Волшебство в сказке премудрый пескарь. Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин
ÇóñìàíîâË. 11g
Анализ сказкиМ.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года вселе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатомудворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновникомвоенного ведомства, но служба его мало интересует.
В 1847г. в печати появляютсяего первые литературные произведения – «Противоречия» и «Запутанное дел». Новсерьез о Салтыкове, как о писателе,заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию «Губернских очерков».
Своенеобычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, ктоеще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества итупости, торжества бюрократии.
Но сегодня мне хочется остановитьсяна сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки явились своеобразнымитогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить порокиобщества, показать всю несостоятельностьроссийского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок «для детейизрядного возраста» Щедрин смог донести до людей резкую критику существующегопорядка.
В 1883 г.появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший за минувшие сто с лишним летхрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил-былпескарь, который поначалу ничем неотличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить,не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени,мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей.Так и исчез – то ли сам, то ли щукакакая заглотнула. Только перед смертьюзадумывается пескарь о прожитой жизни: « Кому он помог? Кого пожалел, что онвообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал». Только передсмертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о немне вспомнит.
Ноэто – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтексткарикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанскойРоссии хорошо объяснил художник А.Каневский, делавшийиллюстрации к сказке «Премудрый пескарь»: «….всякому понятно, что Щедринговорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственнуюшкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник,должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя ипескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень трудно «осмыслить»рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить на рыбьем «лице» навеки застывший страх? Фигуркапескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….».
Страшную обывательскую отчужденность,замкнутость в себе показывает писатель в «Премудром пескаре».М.Е.Салтыкову-Щедрину горько и больноза русского человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, можетбыть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство «детей изрядноговозраста» оценили творчество великого сатирика по заслугам.
Взаключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. СатираЩедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальныхнеурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.
В самые тяжелые годы реакции и строгой цензуры, которые создавали просто невыносимые условия для продолжения его литературной деятельности, Салтыков-Щедрин нашел блестящий выход из сложившейся ситуации. Именно в то время он начал писать свои произведения в форме сказок, которые позволили ему продолжить бичевание пороков российского общества вопреки неистовству цензуры.
Сказки стали для сатирика своеобразной экономной формой, позволявшей продолжить темы своего прошлого . Скрывая истинный смысл написанного от цензуры, писатель использовал эзопов язык, гротеск, гиперболу и антитезу. В сказках для « изрядного возраста» Салтыков-Щедрин, как и прежде, говорил о тяжелой судьбе народа и высмеивал его угнетателей. Бюрократы, градоначальники-помпадуры и другие нелицеприятные персонажи предстают в сказках в образах животных – орла, волка, медведя и др.
«Жил - дрожал, и умирал – дрожал»
Одним из таких произведений является ставшая хрестоматийной сказка «Премудрый пискарь», написанная Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Сюжет сказки, повествующий о жизни самого обычного пескаря, известен любому образованному человеку. Имея трусливый характер, пескарь ведет замкнутый образ жизни, старается не высовываться из своей норы, вздрагивает от каждого шороха и мелькнувшей тени. Так он и живет до самой своей смерти, и только в конце жизни к нему приходит осознание никчемности столь жалкого его существования. Перед смертью в его сознании возникают вопросы, касающиеся всей его жизни: «Кого он пожалел, кому помог, что сделал хорошего и полезного?». Ответы на эти вопросы наталкивают пескаря на довольно печальные выводы: что никто его не знает, никому он не нужен и вряд ли кто-то вообще о нем вспомнит.
Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» писалось через «и» - «пискарь».
В этом сюжете сатирик в карикатурной форме четко отражает нравы современной мещанской России. Образ пескаря вобрал в себя все нелицеприятные качества трусливого, замкнутого в себе обывателя, постоянно трясущегося за свою шкуру. «Жил - дрожал, и умирал – дрожал» – такова мораль этой сатирической сказки.
Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии.
Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно сложно, некоторые люди так и не могут понять глубокого смысла, вкладываемого писателем в свои произведения. Мысли, которые изложены в сказках этого талантливого сатирика, и сейчас актуальны в России, погрязшей в череде социальных проблем.
