Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Трифонов кирилл - молодой и перспективный актер. Юрий валентинович трифонов, краткая биография Трифонов юрий валентинович краткая биография

Трифонов кирилл - молодой и перспективный актер. Юрий валентинович трифонов, краткая биография Трифонов юрий валентинович краткая биография

Юрий Валентинович Трифонов – советский писатель, мастер «городской» прозы. Родился 28 августа 1925 года в Москве в семье профессионального революционера и детской писательницы. Родители были репрессированы, когда мальчику было двенадцать лет, а он в школе стал «сыном врага народа» и впоследствии не мог поступить ни в один вуз. По этой причине сразу после школы он стал работать. Был на заводе слесарем, позднее редактором многотиражки, диспетчером в цеху. В 1944 году он все же поступил в Литературный институт, где проучился вплоть до 1949 года. ­

Одни из первых рассказов, «Знакомые места» и «В степи», появились в печати в 1948 году. Однако известность к нему пришла с выходом романа «Студенты» (1950). С 1952 года он связал свою судьбу с Туркменией, и многие рассказы посвящал именно этой стране. Так, в 1959 году был выпущен цикл рассказов «Под солнцем», а в 1963 году – роман «Утоление жажды». Эта работа была выдвинута на Ленинскую премию. После возвращения из Туркмении Трифонов написал много рассказов на спортивную тему.

С 1969 года он выпустил несколько повестей, среди них «Обмен», «Дом на набережной», «Другая жизнь» и некоторые другие. Все они неофициально вошли в цикл «Московские повести». Наибольшую популярность писателю принесла повесть «Дом на набережной», действия которой происходили в правительственном доме в 1930-е годы. С 2003 года на этом здании установлена мемориальная доска в честь Трифонова. Многие работы писателя были автобиографичными. Они повествовали о жизни интеллигенции во времена правления Сталина. Ю.В. Трифонов умер 28 марта 1981 года в Москве.


Трифонов Юрий Валентинович
Родился: 28 августа 1925
Умер: 28 марта 1981 (55 лет)

Биография

Юрий Валентинович Трифонов - русский советский писатель, мастер «городской» прозы. Был одной из главных фигур литературного процесса 1960-1970-х годов в СССР.

Семья

Отец Юрия Трифонова - революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов; был расстрелян 15 марта 1938 года. Мать - зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (1904-1975; литературный псевдоним - Е. Таюрина).

В 1937-1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Трифоновой) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд. Словатинской, 1879-1957), в молодости - профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны; в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте. Дед - меньшевик-подпольщик Абрам Лурье (1875-1924); его брат - Арон Лурия, публицист, один из организаторов социал-демократического «Рабочего знамени»; двоюродный брат - советский политический деятель Арон Сольц.

Дядя писателя по отцу - Евгений Трифонов (псевдоним - Е. Бражнов; 1885-1937); его сын (двоюродный брат Юрия Трифонова) - писатель-невозвращенец Михаил Дёмин (настоящее имя - Георгий Евгеньевич Трифонов; 1926-1984), автор нескольких поэтических сборников и автобиографической прозы.

Биография. Творчество

Ещё в школе заинтересовался литературой, был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. В 1942-1945 годах работал на авиационном заводе сначала слесарем, затем диспетчером цеха. Там же вступил в ВЛКСМ. Весной-осенью 1945 года редактировал заводскую газету. В 1944-1949 годах учился в Литературном институте имени А. М. Горького. Все годы учёбы посещал семинары заметившего его К. А. Федина, печатал рассказы в газете «Московский комсомолец». В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя - «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2). Дипломная работа Юрия Трифонова - написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность - была посвящена молодому послевоенному поколению. Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института (точнее, едва не исключен из Комсомола, так как институт к тому времени он уже закончил; в результате он отделался лишь выговором - Ю. В. Трифонов, «Записки соседа», 1972) за то, что не указал в анкете факт ареста отца. В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от неё.

После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для её продолжения, однако радушный приём, который поначалу ему оказал в своем журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов. Вторая половина 1950-х - начало 1960-х годов стали смутным временем в творческой биографии писателя. В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963 году, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал. Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966-1969 годах - рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.

В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970-1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести». Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» - в начале 1950-х годов, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е годы. Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.

Но самую большую славу писателю принес именно «Дом на набережной» - повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как „Дом на набережной“ (по названию повести Трифонова)». В дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Лёву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме.

В 2003 году на доме установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман „Дом на набережной“».

Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема - судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х - середины 1970-х годов.

Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х годов тиражами (30-50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.

С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своем творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы ошибкой.

Манера письма Трифонова - неторопливая, рефлектирующая, он часто пользуется ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни было чётко выраженной общественно-политической оценки.

В. Казак «Лексикон русской литературы XX века»

В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году - роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра». «Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах. Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.

