих элементов, старайтесь соблюдать силу нажима для того, чтобы стружка только держалась на стекле, не разрушая ее фактуру.


Упражнение 4. «ДВИЖЕНИЕ ПОД СТЕКЛОМ»

На пробник нанесите три пластилиновых пятна разного цвета, не накладывая их друг на друга, пальцами соедините все цвета.

Получив цветовую массу, начинайте двигать пальцами по всей плоскости стекла для достижения нужного эффекта. – Для того чтобы получить прямую линию, понадобится картонная пластина, с ее помощью можно манипулировать всей пластилиновой массой. – Если вам понадобится передвинуть небольшой кусочек пластилина, используйте ватную палочку. В противном случае при передвижении пластилиновой массы пальцами он будет прилипать к ним.


Работы в технике « пластилиновой живописи»








Советы мастера

  • Не ограничивайте ваше творчество !
  • Освоив приемы работы с пластилином, можно создавать прекрасные картины, более интересные и оригинальные.

Техника пластилиновой живописи до конца не изучена и может быть именно Вы изобретете новый способ работы в данной технике!



Заключение

1. Вам было интересно ?

2. Вы узнали что-то новое и интересное для себя?

3. Будете использовать в своей педагогической практике полученные знания?

Мастер-класс для Вас проводила преподаватель художественного отделения ДШИ г.Бирюсинска

Цель: научить приемам работы в технике пластилиновой живописи.

  • развитие навыков и умений в работе с пластилином и стеками;
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • развитие пространственного мышления и творческих способностей;
  • эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства;
  • воспитание у детей художественного вкуса;
  • разработка моторики пальцев рук детей.

Материалы и оборудование для учеников:

  • цветной пластилин;
  • матовый и глянцевый цветной картон,
  • набор стеков, зубочистки;
  • доска для лепки формата A4;
  • тряпочка для вытирания рук и стеков;
  • клеенка для рабочего стола.

Зрительный ряд: образцы работ учителя и учащихся в технике пластилиновой живописи.

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Рисование пластилином - все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука - мозг”.

Факторы для развития художника - это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых изделий, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем это интересно. Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. И самое главное: этот материал позволяет переносит часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов. Какие существуют техники и приемы рисования пластилином?

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

1 способ

.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ

.

Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!

3 способ

.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ

.

Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

5

способ .

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

Вывод:

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Попробуйте выполнить несколько упражнений и вам понравится эта новая техника.

Дети с удовольствием работают в технике пластилиновой живописи.

Вот они, первые, защищающие, оберегающие от всего мира объятия мамы, затем лёгкие дружеские похлопывания по плечу, и вот уже робкие нежные прикосновения возлюбленного – все эти счастливые мгновения «сделаны руками». И даже в те моменты, когда эмоции переполняют нас, глаза не находят себе места, а слова застревают, на помощь приходят они – «говорящие», утешающие, подбадривающие руки. То, к чему мы прикасаемся, получает отпечаток наших эмоций. То же можно отнести и к живописи. Разве через кисть не транслирует художник всего себя – от особенностей цветовосприятия до философии его жизни?

11 лет назад я поняла, что живопись, ради которой осуществляется убийство животных – это не моё искусство. Производители художественных кистей на мой вопрос о производстве беличьих кистей ответили, что используются хвосты, доставляемые как «отходы» меховых фабрик. То есть истерзанные трупики «дорабатываются» до кисточек.

Вот стоишь в парке, смотришь по сторонам, сжимая в руке заветный орешек. Ждёшь, когда же, когда из зелени ветвей шустро выпрыгнет рыжий зверёк? Появился, осматривается, не подбегает близко. И вот, исполнив танец страха и любопытства, маленькое мохнатое существо вдруг... Прыгает к тебе на руку. Сердце замирает. Вот оно, пушистое облачко, сидит: ладонь ощущает холодную кожицу и тоненькие коготочки лапок. Старательно и быстро разгрызает орех, а чёрные виноградинки глаз доверчиво смотрят на тебя: «Не припасён ли ещё орешек?!». И это чудо, хрупкое и смешное... Убить, чтобы рисовать мёртвой белкой ещё живых?!

