Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Выставка чучел животных. "позор эрмитажу" не разделили в музее: в эрмитаже прокомментировали выставку мертвых животных (фото). Подвешенные чучела собак и кошек в Главном штабе

Выставка чучел животных. "позор эрмитажу" не разделили в музее: в эрмитаже прокомментировали выставку мертвых животных (фото). Подвешенные чучела собак и кошек в Главном штабе

Он и художник, и скульптор, и сценарист, и даже режиссёр театра. Фабр родился в Бельгии в 1958 году и сейчас считается одним из важных современных художников. Свои работы в области изобразительного искусства он делает из рисунков, фильмов и инсталляций. За такую сборную солянку его и ценят.

Зачем он выставляет в Эрмитаже чучела животных?

Собаки и кошки в инсталляциях Фабра - бездомные животные, погибшие на дорогах. По мнению художника, он таким образом даёт им новую жизнь в искусстве и побеждает смерть. Фабр считает, что сегодня отношение человека к животным потребительское: кошек и собак часто оставляют на дачах или выгоняют из дома. И Фабр хочет показать, что нельзя избавляться от животного, если оно заболело или состарилось. А также художник считает, что, если он демонстрирует чучела попугаев в пасти собачьих скелетов и подвешивает за шкирку чучела кошек, то публика подольше задерживается в залах.

- Почему он не использует искусственные материалы вместо чучел?

По словам Фабра, для него очень важна чувственная составляющая. На все претензии он вспоминает, что фламандские художники для изготовления красок использовали кровь и измельчённые человеческие кости.

- И Эрмитаж разрешил ему показывать ТАКОЕ?

– Ага. И, кстати, проектов, подобных по масштабу, в Эрмитаже до сих пор не удостаивался ни один современный автор. В музее настаивают, что выставку Фабра следует воспринимать как особую форму диалога с наследием Рубенса и Ван Дейка. Чучела как раз соседствуют с их полотнами и напоминают, что художник никому не причинил вреда.

- Общественность-то возмутилась! Выставку закроют?

Да, в Эрмитаж стали поступать многочисленные жалобы, в том числе и от зоозащитников. Посетители музея не поленились оставить в книге отзывов: "На фоне картин висят на крюках чучела животных. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стёкла с соответствующим звучанием. Собака подвешена за кожу на крюках. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас... Не спали всю ночь... У детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной Северной столицы садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках".

В Сети негодующие люди пишут свои мнения об эпатажной выставке под хештегом #позорэрмитажу. Но не у всех получается правдоподобно играть в зоозащитников:

В свою очередь, руководство Эрмитажа заявило, что не намерено закрывать выставку и продлится она до апреля 2017 года.

- Это только нам так повезло или другие музеи мира тоже выставляли его работы?

Восемь лет назад у Фабра была выставка в Лувре. В зале парадных портретов он разложил надгробные плиты, среди которых ползал гигантский червяк с человеческой головой. В другом зале его экспонатами стали железная кровать и гроб, инкрустированные жуками-златками. К слову, были там и чучела животных.

- Какими ещё выкрутасами он знаменит?

Ну, например, в 1978 году он написал серию картин собственной кровью "Моё тело, моя кровь, мой пейзаж", при этом устроив из создания картин перформанс. В следующем году Фабр снова обратил на себя внимание перформансом "Деньги". Он собрал у посетителей выставки бумажные банкноты, после чего начал их мять, резать, ходить по ним ногами и всё в таком же духе. В конце перформанса он сжёг купюры и написал слово Money, используя пепел.

«На фоне картин висят на крюках чучела животных. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стекла, с соответствующим звучанием. Собака, подвешена за кожу на крюки. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас... Не спали всю ночь... У детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной северной столицы, садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках» - оставила гневное сообщение посетительница музея Светлана Сова.

