Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Взгляды на жизнь штольца цитаты. Обломов и Штольц: сравнительная характеристика. з) жизненные стремления

Взгляды на жизнь штольца цитаты. Обломов и Штольц: сравнительная характеристика. з) жизненные стремления

В романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов" сравниваются характеры двух героев - Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Даже не верится, что люди одного времени, друзья могут быть так различны. На первый взгляд, может показаться, что Илья Ильич не знает, для чего жить, а Штольц уже нашел ответ на этот вопрос. Но это совсем не так! //Обломов - русский помещик. "Это был человек лет тридцати двух - трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи… Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…потом совсем пропадала". Он живет на доходы, получаемые от имения Обломовка. Илья Ильич все дни проводит в праздности, лежа на диване в любимом халате. "Это было его нормальным состоянием". Почему именно так?! "Безразличный цвет лица, ленивые движения, тревоги, замирающие в апатии или в дремоте", еще больше убеждают, что Обломов - это человек, полностью уединившийся от того лживого и бессмысленного мира, в котором живут все его знакомые и друзья, к числу которых относится и сам Штольц. Целые дни проводит Обломов дома, размышляя о необходимых преобразованиях в своем имении. Дальше мечтаний дело не продвигается. // Андрей Штольц - это полная противоположность Обломову. Если у Обломова естественное состояние - это покой, то у Штольца - движение, бег по жизни. В отличие от своего друга, Андрей трезво смотрит на жизнь. Его главным принципом был "простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь". "Он боялся всякой мечты, или если входил в ее область, то входил… зная час и минуту, когда выйдет оттуда". То есть Штольц не поддавался иллюзиям, в отличие от Обломова. С раннего детства он воспитывался в самых суровых условиях. Главнейшую роль в его воспитании сыграл отец, который прививал сыну трудолюбие, целеустремленность, стойкость к трудностям и невзгодам жизни. Отец не мог предложить другую цель жизни Андрею, как только "продлить колею от своего деда,. Как по линейке, до будущего своего внука". Обломову родители постоянно внушали, что он барин, что для исполнения любого его желания надо лишь приказать Захарке или Ваньке, которые для исполнения его повеления и существуют. // Как только это возможно, что Андрей Штольц мог быть так близок Обломову, "в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца?" Навряд ли детство и школа так сблизили их, это совсем необязательно. По-моему, сам Штольц отвечает на этот вопрос: "Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!" // На протяжении всего романа оба героя высказывают свои представления об идеале жизни, жизненные позиции, которых они придерживаются. Гончаров показывает, что все мечты Обломова обречены, ведь Илья Ильич ничего не предпринимал для их осуществления. Очень важную роль в романе имеет глава "Сон Обломова". Этот сон объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы не было, то никто, на мой взгляд, не понял бы, почему Илья Обломов целые дни проводил, лежа на диване, "с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица". Воспитание наложило очень большой отпечаток на его сознание. Его родители особо не заботились о духовном мире Илюши. Их главная задача - оградить мальчика от суеты жизни. Труд для Обломовцев - это наказание, которое "послано им свыше". "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке". // Представление об окружающем мире у Обломова складывалось из тех сказок, которые рассказывала ему няня. Многие из этих рассказов (о чудовищах, о мертвецах) приводили Илюшу в ужас. Они так сильно повлияли на Обломова, что "воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости". Но не только у Облмова была такая сильная вера в сказочных существ, в сказки, но и у всех жителей Обломовки было такое же представление о жизни: "Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его, того и гляди, запорет зверь, зарежет