В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного. В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом. Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий - 1930-е, 1940-е, 1950-е и 1970-е годы.

В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение».
Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Ко времени выхода из-под его пера в 1970-е годы главных работ связывают и появление «трифоновской школы». Он опекал литературную молодёжь, в частности, его влияние на себя подчёркивал Александр Проханов.

Личная жизнь

Первая жена Юрия Трифонова (1949-1966) - оперная певица (колоратурное сопрано), солистка Большого театра Нина Нелина (настоящее имя - Нинель Алексеевна Нюренберг; 1923-1966), дочь известного художника Амшея Нюренберга (1887-1979), племянница художника Давида Девинова (настоящее имя - Давид Маркович Нюренберг; 1896-1964). В 1951 году у Юрия Трифонова и Нины Нелиной родилась дочь Ольга - в замужестве Ольга Юрьевна Тангян, кандидат филологических наук, ныне живущая в Дюссельдорфе.

Вторая жена (с 1968 года) - редактор серии «Пламенные революционеры» Издательства политической литературы ЦК КПСС Алла Пастухова.

Третья жена (с 1975 года, фактический брак - писательница Ольга Мирошниченко (род. 1938; её первый муж - переводчик с эстонского Геннадий Муравин, второй - писатель Георгий Берёзко). Их сын - Валентин Юрьевич Трифонов (род. 1979).

Библиография

Собрание сочинений в четырёх томах. - М.: «Художественная литература», 1985-1987.
Избранные произведения в двух томах. - М.: «Художественная литература», 1978.
Студенты. - М.: «СП», 1951; Магадан, 1952; Курск, 1952; «СП» и «МГ», 1953; Омск, 1954; М., 1956; М., 1960.
Под солнцем. Рассказы. - М.: «Советский писатель», 1959.
В конце сезона. Рассказы. - М.: «Физкультура и спорт», 1961.
Утоление жажды. - М.: «Художественная литература», 1963; 1964; 1965; 1967; 1970; «Профиздат», 1979.
Костры и дождь. Рассказы. - М.: «Советская Россия», 1964.
Факелы на Фламинио. Рассказы и очерки. - М., 1965.
Отблеск костра. Документальный очерк. - М.: «Советский писатель», 1966.
Кепка с большим козырьком. Рассказы. - М.: «Советская Россия», 1969.
Игры в сумерках. Рассказы и очерки. - М.: «Физкультура и спорт», 1970.
Рассказы и повести. - М.: «Художественная литература», 1971.
Долгое прощание. Повести и рассказы. - М.: «Советская Россия», 1973.
Нетерпение. - М.: « Политиздат», 1973; 3-е изд. - 1974; 4-е изд. «Советский писатель», 1988.
Продолжительные уроки. - М.: «Советская Россия», 1975.
Другая жизнь. - М.: «Советский писатель», 1976.
Обмен. Пьеса. - М., 1977.
Повести. - М.: «Советская Россия», 1978.
Другая жизнь. Повести и рассказы. - М.: «Известия», 1979.
Старик. - М.: «Советский писатель», 1979.
Старик. Другая жизнь. - М.: «Советский писатель», 1980.
Нетерпение. Старик. - М.: «Известия», 1983.
Другая жизнь. Отблеск костра. - М.: «Советский писатель», 1983.
Как слово наше отзовётся. Публицистика. - М.: «Советская Россия», 1985.
Вечные темы. Романы, повести и рассказы. - М.: «Советский писатель», 1985.
Время и место. Романы и повесть. - М.: «Известия», 1988.
Исчезновение. Старик. Отблеск костра. - М, : «Московский рабочий», 1988.
Отблеск костра. Исчезновение. - М.: «Советский писатель», 1988.
Бесконечные игры. Киноповесть, рассказы, очерки, статьи. - М.: «Физкультура и спорт», 1989.
Отблеск костра. Старик. - М.: «Известия», 1989.
Исчезновение. Время и место. Старик. Романы. - М.: «Современник», 1989.

Награды и премии

Сталинская премия третьей степени (1951) - за повесть «Студенты» (1950)
орден «Знак Почёта» (1975)
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Экранизации

1966 - Утоление жажды (Туркменфильм; реж. Булат Мансуров) - одноимённый роман

1977 - О чём не узнают трибуны (альманах короткометражных киноновелл: «Алёшино знакомство», «Телеграмма», «Победа присуждается…»; Киностудия им. М. Горького; реж. Яков Базелян) - по мотивам рассказов

ТРИФОНОВ, Юрий Валентинович (Трифонов, Юрий Валентинович - 28.08.1925, Москва - 28.03. 1981, там же) - русский писатель.

