Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Второстепенные персонажи в драме «Гроза. Сочинение на тему «Роль второстепенных персонажей в драме Гроза Второстепенные персонажи в пьесах

Второстепенные персонажи в драме «Гроза. Сочинение на тему «Роль второстепенных персонажей в драме Гроза Второстепенные персонажи в пьесах

Гоголь осуждает в комедии не только чиновничество, но и неслуживое дворянство, представленное городскими сплетниками и бездельниками Бобчинским и Добчинским, купечество, притесняемое городничим, но тоже зараженное нечестностью и корыстолюбием; полицию, которая бесчинствует, обижая и правого и виноватого. Чудовищный произвол государственных служащих направлен против самых бесправных слоев русского населения. В гоголевской комедии это такие эпизодические действующие лица, как слесарша Пошлепкина, мужа которой незаконно отдали в солдаты, больные, которых не лечат, а кормят кислой капустой, чтобы они скорее умирали, унтер-офицерша, которую безвинно высекли, арестанты, не получающие пищи, гарнизонное войско, не имеющее нижнего белья. Эти образы помогают понять размеры беззакония, несправедливости, воровства, халатности, которыми пронизана вся система государственной российской власти.

Тема и идея

Тема, которая будет выражена в названии пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», характеризует и комедию «Ревизор»; обнаруживается принципиальная неэффективность бюрократических и социальных институтов, их изначальная преступность - громоздкие и внешне незыблемые, они разрушаются изнутри страхом, и достаточно появиться намеку на возможное наказание - тотчас вскрываются спрятанные за парадным фасадом власти обывательская психология и ничтожность нравов. Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Гоголь, недовольный тем, как ставится "Ревизор" на сцене и как воспринимают его зрители, попытался эту идею раскрыть в "Развязке Ревизора". "Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! - говорит Гоголь устами Первого комического актера. - Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России... Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?.. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее".

