Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  Живопись прерафаэлитов. Прерафаэлитское движение. Картины прерафаэлитов с названиями. Тематика картин прерафаэлитов Романтические тенденции в западноевропейской живописи прерафаэлиты

Живопись прерафаэлитов. Прерафаэлитское движение. Картины прерафаэлитов с названиями. Тематика картин прерафаэлитов Романтические тенденции в западноевропейской живописи прерафаэлиты

С 1850-х годов в Англии начало развиваться новое направление в поэзии и живописи. Оно получило название "прерафаэлиты". В этой статье представлены основные идеи художественного сообщества, тематика творческой деятельности, картины прерафаэлитов с названиями.

Кто такие прерафаэлиты?

Стремясь уйти от надоевших академических традиций и реалистичной эстетики викторианской эпохи, группа художников создала собственное Оно проникло практически во все сферы жизни, формировало особенности поведения и общения своих создателей. И направление искусства, и его представители-живописцы носили одно и то же название - прерафаэлиты. Картины их демонстрировали духовное родство с эпохой раннего Возрождения. Собственно, и название братства говорит само за себя. Живописцев интересовали творцы, работавшие до расцвета Рафаэля и Микеланджело. Среди них - Беллини, Перуджино, Анжелико.

Направление развивалось на протяжении второй половины 19 века.

Возникновение

До 1850-х годов все английское искусство находилось под крылом художеств. Ее президент сэр как и любой другой представитель официального учреждения, неохотно принимал нововведения и не поощрял эксперименты своих учеников.

В конце концов, такие тесные рамки заставили нескольких живописцев со схожими взглядами на искусство в целом объединиться в братство. Первыми его представителями стали Холман Хант и Данте Россетти. Они познакомились на выставке в академии и в ходе беседы поняли, что их взгляды во многом схожи.

Россетти писал в это время картину "Юность Девы Марии", и Хант помог ему завершить ее не делом, но словом. Уже в 1849 году полотно красовалось на выставке. Молодые люди сошлись во мнении, что современная английская живопись переживает не лучший период в своей истории. Чтобы как-то оживить этот вид искусства, необходимо было вернуться к доакадемическим истокам, к простоте и чувственности.

Основные представители

Первоначально братство прерафаэлитов, картины которых вдохнули новую жизнь в британскую культуру, состояло из семи человек.

1. Холман Хант. Прожил длинную жизнь, оставаясь верным своим взглядам на искусство до самой смерти. Он стал автором нескольких изданий, повествующих о членах братства и описывающих картины прерафаэлитов. Среди известных полотен самого живописца - "Тень смерти" (религиозная картина, изображающая Иисуса), "Изабелла и горшок с базиликом" (по мотивам поэмы Джона Китса), (написана на основе библейских сказаний).

2. Джон Милле. Известен как самый молодой ученик академии искусств, ставший впоследствии ее президентом. Джон после продолжительной работы в стиле прерафаэлитов отрекся от братства. Чтобы прокормить семью, он стал писать портреты на заказ и преуспел в этом. Самые примечательные работы - "Христос в родительском доме" (религиозная картина, наполненная символами будущей жизни и смерти Христа), "Офелия" (написана на основе эпизода из "Гамлета"), "Мыльные пузыри" (полотно позднего периода творчества, прославилось как реклама мыла).

3. Данте Россетти. Картины наполнены культом красоты и эротизма женщины. Его жена Элизабет стала главной музой живописца. Ее смерть подкосила Данте. Он положил ей в гроб все свои рукописи со стихами, но через несколько лет, придя в себя, добился эксгумации и забрал их из могилы. Известные работы: "Блаженная Беатриса" (изображена жена Данте, находящаяся между жизнью и смертью), "Прозерпина" (древнеримская богиня с гранатом в руках), "Вероника Веронезе" (символичное полотно, отражающее процесс творчества).

