Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  “Я так люблю Татьяну милую мою! ” (2). Я так люблю татьяну милую мою! Как я люблю татьяну милую

“Я так люблю Татьяну милую мою! ” (2). Я так люблю татьяну милую мою! Как я люблю татьяну милую

"...Я так люблю Татьяну милую мою"

Примерный текст сочинения

Каждый великий художник стремится запечатлеть в своих произведениях тот идеал женщины, в котором бы нашли воплощение лучшие качества своего народа. Пушкинским идеалом стал образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин".

С первого же знакомства с этой героиней мы видим ее самобытность, непохожесть на других. Еще ребенком она выделяется из обычной провинциальной среды.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Чтобы усилить это впечатление, автор дает здесь контрастный образ ее сестры Ольги, вся прелесть которой сосредоточилась в "локонах льняных", "легком стане", "глазах как небо голубых". Интересно, что взор скептика Онегина видит Ольгу совсем иной: "Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне". Такая характеристика сразу же обнажает ее внутреннюю пустоту, которой противопоставляется богатство внутреннего мира Татьяны. Она с детства чуждалась шумных детских игр, разговоров "про вести города, про моды". Что же заполняло ее жизнь?

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод...

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Значит, природа, книги, деревенский мир со сказками няни, народными поверьями и обычаями составляют любимый круг жизни Татьяны, формируют ее личность.

В начале романа Татьяна - "мечтательница нежная", погруженная в таинственный мир книг с выдуманными страстями, искренняя и доверчивая девушка, которая "не ведает обмана и верит избранной мечте". Она не может скрыть своих чувств к Онегину, переполнявших ее, и пишет ему нежное, трогательное, дышащее любовью послание, которое даже холодного эгоиста Онегина не смогло оставить равнодушным. Но он подавил в себе волнение, так как не желал ни воспользоваться наивностью и неопытностью девушки, ни связать себя семейными узами.

Смогла ли назидательная, нравоучительная отповедь Евгения убить в Татьяне любовь к нему? Нет. Об этом прямо говорит Пушкин:

Что было следствием свиданья?

Увы, не трудно угадать!

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души, печали жадной;

Нет, пуще страстью безотрадной

Татьяна бедная горит.

Любовь к Онегину продолжает жить в душе Татьяны и после убийства им Ленского, и после его отъезда, и после того, как она, разочаровавшись в нем, называет его "Москвичом в Гарольдовом плаще", и после своего замужества. Любит Татьяна его и в конце романа, когда вновь встречает Евгения в собственной великолепной гостиной. Эта глубина и сила чувства говорят о цельности, высоте, одухотворенности ее натуры. Именно неординарность, самобытность Татьяны дают ей возможность решительно изменяться, стремительно преображаться. В 8-й главе романа мы видим удивительное перевоплощение "странной, провинциальной и жеманной" барышни (такой ее воспринимают московские кузины) в "равнодушную княгиню", "небрежную законодательницу зал". Какой же рисует петербургскую Татьяну автор?

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней.

Пушкинская характеристика Татьяны говорит о том, что даже в великолепной светской жизни она сумела сохранить свою личность, достоинство, естественность, благородную простоту, которая пленяет в ней даже чопорную, высокомерную знать.

Беспечной прелестью мила,

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы.

"Беспечная прелесть" Татьяны - это маска, которую она носит с поразительной естественностью, ибо этого требуют суровые законы света. Здесь неуместны открытость чувств, внешние проявления страстей и переживаний. Это прекрасно понимает Татьяна своим умным и чутким сердцем. Принимая правила игры, она становится образцом "безупречного вкуса", облагораживая своим присутствием даже пустой светский разговор.

Перед хозяйкой легкий вздор

Сверкал без глупого жеманства,

И прерывал его меж тем

Разумный толк без пошлых тем...

Вначале может показаться, что Татьяна удовлетворена своей роскошной жизнью, своим светским успехом. Но откровенный разговор с Онегиным убеждает нас в том, что это не так. В великолепной княгине живет прежняя Татьяна, тоскующая о милом деревенском доме, о зеленых дубравах, привольных полях. Она называет светскую жизнь "ветошью маскарада", которую с радостью бы отдала "за полку книг, за дикий сад". Но Татьяна прекрасно понимает, что ее желание несбыточно, ибо она сама связала себя обещанием, данным нелюбимому мужу. И расплачиваться за эту ошибку она должна сама, неукоснительно выполняя роль верной жены и хозяйки дома, подавляя в себе чувства к любимому человеку.

