Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Урок – размышление по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма. Мастерская по рассказу к.паустовского «телеграмма Урок открытие по паустовскому телеграмма

Урок – размышление по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма. Мастерская по рассказу к.паустовского «телеграмма Урок открытие по паустовскому телеграмма

12.01.2015 5906 824

Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.

Цель: дать представление о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова; дать характеристику героев; раскрыть основную мысль рассказа; совершенствование логического мышления и умения работы над художественным текстом; воспитание доброты, нравственности, милосердию; привить любовь к близким, помнить о великом долге перед матерью; воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни;

Оборудование: « Литература в школе» 1996 -6; «Уроки литературы» 2004 -3; «Мегариф» 2005 – 11; Виль Казыханов «Уроки нравственности» -2004; Крамской «Неизвестная»; текст рассказа «Телеграмма»; портреты писателя; иллюстрации; стихи о маме; фрагмент из кинофильма В.Шукшина «Калина красная»;

Записи на доске: слова –антонимы:

Милосердие

Доброта бессердечность

Чуткость жестокость

Верность бездушие

Отзывчивость черствость

Преданность неблагодарность

Щедрость души равнодушие

Душевность

Добросердечность

Бескорыстие

Совесть стыд

Высказывания известных людей.

- Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя. Кант.

- Кто творит добро, тот и процветает. Кант.

- Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы быть счастливым. Стендаль.

- Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон.

- Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям. Л.Толстой.

- Добрых людей на свете, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых. В.Астафьев.

- Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать. Саадин.

- Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.

Сенека.

- Зорко следите за юными всходами зла и добра, восхищения и зависти. Будьте красивыми, сильными, добрыми, зависть и зло вырывайте без жалости. О.Фонеко.

- Когда одна свеча зажигает другую и одной свечой зажигаются тысячи, так и одно сердце зажигает другое, и зажигаются тысячи. Л.Н.Толстой.

- Делая добро другим, вы помогаете себе.

- Самое большое счастье в жизни – это уверенность в том, что тебя любят. Гюго.

- Счастье – ощущение собственной нужности. Хемингуэй.

- Добродетель развивается последствием дел, а не болтовни. Я.Коменский.

- За добро плати добром. К.Паустовский.

- Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

М.Горький.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его. Шехтер.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. В.Берестов

Ход урока:

Слово учителя.

Быть всегда нужным людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. В этом году весной ему исполнится 115 лет.

Деятельность его разнообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – драматург, критик, публицист. Его книги - яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоты в повседневной жизни и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Он с удовольствием писал очерки и рассказы об известных людях – о Гоголе, о Грине, Чехове, Блоке, Лермонтове.

Читая его книги, мы не можем ощущать и обаяние личности писателя, его бескорыстие, честность, принципиальность. Это неслучайно: Паустовский – человек, «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

Биография К.Паустовского. (сообщение ученика)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года в семье железнодорожного статистика.

Отец был из запорожских казаков, а бабка со стороны отца была турчанка.

Несмотря на профессию статистика, которая требовала трезвого взгляда на жизнь, отец Паустовского был мечтателем. И поэтому не мог долго засиживаться на одном месте. После Москвы они переехали в Вильно, потом в Псков и,наконец, надолго засели в Киеве.

Мать писателя была женщиной властной и суровой.

Семья была большая, склонная к занятиям к искусству, много пели, играли на рояле, спорили, любили театр.

Мальчик начал учиться в 1 классической гимназии, где учился на год старше писатель М.Булгаков, автор романа «Мастер и Маргарита». Но когда он перешел в 6 класс, их семья распалась и ему пришлось самому зарабатывать на жизнь и на учение. Перебивался репетиторством.

В 1911 году в последнем классе он написал первый рассказ и напечатал в литературном журнале «Огни». А свои первые стихотворения Паустовский отправлял Бунину. И.

После окончания гимназии он пробыл 2 года в Киевском университете, а затем перевелся в Московский.

В начале первой мировой войны работал кондуктором в трамвае, затем санитаром на санитарных поездах

Однажды в отряде ему попался обрывок газеты, где он узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах оба его брата. Он вернулся к матери – она жила в Москве, но долго просидеть на месте не смог и начал скитальческую жизнь.: уехал в Екатеринослав и работал на металлургическом заводе. Затем в Новороссийск, а оттуда в Таганрог. В свободное время начал писать роман «Романтики».

