Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  За пределами холста. Сюрреалистические предметы — телефон-омар. Телефон-омар — скульптура Сальвадора Дали с трубкой

За пределами холста. Сюрреалистические предметы — телефон-омар. Телефон-омар — скульптура Сальвадора Дали с трубкой

«Телефон-омар» — сюрреалистическая скульптура, которую создал известный испанский живописец Сальвадор Дали (1904-1989) во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Необыкновенная скульптура была создана совместно с другим живописцем-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом.

Входит в цикл работ живописца называющиеся «война и Паранойя».

На данный момент скульптура находится в Галерее Тейт, Ливерпуль. Представляет собой совмещённые разноплановые вещи, каковые связаны неспециализированной идеей. В нижней части простой телефон тёмного цвета.

В верхней части — муляж омара, что создан из гипса. Суть для того чтобы совмещения, что думается сначала совсем бердовым, содержится в том, что Сальвадор Дали таковой акцией решил выразить собственный протест общему поклонению технике. Скульптура имеет приблизительно таковой подтекст:

Люди отделились от природы и сейчас отделяются друг от друга. С приходом телефонов людям кроме того не требуется видеться между собой, дабы пообщаться.

Сейчас живое общение заменяют провода и аудиокоммуникации. Не обращая внимания на то, что с приходом телефонов люди смогут общаться кроме того на громадных расстояниях, как раз телефоны и отдаляют людей друг от друга.

Совмещение омара и телефона тут может принимать самые значения и разные формы. Всё зависит от размышлений самого зрителя. Это возможно и намёк на необходимость быть ближе к природе.

Кроме этого Сальвадор Дали выразил в этом некую одноплановость двух вещей: телефон, как продукт индустриализации человека, и омар, как популярный продукт потребления. Помимо этого, омар есть афродизиаком и в данной скульптуре есть знаком сексуального жажды.

О том, что под омаром кроется некоторый сексуальный подтекст может сказать иллюстрация Сальвадора Дали, которая была создана годом ранее и именовалась «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), где кроме этого вместо ручки телефона был омар.

Сам Сальвадор Дали сказал: «Не осознаю, из-за чего, в то время, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне ни при каких обстоятельствах не подают отварной телефон; и вдобавок не осознаю, из-за чего шампанское постоянно пьют охлажденным, а вот кое-какие телефонные трубки, каковые в большинстве случаев бывают такими отвратительно теплыми и не очень приятно липкими в прикосновении, ни при каких обстоятельствах не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».

В первый раз произведение было представлено на первой Английской выставке сюрреалистического мастерства во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Дали, что воображал свои работы, выступил с лекцией в костюме володаза.

Всего существует пять экземпляров скульптуры «Телефон-омар». Первый выставлен в Галерее Тейт в Ливерпуле, второй - на выставке «Вселенная Дали» в Лондоне, третий — в Музее электросвязи во Франкфурте, четвёртый — в Национальной галерее Австралии, а пятый экземпляр в собственности фонду Эдуарда Джеймса.

Две работы Сальвадора Дали из частной коллекции выставлены на аукцион. Во сколько предварительно оценили диван-губы и телефон-лобстер? Что еще создал знаменитый испанец?

Сумасшедший маэстро, безумный гений, эксцентричный сюрреалист — все это о нем. Сальвадор Дали и экстраординарность — почти синонимы. Репродукции картин испанского художника разлетаются как горячие пирожки, его образ используют для фотосессий, а его единичные изобретения мечтают выпустить в тираж. Дали успел поработать сразу в нескольких областях: он внес свой вклад и в дизайн интерьеров, и в модную индустрию, и в… оформление конфет. Предлагаем вам вспомнить самые яркие работы гениального испанца (возможно, о некоторых вы даже и не догадывались).

Телефон-лобстер

Эскиз необычного телефонного аппарата художник придумал в 1935 году, а уже год спустя интересная задумка была воплощена в жизнь. Во многом этому поспособствовал британский миллионер Эдвард Джеймс — он спонсировал художника, столкнувшегося с нехваткой средств, в обмен на его работы (а к тому же был хорошим приятелем испанского гения).

