Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Жанры сентиментализма. Черты сентиментализма в литературе. Сентиментализм (проф. Гуляев Н.А.) Сентиментализм как направление

Жанры сентиментализма. Черты сентиментализма в литературе. Сентиментализм (проф. Гуляев Н.А.) Сентиментализм как направление

Сентиментализм в русской литературе.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Маша" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть "Марьина роща" в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

  • уход от прямолинейности классицизма
  • подчеркнутая субъективность подхода к миру
  • культ чувства
  • культ природы
  • культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности
  • утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий
  • внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи

Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Стерна, "Новая Элоиза" Руссо, "Бедная Лиза" Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Карамзину принадлежат примечательные в этом отношении слова: "...И крестьянки любить умеют" ("Бедная Лиза"). Другие утверждали, что простолюдин, близкий к природе, не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в нравственном отношении всякого дворянина.

В начале XVIII в Европе зарождается совершенно новое литературное направление, которое, прежде всего, акцентирует внимание на чувствах и эмоциях человека. Лишь в конце века оно доходит до России, но, к сожалению, здесь находит отклик у небольшого числа писателей… Всё это про сентиментализм 18 века, и если вас интересует данная тема, то продолжайте чтение.

Начнем с определения данного литературного направления, определившего новые принципы освещения образа и характера личности. Что же такое «сентиментализм» в литературе и искусстве? Произошел термин от французского слова «sentiment», что значит «чувство». Означает он направление в культуре, где художники слова, ноты и кисти делают акцент эмоциях и чувствах героев. Временные рамки периода: для Европы — 20-е годы XVIII — 80-е годы XVIII; Для России ‑ это конец XVIII века — начало XIX века.

Для сентиментализма конкретно в литературе характерно следующее определение: это литературное течение, пришедшее после классицизма, в котором главенствует культ души.

История сентиментализма началась в Англии. Именно там были написаны первые поэмы Джеймса Томсона (1700 ‑ 1748 гг.). Его произведения «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень», которые позже объединились в один сборник, описывали простую сельскую жизнь. Тихие, умиротворенные будни, невероятные пейзажи и увлекательные моменты из жизни крестьян ‑ всё это открывается перед читателями. Главная задумка автора ‑ показать, насколько хороша жизнь вдали от всей суеты и неразберихи города.

Спустя некоторое время уже другой английский поэт, Томас Грей (1716 ‑ 1771), тоже старался заинтересовать читателя пейзажными поэмами. Чтобы не быть похожим на Томсона, он добавил бедных, грустных и меланхоличных героев, которым должны сопереживать люди.

Но не все поэты и писатели так любили природу. Сэмюел Ричарсон (1689 ‑ 1761 гг.) был первым представителем символизма, который описывал лишь жизнь и чувства своих героев. Никаких пейзажей!

Две любимые темы для Англии ‑ любовь и природу ‑ соединил в своем произведении «Сентиментальное путешествие» Лоренс Стерн (1713 ‑ 1768 гг.).

Затем сентиментализм «перекочевал» во Францию. Главными представителями стали Аббат Прево (1697 ‑ 1763 гг.) и Жан-Жак Руссо (1712 ‑ 1778 гг.). Напряженная интрига любовных перепитий в произведениях «Манон Леско» и «Юлия, или Новая Элоиза» заставили всех француженок зачитываться этими трогательными и чувственными романами.

На этом период сентиментализма в Европе заканчивается. Далее он начинается в России, но об этом мы расскажем попозже.

Отличия от классицизма и романтизма

Объект нашего исследования иногда путают с другими литературными направлениями, между которыми он стал неким переходным звеном. Так в чём же отличия?

Отличия сентиментализма от романтизма:

  • Во-первых, во главе сентиментализма стоят чувства, а во главе романтизма выпрямилась во весь рост личность человека;
  • Во-вторых, сентиментальный герой противопоставляется городу и пагубному влиянию цивилизации, а романтический — обществу;
  • И, в-третьих, герой сентиментализма добр и прост, любовь занимает в его жизни главную роль, а герой романтизма меланхоличен и хмур, его любовь зачастую не спасает, наоборот, повергает в бесповоротное отчаяние.

Отличия сентиментализма от классицизма:

  • Для классицизма характерны наличие «говорящих фамилий», взаимосвязь времени и места, отказ от неразумного, деление на «положительных» и «отрицательных» героев. В то время как сентиментализм «воспевает» любовь к природе, естественность, доверие к человеку. Персонажи не столь однозначны, их образы трактуются двояко. Исчезают строгие каноны (нет единства места и времени, нет выбора в пользу долга или наказания за неправильный выбор). Сентиментальный герой ищет хорошее в каждом, и его не заковывают в шаблон в виде ярлыка вместо имени;
  • Классицизм также характеризуется своей прямолинейностью, идеологической направленностью: в выборе между долгом и чувством подобает выбрать первое. В сентиментализме наоборот: только простые и искренние эмоции являются критерием оценки внутреннего мира человека.
  • Если в классицизме главные герои были знатными или даже имели божественное происхождение, но в сентиментализме на первый план выходят представители бедных сословий: мещане, крестьяне, честные труженики.
  • Основные черты

    К основным чертам сентиментализма принято относить:

    • Главное – духовность, доброта и искренность;
    • Большое внимание уделяется природе, она меняется в унисон душевному состоянию персонажа;
    • Интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам;
    • Отсутствие прямолинейности и чёткой направленности;
    • Субъективный взгляд на мир;
    • Низший слой населения=богатый внутренний мир;
    • Идеализация деревни, критика цивилизации и города;
    • Трагическая любовная история находится в центре внимания автора;
    • Стилистика произведений явно изобилует эмоциональными репликами, сетованиями и даже спекуляциями на чувствительности читателя.
    • Жанры, представляющие это литературное направление:

      • Элегия ‑ жанр поэзии, характеризующийся печальным настроением автора и грустной темой;
      • Роман ‑ развернутое повествование о каком-либо событии или жизни героя;
      • Эпистолярный жанр ‑ произведения в форме писем;
      • Мемуары ‑ произведение, где автор рассказывает о событиях, в которых участвовал лично, или о своей жизни в целом;
      • Дневник – личные записи с впечатлениями от происходящего за конкретный промежуток времени;
      • Путешествия ‑ путевой дневник с личными впечатлениями о новых местах и знакомствах.

      Принято выделять два противоположных направления в рамках сентиментализма:

      • Дворянский сентиментализм сначала рассматривает моральную сторону жизни, а затем социальную. На первое место выдвигаются духовные качества;
      • Революционный сентиментализм в основном сконцентрирован на идее социального равенства. В качестве героя мы видим мещанина или крестьянина, пострадавшего от бездушного и циничного представителя высшего сословия.
      • Особенности сентиментализма в литературе:

        • Подробное описание природы;
        • Зачатки психологизма;
        • Эмоционально насыщенный стиль автора
        • Приобретает популярность тема социального неравенства
        • Подробно рассматривается тема смерти.

        Признаки сентиментализма:

        • Повествование ведется о душе и чувствах героя;
        • Доминирование внутреннего мира, «человеческой природы» над условностями лицемерного общества;
        • Трагедия сильной, но неразделенной любви;
        • Отказ от рационального взгляда на мир.

        Конечно, основная тема всех произведений ‑ любовная. Но, например, в произведении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) ключевой темой является народ и его жизнь. В драме Шиллера «Коварство и любовь» автор высказывается против произвола властей и сословных предрассудков. То есть, тематика направления может быть, самой что ни на есть, серьезной.

        В отличие от представителей других литературных течений, писатели-сентименталисты «включались» в жизнь своих героев. Они отрицали принцип «объективного» дискурса.

        Суть сентиментализма заключается в том, чтобы показать обычную повседневную жизнь людей и их искренние чувства. Все это происходит на фоне природы, которая дополняет картину событий. Главная задача автора ‑ заставить читателей прочувствовать все эмоции вместе с героями и сопереживать им.

        Особенности сентиментализма в живописи

        О характерных особенностях этого течения в литературе мы уже поговорили ранее. Теперь настал черёд живописи.

        Наиболее ярко сентиментализм в живописи представлен в нашей стране. Прежде всего, он связан с одним из самых известных художников Владимиром Боровиковским (1757 ‑ 1825 гг.). В его творчестве преобладают портреты. При изображении женского образа художник старался показать её природную красоту и богатый внутренний мир. Наиболее известными работами считаются: «Лизонька и Дашенька», «Портрет М.И. Лопухиной» и «Портрет Е.Н. Арсеньевой». Также стоит отметить и Николая Ивановича Аргунова, который был известен своими портретами четы Шереметьевых. Помимо картин, русские сентименталисты отличились и в технике Джона Флаксамана, а именно его росписи на посуде. Самым известным считается «Сервиз с зелёной лягушкой», увидеть который можно в петербургском Эрмитаже.

        Из зарубежных художников известны лишь трое ‑ Ричард Бромптон (3 года работал в Петербурге, значимая работа ‑ «Портреты князя Александра и Константина Павловичей» и «Портрет принца Георга Уэльского»), Этьен Морис Фальконе (специализировался на пейзажах) и Антонис Ван Дейк (специализировался на костюмированных портретах).

        Представители

  1. Джеймс Томсон (1700 ‑ 1748 гг.) ‑ шотландский драматург и поэт;
  2. Эдуард Юнг (1683 ‑ 1765 гг.) ‑ английский поэт, основатель «кладбищенской поэзии»;
  3. Томас Грей (1716 ‑ 1771 гг.) ‑ английский поэт, литературовед;
  4. Лоренс Стерн (1713 — 1768 гг.) ‑ английский писатель;
  5. Сэмюел Ричардсон (1689 ‑ 1761 гг.) ‑ английский писатель и поэт;
  6. Жан-Жак Руссо (1712 ‑ 1778) ‑ французский поэт, писатель, композитор;
  7. Аббат Прево (1697 ‑ 1763 гг.) ‑ французский поэт.

Примеры произведений

  1. Сборник «Времена года» Джеймса Томсона (1730 г.);
  2. «Сельское кладбище» (1751 г.) и ода «К весне» Томаса Грея;
  3. «Памела» (1740 г.), «Кларисса Гарло» (1748 г.) и «Сэр Чарльз Грандинсон» (1754 г.) Сэмюела Ричардсона;
  4. «Тристрама Шенди» (1757 ‑ 1768 г.) и «Сентиментальное путешествие» (1768 г.) Лоренса Стерна;
  5. «Манон Леско» (1731 г.), «Клевеленд» и «Жизнь Марианны» Аббата Прево;
  6. «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо (1761 г.).

Русский сентиментализм

Сентиментализм в России появился приблизительно в 1780 ‑ 1790 годы. Это явление приобрело популярность благодаря переводу различных западных произведений, среди которых были «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, притча- повесть «Поль и Виржини» Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьера, «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо и романы Сэмюела Ричардсона.

«Письма русского путешественника» — именно с этого произведения Николая Михайловича Карамзина (1766 — 1826 гг.) начался период сентиментализма в русской литературе. Но затем была написана повесть, которая стала самой значимой за всю историю существования этого течения. Речь идёт о « » (1792 г.) Карамзина. В этом произведении чувствуются все эмоции, сокровенные движения души героев. Читатель сопереживает им на протяжении всей книги. Успех «Бедной Лизы» вдохновил русских писателей на создание похожих произведений, но менее успешных (например, «Несчастная Маргарита» и «История бедной Марьи» Гавриила Петровича Каменева (1773 ‑ 1803 гг.)).

К сентиментализму мы также может отнести ранее творчество Василия Андреевича Жуковского (1783 ‑ 1852), а именно его балладу « ». Позже им же была написана повесть «Марьина роща» в стиле Карамзина.

Александр Радищев ‑ самый неоднозначный сентименталист. О его принадлежности к этому течению спорят до сих пор. В пользу его причастности к направлению говорят жанр и стилистика произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор часто использовал восклицания и слезливые лирические отступления. Например, рефреном со страниц раздавался возглас: «О, жестокосердный помещик!».

1820 год называют концом сентиментализма в нашей стране и зарождением нового направления ‑ романтизма.

К своеобразию именно русского сентиментализма относится то, что каждое произведение старалось научить читателя чему-то. Оно выполняло функцию наставника. В рамках направления зародился настоящий психологизм, чего не было ранее. Эту эпоху ещё можно назвать «веком исключительного чтения», так как только духовная литература могла направить человека на истинный путь и помочь ему разобраться в своем внутреннем мире.

Типы героев

Все сентименталисты изображали обычных людей, а не «граждан». Перед нами всегда предстает тонкая, искренняя, естественная натура, которая не стесняется показать свои реальные чувства. Автор всегда рассматривает её со стороны внутреннего мира, проверяя его на прочность испытанием любовью. Он никогда не помещает её в какие-нибудь рамки, а дает ей развиваться и расти духовно.

Главным смыслом любого сентиментального произведения был и будет только человек.

Особенность языка

Простой, понятный и эмоционально окрашенный язык ‑ вот основа стилистики сентиментализма. Для нее также характерны объемные лирические отступления с обращениями и восклицаниями автора, где он обозначает свою позицию и мораль произведения. Практически в каждом тексте используются восклицательные знаки, уменьшительно-ласкательные формы слов, просторечия, экспрессивная лексика. Таким образом, что литературный язык на этом этапе сближается с языком народа, делая чтение доступным для более широкой аудитории. Для нашей страны это означало, что искусство слова выходит на новый уровень. Признание получает светская проза, написанная легко и художественно, а не тяжеловесные и безвкусные труды подражателей, переводчиков или фанатиков.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от английского sentimental - чувствительный, от французского sentiment - чувство) - литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену клас­сицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда - интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).

В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а че­ловека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов - мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Неслучайно они утверждали превосходство «природного», «естественно­го» человека, то есть живущего в гармонии с природой.

Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов инте­ресуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные - рас­четливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими - пред­ставители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства).

Одно из основных открытий сентиментализма - индивидуализация героя и изображение бога­того душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах. Новое содержание потребовало новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.

В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители - Радищев и Ка­рамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нрав­ственное превосходство первого.

Сентиментализм (франц. Sentiment - чувство, чувственность) - литературное направление второй половины XVIII - начала XIX в. Его название происходит от романа английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии". Особенности сентиментализма проявились в европейской литературе 30-50-х годов XVIII в., В частности в произведениях Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея (Англия), А. Прево, П. Лашоссе (Франция), Х.В. Ґеллерта, Ф. Клоп штока (Германия).

В основе сентиментализма - преувеличена роль чувств (крайняя чувствительность). Сентиментализм был отрицанием классицизма, его поэтика противоположная классицистической. Сентименталисты отвергли рационализм Декарта, на первый план поставили чувства. Вместо знаменитой тезисы Декарта "Я мыслю, следовательно существую", пришла тезис Жан Жака Руссо: «Я чувствую, следовательно существую". Сентименталисты за философскую основу взяли агностицизм английского ученого Давида Юма. Он сомневался в безграничных возможностях ума, замечал, что умственные представления могут быть ложными, а нравственные оценки людей базируются на эмоциях. В утверждении сентиментализма ведущую роль сыграла философия Фрэнсиса Бэкона и Джона Локка. Эстетическим кредо сентиментализма можно считать высказывание Ж.Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувство - никогда".

Руссо призывал изображать обычную простого человека, добропорядочную, нравственную, трудолюбивой, отказаться от излишней патетики, отстаивал простоту, ясность, прозрачность стиля, искренность повествования. Культ сердца в теории Руссо сочетался с культом природы, так как только на лоне природы чувства развиваются свободно и естественно. Эта мысль - тезис его романа "Юлия или Новая Элоиза». Руссо считал, что правда - учитель человека, советчик в сердечных делах. Идеалом художника была благородный человек, живущий напряженной духовной жизнью в согласии с природой, противостоит пагубному влиянию цивилизации, прислушивается к голосу сердца, отличается высокой культурой чувств.

Сентименталисты видели свою задачу в том, чтобы растрогать читателя, они описывали несчастной любви, страдания благородного человека, притеснения и преследования. Страдая от жестокости дворян, сентиментальный герой положительно влияет на своих обидчиков. Героиня романа Ричардсона "Памела" простая служанка отклоняет ухаживания распутного господина, впоследствии он меняет отношение к ней, влюбляется и женится.

Сентиментализм способствовал демократизации литературы. Главный герой сентименталистов - человек среднего сословия, способна на благородные поступки и глубокие переживания. Она не приспособлена к жизни, непрактична, не умеет жить "по законам разума", живет по законам сердца, в мире зла и несправедливости является наивным чудаком. Герой сентименталистов пассивный, злые люди делают его несчастным, он, по словам М. Бахтина, "даже не погибает, его приводят к гибели" 1. Пастор Примроз из романа А. Ґолдемита "Векфильський священник" пишет никому не нужны трактаты о единобрачии духовенства. Вальтер Шенди ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна) увлекается красноречием и постоянно произносит речи, цитируя античных авторов. Его брат Тебе строит Игрушечные крепости и сам берет их в осаду.

Сентименталисты разрушают классицистическую иерархию жанров. Вместо трагедий, героических поэм, от появляются жанры путевых заметок («Сентиментальное путешествие» Стерна, "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Радишева), эпистолярного романа ("Страдания юного Вертера" Гете), семейно-бытовая повесть ("Бедная Лиза" Карамзина). Романы и повести имели формы исповеди, воспоминаний, дневников, переписки ("Исповедь" Ж. Ж. Руссо, "Монахиня" Дидро). Такие формы способствовали более глубокому раскрытию внутреннего мира героев, воспроизводству сложных человеческих чувств.

Любимыми лирическими жанрами сентименталистов были элегия, идиллия, послание, мадригал. Поэзию английских сентименталистов представляют Дж. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей, А. Ґолдемит. Печальные мотивы в их произведениях породили название "кладбищенская поэзия". Известным произведением сентиментализма является "Элегия, написанная на сельском кладбище" Т. Грея. Сентименталисты реже обращались к драматических жанров ("мещанская драма", "серьезная комедия", "слезливая комедия"). Они отказались от строгих правил построения произведений. В эпических произведениях сентименталистов часто встречаются лирические отступления, их авторы нередко отказываются от элементов сюжета (завязка, развитие, действия, кульминация, развязка). Особое место в их произведениях занимает пейзаж как средство раскрытия внутреннего состояния персонажа. Он вызывает в основном меланхолические переживания. Л. Стерн в романе "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" сосредоточивает внимание не на последовательности изображения событий, а на изображении внутреннего мира человека, на раскрытии ее переживаний и настроений.

Сюжеты и образы сентименталисты часто заимствуют из фольклора. Они берут из народного языка нежные, ласковые слова и обороты. В повести Квитки-Основьяненко читаем: "Наум видит, что Маруся совсем изменилась в лице: стала себе румьяненька, как Зоренька перед восходом солнца, глаза как душеньки играют; веселенькая и от нее как сияет". Сентименталисты прибегали к нежно-уменьшительно лексики, чтобы растрогать, растрогать читателя.

Достижения литературы сентиментализма связанные с творчеством С. Ричардсона ("Памела", "Кларисса"), О. Ґолдемита ("Векфильський священник"), Л. Стерна ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена", "Сентиментальное путешествие") в Англии; Й.В.Ф. Гете ("Страдания юного Вертера"), Ф. Шиллера («Разбойники») в Германии; Ж.Ж. Руссо ("Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь"), Д. Дидро ("Жак-фаталист", "Монахиня") во Франции; Карамзина ("Бедная Лиза", "Письма русского путешественника"), А. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву") в России.

Проблема существования сентиментализма в украинской литературе остается дискуссионной, Д. Чижевский считал, что в украинской литературе "нет необходимости создавать из нескольких произведений Цветки и одного произведения Котляревского отдельного литературного направления" ".

Иного мнения придерживается И. Лимборский. В "Истории украинской литературы XIX в." (К., 1995. - - Кн. 1. - С. 212-239) - - он проблемам Украинской сентиментализма посвятил целый раздел. В. Пахаренко предлагает рассматривать сентиментализм как течение классицизма "так этому стилю свойственно классически просветительское мировоззрение". В произведениях Г. Квитки "Основьяненко" Пархимове завтрак "," Пидбрехач "," Маруся "," Бедная Оксана "," Истинная любовь ", по его мнению, доминирует чувствительный элемент, однако нет сентименталистской стиля, а именно: суб " объективного проявления чувства автора (напр., криков "ох!", "горе мне!" и т.д.); нет элементов "передроманистичнои мрачности", отсутствует "перифрастичний" манера, которая была столь характерной для русской Карамзинского школы (вместо "солнце" - " дневной свет ", вместо" лошадь "-" это благородное животное "и т.д.); нет детальных и ироничных описаний. Рассказ Цветки течет текущего, образы скруглены, выражение точное (хотя и немного примитивный), все это вполне в традиции собственно классицистической прозы. То же самое можно сказать и о пьесе Котляревского ".

Зеров называет сентиментализм течению. П. Волынский, М. Яценко, Е. Нахлик рассматривают сентиментализм как отдельное направление. Некоторые исследователи трактуют сентиментализм как недостаток, связывая его с влиянием творчества М. Карамзина. А.И. Гончар, пытаясь найти какой-то компромисс, акцент на сентиментально-реалистических признакам прозы Г. Квитки-Основьяненко.