Трифонов родился в семье известного партийного и военного деятеля времен СССР Валентина Андреевича Трифонова. С 1932 г. семья Трифонова проживала в знаменитом Доме Правительства, который впоследствии писатель изобразит в своей известной повести «Дом на набережной». Со второй половины 30-х гг. семья Трифонова попала под шквал сталинских репрессий. В 1937 г. был арестован и расстрелян дядя Трифонова, герой гражданской войны (писатель, известный под псевдонимом Е. Бражнєв), а в следующем году - отец писателя. Была репрессирована также и мать Трифонова. Вместе с бабушкой Трифонова выселили из квартиры. Трагедия семьи драматически сказалась на духовном формировании Трифонова. С началом войны Трифонова эвакуировали в Ташкент, где он начал сочинять стихи и писать небольшие рассказы. После возвращения в Москву с 1943 г. работал на военном авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором многотиражки». С 1944 г. учился на заочном отделении Литературного института. Впоследствии перевелся на стационар, посещал творческие семинары, которыми руководили Г. Паустовский и К. Федин. В 1949 г. Трифонов закончил институт и тогда же состоялся его литературный дебют.

В первом романе Трифонова «Студенты» («Студенты», 1949-1950; Государственная премия, 1951) речь идет о жизни институтской молодежи первых послевоенных лет. Сюжетную основу произведения составляет конфликт между двумя студентами Московского педагогического института, бывшими фронтовиками, друзьями детства Вадимом Беловым и Сергеем Палосвіним. Вадим настойчиво приобретает знания, он - активный комсомолец, принципиальный, требовательный к себе и другим; Сергей - человек одаренный, но честолюбива и эгоистична. Опубликован в ведущем тогда литературном журнале «Новый мир», роман получил большую популярность и сделал Т. знаменитым.

Несмотря на удачный дебют, на протяжении 50-х pp. Трифонов почти ничего не написал, за исключением цикла небольших рассказов: «Бакко» («Бак-ко»), «Очки» («Очки»), «Одиночество Клича Дурда» («Одиночество Клыча Дурды») и др. Время хрущевской «оттепели» заставил писателя по-другому взглянуть на человека своего поколения. Рассказы, написанные Трифонов на рубеже 50-60-х гг. и которые вошли в сборник «Под солнцем» («Под солнцем», 1959), «в Конце сезона» («В конце сезона», 1961), - это обращение к «вечным» темам: любви, жизни, смерти - тем, лишенных идеологических акцентов.

К активному литературному творчеству Трифонов вернулся в 60-х pp., когда один за другим вышли в свет роман «Утоление жажды» («Утоление жажды», 1963) и документальная повесть «Отблеск костра» («Отблеск костра», 1965). Действие романа «Утоление жажды» происходит в конце 50-х гг. на строительстве Каракумського канала в Туркменистане. Рассказ ведется от лица молодого журналиста Корышева, который приехал на стройку. Канал в произведении - это не только новое строительство, но и новую жизнь, что приходит в пустыню. Трудовой подвиг, энтузиазм рабочих сталкиваются здесь с равнодушием и эгоизмом. В дискуссии, которую ведут начальник строительства Єрмасов и инженер Карабаш с авторами утвержденного проекта, средоточие конфликта составляют не столько технические решения, сколько раВНОе - творческое и догматическое отношение к жизни. От типичных для того времени произведений на «производственную» тематику роман Трифонова отличался, по мнению позднейшей критики, тем, что в нем четче и глубже очерчивалась проблема поиска настоящей правды о времени и историю.

Заинтересованность проблемами «настоящей» истории проявилась и в повести «Отблеск костра». Писатель обращается к биографии своего отца, известного советского военачальника В. Трифонова, и создает документальный рассказ о малоизвестных страницах революции и гражданской войны. Рассказывая о кровавых событиях братоубийственной войны, писатель пытается осознать скрытые движущие силы исторических событий, воссоздать трагический образ времени, безжалостный к раздельному и неповторимого человеческой жизни.

Историческую тематику Трифонов продолжил в романе «Нетерпение»(«Нетерпение», 1973), который посвящен народовольцам и, в частности, российскому революционеру, члену Исполнительного комитета «Народной воли» Андрею Желябову, который был казнен за участие в подготовке покушения на императора Александра II в марте 1881 г. В этом произведении Трифонова интересовали истоки революционной идеи, пути ее воплощения в жизнь. Роман насыщен публицистическими отступлениями, что знакомят читателей с политической жизнью России 2-ой пол. XIX ст., с известными деятелями того времени - Перовской, Михайловым и др., со многими докумен-тальними материалами.

