Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Узоры русской вышивки. Русский национальный орнамент

Узоры русской вышивки. Русский национальный орнамент

Уже в глубокой древности люди стремились украсить предметы быта и одежды. По полученным из раскопок предметам видно, что сначала узор отделок и композиции были очень простыми. Со временем узор усложнился, композиция стала более разнообразной, техническое исполнение - более совершенным. Для дальнейшего развития узора и композиции необходимо познакомиться со старинными традициями создания рисунка и композиции.

Русский народный узор богат и разнообразен. В его композиции встречается ряд геометрических узоров, а также в нем практически везде присутствуют растения и животные, как стилизованные, так и более-менее реалистичные.

Основные элементы узора.

Геометрический узор всегда состоит из отдельных мелких частей. Такие части узора, которые с изменениями или без них повторяются во многих узорах, называются основными элементами узора. В русском народном узоре самыми распространенными основными элементами являются, так называемые, елочка, крыша, крестик, солнышко, звездочка, растительный узор (рис. 1).

Рисунок 1. Основные элементы геометрического узора.

А это пример старорусской вышивки, где хорошо видно, что она состоит из маленьких базовых элементов.


Основные элементы можно изменять - варьировать. Еще и в настоящее время появляется много различных вариантов основных элементов.

Несмотря на некоторые различия, основные элементы имеют некоторые общие постоянные свойства, например:

  • 1) линии узора сгибаются под углом в 90 или 45 градусов;
  • 2) линии растительного узора связаны между собой;
  • 3) основной элемент легко включается в простейшие геометрические фигуры (рис. 2).


Рисунок 2. Простейшие геометрические фигуры.

Основные элементы узора можно составлять различно.

При ритмическом повторении одного или нескольких элементов узора появляется простой или переменный ряд узора. Так как ряд узора не закончен, он создает впечатление неопределенного, распадающегося рисунка (рис. 3).


Рисунок 3. Ряд узора.

И маленький пример славянской вышивки, где мы можем увидеть несколько видов полос.


Ограничение можно произвести либо с помощью черты, либо с помощью более узких полос. Помещенные рядом основные элементы узора как бы разделяют полосу. Например, помещая один за другим основные элементы, легко включающиеся в треугольник, образуют полосу с треугольным разделением (рис. 4, Б). Аналогичным образом можно образовать полосу узора с треугольным разделением и полосу узора с разделением к углу квадрата или к стороне квадрата (рис. 4, В, Г).


Рисунок 4. Полосы узора.

Применение полосы узора.

Применяя для отделки полосу узора, мастер по возможности сохраняет разделение полосы. Заканчивается полосу всегда целым делением. Особенно тщательно размещают полосы, декорируя угол прямоугольной площади. По углам размещение полос может быть различным.

Соединенный угол.

Соединенный угол образуется, если полосу без перерыва продолжить в другом направлении (рис. 5, А). Меняя направление, мастер сохраняет деление, характерное для полосы. Соединенный угол может быть применен как для декорирования, так и для прямоугольной площади.

Полусоединенный угол.

Образуя полусоединенный угол, полосы в углах не соединяют (рис. 5, В), а помещают там квадратообразную отделку (рис. 5, Б). Полосы заканчиваются на небольшом от нее расстоянии. Обе части декора обычно соединяются ажурным или извилистым швом. Полусоединенный угол чаще всего употребляют при декорировании Квадрата.


Рисунок 5. Углы.

Несоединенный угол.

Несоединенный угол образуется тогда, когда полосы в углу не соединяются (рис. 5, В). Полосы мастер заканчивает полным делением.

Несоединенный угол лучше всего подходит для декорирования прямоугольного изделия.

К тому же по концам площади можно поместить более широкие полосы, даже группы полос и, наоборот, вдоль длинных краев - узкие полосы. Декор несоединенного угла отлично объединяет ажурный или извилистый шов.

Параллельное размещение полос.

Прямоугольную площадь обычно декорировалась поперечно расположенными полосами. Можно одну полосу или группу полос поместить на каждом конце прямоугольника, можно также равномерно расположить их по всей площади (рис. 5, Е). Кроме того, можно повторять одни и те же полосы, расположенные по концам, а также использовать в середине другие полосы или же менять одну за другой несколько полос (рис. 5, д).