«Мёртвых животных надо хоронить, а не глумиться над ними. Дети и люди с неокрепшей психикой не будут разбираться, нашёл он мёртвое животное или сам убил, пойдут, прибьют собачку и подвесят, и скажут - так в Эрмитаже делают, значит, так правильно», - прокомментировала одна из зоозащитниц в соцсети.


«Фабр призывает к бережному отношению к животным. Сегодня отношение человека к ним потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным», - говорится в пояснительной статье к выставке на сайте Эрмитажа.


Ян Фабр готовил выставку для петербуржского музея в течение двух лет. Сотрудничество с художником инициировал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский после того, как увидел его подобным же образом вписанные в традиционную экспозицию Лувра работы. Выставка в петербургском музее открылась 21 октября 2016 года, планируется, что она продлится до апреля 2017 года.


На волне горячо обсуждаемой сегодня темы жестокого обращения с животными под град критики попал «главный музей страны» Государственный Эрмитаж. Многие посетители с негодованием восприняли выставку работ знаменитого бельгийского художника Яна Фабра .

Художник - против жестокости

Экспозиция «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты» открылась в Эрмитаже в октябре. Всего на выставке представлено двести тридцать работ художника, среди них - графика, скульптуры, инсталляции, фильмы. Причем некоторые из них он изготовил специально для российского музея.

Бельгийский художник Ян Фабр является одним из самых известных и востребованных мастеров современного искусства. Отличительная особенность его экспозиций - это использование в создании работ «эстетики животного мира». В его инсталляциях можно увидеть скелеты животных, рога, панцири насекомых, чучела. Как объясняет сам художник, с помощью своих произведений он пытается рассуждать о жизни и смерти, а также выступает против жестокости, присущей человеческому миру.

Морг вместо музея?

Однако совершенно иначе восприняли этот призыв посетители Эрмитажа. Главный музей страны обвинили в бескультурии, пропаганде насилия по отношению к животным, а также в демонстрации работ, травмирующих детскую психику. Соцсети взорвались гневными постами негодующих горожан и гостей Культурной столицы:

«Шок - это самое малое, что испытала я, коренная ленинградка, петербурженка, выросшая на классических произведениях искусства... Вы утверждаете, что трупы животных - это высокое искусство, достойное быть представленным в лучшем выставочном зале России? …сегодня на трупы животных, подвешенных на крюках, люди должны смотреть, как на произведение искусства, а завтра - на трупы растерзанных людей? Я даже не знаю, стоит ли теперь вести своего ребёнка к вам на экскурсии - боюсь, что вместо музея попаду в морг!».

Фабр выступает против жестокости весьма своеобразным способом. Фото: АиФ

«Как...как такое «искусство» имеет место быть!? …Мерзость и жестокость. К искусству не имеет никакого отношения!!! Практически пропаганда. А потом мы удивляемся, когда всплывают истории типа Хабаровска».

«Люди! Мертвые животные - это не искусство! Я редко становлюсь на защиту общественности, но данную волну возмущений от петербужцев и гостей культурной столицы поддерживаю. Я искренне не понимаю, как можно было допустить выставку, в центре которой чучела реальных мертвых животных, подвешенные на крюки. И тем более допускать до этой выставки детей».

«Мертвые животные - не искусство», - считает общественность. Фото: РИА Новости

Против резонансной выставки высказались и некоторые известные личности. В частности, Елена Ваенга написала в своем инстаграме «…у руководства Эрмитажа вообще все с башкой плохо??????? ((((((позорище (((((((». (орфография и пунктуация сохранены.

Кошки - за Фабра?

Однако в самом музее к подобным выпадам относятся спокойно, выставку демонтировать не собираются и пытаются объяснить общественности смысл скандальной экспозиции.

«Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях - это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть, - поясняют сотрудники Эрмитажа. - Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания» .

Художник уверяет, что он на стороне зоозащитников. Фото: РИА Новости

Сам Фабр подчеркивает, что он вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным. Мы любим не их, а свою любовь к ним, считает художник. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества - в укор человеческой жестокости.