Речь здесь идет о Страшном суде. И теперь становится понятной заключительная сцена "Ревизора". Она есть символическая картина именно Страшного суда. Появление жандарма, извещающего о прибытии из Петербурга "по именному повелению" ревизора уже настоящего, производит ошеломляющее действие на героев пьесы. Ремарка Гоголя: "Произнесенные слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении". Гоголь придавал исключительное значение этой "немой сцене". Продолжительность ее он определяет в полторы минуты, а в "Отрывке из письма..." говорит даже о двух-трех минутах "окаменения" героев. Каждый из персонажей всей фигурой как бы показывает, что он уже ничего не может изменить в своей судьбе, шевельнуть хотя бы пальцем, - он перед Судией. По замыслу Гоголя, в этот момент в зале должна наступить тишина всеобщего размышления. В "Развязке" Гоголь предложил не новое толкование "Ревизора", как иногда думают, а лишь обнажил его главную мысль. 2 ноября (н. ст.) 1846 года он писал Ивану Сосницкому из Ниццы: "Обратите ваше внимание на последнюю сцену "Ревизора". Обдумайте, обмыслите вновь. Из заключительной пиесы "Развязка Ревизора" вы постигнете, почему я так хлопочу об этой последней сцене и почему мне так важно, чтобы она имела полный эффект. Я уверен, что вы взглянете сами другими глазами на "Ревизора" после этого заключения, которого мне, по многим причинам, нельзя было тогда выдать и только теперь возможно".Из этих слов следует, что "Развязка" не придавала нового значения "немой сцене", но лишь разъясняла ее смысл. Действительно, в пору создания "Ревизора" в "Петербургских записках 1836 года" появляются у Гоголя строки, прямо предваряющие "Развязку": "Спокоен и грозен Великий пост. Кажется, слышен голос: "Стой, христианин; оглянись на жизнь свою". Однако данное Гоголем истолкование уездного города как "душевного города", а его чиновников как воплощения бесчинствующих в нем страстей, сделанное в духе святоотеческой традиции, явилось неожиданностью для современников и вызвало неприятие. Щепкин, которому предназначалась роль Первого комического актера, прочитав новую пьесу, отказался играть в ней. 22 мая 1847 года он писал Гоголю: "...до сих пор я изучал всех героев "Ревизора" как живых людей... Не давайте мне никаких намеков, что это-де не чиновники, а наши страсти; нет, я не хочу такой переделки: это люди, настоящие живые люди, между которыми я взрос и почти состарился... Вы из целого мира собрали несколько лиц в одно сборное место, в одну группу, с этими людьми в десять лет я совершенно сроднился, и вы хотите их отнять у меня".Между тем гоголевское намерение вовсе не предполагало того, чтобы сделать из "живых людей" - полнокровных художественных образов - некую аллегорию. Автор только обнажил главную мысль комедии, без которой она выглядит как простое обличение нравов. "Ревизор" - "Ревизором", - отвечал Гоголь Щепкину около 10 июля (н. ст.) 1847 года, - а примененье к самому себе есть непременная вещь, которую должен сделать всяк зритель изо всего, даже и не "Ревизора", но которое приличней ему сделать по поводу "Ревизора".Во второй редакции окончания "Развязки" Гоголь разъясняет свою мысль. Здесь Первый комический актер (Михал Михалч) на сомнение одного из героев, что предложенная им трактовка пьесы отвечает авторскому замыслу, говорит: "Автор, если бы даже и имел эту мысль, то и в таком случае поступил бы дурно, если бы ее обнаружил ясно. Комедия тогда бы сбилась на аллегорию, могла бы из нее выйти какая-нибудь бледная нравоучительная проповедь. Нет, его дело было изобразить просто ужас от беспорядков вещественных не в идеальном городе, а в том, который на земле... Его дело изобразить это темное так сильно, чтобы почувствовали все, что с ним надобно сражаться, чтобы кинуло в трепет зрителя - и ужас от беспорядков пронял бы его насквозь всего. Вот что он должен был сделать. А это уж наше дело выводить нравоученье. Мы, слава Богу, не дети. Я подумал о том, какое нравоученье могу вывести для самого себя, и напал на то, которое вам теперь рассказал". И далее на вопросы окружающих, почему только он один вывел столь отдаленное по их понятиям нравоучение, Михал Михалч отвечает: "Во-первых, почему вы знаете, что это нравоученье вывел один я? А во-вторых, почему вы считаете его отдаленным? Я думаю, напротив, ближе всего к нам собственная наша душа. Я имел тогда в уме душу свою, думал о себе самом, потому и вывел это нравоученье. Если бы и другие имели в виду прежде себя, вероятно, и они вывели бы то же самое нравоученье, какое вывел и я. Но разве всяк из нас приступает к произведенью писателя, как пчела к цветку, затем, чтоб извлечь из него нужное себе? Нет, мы ищем во всем нравоученья для других, а не для себя. Мы готовы ратовать и защищать все общество, дорожа заботливо нравственностью других и позабывши о своей. Ведь посмеяться мы любим над другими, а не над собой..." Нельзя не заметить, что эти размышления главного действующего лица "Развязки" не только не противоречат содержанию "Ревизора", но в точности соответствуют ему. Более того, высказанные здесь мысли органичны для всего творчества Гоголя.

Второстепенные персонажи в драме «Гроза»

А.Н.Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, по праву считают "певцом купеческого быта" и отцом русского национального театра. Он создал около 60 пьес, самыми известными из которых являются- "Бесприданница", "Лес", "Свои люди -сочтемся", "Гроза" и многие другие.

Самым ярким и решительным, по словам А. Н. Добролюбова, стала пьеса "Гроза". В ней "взаимные отношения самодурства и боегласности доведены до трагических последствий... В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Зто что-то и есть, по-нашему мнению, фон пьесы". Фон или второй план пьесы и составляют второстепенные персонажи.

