Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Винсент Ван Гог. Прогулка заключенных. Ван Гог «Прогулка заключённых (по гравюре Доре)». Описание картины Винсент ван гог прогулка заключенных анализ картины

Винсент Ван Гог. Прогулка заключенных. Ван Гог «Прогулка заключённых (по гравюре Доре)». Описание картины Винсент ван гог прогулка заключенных анализ картины

В мае 1889 из-за повторяющихся приступов душевной болезни Ван Гог добровольно принимает решение отправиться в лечебницу, которая располагалась в монастыре Сен-Реми неподалеку от Арля. Здесь он провел почти год. В больнице были созданы все условия для того, чтобы художник мог работать, однако тяжелое состояние не всегда позволяло ему рисовать с натуры. Поэтому основным занятием здесь для него стало копирование работ других мастеров, таких как Милле, Рембрандт и другие.

Эта картина была написана на основе гравюры «Острог» Гюстава Доре, которая в свое время послужила иллюстрацией к книге Б. Жерральда «Лондон». На оригинале был изображен двор одной из лондонских тюрем, в которой происходил смотр заключенных. Ван Гог точно скопировал композицию картины. Этот мотив мог быть ему близок, поскольку в лечебнице он чувствовал себя узником, сломленным и как будто увязшем в замкнутом пространстве.

Художник наделяет картину своим собственным эмоциональным звучанием, благодаря чему она перестает быть просто копией гравюры. В отличие от Доре, Ван Гог рисует стены тюрьмы нечеткими линиями. Разнонаправленные мазки, несмотря на использование контрастных сочетаний, окрашивают стены в холодные безжизненные тона. На этом фоне бредущие по кругу заключенные сливаются в одну мрачную массу. У Ван Гога этот круг явился образом безысходности жизни, лишенной радости и солнечного света. В одном из узников можно четко различить черты самого художника.

Картина художника Винсента Ван Гога «Прогулка заключённых (по гравюре Доре)» 1890 г.
Холст, масло. 80.0 x 64.0 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия.

2014-06-26

Винсент ван Гог родился в Грут Зун-дерт (Нидерланды), умер в Овере (Франция). Сначала он был служащим в лондонском отделении фирмы Гупиль, продававшей произведения искусства. Затем в 1876 году, воодушевленный идеями христианства, стал проповедником в Боринаже. Конфликт, возникший у Ван Гога с церковными властями, заставил его отказаться от этой деятельности. Вскоре он начинает заниматься живописью.

В 1886 году Ван Гог приезжает в Париж, где вначале попадает под сильное влияние импрессионистов. В 1888 году он отправляется в Арль, где за год создает около 190 картин и более ста рисунков. В Арле здоровье Ван Гога резко ухудшается, душевная болезнь приводит его к трагическим вспышкам, и в июле 1890 года Ван Гог, находясь в Овере, кончает жизнь самоубийством. Картина «Прогулка заключенных» была написана в феврале 1890 года, когда художник находился в лечебнице Сен-Поль в Сен-Реми. Будучи некоторое время лишен возможности работать на открытом воздухе, Ван Гог использовал здесь в качестве мотива иллюстрацию к альбому «Лондон», рисунки для которого выполнял Гюстав Доре и гравировал Никола Пизан. Однако картину нельзя назвать живописной копией чужого рисунка. Несмотря на повторенную в основных чертах композицию Доре, картина об- тадает самостоятельным художественным решением. Как писал сам художник, «это скорее перевод на другой язык, язык красок, впечатлений, создаваемых черно-белой светотенью». Ван Гог решает цветовую композицию в сине-зеленой гамме с введением охристо-желтых тонов. Точка зрения сверху дает возможность мгновенно охватить всю композицию в целом. Небольшой тюремный двор уподоблен глубокому колодцу, верха которого не видно. Лишь две бабочки случайно залетели сюда, в это царство безнадежной обреченности и тоски.
Заключенные монотонно вышагивают в затылок друг другу. Среди них бредет человек с рыжими волосами, чем-то похожий на самого художника. Еле заметно высветляя в глубину голубые тона, Ван Гог добивается удивительной прозрачности и серебристой чистоты воздуха. Прямые цветные штрихи характеризуют твердость камня, в то время как изломанная гротескная линия контура очерчивает фигуры, передавая одновременно движение и состояние людей. Их съежившиеся тела с втянутыми в плечи головами, однообразие размеренно привычного шага, убивающее своей бессмыслицей, унылая повторяемость движений по кругу производят впечатление подлинной трагедии человеческого существования. Обреченные, погибшие существа вызывают глубокое сострадание и жалость в душе художника. Именно эта человечность вангоговского сопереживания, чувство подлинного одиночества, к которому он так и не смог привыкнуть, сознание гибельной обреченности, замыкающегося круга собственной жизни - эмоциональная основа и содержание этого произведения.