Целый ряд произведений Трифонова рубеже 60-70-х гг. условно можно объединить в своеобразный цикл, его исследователи называют «московским». Первая повесть этого цикла «Обмен»(«Обмен») появилась в 1969 г. В последующие годы цикл был продолжен повестями «Предварительные итоги»(«Предварительные итоги», 1970), «Затянувшееся прощание» («Долгое прощание»,1971), «вторая жизнь» («Другая жизнь», 1975). Во всех этих произведениях, по словам О. Трифоновой и Есть. Шкловского, речь идет о любви и семейные отношения, вроде и вполне обыденные, но в то же время чрезвычайно характерные и отличительные. Читатель узнавал в них не только собственную жизнь с его общечеловеческими радостями и трагедиями, но и остро чувствовал свое время и свое место в этом времени. В центре художественных поисков Трифонова постоянно находится проблема нравственного выбора, который человек вынужден делать даже в самых простых жизненных ситуациях.

Главный герой повести «Обмен» - инженер Дмитриев. Смертельная болезнь матери Дмитриева приводит его жену на мысль о необходимости обмена с целью увеличения квартирной площади. Дмитриев разрывается между желанием жены и мыслью о том, какую душевную травму эти планы нанесут его матери.

Герой следующей повести «Предварительные итоги», переводчик Геннадий Сергеевич, поражен той же болезнью, что и Дмитриев. Подытоживая свою жизнь, он заключает главную потерю своей жизни - потерю «атмосферы простой человечности», то есть любви, заботы и внимания близких ему людей. Отсутствие четкой моральной позиции, постоянная готовность уступить силе обстоятельств характеризует и актрису Лялю и ее супруга Реброва, героев повести Долгое прощание». Тяжелая атмосфера брежневского застоя, в которой не может найти для себя достойного применения умный и талантливый человек - историк Сергей Троицкий, изображенная в повести «вторая жизнь».

Повести «московского» цикла, как и активная гражданская позиция Трифонова на поддержку обвиненных в «идеологических недостатках» сотрудников журнала «Новый мир» (И. Виноградова, О. Кондратович, В. Лакшина) вызвали недовольство творчеством писателя со стороны «официальных» критиков. В то же время начиная с 70-х гг. творчество Трифонова становилась все более популярной на Западе, где его много переводили и охотно читали (в 1980 г. по предложению Г. Белля кандидатура Трифонова была даже выдвинута на соискание Нобелевской премии по литературе).

Своеобразным завершением «московского» цикла произведений стала повесть Трифонова «Дом на набережной»(«Дом на набережной», 1976), которая благодаря своей бескомпромиссности и хоть и завуалированной, но все же достаточно ощутимой антисталінській направленности, стала одним из наиболее резонансных произведений советской литературы 70-х pp. В произведении писатель изображает судьбу Вадима Глебова, известного критика и эссеиста, который пользуется всеми теми благами, что их предоставляла советская власть лояльному к ней творческой интеллигенции. Автор раскрывает нравственную позицию своего героя, анализирует мотивы его поступков, в частности тех, что основали его успешную карьеру. История Глебова предстает в произведении как попытка психологического самооправдания предательства ради материального и душевного комфорта, предательства, жертвами которого становятся близкие Глебову люди и прежде всего его научный руководитель, профессор Ганчук: на его защиту Глебов не решился выступить в годы сталинских репрессий. Повесть, по мнению А. Коваленко, направленная против «философии неупоминание», попыток оправдать свою моральную слабость и шаткость жестокостью времени, желанием переложить на других моральную ответственность за собственные поступки. По мотивам повести в московском Театре на Таганке Ю. Любимов поставил спектакль «Дом на набережной».

Честность и бескомпромиссность нравственной позиции, злободневность нарушаемого проблематики, углубленный психологизм характеризуют и произведения Трифонова последних лет, среди которых выделяются романы «Старик» («Старик», 1978) и «Время и место» («Время и место», 1981). В романе «Старик» речь идет о трагических событиях времен гражданской войны на Дону в 1918 г. Главный герой произведения - Павел Евграфович Лєтунов пытается сдать своеобразный экзамен перед собственным больным совестью. Он снова и снова возвращается к вопросу, которое не давало ему покоя много лет: на самом деле был предателем комкор Мигулин (реальный прототип Ф. Миронов). Своего времени Лєтунов на вопрос следователя ответил, что не исключает возможности участия Мигулина в контрреволюційному мятеже, и теперь Лєтунова мучает совесть, что тем самым он повлиял на трагическое решение судьбы Мигулина.

Сочинение «Время и место» сам Трифонов обозначил как «роман самосознания». Герой этого произведения, писатель Антипов, в лице которого просматриваются и черты самого Т., всей своей жизнью словно испытывается на моральную устойчивость. В романе Трифонов стремился собрать воедино все отрезки истории, свидетелем которых он был: конец 30-х pp., война, послевоенное время, хрущевская «оттепель», современность.