Самым ярким из них является дочь хозяйки дома Кабановых - “Варвара. Она - наперстница и постоянная спутница Катерины -главной героини пьесы. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать, потому что знает, что "девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят.". Приспосабливаясь к "Темному царству", Варвара выучила его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: "Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было". Ложь для нее - норма жизни: "У нас весь дом на этом держится", без обмана нельзя. Не видя ничего крамольного в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина на может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия.

А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем "темного царства". Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием "купеческого заведения". Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми: "Я грубиян считаюсь; за что же меня держат? Стало быть я ему нужен. Ну значит, я его и не боюсь, пущай же он меня боится..." Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают "темное царство", но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же "темном царстве", но уже хозяевами в нем.

Истинной жертвой царивших в городе Калинове нравов, является муж Катерины Тихон Кабанов. Это безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей матери беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Тихон ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и, тем самым, становился еще более безвольным и тихим.

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Каткрина, по меткому выражению Добролюбова "на безлюдье", ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что, чуть необразованнее его. Раболепие Бориса перед дядей, желание получить свою часть наследства оказались сильнее, чем любовь.

Незначительные персонажи странниц и богомолок так же помогают создать нужный фон пьесе. Своими фантастическими небылицами они подчеркивают невежество и дремучесть обитателей "темного царства". Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются ими как непреложные факты о мироздании. .

Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Так на попытку поставить на дома громоотводы он получает яростный отпор Дикого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться". Кулигин дает яркую и верную характеристику "темному царству": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить..."

Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился и приспособился к ней.

Все второстепенные персонажи пьесы создали тот фон, на котором разворачивается трагедия Катерины. Каждое лицо, каждый образ в пьесе был ступенькой в той лестнице, которая привела героиню к собственной смерти.

Класс: 9

Презентация к уроку







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • обучение детальному и комплексному анализу драматического произведения;
  • формирование эстетического восприятия драматического текста;
  • развитие культуры речи;
  • развитие образного мышления

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Беседа с учащимися (1-2 слайды)

– В комедии А.С.Грибоедова можно отметить как новаторские, так и традиционные элементы. В чем же нашли воплощение традиционные элементы?
– Какова функция «говорящих фамилий и имен»?
– В чем нашли воплощение новаторские элементы?
– В чем особенность единства действия в пьесе?
– Почему в комедии отсутствует 5-е действие?
– В чем своеобразие характеров комедии?
– Что вы можете сказать о роли психологического портрета?
– Какие функции Чацкого в комедии вы можете отметить?
– Каковы приемы комического в пьесе?

3. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе

3.1. Беседа с учащимися.

– Какие герои появляются в пьесе, а о каких упоминается лишь в репликах и монологах героев комедии?
– В чем особенность второстепенных героев, какова разработка их образов?
– В чем своеобразие внесценических персонажей? Почему они так называются?

3.2. Запись в тетрадях определений.(3-4 слайды)

Второстепенные герои – герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.
Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

3.3. Литературная мозаика. (5-10 слайды)

– Ни в какой другой пьесе – ни до «Горя от ума», ни после ее – нет такого количества второстепенных и внесценических персонажей, представляющих собой определенные явления жизни.
Попробуйте распределить героев пьесы по их репликам или репликам, в которых они упоминаются, исходя из критериев: второстепенный герой – внесценический герой, и определите их имя.

Вот то-то детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!..
Он камер-юнкер? (Княгиня)

От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку –
Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку. (Хлёстова)

Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче.
От рождества и до поста,
И летом праздники на даче. (Татьяна Юрьевна)

А, знаю, помню, слышал.
Как мне не знать? (Загорецкий)

Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб… (Максим Петрович)

3.4. Работа в группах.