Во время февральской революции вернулся в Москву и начал работать журналистом, здесь же стал свидетелем и революции 1917 года.

И снова его завертело. Он уехал с матерью на Украину, в Киев, затем в Одессу. Там он впервые попал в среду писателей – Ильфа, Багрицкого, Бабеля, Юрий Олеша.

Паустовский очень любил путешествовать, во время них он знакомился с интересными людьми, видел мир, народы – и все это помогало ему в работе над произведениями. Писатель побывал в Батуми, Тифлисе, в Армении, в Персии. Изъездил всю Украину и Кавказ, Волгу, Оку, Каму, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, в Михайловском- на родине Пушкина, В Эстонии, в Литве, в Белоруссии и Чехословакии. В 1956 году плавал вокруг Европы и побывал в Стамбуле, Афинах, Риме, Париже…

Во время 2 мировой войны был военным корреспондентом.

В своих воспоминаниях он говорил так: «…моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать».

Произведения писателя переведены на многие языки мира. В музее Паустовского в Москве, над последней его фотографией запись: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте ее в руки опустошителям, пошляков и невежд». Эта запись звучит как напоминание, как завет потомкам, точнее, нам.

Слово учителя.

Паустовский часто писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающего происшествия. В чем же дело? Может в любви к людям? Может в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?

Сегодня мы с вами обсудим произведение Паустовского «Телеграмма». Дома вы должны были прочитать этот рассказ. Я попрошу вас кратко изложить его.

Краткое содержание рассказа «Телеграмма».

Слово учителя.

Вот видите, никакого захватывающего сюжета, но ИНТЕРЕСНО.

- Как начинается рассказ? Его эмоциональный фон. Природа и Катерина. Описание природы – осень

- Расскажите о жизни Катерины Петровны.

- Как передается одиночество Катерины Петровны?

- Как чувствовала себя она в последнее время?

- Прочитайте письмо Катерины Петровны, кому оно адресовано? Что вас удивило в письме?

- Кто же такая Настя? Опишите ее внешность. («холодные глаза»)

- Можно назвать Настю черствой, бессердечной, неблагодарной?

- по отношению к матери;

- а ее участие в судьбе художника Тимофеева?

- Почему, когда говорится о Катерине Петровне, писатель показывает пейзаж, а когда о Насте, никакого пейзажа мы не встречаем?

- Катерина Петровна осуждала свою дочь?

- почему писатель использует именно картину Крамского «Неизвестная»?

Эта картина напоминает о жизни Катерины Петровны, когда она была молодой, веселой. Таких неизвестных, одиноких матерей очень много.

- Так о ком же должна была подумать, прежде всего, Настя?

- Какие причины она придумывала, чтобы не поехать к матери?

- Почему дважды в рассказе появляется скульптура Гоголя?

- Осознала ли Настя ошибку?

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

«Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». (5 заповедь Божия).

- Что означают имена Катерина и Настя?

Катерина (греч.) – чистая, Настя (греч.) – воскресающая.

- Писатель знакомит нас в конце рассказа с молоденькой учительницей. Почему?

- А еще, каких людей мы встретили в рассказе?

- Скажите, ложь во имя спасения допустима?

- Какой урок нравственности преподал девочке Тихон?

- Ребята, а все-таки, что дороже: карьера или семья, мама?

- В вашем сердце, какие зарубки оставил этот рассказ?

- Как вы думаете: больше добрых или жестоких людей?

Вывод:

Надеюсь, талант Паустовского задел ваши сердца, и вы посмотрите на себя со стороны и подумайте: а я не пустельга?

- Какой же вывод вы сделали из этого урока? Что поняли? Что нового вы для себя узнали?

Надо быть добрым, и за добро платить добром. Мы поняли, что настоящая доброта – это забота о близких, это чуткое отношение к матери. Доброта, преданность, верность необходимы в нашей жизни.

Я хочу пожелать, чтоб на вашем пути никогда не встречались неблагодарные, жестокие, бездушные люди.

(Чтение стихотворений о маме).

Я хочу быть ласковым с тобою.

Ласковым и нежным до конца,

Чтобы ни единою слезою

Ты не опечалила лица.

Я хочу, чтоб ты спала спокойно,

Слушая осенние дожди,

Чтобы все печали и невзгоды

Навсегда остались позади. В.Ломанов.