разбойник…" Но жизнь совсем не такая, какой ее считали обломовцы. Только в снах они могли жить в своем сказочном мире. //Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. И когда Обломов все же столкнулся с реальным миром, то продолжал распространять Обломовку на окружающий мир. Например, у него сложилось впечатление (еще до службы), что начальник - "второй отец, который только и дышит тем, как бы… награждать своих подчиненных и заботиться не только о их нуждах, но и об удовольствиях". Идеалом всей его жизни осталась Обломовка как символ утраченного рая, к которому, по его мнению, стремятся все люди в результате метаний по жизни. // Штольц живет "для самого труда, больше ни для чего". Для него труд - "это образ, содержание, стихия и цель жизни". Даже внешний вид Андрея четко и ярко описывает его образ жизни: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь". Жизнь Штольца была похожа на "шнурок". Ему казалось, что "мудрено и трудно жить легко", что можно с легкостью развязать любой узел шнурка (жизни). Но человек не в силах управлять своей судьбой, что Штольцу казалось возможным. Судьба может завязать такой неразрешимый "узел" в жизни человека, что вряд ли кто-то сможет развязать его. // Обломов полностью выгнал труд из жизни. Он жил только мечтаниями о будущей жизни. Встреча друзей оказалась переломной для Обломова. Штольц поставил Илью Ильича лицом к реальности, и Обломов "испугался, узнав себя". Андрей как будто подставил Обломову зеркало, когда сказал: "Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут... то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!" // Так в чем же заключалась цель жизни Обломова? Илья Ильич не смог, ди и не хотел стать преуспевающим Штольцем, притом что уважал таких людей, ценил их трудолюбие. Основная цель Ильи Ильича Обломова не комфорт и не погоня за новыми благами, а нечто большее. Сам он не смог поставить перед собой достойную цель и решил остаться в том положении, в которое его поставили природа и судьба. В глазах Штольца это значило остановиться и неизбежно опускаться. Почему Илья Ильич ходит в халате и дорожит им? Халат - это свобода быть собой, вопреки несвободе окружающего мира, одетого во фраки и мундиры. В своем халате Обломов надеется найти убежище от светской жизни. Поэтическая мечтательность Ильи Ильича не признает оков прозы. "И поныне, - замечает Гончаров в главе "Сон Обломова", - русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры". Обломов ощущает, что есть в происхождении что-то, что нельзя поменять на выгоду, что-то ценное, не такое, как житейское счастье или штольцевский прогресс. Оно ценно на свободе. Поэтому Обломов так дорожит покоем, отгораживается от всех апатией. Облаченный в халат, в уединении, Илья Ильич "живет в созданном им мире". Он мечтатель-романтик, художник. Рисует узор свое жизни, "исполнитель и творец своих идей". // "Да ты поэт, Илья!" - говорит Штольц, именуя далее Обломова философом и актером. Обломов в мыслях вообще серьезен и значителен. Его утопии совсем не пустяки. Все это - выражение "идеала жизни, который указала природа целью человека". Назначение человека - не утратить этот идеал. // Тот мир, куда пытается втянуть Обломова Штольц, не признает в человеке высшего начала, ценности личности, оттого в этом мире и воцаряются пустота и скука. "Где же тут человек? Где его целость? - вопрошает Обломов. - Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, это члены света и общества!" Тем больше у Ильи Ильича причин укрываться от мира за своим халатом, уходить в обломовщину. // Обломов признается Штольцу: "Я не понял этой жизни". Хотя жизнь Обломов, пожалуй, понял верно, он не понял себя, не осознал в себе человека, чтобы жить, а не цепенеть перед жизнью. Всеведущий Штольц придумал странное слово - "обломовщина", а Илья Ильич признал власть обломовщины над собой. Обломов погиб под тяжестью чужого слова, потому что не смог выработать собственного слова о себе. // Мне кажется, что Гончаров не ставит перед собой задачу раскрыть смысл жизни человека. Он лишь показывает две крайности: обломовых и штольцев.

