Меню
Бесплатно
Главная  /  Сказочные герои  /  Технологическая карта по основам духовно-нравственной культуре народов России на тему "Забота государства о сохранении духовных ценностей" (5 класс). «Семья – хранитель духовных ценностей»

Технологическая карта по основам духовно-нравственной культуре народов России на тему "Забота государства о сохранении духовных ценностей" (5 класс). «Семья – хранитель духовных ценностей»

Cлайд 1

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 32» г. Оренбурга Иващенко А.В. Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе

Cлайд 2

Для православного человека, героя древнерусской литературы, наиболее важна духовная, внутренняя жизнь. Русский человек был убеждён, что именно внутренние, духовные качества определяют степень совершенства, к которому нужно стремиться. Утверждая, что внутреннее, духовное определяет внешнее, православие тем самым выстраивает определенную систему ценностей, в которой духовное важнее телесного.

Cлайд 3

Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало распространению и утверждению духовности. Её главное основание: непрестанная молитва, покой и сосредоточенность – собирание души.

Cлайд 4

Утвердил эталон нравственности в русской жизни Сергий Радонежский. В переломный момент в истории нашего народа, когда формировалось его национальное самосознание, Святой Сергий стал вдохновителем государственного и культурного строительства, духовным учителем, символом России.

Cлайд 5

Жизнь Сергия Радонежского позволяет познакомиться с духовными ценностями, особо чтимыми русским народом

Cлайд 6

Любовь к Богу С юности Сергий Радонежский поставил перед собой цель - совершенствовать свою душу, чтобы приблизиться к Богу, и всю жизнь посвятил этому, достигнув высот святости.

Cлайд 7

Любовь к людям Сила любви Сергия Радонежского творила чудеса: в житии приводится пример воскрешения святым мертвого мальчика.

Cлайд 8

Творение добрых дел - помощь всем нуждающимся не только делом, но и добрым словом, советом, сочувствием Святой Сергий постоянно оказывал помощь всем, приходящим к нему.

Cлайд 9

Трудолюбие Святой занимался физическим трудом каждый день: работал на огороде, был плотником, носил воду, пек хлеб, шил одежду.

Cлайд 10

Смирение - неосуждение других, отказ от славы и почестей. Сергий Радонежский никогда и никого не осуждал. Он не хотел власти и почета: отказывался быть игуменом в основанном монастыре, не принял сана архиепископа.

Cлайд 11

Отказ от земных благ и богатств Святой никогда не заботился об избытке еды, одежды, понимая, что главное богатство человека - его бессмертная душа.

Cлайд 12

Сергий Радонежский стал идейным вдохновителем противостояния Мамаю. Он благословил князя Дмитрия Ивановича на защиту русской земли и предсказал победу в Куликовской битве

Cлайд 13

Такая подвижническая жизнь Сергия Радонежского воспринималась и воспринимается русским народом как идеал. Недаром автор «Жития...» Епифаний Премудрый называет его «земным ангелом».

Cлайд 14

«За други своя и за землю русскую» Великий духовный подвиг смирения, пожертвования «земным тщеславием власти» ради своей страны и ее народа совершил князь Александр Невский. Будучи Великим Полководцем, одержавшим немало доблестных побед, он принёс присягу ханам Золотой Орды, чтобы сберечь хотя бы остатки народа для будущего возрождения. Тем самым он показал себя не только великим воином, но и мудрым политиком и дипломатом.

Cлайд 15

Глубокий духовный смысл вложен святыми Кириллом и Мефодием в созданную ими славянскую азбуку

Cлайд 16

Ее деление на две части - правизну и левизну - означает два пути в жизни человека, которому предстоит сделать выбор в сторону добра или зла.

Cлайд 17

В правой стороне азбуки буквы благозвучны, а запись под ними учит людей благочестию: «Изначально будь первым: ведай учение; говори -поступай добронравно; по естеству живи; крепко землю люби; наш брат духовный...».