Мать… Мы землю так называем,

Когда растим хлеба и цветы,

Когда в ракете над ней взмываем

И видим, какая она с высоты.

Читая, чистая, вся голубая –

Это, наверное, потому,

Что мамы ходят по ней, улыбаясь

Детям, будущему своему.

Взял бы цветы – миллиард букетов

И разбросал бы их над планетой.

Мамы получат их, улыбнутся

И сразу повсюду наступит лето.

Мать, я землю изъездил. Я многие знал города.

И добро повидал, и война по мне смертью строчила.

Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда.

И не лгал никогда. Это ты меня так научила.

Ты меня научила не прятать у сердца обид.

(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

Если слово ты дал – это значит навеки. Гранит.

Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.

Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей!

Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие.

Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!

Отчего же тогда появляются люди плохие?

Отчего же тогда по земле еще ползает зло?

И смердит себялюбство? И сушит сердца скопидомство?

А ведь как на планете бы сделалось людям светло,

Если б всех матерей своих слушаться стало потомство!..

Это вы нас учили, куда бы мы в жизни ни шли, -

Мы судьбу свою метили самой высокой метой!

Если бьемся с врагом – так уж бьемся за счастье Земли!

Если счастье несем – так уж делимся с целой планетой!

Мама, как ты добра!.. Как была ты огромна добра!

Целый город, бывало, к тебе приходил за советом.

Если мерз человек, ты ему отдавала тепло.

И всегда незаметно, всегда от души. Сокровенно.

Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу,

Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая Мать – человеку дается однажды. С. Островой.

Слово учителя.

Этот дом расположен на окраине города. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не могли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом не так уж трудно. К нему ведет узенькая тропинка от автобусной остановки. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг не растет ни деревца, ни единого кустика.

Самое любимое место во дворе – та самая площадка, где дорожка соединяется с тропинкой от остановки. Сядут на скамейки и подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы, машины. Они кого-то отчаянно ожидают, но здесь мало кто бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек…

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно…» - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

Мне к 6 часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей сегодня день рождения.

Ступив на крыльцо дома, женщина произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!»

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

Проходите, пожалуйста, садитесь.

Женщина вынула из сумочки какой –то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором. Он взял и не спеша начал читать. Затем спросил:

Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

Как кем? Дочерью, конечно.

Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

Да, мне в соцобесе заверили, что все в порядке с документами.

Конечно, конечно, - полуиронически сказал директор, - только одно непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

Она сама сюда захотела.

Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую.

Все понятно, - сказал директор, - вы можете идти.

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор спросил у старушки напрямую:

Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

Да откуда такому желанию –то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость…..

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок по теме: "К. Г. Паустовский"Телеграмма" рекомендован для учащихся 7-8классов, посвящен празднику - День матери. Художественный текст произведения содержит огромный нравственный (воспитательный) потенциал, что особенно актуально в нашей жизни современного общества.

Подготовка к уроку: учащиеся заранее прочитали рассказ К. Паустовского.

На основе анализа эпизодов, составления схемы, учащиеся самостоятельно подходят к осмыслению основной мысли рассказа, выявляют проблематику, актуальность всего произведения в целом.

Данный урок может быть проведен как урок внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы.

(Внеклассное чтение)

Класс: 7-8

Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Задачи:

  1. Знакомство с произведением К. Г. Паустовского.
  2. Формирование умения анализировать эпизоды, формулировать основную мысль эпизода и всего рассказа.
  3. Развитие устной речи, памяти, внимания, воображения.
  4. Воспитание чувства ответственности, любви, уважения, сострадания; чувства сыновнего долга.

Оборудование: записи на доске, текст художественного произведения.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом.

30 ноября 1998 года первым президентом России был подписан Указ об учреждении Международного праздника День Матери.

Мама! Как прекрасно это слово! Это наш самый близкий, самый любимый человек. Это наш советчик, друг, помощник.

На доске записан эпиграф нашего урока, прочтите слова О. Бальзака.

Сердце матери - это бездна,

в глубине которой всегда

найдется прощение.

О. Бальзак.

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя?

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». И еще вернемся к эпиграфу в конце урока.

2. Беседа на первичное восприятие.

Какие чувства передал К. Г. Паустовский?

Кто из героев запомнился? Почему?