Каждый человек индивидуален. Не бывает абсолютно одинаковых людей, совпадающих и по мировоззрению, и по мыслям, и по взглядам на все стороны жизни. В этом отношении литературные герои не отличаются от реальных людей.

Обломов. Штольц. Вроде бы, это совершенно разные люди. Обломов – медлителен, ленив, не сосредоточен. Штольц – энергичен, весел, целеустремлен. Но эти два человека любят и уважают друг друга, они настоящие друзья. Значит, не такие уж они и разные, есть в них и что-то общее, что их скрепляет. Правда ли это? Действительно ли являются антиподами Обломов и Штольц?

Они были знакомы с самого детства, поскольку Обломовка и Верхлево, где жили друзья, находились рядом. Но насколько разной была обстановка в этих двух краях! Обломовка – деревня покоя, благословенности, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый в ней жил в свое удовольствие, не испытывая никаких умственных, моральных и душевных нужд. У обломовцев не было никаких целей, никаких бед; никто не задумывался, зачем создан человек, мир. Они проживали всю свою жизнь, особо не напрягаясь, подобно равнинной реке, которая течет по давно проложенному ровному руслу тихо, вяло, и нет никаких камней, гор и других препятствий на ее пути, никогда она не разливается сильнее обыкновенного, никогда не пересыхает; начинает где-то свой путь, течет очень спокойно, не шумя, и тихонечко впадает в какое-нибудь озеро. Никто и не замечает, что есть такая речка. Так все и жили в Обломовке, заботясь только о еде и спокойствии в своей деревне. Мало кто проезжал через нее, и неоткуда обломовцам было узнать, что кто-то живет иначе, никакого понятия о науках они тоже не имели, да и не нужно им все это было… Илюша жил среди таких людей – любимый, оберегаемый всеми. Всегда он был окружен заботой, нежностью. Ему не давали ничего делать самому и вообще не давали делать всего того, что хочет любой ребенок, вовлекая его тем самым в сущность обломовца. Его отношение к образованию и науке тоже было сформировано окружающими: «ученье не уйдет», главное – аттестат, «что Илюша прошел все науки и искусства», но внутренний «свет» образования был неведом ни обломовцам, ни самому Илье.

В Верхлево же все было наоборот. Управляющим там был отец Андрюши, немец. Поэтому он за все брался со свойственной этой нации педантичностью, в том числе и за сына. С самого раннего детства Андрюши Иван Богданович вынуждал его действовать самостоятельно, самому искать выход из всех ситуаций: от уличной драки, до выполнения поручений. Но это не значит, что отец бросал Андрея на произвол судьбы – нет! Он лишь направлял его в нужные моменты на самостоятельное развитие, накопление опыта; позже же он просто давал «почву» Андрею, на которой тот мог разрастись без чьей-либо помощи (поездки в город, поручения). И юный Штольц пользовался этой «почвой», извлекал из нее максимальную пользу. Но воспитывал Андрюшу не только отец. У матери были совершенно другие взгляды на воспитание сына. Она хотела, чтобы тот вырос не «немецким бюргером», а высоконравственным и духовным, с отличными манерами, с «белыми руками» барином. Поэтому она играла для него Герца, пела о цветах, о поэзии жизни, о ее высоком призвании. И вот это двустороннее воспитание – с одной стороны трудовое, практическое, жесткое, с другой – нежное, высокое, поэтическое – сделало Штольца выдающимся человеком, объединяющем в себе трудолюбие, энергию, волю, практичность, ум, поэзию и умеренный романтизм.

Да, эти два человека жили в разной обстановке, но познакомились они еще детьми. Поэтому с самого детства Илья и Андрей сильно влияли друг на друга. Андрюше нравилось то спокойствие, умиротворенность, которые давал ему Илья, получивший это от Обломовки. Илюшу же, в свою очередь, привлекали энергия, умение сосредоточиться и сделать что надо Андрея. Так было и когда они подросли и уехали из родных мест…

Интересно даже сравнить, как они это сделали. С Илюшей обломовцы прощались со слезами, с горечью, грустью. Они обеспечили ему долгую, но очень комфортную – иначе Илья не мог – поездку среди слуг, угощений, перин – как будто часть Обломовки отделилась и уплыла от деревни. Андрей же попрощался со своим отцом сухо и скоро – все, что они могли сказать друг другу, им было понятно без слов. И сын, узнав свой маршрут, быстро проехал по нему. Уже на этом этапе жизни друзей видно их расхождение.

Что же они делали будучи далеко от дома? Как учились? Как вели себя в свете? Обломов в молодости целью своей жизни представлял спокойствие, счастье; Штольц – труд, силу духовную и физическую. Поэтому Илья и образование воспринимал как очередное препятствие на пути к цели, а Андрей - –как главную, неотъемлемую часть жизни. Обломов Илья хотел служить мирно, без волнений и забот «вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода». Для Штольца же служба была долгом, к которому он был готов. Такое отношение два друга принесли из детства. А что же с любовью? Илья «никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». Андрей «не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных страстей». Девушки могли быть ему только подругами. Из-за этого же рационализма у Штольца всегда были друзья. У Обломова они сначала тоже были, но, со временем, они стали утомлять его, и, потихоньку, он очень сильно ограничил свой круг общения.