Cлайд 18

Левая сторона - зеркальное отображение правой. Звуки неблагозвучные, графика букв по своему рисунку напоминает кандалы, решетку тюрьмы. Эта сторона - путь духовного падения. Поэтому она заканчивается словами: «Безначально пустой … воры; пьянюги … примите долю горькую...». Падение Буки-пустого Буквы Слова Прозвища Буки (0)Отродье бесчисленное, безродное, буйное.Буки-пустой Шебарша – пустобай, пустословый. Шепотник – кляузник, ябедник. Шуй – левый. Шуйница – левая рука. Шкота – ущерб, леность. Щапить–щеголять. Ща - щада, щадить; нещада, нещадно - жестоко, беспощадно. «И смертям лютым предают без щадности». ШкодникТип «Гонь» – Поганое отродье Ера - плут, мошенник, вор. Ерыга - шатун, гуляка, пьянюга. Ерик - отщепенец; еретик – отступник, колдун, напускающий Узы - цепи, оковы, путы; узда, узел, узлят – вяжут. Осужденный Узилище - острог, тюрьма, темница. Узник Особый род – Ярый враг-Узничество – заточение. Струпник\Усекновение главы - смертная казнь, конец. Уродливый труп Бесовское отродье

Cлайд 19

Азбука объясняла, что смысл духовной жизни человека в постоянной борьбе в его душе добра и зла, божественных и дьявольских сил.

Cлайд 20

Книги древней Руси знакомили с добродетелями, которыми должен обладать человек Добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. 7 главных добродетелей: 1 Воздержание (от излишества). 2.Целомудрие (хранение чувств, скромность, чистота). 3. Нестяжание (удовлетворение необходимым). 4. Кротость (уклонение от ярости и гнева, незлобие,терпение). 5. Трезвение (усердие ко всякому доброму делу, хранение себя от лени). 6. Смирение (молчание пред обижающими, страх Божий) 7. Любовь (к Господу и ближним).

Cлайд 21

Смирением, кротостью, послушанием отличались любимые русские святые Борис и Глеб. Борис и Глеб – первые русские святые. Они были младшими сыновьями князя Владимира. Родились до крещения Руси, но были воспитаны в христианском благочестии. Братья во всём подражали отцу, отзывчивому к бедным больным, обездоленным.

Cлайд 22

После смерти князя Владимира его старший сын Святополк вероломно обманул братьев, подослал к ним убийц. Братья были предупреждены, но не стали сопротивляться, приняли мученическую смерть.

Cлайд 23

Какой смысл в том, чтобы без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых князей была принесена в жертву основной христианской заповеди – любви. Они первые на Руси показали, что нельзя злом воздавать на зло, даже под страхом смерти.

Cлайд 24

Большую роль для человека всегда играют семейные ценности. Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. Они открыли для благочестивых сердец красоту и высоту православной семьи.

Cлайд 25

Господь через скорбь и болезнь указал Своим перстом князю Петру на крестьянскую девушку Февронию. Она исцелила молодого князя от тяжелого недуга.

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть потеряны безвозвратно или остаться в неизвестности, и тогда они не будут нести никакого влияния на людей,. Представим, как обеднел бы человечество, я бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды"росписи. Рублева, произведения. Т. Шевченко или загадочная. Мона. Лиза. Леонардо да. Винчи, как потускнел бы вид. Киева без памятника. Богдо на. Хмельницком или. Софиевского собора. Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? турно-исторических и естественно-научных ценностей,. Начнем с музеев"Сущность их сначала хорошо раскрывал древний вьетнамский термин"бао и", что означает"хранилище реликвий"С развитием музеев (ныне их у мире более 12 тыс.) стали не только собраниями ценностей"но благодаря своим экспозициям, выставкам"Экскурсия 1 серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителиачів.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические"этнографические и т.п.), художественные"литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т.п.), технические. В Украине и других страна ах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприв.

Слова"хранилище"и"распространение"относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в до не при дворе ассирийского царя. Ашшурбанипала была со ибрана библиотека с"глиняных книг"С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек огромна: от небольших - личных, школьных, городских - до самых книгосховысховищ.

Слово"архив"(в переводе с лат - письмосховище) нередко ассоциируется с чем-то очень древним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том или исли и наиболее древних, и совсем недавнего времени. Собрание архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, потому что ежедневно накопичуют ься новые свидетельства о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работников) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанного, или восстановить истину, долго скрывалась. Так, благодаря архивным поискам удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретарь. Этны протокол, подписанный. Молотовым и. Риббентропом накануне. Второй мировой войны). При восстановлении древних украинских городов, разрушенных фашистами в годы. Великой. Отечественной войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размеры восстанавливаемых сооружений, памятников культуры. Древние сообщения, хранящиеся в архивах, о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX ст найти круг сальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т.п.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсиимір пенсії).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их"домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, а архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от"лоцмана", прокладывающий посетителю, читатель лучший путь к познанию. Эти"лоцм наваждения"-экскурсоводы, библиотекари, архивариуси.