Декорируя изделие прямоугольной формы, полосы размещаются несколько иначе. Каждая украшенная часть предмета выглядит как бы тяжелее, поэтому в вертикально расположенном изделии декор распределяется по нижней части. Например, используя только одну полосу, ее помещают в нижней части. Украшая изделие несколькими полосами различной ширины, наиболее широкую из них или же группу полос помещают в нижней части изделия (рис. 5, Е). Вверху располагают более узкие полосы.

Среди славянских этнографических отделок полоса является самым излюбленным и распространенным видом. Ее можно встретить на национальных одеждах, резьбе наличников окон и пр. Поэтому в народных узорах встречается особенно много образцов полос - то более узких, то более широких, с редким или густым рисунком. Все они могут быть с успехом использованы как в любом виде рукоделия, так и в художественной резьбе по дереву. Кроме того, полосы придают отделке изделия старинный характер.

Элементы узора (рис. 6, А) или большие части его размещаются по всей площади или на определенных участках ее. Узор в этом случае ограничивается делениями. Узор сплошного заполнения мастер по возможности заканчивает полным делением. Он легко распространяется во всех направлениях, поэтому одним и тем же узором можно покрыть и маленькую и большую площадь. Так как это оставляет впечатление легко распространимого разливающегося узора, то отделываемую площадь ограничивают одноцветной или узорчатой полосой. Узор сплошного заполнения применяется для декорирования как квадратного, так и прямоугольного вида площади при любой технике.


Рисунок 6. Узор сплошного заполнения.

Центральный узор (рис. 7, А) распространяется от центра равномерно во все стороны. Так как он имеет растительный характер, то в композиции его ограничивают полосами (рис. 7, Б). Этот узор используется для отделки различного вида площади.


Рисунок 7. Центральный узор.

Растительный орнамент может располагается над извилистой или прямой линией. Цвета растительного орнамента обычно чередуют. Растительный орнамент также обычно помещается вдоль края декорируемой площади, так как он хорошо соединяет украшенную, тяжелую площадь с неукрашенной, пустой (рис. 8).


Рисунок 8. Растительный орнамент.

И на последнем рисунке представлены образцы орнаментов, где используются мотивы из мира фауны.

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Древнерусский орнамент - это одно из наиболее интересных явлений в мировой художественной культуре. На протяжении всего времени он видоизменялся и дополнялся. Несмотря на это, русский орнамент любого века считается одним из самых интересных. В нашей статье вы можете найти более подробную информацию не только о древнерусских клипартах, но и об орнаментах других народов.

Общая информация об орнаментах

Орнамент - это набор узоров и символов на том или ином предмете. При его нанесении, художники безусловно согласуют назначение предмета и сам рисунок, чтобы добиться положительного впечатления от зрителя. Вид древнерусского орнамента или любого другого узора может быть геометрическим, растительным, зооморфным и антропоморфным.

В древние времена люди считали, что определенные узоры и рисунки в орнаменте могут привлечь в их дом достаток, крепкое здоровье, помогут улучшить личную жизнь и принесут взаимопонимание в семью. Многие и сегодня верят в это. Также считается, что орнамент может показать душевное состояние художника на момент создания узора. Удивительно, но древнерусский орнамент наносился не только на бытовые предметы и одежду, но и на тело. Такой рисунок являлся оберегом. Орнамент перестали наносить на тело, после принятия христианства на Руси.

Считается, что история орнамента начинается с эпохи палеолита. позволяют нам выяснить, В наше время также есть люди, которые верят в магические свойства рисунков.

Древнерусские магические рисунки

Древнерусский орнамент считается одним из лучших. Это не случайно, ведь он поражает современников своей красотой, уникальностью и некой магической силой, которую вложили в него наши предки. Стоит отметить, что древнерусские узоры были заимствованы у Византии и Кавказа. Со временем они видоизменились и уникализировались. Сегодня, древнерусский орнамент - это неповторимые узоры, которые вошли в достояние мирового искусства. Наиболее часто он использовался как оберег от злых духов, порчи и сглаза. Магические рисунки наносили на посуду, книги, бытовые предметы, одежду и стены дома. Стоит отметить, что значение некоторых символов в орнаменте до сих пор неизвестно.

Общая информация

Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты считаются наиболее утонченными и интересными. Они являются важной составляющей в развитии мирового искусства. Византийские орнаменты включают в себя эллинистические и восточные традиции. Они состоят из самых разнообразных мотивов. Характерным для византийского орнамента является большое количество узоров причудливой формы. Они имеют яркий и насыщенный окрас, который сохранился до наших дней.