Время шло и шло… Штольц развивался – Обломов «уходил в себя». И вот им уже больше тридцати лет. Что они из себя представляют?

Штольц – сверхэнергичный, мускулистый, деятельный, твердо стоящий на ногах, сколотивший себе большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде есть друзья, его уважают как сильную личность. Он один из главных представителей торговой фирмы. Он жизнерадостен, весел, трудолюбив… но он внутренне помаленьку устает от такого ритма жизни. И тогда ему помогает друг детства – Илья Обломов, радушие, спокойствие, умиротворенность которого позволяют Штольцу расслабиться. Ну а что из себя представляет сам второй друг?

Илья не ездит, как Андрей, за границу, по делам, в свет. Он вообще редко выходит из дома. Он ленив не любит суету, шумные компании, у него нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Основное его занятие – лежать на диване в любимом халате среди пыли и грязи, иногда в обществе лиц «без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием». Таково его внешнее существование. Но внутренняя жизнь мечты, воображения была главной для Ильи Ильича. Все, что он мог бы делать в реальной жизни, Обломов делает в мечтах и снах – только без физических затрат и особых умственных усилий.

Что жизнь для Обломова? Препятствия, груз, заботы, мешающие спокойствию и благословенности. А для Штольца? Наслаждение любой ее формой, причем если таковая не нравится, то Штольц ее с легкостью изменяет.

Для Андрея Ивановича основа всего – разум и труд. Для Обломова – счастье и спокойствие. И в любви они такие же… Оба друга влюбились в одну и ту же девушку. На мой взгляд, Илья Ильич полюбил Ольгу просто потому, что нетронутое сердце давно ждало любви. Штольц же влюбился в нее не сердцем, а разумом, он полюбил опытность, зрелость, ум Ольги. Перспектива семейной жизни в понимании Обломова –прожить жизнь счастливо и весело, без забот, без труда, «чтоб сегодня походило на вчера». Для Штольца же брак с Ольгой Сергеевной принес счастье умственное, а вместе с ним и духовное, и физическое. Так он и прожил всю оставшуюся жизнь – в гармонии разума, души, сердца с Ольгой. А Обломов, «загнив» окончательно, женился на женщине, которую и человеком трудно назвать. Он променял разум, зрелость, волю Ольги на круглые локти Агафьи Матвеевны, которая даже понятия не имела о существовании качеств, благодаря которым Человека можно назвать человеком. Я считаю, что это верхняя точка различий Обломова Ильи Ильича и Штольца Андрея Ивановича.

Эти два человека – друзья детства. Сначала, в силу этого, они были похожи и едины во многих сторонах жизни. Но, со временем, когда Илья и Андрей росли, Обломовка и Верхлево – две противоположности – возымели на них свое действие, и друзья начали отличаться все сильнее и сильнее. Много ударов вынесли их отношения, тем не менее детская дружба удерживала их крепко. Но уже в конце жизненного пути они стали настолько разными, что дальнейшее нормальное полноценное поддерживание отношений оказалось невозможным, и их пришлось забыть. Безусловно, на протяжении всей жизни Обломов и Штольц были антиподами, антиподами, которых скрепляла детская дружба, и разорвало разное воспитание.

Литература – 10 класс.

Тема урока: «Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика»

(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Цели урока: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); развивать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление; воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.

Оборудование урока: портрет И.А.Гончарова, текст романа И.А.Гончарова «Обломов», (презентация); тетради для работ по литературе, иллюстрации.

Учащиеся должны знать:

Содержание романа И.А.Гончарова «Обломов»;

Основную мысль произведения;

Главные образы.

Учащиеся должны уметь:

Правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

Обобщать и систематизировать учебный материал;

Совершенствовать навыки работы с текстом;

Делать выводы и связывать их в монологическое высказывание.

Ход урока.

I Оргмомент.

II Реализация д.з. (И.А.Гончаров «Обломов», Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2,

главы 1 – 4. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова)

III Сообщение темы и цели урока.