3. Анализ эпизодов рассказа.

Для подробного анализа рассмотрим следующие эпизоды:

  1. Ожидание дочери.
  2. Письмо Катерины Петровны.
  3. Телеграмма от «Насти».
  4. Финал рассказа.

Зачитывание и обсуждение эпизодов.

1 эпизод.

- Какие чувства остаются после прочтения рассказа?

Как описание природы помогает понять состояние, настроение Катерины Петровны?

Что было единственным живым существом в доме?

Как относится мать к Насте? Почему оправдывает занятость дочери?

2 эпизод.

- Какие строки в письме Катерины Петровны затрагивают душу?

Как образ скульптора Тимофеева и его скульптура Гоголя раскрывают образ Насти? (Настя заботится об открытии выставки чужого ей человека, забыв о самом дорогом- матери.)

Когда Настя прочла письмо?

Почему девушка чувствует безмолвный укор? О чем это говорит?

Почему Настя все-таки поспешила в Заборье к матери? В каких строках показано ее раскаяние? («Мама! Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы простила…»)

3 эпизод.

Почему название этого эпизода написано в кавычках? (Телеграмму написал сторож Тихон.)

Как об этом догадалась Катерина Петровна?

Чужие люди - Тихон, соседская девочка Манюшка - оказались роднее, они заботились о ней, жалели умирающую женщину.

4 эпизод.

Зачем нужен образ молодой учительницы?

Как прощались жители села с Катериной Петровной?

Прочитайте заключительные строки рассказа.

Какой урок получила Настя?

4. Работа со схемой «Главные герои рассказа»

На доске - схема к рассказу «Телеграмма», рассмотрите ее.

Почему именно так расположены герои?

Почему символ Катерины Петровны - солнце ?

Как ее лучи касаются других героев?

Даже один ее луч любви пробил стену занятости, равнодушия Ленинграда. Ведь Настя раскаялась, но слишком поздно.

Как вы думаете, простила ли Катерина Петровна свою дочь?

5. Итог урока.

Сравним вывод с эпиграфом. Как он связан с основной мыслью рассказа?

Постарайтесь в своей жизни не огорчать маму, не забывать о ней, чтобы потом не чувствовать тяжелой вины, как Настя. А начните с простого: помогите маме в домашних делах, порадуйте хорошей оценкой и не забудьте поздравить с праздником!

6. Домашнее задание.

Выберите одно из заданий:

1) подберите к следующему уроку стихотворения наших забайкальских поэтов о матери, одно из них выучите наизусть.

2) напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый родной человек»

Приложение

Схема «Главные герои рассказа»

Заборье Ленинград

Жители села

Сторож Настя Тихон Манюшка Молодая учительница


Урок-размышление по рассказу К. Г.Паустовского «Телеграмма». Урок внеклассного чтения.

Тема : «Не дай вам бог…» Размышления о трудолюбии и безработности души.

Цель :

Создать условия для понимания основной мысли рассказа, замысла писателя, предупреждающего о том, что прозрение бывает запоздалым, что душевная чёрствость губительна и приносит страшные плоды;

Создать условия для формирования внимательного, вдумчивого читателя; стремления оценивать свои поступки, своё отношение к людям.

Подготовка учащихся к уроку:

Письмо, которое могла бы написать Настя Катерине Петровне (индивидуальное задание 4-5 учащимся);

Пересказ эпизодов «Настя получает письмо» и «Манюшка отправляет письмо Катерине Петровне» от лица персонажей (по вариантам).

Пословицы о матери и их толкование (весь класс);

Стихотворения «Чем ты, мама, для меня была» Х.Худайбердыевой и «Уходят наши матери от нас» Е.Евтушенко» - наизусть (2 человека).

Ход урока:

Вступительное слово.

В одном из стихотворений Н.Заболоцкого есть строки: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Сегодня мы поразмышляем об этом (о трудолюбии и безработности души н примере рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Одна из книг писателя называется “Золотая роза”. В ней раздумья Паустовского о писательском труде.

В книге есть глава, названная “Зарубки на сердце”, в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ “Телеграмма”.