Афоризм"смотреть - не значит видеть"напоминает об одном из коренных задач музейного работника - научить"видеть", то есть выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый ощущает ее эстетический вылил. Но нередко многое остается не понял целым через слабое знакомство с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкое восприятие художественного стиля, его особенности. В таких случаях объяснения экскурсовода очень ва жливливе.

В библиотеках очень трудно ориентировка в мире книг случае совет библиотекаря помогает выбрать правильный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов

Крупнейший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде учитель. Вспомним широкий общественный смысл слова"учитель":: это мыслитель, ведет людей по пути знаний и помогает им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафет и времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и по-человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы научного знания, развивается, о мире, человеке, обществтво.

Массовая аудитория, воспринимает духовные ценности - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно влияют средства массовой информации (СМИ)

Несомненным народным достоянием являются классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народа Украины, различных зарубежных стран

Государство и право находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой. Термин "культура" многозначен. Наиболее важны следующие его значения:

это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Различают материальную и духовную культуру, а в более узком смысле данный термин относят к сфере духовной жизни людей;

это уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (политическая культура, правовая культура, культура речи и т. д.);

это характеристика определенных исторических эпох (культура древнего мира и т.д.), народов или наций (например, русская культура);

степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо (например, культура работников милиции).

В самом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в духе человека, является результатом его творчества. К такого рода ценностям следует отнести и государство, и право. Более того, возникновение государства ознаменовало скачок в развитии культуры - переход от варварства к цивилизации. Сказанное означает, что государство оказало особо глубокое воздействие на культуру, ее развитие. Заметим, что признание государства как культурной ценности утверждалось с трудом. И здесь "повинны" не только идеолЬги марксизма, видевшие в государстве (а также в праве) только социальное зло, которое должно исчезнуть, переместиться, по выражению Ф. Энгельса, в музей древностей вместе с прялкой и бронзовым топором. Немалая "заслуга" в третировании государства принадлежала, к примеру, религиозным мыслителям дореволюционной России. Так, Н. А. Бердяев еще в 1907 г. трактовал государство как одно из искушений дьявола, утверждая, что в жертву государству приносится человеческая личность.
Конечно, изложенные оценки государства не были случайными. Они объясняются тем, что принудительная сила чаще всего обращалась против личности, ограничивала и ущемляла ее свободу. В тени оставались управленческая природа государства и его функция обеспечения целостности общества. Государство как силовая структура действовало там, где позднее будут действовать гражданское общество и развитая правовая система. Ни К. Маркс, ни В. И. Ленин, ни Н. А. Бердяев этого не предвидели, их прогноз об отмирании государства история убедительно опровергла.
Во второй половине XX в. в развитом гражданском обществе ценность государства как явления культуры увеличивается. Государство все более становится фактором становления и защиты свободы человека, развития его материальной и духовной культуры. Государство берет на себя заботу об образовании подрастающего поколения, способствует развитию общей и профессиональной культуры своих граждан. Кроме того, государство охраняет и защищает культурные ценности, накопленные человечеством.


Наибольшее влияние государство оказывает на политическую культуру, носителями которой являются общество, партии и политические лидеры, граждане. Развитие политической культуры в свою очередь образует важнейшую предпосылку развития и нормального функционирования политической системы общества, всех ветвей государственной власти.

Государство заботится и о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры.

Право создает оптимальные условия для творчества, для созидания культурных ценностей, для культурного развития человека. Например, в ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации записано: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям".