Жанр сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина в полной мере проявился в 80-е годы XIX столетия. Это был период общественной реакции. Демократическим силам все труднее было преодолевать цензурные запреты. Сказка помогала перевести М.Е. Салтыкову-Щедрину в разряд иносказательного повествования разговор о наболевших проблемах эпохи.
В произведении «Премудрый пескарь» на первый план выходит сатирическое изображение обывателей, стремящихся уклониться от классового понимания общественной жизни и борьбы за социальную справедливость.
Выражение «аридовы веки», упомянутое на первых страницах сказки, имеет значение «долгие годы» (по имени библейского патриарха Арида, прожившего, согласно Библии, 962 года), и сразу же переводит произведение в разряд литературной сказки. Традиционный сказочный зачин «жил-был» и широкое обращение к малым жанрам русского фольклора: поговоркам и пословицам («ни в уху, ни к щуке в хайло не попали», «ума палата», «ни жива ни мертва», «на ус намотать») привносят атмосферу народной сказки.
Иносказательно (при помощи образов подводного мира: рыб, раков, водяных блох) рисует писатель общественную борьбу: «Кругом, в воде, все большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать?»
Так описывает он положение главного героя. В сказке выведен и человек, который может поймать пескаря на уду. Пескарь в произведении имеет умных родителей. Они дают ему важные наказы, которыми следует руководствоваться в жизни. «Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Важным показателем житейской мудрости этой фразы является тот факт, что сам старый пескарь умирает своей смертью, а не пойман на чью-либо удочку. Пескарь беззащитен, единственной возможностью спастись является шанс предвидеть и избежать опасность.
Поражает жестокость общественной жизни, в которой доминирует животная борьба людей за существование. Каждая большая рыба готова заглотать более мелкую. Помимо стремления к выстраиванию общественной иерархии существует борьба людей на уровне себе подобных по социальному положению. Здесь тоже доминируют низменные инстинкты: корысть и зависть.
В отцовском наказе старого пескаря важное место занимает образ уды: «Пуще всего берегись уды! - говорил он, - потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься - ан в мухе-то смерть!» По удой следует понимать расправу с человеком государственной машины, вооруженной законами подавления всяческого свободомыслия. Разгром русского освободительного движения иносказательно изображен в рассказе старого пескаря в образе большой рыбалки («Ловили их в ту пору целой артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну волоком и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, - даже лещей- лежебоков из тины со дна поднимали!»). Старый пескарь тоже был пойман и даже смог увидеть котел с кипящей водой. Лишь случай помог отцу нашего героя избежать тогда гибели. Подчеркивая семейные отношения между пескарями (образ взволнованной пискарихи, которая «ни жива, ни мертва» из норы выглядывает) лишний раз подчеркивает социальный подтекст повествования. Он показывает, что расправа над свободомыслящими общественными силами сеет в стране атмосферу страха, заставляет остальных людей забиваться в нору. Автор характеризует пескаря как «просвещенного, умеренно- либерального». Эти определения обозначают социальную нишу, в которую входят люди с его взглядами. Однако репрессивная политика государства и в этой среде формирует уродливую жизненную философию: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил». Вместо того, чтобы реализовать свои творческие силы, свой интеллектуальный потенциал, человек начинает устраиваться: копать нору, прятаться в ил и в осоку. Страх парализует все его высокие порывы, оставляя только основной инстинкт самосохранения, который подавляет в нем иные чувства. Сын пескаря перестает доверять кому-либо и становится одиночкой: символично, что он выкапывает норку, где «именно только одному поместиться впору». Индивидуалистические настроения пагубно отражаются на общественной атмосфере. Вся социальная деятельность сводится к тому, чтобы «сидеть и дрожать» в норе. Пискарь, по сути, не живет, а лишь существует в постоянной заботе о завтрашнем дне. Страх отравляет ему радость существования. Эти опасности подстерегают героя на каждом шагу. М.Е. Салтыков-Щедрин иносказательно воплощает их в образе странного рака, который «стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза», щуки, которая хлопает зубами. Единственной победой пескаря было то, что он сумел прожить день и все. Пескарь избегает привязанностей: не может завести семью, так как боится ответственности за нее. Он не заводит друзей, так как все силы уходят у него на борьбу за выживание. Ни отдыха, ни любви - ничего не позволяет он себе в жизни. И это парадоксальным образом начинает устраивать сильных мира сего. Даже щуки вдруг ставят его в пример. Но пескарь так осторожен, что и на похвалу не бросается. Лишь перед смертью пескарь понимает, что если бы он так жил, то весь бы пескарий род перевелся. Ведь он не смог завести семью, добровольно лишил себя родной стихии и разума, активизировав в нем инстинкт самосохранения, обрек его на бесконечное душевное одиночество. Здесь уже в сказке прослеживается не только социальный, но и философский аспект жизни: человек не может идти по ней один (без друзей, без семьи. без привязанностей). Утрачивая естественные человеческие чувства любви, доброты, взаимопомощи, герой лишает свою жизнь счастья. Ему, в отличие от его отца, некому давать наказы, некому передавать по наследству свою мудрость. На примере пескаря М.Е. Салтыков-Щедрин показывает вырождение либеральной интеллигенции как социально-классовой прослойки. Это подчеркивает ряд риторических вопросов, которые задает себе герой: «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, затащил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?»