В последнем разговоре с Евгением Татьяна не унижается до лжи, она по-прежнему честна с ним, но принять его любовь не может, так как не способна и предать своего мужа, который "в сраженьях изувечен" и который окружил ее вниманием и заботой. Невозможно не восхищаться благородством Татьяны, ее мужеством и силой духа, которые заставляют ее произнести известные слова:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Почему же после этого разговора Евгений стоит "как будто громом поражен"? Наверное потому, что только теперь он открыл настоящую Татьяну, впервые увидел ее нравственную силу, ее духовную красоту и тут же потерял навсегда.

Значит, несмотря на духовную эволюцию Татьяны, она сохранила свою индивидуальность, свои лучшие качества, но вместе с тем навсегда утратила черты наивной девочки, познающей мир по книгам. Теперь она приобрела реальный, критический взгляд на жизнь, который открыл ей пустоту и бесцельность светского Петербурга, научил ее владеть своими чувствами, дал ей силу любить и скрывать свою любовь и быть верной супружескому долгу. Об этом замечательно сказал великий русский писатель Ф. М. Достоевский, рассуждая над мотивами поступка Татьяны: "А разве может человек основать свое счастье на несчастии другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в гармонии духа". Именно эта "гармония духа" и составляет сущность характера Татьяны и делает пушкинскую героиню "милым идеалом", одним из самых привлекательных и ярких женских образов русской и мировой литературы.

“Евгений Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя
Его фантазии… Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия,
Идеалы”, – писал Белинский. И действительно, поэт на этот раз открывает нам душу, самого себя не только в авторских отступлениях, но и в характеристиках своих любимых героев, щедро наделяя их сокровищами своих мыслей и чувств. Порой они смотрят на
Мир его глазами, а иногда он – их.
Онегин – главный герой романа – “добрый приятель” автора, но

Между ними нет знака равенства, они похожи, но и только. Чему-то в Онегине Пушкин сочувствует, что-то отвергает. Другое дело – Татьяна, в любви к которой поэт признается и с которой старается быть рядом в трудную для нее минуту: “…с тобою вместе слезы лью”. Более того, для Пушкина, распрощавшегося с юношеской романтикой и вольными и невольными путешествиями, идеал теперь “хозяйка, …покой, да щей горшок, да сам большой”. И муза его перевоплощается в уездную барышню, в которой мы без труда
Узнаем Татьяну Ларину.
“Итак, она звалась Татьяной”, – подытоживает Пушкин свои размышления о выборе имени героини, которое, по тем временам, могло принадлежать старине либо девичьей, подчеркивая тем самым народность образа. И действительно, Татьяна “в семье своей
Родной казалась девочкой чужой”, так не походила она на “доброго малого”, но
Недалекого человека – отца, на мать, разделившую участь многих русских женщин –
Спокойный, но безлюбовный брак, на беззаботную сестру.
Течение бесконечного сельского досуга Татьяна украшала своей фантазией, чтением романов, а куклы и игры ее не привлекали:
И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Выросшая под недреманным оком своей няни, передавшей ей часть своего мироощущения,
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Что ж, это не порок, считает Пушкин: “Так нас природа сотворила” – находить в ужасном свои прелести, верить приметам.
Но не только это ищет Татьяна в природе. Как и автор, его героиня любит и понимает природу, по-настоящему близка к ней. Невидимыми нитями связано ее сознание с сельским неярким пейзажем. Кажется, она и сама такова. Но нет, “Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, …страстная”,- отмечал Белинский. Ее душа ждала, жаждала любви –
И дождалась.
Открылись очи;
Она сказала: это он!
Онегин, окруженный ореолом необычности на фоне соседей Пустяковых, Петушковых, слился с романтическими образами, жившими в ее душе. И автор, искушенный, как и его герой, в “науке страсти нежной”, предостерегает:
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая…
Но понимая, что “Татьяна любит не шутя”, что она не хладнокровная кокетка, старается оправдать ее бесхитростное поведение, доверчивость, “легкомыслие страстей”. Письмо Татьяны к Онегину свято для него, наполняет его “тайною тоскою”, идущей от чистоты неразделенного чувства.
Даже Онегин был тронут “посланием Тани”, но лишь на минуту. Объяснившись с печальной героиней, он, по ироничному замечанию автора, “очень мило поступил”. Но это объяснение ничего не изменило, любовь Татьяны не угасла. Если раньше она любила беззаветно, безотчетно, то после своего вещего сна, именин, дуэли и гибели Ленского, она пытается понять человека, которому отдала свое первое чувство. Кто он?
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес…
Не пародия ли он, “москвич в Гарольдовом плаще”? Посещая дом Онегина, читая его книги, Татьяна начинает сознавать, что целый мир раньше был скрыт от нее, что человек не укладывается в привычные жизненные схемы. Она не только разрешает загадку Онегина, она сама теперь, в новой своей! жизни светской дамы, становится такой же загадкой. “Ужель та самая Татьяна”, величавая “законодательница зал”? Нет:
Ей внятно все. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.
Она готова отдать пышность и мишуру света за те места, где была счастлива когда-то. Любовь все еще живет в ней, но обман и ложь не в ее натуре, она “другому отдана”.
Пушкин и в это мгновение рядом с любимой им Татьяной.
А счастье было так возможно, Так близко! –
Это вздох сожаления героини, но он мог принадлежать и автору, и Онегину, и читателю, понимающим, что настоящая любовь не состоялась во времени и пространстве. Так сильно было обаяние пушкинской героини, что мимо нее, за редким исключением, равнодушно никто не проходил. Белинский, восхищаясь живостью образа, ставил в заслугу Пушкину то, что “он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину”.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: “Я так люблю Татьяну милую мою! ” (2)