Мнения по поводу выставки разделились. Фото: РИА Новости

В пику хэштэгу #позорэрмитажу, который запустили противники выставки, работники музея создали свой #кошкизафабра.

«Наш музей уж более других и в самые тяжелые времена привечает животных и заботится о них, - заявил на официальной странице музея в соцсетях директор Эрмитажа Михаил Пиотровский . - Надо сказать, что эрмитажные кошки появились тогда, когда громадное количество «любителей животных» в голодные годы выбрасывали этих животных на улицы. И с этих улиц сотрудники Эрмитажа их подбирали. Так что эрмитажные кошки - одно из свидетельств того, что Эрмитаж знает, о чем говорит и что делает».

Нашлось и немало сторонников своеобразного искусства. Так, музыкант Сергей Шнуров назвал выступающих против выставки невежественными. «Борцы за «высокий уровень культуры», как я уже писал неоднократно, повсеместно невежественны, но, сука, очень культурны», - написал он в своем Instagram.

Кроме того, в интернете есть множество реплик в поддержку политики Эрмитажа:

«Осуждать выставку Фабра и обвинять его в жестоком обращении с животными - это примерно то же самое, что называть хирурга, который успешно удалил опухоль - потрошителем».

«Я что-то не поняла ничего. Люди не прочитали о том, что Фабр хотел сказать этой выставкой? Это же так все элементарно. Или ищем очередной повод поднять ор и найти козла отпущения?».

А куратор выставки Дмитрий Озерков и вовсе считает, что главная цель экспозиции достигнута вне зависимости от вызванных ею эмоций - люди заговорили о необходимости борьбы против жестокого обращения с животными.

Эрмитажная выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты» привела к скандалу федерального размаха. Не только петербуржцы, но и жители других городов возмутились выставленными чучелами собак, кошек и зайцев и запустили в Instagram марафон с хэштегом #позорэрмитажу. В ответ музей придумал контрхэштег #кошкизафабра, а куратор обсуждаемой выставки Дмитрий Озерков неоднократно публично объяснял, почему работы бельгийского художника на самом деле призывают к защите животных.

«Бумага» публикует фрагменты лекции Дмитрия Озеркова «Современное искусство и проблема защиты животных», которая прошла в кафе Social Club.

Дмитрий Озерков

Куратор выставки Яна Фабра
и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»

Как человек, заваривший эту кашу не только в качестве куратора выставки, но и в качестве заведующего отделом «Эрмитажа 20/21», я считаю должным объяснить, кто мы и что мы вообще делаем. Изначально Эрмитаж показывал старое искусство и до 2003–2004 года некоторые проекты современного. Была выставка Уорхола, его автомобиль; выставка Джексона Поллока из одной картины и девяти графических работ. Это были точечные вливания. Тогда это было здорово. Потом же мы стали понимать, что это уже бессмысленно: все это видели - и появилась необходимость делать «Энди Уорхол и…», «Энди Уорхол в контексте…», «Энди Уорхол о…» и прочее.

«Эрмитаж 20/21» - это проект о западном и европейском искусстве послереволюционного времени, которого, как вы догадываетесь, нет в коллекции музея. Изначально мы были созданы как проект, который должен был заполнить эту пустоту, занимаясь показом специально созданных для нас работ современных художников.

«Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве

Когда мы начали это делать, некоторые выставки вызывали определенный общественный резонанс. Например, выставка братьев Чепмен (более ста человек усмотрели экстремизм в работах английских художников - прим. «Бумаги» ). «Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве. В случае с Яном Фабром точно такая же история: его выставка сложная и многосоставная.

Петербург сейчас разделился на два лагеря: один состоит из людей, которые были на выставке и имеют свое мнение, другой - из людей, не бывавших на выставке, но тем не менее имеющих свое мнение. Одни говорят: какая прекрасная выставка Яна Фабра в Эрмитаже, удивительная история, удивительный диалог с коллекцией. А другие: как вы можете издеваться над трупами животных, это невозможно, антигуманно и так далее.

Подвешенные чучела собак и кошек в Главном штабе

На самом же деле, одна из глав выставки Яна Фабра, как раз и вызвавшая весь этот резонанс, была историей о бродячих животных. Будучи еще молодым художником, Ян Фабр, проезжая по автотрассе Бельгии, увидел множество тел сбитых животных. И он, близкий к теме домашних питомцев (у него дома всегда было очень много собачек, кошек и попугаев), стал узнавать, в чем же дело.

Оказалось, что людям малосостоятельным слишком дорого лечить своего больного питомца, поэтому они, обходя европейские законы, просто высаживают своего любимца на автотрассе, чтобы его сбили. И со спокойной душой заводят себе нового. Тогда Ян понял, что здесь налицо социальное двуличие: когда, с одной стороны, люди говорят о том, какие милые и классные их животные, а с другой, тела этих же животных бесхозно валяются по автостраде. Молодой художник взял некоторые тела этих животных, отнес к таксидермисту, чтобы тот сделал из них чучела, и стал создавать из этого выставку.

Как вы знаете, эта инсталляция разделена на две части: одна, где висят собаки, и другая, где висят кошки. Часть с собаками сделана цветными лентами, там лежит масло для собак. С кошками - белыми, там есть молоко в мисочках. Собаки и кошки, мужское и женское, верность и предательство - эти темы, по мнению Яна Фабра, необходимо вскрывать. Необходимо объяснять детям, что если вы берете питомца, то за него нужно нести ответственность. Иногда даже уметь сказать ребенку, что животное умерло, что животные смертны. Второе - это сложный теологический момент. Воспитанный в семье католички и протестанта, Ян Фабр рассуждает: «Есть ли у животных души?» и «Куда уходят животные после смерти?».

Чучела зайцев и птиц в зале Снейдерса

Вторая часть диптиха Фабра расположена в зале Снейдерса, где висят картины, изображающие пять больших охот и пять лавок. Для него это не про фрукты и не про рыбу, даже не об изобилии, а о тщете бытия: всё приходящее, всё умрет. Именно поэтому в экспозиции присутствуют черепа, оформленные панцирями жуков. В зубах у этих черепов - зайцы, белки, птички.

Помимо всей тщеты бытия, в этих работах есть момент, говорящий о двуличии и плохом понимании всего происходящего. Момент, когда мы говорим, что любим старых мастеров и любуемся их холстами, но не любим мертвых животных. Ян Фабр говорит: «Вот представьте себе картину старого мастера, холст маслом. Чем она написана? Масляными красками. А чем они наносятся на картину? Кисточками. А из чего эти самые кисточки сделаны? Эти самые кисточки как раз сделаны из тех же самых колонков, белок, зайцев. Когда мы любуемся старой живописью, мы не хотим знать, как она появилась. Это то же самое, когда мы носим шубы и едим мясо, но боремся за права животных».

Панцири насекомых в многочисленных работах в Эрмитаже

Жуки же, панцири которых представлены на «зеленой» части выставки, живут в Азии. Из них делают сувениры и даже едят. Их Фабр использовал, чтобы рассказать о колониальной политике Бельгии в Конго. Когда Африка отделилась, самая слабая в Европе Бельгия получила в свое владение Конго, на территории которого позже было обнаружено золото (чего, конечно, никто не ожидал). На эти деньги, собственно, и был построен Брюссель. Логично вытекающие из этого темы: эмигранты, террор в Брюсселе, мусульманское население, колониализм.

Изначально Фабр искал способ передать проблему колониализма в Бельгии, тянущейся еще с тех пор. У Яна Фабра был договор с одним рестораном, который поставлял ему панцири съеденных жуков. Их он термически обрабатывал, чтобы избавиться от органики.