Я для себя решила, что не хочу быть прикреплённой к цепочке убийства, даже и последним, ничего не решающим звеном. В век нанотехнологий и смартфонов убивать животное ради того, чтобы дошкольник акварелью яростно поразмазал на бумаге пару кругов? Чтобы через месяц негодную кисточку выкинули, и не подумав, что это в помойке невинно и не нужно загубленная жизнь?

И выбросить, и убить можно руками, как руками можно и спасти. Я не использую кистей для живописи, я рисую подушечками пальцев и пластилином.

Кому-то покажется смешным, что «детский» материал может использоваться в таком пафосно-важном деле как живопись. Я творю в этой технике 12-й год, и за это время выслушала немало странных комментариев по поводу пластилина. Кому-то хотелось подвергнуть картины испытанием зажигалкой, кому-то заморозить в холодильнике: большинству людей казалось, что пластилин не долговечен, а потому нужно непременно доказать мне несостоятельность моего выбора. Но, увы, у недоброжелателей ничего не вышло: пластилин со временем не теряет цвета, не рассыхается и не реагирует на погодные перемены. В данном моменте я не говорю о картинах, которые создаются путём нанесения на картон без закрытия работы. Если оставлять картину на открытом воздухе, не герметизируя, то где-то через 5-6 лет она может рассохнуться, к тому же её трудно будет очистить от набравшейся пыли.

Технология моей работы – нанесение пластилина на стекло или пластик, а затем закрытие работы тем же пластиком, либо плотным картоном. В мастерской хранятся мои самые первые работы: они также радуют глаз, и хотя им уже 10-11 лет, – они ничуть не изменились.

Итак, каковы же преимущества пластилина как материала для живописи:

1. Готовые созданные вами оттенки хранятся (не засыхая!) бесконечно долго. Чего нельзя сказать об акриловых, гуаши и акварельных красках.

2. Работа, созданная в пластилине, в несколько раз дешевле по себестоимости, чем картина, написанная любым из видов красок.

3. При рисовании пластилином снижается проявления суставных болей и артрозов, а также, благодаря мелкой работе и давлению на кончики пальцев, улучшается работа головного мозга.

Немного о технологиях.

Что только не делают с пластлином: нагревают и рисуют из шприца горячим, растирают, делают «колбаски», формируют контуры, а затем их заполняют, подкладывают под стекло фотографии и картинки. Я придерживаюсь классики: формирую шарики разных цветов и оттенков, создаю палитру для моей картины, а затем растираю отщипанные кусочки по стеклу – «рисую». Я не использую шаблоны или подкладываемые фото: я всегда «творю» пластилином, экспериментируя с цветом и формой «мазка».

Несмотря на кажущуюся простоту, пластилин может таить в себе и некоторую «подлость»: от 5-6-ти часовой работы, а то и раньше, на пальцах от трения могут... образоваться покраснения и настоящие мозоли. Но день-два после они, как правило, проходят.


Совет начинающим: используйте пластилин известных отечественных марок, таких как «Луч» и «Гамма» – это проверенные материалы. Чешский пластлин склонен разламываться и не обладает такой податливостью, к тому же плохо намазывается и смешивается. А китайские пластилины склонны рассыпаться со временем, к тому же многие из них не проверены на качество.

За 12 лет работы я создала более 130 картин, из которых 88 успешно проданы. Я провела 6 выставок. Некоторые из моих картин в частных коллекциях Японии, Франции, Канады и Америки. Последние 2 года активно пропагандирую синтетические кисти и отказ от беличьих кистей, выставляя картины проекта «Для-Художника-Кисти-А-Для-Белок-Их-Жизни!».


Руки даны нам для того, чтобы передавать любовь, любовь к Жизни и Живому: отдавать, продолжая Торжество Жизни – в этом моя философия как художницы!