IV Подготовка к восприятию произведения. Работа по плану урока.

1.Вступительное слово.

Добрый день, ребята! Изучение романа И.А.Гончарова заставляет нас говорить о смысле жизни, о назначении человека… Обратите внимание на тему урока (запись темы в тетрадях).

План работы:

1.Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

2.Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

3.Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

Вам необходимо сравнить этих героев, выяснить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Мы сегодня с Вами рассмотрим один из проблемных вопросов произведения:

- Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы?

Давайте определим лексическое значение слов антипод и двойник

2.Словарная работа.

Антипод - (греч. antipodes - обращенные ногами к ногам). 1. только мн. Обитатели двух противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров земного шара (геогр.). 2. кому-чему или кого-чего. Человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он - совершенный его антипод или он совершенный антипод ему.

Двойник - человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).

Каково ваше восприятие об Обломове и Штольце?

Учитель: Наше знакомство с Обломовым уже состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой медлителен, ленив, не сосредоточен. Давайте дадим ему характеристику более подробную. (ответы учащихся)

(О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

В связи с гостями Обломова, которые Илье Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца, которого «любил искренне»;

В связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

Штольц появляется и во «Сне Обломова», вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Учитель: Неожиданно появление героя в финале первой части и главы 1 – 2 второй части рассказывают о Штольце.

3.Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

(встреча Обломова и Штольца).

Мы видим, что эти два человека, они настоящие друзья. Но эти герои разные, непохожие. Воспользуемся вместе с автором известным в литературе способом характеристики героя – сравнительной характеристикой. Перед Вами рабочий лист, в котором помещены критерии воспитания, цель жизни, содержание деятельности, отношение к женщине, их семейная жизнь и жизненная позиция. В графе вывод мы будем сами делать записи, когда мы рассмотрим все эти критерии, сравнивая главных героев.

4. Рассмотрим все особенности героев.

(Ответы учащихся: Обломов и Штольц).

Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Заложенная программа

Взгляды на жизнь

Цель жизни

Дружба

Восприятие жизни

Испытание любовью

а)Внешность: ( когда они предстали перед читателем)

- На что обращает наше внимание И.А.Гончаров при описании внешности героев?

« …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности» ,ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

б)Происхождение:

выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.- мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.(или..из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка. Наполовину русский, не дворянин.

в) Воспитание.

- Какое воспитание получили И.Обломов и А. Штольц? Расскажите об этом.

Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.

Обломова даже не выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». (Обломов)

Отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность… (Штольц)

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца, как шёл процесс его воспитания.

Чтение эпизода (Прощание Штольца с отцом) по ролям.

Какое впечатление производит на вас эта сцена?

Как вы можете прокомментировать это?

Чему научил его отец? Что чувствовал А.Штольц?

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Его воспитание - трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Рабочий лист (внизу графы: «Воспитание», указать антипод).

г).Образование:

обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет.

С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака»

На основании воспитания и образования была заложена определённая программа.

Какова она у Обломова и Штольца?

д) Заложенная программа.

Обломов

Мечта. Прозябание и сон – пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).

«Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Штольц

Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность- активное начало

« Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть».

- Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

Учащиеся: “Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении ; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Учитель: 3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор- спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора - КАК ЖИТЬ?!

- Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

Это не жизнь!

- Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

(Физкультминутка)

Вступительное слово о смысле жизни.

Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» ( второй монолог. Исповедь Обломова, с. 166. «Знаешь ли, Андрей…»)

В какой обстановке происходит беседа?

О чём говорит И.Обломов?

Как каждый из героев выявился в споре?

е) Взгляды на жизнь

Обломов

«Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, - «Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

Штольц.

ё) Цель жизни

Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала». (Обломов)

«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».(Штольц)

ж) Восприятие жизни

Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться. (Обломов)

Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”, “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

- С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

- Есть ли один ответ на этот вопрос?

(В процессе спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

Учитель: В разговорах (спорах) часто последнее слово автор даёт Штольцу, но создаётся ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдаётся и садится с Обломовым и Захаром есть кадры из фильма.).

Чья философия позитивна и конструктивна?

Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

Обломов

Штольц

Покой (апатия)

«…он беспрестанно в движении…»

Сон (бездействие)

«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»

Мечта – «скорлупа, самообман»

«он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»

Страх перед обстоятельствами

«причину всякого страдания приписывал себе»

Бесцельность существования

«Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»(Штольц)

Труд - наказание

«Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни» (Штольц)

Сделать вывод о том , на каких уровнях, в каких деталях раскрывается

- Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?

А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

Итог:

- Чью позицию вы считаете приемлемой для себя?

(Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) вы возьмёте в свой жизненный багаж?)

- Какими оказались наши герои в любви? Выдержали испытание любовью или нет?

Ответы учащихся:

Обломов и Штольц

Обломов отказался от любви. Он выбрал покой. «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Испугался, ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такую, какую ему подарила Агафья Пшеницына).

Штольц любил не сердцем, а разумом “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”. Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.

- Какими мы наблюдаем наших героев в дружбе и в отношении с окружающими?

(Ответы учащихся: Обломов и Штольц)

з) Дружба

- Дадим на основании всего сказанного характеристику Обломову и Штольцу.

Характеристика героев:

Обломов и Штольц

1.Обломов. Добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. Для него счастье-это полный покой и хорошая еда. Он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата, ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.

2. Штольц . Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой, благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. Сформировался настоящий "железный" характер, но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист.

Ответ на проблемный вопрос: Обломов и Штольц – двойники или антиподы? (слова ученика).

V Подведение итогов.

Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою.

- Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

Обломов умирает, оставив сына.

Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына.

Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла.

Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем».

Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!

Учитель: Ребята! Готовьте уже сейчас себя к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. Возьмите в свой жизненный багаж от Штольца энергичность, ум, целеустремлённость, твёрдость характера, благоразумность, волю, но не забудьте и о душе, взяв от Ильи Обломова доброту, честность, нежность, романтичность. И помните слова Н.В.Гоголя «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

VI . Домашнее задание :

Роман И.А.Гончарова «Обломов»:

Индивидуальные задания:

1.. Рассказ об О.Ильинской (гл.5)

2.Развитие отношений Обломова и Ольги (гл.6-12)

3.Образ Пшеницыной (ч.3), новая квартира на Выборгской стороне у Пшеницыной.

Оценки

Обломов и Штольц).

Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

« …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности»

ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

Происхождение

из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин.

из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать – обедневшая русская дворянка

Воспитание

родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.

отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность.

Образование

обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет

Заложенная программа

прозябание и сон – пассивное начало

С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемак.

энергия и бурная деятельность - активное начало.

Взгляды на жизнь

«Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова…

Цель жизни

Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала».

«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».

Дружба

Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным.

Восприятие жизни

Колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”

Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И, слава богу!” - сказал Штольц».

Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

Испытание любовью

ему нужна любовь не равноправная а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына)

ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская)

Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Заложенная программа

Взгляды на жизнь

Цель жизни

Дружба

Восприятие жизни

Испытание любовью

Роман Гончарова «Обломов» был высоко оценен критиками второй половины XIX века. В частности, Белинский отмечал, что произведение пришлось ко времени и отразило общественно-политическую мысль 50-60-х годов девятнадцатого столетия. Два образа жизни - Обломов и Штольц - рассматриваются в данной статье в сравнении.

Характеристика Обломова

Илья Ильич отличался стремлением к покою, бездействию. Обломова нельзя назвать интересным и разнообразным: большую часть дня он привык проводить в размышлениях, лежа на диване. Погружаясь в эти раздумья, он часто за весь день ни разу не поднимался со своего ложа, не выходил на улицу, не узнавал последних новостей. Газет он не читал принципиально, чтобы не утруждать себя ненужной, а главное, бессмысленной информацией. Обломова можно назвать философом, его волнуют другие вопросы: не будничные, не сиюминутные, а вечные, духовные. Он во всем ищет смысл.