4. Майкл Россетти. Брат Данте, который тоже учился в академии. Но в итоге выбрал для себя путь критика и писателя. Картины прерафаэлитов неоднократно подвергались его разбору. Являлся биографом своего брата. Сформулировал основные концепции направления.

5. Томас Вулнер. Был скульптором и поэтом. В своем раннем творчестве поддерживал идеи прерафаэлитов, обращался к природе и учитывал незначительные детали. Публиковал свои стихи в журнале братства, но потом отошел от их общих идей и сконцентрировался на классических формах.

6. Фредерик Стивенс. Художник и искусствовед. Довольно рано разочаровался в своем таланте живописца и сосредоточился на критике. Считал своей миссией объяснить публике цели братства и прославлять картины прерафаэлитов. Сохранилось несколько его полотен: "Маркиз и Гризельда", "Мать и дитя", "Смерть короля Артура".

7. Джеймс Коллинсон. Был верующим человеком, поэтому писал картины на религиозные тематики. Покинул сообщество после того как картину Милле в прессе раскритиковали и назвали богохульной. Среди его работ - "Святое семейство", "Отречение Елизаветы Венгерской", "Сестры".

Прерафаэлиты, картины которых вызывали много споров, имели ряд единомышленников. Они не входили в братство, но придерживались основных идей. Среди них - художник Л. Альма-Тадема, дизайнер Ф. М. Браун, живописец У. Деверелл, вышивальщица М. Моррис, иллюстратор А. Хьюз и другие.

Критика на начальном этапе

Первоначально картины прерафаэлитов были встречены критиками довольно тепло. Они были как глоток свежего воздуха. Однако ситуация накалилась после представления в свете нескольких религиозных картин, написанных в несоответствии с канонами.

В частности, картина "Христос в родительском доме" кисти Милле. На полотне изображена аскетичная обстановка, сарай, возле которого пасется отара овец. Богородица стоит на коленях перед маленьким Иисусом, который поранил ладонь гвоздем. Милле наполнил эту картину символами. Кровоточащая рука - знак будущего распятия, чаша с водой, которую несет Иоанн Креститель, - символ Крещения Господня, голубь, сидящий на лестнице, отождествляется со Святым духом, овцы - с невинной жертвой.

Критики назвали эту картину богохульной. Газета "Таймс" окрестила полотно бунтом в искусстве. Другие, указывая на сравнение святого семейства с простым людом, характеризовали произведение Милле как возмутительное и омерзительное.

Картина Россетти "Благовещение" также подверглась нападкам. Живописец отступил от библейских канонов, одев Богородицу в белые одежды. На полотне она изображена испуганной. Критик Ф. Стоун сравнил творчество прерафаэлитов с бесполезной археологией.

Кто знает, как сложилась бы судьба братства, если бы на его стороне не выступил критик Джон Рёскин, с мнением которого считались все.

Влияние авторитетной особы

Джон Рёскин был историком искусств и написал не одну научную работу, прежде чем познакомился с творчеством прерафаэлитов. Каково было его удивление, когда он понял, что все мысли и идеи, отраженные в его статьях, нашли свое место на холстах братства.

Рёскин ратовал за проникновение в сущность природы, внимание к деталям, отстранение от навязанных канонов и изображение сцен такими, какими они должны быть. Все это включала в себя и программа прерафаэлитов.

Критик написал несколько статей для "Таймс", где высоко оценил творчество художников. Он купил некоторые их картины, поддержав творцов и морально, и финансово. Рёскину нравилась новая и необычная манера письма Прерафаэлиты впоследствии создали несколько портретов своего защитника и покровителя.

Сюжеты картин

Изначально художники обращались исключительно к евангельским сюжетам, ориентируясь на опыт творцов раннего Ренессанса. Они не стремились исполнить картину по церковным канонам. Главной целью было перенесение философской мысли на холст. Именно поэтому полотна прерафаэлитов так детализированы и символичны.

