Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения. Пять интересных фактов из жизни микеланджело Интересные факты из жизни микеланджело

Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения. Пять интересных фактов из жизни микеланджело Интересные факты из жизни микеланджело


Величайший мастер и мыслитель Высокого Возрождения - Микеланджело Буонарроти , проживший долгую и плодотворную жизнь, всегда думал, что все его творения не достойны Господа Бога. И сам он не достоин оказаться после смерти в Раю, потому как не оставил после себя на земле потомство, а лишь бездушные каменные изваяния. Хотя была в жизни великого гения необыкновенная женщина - муза и возлюбленная.

Воплощая в жизнь творческие проекты, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все собственноручно, он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом.


Жизненный путь великого Буонарроти был полон удивительных трудовых подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. И отличаясь резким и чрезвычайно сильным характером, он имел волю тверже самого гранита.


Детство Мике

В марте 1475 года в семье бедного дворянина родился второй сын из пяти мальчиков. Когда Мике было 6 лет, его мать, измученная частыми беременностями, умерла. И эта трагедия оставила неизгладимый след на психологическом состоянии мальчугана, чем и объяснялась его замкнутость, раздражительность и нелюдимость.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219410677.jpg" alt="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." title="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." border="0" vspace="5">


Достигнув 13-летнего возраста, Мике заявил родному отцу, который хотел дать сыну достойное финансовое образование, что намерен обучаться художественному ремеслу.
И тому ничего не оставалось, как отправить сына на обучение к мастеру Доменико Гирлaндайо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0024.jpg" alt="Мадонна у лестницы. (1491). Автор: Микеланджело Буонарроти." title="Мадонна у лестницы. (1491).

Уже в 1490 году стали поговаривать об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти, а было ему в то время всего лишь 15 лет. А через два года на счету начинающего скульптора уже были мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0022.jpg" alt="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." title="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." border="0" vspace="5">


Статуи Микеланджело, как титаны, хранящие свою каменную природу, всегда отличались монолитностью и вместе с тем изяществом. Сам же скульптор утверждал, что "хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть".

Единственный шедевр гения с его автографом

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0010.jpg" alt="Фрагмент.

Эту подпись он сделал в порыве гнева на посетителей храма, которые приписали его творение другому скульптору. А немногим позже мастер раскаялся в своем приступе гордыни и больше никогда не подписал ни одну из своих работ.

4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы

В 33 года Микеланджело начнет свой титанический труд над величайшим достижением в области живописи - фресками Сикстинской капеллы. Роспись общей площадью в 600 квадратных метров была взята из сюжетов Ветхого Завета: от момента Сотворения мира до Всемирного Потопа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0011.jpg" alt=" Микеланджело Буонарроти." title=" Микеланджело Буонарроти." border="0" vspace="5">


По окончании работ мастер практически ослеп от того, что ядовитая краска при работе постоянно капала в его глаза, а ее испарения полностью подорвали здоровье великого мастера.

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал» .

Личная жизнь художника, окутанная тайнами и домыслами.

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов.
Биографы констатировали, что ввиду того что Микеланджело был лишен материнской любви, у него не складывались отношения с женщинами.


Зато ему приписывали различные близкие отношения со своими натурщиками. В подтверждение версии о гомосексуализме Микеланджело говорил лишь тот факт, что он никогда не был женат. Сам же он объяснял это следующим образом: «Искусство ревниво, – говорил Микеланжело, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».

Некоторые исследователи считали, что Микеланджело вообще избегал физического секса будь то с женщинами или с мужчинами. Иные же считали его бисексуалом. Однако, как художник он предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам, явно присутствуют гомоэротические мотивы.


Первые упоминания романтического характера появятся лишь тогда, когда Микеланджело будет уже за пятьдесят. Познакомившись с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери, мастер посвящает ему многочисленные любовные поэмы. Но этот факт не является достоверным свидетельством их интимной связи, так как разглашать об этом на весь мир посредством любовной поэзии было опасно по тем временам даже для Микеланджело, который в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности.

Но одно достоверно точно, что этих двух людей связывала глубокая дружба и духовная близость до самой смерти мастера. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.