Как вам кажется, почему писатель так назвал эту главу? (Это о тех событиях, которые оставляют следы в сердце, заставляют задумываться о своей жизни, поступках, своём отношении к людям)

В этой главе Паустовский рассказывает об удивительной женщине, Катерине Ивановне Пожалостиной, с которой он познакомился, живя в Рязанской области в доме академика живописи Ивана Петровича Пожалостина. Эта история оставила зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылилась в содержание рассказа “Телеграмма”. Катерина Ивановна явилась впоследствии прототипом героини рассказа «Телеграмма».

Не всё реальное, увиденное и передуманное вошло в рассказ. Не вошли туда и строки, которые, как говорил Паустовкий, «неотступно вспоминались тогда»:

Ненастный день потух, ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой,

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла.

Почему именно эти строки преследовал писателя?

Природа создавала своё, особое, настроение. «У осени много примет,- говорил Паустовский,- но одно я знаю твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи…»

Пейзаж.

В рассказе пейзаж тоже играет особую роль. Какую? Покажите это на примерах (Учащиеся приводят примеры и комментируют их: « октябрь был на редкость холодный, ненастный. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться только один маленький подсолнечник у забора»

«Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь».

«Ночи были уже долгие, тяжёлые, как бессонница. Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна».

«Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти».)

Какую же роль играет пейзаж в произведении?

Сопровождает ли природа Настю, живущую в Ленинграде? Почему? Только ли потому, что она жила в городе? (Нет, там есть парки, сады, скверы)

А Катерина Петровна живёт с природой в гармонии. Даже провожая её в последний путь, природа принарядилась. Зачитайте этот отрывок. («Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое…Дали за речкой стояли сизые. От них тянуло острым и весёлым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры».)

Письмо.

В ту ночь, когда К.П. встретилась и, наверное, простилась со своим клёном, она написала Насте письмо.

С каким чувством оно могло быть написано? (Прочитайте письмо выразительно: «Ненаглядная моя…Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мнене то что ходить, а даже сидеть и лежать – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».)

Это письмо в рассказе осталось безответным, а я просила вас придумать своё письмо, то, которое так ждала и хотела получить К.П., или письмо с запоздалым раскаянием. (Чтение писем, придуманных учащимися).

Настя письма не написала. Она жила в большом городе, работала секретарём в Союзе художников.

Давайте попробуем пересказать следующие эпизоды от лица персонажей:

Настя получает письмо;

Манюшка отправляет письмо К.П.

Чем отличаются эти эпизоды?

«Ленинградские» страницы

«Ленинградские» страницы имеют особое значение. Какие вопросы они вызывают у вас? (Учащиеся задают свои вопросы к этим страницам: от участия Насти в судьбе художника до получения ею письма от К.П.)

Некоторые из вопросов, заданных учащимися:

Можно ли говорить о чёрствости Насти, зная о её участии в судьбе художника? (Профессиональный интерес взял верх над долгом дочерним.)

Когда прозвенел первый звоночек разбуженной совести? (« Сверлящие гоголевские глаза».)

Почему именно скульптурное изображение Гоголя так подействовало на Настю? (Гоголь – сатирик, который, по мнению Пушкина, «обладал удивительной способностью сразу угадывать человека». Настя, конечно, знала об этом.)

О чём думает Настя, прочитав письмо? О чём это говорит вам?

Что мы увидели?

За что художники называли Настю Сольвейг (доброй, верной, нравственно чистой)

В чём парадокс? (Несоответствие внешности и внутренней сущности.)

Невольно приходят на память строки из стихотворения Н.Заболоцкого:

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мёртвые лица,

Закрыты решётками, словно темница,

Другие, как башни, в которых давно

Никто не живёт и не смотрит в окно».

О приёме контраста.

Одним из художественных приёмов в рассказе является метод контраста, показывающий несоответствие поступков героини и похвалы в её адрес.

Прокомментируйте сцену обсуждения выставки с этой точки зрения: «Началось обсуждение. Говорили много, хвалили, горячились и мысль, брошенная старым художником о внимании к человеку, к молодому, незаслуженно забытому скульптору, повторялась в каждой речи».

Почему Настя не сказала о телеграмме?

Выразительное чтение стихотворения Халимы Худайбердыевой ученицей:

Чем ты, мама, для меня была?

Луком со звенящей тетивою.

Я - твоя последняя стрела -

К дальней цели пущена тобою.

Я в тревоге думаю порой:

Мама, что с тобою будет бедной,

Если мне - стреле твоей заветной -

Не достигнуть цели заповедной?