На основе права формируется особый пласт культуры - правовая культура, носителями которой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица, социальные группы, политические деятели, граяедане. Для России развитие правовой культуры - актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, принявшее в советский период крайнюю форму, называемую правовым нигилизмом.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Забота государства о сохранении духовных ценностейПодготовила: учитель начальных классовМатвеева Светлана Александровна2015гОсновы Духовно-нравственнойКультурыНародов России 5 класс Конституция Российской ФедерацииСтатья 44.1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Памятник Гермогену Открытие памятника Гермогену Памятник Минину и Пожарскому Казань

Мечети в Казани

Буддийский храм в Чите Буддийский храм в Санкт-Петербурге Спасо-Преображенскиймонастырь Новоиерусалимский монастырьв Подмосковье Верхотурский монастырь на Урале Серафимо-Дивеевский монастырь Храм Христа Спасителя Музей-заповедник «Царское село» Сююмбике «Падающая башня» Музей народного деревянного зодчества«Витославицы» Музей Ширяево Самарской области Сызрань
КАЗАНСКИЙ СОБОР.В самом сердце города стоит величественный пятиглавый храм с высокой колокольней. Это - Казанский кафедральный собор, один из самых красивых и богатых храмов в Поволжье. Над ним воистину простирается благодать Божья. Ведь собор остался одним из немногих сооружений в Сызрани, уцелевших после страшного пожара 1906 года. Весь город был охвачен огнем, а собор возвышался среди пламени, как мученик на костре, своей величественной колокольней. Уцелел он благодаря сторожу, вовремя потушившем перекинувшийся на храм огонь. СЫЗРАНСКИЙ КРЕМЛЬ.Сызрань стала единственным городом в Самарской губернии, где сохранилось его сердце - кремль. Он стал не просто символом и визитной карточкой нашей малой родины. Сызранский кремль объединяет в себе две идеи - доблестного прошлого города, основанного для защиты окраинных рубежей России, и истинности христианской веры. Храм Христа СпасителяЧасовня Иверской иконы Божьей матери Московский Кремль Памятник Минину и Пожарскому Спасские ворота Колокольня Ивана Великого и царь колокол

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек Спасибо за внимание! http://imigo.ru/uploads/images/cities/Moscow/Moscow-Russia-Red-Square-IMIGO.jpghttp://img.travel.ru/images2/2015/06/object246303/shutterstock_258450185.jpghttp://p5.img.cctvpic.com/photoAlbum/source/2013/05/24/PHOT1369362955143172.jpg http://img.rg.ru/i/gallery/d9fb6318/687354d0.jpg http://www.bankgorodov.ru/public//photos/sights/1391955759.jpg http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/shapka_2_1.jpghttp://www.alpindustria.ur.ru/userfiles/IMG_7348.JPGhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9306/123408768.78/0_a2349_e8d7eae0_XXXL.jpghttp://bestmaps.ru/files/content_images/20131004132459.jpg Интернет-ресурсы


Приложенные файлы

Но что же означают духовные ценности? Одни подразумевают под словом «духовность» культурное наследие, включающее в себя язык, музыку, искусство, литературу и др. Для других духовность связана с религией. То есть мы наблюдаем разделение понятия «духовность» на два: светское и религиозное понимание. В XXI веке уклон делается в сторону светского понимания духовных ценностей, что приводит к материализации культурной осознанности человека. Однако светское понимание не способно полностью удовлетворить духовные потребности.

Лишь во взаимосвязи с религией и ее ценностями человечество может создать морально сознательное общество. Духовные ценности должны объединять в себе два этих понятия. И все же религиозное имеет полное право доминировать над светским пониманием ценностей. Ведь именно религия способствует появлению культурного наследия, которое затем развивается в тесной взаимосвязи с ней.

Современное общество забывает о преимуществе воспитания детей в духе религии. Ведь религия является тем самым связующим звеном, которое укрепляет и охраняет нравственность и единство нации. Религия, или точнее сказать Вера, лежит в основе общественных взаимоотношений, она является прочным фундаментом, который основан на многовековой традиции народа. Вера создает законы нравственности, а через них - и общественные законы, и нормы поведения в социуме. Если человек с раннего детства воспитывался в духе Веры своих предков, то он непременно будет чтить и уважать свою землю, свою страну. То есть в человеке закладывается один из самых высоких уровней осознания себя как части нации и воспитания в себе патриотизма.