Действие 3. Явление 10

Работа в группах:

  • искусствоведческая группа;
  • литературоведческая группа;
  • театральная группа

Задания для 1 группы : проанализируйте иллюстрации художников, изображающих Хлёстову, фотографии актрис, играющих эту роль. Что можно сказать о данной героине, судя по предложенным иллюстрациям и фотографиям?

Итог : составление описания внешности героини.

Задания для 2 группы : проанализируйте монолог Хлёстовой, строй ее речи.
Что можно сказать о данной героине, судя по манере ее речи, нормам поведения в обществе, взаимоотношению с окружающими?

Итог : составление описания характера героини.

Задания для 3 группы : распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Хлёстовой.

Итог : составление визуального образа героини.

3.5. Беседа с учащимися.

– С какой целью вводит в свою комедию Грибоедов данный персонаж? (11 слайд)
– Как в монологе Хлёстовой раскрываются черты характера героини? С помощью чего? (12 слайд)
– Почему Хлёстова посетила дом Фамусова, хотя сама сетует:

Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?… (13 слайд)

– Почему все стараются услужить Хлёстовой, какой смысл вносит в слово «услужить» А.С.Грибоедов? (14 слайд)

Действие 3. Явление 14

3.6. Распределительная работа

«Старинная пословица не мимо молвится». (15-20 слайды)

– Соберите разрозненные пословицы В.Даля в единое целое:

Ласково слово – половина спасенья.
Сделав худо, да не всяк правду бает.
Стрижи летают, таковы им и пирожки
Всяк правду знает,кто любит кого.
Слушать его можно, не жди добра.
Каковы дружки: людей оплетают.
Простота да чистота – что весенний день.
Милее всего, а верить нельзя.

(Ласково слово – что весенний день.
Сделав худо, не жди добра.
Стрижи летают, людей оплетают.
Всяк правду знает, да не всяк правду бает.
Слушать его можно, а верить нельзя.
Каковы дружки, таковы им и пирожки.
Простота да чистота – половина спасенья.
Милее всего, кто любит кого.)

3.7. Беседа с учащимися.

– Соотнесите пословицы В.Даля с такими персонажами, как Г.N. и Г.D. Какие пословицы точно характеризуют героев и почему?
– Как вы думаете, почему у Г.N. и Г.D. отсутствуют имена? (21 слайд)
– Почему именно данные персонажи распространяют сплетню о Чацком?
– Почему все в доме Фамусова поверили в сказанное? (22 слайд)
– Что можно сказать о человеческих качествах данных господ, судя по их репликам?

Действие 4. Явление 4

3.8. Беседа с учащимися

– Для чего в комедию введен Репетилов? (23 слайд)
– Как он сам себя характеризует?
– Как относятся к нему другие персонажи?
– Из монолога Репетилова мы узнаем о лучших умах московского секретного общества («сок умной молодежи»), знакомимся с многочисленными внесценическими персонажами. Что характерно для «умной молодёжи»: князя Григория, Воркулова Евдокима, Удушьева Ипполита Маркелыча? (24 слайд)
– Себе в заслугу Репетилов ставит то, что мил людям, поскольку имеет «сердце доброе», хотя способностями Бог его не наградил. Почему человек «без способностей» принят в «секретном» обществе? (25 слайд)
– Как Репетилов соотносится с образом Чацкого?

3.9. 3.4. Работа в группах.

Действие 2. Явление 1
Действие 2. Явление 2
Действие 3. Явление 3

Работа в группах:

  • литературоведческая группа;
  • театральная группа

Задания для 1 группы : проанализируйте монологи Фамусова, реплики Молчалина, в которых упоминаются Кузьма Петрович, Максим Петрович и Татьяна Юрьевна. Что можно сказать о данных героях, их характере, привычках, роли в обществе?

Итог : составление описания характера героя.

Задания для 2 группы : распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»

Итог : составление визуального образа внесценического героя посредством того человека, который о нем рассказывает.

3.10. Беседа с учащимися.