Родился Юрий Трифонов в семье большевика, крупного партийного и военного деятеля Валентина Андреевича Трифонова. Брат отца, Евгений Андреевич, герой Гражданской войны, публиковался под псевдонимом Е. Бражнев (по-видимому, от него Юрий Трифонов унаследовал дар к писательству). Вместе с семьей Трифоновых жила бабушка Т. А. Словатинская (со стороны матери Е. А. Лурье), представительница «старой гвардии» большевиков, бесконечно преданная делу Ленина-Сталина и колебавшаяся вместе с линией партии. И мать, и бабушка оказали большое влияние на воспитание будущего писателя.
В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как «Дом на набережной » (по названию повести Трифонова).
В 1937 были арестованы отец и дядя писателя , которые вскоре были расстреляны (дядя - в 1937, отец - в 1938). Была репрессирована также мать Юрия Трифонова (отбывала срок заключения в Карлаге). Дети (Юрий и его сестра) с бабушкой, выселенные из квартиры правительственного дома, скитались и бедствовали. Но бабушка не изменила своим убеждениям, дожив до глубокой старости, даже после 20-го съезда КПСС, когда началась реабилитация невинно осужденных.

Литературный дебют Юрия Трифонова

С началом войны Трифонов был эвакуирован в Ташкент , когда в 1943 вернулся в Москву, поступил на военный завод. В 1944, работая по-прежнему на заводе, поступил на заочное отделение Литературного института , позднее перевелся на очное. Посещал творческий семинар, которым руководили маститые писатели К. Г. Паустовский и К. А. Федин, что нашло отражение позднее в «Воспоминаниях о муках немоты» (1979).
Писать начал очень рано, почти в «мотыльковом возрасте», продолжал писать в эвакуации и по возвращении в Москву. Свои стихи и маленькие рассказы посылал матери в лагерь. Их связывала любовь, доверие и какая-то запредельная близость.
Дипломная работа Трифонова, повесть «Студенты », написанная в 1949-1950, неожиданно принесла известность. Была опубликована в ведущем литературном журнале «Новый мир» и удостоена Сталинской премии (1951). Сам писатель в дальнейшем относился к своей первой повести холодно. И все-таки, несмотря на искусственность главного конфликта (идеологически правоверный профессор и профессор-космополит) повесть несла в себе зачатки главных качеств трифоновской прозы - достоверность жизни, постижение психологии человека через обыденное. В 1950-е гг., по-видимому, ждали, что удачливый лауреат и дальше буде эксплуатировать эту тему, напишет роман «Аспиранты» и т. д.

Приближение Юрия Трифонова к истории

Но Трифонов практически замолчал (в конце 1950-х - начале 1960-х гг. писал в основном рассказы: «Бакко», «Очки», «Одиночество Клыча Дурды» и др.).
В 1963 вышел роман «Утоление жажды », материалы для которого он собирал в Средней Азии на строительстве Большого Туркменского канала. Но самого автора этот роман не удовлетворил до конца. И снова годы молчания, если не считать спортивных рассказов и репортажей. Трифонов был одним из основоположников психологического рассказа о спорте и спортсменах.

Главным произведением Трифонова в те годы стала документальная повесть «Отблеск костра » (1965) - повесть об отце (донском казаке), о кровавых событиях на Дону. Отец для писателя был воплощением человека идеи, всецело преданного революции. Романтика той бурной эпохи, несмотря на всю ее жестокость, еще преобладает в повести. Сдержанный рассказ о реальных фактах сопровождается лирическими отступлениями (трифоновский лиризм неразрывно связан с образом уходящего времени, меняющего лицо мира). В действии, которое разворачивается то в 1904 (год вступления отца в большевисткую партию), то в 1917 или 1937, обнажается толща времени, его многослойность.
Послесталинская оттепель сменилась новым наступлением холодов, и повесть чудом проскользнула в щель захлопываемой цензурой двери в литературу правды. Наступали глухие времена.

Трифонов вновь обратился к истории. Роман «Нетерпение » (1973) о народовольцах, вышедший в Политиздате в серии «Пламенные революционеры», оказался серьезным художественным исследованием общественной мысли второй половины 19 в. через призму народовольчества. Аллюзии стали главным литературным приемом Трифонова. Пожалуй, именно он изо всех «легальных» авторов своего времени находился под самым пристальным вниманием цензуры. Но как ни странно, цензурных купюр в произведениях Трифонова было немного. Писатель был убежден, что талант проявляется в умении сказать все, что хочет сказать автор, и не быть изуродованным цензурой. Но это требует высочайшего мастерства слова, предельной емкости мысли и безграничного доверия к читателю. Это доверие читатель Трифонова, безусловно, оправдал полностью: в его архиве сохранилось несколько тысяч писем, которые, свидетельствовали о том, что в России 1970-х - 1980-х гг. существовал огромный пласт людей мыслящих, образованных, думающих и о судьбе человека, и о судьбе Родины.