Кстати, если верить красивой легенде, идея создания такого вот телефона родилась в ходе одной из дружеских посиделок, когда кто-то из собравшихся уронил лобстера… на телефон.

Дали неоднократно намекал на сексуальный подтекст в своей задумке — во время разговора губы говорящего должны находиться в районе половых органов омара. Кроме того, лобстер известен как отменный афродизиак. Всего мир увидели 11 копий изобретения — 5 цветных и 6 белых. Практически все они находятся в музеях, разбросанных по всему миру. А вот экземпляр, принадлежавший Джеймсу, в настоящее время выставлен на аукционе Christie’s. Его стоимость оценили в 850 000 фунтов стерлингов (более 68 миллионов рублей). Найдется ли покупатель, мы узнаем в сентябре. А пока посмотрим на еще одного лобстера, созданного Дали.

Платье с лобстером

Дали интересовали все сферы искусства, в том числе и мода. В 20-х годах прошлого века он встретил другого творческого человека с сумасшедшими идеями. Им оказалась легендарная итальянка Эльза Скиапарелли — новатор и революционер в модном мире.

Дизайнер и Дали создали несколько возмутительных (а теперь уже легендарных) предметов гардероба. Их фантазия задолго до Филипа Трейси и Стивена Джонса породила своеобразные головные уборы, в том числе шляпки в виде туфель и шляпки-таблетки, ставшие популярными благодаря Джекки Кеннеди. Позже они придумали сумки в виде яблок и перчатки с накладными ногтями. Но главные творения этого звездного тандема — платья. На самом известном из них изображен любимый Дали вареный лобстер в окружении листочков зелени. Возможно, оно бы и не стало таким популярным, если бы интересную вещь не решилась надеть никто иная, как Уоллис Симпсон — герцогиня Виндзорская, ради женитьбы на которой Эдуард VIII отрекся от престола (все же хорошо, что времена изменились, иначе мы бы не увидели пышную свадьбу Меган Маркл). Кстати, даже последняя коллекция Schiaparelli включала платья с изображением “родственников” омаров — крабов.

Диван-губы

Этот необычный предмет интерьера был создан специально для бутика Schiaparelli. Вдохновила Дали на его создание Мэй Уэст — одна из главных клиенток Эльзы и по совместительству секс-символ своего времени. Впрочем, спонсировал все удовольствие вновь Эдвард Джеймс. Дали не раз говорил, что диван непригоден для сидения — во-первых, он ужасно неудобен, во-вторых, негоже портить предметы искусства. И все же странная вещь вызывала у окружающих неподдельный интерес и восторг.

Да такой, что в 1974 году Сальвадор решил вернуться к работе над диваном, взяв себе в помощники многообещающего дизайнера Оскара Тускетса Бланка. Плод их творческого слияния хранится в комнате Мэй Уэст музея Фигераса (той самой, стилизованной под лицо актрисы). Ну а в 2004 году компания Бланка Bd Barcelona Design, обладающая эксклюзивными правами, начала массовое производство Dalilips (так назвали диван), добавив к “каноническому” красному варианту еще три цвета — черный, белый и розовый.

Но это еще не все. Если вы мечтаете заполучить первоначальную версию дивана, у вас есть шанс: ее, как и телефон-лобстер, выставили на аукцион. Стартовая цена составляет всего 400 000 фунтов стерлингов (более 32 миллионов рублей).

Пиджак-афродизиак

Дали работал над одеждой не только вместе с Скиапарелли, но и самостоятельно. Одно из модных изобретений Сальвадора — пиджак-афродизиак. Первая версия необычного наряда появилась в 1936 году — тогда его украшали порядка 80 стаканчиков с настоящим мятным ликером (и трудно же было не разлить все это дело!). Они крепились к пиджаку при помощи тонких соломинок, а в каждом из них лежала… мертвая муха (видимо, для правдоподобности).

К сожалению, этот вариант не сохранился, хотя его и пытались воссоздать по памяти для ряда художественных выставок. Зато более поздняя версия пиджака, в которой на смену стаканам пришли пронумерованные хрустальные рюмки, осталась не только в памяти современников испанского гения — Дали запечатлен в своем обмундировании на фотографии, которая хранится в архиве Би-би-си и считается одним из символов ХХ века.

Венера Милосская с ящиками

Диван-губы и телефон-лобстер не были единственными предметами интерьера, зародившимися в воображении Дали. Еще одна уникальная работа появилась в 1936 году. Как нетрудно догадаться, основой для нее послужила классическая Венера. Взяв за основу древнюю реликвию, Сальвадор воссоздал ее гипсовую копию, заведомо разделив тело женщины на ящики: один из них — в голове, другие в груди, животе и ногах. Художник еще раз напомнил о тайнах женского тела и его сексуальности.

В 1973 году Дали “переиздал” свою скульптуру. Новая Venus à la Giraffe получила длинную шею, из-за которой исчезли малейшие шансы добраться до ящика в голове (ох уж эти женские мысли), зато из ее живота, символизирующего плодородие, выходит длинный ящик, который невозможно закрыть.

В своих работах художник не раз обращался к теме женской сексуальности — на его эскизах были стулья и столы с женскими ногами и руками. Кстати, их воплотили в жизнь все в той же Bd Barcelona Design, как когда-то по эскизам гения был воссоздан столовый набор Mеnagеre с необычными вилками, ложками и ножами в виде улиток и растений.

Логотип чупа-чупс

Завершает нашу подборку творений художника сладость, с которой мы сталкиваемся каждый (ну или почти каждый) день. Будучи великим изобретателем и креативщиком, Сальвадор просто не мог не оставить свой след в истории рекламы, маркетинга и оформления.

Производство знаменитого каталонского леденца на палочке началось в 1958 году, но только 11 лет спустя его создатель Энрик Бернат обратился за помощью в дизайне к своему соотечественнику и хорошему знакомому.

За весьма приличную сумму (скромностью художник не страдал) Дали изобрел логотип, который мы видим и по сей день практически в первозданном виде. Именно гений сюрреализма догадался разместить логотип на самом верху леденца, чтобы он был хорошо заметен и его было трудно повредить. Заказчик остался доволен.

Я уже рассказывал о временной выставке у. Но в Париже есть и целый музей посвященный этому гениальному испанскому художнику.

Находится он на Монмартре. Я о нем узнал в отеле. В рекламном журнале был флаер по которому предоставлялась скидка на посещение.

В этом музее наиболее полная коллекция скульптур великого мастера сюрреализма

Благородство времени . Часы растекаются вокруг дерева, вечного символа жизни. На вершине часов корона, символизирующая превосходство времени над человеком. Созерцательный ангел и женщина закрывающаяся шалью смотрят. Дали показывает что время превосходительно царит над искусством и человеческой реальностью.

Профиль времени . Все люди должны смириться с течением времени.

Космический слон . Воплощает собой символ рожденный в 1946 в картине Дали под названием «Искушение святого Антония «.

Сюрреалистическое пианино (1954 — 1984) . Дали заменил банальные деревянные ножки пианино ножками танцовщиц. Оживляя инструмент, позволяя ему радоваться от возможности танцевать и играть.

Дань Ньютону

Человек-птица (1972 -1981). Дали совмещает две несовместимые части. Замещает человеческую голову головой цапли, делает человека полуптицей или птицу получеловеком. Это существо не может выделить что из двух частей доминирует. Человек не всегда тот кем он появляется. Дали хочет оставить нас в сомнении, это его игра.

Космическая Венера . Дали отдает дань уважение женщине. Красота плоти временна и со временем исчезает, но красота искусства бесконечно. Космическая Венера разделена на две половины, раскрывая яйцо. Символ жизни, возобновления, продолжения и будущего.