Действие 2. Явление 1

– Чем оставил по себе память Кузьма Петрович? (26 слайд)
– Как вы понимаете фразу «с ключом, и сыну ключ умел доставить»?
– Почему жизнь данного героя названа «похвальной»? Так ли это на самом деле? (27 слайд)

Действие 2. Явление 2

– Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться? (28 слайд)
– В данном монологе Фамусов называет ключевое слово, определяющее нормы поведения общества, – «подслужиться». Какой лексический оттенок в данном монологе несет это слово?
– Благодаря чему Максим Петрович «пред всеми знал почет»? (29 слайд)
– Почему в конце монолога Фамусова почти все предложения восклицательные?

Действие 3. Явление 3

– Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны? (30 слайд)
– Как вы понимаете фразу:

Чиновные и должностные
Все ей друзья и все родные?

– Какова роль знаков препинания в репликах Молчалина, когда он упоминает Татьяну Юрьевну?

3.11. Итоговые вопросы. (31 слайд)

– Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии?
– Какую функцию они несут?

3.12. Запись в тетрадях функций второстепенных и внесценических персонажей. (32 слайд)

Функции второстепенных и внесценических персонажей:

1) создание определенного эмоционального фона;
2) создание собирательного образа временного контекста;
3) создание символического расширения пространства пьесы;
4) создание дополнительной характеристики героев;
5) создание параллели с теми персонажами, которые действуют в пьесе.

4. Обобщение. Итоги урока

5. Домашнее задание

Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; анализ статьи; сообщения «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике».

Список литературы:

1. Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. – Л.: «Дет.лит.», 1975.
2. Конспекты уроков для учителя литературы: 9-11 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. Х1Х в./ Сост. Н.Н.Старыгина, И.П.Карпов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
3. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литературы: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2002.
4. Большая энциклопедия школьника. Литература /Красовский В.Е. и др. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2006.
5. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т.: М.: «4 КРАСКИ», 2006.

В пьесе "Вишневый сад" много персонажей второго плана, которые участвуют в действии наравне с главными героями, но при этом внешне не влияют на развитие событий. Интересно, что помимо главных и второстепенных действующих лиц на равных правах принимают участие в действии лица, не появляющиеся на сцене: ярославская тетушка, парижский любовник, дочь Пищика Дашенька. Даже эти эфемерные персонажи задают тон в пьесе.

Второстепенные персонажи часто повторяют, и тем самым запечатлевают в памяти мысли основных героев или говорят то, что осталось невысказанным, в их уста иногда вкладываются важные для понимания пьесы фразы.

Второстепенные персонажи помнят свое место, в то же время никуда не исчезая, крутясь вокруг Гаева, Раневской, Лопахина, Трофимова, Вари, Ани, невольно шаржируя поведение главных героев, особенно лее первых двух. Несмотря на то, что о не слишком значимых персоналках сказано мало или почти ничего, их характеры явно проступают в тех немногих репликах, которыми их наделяет автор.

Вот Симеонов-Пищик - суматошный бодрячок, ни на шаг не отступающий от этого своего амплуа. Каждый раз, появляясь на сцене, он неизменен, - просит денег и рассказывает о Дашеньке. Пищик - фигура комическая без всяких оговорок, смешна далее его сокращенная фамилия. Он, как клоун, который, выходя на сцену, должен обязательно показать новый номер. В первом действии Пищик зачем-то глотает пилюли Любови Андреевны, серьезно констатируя: "Все пилюли принял", в третьем - восхищается Шарлоттой, при этом не утруждая себя изысканными фразами, все его похвалы сводятся к словам "Вы подумайте!" Но он и деликатен (уводит Лопахина от Раневской после известия о продаже вишневого сада), и честен (отдает долги Лопахину и Раневской), и чувствителен (плачет, узнав об отъезде семейства). Клоун клоуном, но ведь душевный, добрый человек, в целом так похожий на Гаева, который над Пищиком смеется.