«Московские повести» Юрия Трифонова

Трифонов родился и прожил в Москве всю свою жизнь. Он любил, знал и старался понять свой город. Может быть, поэтому цикл его городских повестей критика назвала «московским». В 1969 появилась первая повесть этого цикла «Обмен », в который вошли также «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971) и «Другая жизнь» (1975). Стало понятно, что писатель Трифонов вышел на новый уровень.

В этих повестях рассказывалось о любви и семейных отношениях, вполне тривиальных, но вместе с тем очень характерных, обнаженно узнаваемых. Однако читатель узнавал не только свою жизнь с ее общечеловеческими радостями и трагедиями, но и остро ощущал свое время и свое место в этом времени. В фокусе художественных исканий Трифонова постоянно вставала проблема нравственного выбора, который человек вынужден делать даже в самых простых житейских ситуациях. В период сгущавшейся густоты брежневского безвременья писатель сумел показать, как задыхается в этой ядовитой атмосфере умный, талантливый человек (герой повести «Другая жизнь» историк Сергей Троицкий), не желающий поступаться собственной порядочностью. Официальная критика обвинилa автора в мелкотемье, в отсутствии позитивного начала и вообще в том, что проза Трифонова стоит «на обочине жизни», вдали от великих свершений и борьбы за идеалы светлого будущего.

Но Трифонову предстояла другая борьба. Он активно выступил против решения секретариата Союза писателей о выводе из редколлегии «Нового мира», многолетним автором которого был писатель, ее ведущих сотрудников И. И. Виноградова, А. Кондратовича, В. Я. Лакшина, прекрасно понимая, что, в первую очередь, это удар по главному редактору журнала А. Т. Твардовскому , к которому Трифонов испытывал глубочайшее уважение и любовь.
Обитатели Дома на набережной
Будучи человеком мужественным, Трифонов упорно продолжал стоять «на обочине жизни», помещая своих героев в «прокрустово ложе быта» (так назывались статьи о его творчестве в центральных газетах), упрямо не щадил «своих», к которым относил и себя - интеллигента 1960-х гг.

Уже в 1970-е творчество Трифонова высоко оценили западные критики издатели. Каждая новая книга быстро переводилась и издавалась внушительным, по западным меркам, тиражом. В 1980 по предложению Генриха Белля Трифонов был выдвинут на соискание Нобелевской премии. Шансы были весьма велики, но смерть писателя в марте 1981 перечеркнула их.

В 1976 в журнале «Дружба народов»была опубликована повесть Трифонова «Дом на набережной », одно из самых заметных острых произведений 1970-х гг. В повести был дан глубочайший психологический анализ природы страха, природы деградации людей под гнетом тоталитарной системы. «Времена были такие, пусть с временами и не здоровается», - думает Вадим Глебов, один из «антигероев» повести. Оправдание временем и обстоятельствами характерно для многих трифоновских персонажей. Трифонов подчеркивает, что Глебовым двигают мотивы, столь личностные, сколь и несущие на себе печать эпохи: жажда власти, верховенства, что связано с обладанием материальными благами, зависть, страх и т. п. Причины его предательства и нравственного падения автор видит не только в опасении, что может прерваться его карьера, но и в страхе, в который была погружена вся страна, замордованная сталинским террором.

Трифоновское постижение истории и человека

Обращаясь к различным периодам российской истории, писатель показывал мужество человека и его слабость, его зоркость и слепоту, его величие и низость, причем не только на ее изломах, но и в повседневной будничной круговерти. «Потому что все состояло из малого, из ничтожного, из каждодневного сора, из того, что потомкам не увидеть никаким зрением и фантазией».
Трифонов постоянно сопрягал разные разные эпохи, устраивал «очную ставку» разным поколениям - дедам и внукам, отцам и детям, обнаруживая исторические переклички, стремясь увидеть человека в самые драматичные моменты его жизни - в момент нравственного выбора.

В каждом своем последующем произведении Трифонов, казалось бы, оставался в пределах уже художественно освоенного круга тем и мотивов. И вместе с тем он ощутимо двигался вглубь, как бы «дочерпывал» (его слово) уже найденное. Как ни странно у Трифонова не оказалось слабых, проходных вещей, он, беспрестанно наращивая мощь своего узнаваемого письма, становился подлинным властителем дум.

Огненная лава Юрия Трифонова

Несмотря на то, что в течение трех лет «Дом на набережной» не включался ни в один из книжных сборников, Трифонов продолжал «раздвигать рамки» (его собственное выражение). Он работал над романом «Старик», который был давно задуман - романом о кровавых событиях на Дону в 1918. «Старик» появился в 1978 в журнале «Дружба народов» и появился благодаря исключительным знакомствам и лукавству главного редактора журнала С. А. Баруздина.