При взгляде на него создается впечатление, что он счастливый вольнодумец, не обремененный тяготами и проблемами внешней жизни. Но жизнь «трогает, везде достает» Илью Ильича, заставляет его страдать. Мечты остаются лишь мечтами, потому что он не умеет воплощать их в реальную жизнь. Даже чтение утомляет его: у Обломова много начатых книг, но все они остаются непрочитанными, непонятыми. Душа как будто дремлет в нем: он избегает лишних тревог, волнений, беспокойств. Кроме того, Обломов часто сравнивает свое спокойное, уединенное существование с жизнью других людей и находит, что так, как живут остальные, жить не годится: «Когда же жить?»

Вот что представляет собой неоднозначный образ Обломова. "Обломов" (Гончаров И.А.) был создан с целью обрисовать личность этого персонажа - незаурядую и неординарную по-своему. Ему не чужды порывы и глубокие душевные переживания. Обломов - истинный мечтатель с поэтической, чувствительной натурой.

Характеристика Штольца

Образ жизни Обломова никак нельзя сравнить с миропониманием Штольца. Читатель впервые знакомится с этим персонажем во второй части произведения. Андрей Штольц любит во всем порядок: у него день расписан по часам и минутам, запланированы десятки важных дел, которые нужно срочно переделать. Сегодня он в России, завтра, смотришь, уже неожиданно уехал за границу. То, что Обломов находит скучным и лишенным смысла, для него важно и значительно: поездки в города, деревни, намерения улучшить качество жизни окружающих.

Он открывает в своей душе такие сокровища, о каких даже не может догадываться Обломов. Образ жизни Штольца целиком и полностью состоит в деятельности, которая питает все его существо энергией бодрости. Кроме того, Штольц - хороший друг: не раз он помогал Илье Ильичу в деловых вопросах. Образ жизни Обломова и Штольца различен между собой.

Что такое «обломовщина»?

Как социальное явление понятие обозначает направленность на праздную, однообразную, лишенную красок и каких бы то ни было перемен в жизни. Андрей Штольц называл «обломовщиной» сам образ жизни Обломова, его стремление к бесконечному покою и отсутствию всякой деятельности. Несмотря на то что друг постоянно подталкивал Обломова к возможности изменить способ существования, тот совершенно не сдвинулся с места, словно ему не хватало энергии, чтобы это сделать. При этом мы видим, что Обломов признает свою ошибку, произнося такие слова: «Мне давно совестно жить на свете». Он чувствует себя бесполезным, ненужным и покинутым, и потому ему не хочется вытирать пыль со стола, разбирать книги, которые лежат уже месяц, лишний раз выходить из квартиры.

Любовь в понимании Обломова

Образ жизни Обломова никак не способствовал обретению реального, а не выдуманного счастья. Он больше мечтал и строил планы, чем действительно жил. Поразительно, но в его жизни было место спокойному отдыху, философским размышлениям о сути бытия, но недоставало сил для решительных действий и осуществления намерений. Любовь к Ольге Ильинской на время вырывает Обломова из привычного существования, заставляет пробовать новое, начать следить за собой. Он даже забывает прежние привычки и спит только ночью, а днем занимается делами. Но все же любовь в мировосприятии Обломова напрямую связана с мечтами, думами и поэзией.

Обломов считает себя недостойным любви: он сомневается в том, может ли Ольга его любить, достаточно ли он подходит ей, способен ли составить ее счастье. Такие думы наводят его на грустные размышления относительно своей бесполезной жизни.

Любовь в понимании Штольца

Штольц подходит к вопросу любви более рационально. Он не предается эфемерным мечтам понапрасну, так как трезво смотрит на жизнь, без фантазии, без привычки анализировать. Штольц - деловой человек. Ему не нужны романтические прогулки при луне, громкие признания в любви и вздохи на скамейке, ведь он - не Обломов. Образ жизни Штольца весьма динамичный и прагматический: он делает предложение Ольге в тот момент, когда понимает, что она готова принять его.

К чему пришел Обломов?

В результате оберегающего и осторожного поведения Обломов упускает возможность построить близкие отношения с Ольгой Ильинской. Женитьба его расстроилась незадолго до свадьбы - слишком долго собирался, объяснялся, спрашивал себя, сравнивал, прикидывал, анализировал Обломов. Характеристика образа Обломова Ильи Ильича учит не повторять ошибок праздного, бесцельного существования, ставит вопрос о том, какова любовь на самом деле? Есть ли она предмет возвышенных, поэтических стремлений, или же спокойная радость, покой, которые Обломов обретает в доме вдовы Агафьи Пшеницыной?