Во время пребывания в психиатрической лечебнице Сан-Реми. Полотно написано маслом на холсте размером 64 см на 80 см, в стиле постимпрессионизма. Считается, что на работу ушло буквально два дня, 10-11 февраля. В настоящее время картина хранится в Пушкинском музее, в Москве. В течение февраля 1890 года художник написал несколько картин, которые в той или иной мере являлись копиями полотен известных мастеров. В это время Ван Гог написал своему брату Тео: «Я пытался скопировать «Пьяниц» Домье и «Тюрьму» Доре, это очень сложно…». В этом же письме художник упоминает еще две работы, копии с картин других художников, Эжена Делакруа и Жана-Франсуа Милле.

Источником вдохновения живописца для «Прогулки заключенных» послужила известная гравюра , опубликованная в сборнике «Паломничество в Лондон» Бланшара Джерролда, в 1872 году. Ван Гог был большим поклонником английской гравюры этого периода, так как на них социальные проблемы низших классов общества изображались жестко и реалистично. Гравюра Доре изображает так называемый «парад заключенных» в Ньюгейтской тюрьме, печально известной своими кошмарными условиями содержания. «Парад» проводился вовсе не с целью моциона, все действие устраивалось для того, чтобы присутствующие на прогулке сыщики хорошенько запомнили наружность преступников.

Во время работы над картиной художник находился в состоянии глубокой депрессии и отчаяния, и его эмоциональное состояние и душевные терзания мастерски переданы в деталях работы. Он ощущал себя заключенным и физически, и душевно. Автобиографичность «Прогулки заключенных » бросается в глаза, поскольку из череды однообразных и безвольных узников выделяется только один персонаж, отдающий себе отчет, как и автор, что он втянут в бесконечно повторяющийся, сводящий с ума цикл тюремной жизни (душевной болезни), над которой он не властен. Если на оригинальной гравюре Доре свидетелями прогулки узников выступают сыщики, то кем же тогда являются люди, присутствующие на моционе заключенных на картине Ван Гога, но совсем не заинтересованных в этих жалких и убогих каторжниках? Очевидно, это собирательный образ современного общества, критиков искусства, упорно не замечавших Ван Гога вплоть до его самоубийства, и о которых художник писал в одном из своих писем летом 1888 года (к Эмилю Бернару), сетуя на убогость подлинной жизни художников, участь которых - жалкое существование и каторжная, изнурительная работа.

Ван Гог картина «Прогулка заключенных»

Вам необходимы услуги высококачественной печати в Москве для создания картин? Заходите по ссылке на сайт производственной компании ANAdvertising. Печать любой сложности и любого назначения при помощи современного оборудования.

На картине изображён колодец маленького и тесного тюремного двора, на котором по кругу обречённо движутся заключённые. Картина выполнена в сине-зелёной гамме.

«Прогулка заключённых» символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого ван Гога.

История создания

Однажды он просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать её, и Ван Гог начал работу над картиной по сюжету гравюры «Острог» Гюстава Доре , сделанную для книги Б. Жерральда «Лондон» (1872).

На гравюре Г. Доре изображён шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

Отличия картины Ван Гога от гравюры Доре

Ван Гог воспроизвёл гравюру с некоторыми изменениями:

  • Задняя стена стала гораздо уже, создавая впечатление, что стены стиснули человеческий круг.
  • На гравюре действие происходит в шестиугольном дворе, а у Ван Гога, за счёт уменьшения задней стены, двор становится четырёхугольным.
  • У Доре плиты пола и кирпичи в стенах вычерчены с предельной точностью. Ван Гог отказывается от геометричности, благодаря разнонаправленности штрихов.
  • На картине цвета из бледных вверху превращаются в густые, мрачные и холодные внизу.

На картине изображён колодец маленького и тесного тюремного двора, на котором по кругу обречённо движутся заключённые. Картина выполнена в сине-зелёной гамме. «Прогулка заключённых» символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого ван Гога.
В конце декабря 1888 года у Ван Гога произошёл первый приступ душевной болезни, вскоре припадки стали повторяться, и он добровольно отправился в психиатрическую лечебницу Святого Павла, которая располагалась в бывшем августинском монастыре Сен-Реми неподалёку от Арля. В лечебнице Ван Гог провёл с мая 1889 по май 1890. Директор этой лечебницы - доктор Пейон и брат Ван Гога - Тео старались создать художнику все условия, чтобы он мог работать. Находясь в больнице, Ван Гог не мог рисовать с натуры, поэтому он начал использовать литографии, гравюры и чёрно-белые репродукции других художников в качестве натуры для своих произведений. В частности, в этот период он делает копии с гравюр Милле, Рембрандта, Делакруа и Домье. Однажды он просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать её, и ван Гог начал работу над картиной по сюжету гравюры «Острог» Гюстава Доре, сделанную для книги Б. Жерральда «Лондон» (1872). На гравюре Г. Доре изображен шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.