По мнению Ярославы Вильны, нельзя противопоставлять сентиментализм другим стилям. В произведениях Г. Квитки-Основьяненко она находит, кроме элементов сентиментализма, реалистичные, классицистические и романтические ("Историко-литературный феномен критической интерпретации творчества Г. Квитки-Основьяненко", 2005). Это мнение разделяет Ю. Кузнецов: "сентиментализм в украинской литературе имел благоприятные условия для развития, часто сочетался с элементами просветительского реализма, классицизма. Примененный И. Котляревскому (" Наталка Полтавка "), сентиментализм ярко воплощен в творчестве Г. Квитки-Основьяненко ("Бедная Оксана", "Бой-девка", "Искренняя любовь" и др.), где изображены благородные, мечтательные, душевные, нравственные персонажи, воплощали идеал простонародья ». И. Лимборский считает, что на развитие украинского сентиментализма заметное влияние имел "кордоцентричнои характер украинской философской мысли".

Украинский сентиментализм ярко проявился в жанрах элегии, песни, сонета, баллады, повести, рассказы, этнографически бытовой драмы. Определенный вклад в развитие этих жанров сделали С. Писаревский ("За Нет-мань иду", "Моя судьба"), Л. Боровиковский ("Женщина"), М. Петренко ("Родительская могила"), О. Шпигоцкий ("Только тебя усмотрела, мой милый, любимый "), С. Климовский (" Ехал казак за Дунай »). Украинский сентиментализм имел крестьянский характер.

Сентиментализм (проф. Гуляев Н.А.)

Исторические корни сентиментализма, его связь с просветительской идеологией

Сентиментализм в странах Западной Европы формируется во второй половине XVIII в. Он возник в период кризиса феодального общества и интенсивного развития капиталистических отношений. Родиной его была Англия, где раньше всего обозначились теневые стороны буржуазного прогресса (разорение широких масс крестьян и ремесленников в связи с промышленным переворотом).

Сентименталисты скептически относятся к просветительским теориям об определяющей роли разума в историческом процессе. Они видят, что жизнь не подтвердила прогноза теоретиков Просвещения о разумном ходе истории. Все более обострявшиеся социальные противоречия порождали элегические настроения, подрывали тот исторический оптимизм, который был характерен для вождей просветительского движения.

Еще просветители ХVIII в. выдвинули мысль о внесос ловной ценности человека. В эпоху сентиментализма она получила широчайшее распространение, зазвучала лейтмотивом во многих произведениях сентиментальной литературы. Уравнивая в чувствах крестьянина и аристократа и в ряде случаев отдавая предпочтение первому (Руссо), сентименталисты тем самым пробуждали общественное самосознание, воспитывали в народе уважение к собственному достоинству.

Сентиментализм ознаменовался дальнейшей демократизацией искусства. Просветители, борясь с сословной огранйченностью тематики классицизма, значительно расширили границы художественного творчества. Они ввели в драматургию и в повествовательные жанры третьесословного человека (купца, чиновника), но все же их мало интересовала жизнь простых трудящихся. Сентименталисты пошли дальше. Они обратились непосредственно к раскрытию внутреннего мира людей труда, к изображению их трагического положения в условиях быстрого проникновения капиталистических отношений в деревню ("Покинутая деревня"Гольтсмита).

Два направления в сентиментализме

Несмотря на известную идейную общность, сентиментализм внутренне весьма противоречив. Его представители не однородны по своим убеждениям. Одни из них активны в своем протесте против бесчеловечных форм жизни, другие, напротив, больше склонны к созерцательности, чем к действию. Активное крыло сентиментализма представлено Руссо и его единомышленниками, пассивные настроения особенно характерны для Стерна, Гольдсмита, Грея, для Карамзина и поэтов его окружения.

Защищая интересы народных масс, радикально мыслящие руссоисты выступают против социального угнетения, они стремятся переделать общество, привести его в соответствие с естественными потребностями человека. Их доктрина подводила к революционным выводам, которые и сделали впоследствии вожди французской революции 1789-1794 гг.

Восторгаясь трудовой жизнью крестьянства, Ж.Ж. Руссо резко осуждал феодальный гнет. Выразив свое восхищение сельской природой, он писал: "...Неумолимая суровость бесчеловечного владельца земли намного лишают сии картины привлекательности. Заморенные лошаденки, кои вот-вот испустят дух под ударами кнута, несчастные крестьяне, изнуренные невольным постом, измученные усталостью, одетые в рубище, их деревушки, их лачуги являют зрелище печальное, совсем не радующее взор; и как подумаешь о тех несчастных, чью кровь тебе приходится пить, почти жалеешь, что ты человек"*.

*(Ж.Ж. Руссо. Избр. соч. В 3-х т. Т. 2. М., 1961, стр. 527.)

Эти слова Руссо, напитанные болью за угнетенный народ, напоминают известные строки Радищева из предисловия к "Путешествию из Петербурга в Москву": "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала". Изображая бесправие, нищету народных масс, Руссо и Радищев (в произведениях которого также есть элементы сентиментализма) стремились пробудить чувство гнева к душителям народной свободы. Они ставили вопрос об изменении общественного строя.