Когда художнику было уже под 60 судьба его свела с талантливой поэтессой по имени Виттория Колонна, внучкой герцога Урбанского и вдовой знаменитого полководца маркиза Пескаро. Лишь эта 47-летняя женщина, отличающаяся сильным мужским характером и обладающая необыкновенным умом и врожденным тактом, смогла понять в полной мере душевное состояние одинокого гения.

На протяжении десяти лет до самой ее смерти они постоянно общались, обменивались стихами, вели переписку, которая стала настоящим памятником исторической эпохи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0029.jpg" alt="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной. Автор: Francesco Jacovacci." title="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной.

Ее смерть явилась тяжелой утратой для художника, который до конца своих дней жалел, что поцеловал лишь руку прекрасной возлюбленной, а ему так хотелось поцеловать её в уста, но он "не смел осквернить своим смрадным прикосновением её прекрасные и свежие черты".


Он посвятил посмертный сонет любимой женщине, который стал последним в его поэтическом творчестве.

Смерть гения

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0006.jpg" alt="Гробница Буонаротти во Флоренции. " title="Гробница Буонаротти во Флоренции. " border="0" vspace="5">


Микеланджело еще при жизни был почитаем поклонниками и наслаждался огромной популярностью, чего не имели многие его коллеги.

Так, венец творчества гениального мастера Возрождения - , перевоплощенная из 5-метровой глыбы испорченного мрамора в шедевр, прославила его на весь мир и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Художник боялся бедности и постоянно жаловался на нужду. О нищете скульптора тогда говорили все, каково же было удивление, после смерти выяснилось, скульптор оставил огромное состояние, на сегодняшний день его капитал оценивают в десятки миллионов долларов.

Микеланджело лепил статуи с «мертвой натуры»

Уже в молодости работы мастера поражали неправдоподобной реалистичностью. Обнаженные мраморные тела выглядели, как живые от резца скульптора не утаилась не одна мельчайшая деталь. Однако как удалось бедному юноше так хорошо изучить человеческую анатомию. Платить настройкам он не мог, избегал общества женщин, Микеланджело нашёл свою музу в монастырском морге! Здесь он изучал мертвые тела и их внутренности.

Микеланджело впервой раз влюбился, когда ему было шестьдесят лет

О личной жизни Микеланджело до сих пор ходят легенды, ему приписывали противоестественные отношения с молодыми людьми, возможно, поэтому в женских стаях есть что-то мужское. Другие утверждали, что скульптор был женоненавистником. До сих пор исследователе не разгадали, был у художника роман с, Викториной Колонна. Современники утверждают, что впервые скульптор полюбил, когда ему исполнилось шестисот лет. По крайней мере это была первая «реальная» женщина которой удалось приблизиться к нелюдимому флорентинцу. На седьмом десятке Микеланджело нашёл свою музу, он писал ей стихи. Виктора Колонна была уже не молода, сорокалетняя вдова увлекалась искусством и наукой, писала стихи.

Как Микеланджело снеговика лепил

В конце пятнадцатого века во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правителю Флоренции герцогу Медичи, пришла в голову идея сделать статую из снега. Медичи пригласил Микеланджело и поросли его вылепить снежную статую. Скульптор «не ударил в грязь лицом» снежного изваяние взвыло фурор, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.

«Это сделал Микеланджело»

Когда скульптор вылепил свою первую «Пьету» для собора Святого Петра, автор узнал, что злые языки утверждают, что статую сделал некий Кристофоро Солари . Возмущённый скульптор высек на поясе пресытой девы, знаменитую фразу «Это сделал Микеланджело Буонаротти из Флоренции». В последствии автор сожалел об этой вспышке гордости, правда все те же злые языки поговаривали,что святые отцы наложили на автора срезную епитимью за осквернения образа пресвятой девы. История об этом умалчивает доподлинно известно Микеланджело больше никогда не оставлял свою «подпись» на скульптурах.