Благодаря арабскому и персидскому искусству в византийских орнаментах появились мифологические герои, такие как грифоны, драконы и другие. Стоит также отметить, что нередко в рисунках использовались не только фантастические, но и реальные животные и птицы. Как правило, в орнаментах они расположены внутри круга или любой другой геометрической фигуры.

Растительные мотивы в византийском орнаменте использовались редко и не отличались сложностью. Некоторые элементы не несли определенного подсмысла. Удивительно, но в краску для росписи византийцы добавляли медь, золото, ртуть. Благодаря этому они могли получить самые разнообразные и насыщенные оттенки, которые сохраняются на протяжении многих лет.

Грузинские орнаменты. Популярность в наши дни

Грузинские орнаменты мало чем отличаются от византийских или древнерусских. Как правило, в них преобладают геометрические мотивы. Все узоры и рисунки имеют необычайно насыщенный цвет. Наиболее часто грузинские орнаменты состоят из крестов и изогнутых линий.

Сегодня в Грузии снова становятся необычайно популярными национальные костюмы с орнаментами. Их нередко создают дизайнеры. В наши дни особую популярность имеет девушка с Грузии, которая создает невероятные по красоте национальные головные уборы - кабалахи. Если раньше их носили только мужчины, то сейчас они часто используются и среди женского населения.

Вышитый орнамент

Наверняка каждый из нас видел древнерусский орнамент. Значение купола, который встречается на одежде прошлых веков, символизирует долгую или бесконечную жизнь. Под ним также могут быть расположены русалки. Согласно поверьям, такой вышитый рисунок благоприятно влияет на будущий урожай.

Считается, что почти во всех вышитых орнаментах преобладает тема плодородия земли. Например, ромб является символом женского начала. Он считается своеобразным оберегом плодородия и чадородия. Ромб с крючками, вышитый на краях детской пеленки, символизирует зарождение жизни. Важно знать, что только в комплексе всех символов, расположенных на предмете, можно выяснить значение того или иного знака.

Самый распространенный древнерусский вышитый орнамент - Орепей. Это гребенчатый ромб, который является символом засеянной земли. В зависимости от расположения на одежде может иметь и другие значения. Например, если такой знак вышит на подоле, то он символизирует вход в потусторонний мир.

Спираль в древнерусских орнаментах

Почти каждого поражает своей красотой и загадочностью древнерусский орнамент. Фото, которые расположены в нашей статье, позволят оценить его уникальность самостоятельно.

Нередко в древнерусских орнаментах можно встретить спираль. Этот знак является не только распространенным, но и достаточно древним. Он символизирует развитие мира и его эволюцию. Это не случайно, ведь в нашей жизни достаточно часто встречаются спиральные формы. К ним можно отнести водоворот, смерч, ДНК и многое другое. Стоит отметить, что данный знак используется с эпохи палеолита. Наиболее часто, такой древнерусский орнамент наносили на украшения.

Спиральные знаки нередко использовали и в вышивке. В Новгороде женщины таким образом украшали свои головные уборы.

Крест

Крест - это один из наиболее Он символизирует две противоположности - женское и мужское начало. Именно этот знак встречается почти во всех культурах. В зависимости от изображения, символ может толковаться абсолютно по-разному.

Крест в круге - это символ жизни. Он также демонстрирует движение солнца по небесному пространству. Его начали изображать во времена верхнего палеолита. Особую популярность он получил в эпоху неолита и бронзового века.

Стоит отметить, что крест появился задолго до христианства. Он имитировал орудие для добычи огня. Со временем он стал символом небесного светила - солнца. Он также рассматривается, как знак бессмертия. У язычников крест был своеобразным оберегом, который защищал его владельца со всех четырех сторон. Его наносили на украшения, одежду и рисовали над входом в дом.

Свастика

Свастика использовалась абсолютно во всех уголках нашей земли. Ее рисовали на оружии, бытовых предметах и одежде. В древнерусских орнаментах свастика встречается необычайно часто. Она включает в себя почти все мотивы. Она символизирует движение жизни, счастье, достаток, благополучие и удачу. Помимо этого, она рассматривается как знак всей галактики.

Стоит отметить, что свастика делится на два подвида - левостороннюю и правостороннюю. В разных странах это играет немаловажную роль при трактовании ее значения. Например, в Китае вращение по часовой стрелке символизирует мужскую энергию, а против нее - женскую. В древнерусском орнаменте свастика использовалась как оберег. Ее вышивали на одежде и рисовали на стенах дома.