Потому что Вера, по моему мнению, является родоначальником всего человечного (гуманного). Без религии человеческое общество не способно морально выжить, оно непременно обречено на нравственную деградацию. Что мы и можем наблюдать в современном мире. В наше время ценности становятся все более материалистичными, в почете и уважении те люди, у которых в достатке имеются материальные блага, а духовные, к сожалению, отступают на второй план. Да и культура стоит на этом же пути. Сейчас «творят» не для человека, а для продажи. А ведь именно культура призвана пробуждать в человеке благородные чувства, показывать красоту и воспитывать моральные качества.

А все происходит в точности наоборот, сегодня мы можем наблюдать, как так называемая «массовая культура» растлевает умы людей. К тому же на упадок значимости духовных и моральных ценностей в значительной мере влияет становление нового типа общества, так называемого информационного общества. Его основой являются компьютерные технологии и как следствие - создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает доступ людей к мировым информационным ресурсам (информационная глобализация). По моему мнению, в современном обществе идет тенденция к развитию товарного взаимоотношения между государством и людьми. Человека переименовали в потребителя, предприниматели ищут для себя выгодные рынки сбыта товара. И при этом для завлечения потребителя и увеличения спроса на определенный товар используются различные методы.

В первую очередь, это метод рекламной пропаганды, который осуществляется при помощи информационного пространства и является внушающим, а не ознакомительным. Это приводит к тому, что товар попросту навязывается, и речь уже идет о массовости, а не об индивидуальности (то есть товары производят для массового потребления). А государство просто «наблюдает» со стороны за этими процессами, так как в условиях рыночной экономики упор делается на развитие частного предпринимательства, и государству трудно «уследить» за соблюдением прозрачности процессов сбыта товара. Современное общество просто не в силах справиться с огромным потоком информации, которое само же породило. В систему СМИ и интернет-ресурсов «просачивается» зачастую неправдивая и аморальная информация.

И если в СМИ она еще хоть как-то фильтруется, то Интернет остается камнем преткновения «информационного общества». Так же хотелось бы отметить, что через информационную систему в широкие массы людей можно «внедрить» идеологические и политические воззрения, расистские и аморальные убеждения, притом это может быть сделано третьей стороной (например, другим государством), чтобы ослабить национальное единство и привести в упадок нравственную основу определенного общества. Можно сказать, что человека подвергают «информационной атаке» с определенной, выгодной кому-то целью. При снижении религиозности нации человек становится более подвержен внешним воздействиям, он легче переносит упадок духовых ценностей - по той простой причине, что они его не интересуют, потому что в детстве в нем не воспитали Веру и, соответственно, у него нет чувства патриотизма.

Такой человек становится духовно и культурно немотивированным (то есть сохранение, а также развитие духовных ценностей не имеют для него особого значения). Такой человек нередко становится на путь аморальности и нравственного упадка, при этом наблюдается его деградация как социального существа. В целом можно сделать следующие выводы.

1. Информационная глобализация негативно влияет на становление нравственности и духовных ценностей личности. При помощи информационных технологий в широкие массы сбывают товар, а также могут навязать политические и идеологические взгляды. Следствие этого - подрыв национального самосознания.

2. Сохранение духовных ценностей в условиях информационной глобализации - задача не из легких, но всё-таки выполнимая. Для этого надо усилить государственный контроль над информационной сферой, в частности над Интернетом и СМИ. Также необходимо постоянно заниматься религиозным воспитанием детей, взращивать их в духе патриотизма. А для этого нужно образовать ряд учреждений (особенно на государственном уровне), которые будут заниматься религиозным и, соответственно, нравственным воспитанием детей.

3. Необходимо создавать условия (опять же на уровне государства) для вовлечения взрослой части населения, а также молодёжи в культурно-духовную и социальную жизнь народа, например, учреждение организаций по интересам, проведение различных социальных и культурно-духовных мероприятий. Важно участвовать в разработке и осуществлении социально-культурных региональных и национальных проектов. 4. Если мы научимся уважать и любить свою нацию, то и другие народы мы будем уважать, как самих себя!

Список использованной литературы:

1. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь // Э. Гидденс. - Москва: Весь Мир, 2004. - 120 с.

2. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление // А. И. Уткин. - Москва: Логос, 2001.

3. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века // Т. Фридман - Москва: Хранитель, 2006. - 60 с.

М. С. Лутовинова, социальный педагог МОУ Юровская СОШ, Раменский район, Московская область