У Микеланджело был скверный характер

Как все гениальные люди скульптор был далеко не ангел, он высмеивал «коле по цеху». Осталось не мало афоризмов и язвительных комментариев о работах других мастеров.Однажды увидев картину «скорбящие о Христе», Микеланджело язвительно заметил «Поистине скорбь смотреть на нее». Другому художнику он заявил. «Всякий художник хорошо пишет самого себя» (на картине мастера был изображен бык). Со своими покровителями гений также не церемонился.

В работе с клиентами олигархами Микеланджело проявлял свой крутой нрав. По свидетельству современников, его боялся сам папа Лев X ,когда его спросили о Микеланджело, понтифик так отставал мастера. «Это страшенный человек лучше иметь дело с нечистым». Это произошло во время, когда Микеланджело занимался росписью сводов Сикстинской капеллы, между папой и художником вспыхнула сора. Папа обвинял мастера, что тот медленно работает. Однажды понтифик пришёл в собор, Папа напомнил, что сроки поджимают, Микеланджело вышел из себя и швырнул в него кисти. Заявив, что каждый должен заниматься своим делом, а если его святейшеству не нравится, то пускай он ищет другого мастера.

Надо признать за четыре года гений изрядно помотал Папе нервы, пака создавал самое великолепное произведение, с самого начала художник, дал понять, что не потерпит вмешательства, он не предоставил никаких предварительных эскизов, идея была у него в голове. Каждая фреска складывалась из мельчайших частиц. Фрески складывались в гигантское полотно, на потолке капеллы. Микеланджело бесцеремонно выгонял из храма любопытных. Папа решил не вмешиваться в работу мастера.

Скульпторы возрождения не раз обращались к блеском мотивам. самой загадочной была статуя библейского царя Давида . Целое столетие мастера создавали скульптуры Давида, но все они получались «маленькими». Заказ «на большого Давида» приняли два скульптора Донателло и Агостино ди Дуччо, первой должно выполнять всю работу. Другой скульптор должен был обтесывать глыбу. К сожалению смерть Донателло нарушила планы скульпторов. А глыба так и осталась во дворе храма, дождь и ветер постепенно разрушали мрамор, и власти решили «спасти ценный материал». отдали глыбу никому не известному молодому скульптору Микеланджело, за которого поручился Леонардо да Винчи.

Была у этой истории другая версия

Небогатый молодой скульптор, упросил священников отдать ему испорченный материал, те согласилась, считая, что все равно мрамор уже пропал. Какого же было удивление, когда мастер показал «Давида».

Микеланджело изобразил на голове пророка Моисея рога

Многие искусствоведы считают, что во всём виновата неправильная трактовка святого писания. В « истории Исхода» говорится, пророк спустился с горы Синайской, израильтяне не смотреть в его лицо. Здесь мнение богословов разошлись, одни трактовали арамейское слово «лучи», другие утверждали, что это был «рог». И хотя логично предположить, что речь шла о лучах света - лицо Моисея сияло, а не внушало ужас.

Предчувствуя близкую смерть, мастер уничтожил множество набросков

Микеланджело понимал, что не успеет воплотить их в жизнь. Понимая, что не будет мастера, который сможет продолжить его дело.

8 сентября 1504 года Микеланджело завершил работу над скульптурой «Давид». Она считается вершиной не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Автор этой скульптуры - Микеланджело Буонарроти - был одним из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Мы сделали подборку интересных фактов из жизни великого скульптора и живописца.

1. Отличительной особенностью работ Микеланджело является обнаженная фигура человека. Она выполнена в мельчайших деталях и поражает воображение своей натуралистичностью. Однако в начале своей карьеры скульптор не знал особенностей человеческого тела настолько хорошо. Ему пришлось изучать их. И делал он это в монастырском морге, где осмотривал мертвых людей и их внутренности.

2. Есть среди скульптур Микеланджело и женские фигуры. Однако они очень напоминают мужские тела. Это связано с тем, что художник просто-напросто не общался с женщинами до 60 лет. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу.


3. Одна из великих работ Микеланджело - свод Сикстинской капеллы. Над ней он работал 4 года. По сути, это отдельные фрески, но все вместе они представляют композицию огромных размеров на потолке здания. Так вот знаменитый художник держал всю эту картину в целом и ее отдельные части в голове . Не было никаких предварительных эскизов и т.д.