"Юность Девы Марии" Россетти вполне соответствовала запросам викторианской эпохи. На ней была изображена скромная девушка под присмотром своей матери. Обычно ее изображали читающей, Данте же вложил в руки Девы иголку. Она вышивала на полотне лилию - символ чистоты и непорочности. Три цветка на стебле - Отец и Сын и Святой дух. Листья пальмы и терн с шипами - радости и горести Марии. В картине нет бессмысленных предметов, цветов и действий - все призвано указать на философский смысл.

Чуть позже художники-прерафаэлиты, картины которых привлекали общественное внимание, стали обращаться к темам людского неравенства ("Леди Лилит"), эксплуатации женщин ("Проснувшаяся стыдливость"), эмиграции ("Прощание с Англией").

Немаловажную роль в творчестве братства играли картины по мотивам произведений английских поэтов и писателей. Живописцев вдохновляли сочинения Шекспира, Китса, а также итальянца Данте Алигьери.

Женские образы

Тематика картин с женскими персонажами у прерафаэлитов довольно разнообразна. Едины они были лишь в одном - на их полотнах царила женская красота. Дамы изображались неизменно прекрасными, спокойными, с ноткой таинственности. Сюжеты встречаются разные: проклятье, смерть, безответная любовь, душевная чистота.

Довольно часто поднимается тема супружеской неверности, где женщина выставляется в неблаговидном свете. Разумеется, она несет жестокую кару за свой поступок.

Женщины зачастую поддаются соблазну и сладострастию в картинах прерафаэлитов ("Прозерпина"). Но есть и обратный сюжет, где мужчина является виновником падения женщины (как в картинах "Марианна", "Проснувшаяся стыдливость").

Натурщицы

В основном натурщицами для своих картин художники выбирали близких и родных. Россетти часто писал с мамы и сестры ("Юность Девы Марии"), но прибегал также к услугам своей любовницы Фанни ("Лукреция Боржия"). Пока была жива Элизабет, его любимая жена, женские образы приобретали ее лицо.

Эффи Грей, жена Милле и экс-супруга Рёскина, запечатлена на картине "Приказ об освобождении" и портретах кисти Джона.

Энни Миллер, невеста Ханта, позировала почти всем художникам братства. Она изображена на полотнах "Елена Троянская", "Проснувшаяся стыдливость", "Женщина в желтом".

Пейзажи

Пейзажи писали только некоторые художники этого направления. Они вышли из стен кабинетов и работали на пленэре. Это помогало живописцам уловить все до последней детали, их картины становились совершенными.

Часами проводили время прерафаэлиты на природе, дабы не упустить ни одну мелочь. Эта работа требовала титанического терпения и способности к созиданию. Вероятно, из-за особенностей программы направления пейзаж не приобрел такого распространения, как другие жанры.

Наиболее полно отражены принципы рисования природы в картинах Ханта "Английские берега" и Милле "Осенние листья".

Распад

После нескольких успешных выставок братство прерафаэлитов начало разваливаться. Объединяющей их любви к Средним векам было недостаточно. Каждый искал свой путь. Один лишь Хант остался верен принципам этого направления до конца.

Определенность наступила в 1853 году, когда Милле получил членство Королевской академии. Братство распалось окончательно. Некоторые отошли от живописи на долгое время (например, Россетти занялся сочинительством).

Несмотря на фактическое прекращение существования, прерафаэлиты как направление действовали еще какое-то время. Однако манера написания картин и общие принципы несколько исказились.

Поздние прерафаэлиты

К художникам, представляющим поздний этап течения, относят Симеона Соломона (работы отражали суть движения эстетизма и гомосексуальные мотивы), Эвелин де Морган (писала на мифологические темы, например, "Ариадна на Наксосе"), иллюстратора Генри Форда.

Есть еще ряд художников, на которых повлияли картины прерафаэлитов. Фотографии некоторых из них нередко появлялись в британской прессе. Это Софи Андерсон, Фрэнк Дикси, Джон Годвард, Эдмунд Лейтон и прочие.