У тебя ведь нет стрелы другой!

Может быть, мысли об этом заставили Настю встать, быстро одеться и выбежать на улицу?

Зачитайте этот эпизод. (« Валил водянистый снег. На Исакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо всё ниже опускалось на город, на Настю, на Неву…

Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.

Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.»)

Почему здесь появляется описание природы?

«Дожидайтесь, выехала, остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

Почему К.П. сказала Тихону, читавшему эту телеграмму: «Не надо, Тиша, не надо, милый. Бог с тобой».

Как она поняла, что телеграмма не от Насти?

Зачем Тихон обманул К.П.?

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать»,- это написал М.Горький.

Об этом знал и помнил Тихон, бескорыстная Манюшка – простые люди, люди из народа. Ведб неслучайно именно народная мудрость заключена в пословицах. Есть такие пословицы и о матери, доброте, долге.

Зачитайте и прокомментируйте пословицы, которые нашли вы.(Материнское сердце в детях, а детское – в камне», «Нет друга нежнее матери», « При солнце тепло, а при матери добро».)

Путь наших нелёгких размышлений о совести, трудолюбии и безработности души на этом уроке заканчиваются. Давайте вернёмся к началу. Рассказ называется «Телеграмма».

О какой телеграмме идёт речь, ведь их было две? Почему о второй?

В теме нашего урока фраза К.Паустовского «не дай вам Бог…» не закончена. Наверное мы могли бы её завершить. Как? («не дай вам Бог» опоздать – забыть о матери – забыть, что можно не успеть сказать слова любви и благодарности маме – забыть о дочернем и сыновьем долге и т. д.)

Выразительное чтение стихотворения Евгения Евтушенко «Уходят матери»:

Уходят наши матери от нас,

уходят потихонечку,

на цыпочках,

а мы спокойно спим,

едой насытившись,

не замечая этот страшный час.

Уходят матери от нас не сразу,

нам это только кажется, что сразу.

Они уходят медленно и странно

шагами маленькими по ступеням лет.

Вдруг спохватившись нервно в кой-то год,

им отмечаем шумно дни рожденья,

но это запоздалое раденье

ни наши души не спасет.

Все удаляются они,

все удаляются.

К ним тянемся,

очнувшись ото сна,

но руки вдруг о воздух ударяются -

в нем выросла стеклянная стена!

Мы опоздали.

Пробил страшный час.

Глядим мы со слезами потаенными,

как тихими суровыми колоннами

уходят наши матери от нас...

«Зарубки на сердце»

(Урок - размышление над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Форма проведения: урок – размышление

Методы : сочетание эвристической беседы с проблемно – поисковыми вопросами и самостоятельной работой с текстом, стратегия «Чтение с остановками» РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Цели урока:

Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;

Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);

Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Паустовский

Чти отца твоего и мать твою,

Да благо ти будет, и долголетен

Будеши на земле.

Пятая заповедь Божия

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II Вступительное слово учителя.

СЛАЙД 1.

Фаза вызова.

Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека.

Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме .

ВИДЕОФИЛЬМ (1М. 45 С.)

1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены?

Ответы-

2. Как вы думаете, почему я начала урок с этого ролика и этой песни? Как она связана с темой прошлого урока?

(На прошлом уроке мы прочитали рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Настя, тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом.)

- «Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным. Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами.

Ответы-

Я поняла, что рассказ растревожил ваши души, сегодня мы продолжим размышлять над прочитанным.

Откройте тетради, запишите число и тему урока .

1. - Как вы понимаете слово «зарубки»?

ЗАРУБКИ → (см. словарь) ЗАРУБКА -1. Отметка рубящим орудием на чём-нибудь

2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго

2. В каком значении употреблено это слово в теме урока?

Отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения.

Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский?

Одинокой старости

Материнской любви

Милосердия

Взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы

СЛАЙД 3

Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.

Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе,

она затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему сегодня на уроке?

Ответы → проблема взаимоотношений между родителями и детьми.

Проблема «отцов и детей» - одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать.

Итак, проблему, которую вы хотели бы обсудить на уроке, мы определили.

Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений детей и родителей (на примере Насти и Катерины Петровны), при помощи каких художественных средств это делает автор и какова авторская позиция в рассказе.

И еще: подумайте, почему рассказ называется «Телеграмма».