4. Скульптуры Микеланджело поражают совершенством линий и фигур. У исследователей есть мнение, что стремиться к истинному совершенству художник стал из-за непривлекательного внешнего вида. Микеладжело не был красив и компенсировал недостатки внешности своими великолепными работами.


5. Еще один интересный факт из жизни мастера - Микеланджело писал стихи. Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Вот несколько строк собственного сочинения скульптора:

И даже Феб объять не в силах разом

Своим лучом холодный шар земной.

А нам подавно страшен час ночной,

Как таинство, пред коим меркнет разум.

Бежит от света ночь, как от проказы,

И защищается кромешной тьмой.

Хруст ветки иль курка щелчок сухой

Не по нутру ей - так боится сглаза.

Глупцы пред нею падать ниц вольны.

Завистлива, как вдовая царица,

Она и светляков сгубить не прочь.

Хотя предубеждения сильны,

От солнечного света тень родится

И на закате переходит в ночь.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Отец не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую. Так начался расцвет гения.

1) Хоть Микеланджело часто жаловался на убытки, и о нем часто говорили как о бедном человеке, в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионам долларов в современном эквиваленте.

2) Отличительной особенностью работ Микеланджело является обнаженная фигура человека, выполненная в мельчайших деталях и поражающая своей натуралистичностью. Однако в начале своей карьеры скульптор не знал особенностей человеческого тела настолько хорошо. И ему пришлось их выучить. Делал он это в монастырском морге, где осматривал мертвых людей и их внутренности.

3) До нас дошло немало его язвительных суждений о работах других художников. Вот, например, как он отозвался о чьей-то картине, изображавшей скорбь о Христе: «Поистине скорбь смотреть на нее». Другой творец, написавший картину, где лучше всего получился бык, получил от Микеланджело такой комментарий в адрес своего произведения: «Всякий художник хорошо пишет самого себя».

4) Одна из самых великих работ - свод Сикстинской капеллы, над которой он работал 4 года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и ее отдельные части в голове. Не было никаких предварительных эскизов и т. д. За время работы он не впускал в помещение никого, даже папу римского.

5) Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра (На тот момент Микеланджело было всего 24 года), до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору - Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры - это единственная.

6) Микеланджело не общался с женщинами до 60 лет. Именно поэтому его женские скульптуры напоминают мужские тела. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой и находила утешение в поэзии.

7) Скульптор никого не считал себе равным. Уступал иногда власть имущим, от которых зависел, но и в сношении с ними проявлял свой неукротимый нрав. По свидетельству современника, он внушал страх даже папам. Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела».

8) Микеланджело писал стихи:

И даже Феб объять не в силах разом
Своим лучом холодный шар земной.
А нам подавно страшен час ночной,
Как таинство, пред коим меркнет разум.
Бежит от света ночь, как от проказы,
И защищается кромешной тьмой.
Хруст ветки иль курка щелчок сухой
Не по нутру ей - так боится сглаза.
Глупцы пред нею падать ниц вольны.
Завистлива, как вдовая царица,
Она и светляков сгубить не прочь.
Хотя предубеждения сильны,
От солнечного света тень родится
И на закате переходит в ночь.
9) Перед свое смертью он сжег множество набросков, понимая, что нет технических средств для их воплощения.

10) Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, который безуспешно пытался с этим куском работать и потом бросил его.

11) Зимой 1494 года во Флоренции прошёл очень сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро ди Медичи заказал Микеланджело вылепить снежную статую. Художник выполнил заказ, но, к сожалению, никаких сведений о том, как выглядел снеговик, вылепленный Микеланджело, не сохранилось.

12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Понтифик предоставил Микеланджело неограниченную свободу в творчестве и денежных средствах. Тот увлёкся идеей, и лично отправился на место добычи мрамора для статуй - в Карарру. Вернувшись почти через год в Рим, потратив уйму денег на доставку мрамора, Микеланджело обнаружил, что Юлий II уже охладел к проекту гробницы. И не собирается оплачивать расходы! Разгневанный скульптор в тот же час всё бросил, - мастерскую, глыбы мрамора, заказы - и уехал из Рима без разрешения папы.