Значение

Прерафаэлитизм называют чуть ли не первым художественным направлением Англии, которое прославилось на весь мир. У каждого критика или обывателя есть свое собственное мнение и право на оценку творчества живописцев. Несомненно только одно - это течение проникло во все сферы жизни общества.

Сейчас многое переосмысливается. Пишутся новые научные труды, например, "Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в 500 картинах". Кто-то приходит к мысли, что представители этого направления стали предшественниками символистов. Кто-то говорит о влиянии прерафаэлитов на хиппи и даже Джона Толкина.

Полотна художников выставлены в ведущих музеях Британии. Вопреки сложившемуся мнению, картины прерафаэлитов в Эрмитаже не хранятся. Выставка полотен впервые была показана в России в 2008 году в Третьяковской галерее.

1 октября 2014, 21:15

Кто такие прерафаэлиты? Эти ребята были английскими художниками. В 1848 году несколько художников, учившихся в школах Королевской академии художеств, основали «Братство прерафаэлитов», основной обет которого гласил: изображать материальный мир с предельной достоверностью. До них Британская художественная школа, давшая миру множество великих живописцев, пребывала в определённом застое - парадный портретизм, бытовой сентиментализм, неглубокий пейзажизм - вот и всё, чем может похвастаться Англия к середине 19 века. Данте Габриэль Россетти, Уильям Холмэн Хант и Джон Эверетт Милле решили дать миру новое искусство и выступили против казавшихся незыблемыми канонов живописи.

«Братство прерафаэлитов» {англ. PreRaphaelite Brotherhood, от лат. ргае - «перед», «впереди», итал. Rafael - «Рафаэль» и англ. brotherhood - «братство»).

Уильям Холмен Хант Автопортрет

Данте Габриэль Россетти

Джон Эверетт Милле Автопортрет

Определение «прерафаэлиты» они выбрали, чтобы подчеркнуть противостояние стилю итальянского художника Высокого Возрождения Рафаэля Санти и выразить интерес к творчеству итальянских мастеров Проторенессанса и XV столетия. В этой эпохе их привлекали «наивное простодушие», а также истинная духовность и глубокое религиозное чувство. Романтики по своей сути, прерафаэлиты открыли и мир образов средневековой английской литературы, ставшей для них постоянным источником вдохновения. Слово «братство» передавало идею закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым монашеским орденам.

Все члены «Братства» обратились к искусству готики, где вместо привычной светотени царила игра цветовых плоскостей. Пользуясь яркими красками, они изображали натуру в реалистичной манере, но без рабского следования правилам классической композиции. Своих натурщиков - обыкновенных людей - они писали со скрупулезной точностью, помещая их в естественный антураж. Чтобы ни на йоту не погрешить против природы, прерафаэлиты добивались абсолютной точности в каждой детали, для чего решили писать натуру только на пленэре, т. е. на открытом воздухе. Уже одно это стало революционным шагом вперед, поскольку до них художники работали только в студии.

Художники полагали, что нельзя изображать посторонних людей, поэтому всегда выбирали в качестве моделей друзей или родственников.

Джон Эверетт Милле "Офелия" (1851 - 1852)

В основе картины лежит сюжет из пьесы Шекспира «Гамлет». Милле создавал пейзаж у реки проводя у мольберта по 11 часов в день. Такая приверженность работе объясняется взглядами Милле, который ратовал за утверждение принципов прерафаэлитизма в искусстве. Одна из ключевых идей состояла в том, что природа должна изображаться максимально достоверно, поэтому даже цветы на картине выписаны с ботанической точностью. Образ Офелии художник писал в своей студии после создания пейзажа, что было необычно для тех времён. Пейзажи считались менее важной частью картины, поэтому оставлялись на потом. Моделью стала девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал, которую Милле заставлял по нескольку часов лежать в наполненной ванне. Несмотря на то, что ванна подогревалась при помощи ламп, была зима, поэтому Сиддал серьёзно простудилась. Её отец пригрозил художнику судом, если тот не возьмет на себя оплату врачебных услуг, и позднее Милле был выслан счет от докторов.