Печальную атмосферу общественной жизни символизируют образы тьмы, сырой мглы. Предполагаемый итог осторожной жизни пескаря - голодная смерть в собственной норе, которая воспринимается как избавление от бесполезной жизни. В мечтах пескарь пытается вылезти гоголем из норы, во сне выигрывает двести тысяч, вырастает на целых поларшина и начинает сам щук глотать. Высунулся он из норы и исчез. М.Е. Салтыков-Щедрин намеренно оставляет финал произведения открытым: остается неизвестным, сам умер пескарь своей смертью или съели его сильные мира сего. Читатель об э том так и не узнает. Да и никому не важна эта смерть, как не важна была и сама жизнь одинокого премудрого пескаря, всю свою мудрость потратившего на то, чтобы прятаться в норе.
Анализ сказки "Премудрый пескарь"
М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской
губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду,
по матери –
купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков
становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует.
В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения –
“Противоречия” и “Запутанное дел” . Но всерьез о Салтыкове, как о писателе,
заговорили
только в 1856 г., когда он начал публикацию “Губернских очерков” .
Свое необычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать
тем,
кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества
и тупости,
торжества бюрократии.
Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя, начатом
в 1869г.
Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий
сатирика. В ту
пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить
пороки
общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата.
И все же
с помощью сказок “для детей изрядного возраста” Щедрин смог донести до
людей резкую
критику существующего порядка.
Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу.
Также для
автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный
смысл
написанного, приходилось пользоваться и этим приемом.
В 1883 г. появился знаменитый “Премудрый пескарь” , ставший за минувшие
сто с
лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки известен
каждому: жил-
был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но,
трус по
характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая
от
каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь
прошла
мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула.
Только
перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “Кому он помог? Кого
пожалел,
что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал”
. Только
перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его
не знает и о нем
не вспомнит.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст
карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской
России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке
“Премудрый пескарь” : “…. всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе.
Пескарь –
трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь,
в эту
форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя
– сочетать образ
запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства.
Очень
трудно “осмыслить” рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить
на рыбьем “лице”
навеки застывший страх? Фигурка пескаря-чиновника доставила мне немало
хлопот….” .
Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель
в
“Премудром пескаре” . М. Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского
человека.
Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие
так и не
поняли смысла его сказок. Но большинство “детей изрядного возраста” оценили
творчество
великого сатирика по заслугам.
В заключение хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли
современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро
она звучит
в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня
Россия.
Сочинение подготовил Леонид Зусманов
М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует.
В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения – «Противоречия» и «Запутанное дел». Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию «Губернских очерков».
Свое необычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости, торжества бюрократии.
Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок «для детей изрядного возраста» Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка.
В 1883 г. появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший за минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил-был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: « Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал». Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А.Каневский, делавший иллюстрации к сказке «Премудрый пескарь»: «….всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень трудно «осмыслить» рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить на рыбьем «лице» навеки застывший страх? Фигурка пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….».
Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в «Премудром пескаре». М.Е.Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство «детей изрядного возраста» оценили творчество великого сатирика по заслугам.
В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия