Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: "В гостях у сказочницы". Присказки и докучные сказки Присказка в русско народных сказках

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: "В гостях у сказочницы". Присказки и докучные сказки Присказка в русско народных сказках

Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки и докучные сказки. Это шуточные фольклор для детей. Сказка не ради сказки, а ради забавы. Короткие, без основного действия и завершения, эти произведения народного творчества созданы, чтобы рассмешить, запутать маленького слушателя. Неожиданный обман раскрывается после первых двух строчек сказки, многочисленные повторы и вот уже у детей крик недовольства или веселый смех. Ага, надули!

Докучные сказки

Докучные сказки можно поставить на одну ступеньку с потешками и прибаутками. Этими коротенькими сказочками по мнению В. Проппа, рассказчик хотел угомонить детей, которые бесконечно просили рассказывать сказки. И неудивительно докучные сказки коротки и вместе с тем бесконечны: "... начинай читать сначала...".

Часто это смешное короткое повествование, смахивает слезы обиды на глазах ребенка от того, что сказку ему не хотят рассказывать. Дети быстро запоминают докучные сказки и с удовольствием повторяют их.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал - тот дурак.

Хочешь сказку про лису? Она в лесу.

На улице лето, под окошком - лавка,
В лавке елец - сказке конец!

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце том елец; тут и сказочке конец.

Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить - перемочили,
Стали сушить - кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут - тогда доскажу!

Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу - мочало;
не сказать ли сказку сначала?

Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся

Расскажу я Вам сказку про белого бычка... Вот и сказка вся!


- Расскажи!
-Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
-Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так далее)

Рассказать сказку про гуся?
- Расскажи.
- А она уже уся.

Рассказать сказку про утку?
- Расскажи.
- А она ушла в будку.

Присказки

Присказка - она же в народе побасенка, присказулька - повторяется во многих сказках, и следует до зачина основного повествования. Часто присказка не связана с основным текстом сказки. Она как бы предвосхищает, готовит слушателей, открывает оконце в мир сказочного действа. Русскую присказку легко узнать. Это повторяющиеся во многих сказках 2-3 предложения. "Жили, были..." и т.п.

Иногда народная присказка становится нарицательной и при этом она располагается в основном повествовании: "Сивка бурка вещая каурка", "по локоть в золоте, по колено в серебре", "...повернись ко мне передом, к лесу задом".

Удивительно, но присказка может располагаться и в конце сказки. Тогда она завершает сказание и ребенок, слушающий или читающий, понимает, что сюжет повествования выдуман "...и я там был, мед пиво пил...", "...по усам текло, в рот не попало..". Часто эти последние строчки вынуждают детишек посмеяться: "...синь кафтан, а мне казалось скинь кафтан...". Иногда сказка заканчивается пословицей и подводит итог или выявляет мораль сказки.

Присказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.
Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
На море океане, на острове Буяне.
Это присказка - не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.
Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр.

На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается...
Не лебедь белая (серая) выплывала...
Не белы снеги в чистом поле забелелись... |
Не черны леса дремучие чернеются...
Что не пыль-поле подымается...
Не туман сизый с раздолу под мается...
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.
Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют.
Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало.
Стал по-старому поживать, лиха не знать.
Подали белужины - остался не ужинавши.
Стал жить да бывать, хлеб жевать.
Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет.
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!
Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста - ино теперь в роте пусто.
Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Присказки и докучные сказки для детей очень интересны. Они не просто занимают ребенка, но и позволяют тренировать память, развивать фантазию, но и делают мир детства шире и интереснее.

Сказки - это то, что помогает не только развить фантазию у ребенка, но и расширить его внутренний мир, сделать его ярким, увлекательным и полным приключений. Благодаря им малыши познают понятия добра и зла, обретают стремление стать похожими на любимого героя.

Каждую сказку обычно предваряют присказки. В произведениях Пушкина они также присутствуют.

Понятие присказки

Так как сказки относятся к то и подход к их рассказу должен быть соответствующим. Чтобы ребенок обратил внимание на повествующего, его необходимо заинтриговать и заинтересовать. Именно поэтому русские сказочники применяли так называемые присказки, предваряющие начало истории.

Вступление к сказке не связано с ее содержанием, но при этом объясняет, где или с кем происходят события. Например, «жил был царь», «в некотором царстве, в тридесятом государстве» и другие. Также присказка могла стать окончанием повествования, как бы подводя итог события или рассказывая о самом сказочнике.

Присказки в сказках Пушкина не случайны, так как он любил этот вид народного фольклора и знал с детства благодаря своей няне - Арине Родионовне.

Пушкин и сказки

В основе сказок поэта лежат русские народные сказания, которые он с удовольствием слушал и записывал. Например, в сюжете сказки о Балде, написанной в имении Болдино, лежит рассказ, услышанный и записанный в селе Михайловском.

Не только русские сказки повлияли на творчество поэта. Содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» «списано» с предания из немецкого фольклора, а сюжет «О мертвой царевне» похож на произведение братьев Гримм о Белоснежке.

«Легенда об арабском звездочете» стала толчком для создания «Сказки о золотом петушке». Зная, как устроен фольклор, можно сделать вывод, что присказки в сказках Пушкина не случайны.

«Сказка о золотом петушке»

Это поучительное стихотворное изложение старинной легенды учит детей, что нужно держать данное обещание. Присказки в сказках Пушкина, примеры которых присутствуют как в начале, так и конце его произведений, привносят в них приемы стародавних сказителей.

В начале они привлекают к сюжету. В «Сказке о золотом петушке» вступление звучит так: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон». Этот прием принят у большинства сказочников, что говорит о его значимости и эффективности.

Присказки в сказках Пушкина, примеры которых можно найти и в конце произведения, также ярко выражены в данном сюжете: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В некотором значении «послесловие» в данном примере больше похоже на вывод после поучительной басни. В каком-то смысле эта работа Пушкина действительно больше похожа на ценный урок.

«Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»

В понятие «присказки» в сказках Пушкина о царе Салтане попадают две вступительные строчки о вечерней работе трех сестер возле окна. После этого сюжет может пойти по любой линии, но интрига уже есть, теперь ее нужно только развить. После такого на первый взгляд заурядного начала поэт создает по-настоящему захватывающий рассказ, во время которого дети переживают приключение и следуют за своими героями, которым грозят и опасность, и разочарование, и страх потери близкого человека. Но все же их ждет счастливый финал.

Как и в большинстве фольклорных произведений, присказки в сказках Пушкина в конце повествования кратки и лаконичны: «Я там был, мед, пиво пил», а окончание фразы зависит от того, есть у рассказчика усы или нет.

Поэма «Руслан и Людмила» значительно отличается от сказок автора, так его вступление в данном случае достаточно длинное и подробное, хотя не имеющее к содержанию никакого отношения.

Обычно присказки в сказках Пушкина умещаются в 2-4 строчки, когда здесь это отдельное стихотворение, больше известное как «У Лукоморья дуб зеленый». Повествуя в нем о месте событий, поэт создает увлекательный мир, в который захочет попасть каждый ребенок.

Присказкой первой и последней глав этой поэмы являются одинаковые слова: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Таким образом, Пушкин как бы является не автором, а всего лишь пересказчиком событий, произошедших в глубокой древности и дошедших до нашего времени в виде легенды.

Разберитесь в содержании, в дикционных, орфоэпических и логических особенностях присказок и сказок. Определите свое отношение к рассказываемому.

Присказки

Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказки говорят. Сказка быль - не быль, да и не вранье.

Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец - всему делу венец.

Сказок у нас, что птиц стая, да ни одна из них не пустая. Кто намек поймет, тот с добычей уйдет, сказку нашу услыша. Добру-то все жить да расти, а зло чтоб с земли смести.

Начинается наша сказка от правды, растет на вымысле, жнут ее шутками, провевают прибаутками, продают за ласковое слово сказочнику.

Да то еще не сказка, а присказка, а сказка-то впереди будет.

На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево - золо­тые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает. Сказки сказы­ваются с утра после обеда, поевши мягкого хлеба. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди будет.

Просим теперь, честные господа, нашей сказки послушать. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Зачинается, починается хорошая сказка. Добрая повесть не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

Жили-были журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?

Вот вам сказка, а мне - бубликов вязка.

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы па море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди,

Сказка будет впереди.

П. Ершов.

Сказки5 Три зятя.

Жили старик со старухой. И было у них три дочери. Три до­чери, три умницы-разумницы, три красавицы - ни в сказке ска­зать, ни пером описать.

Вот раз ехал старик с дровами из лесу. А ночь была темная. Лошадь идет, спотыкается, о пни-колоды ушибается. Брела, брела, да и стала совсем. Старик и так и сяк, да выходит ни­как- надо в лесу ночевать.

Эх, - говорит старик, - кабы светлый месяц выглянул, я бы ему старшую дочку отдал!

Только сказал, а Месяц Месяцович выглянул, все кругом осветил. Поехал старик быстро, домой доехал хорошо.

Вот старшая дочка оделась, принарядилась, на крылечко вы­шла - ее Месяц Месяцович к себе и взял.

Долго ли, коротко ли, белой зимой, снегами голубыми ехал старик с ярмарки. Одежонка на нем худая - зипунишко да лап-тишки, шапка рваная. Замерз, продрог, зубы стучат, кости хру­стят.

Эх, - говорит, - кабы Солнышко выглянуло, я бы ему среднюю дочку отдал!

Только сказал, а Солнце и выглянуло. Отогрело старика, рас­топило снега. Поехал старик быстро, домой доехал хорошо.

Вот средняя дочка оделась, принарядилась, на крылечко вы­шла - ее Солнышко в свои хоромы и забрало.

Долго ли, коротко ли, теплым летом поехал старик рыбу удить. Наловил рыбы полную лодку: и язя, и карася, и ершика. Только хотел домой возвращаться, а ветер и стих. Вот парусок-то и повис, ровно тряпка.

Сидит старик в лодке, горюет: рыбы полно, а есть нечего, вода кругом, а пить нечего.

Эх, - говорит, - кабы Ветер-ветерок да подул в мой парусок, я бы ему младшую дочку отдал!

Только сказал, а Ветер-ветерок как задует! Затрепал пару­сок - доволок старика до бережка.

Вот и младшая дочка оделась, принарядилась, на крылечко вышла - ее Ветер-ветерок в свои хоромы и забрал.

Вот год прошел, старик и говорит:

А что, старуха, пойду-ко я старшую дочку проведаю. Хорошо ли ей у Месяца век вековать.

Иди, батюшка, иди да гостинцев снеси!

Напекла баба пирогов да блинов. Взял старик гостинцы и в путь отправился. Идет-бредет, останавливается: к Месяцу ведь не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

Встретила его дочка, обрадовалась. А старик ей:

Ох-ох-ох, тошнехонько! Долог к тебе путь, доченька. Шел-брел, все косточки притомил.

Ничего,- дочка говорит, - сейчас пойдешь в парную баньку, косточки распаришь - все пройдет.

Что ты, что ты, доченька! Ночь на дворе - в бане темно.

Ничего, батюшка.

Вот повели старика в баню. А Месяц Месяцович в щелку палец просунул - всю баню осветил.

Светло ли тебе, батюшка?

Светло, светло, зятюшка.

Попарился старик, погостил у дочки и домой отправился. Идет-бредет, останавливается: домой ведь не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

Ну, - говорит, - старуха, топи баню. А то я шел-брел, все косточки притомил.

Что ты, старик! Ночь на дворе - в бане темно.

Ничего,- говорит,- светло будет.

Пошла старуха в баню, а старик палец в щель сунул:

Светло ли тебе, старуха?

Какое светло - темным-темнехонько!

Да как оступилась бабушка, шайки-кадушки побила, воду пролила, еле жива выскочила. А старик все палец в щели держит.

Вот еще год прошел. Стал старик ко второй дочери соби­раться.

Пойду-ко я, старуха, среднюю дочь проведаю. Хорошо ли ей у Солнышка век вековать.

Иди, батюшка, иди.

Вот старик в путь отправился. Идет-бредет, останавливается: к Солнышку не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел. Встретила его дочка, обрадовалась. А старик ей:

Ох-ох-ох! - говорит, - долог к тебе путь, доченька! Шел-брел, есть захотел.

Ничего,- говорит,- батюшка. Сейчас блинов испеку.

Что ты, что ты, доченька! Ночь на дворе - не время печь топить.

А у нас и печи в избе нет.

Растворила хозяйка тесто. Село Солнышко посреди избы, а жена ему тесто на голову льет да старику блины подает - хо­рошие, румяные да масляные.

Наелся старик, напился и спать повалился.

Наутро домой отправился. Идет-бредет, останавливается: домой-то не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

Ну,- говорит,- старуха! Шел-брел я, есть захотел. Давай блины печь.

Что ты, старый, в уме? Ночь на дворе - не время печь затапливать.

А нам печь в избе и не нужна. Ты знай тесто делай, а печь я буду.

Растворила старуха тесто. Сел старик посреди избы.

Лей,- говорит,- мне на лысину.

Да ты что, старик, не болен ли?

Знай лей! - говорит.

Налила ему старуха теста на лысину. Что тут было, что тут делалось!.. Три дня старика в бане отмывали, насилу отмыли.

Ну год прошел. Стал старик к младшей дочке собираться.

Пойду-ко я, старуха, младшую дочь проведаю. Хорошо ли ей у Ветра век вековать.

Иди, иди, батюшка.

Пошел старик. Идет-бредет, останавливается, реку широкую обходит. Прямо через реку близок путь, а кругом далеко идти.

Ну, дошел. Дочка и зять обрадовались. Погостил у них ста­рик, попраздновал и домой отправился. А дочка да зять прово­жать пошли.

Вот дошли до реки. Старик и говорит:

Я в обход пойду.

А зять ему:

Зачем в обход? Через речку плыви - здесь ближе будет.

Да как же плыть? Лодки нету.

Не горюй, батюшка. Бросай, жена, на воду платок!

Бросила старикова дочка на воду платок. Ветер его надул пузырем. Сел старик, и Ветер его мигом на другую сторону пе­реправил.

Вот спасибо, зятек-ветерок.

Только старик до дому добрел, не поел, не попил, не присел, говорит:

Идем, старуха, на море покатаю.

Пошли к морю, а лодка течет.

Вот,- старуха говорит,- и покатались.

Не горюй, жена. Бросай на море платок!

Да ты что, в уме? Платок дорогой, шерстью шитый.

Бросай, говорю, не пропадет! Бросила старуха платок.

Прыгай! - говорит старик.

Прыгнула старуха, а старик давай дуть. Дул, дул - а старуха уже в воде по колени. Дул, дул старик - а старуху уже соседи из воды чуть живую вытащили.

С той поры бросил старик по зятьям ходить. Лежит дед на печи, тачает сапоги, ест пироги да сказки сказывает.

Ход праздника.

Под елками замерли Гриб и Шут. Выходит Сказочница.
Сказочница: Не далек мой путь, не близкий,
Шла я, шла, поклон вам низкий.
Сказки просятся сюда.
Пригласить их, дети?
Дети: Да!
Сказочница касается волшебной палочкой Шута и Гриба. Герои оживают. Гриб: Очень просим: заходите
В наш просторный книжный дом!
Очень просим: поглядите,
Как мы весело живем.
Шут: Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем!
Учитель: У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Сказка родилась давно, прежде чем люди научились читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям. Так шагала сказка из уст в уста.
Сказочница: Раскроем занавес-вуаль
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветки чудный лес
И, задержав слегка волненье,
Войдем в мир сказок и чудес.
Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну сказок.
Счастливого вам пути!
Гриб: В этом зале ожидают нас сегодня чудеса.
Слышите? Здесь оживают добрых сказок голоса.

Сказочница: Чтобы сказку пригласить,
Надо громко повторить:
Сказка, сказка, расскажись!
Дети: Сказка, сказка, расскажись!
Влетает на метле Баба-Яга и громко кричит. Баба-Яга: Берегись! Разойдись!
Везделет, остановись!
Что за сборище у вас
В неурочный час?
Где же видано, чтоб я
Здесь веселье завела?
Хватит, крышка вам, друзья.
Сказочница: Баба-Яга, зачем ты хочешь праздник прекратить? Наши дети хотят веселиться!
Баба-Яга: А мне-то что? Что хочу, то и ворочу!
Сказочница: Мы с ребятами сказку звали. Куда ты ее дела?
Баба-Яга: Вашу сказку я видала,
У Кощея во дворце.
Заменить ее могу вам,
Преображусь сейчас в лице.
Достает пудру и пудрится.
Сказочный я элемент,
У меня есть документ,
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.
Сказочница: Что ты, Бабушка-Яга,
Детям страшное нельзя,
Надо сказку выручать.
Может нам тебя послать?
Баба-Яга: Даже не подумаю.
Дайте мне метлу мою.
Видя жалобные глаза ребят, Баба-Яга соглашается.
Ну, что ж! Пусть герои сказок дарят нам тепло. Пусть добро навеки побеждает зло.
Звучит видеоролик «Песня о сказке»

Баба-Яга: Вам в беде помочь я рада,
Но я жду от вас награды.
Гриб: Бабка, время не тяни
И за сказкой ты лети.

Баба-Яга: Вот бесстыжий, вот нахал!
Где ты бабку увидал?
Я моложе всех вас вместе.
Мне к обеду будет двести.
Забодай тебя лишай,
Отойди и не мешай.
Садится на метлу и улетает.
Сказочница: Зло не убьешь, но с ним надо бороться,
Зло- это леность души.
Пусть утром каждый,
Как только проснется
Сделать добро поспешит.

Учитель: Пока Баба-Яга совершает доброе дело и ищет сказку, я вам предлагаю вспомнить прочитанные сказки.
Учитель: С грядки старуха цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
А в лепестках тех волшебная сила.
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать лепестки обрывая,
Как называется сказка такая?
Дети: Цветик-семицветик.
Звучит легкая, спокойная музыка. Выходит из-за ширмы девочка Женя с семицветиком в руках, обрывает лепестки. Женя: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращаясь, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Учитель: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Все ж попался …
Дети: Колобок!
Появляется Колобок, поет песню. Колобок: Я Колобок, Колобок,
Колобок - румяный бок!
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел…
Учитель: Кто-то по лесу идет,
Короб на спине несет.
Вкусно пахнет пирогами
Что за сказка перед вами?
Дети: Маша и медведь.
Появляется медведь с коробом. Звучит спокойная музыка. Медведь: Сяду, сяду на пенек,
Съем, съем пирожок.
Медведь уходит. Учитель: Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то странный встретится
Девочке сейчас.
Кто расспросит девочку, о ее пути?
Кто обманет бабушку,
Чтобы в дом войти?
Дети: Красная Шапочка.
Красная Шапочка поет песню под караоке. Учитель: К сожалению не все сказочные герои смогли прийти к
нам на праздник. Но они прислали телеграммы, правда, забыли поставить под ними подписи. Давайте вместе отгадаем, кто же прислал нам телеграммы.
Учитель читает телеграммы. Учитель: «Бежала на ваш праздник и разбила яичко…»
Учитель: Кто же так торопился к нам?
Дети: Мышка. Сказка «Курочка Ряба»
Учитель: «Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки…»
Дети: Грязнуля из «Мойдодыра»
Учитель: «Спасите! Нас съел серый волк
Дети: Волк и семеро козлят.
Учитель: «Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в своей коробчонке к вам спешу!»
Дети: «Царевна-лягушка»
Учитель: В стране сказок произошла беда. Из сказок потерялись некоторые предметы. Давайте поможем найти эти предметы и вернуть их в сказки. Ваша задача – назвать сказку, из которой этот предмет.

1. В какой сказке была потеряна туфелька? (Золушка)

2. В какой сказке царевна откусила яблоко и умерла? (Сказка о мертвой царевне)

3. В какой сказке принцессу проверяли горошиной? (Принцесса на горошине)

4. В какой сказке был потерян золотой ключик? (Приключения Буратино)

5. В какой сказке на пути детей встречается печка и спасает их? (Гуси – лебеди)

6. Как называется сказка в которой девочка жила в цветке?(Дюймовочка) Прилетает Баба-Яга. Баба-Яга: За жару ли, за пургу,
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем ромашек на лугу.
Что, заждались, детвора?
Забирайте. Вот она.
Баба-Яга раскрывает узелок, в котором находятся блестки и конфетти. Подкидывает их вверх. Выходит Сказочница. Сказочница: Все минуточку внимания,
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки название,
Поспешите угадать!
Все готовы слушать ушки?
Будет сказка, дайте срок,
Говорит старик старушке:
Испеки мне…
Дети: Колобок!
Звучит мелодия, из дома выходят дед и баба.
Инсценировка сказки «Колобок» Дед: Ох, захотелось колобка,
У нас есть масло и мука,
Вот ты бы тесто замесила
И колобком всех угостила!
Бабка: С охотой я возьмусь за дело,
Хоть задача нелегка
Чтоб сделать тесто пышно-белым,
Нужна не только нам мука!
Внимание нужно да уменье,
Про соль и сахар не забыть,
Чтоб лучше сделать угощенье
Начну- ка тесто я месить!
Под музыку бабка месит тесто, с окончанием музыки накрывает кадушку полотенцем .
Бабка: Тесто я месила, масло добавляла,
Выбилась из силы, ох, как я устала!
Бабка садится на пенек, начинает дремать. Тесто-ребенок, поднимает полотенце и откидывает его. Тесто: Убегу я из кадушки,
Не хочу быть колобком.
Мне здесь плохо,
Мне здесь душно.
Через край бы
Да бегом!
Очень сдобное я тесто,
Усидеть здесь не могу.
Мне в кадушке мало места…
Тесно, тесно, убегу!
Дед: Баба, тесто убежало!
Баба: Ай, ай, ай, куда, куда?
Как же это я проспала?
Вот несчастье, вот беда!
Баба вместе с дедом ловят тесто, несут его в дом.
Выходят дед и баба, выносят круглый хлеб.
Дед: Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Угощают хлебом зрителей и уходят.
Учитель: Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи имя» . Ребята! Почти во всех сказках героев называют двойным именем, я буду говорить первое имя, а вы второе. Кощей – Бессмертный
Василиса – Прекрасная
Сестрица – Алёнушка
Мальчик – с пальчик
Иван – Царевич
Братец – Иванушка
Змей – Горыныч
Крошечка – Хаврошечка. Учитель: Спасибо, ребята, вы хорошо знаете имена героев сказок.
А теперь давайте, проверим кто лучше знает сказки. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать.
Учитель : Какую песенку пел колобок? Дети: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел …» Учитель: Что пела коза своим козлятам? Дети: «Вы ребятушки, вы козлятушки, отварите дверь, ваша мама пришла, молока принесла». Учитель: Какими словами можно вызвать Сивку – Бурку? Дети: Сивка – Бурка! Вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!

Учитель: Какие слова произносил Емеля, когда обращался к щуке?

Дети: По щучьему веленью, по моему хотенью.

Учитель: Какие слова говорила девочка Женя, когда отрывала лепесток?
Дети: Лети, лети лепесток. Через запад на восток, через север, через юг. Возвращаясь, сделав круг. Лишь коснешься ты земли. Быть, по-моему, вели! Девочка Женя: Мы подрастем, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем,
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.
Сказочница: Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут.
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Вот момент настал прощанья,
Говорим вам: «До свиданья»
Учитель: Наш праздник подходит к концу. Давайте все вместе споем песню Маленькая страна.
Дети поют песню, а сказочные герои танцуют под этот видеоролик. Учитель: Наш праздник подошел к концу. До новой встречи!