III. Осмысление содержания рассказа.

Итак, обратимся к тексту, медленно, вдумчиво, с остановками перечитаем начало рассказа.

СЛАЙД 4.

Остановка 1.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта - портрет её отца, а вот эта - маленькая, в золотой раме, - подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной". Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом - известным художником.

(Чтение на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»)

У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Как с помощью пейзажной зарисовки писатель передает состояние главной героини? Помогла ли музыка понять это состояние?

Увядание природы, даже омертвение ее, безотрадная картина осени соответствуют внутреннему состоянию Катерины Петровны.

Какие изобразительные средства вы увидели в отрывке?

Спутанная трава (некошеная, мокрая от дождя), рыхлые тучи (низко идут, лишены строгих очертаний) - эпитеты

Тащатся (а не плывут тучи), сыплется (а не льет) дождик – олицетворения.

Какое выражение в описании осеннего пейзажа показалось вам необычным?

Маленький подсолнечник у забора.

Это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что–то.

Какие чувства у вас вызывает этот пейзаж?

Грустные, тревожные –

Так почему же именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ?

Ответы –

Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек. Пейзаж способствует созданию образа одинокой пожилой женщины, Катерины Петровны, о которой дальше пойдет речь.

СЛАЙД 5. Остановка 2.

(Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского).

Ребята, какие два глагола в прочитанных отрывках очень созвучны и образованы одинаково?

- «доцветал» и «доживала»

На что указывает приставка до- в этих словах: на стремительность или продолжительность действия, которое никак не может закончиться.

- на продолжительность.

- В пейзаже у Паустовского нет ни одного случайного слова. Давайте выберем в этих эпизодах слова, которые подчеркивают усиление признаков поздней осени.

СЛАЙД 6.

Тесовые крыши почернели

Спутанная трава полегла

Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья

Валил водянистый снег

Хмурое небо все ниже опускалось

Как называется в литературе такой прием, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся значение?

Градация-

Зачем Паустовский использует градацию? Что хочет подчеркнуть писатель?

Усиление ненастья – ощущение тревоги, которое нарастает-

Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера свидетельствуют об этом?

СЛАЙД 7.

Запах нетопленых печей, пыльный журнал, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар, немытые окна.

На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник?

Указывает на безмерность одиночества Катерины Петровны.

Остановка 3.

Автор является непосредственным участником событий, описанных в рассказе. Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя изменено). Это с ним Катерина Ивановна выходит с сад в последний раз в своей жизни. Послушайте воспоминания Паустовского из повести «Золотая роза»:

«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать».

А теперь обратимся к рассказу «Телеграмма» и вспомним этот же эпизод. Как автор описывает эту сцену в рассказе? Почему?

Описывает по-другому, чтобы острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны.

СЛАЙД 8.

Возвращаясь, Катерина Петровна сталкивается с кленом. Перечитаем этот эпизод.

(Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского)

Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.

- В воспоминаниях мы четко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем присутствие писателя. Какие изобразительно-выразительные средства указывают на сострадание автора к героине?

Олицетворение и метафора

Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю – чтобы подчеркнуть одиночество, Катерину Петровну тоже все забыли, и звезды понимают это и смотрят пронзительно.

- олицетворения: облетел, озяб, ему некуда идти.

- психологический параллелизм – Катерине Ивановне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет - автор соотносит состояние природы с душевным состоянием человека и как бы проводит параллель.

- Какое слово повторяется дважды в эпизоде? Холодный

Это слово встречается во всех отрывках, которые мы рассмотрели, и связывается у Паустовского с определением «одинокий».

Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для писателя – это не только предметы быта, но еще с их помощью передается психологическое состояние героини.

Остановка 4.

Именно после встречи с кленом Катерина Петровна решается написать письмо дочери. Этот фрагмент произведения не поддается пересказу, давайте его перечитаем. Просмотр отрывка из фильма

СЛАЙД 9.

О чем говорит довольно выразительный эпитет «ненаглядная»?

О силе материнской любви – от слова «глядеть», мать очень хочет хотя бы перед смертью «наглядеться» на дочку.

Ребята, «ненаглядная» - одно из ключевых слов в рассказе. Когда это слово повторяется в тексте еще несколько раз?

Именно это слово, передающее всю глубину материнской любви, будет повторять Настя, когда поймет, что надо немедленно ехать к умирающей матери.

Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя. Что мы узнаем о Насте из 1-ой части? Как мы к ней относимся?

Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей. Нигде не увидели осуждения, жалоб Катерины Петровны на дочь, наоборот, она оправдывает Настю: «« У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.

А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

Большой город, отсутствие уголков природы.

Настя – черствый человек, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни.

Но можно ли говорить о равнодушии, о черствости Насти, зная об ее участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки?

Настойчива, требовательна.

Как оценили деятельность Насти художники? Как они ее называли?

СЛАЙД 10.

Сольвейг – солнечный путь или луч. Но была она им для матери? Для чужих людей?

На какую деталь портрета Насти сразу обратили внимание?

Холодные глаза.

Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. У каких людей бывают холодные глаза?

У людей бесчувственных, черствых душой, равнодушных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.

Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Насти. Но будем смотреть глубже. Слово «холодный» уже много раз встречалось в рассказе. С каким эпитетом связывает писатель это слово?

Одинокий – холодный

Есть подтверждение этой связи в истории Насти? « Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». На что же обрекла себя Настя?

На одиночество.

СЛАЙД 11.

И еще одна черта к портрету героини. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе»…

Самолюбование

Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в ее сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше трех лет? Обратимся к тексту.

Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты". Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. "Ненаглядная моя, - вспомнила Настя недавнее письмо. - Ненаглядная!" Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. "Поздно! Маму я уже не увижу", - сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово - "мама". Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. "Что ж это, мама? Что? - думала она, ничего не видя. - Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила".

СЛАЙД 12.

И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта ее показная, ненастоящая. Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери?

Дилемма: мать или выставка. Дочь выбрала выставку.

Настя получает телеграмму. Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Обратимся к тексту

Выборочное чтение.

Отсутствие Насти в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у всех на виду, нравится быть заботливой и хорошей, только для чужих людей, приятно слушать похвалы в свой адрес.

- Давайте выберем из этого эпизода слова, отражающие действия Насти в момент, когда она узнает, что мама умирает.

СЛАЙД 13.

– Почему Настя боялась поднять голову?

Боялась, что о ее бесчеловечности, жестокости по отношению к матери узнают все.

На каком фоне все это делает Настя?

На фоне похвалы в ее адрес.

Обратите внимание на резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

СЛАЙД 14.

Перечитаем еще один эпизод. Это внутренний монолог Насти.

Какие предложения по интонации и по цели высказывания использует автор? Почему?

Вопросительные и восклицательные предложения передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (многое поняла). Слово «мама» звучит как пропуск.

А в это время в Заборье умирала Катерина Ивановна. Снова перенесемся в старинный заброшенный опустевший дом. Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

- Героине помогают Тихон, Манюшка, почтарь Василий.

- Как Тихон, зная о близкой смерти Катерины Петровны, решил скрасить последние дни ее жизни?

Сам написал телеграмму от имени Насти.

- «За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке. Как вы поняли смысл этой фразы?

ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица сем. соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.)

- Такой пустельгой оказалась Настя.

СЛАЙД 15.

Перечитаем сцену похорон. Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры. На похороны собрались старухи и ребята. Гроб на кладбище несли Тихон, Василий и два брата Малявины - старички, будто заросшие чистой паклей. Манюшка с братом Володькой несла крышку гроба и не мигая смотрела перед собой. Кладбище было за селом, над рекой. На нем росли высокие желтые от лишаев вербы.

Каким стал пейзаж? Почему?

Пейзаж стал светлым, веселым и холодным, потому что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество и боль. В людях, совсем чужих, еще живет доброта, чуткость, человечность, это примеряет мир природы и мир людей.

С чем осталась Настя?

Холодная комната, чувство вины – ее одинокая история еще впереди.

Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому же обращена телеграмма? О чем она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.

СЛАЙД 16

«Будь человеком!» - напоминает Паустовский.

«За добро плати добром. Не будь пустельгой».

Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди, прежде всего МАМА…

IV. Итог урока

Не забывайте о самых близких людях, которые так нуждаются в вас, будьте отзывчивы, внимательны, человечны по отношению к ним. Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.

Домашнее задание:

1. Какие «зарубки» на сердце у вас оставил рассказ К.Паустовского «Телеграмма»?

Запишите несколько из них для себя.

Например:

А) Надо быть благодарным тому, кто дал тебе жизнь.