Отчего наступила физическая смерть Обломова?

Итог философских размышлений Ильи Ильича таков: он предпочел похоронить в себе прежние стремления и даже возвышенные мечты. с Ольгой жизнь его сосредоточилась на обыденном существовании. Он не знал большей радости, кроме как вкусно поесть и поспать после обеда. Постепенно двигатель его жизни стал останавливаться, затихать: участились недомогания и случаи Даже прежние раздумья оставили его: для них уже не было места в тихой комнате, похожей на гроб, во всей этой вялотекущей жизни, которая убаюкивала Обломова, все больше отдаляла от реальности. Душевно этот человек был уже давно мертв. Физическая смерть явилась только подтверждением ложности его идеалов.

Достижения Штольца

Штольц в отличие от Обломова не упустил свой шанс стать счастливым: он построил семейное благополучие с Ольгой Ильинской. Брак этот совершился по любви, в которой Штольц не улетал в облака, не пребывал в разрушительных иллюзиях, а действовал более чем разумно и ответственно.

Образ жизни Обломова и Штольца диаметрально противоположны и противопоставлены друг другу. Оба персонажа по-своему уникальны, неповторимы и значимы. Этим может объясняться крепость их дружбы на протяжении многих лет.

Каждому из нас близок либо тип Штольца, либо Обломова. В этом нет ничего плохого, да и совпадения наверняка будут лишь частичными. Глубоким, любящим поразмышлять о сути жизни, скорее всего, окажутся понятны переживания Обломова, его беспокойные душевные метания и искания. Деловые прагматики, которые оставили далеко позади романтику и поэзию, станут олицетворять себя со Штольцем.

Обломов и Штольц

Штольц - антипод Обломова (Принцип антитезы)

Вся образная система романа И.А.Гончарова «Обломов» направлена на раскрытие характера, сущности главного героя. Илья Ильич Обломов - скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в действительность. Антиподом Обломова в романе является образ Штольца. Андрей Иванович Штольц — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер.

1. Общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову и ему уже за тридцать»);

б) вероисповедание;

в) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

е) доброе отношение друг к другу.

2. Различные черты:

а) портрет ;

Обломов . «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием: всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

«… обрюзг не по летам : от недостатка ли движения или воздуха. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч , казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.»

Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»

Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

б) родители , семья;

У Обломова родители - русские, он вырос в патриархальной семье.

Штольц.— выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца.

в) воспитание;

Обломов переходил «из объятий в объятия родных и друзей», его воспитание носило патриархальный характер.

Своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. Потом Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".

Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штльц возвращался с выученными уроками.

От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

г) отношение к учёбе в пансионат;

Обломов учился «по неоходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

Штольц всегда учился хорошо, всем интересовался. И был репетитором в пансионе отца

д) дальнейшее образование;

Обломов до двадцати лет прожил в Обломовке, затем окончил университет.

Штольц Блестяще закончил университет. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц. говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах. — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.

е) образ жизни;

«Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием»

Штольц обладает жаждой деятельности

ж) ведение хозяйства;

Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг.

Штольц с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России.

з) жизненные стремления;

Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями.

Штольц, выбрал деятельное начало ещё в молодости… Идеал жизни Штольца— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни».

и) взгляды на общество;

Обломов считает, что все члены света и общества - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства.

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход.

к) отношение к Ольге;

Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь.

Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе представить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < …> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

л) взаимоотношение и взаимовлияние;

Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось.

Штольц высоко ценил доброту и искренность душу своего друга Обломова. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. В дружбе с Обломовым Штольц. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Обломов привык жить по указке Штольца в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил.

После смерти Ильи Ильича друг берёт на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу.

м) самооценка ;

Обломов постоянно сомневался в себе. Штольц никогда не сомневается в себе.

н) особенности характера ;

Обломов — бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний.

Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством. Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…».

Значение образов Обломова и Штольца.

Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера.

Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. По мнению критиков, неясность представления Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца. По замыслу Гончарова, Штольц - новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя

Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям своей неординарностью и полной противоположностью главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.