Английские сентименталисты далеки от радикальных выводов Руссо. Они пассивны в социальном отношении, верят в возможность перевоспитания человека при сохранении основ существующего общества. Примером может служить О. Гольдсмит. Герой его известного романа "Векфильдский священник" пастор Примроз лишен какой бы то ни было социальной активности. Он принципиально равнодушен к вопросам общественного устройства. В центре его внимания находится семья, нравственный мир человека. Примроз и вместе с ним Гольдсмит полагают, что можно быть счастливым, живя в нищете. Одна из глав "Векфильдского священника" называется: "Даже при самом скромном достатке возможно счастье, ибо оно заложено в нас самих и не зависит от внешних обстоятельств". Конфликт романа разрешается идиллически. Нарушенные под влиянием корыстного века естественные связи между людьми восстанавливаются. Сквайр Торнхилл, обидчик семьи Примроза, женится на пасторской дочке, и печальная история заканчивается благодарственной молитвой к богу, восстановившему справедливость.

Моральная критика общества

В английском сентиментализме нет непосредственного отражения противоречии, которые исторически сложились между крестьянской массой, с одной стороны, и дворянством и "рыцарями наживы" - с другой. Социальные мотивы здесь, как правило, звучат приглушенно, находят узкокамерное, чисто моральное преломление. Произведения Гольдсмита, Стерна по широте охвата явлений действительности явно уступают лучшим художественным достижениям эпохи Просвещения. Правда, просветители пытались решать социальные вопросы нравственными средствами. Но их герои - представители самых различных сословий - не были заперты в четырех стенах. Они странствовали по большим дорогам истории, оказывались участниками или свидетелями событий, имевших большое общественное значение.

Сентименталисты, напротив, как правило, отказывались от широкого воспроизведения жизни общества. В творчестве Стерна, Гольдсмита очень слабо ощущается дыхание эпохи, не чувствуется ее больших стремлений и раздумий. Сентиментальные герои - это в основном обитатели провинциального захолустья, принципиальные противники всякой политики, хранители патриархальных нравов, сопротивляющиеся всяким переменам, от которых они не ждут ничего хорошего.

В сентиментальной литературу человеческая личность раскрывается лишь в своём моральном качестве. Она часто выключена из общественных связей и отношений. Но и там, где социальная среда дается, она суживается до пределов семьи.

Уход в семейный быт, особенно ярко проявившийся в английском сентиментализме, является не чем иным, как реакцией на острые противоречия действительности. Апология семейного существования как убежища от надвигающейся угрозы со стороны "внешнего мира", отрицательное отношение к политике в данном случае явились также следствием кризиса просветительской мысли, которая не оправдала возлагавшихся на нее надежд по руководству обществом. Отсюда то недоверие к разуму, которое примечательно для писателей сентиментальной настроенности, и то преувеличенное значение, которое они придают чувству как средству познания действительности и человеческого общения.

Чувствительные герои Стерна, Гольдсмита - люди чрезвычайно непрактичные. Они не умеют жить "по разуму", "как все", и поэтому терпят неудачи на своем жизненном пути. В мире лжи и насилия они выглядят наивными чудаками. Особенно характерен в этом плане пастор Примроз. Он считает себя великим знатоком жизни, но всякий раз попадает впросак из-за своей полной неосведомленности в житейских делах.

Средством своеобразной защиты от тлетворных влияний феодального и буржуазного общества являются чудачества многих положительных героев английской сентиментальной литературы. Каждый из них обладает своей "чудинкой", свидетельствующей о его крайней непрактичности. Пастор Примроз сочиняет никому ненужные трактаты о единобрачии духовенства. Особенно ярко проявляется чудаковатость в поведении героев Стерна. Вальтер Шенди ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена") увлекается красноречием и классической древностью. При каждом удобном и неудобном случае он произносит речи, уснащая их цитатами из античных авторов. Его брат Тоби считает себя знатоком фортификации. На лужайке перед домом он возводит игрушечные крепости и руководит их осадой. В этих забавах активное участие принимает капрал Трим. Занятие пустяками начинает здесь перерастать в своеобразную философию жизни.

Герои в литературе сентиментализма

Сентименталисты изображают своих героев преимущественно в "человеческом", а отнюдь не в "гражданском" качестве. Это милые, добродушные чудаки, терпящие обиды и неудачи из-за своей непрактичности и незлобивости. "Человек" в произведениях сентименталистов, как правило, раскрывается в неповторимом своеобразии с большим психологическим проникновением в его внутренний мир. Подобная тенденция к максимальной индивидуализации характера имела двоякие последствия: она и обогащала литературу, была противоядием против схематизма, безликости персонажей, но она же уводила писателей от изображения человеческой личности в ее общественных связях и противоречиях. Английские сентименталисты уклоняются от решения коренных проблем своего времени. Но, подчеркивая враждебность феодального и буржуазного строя развитию лучших сторон человеческой личности, они тем самым пробуждали общественное самосознание и в людях пассивных, отрешенных от идейных устремлений своего века. Воспитательной ценностью обладал и их чудаковатый герой. Его нравственный кодекс содержал общечеловеческие элементы, так как был направлен на отрицание своекорыстной феодальной и буржуазной морали.

Предметом изображения в творчестве писателей-сентименталистов является человек, взятый.со стороны жизни сердца и души. Он не предается, подобно романтическому герою, мучительным размышлениям о судьбах человечества. Его реакция на неустроенность действительности выливается не в рефлексию, а в сердечное переживание, в душевную скорбь. Или он просто старается не замечать того, что делается на свете, всецело погружаясь в свои частные, семейные заботы, в свои чудачества.

Сентименталист не берет человека в сложных общественных связях. Его не привлекает анализ социальных отношений. Он исследует прежде всего чувства, нравственные побуждения людей. Печатью подобной ограниченности отмечены даже лучшие произведения сентиментальной литературы.

Сентиментальный роман, его особенности

В "Новой Элоизе" Руссо, которая может служить образцом сентиментального романа, сюжетный узел стянут вокруг несчастной любви разночинца Сен-Пре к аристократке Юлии д Этанж. Специфика содержания "Новой Элоизы" предопределила особенность ее формы. Роман состоит из писем, которые удобны для раскрытия внутренних переживаний. Герои в своих длинных посланиях рассуждают на самые различные темы: о рациональном ведении домашнего хозяйства, о воспитании детей, о театре и музыке, но главным образом о своих сердечных радостях и страданиях.

Общественная жизнь в "Новой Элоизе" находится на втором плане, она непосредственно не изображается, о ней лишь говорят от случая к случаю. Причем критика отрицательных явлений французской действительности носит преимущественно моральный характер. Герои романа слабо раскрываются в связях с окружающей их общественной средой. Черты отвлеченности особенно присущи Сен-Пре. Он разночинец, но источники его существования совсем не определены.

Руссо интересует внутренний мир человека. Он отстаивает свободу любви от стеснительных оков сословных предрассудков.

Симпатии писателя полностью на стороне Сен-Пре и Юлии, вступивших в нескрепленный браком союз. Но в то же время Руссо, как просветитель, требует от влюбленных обуздания страстей, подчинения их добродетели. Коллизия романа основана на столкновении чувства с разумом и разрешается (но через страдания героев и гибель Юлии) посрамлением прописных истин просветительской морали.

В литературе сентиментализма конкретная, реальная жизнь вытесняется нередко судьбой отдельной личности, становящейся главным предметом изображения. Особенно показательно в этом плане "Сентиментальное путешествие" Стерна, давшее название всему литературному направлению.

В романе нет описаний Франции, по которой путешествует Иорик, многими чертами напоминающий самого автора. Стерна не привлекает культура и быт французского народа, зато он подробно фиксирует настроения и переживания своего героя. Йорик - классический образец сентиментального путешественника. Он впадает в чувствительную растроганность по всякому поводу; любые мелочи находят отклик в его душе, кажутся ему важными и значительными.

Само своеобразие предмета изображения в сентиментальной литературе определило специфику ее жанров. Широкое распространение в ней получают семейный, психологический роман, мемуары, путевые заметки, письма, дневники, исповедь. Повествование ведется, как правило, от первого лица.

В поэзии подлинный расцвет получает, интимная лирика, которая, как известно, не была в почете в эпоху прославления гражданских добродетелей. Для поэтов сентиментальной направленности характерно тяготение к элегии, к религиозной медитации ("Размышление на сельском кладбище" Грея, "Ночные думы" Юнга), позволяющим наиболее полно выразить мысль о бренности всего земного и тоску о вечном загробном блаженстве.

Русский сентиментализм

Сентиментализм в России формируется в 60-х годах XVIII в. В отличие от западноевропейского он связан с дворянской оппозиционностью, с протестом просвещенных дворян против бесчеловечности крепостного права. Ведущую роль в русской сентиментальной литературе играют писатели, мировоззрение которых отмечено печатью дворянского либерализма (Карамзин, Херасков, Дмитриев и др.). Они иногда критикуют современную им действительность, но эта критика осуществляется исключительно в моральном плане и в конечном итоге направлена не на ослабление, а на упрочение общественных позиций дворянства.

Русский сентиментализм явился плодом кризиса дворянской идеологии. Наиболее широкое распространение он получил после крестьянской войны под предводительством Пугачева, которая пошатнула самые устои самодержавно-крепостнического строя. Определенное влияние на усиление "сентиментальных веяний" в русском обществе оказала также Великая французская революция. Именно в 90-е годы XVIII в. сентиментализм, поддержанный прежде всего талантом Карамзина, становится вполне определившимся литературным направлением со своей программой, со своим художественным методом. Напуганные пугачевским восстанием, либерально настроенные круги русской интеллигенции выступили поборниками гуманного отношения к народу, пропагандистами идеи внесословнои ценности человеческой личности. Призывы сентименталистов к человечности имели прогрессивное значение, хотя они и не затрагивали основ самодержавно-крепостнического режима.

Писатели сентиментальной направленности в своих программных выступлениях заостряют внимание на необходимости изображать не сущее, а должное. Предметом искусства для них является прекрасное, поэтические мгновения жизни. В этом отношении они выступают своеобразными продолжателями традиций классицизма. В литературе сентиментализма господствует наставительный тон. М. Н. Карамзин и его единомышленники чаще всего рассуждают о том, как должен вести себя человек, какими моральными нормами он обязан руководствоваться в своем поведении.

В программном стихотворении "К бедному поэту" (1796) Карамзин откровенно выступает против воспроизведения жизни такой, какова она есть. Мудрость он усматривает в примирении с действительностью. По его мнению, "вздыхать, роптать - есть страсть глупцов". Задачу поэзии Карамзин видит в том, чтобы "прославлять любовь и дружбу" и "сердца гармонией пленять". Но как быть, если современная жизнь не прекрасна, бедна положительным содержанием? Необходимо прибегать к искусной лжи, - отвечает Карамзин, - создавать мир поэтической мечты:

Поэт есть хитрый чародей: Его живая мысль, как фея, Творит красавиц из цветка; На сосне розы производит, В крапиве нежный мирт находит И строит замки из песка.

Писатель, для Карамзина - "искусный лжец", создатель красивых миражей, отвлекающий своим творчеством от противоречий общества, подменяющий суровую правду жизни царством причудливой поэтической грезы. Карамзин всячески стремится обесценить реальные- жизненные блага. Истинно счастлив, по его убеждению, не Крез, но "тот, кто в бедности умеет себя богатством веселить". Карамзин призывает своих читателей довольствоваться малым. Истинное счастье, уверяет он, состоит не в приобретении чинов, не в обогащении, а в честном труде, в согласии с самим собою, в. скромной жизни в кругу семьи и верных друзей. Путь к благоденствию лежит не через революции, а через нравственное воспитание, цель которого научить человека находить источники радости в своем состоянии, а не помышлять о каких-либо социальных изменениях.

Сентименталисты, в отличие от романтиков, удовлетворяются идеализированным настоящим. Они не отрицают современность во имя нового, идеального, мира. Действительность ими берется в статике, в состоянии покоя, с сохранением всех общественных институтов. В их творчестве и эстетических взглядах не ощущается движения истории. Их идеал не связан с идеей развития, не соотнесен с будущим.

Русский сентиментализм прославляет умеренную жизнь гуманного, чувствительного дворянина, чуждающегося "большого света", по-отечески относящегося к крестьянам, живущего в условиях идиллического слияния с природой. Писатели сентиментальной настроенности избегают сатирического изображения уродливых явлений современности, они порывают с обличительными традициями Просвещения, сосредоточивая основное внимание на воспевании прелестей сельского уединения.

Сентименталисты-проповедники человечности. Однако они не поднимают голоса протеста против крепостного права, ограничиваясь призывами к милосердию помещиков. Для их общественно-политического сознания характерна созерцательность. В "Послании к Дмитриеву" (1794) Карамзин заявляет:

Пусть громы небо потрясают, Злодеи слабых угнетают, Безумны хвалят разум свой! Мой друг! Не мы тому виной. Мы слабых здесь не угнетали И всем ума, добра желали: У нас не черные сердца!

Мерилом оценки творчества того или иного писателя М. Н. Карамзин считает его моральную направленность. Назначение искусства он видит в нравственном облагораживании человека. В стихотворении "Поэзия" под этическим углом зрения он рассматривает историю мировой литературы. Он высоко ценит Гомера, Софокла, Еврипида за то, что они умели "возвышать душу". Шекспир им воспринимается лишь как "друг натуры", как сердцевед, умеющий проникать в роковые тайны психики, в глубины человеческих переживаний. Шекспир - реалист, обличитель бесчеловечных форм жизни - не представляет для Карамзина какого-либо интереса. Сентименталисты, предвосхищая теоретиков романтизма, отвергали понимание искусства как простое подражание природе.

Карамзин первым в России подчеркнул активную роль писателя в творческом процессе. По его словам, "творец всегда изображается в творении и часто против воли своей". Для Карамзина художественное творчество ценно прежде всего тем, что в нем получает свое воплощение личность художника, его отношение к миру. Субъективная сторона художественного отражения действительности им выдвигается на первый план, в ущерб объективной. Он требует от писателя выражения своих чувств, своих взглядов, явившись прямым предшественником романтиков.

Отмежевываясь от гражданской патетики классицистов и реалистов, Карамзин делает принципиальную установку на изображение мелочей жизни. Его так же, как и Стерна, интересует далекий от общественной жизни и борьбы внутренний мир человека. Первый его поэтический сборник носил многозначительное название "Мои безделки" и был по существу вызовом не только эстетике классицизма, но и тому общественному направлению литературы, за которое боролись Ломоносов, Фонвизин, Радищев и Крылов.

Сентиментализм - явление сложное. Это прежде всего определенное миропонимание, одна из разновидностей просветительской идеологии, основанной на культе естественного, чувствительного человека, критически заостренной против "внешнего мира" в его феодальном и буржуазном содержании. Руссо и Гольдсмит различаются по остроте критики современного им общества (один зовет к его переделке, другой ограничивается моральным протестом), но тем не менее оба они сентименталисты по типу своего мировоззрения, гуманистического и антирационалистического в своей основе.

Сентиментализм как форма идеологии может сочетаться с различными типами творчества - и реалистическим и романтическим. Например, Гольдсмит, Стерн, Гете как автор "Страданий юного Вертера", будучи писателями сентиментальной настроенности, используют реалистические способы создания образа. Их герои сентиментальны по строю своих мыслей и чувств, но они обрисованы вполне, реалистически, хотя и не с той степенью полноты, которая наличествует в романах Фильдинга, Смоллета, реалистов XIX в. Сюда следует отнести и Радищева. Сочетая сентиментализм с революционным демократизмом, он как художник придерживается реалистического принципа изображения действительности.

Однако есть другая группа сентименталистов, в произведениях которых сентиментальное понимание жизни сочетается с романтическим типом творчества (изображение человека вне общественных связей, исключительное внимание к анализу его внутренних переживаний и т. д.). Примером могут служить Карамзин, Херасков, Муравьев и другие русские поэты, прибегавшие к романтической форме художественного обобщения.

Несмотря на различие в своих взглядах, лучшие писатели сентиментальной настроенности отражали правду жизни. Своим творчеством они подготовляли не только романтизм, но и реалистическое искусство XIX в.