Творчество прерафаэлитов было тесно связано с литературой: с произведениями итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери, английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, давно забытыми средневековыми легендами и балладами с благородным поклонением прекрасной даме, самоотверженным мужеством рыцарей и мудростью волшебников.

Джон Эверетт Милле "Подружка невесты" (1851 г.)

Джон Эверетт Милле "Марианна" (1851 г.)

Джон Эверетт Милле "Воспоминание о Веласкесе" (1842 г.)

Наиболее тонкое и своеобразное воплощение эти темы получили у Данте Габриэля Россетти (названного в честь Данте Алигьери).

Данте Габриэль Россетти "Возлюбленная" (1865-1866)

Все прерафаэлиты начали писать по белому грунту, получая чистые прозрачные цвета. Этот метод во многом напоминал технику фресковой живописи. Сначала на холст наносилась белая краска и тщательно просушивалась. По ней художник тушью прописывал контуры рисунка. Поверх эскиза наносился тонкий слой белил почти без масла и лишь затем - красочный слой со скрупулезным соблюдением контуров рисунка. Все это требовало необычайной легкости мазка, чтобы краски не смешивались с влажным грунтом. Более того, поверх положенных красок нельзя было наносить новых мазков, не теряя первозданной чистоты тонов (обычно в масляной живописи картина пишется фрагмент за фрагментом, и есть возможность исправить любую ошибку). Этим методом писал Холмэн Хант, часто прибегал к нему и Миллес, однако данная техника требовала такой тщательности в работе, что даже самый прилежный художник не мог создавать больше двух картин в год.

Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.

Данте Габриэль Россетти "Венера"

Данте Габриэль Россетти "Леди Лилит" (1867)

Данте Габриэль Россетти "Пия из Толомеи" (1868)

Джон Уильям Уотерхаус - английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма. Известен своими женскими образами, которые заимствовал из мифологии и литературы.

Уотерхаус "Борей" (1903)

Уотерхаус "Гилас и нимфы" (1869)

Уотерхаус "Леди из Шалот" (1888)

Уотерхаус "Спящая красавица" (1849 - 1917)

Уотерхаус "Офелия" (1910)

Работы единомышленников Братства прерафаэлитов:

Лоуренс Альма-Тадема - был одним из самых богатых художников 19в. Оказал большое влияние на стилистику исторического кинематографа (пышные голливудские постановки режиссёров).

Лоуренс Альма-Тадема "Розы Гелиогабала" (1888)

Лоуренс Альма-Тадема "Весна" (1894)

Лоуренс Альма-Тадема "Каракаллы и Геты" (1909)

В 1853 г. Братство прерафаэлитов распадается. Кроме юного революционного романтического духа и увлечения Средневековьем, мало что объединяло этих людей, и из первых прерафаэлитов только Холман Хант остался верен доктрине Братства. Когда в 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств, Россетти объявил это событие концом Братства. «Круглый стол отныне распущен», - заключает Россетти. Постепенно уходят и остальные члены. Холман Хант, например, уехал на Ближний Восток, сам Россетти вместо пейзажей или религиозных тем заинтересовался литературой и создал много работ по Шекспиру и Данте.

Для тех кто заинтересовался творчеством Прерафаэлитов:

есть художественный телесериал BBC ("Отчаянные романтики" 2009) в типичном для этого канала жанре "костюмных исторических фильмов". Звезд в главных ролях здесь нет. Юных бунтарей играют юные актеры, очаровательно выглядящие в сюртуках и с романтическими шевелюрами. Создатели фильма постарались снять не солидную биографию прославленных художников, а историю жизни и любви молодых гениев, проникнутую тем же духом выдумки и творческого вымысла, каким отличалось их собственное искусство.В шесть серий единственного сезона вместили большой кусок их жизни – от встречи Россетти с "идеальной моделью" Элизабет Сиддал до брака Уильяма Морриса с натурщицей Джейн Берден. А также мужскую дружбу, борьбу с реакционным обществом и новые открытия в живописи.