Довольно интересную роль в пьесе играет высокомерная Шарлотта Ивановна, мастерица выворачивать все серьезное на шуточный лад. Но и у нее прорываются горестные потки: "Так хочется поговорит!», а не с кем..." Здесь чудится что-то от Раневской. Шарлотте, кстати, при надлежит фраза, которую молено было бы вложить в уела любого на героев: "Кто я, зачем я, неизвестно..." И именно Шарит та со своими фокусами, чревовещанием, цирковыми номерами подчеркивает комедийность ситуации. По сути, все поступки героев - лишь комедии, по главные персонажи воспринимают себя серьезно, а второстепенные мешают чи та телю воспринимать их так же.

Еще одно комичное лицо Епиходов, растяпа, "двадцать два несчастья". Ему принадлежит гениальная фраза: "Никак не могу понять,., чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться,., но тем не менее я всегда ношу, при себе револьвер". И это говорит человек, которому отведена в пьесе роль самая что ни па есть комическая! Подобные речи напоминают патетические изречения Гаева. Между прочим, "двадцать два несчастья" принял от прежних владельцев Лопахип примечательный, если вдуматься, штрих.

Наконец, существуют еще и слуги. Фирса вряд ли можно назвать второстепенным действующим лицом. Он, появляясь сравнительно редко, играет в пьесе немалую роль, финальный монолог Чехов доверяет именно ему. Так что, при всей бедности его реплик,Фирс является чуть ли не самым значащим персонажем. Гораздо меньшие роли отводятся Дуняше и Яше, двум слугам, которые пытаются подражать хозяевам и тем самым неосознанно передразнивают их, в преувеличенном виде представляя характерные черты Раневской и Гаева. Речь слуг - часто неумелое подражание светской беседе. Разве не напоминает Дуняша Раневскую, когда в волнении произносит: "Я сейчас упаду... Ах, упаду!" или когда показывает Яше, какой она была маленькой, когда он уезжал (Любовь Андреевна тоже любит вспомнить свое детство), или когда рассказывает всем и каждому о предложении Епиходова: "Он меня любит, так любит!"? А вечно зевающий Яша, небрежно закуривающий сигарету - узнаваемая пародия на Гаева. "Вы образованный, можете обо всем рассуждать" - знак высшей похвалы со стороны Дуняши, хотя Яша, в общем-то, не умен. Зато он нагл и развязен, позволяет себе смеяться при каждом подходящем и неподходящем случае, даже в лицо Гаеву.

Оба они, и Дуняша, и Яша, крайне смешны в своем желании во всем походить на господ. Дуняша, вечно пудрящаяся, с ее заявлениями о том, что она "девушка деликатная", и с нелепыми признаниями в любви к Яше, Яша, пьющий шампанское и применяющий ко всем лишь одно определение - "невежество", - по сути дела, лишь вывернутые наизнанку, доведенные до гротеска образы господ.

Все второстепенные персонажи в своей клоунской нелепости представляют довольно грустную пантомиму. Они не могут переспорить закономерность, не могут отсрочить неизбежное, зато они не унижают себя унынием. Они должны уйти со сцены, однако, это не повод для печали. Их уход обставлен как карнавальное представление. Главные герои не умеют бороться со своим горем, зато второстепенные (а ведь они испытывают такие же чувства) отпугивают горе смехом. Недаром Чехов представил нам "Вишневый сад" именно как комедию, более того - местами она превращается в откровенный фарс, что, впрочем, лишь усугубляет драматичность пьесы.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Второстепенные и внесценические персонажи, которых не так и много в пьесе, играют очень значимую роль в раскрытии идейного содержания комедии. Эти персонажи зачастую связаны с основными, и с их помощью мы узнаем некоторые важные подробности: они раскрывают суть той или иной сцены, смысл событий, как происходящих на сцене, так и за сценой, уточняют характеры героев, показывают их взаимоотношения. С помощью этих второстепенных и внесценических персонажей Грибоедов создает в комедии особую атмосферу богатого дома московского барина Павла Афанасьевича Фамусова начала прошлого века.