Главный герой романа Павел Евграфович Летунов держит ответ перед собственной совестью. За его плечами - «громадные годы», трагические события, величайшие напряжение революционных и послереволюционных лет, огненный поток исторической лавы, сметавшей все на своем пути. Растревоженная память возвращает Летунова к пережитому. Он снова решает вопрос, который не дает ему покоя много лет: был ли действительно изменником комкор Мигулин (реальный прототип Ф. К. Миронов). Летунова мучает тайное чувство вины - он когда-то ответил на вопрос следователя, что допускает участие Мигулина в контрреволюционном мятежети и тем самым повлиял на его судьбу.

Последние произведения Юрия Трифонова

Самый глубокий, самый исповедальный роман Трифонова «Время и место» , в котором история страны постигалась через судьбы писателей, был отвергнут редакцией и при жизни напечатан не был. Он появился уже после смерти писателя в 1982 с очень существенными цензурными изъятиями. Был отвергнут «Новым миром» и цикл рассказов «Опрокинутый дом », в котором Трифонов с нескрываемым прощальным трагизмом рассказывал о своей жизни (повесть также увидела свет после смерти ее автора, в 1982).
Трифоновская проза обрела в последних вещах новое качество, большую художественную концентрацию и в то же время стилевую свободу. «Время и место» сам писатель определил как «роман самосознания». Герой, писатель Антипов, испытывается на нравственную стойкость всей своей жизнью, в которой угадывается нить судьбы, выбранной им самим в разные эпохи, в различных сложных жизненных ситуациях. Писатель стремился собрать воедино времена, свидетелем которых был сам: конец 1930-х гг., война, послевоенное время, оттепель, современность.
Самосознание становится доминантой и в цикле рассказов «Опрокинутый дом», в центре внимания Трифонова - вечные темы (так называется и один из рассказов): любовь, смерть, судьба. Обычно суховатое трифоновское повествование здесь лирически окрашено, тяготеет к поэтичности, авторский же голос звучит не просто открыто, но исповедально.

Творчество и личность Трифонова занимают особое место не только в русской литературе 20 века, но и в общественной жизни. И это место остается пока незанятым. Трифонов, помогая осмыслить время протекающее сквозь всех нас, был личностью, которая заставила оглянуться на себя, кого-то лишая душевного комфорта, кому-то помогая жить.

Родился в Москве в семье партийного работника. Отец Трифонова начал революционную деятельность во время революции 1905. После Октябрьской революции 1917 стал одним из организаторов Красной Армии. В 1937 был репрессирован.

История семьи художественно воплощена во многих произведениях Трифонова, в т.ч. в документальной повести Отблеск костра (1965) и в романе Дом на набережной (1976). В 1942, в эвакуации в Ташкенте, Трифонов окончил среднюю школу. По возвращении в Москву работал на авиационном заводе. В 1944 поступил в Литературный институт им. А.М. Горького, который окончил в 1949. Будучи студентом, в 1947 Трифонов опубликовал свои первые рассказы. Публикация романа Студенты (1950) принесла молодому прозаику известность: он был отмечен Государственной премией и, соответственно, вниманием критики. Тема романа определялась его названием: Трифонов писал о том, что было ему хорошо известно, – о жизни ровесников.

После первого успеха Трифонов долго и трудно искал свою тему в прозе, вырабатывал собственное видение жизни. Писал рассказы разного стилевого и тематического диапазона, опубликовал роман Утоление жажды (1963), в котором шла речь о строительстве оросительного канала в пустыне. Принципиально новым этапом в творчестве Трифонова стали повести т.н. «московского цикла», в которых осмыслялась жизнь столичных интеллигентов, шла речь о сохранении человеческого достоинства в засасывающей повседневности.

Первым произведением «московского цикла» стала повесть «Обмен» (1969). Ее главный герой, инженер Дмитриев, мучился необходимостью сделать решительный нравственный выбор: остаться в коммунальной квартире или съехаться с больной матерью, отношения с которой строились у Дмитриева таким образом, что обмен жилплощади стал бы для нее явным свидетельством того, что ее дни сочтены. В финале повести Дмитриев выбирал улучшение жилищных условий, подтверждая слова его сестры о том, что он давно уже совершил обмен на житейские удобства всего лучшего, что было в его душе. Не делятся на «хороших и плохих» и главные герои повести «Другая жизнь» (1973) – историк Сергей Троицкий и его жена Ольга, взаимопониманию которых мешает душевная глухота. Понимание внутренней жизни мужа, его несостоявшихся надежд и разочарований (например, в парапсихологии, в которой он пытался найти панацею от житейских невзгод) приходит к Ольге только после его смерти – и приходит как дар, а не в результате логического осмысления. Название повести «Предварительные итоги» (1970) обозначило особый тип повествования. Герой повести, переводчик Геннадий Сергеевич, приходит к промежуточному нравственному рубежу, после которого его жизнь должна коренным образом измениться. Трифонов собирался сделать предварительные итоги его жизни окончательными: герой должен был умереть. Однако по мере работы над повестью писатель переменил замысел. Геннадий Сергеевич выжил, в житейском отношении стал вполне благополучен, но утратил способность к внутреннему совершенствованию. По сути, его жизнь свелась к поддержанию физического существования. Таким же образом выходит из тяжелого душевного кризиса актриса Ляля, героиня повести «Долгое прощание» (1971). Вспоминая о времени, когда ее жизнь была трудна, но душевно интенсивна, она испытывает только «странную мгновенную боль, сжатие сердца, не то радость, не то сожаление оттого, что все это было с нею когда-то».