Другие сочинения:

  1. Татьяна, милая Татьяна… …я так люблю Татьяну милую мою! За то… что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте. За то… что любит без искусства, Послушная влеченью чувства, Что так доверчива она, Что от небес одарена Read More ......
  2. Он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину. В. Г. Белинский Женский характер пушкинских времен… С портретов и миниатюр кисти О. Кипренского и В. Боровиковского, В. Тропинина и К. Брюллова беззащитно, задумчиво и нежно смотрят глаза современниц великого поэта. Read More ......
  3. Марину Цветаеву я считаю принцессой русской поэзии. Она так самоотреченно была влюблена в поэзию, что часто в других любила ее больше, чем в себе. Отсюда столько посвящений великим поэтам, ее современникам, ее принцам духа: А. Блоку, В. Маяковскому, Б. Пастернаку, Read More ......
  4. Пушкиным не бейте! Ибо бьют вас – им! М. Цветаева Марину Цветаеву я считаю принцессой русской поэзии. Она так самоотреченно была влюблена в поэзию, что часто в других любила ее больше, чем в себе. Отсюда столько посвящений великим поэтам, ее Read More ......
  5. С синими горами Кавказа у М. Ю. Лермонтова была связана целая глава жизни – лучшая глава. Свобода и поэзия, героизм и храбрость, опасность и истинный патриотизм – вот что этот скалистый край будил в сердце вольнолюбивого поэта. Необыкновенная, мужественная красота Read More ......
  6. “Война есть противное человеческому естеству состояние”, – писал Лев Толстой, и мы можем согласиться с этим, ведь война приносит страх, слезы, кровь. Война – это испытание для человека. Многие писатели рассказывали о войне, но мне наиболее запомнилась повесть В. Быкова Read More ......
  7. Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных произведений. Среди них “Кавказский пленник”, “Капитанская дочка”, “Полтава”, “Медный всадник” и другие не менее известные поэмы и стихи. Но больше всего мне понравился роман в стихах “Евгений Онегин”. Главными героями произведения являются Евгений Онегин Read More ......
  8. В произведении А. С. Пушкина”Евгений Онегин” рассказывается о двух совершенно разных дев ушках-Татьяне и Ольге. Ольга-веселая, скромная, жизнерадостная девушка. Она послушная дочь, родители ее очень любят. В Ольгу без памяти влюблен Ленский. На его ухаживаня она отвечает взаимностью, но ее Read More ......
“Я так люблю Татьяну милую мою! ” (2)

“Евгений Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”, - писал Белинский. И действительно, поэт на этот раз открывает нам душу, самого себя не только в авторских отступлениях, но и в характеристиках своих любимых героев, щедро наделяя их сокровищами своих мыслей и чувств. Порой они смотрят на мир его глазами, а иногда он - их.

Онегин - главный герой романа - “добрый приятель” автора, но между ними нет знака равенства, они похожи, но и только. Чему-то в Онегине Пушкин сочувствует, что-то отвергает. Другое дело - Татьяна, в любви к которой поэт признается и с которой старается быть рядом в трудную для нее минуту: “...с тобою вместе слезы лью”. Более того, для Пушкина, распрощавшегося с юношеской романтикой и вольными и невольными путешествиями, идеал теперь “хозяйка, ...покой, да щей горшок, да сам большой”. И муза его перевоплощается в уездную барышню, в которой мы без труда узнаем Татьяну Ларину.