Запоминается такой персонаж, как служанка в доме Фамусова, Лиза. На первый взгляд, - простая и бойкая девушка. Но после того как мы слышим ее реплики, замечания, можно сказать, что она описана Грибоедовым как очень реальная крепостная девушка, полная лукавства и проницательности. Ее слова, обращенные к Фамусову, нас поражают и остаются в памяти на всю жизнь:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев и барская любовь…

Она в комедии является выражением здравого смысла, критиком почти всех персонажей пьесы. Она умно рассуждает, именно Лиза как бы представляет нам главного героя Чацкого:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий.

Грибоедов, описывая Лизу, вложил в ее уста некоторые свои мысли и чувства по отношению к героям и событиям пьесы.

Для более полного представления о фамусовском обществе автор вводит в пьесу Сергея Сергеевича Скалозуба. По четкому определению Лизы, он “и золотой мешок, и метит в генералы”. А по мнению Софьи, “он слова умного не выговорил сроду”.

Фамусовское общество в просвещении не видит ничего светлого, они считают, что от книг сходят с ума. Скалозуб говорит о просвещении со свойственной ему тупостью и ограниченностью:

А книги сохранят так: для больших оказий…

Чацкий, выясняя, почему так холодно встретила его Софья, пытается откровенно и задушевно поговорить со Скалозубом, но сразу понимает, что будущий генерал откровенно глуп. Ведь слова, произнесенные им после монолога Чацкого “А судьи кто?”, свидетельствуют о том, что скалозуб ничего не понял из его обличений. И Чацкий успокаивается, когда слышит, как со свойственной Скалозубу откровенностью он прямо говорит о причинах своего успеха:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты,

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Эти циничные слова, свидетельствующие о неудержимом стремлении к богатству, карьере характеризуют не только Скалозуба, но и все общество, собравшиеся на балу в доме Фамусова.

Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми тоже добавляют свою характерную черту в наше представление о фамусовском обществе. Их присутствие на балу объясняется только одной единственной целью – найти своим дочерям достойную и богатую партию.

Бал у Фамусова – это ”живой” музей восковых фигур, представляющих высший свет московской дворянской знати. Здесь много анекдотических фигур, таких как, например, Загорецкий – известный авантюрист, плут и угодник дам. Представив себе этого человека, можно оценить все фамусовское общество, где нет ничего, кроме напыщенного лицемерия, эгоистической глупости, “благородного” хамства и бездуховности.

Против Чацкого объединяются высмеянные им Максим Петрович, фрейлина Екатерины Первой, княгиня Пульхерия Андреевна, “Нестор негодяев знатных” и многие другие из светского общества. С их помощью Грибоедов создает представление об этой силе, против которой безуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий. Эти персонажи выполняют две основные содержательные функции: служат объектом насмешек Чацкого, помогая нам ясно увидеть изъяны светского общества, а во-вторых, составляют и объединяют лагерь, враждебный главному герою. Среди них три фигуры, сходные по выполняемым функциям с остальными персонажами, но наиболее важные для раскрытия сути основного конфликта пьесы. Это те, кого ставят в пример в фамусовском обществе: Кузьма Кузьмич, Максим Петрович и Фома Фомич. Для Чацкого смешна история выдвижения по службе Максима Петровича, а словесные произведения Фомы Фомича – пример абсолютной глупости. А для Фамусова и ему подобных именно эти люди служат образцом служебного благополучия.

Дополняют наше представление об этих вельможах и их отношении к своим крепостным слугам, например, старуха Хлестова, которая просит накормить свою “арапку – девку” наравне с собачкой. Таким барыням с явными крепостническими замашками, как и любому из общества Фамусова, ничего не стоит унизить достоинство слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что на поселенье. Все они, отстаивая крепостнические порядки, считают главным достоинством человека его богатство, безграничную власть над себе подобными, беспредельную жестокость в обращении со своими слугами.