Некоторые критики упрекали Трифонова в «бытовизме» его «московских повестей». Однако быт для Трифонова является не угрозой нравственности, а сферой ее проявления. В предисловии к отдельному изданию «московских повестей» критик А. Бочаров писал: «Проводя своих героев через испытание бытом, испытание повседневной жизнью, он выявляет не всегда уловимую связь бытового, повседневного с высоким, идеальным, обнажает пласт за пластом всю многосоставность натуры человека, всю сложность влияний окружающей среды». Для Трифонова всегда была важной историческая тема. Напрямую она проявилась в романе о террористах-народовольцах «Нетерпение» (1973). Во всех «московских повестях» также чувствуется авторский взгляд на повседневность под углом истории. Наиболее ярко он выражен в романе «Старик» (1978), тематически примыкающем к «московскому циклу». На примере семьи старого революционера Летунова, на склоне лет размышляющего о своем участии в кровавом расказачивании и, одновременно, о жизненной неустроенности своих детей, Трифонов показал тесное переплетение прошлого и будущего. Устами одного из героев романа он высказал суть своего отношения к истории и повседневности: «Жизнь – такая система, где все загадочным образом и по какому-то высшему плану закольцовано, ничто не существует отдельно, в клочках, все тянется и тянется, переплетаясь одно с другим, не исчезая совсем». В романе повторяются мысли, высказанные героем повести Другая жизнь историком Троицким – о том, что «человек есть нить», протянувшаяся из прошлого в будущее, и по этой нити можно изучать нравственную жизнь общества.

Завершением «московского цикла» стал роман «Дом на набережной» (1976). Его публикация стала событием литературной и общественной жизни. На примере судьбы одного из жильцов знаменитого московского дома, в котором жили семьи партийных работников (в т.ч. и семья Трифонова во времена его детства), писатель показал механизм формирования конформистского общественного сознания. История преуспевающего критика Глебова, не вступившегося когда-то за своего учителя-профессора, стала в романе историей психологического самооправдания предательства. В отличие от героя, автор отказывался оправдывать предательство жестокими историческими обстоятельствами 1930–1940-х годов. Весь творческий путь Трифонова, от раннего романа «Студенты» до посмертно опубликованного романа «Время и место» (1981), посвящен поиску воплощения Времени – в сюжетах, характерах, стиле.

Путь Трифонова:

1942 – оканчивает среднюю школу в эвакуации в Ташкенте.

1947 – начинает печататься.

1947 – получив необходимый рабочий стаж (как "сын врага народа" он после средней школы не может поступить ни в один вуз, поэтому после школы работает на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки), Трифонов поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1949.

1950 – выходит роман "Студенты" (Государственная премия СССР, 1951), принесший Трифонову известность.

1952 – уезжает в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Ю.Трифонова оказывается связанной с Туркменией.

1955 – реабилитация отца.

1959 – появляется цикл рассказов и очерков "Под солнцем".

1965 – документальная повесть "Отблеск костра", созданная на основе сохранившегося архива отца.

В 1966 - 69 пишет ряд рассказов - "Вера и Зойка", "В грибную осень" и др.

1969 – выходит первая повесть из цикла "городских" "Обмен", за нею следуют "Предварительные итоги" (1970), "Долгое прощание" (1971), "Другая жизнь" (1975), "Дом на набережной" (1976).

1970 – сборник «Игры в сумерках».

1973 – издан роман о народовольцах – "Нетерпение".

В последние годы были написаны: роман "Старик" о судьбах казачества во время Гражданской войны (1978), роман «Исчезновение» о репрессиях 30-х гг. (опубликован в 1987), роман «Время и место» (1980), цикл путевых очерков о заграничных поездках и воспоминаний "Опрокинутый дом" (1981).

1981 – Юрий Трифонов умер в Москве.

Основные произведения:

Романы:

«Студенты» (1950; Государственная премия СССР, 1951)

«Утоление жажды» (1963) исторический роман «Нетерпение» (1973)

Документально-мемуарная книга «Отблеск костра» (1965)

Повести:

«Обмен» (1969)

«Предварительные итоги» (1970)

«Долгое прощание» (1971)

«Другая жизнь» (1975)

«Дом на набережной» (1976)

«Старик» (1978)

«Время и место» (1981).