“Итак, она звалась Татьяной”, - подытоживает Пушкин свои размышления о выборе имени героини, которое, по тем временам, могло принадлежать старине либо девичьей, подчеркивая тем самым народность образа. И действительно, Татьяна “в семье своей родной казалась девочкой чужой”, так не походила она на “доброго малого”, но недалекого человека - отца, на мать, разделившую участь многих русских женщин - спокойный, но безлюбовный брак, на беззаботную сестру.

Течение бесконечного сельского досуга Татьяна украшала своей фантазией, чтением романов, а куклы и игры ее не привлекали:

И были детские проказы

Ей чужды: страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей.

Выросшая под недреманным оком своей няни, передавшей ей часть своего мироощущения,

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Что ж, это не порок, считает Пушкин: “Так нас природа сотворила” - находить в ужасном свои прелести, верить приметам.

Но не только это ищет Татьяна в природе. Как и автор, его героиня любит и понимает природу, по-настоящему близка к ней. Невидимыми нитями связано ее сознание с сельским неярким пейзажем. Кажется, она и сама такова. Но нет, “Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, ...страстная”,- отмечал Белинский. Ее душа ждала, жаждала любви -

И дождалась.

Открылись очи;

Она сказала: это он!

Онегин, окруженный ореолом необычности на фоне соседей Пустяковых, Петушковых, слился с романтическими образами, жившими в ее душе. И автор, искушенный, как и его герой, в “науке страсти нежной”, предостерегает:

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь, милая...

Но понимая, что “Татьяна любит не шутя”, что она не хладнокровная кокетка, старается оправдать ее бесхитростное поведение, доверчивость, “легкомыслие страстей”. Письмо Татьяны к Онегину свято для него, наполняет его “тайною тоскою”, идущей от чистоты неразделенного чувства.

Даже Онегин был тронут “посланием Тани”, но лишь на минуту. Объяснившись с печальной героиней, он, по ироничному замечанию автора, “очень мило поступил”. Но это объяснение ничего не изменило, любовь Татьяны не угасла. Если раньше она любила беззаветно, безотчетно, то после своего вещего сна, именин, дуэли и гибели Ленского, она пытается понять человека, которому отдала свое первое чувство. Кто он?

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес...

Не пародия ли он, “москвич в Гарольдовом плаще”? Посещая дом Онегина, читая его книги, Татьяна начинает сознавать, что целый мир раньше был скрыт от нее, что человек не укладывается в привычные жизненные схемы. Она не только разрешает загадку Онегина, она сама теперь, в новой своей! жизни светской дамы, становится такой же загадкой. “Ужель та самая Татьяна”, величавая “законодательница зал”? Нет:

Ей внятно все. Простая дева,

С мечтами, сердцем прежних дней,

Теперь опять воскресла в ней.

Она готова отдать пышность и мишуру света за те места, где была счастлива когда-то. Любовь все еще живет в ней, но обман и ложь не в ее натуре, она “другому отдана”.

Пушкин и в это мгновение рядом с любимой им Татьяной.

А счастье было так возможно, Так близко! -

это вздох сожаления героини, но он мог принадлежать и автору, и Онегину, и читателю, понимающим, что настоящая любовь не состоялась во времени и пространстве. Так сильно было обаяние пушкинской героини, что мимо нее, за редким исключением, равнодушно никто не проходил. Белинский, восхищаясь живостью образа, ставил в заслугу Пушкину то, что “он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину”.

Примерный текст сочинения

Каждый великий художник стремится запечатлеть в своих произведениях тот идеал женщины, в котором бы нашли воплощение лучшие качества своего народа. Пушкинским идеалом стал образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин".

С первого же знакомства с этой героиней мы видим ее самобытность, непохожесть на других. Еще ребенком она выделяется из обычной провинциальной среды.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Чтобы усилить это впечатление, автор дает здесь контрастный образ ее сестры Ольги, вся прелесть которой сосредоточилась в "локонах льняных", "легком стане", "глазах как небо голубых". Интересно, что взор скептика Онегина видит Ольгу совсем иной: "Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне". Такая характеристика сразу же обнажает ее внутреннюю пустоту, которой противопоставляется богатство внутреннего мира Татьяны. Она с детства чуждалась шумных детских игр, разговоров "про вести города, про моды". Что же заполняло ее жизнь?

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод...

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Значит, природа, книги, деревенский мир со сказками няни, народными поверьями и обычаями составляют любимый круг жизни Татьяны, формируют ее личность.