Святой Георгий и Дракон . Святой Георгий был покровителем всех рыцарей в средневековой Европе. Дали реконструирует знаменитую легенду про дракона в трехмерной форме. Мы видим на заднем плане женщину поднимающую руку в знак победы. Возможно художник сообщает что все воины ведутся ради женщин.

Видение ангела (1977 — 1984) Дали верит в религию, и в силу ее символизма. По его идее, единство Господа представлено большим пальцем руки, откуда возникает жизнь (ветки деревьев). Хотя человек объединен с Господом, Божественное знание является высшим.

Женщина в огне (1980) Скульптура объединяет две яркие, навязчивые идеи Дали: огонь и женские формы с выдвижными ящичками. Пламя представляет скрытую интенсивность подсознательного желания, в то время как ящички представляют тайну скрытых секретов. Эта женщина без лица представляет всех жиенщин. Для дали женская тайна это ее настоящая красота.

Улитка и ангел. Известно, что улитка была одним из наиболее навязчивых фетишей Дали. Она парадоксально соединяет в себе мягкость с твердостью (раковина). Раковина символ медленного течения времени. Ангел который хранит силы духа посещает ее и дарует неограниченную скорость.

Ангел крупным планом.

Любимая тема художника — утекающие часы.

Дань Терпсихоре , музе танца. Мы видим две сюрреалистических танцовщицы двигаются в пространстве. Танцовщица с классическими гладкими формами представляет грацию и бессознательное, другая с кубическими формами представляет хаотический ритм современной жизни. Две формы танцуют вмести в каждом.

Сюрреалистический воин (1971 — 1984) Воин, представленный Дали, символизирует все победы: реальные и метафизические, духовные и физические.

Космический носорог (1956)

Как Дали делал свои скульптуры

Рисунок становится понятным только отражаясь в цилиндре.

Также выставлено много гравюр. Не перестаю удивляться фантазии.

Серия гравюр «Поиски Грааля» (1975)

И рисунков

Серия работ «Ромео и Джульетта»

Серия работ «Моисей и монотеизм», 1974

Портрет дали в образе Джаконды

— Дали, что вы видите когда смотрите на Мону Лизу?
Образец красоты.

В общем такой он Дали…мистический, удивляющий, сюрреалистичный) О музее подробней можно найти на

Сюрреализму всегда было нелегко в двух измерениях живописи. Дали - несомненно живописец. Но и ему, время от времени, было необходимо создавать объемные модели своих сложных образов, чтобы самому лучше понять собственную идею и способ ее воплощения на холсте.

Мастер работал исключительно с воском, поскольку никогда сам не рассматривал свои скульптуры, как самостоятельные произведения. Мир узнал о Дали-скульпторе только благодаря коллекционеру Исидру Клоту, который выкупил у мастера его восковые модели и по ним заказал бронзовые отливки. Представленные публике скульптуры произвели сенсацию в мире искусства. Многие скульптуры впоследствии были многократно увеличены и украсили не только музейные коллекции, но и площади многих городов.

По своему содержанию абсолютно все скульптуры Дали - пластическое воплощение образов, хорошо знакомых по его живописным работам. Благодаря объемности, многие образы приобрели дополнительную выразительность и эстетическое звучание.


Адам и Ева


Работа представляет собой композицию из фигур Прародителей, а также Змея, изогнутого в виде сердца. В эту фигурную петлю Ева подает яблоко Адаму. Автор трактует библейскую историю, как познание радостей плотской любви через преступный грех, привлекательный и вожделенный.
Фигуры людей выглядят несколько обобщенно, они лишены индивидуальных черт, что несомненно сделано осознано. Змей - напротив, выполнен тщательно и точно. Центр композиции четко обозначен яблоком с дерева Познания. Бронза позволила обозначить акценты, выделив их цветом. Змей выполнен в золотистых цветах, а яблоко - идеальная сфера - зеркально отполирована и выглядит почти перламутровой.