13) В истории искусства бытует следующий казус. Микеланджело предъявлял к своим работам высокие требования и строго судил их. На вопрос, что же такое идеальная статуя, он ответил: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы её можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился.




Интересные факты о Микеланджело Буонаррот

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Отец не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую. Так начался расцвет гения.

Сегодня мы представляем вам подборку самых интересных фактов об итальянском скульпторе, одном из крупнейших мастеров эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти.

1) Как пишет американское издание The New York Times, хоть Микеланджело часто жаловался на убытки, и о нем часто говорили как о бедном человеке, в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионам долларов в современном эквиваленте.

2) Отличительной особенностью работ Микеланджело является обнаженная фигура человека, выполненная в мельчайших деталях и поражающая своей натуралистичностью. Однако в начале своей карьеры скульптор не знал особенностей человеческого тела настолько хорошо. И ему пришлось их выучить. Делал он это в монастырском морге, где осматривал мертвых людей и их внутренности.

3) До нас дошло немало его язвительных суждений о работах других художников. Вот, например, как он отозвался о чьей-то картине, изображавшей скорбь о Христе: «Поистине скорбь смотреть на нее ». Другой творец, написавший картину, где лучше всего получился бык, получил от Микеланджело такой комментарий в адрес своего произведения: «Всякий художник хорошо пишет самого себя ».

4) Одна из самых великих работ - свод Сикстинской капеллы, над которой он работал 4 года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и ее отдельные части в голове. Не было никаких предварительных эскизов и т. д. За время работы он не впускал в помещение никого, даже папу римского.

«Оплакивание Христа», Микеланджело Буонаротти. Собор Святого Петра, Ватикан.

5) Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра (На тот момент Микеланджело было всего 24 года), до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору - Кристофоро Солари.

Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: -

- «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти».

Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры - это единственная.

6) Микеланджело не общался с женщинами до 60 лет. Именно поэтому его женские скульптуры напоминают мужские тела. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой и находила утешение в поэзии.

7) Скульптор никого не считал себе равным. Уступал иногда власть имущим, от которых зависел, но и в сношении с ними проявлял свой неукротимый нрав. По свидетельству современника, он внушал страх даже папам. Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела ».

8) Микеланджело писал стихи:

И даже Феб объять не в силах разом
Своим лучом холодный шар земной.
А нам подавно страшен час ночной,
Как таинство, пред коим меркнет разум.
Бежит от света ночь, как от проказы,
И защищается кромешной тьмой.
Хруст ветки иль курка щелчок сухой
Не по нутру ей - так боится сглаза.
Глупцы пред нею падать ниц вольны.
Завистлива, как вдовая царица,
Она и светляков сгубить не прочь.
Хотя предубеждения сильны,
От солнечного света тень родится
И на закате переходит в ночь.

Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче

9) Перед свое смертью он сжег множество набросков, понимая, что нет технических средств для их воплощения.

10) Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, который безуспешно пытался с этим куском работать и потом бросил его.

Давид

11) Зимой 1494 года во Флоренции прошёл очень сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро ди Медичи заказал Микеланджело вылепить снежную статую. Художник выполнил заказ, но, к сожалению, никаких сведений о том, как выглядел снеговик, вылепленный Микеланджело, не сохранилось.

12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Понтифик предоставил Микеланджело неограниченную свободу в творчестве и денежных средствах. Тот увлёкся идеей, и лично отправился на место добычи мрамора для статуй - в Карарру. Вернувшись почти через год в Рим, потратив уйму денег на доставку мрамора, Микеланджело обнаружил, что Юлий II уже охладел к проекту гробницы. И не собирается оплачивать расходы!

Разгневанный скульптор в тот же час всё бросил, - мастерскую, глыбы мрамора, заказы - и уехал из Рима без разрешения папы.

13) В истории искусства бытует следующий казус. Микеланджело предъявлял к своим работам высокие требования и строго судил их. На вопрос, что же такое идеальная статуя, он ответил:-

- «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы её можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».