Грибоедов показывает нам, что в фамусовском обществе, если человек хочет иметь совсем другие интересы, жить по-своему, а не по-фамусовски, то он уже “не в своем уме”, “разбойник”, “карбонарий”, например, княгиня рассказывает с осуждением о своем племяннике:

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник.

Князь Федор, мой племянник.

Грибоедов в князе Федоре пытается нам показать еще один чистый ум, похожий на ум Чацкого, показать, что главный герой не один будущий декабрист в фамусовском обществе, который может 14 декабря 1825 года выйти на Сенатскую площадь.

Из монолога Чацкого мы узнаем о французике из бордо, о котором все восторженно говорят, который чувствует себя здесь маленьким царьком, потому что фамусовское общество преклоняется перед Францией и всеми французами, забыв, национальную гордость и достоинство. И этому “французику”, когда он приехал в Москву, показалось, что он дома:

Ни звука русского, ни русского лица…

Один из второстепенных персонажей – Платон Михайлович Горич, бывший друг и единомышленник Чацкого. Платон Михайлович появляется у Грибоедова всего в одной сцене встречи с Чацким на балу у Фамусова. Общество Фамусова сделало его примерным мужем своей жены Натальи Дмитриевны, которая опекает его, как ребенка. Такая жизнь заставила его отказаться от юношеских увлечений. Чацкий с насмешкой спрашивает его:

Забыт шум лагерный, товарищи и братья?

Спокоен и ленив?

На что Горич отвечает:

Нет, есть–таки занятье

На флейте я твержу дуэт

А – мольный…

Очень важен, на мой взгляд, в комедии такой персонаж, как Репетилов, которого можно считать в комедии двойником Чацкого. Только он, в отличие от Чацкого, просто играет в свобомыслие, и его рассуждения – пустое фразерство. Неслучайно, его реплика: “Шумим, братец, шумим!” стала крылатой и обозначает пустословие, видимость дела. В сцене, когда Репетилов рассказывает Чацкому о бароне фон Клоце, который “в министры метит”, а он “к нему в зятья”, проявляет его стремление к дешевому карьеризму, его несомненное двуличие. И этот барон со своими “друзьями” помогает нам увидеть истинное лицо мнимого приятеля Чацкого.

В разговоре с Чацким Молчалин с преклонением упоминает некую Татьяну Юрьевну:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь…

И мы понимаем, что она сплетница, как, в общем, почти все дамы высшего общества. Для них нет ничего более интересного, как посплетничать, они не находят ничего интересного ни в книгах, ни в искусстве.

Г.N и Г.D – эти загадочные персонажи появляются в комедии для того, чтобы распустить слух о сумасшествие Чацкого. Сначала об этом шутя говорить Софья, но через некоторое время это становится общественным мнением. Фамусовское общество не может простить Чацкому его ума и образованности, поэтому они с удовольствием верят этой клевете.

В конце пьесы Фамусов восклицает:

Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексеевна!

И сразу можно понять, что мнение этой неизвестной нам Марии Алексеевны для Фамусова важнее, чем счастье собственной дочери.

Благодаря второстепенным и внесценическим персонажам комедия “Горе от ума” не замкнута во времени и пространственном круге, где происходит действие. Мы начинаем понимать, каковы моральные ценности в том мире, который возмущает Чацкого. Противоречия между героем и обществом становятся закономерными. С помощью этих персонажей Грибоедов знакомит нас с прошлым и будущим разных людей, и прежде всего мы узнаем предысторию жизни главного героя. Мы понимаем, что будущие Чацкого, скорее всего с декабристами, потому что он высказал в комедии много такого, что можно было услышать от декабристов.