В начале романа Татьяна - "мечтательница нежная", погруженная в таинственный мир книг с выдуманными страстями, искренняя и доверчивая девушка, которая "не ведает обмана и верит избранной мечте". Она не может скрыть своих чувств к Онегину, переполнявших ее, и пишет ему нежное, трогательное, дышащее любовью послание, которое даже холодного эгоиста Онегина не смогло оставить равнодушным. Но он подавил в себе волнение, так как не желал ни воспользоваться наивностью и неопытностью девушки, ни связать себя семейными узами.

Смогла ли назидательная, нравоучительная отповедь Евгения убить в Татьяне любовь к нему? Нет. Об этом прямо говорит Пушкин:

Что было следствием свиданья?

Увы, не трудно угадать!

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души, печали жадной;

Нет, пуще страстью безотрадной

Татьяна бедная горит.

Любовь к Онегину продолжает жить в душе Татьяны и после убийства им Ленского, и после его отъезда, и после того, как она, разочаровавшись в нем, называет его "Москвичом в Гарольдовом плаще", и после своего замужества. Любит Татьяна его и в конце романа, когда вновь встречает Евгения в собственной великолепной гостиной. Эта глубина и сила чувства говорят о цельности, высоте, одухотворенности ее натуры. Именно неординарность, самобытность Татьяны дают ей возможность решительно изменяться, стремительно преображаться. В 8-й главе романа мы видим удивительное перевоплощение "странной, провинциальной и жеманной" барышни (такой ее воспринимают московские кузины) в "равнодушную княгиню", "небрежную законодательницу зал". Какой же рисует петербургскую Татьяну автор?

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней.

Пушкинская характеристика Татьяны говорит о том, что даже в великолепной светской жизни она сумела сохранить свою личность, достоинство, естественность, благородную простоту, которая пленяет в ней даже чопорную, высокомерную знать.

Беспечной прелестью мила,

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы.

"Беспечная прелесть" Татьяны - это маска, которую она носит с поразительной естественностью, ибо этого требуют суровые законы света. Здесь неуместны открытость чувств, внешние проявления страстей и переживаний. Это прекрасно понимает Татьяна своим умным и чутким сердцем. Принимая правила игры, она становится образцом "безупречного вкуса", облагораживая своим присутствием даже пустой светский разговор.

Перед хозяйкой легкий вздор

Сверкал без глупого жеманства,

И прерывал его меж тем

Разумный толк без пошлых тем...

Вначале может показаться, что Татьяна удовлетворена своей роскошной жизнью, своим светским успехом. Но откровенный разговор с Онегиным убеждает нас в том, что это не так. В великолепной княгине живет прежняя Татьяна, тоскующая о милом деревенском доме, о зеленых дубравах, привольных полях. Она называет светскую жизнь "ветошью маскарада", которую с радостью бы отдала "за полку книг, за дикий сад". Но Татьяна прекрасно понимает, что ее желание несбыточно, ибо она сама связала себя обещанием, данным нелюбимому мужу. И расплачиваться за эту ошибку она должна сама, неукоснительно выполняя роль верной жены и хозяйки дома, подавляя в себе чувства к любимому человеку.

В последнем разговоре с Евгением Татьяна не унижается до лжи, она по-прежнему честна с ним, но принять его любовь не может, так как не способна и предать своего мужа, который "в сраженьях изувечен" и который окружил ее вниманием и заботой. Невозможно не восхищаться благородством Татьяны, ее мужеством и силой духа, которые заставляют ее произнести известные слова:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Почему же после этого разговора Евгений стоит "как будто громом поражен"? Наверное потому, что только теперь он открыл настоящую Татьяну, впервые увидел ее нравственную силу, ее духовную красоту и тут же потерял навсегда.

Значит, несмотря на духовную эволюцию Татьяны, она сохранила свою индивидуальность, свои лучшие качества, но вместе с тем навсегда утратила черты наивной девочки, познающей мир по книгам. Теперь она приобрела реальный, критический взгляд на жизнь, который открыл ей пустоту и бесцельность светского Петербурга, научил ее владеть своими чувствами, дал ей силу любить и скрывать свою любовь и быть верной супружескому долгу. Об этом замечательно сказал великий русский писатель Ф. М. Достоевский, рассуждая над мотивами поступка Татьяны: "А разве может человек основать свое счастье на несчастии другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в гармонии духа". Именно эта "гармония духа" и составляет сущность характера Татьяны и делает пушкинскую героиню "милым идеалом", одним из самых привлекательных и ярких женских образов русской и мировой литературы.