К сожалению, с прошлого века и до сегодня свастика наиболее часто ассоциируется с Адольфом Гитлером и идеологией нацизма. Стоит отметить, что из-за этого в некоторых странах этот знак является запрещенным.

Меандр

Древнерусские орнаменты и узоры нередко могут включать в себя меандр. Такой символ известен с эпохи неолита. Как правило, его используют как окантовку на предмете или ткани. Его достаточно просто отличить от других символов и узоров. Меандр состоит из прямых углов, которые создают непрерывную линию. Стоит отметить, что нередко в него включена и свастика.

Меандр вышивали на подоле одежды и использовали его в мозаиках и фресках. Он является важным символом в развитии В Древней Греции он символизировал бесконечность. Наиболее часто такой символ встречается в Индии. Такой узор нередко был включен в древнерусский орнамент вектор.

Грифоны в византийском орнаменте

В Византии на предметах нередко изображали грифонов. Это мифологическое существо, которое имеет крылья, туловище льва и голову орла. В Византийской культуре они появились вследствие влияния восточной культуры. Как правило, его изображали на блюдцах, серебряных чашках, фресках, мозаиках и шелковых тканях. Он символизирует покровительство человеку и является своеобразным оберегом. Стоит отметить, что в христианской иконописи запада грифон - это воплощение сатаны.

Население Византии считало, что грифон - это неусыпный страж. Именно по этой причине его часто изображали на доспехах, на стенах домов и кухонной утвари.

Подводим итоги

Орнаменты присутствовали в культуре всех народов. Наши предки считали, что такие рисунки имели магические свойства. По их мнению, различные узоры могли принести в дом достаток, взаимопонимание или плодородие земли. Некоторые так считают и сегодня. Абсолютно каждого завораживают своей красотой грузинские, византийские, а также древнерусские орнаменты и узоры. Значения символов, которые расположены в нашей статье, позволят вам выяснить, какие рисунки наши предки считали магическими.

Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы. Кроме того, орнамент неизменно придавал вещам нарядный и праздничный вид.
Для древнерусского орнамента на ткани наиболее характерны растительные, зооморфные, бытовые, культовые мотивы. По древнерусским рукописным книгам также можно проследить историю орнамента на Руси. Орнаменты в них украшали заставки к каждой главе и инициалы (первые буквы глав и псалмов). С XII века в книжном орнаменте появляются новые мотивы – грифоны, драконы и другие мифические чудовища, переплетенные ветвями, ремнями, запутавшиеся в своих хвостах и шеях до такой степени, что ничего невозможно разобрать.

Резьба по дереву также с давних времен отличалась разнообразием орнаментов. Выделяют несколько техник резьбы по дереву: геометрическая, ажурная и художественная. В геометрической резьбе, выполненной в виде выемок различной формы, часто присутствовали языческие символы, например, так называемые «розетки» и «сияния», обозначавшие солнце. Такие изображения часто встречались на бытовых предметах: прялках, посуде, кухонной утвари. Художественная резьба представляла собой настоящий рисунок по дереву и украшала стены дома, конек на крыше, крыльцо. Как и в текстильных орнаментах в резьбе по дереву были распространены растительные, зооморфные и культовые мотивы, которые в глубокой древности должны были защищать дом от злых сил, а позже превратились просто в элементы украшения дома.

После принятия христианства в конце X века на Руси стала распространяться византийская культура, которая отразилась, в первую очередь, на архитектуре, языке и орнаменте. Даже само слово «орнамент» латинского происхождения и переводится как «украшение». С XII века в древнерусский орнамент стали проникать элементы, характерные для итальянских, персидских, индийских, а во время татаро-монгольского нашествия и орнаментов. Смешение всех этих стилей в XVI-XVII веках породило особенный, характерный только для русского народа орнаментальный стиль.

В нем присутствуют как геометрические формы, так и разнообразные растительные узоры, изображения животных, существующих и мифических, фантазийные узоры из переплетающихся лент, веток, листьев, вьющихся растений, образующих, несмотря на всю свою запутанность, различные фигуры животных, птиц и людей. В разные века для украшения различных предметов (будь то одежда или рукописная книга, шкатулка или полотенце) использовались различные орнаментальные мотивы, некоторые из них были характерны только для своего времени, другие сохранились с древнейших времен до наших дней.