В Эрмитаже открывается выставка бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния - воин красоты». Чучела животных и черепа, видео с живым рыцарем в Рыцарском зале и нарисованные ручкой Bic картины - «Бумага» рассказывает, что привезли в Зимний дворец и Главный штаб, что такое карнавал «в стиле Фабра», который пройдет в музее в декабре, и какими провокационными работами прославился бельгиец.

Мы прекрасно знали, что возможен такой исход, при котором начнется агрессивная волна. На самом деле, о сути выставки всё прекрасно прописано в буклетах и на сайте. Проблема здесь в истерии общества. Человеку показывают картинку, и он взрывается, кричит, не пытаясь вникнуть в суть, а через несколько минут забывает, о чем же кричал.

Это из серии, когда человек выходит из церкви и кидает монетку бездомному. И будто решает все проблемы мира. Тем не менее мы рады, что так случилось. Репутацию такого музея, как Эрмитаж, практически невозможно подмочить, а наша цель достигнута: люди говорят о защите животных.

Я, может, скажу страшную вещь, но музей не должен ориентироваться на общество. Если пойдем за обществом, то мы перейдем к тому, что будем сидеть в каком-нибудь унылом помещении и листать свои телефоны. Общество должно идти за нами. Мы показываем что-то, что на шаг впереди, чего нет в России. И если люди хотят вникать, слушать, то пускай идут за нами; если не хотят - мы не имеем права навязывать. Но можем предложить.

За помощь в подготовке материала «Бумага» благодарит культурно-образовательный проект «

21 октября в Эрмитаже открылась выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты», подготовленная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Один из крупнейших мастеров современного европейского искусства бельгийский художник Ян Фабр представил в Эрмитаже двести тридцать работ: графику, скульптуру, инсталляции, фильмы. Выставка вызвала неоднозначную реакцию у посетителей музея, что говорит о безусловном интересе петербургской аудитории к творческим высказываниям автора. В Эрмитаж поступают письма от посетителей музея с критикой произведений Фабра и просьбой убрать некоторые работы художника из экспозиции. Мы подготовили ответы на наиболее часто задаваемые нам вопросы.

– Почему Фабр экспонируется не только в Главном штабе, который зрители уже привыкли ассоциировать с современным искусством, но также и в Главном музейном комплексе?

Действительно, работы Фабра . Идея представить Фабра в Эрмитаже – в диалоге с фламандскими мастерами XVII века, возникла семь лет назад, когда директор музея, Михаил Борисович Пиотровский, и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом Современного искусства, побывали на выставке Яна Фабра в Лувре, где инсталляция художника соседствовала с шедеврами Рубенса. По словам куратора проекта Д. Озеркова, «это не вторжение. Фабр, современный художник, приходит в наш музей не для того, чтобы с ним соперничать, а чтобы преклонить колено перед старыми мастерами, перед красотой. Эта выставка не про Фабра, она про энергии Эрмитажа в его четырех контекстах: живопись старых мастеров, история зданий, колыбель революции и место, где жили цари» (The Art Newspaper Russia).

Фотография Александра Лаврентьева

Мерцающие зеленые композиции бельгийца, созданные в жанре vanitas vanitatum (суета сует) на мотив memento mori (помни о смерти), внедряются в стены Нового Эрмитажа (Зал фламандской и голландской живописи). Ян Фабр – тонкий колорист. В Двенадцатиколонном зале он работает в цветах серого мрамора и декоративной позолоты. Его драгоценные изумрудные панно напоминают зрителю об эрмитажных малахитовых чашах и столешницах, о декоре Малахитовой гостиной Зимнего дворца.


Фотография Кирилла Иконникова

Его рисунки ручкой "Bic" близки к лазуриту ваз Больших просветов Нового Эрмитажа.

Лаконичные и строгие рельефы Фабра с «королевами» соседствуют с парадными портретами английской знати и придворных дам кисти Антониса ван Дейка.