Профиль времени


Один из любимых образов художника - пластичные, текучие часы. Подобных скульптур у Дали несколько. Профиль времени - самая известная из всех. Феномен времени - особенно важен для художников сюрреализма, воспринимающих время, как непременный атрибут всех своих сюжетов, загадочных, сложных и неясных. Быстротечность, иллюзорность и неуловимость времени - предмет пристального внимания автора.

Святой Георгий и Дракон


Классический сюжет в трактовке автора выглядит несколько иначе, чем мы привыкли его видеть. Иконический символ Святого на коне, поражающего копьем Дракона, дополнен небольшой фигурой женщины, стоящей несколько поодаль, которая подняла руку, приветствуя подвиг Георгия. Автор тем самым напоминает о тех, ради кого был совершен подвиг, о даме, во имя которой рыцари совершают все свои подвиги, о любви и защите слабых. Художник раздвигает рамки классического сюжета, заставляет зрителя пересмотреть свое отношение к классике.


Космическая Венера


Известные всему миру формы античной Венеры в работе Дали несколько изменены, осовременены, эротизированы. Скульптура дополнена деталями, которые и заключают в себе идею автора. Первая деталь - "текущие часы", призванные напомнить зрителю об изменчивости вкусов и эстетических представлений людей. Вторая деталь - золотое яйцо - символ великого предназначения женщины - дарить жизнь. Символы вечного и проходящего объединены в работе. Автор иронизирует над изменчивостью человеческих вкусов, противопоставляя им вечную и постоянную мудрость природы.


Персей


В этом случае автор обращается к мифологии, причем, использует для образца известную статую Челлини. В скульптуре великого сюрреалиста Персей изображен схематично, детали не проработаны. Лицо полностью отсутствует. Голова Горгоны также весьма схематична. По своему содержанию работа представляет собой трактовку содержания мифа. Герой убил Горгону, уничтожающую взглядом, только потому, что сам сумел избавиться от лица, самого уязвимого места.

На сегодняшний день в европейских и находится более трех сотен скульптур . Большинство из них - третьи и четвертые копии, отлитые в оригинальных формах коллекционера Клота. Оригиналы скульптур хранятся в его частной коллекции.

Самый известный дизайнер-сюрреалист - Эльза Скьяпарелли. Она постоянно сотрудничала с фотографами и художниками (кстати, не только с сюрреалистами, но и дадаистами). Именно Скьяпарелли сделала сюрреализм модным. Самые известные ее вещи неизменно связаны с именем Сальвадора Дали. Художник создал принты для легендарного платья с нарисованными порезами и прорехами, а также предложил разместить изображение огромного лобстера на белоснежном платье. Лобстеры часто становились арт-объектами в его руках. Дали придумал телефон с трубкой в виде гигантского лобстера, а во время создания сюрреалистичного павильона «Сон Венеры» украсил обнаженные тела моделей морепродуктами.

Если вам также хочется примерить лобстера, то в вашем распоряжении моносерьги, бисерные броши, кольца и крупные кулоны.

Анатомия

Скьяпарелли также сотрудничала с Жаном Кокто. Совместно с этим артистом она придумала знаменитое пальто с профилями людей, практически соприкасающихся носами и своими профилями, формирующими силуэт цветочной вазы. В сюрреализме человеческое тело - объект для экспериментов. Оно распадается на части, искажается, порой пугает. В этом смысле украшения - отличная почва для подобных экспериментов: расшитые пайетками и камнями руки, запонки в виде сердец и подобные вещи сегодня делают многие бренды.

Губы и глаза

Сюрреалисты часто превращали женские губы, накрашенные яркой помадой, в объекты искусства, дизайна: вспомнить хотя бы флакон духов или диван Сальвадора Дали. В модном мире губы тоже часто украшали одежду (например, знаменитое платье из коллекции Сен-Лорана 1971 года, с губами из алых и малиновых пайеток). В ситуации с украшениями привычные материалы становились чем-то неожиданным, чем-то большим, чем просто красивыми побрякушками в виде звезд или цветов. Броши с жемчужными зубами, сапфировые слезы и сердца из рубинов стали настоящими арт-объектами.