Удачно соседство Фабра с «Лавками» Снейдерса, современный художник не цитирует фламандского мастера, а лишь осторожно добавляет мотив черепа – очевидный для историка искусства смысл: тему тщеты и суеты бытия.


Фотография Валерия Зубарова

Сам Фабр на встрече с петербуржцами в Атриуме Главного штаба рассказал о том, что его работы в залах искусства Фландрии призваны заставить зрителей «остановиться, уделить время искусству». «Посетители проходят мимо Рубенса, как мимо витрин большого магазина, они не смотрят на детали», – говорит художник.

– Обращаюсь ко всем службам Государственного Эрмитажа! Как зоозащитник и волонтер я считаю недопустимым для выставления напоказ всем возрастным категориям и губительным для детской психики чучело собаки на крюках! Выставка Яна Фабра – это бескультурье. Особенно это безнравственно в свете огромного отклика на случаи живодерства в Хабаровске. Пожалуйста, уберите из экспозиции чучела животных!

Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть. «Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть – это часть жизни, я уважаю смерть», – говорит знаменитый бельгиец. Мертвый пес в инсталляции Фабра – это метафора, своеобразный автопортрет художника. Фабр утверждает: «Художник – это бродячая собака».

Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания.

Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним.

Зачастую мы любим не животных, а свою любовь к ним. Называя их нашими меньшими братьями, мы часто не понимаем, насколько жестоко относимся к ним. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Против этого выступает Ян Фабр. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества – в укор человеческой жестокости.

– Почему Фабр не мог использовать искусственные материалы вместо чучел животных? Современные технологии позволяют делать их совершенно неотличимыми от настоящих.

«Почему мрамор, а не пластик?», – спрашивает Фабр, отвечая на этот вопрос на встрече в Главном штабе. «Мрамор – это традиция, Микеланджело, это тактильно другой материал. Материал – это и есть содержание». Этот тезис Фабра можно сопоставить с мыслью русских формалистов о единстве формы и содержания.

Для Яна Фабра очень важны «эротические отношения с материалом», чувственная составляющая. Он вспоминает о том, что фламандские художники были алхимиками, для изготовления красок они использовали кровь и измельченные человеческие кости. Художник рассматривает тело как «удивительную лабораторию и поле битвы». Для него тело – это «нечто прекрасное и очень мощное, но при этом уязвимое». Создавая своих монахов для инсталляции «Умбракулум», Фабр использует кости – полые, «духовные тела» его персонажей имеют «внешний скелет», их нельзя ранить, они находятся под защитой.


Фотография Валерия Зубарова

– Чучелам не место в Эрмитаже, они должны находиться в Зоологическом музее.

В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлены кони из Царскосельского Арсенала Николая I (это конские шкуры, натянутые на деревянную основу). В Зимнем дворце Петра I (Конторке Петра Великого) экспонируется чучело собаки, это левретка, одна из любимиц императора. Их нахождение в Эрмитаже не кажется посетителям странным или провокационным, не вызывает страха и возмущения.


Фотография Валерия Зубарова

Художник использует те или иные средства, исходя из принципа внутренней необходимости и собственной сверхзадачи. Для восприятия современного искусства недостаточно беглого взгляда, оно требует (от каждого из нас) внутренней работы и духовного усилия. Это усилие бывает связано с преодолением стереотипов, предубеждений, страха, идеологических и психологических клише, религиозных установок. Оно требует отваги и терпения, заставляет нас расширять границы нашего восприятия. Современное искусство – это то, к чему нельзя быть полностью готовым. Сам Фабр говорит, что его работы «связаны с поиском примирения и любовью. Любовь – это поиск интенсивного диалога и вежливости».


Фотография Валерия Зубарова

Текст: Цибуля Александра, Дмитрий Озерков

Предлагаем Вам также познакомиться со следующими материалами:

«Наша цель достигнута, люди говорят о защите животных»: Дмитрий Озерков - о скандале вокруг чучел на выставке в Эрмитаже (Бумага)