Р. Фентон. Интерьер аббатства Тинтерн, конец 1850-х гг

В 1848 году в Великобритании возникло Братство прерафаэлитов (PreRaphaelite Brotherhood) - объединение художников, созданное Уильямом Хантом, Данте Габриэлем Россетти и Джоном Миллесом. Молодые живописцы были против системы академического образования и консервативных вкусов викторианского общества.

Прерафаэлитов вдохновляла живопись итальянского Проторенессанса и XV столетия, отсюда и само название «прерафаэлиты» - дословно «до Рафаэля» (итальянский художник Высокого Возрождения Рафаэль Санти).

Изобретение Фредериком Скоттом Арчером мокрого коллоидного процесса, который пришел на смену калотипии, по времени совпало с возникновением Братства прерафаэлитов. Участники братства восторженно приветствовали появление нового метода. В то время, когда большинство художников считали недостатком удивительную точность фотографического изображения, прерафаэлиты, сами стремившиеся к скрупулезной передаче деталей в живописи, восхищались именно этим аспектом фотографии. Критик искусства, поддерживающий идеи прерафаэлитов, Джон Рескин говорил о первых дагеротипах, купленных им в Венеции, как о «маленьких сокровищах»: «Как будто бы волшебник уменьшил реальный предмет (Сан-Марко или Канале Гранде), чтобы его можно было унести с собой в зачарованную страну».

Прерафаэлиты, как и многие художники в то время, пользовались фотографиями как подготовительным этапом для создания картин. Габриэль Россетти сделал серию фотографий Джейн Моррис, которые стали материалом для будущих полотен художника. Россетти и Уильям Моррис много раз рисовали и фотографировали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой они так восхищались.

Спустя несколько лет после образования Братства прерафаэлитов в Англии появилось течение «За высокохудожественную фотографию». Организаторами этого движения были живописцы Оскар Густав Рейландер (1813–1875) и Генри Пич Робинсон (1830–1901), тесно связанные с прерафаэлитами и разделяющие их идеи. Рейландер и Робинсон, как и прерафаэлиты, черпали вдохновение в мире образов средневековой английской литературы, в произведениях английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона. В 1858 году Робинсон создал одну из лучших своих фотографий «Леди Шалотт», близкую по композиции к картине прерафаэлита Д. Миллеса «Офелия». Будучи приверженцем фотомонтажа, Робинсон отпечатал снимок с двух негативов: на один негатив автор снял натурщицу в челне, на другом - запечатлел пейзаж.

Участники движения «За высокохудожественную фотографию» трактовали снимок как картину, в полном соответствии с нормами академической живописи. В своей книге «Изобразительный эффект в фотографии» (1869) Робинсон ссылался на правила композиции, гармонии и равновесия, соблюдение каковых необходимо для достижения «живописного эффекта»: «Художник, желающий производить картины с помощью фотоаппарата, подчиняется тем же законам, что и художник, пользующийся красками и карандашом».

Оскар Густав Рейландер родился в Швеции, учился живописи в Италии и в 1841 году переехал в Англию. Фотографией Рейландер заинтересовался в 1850-х годах. Известность ему принесла аллегорическая композиция «Два образа жизни», выставленная в 1857 году на Выставке сокровищ искусства в Манчестере. Фотография была сделана в технике фотомонтажа, и для ее изготовления Рейландеру понадобилось 30 (!) негативов. Но отсутствие публичного признания привело его к тому, что он отказался от своей трудоемкой техники и перешел к съемке портретов. В отличие от его аллегорических композиций портреты Рейландера являются более совершенными по технике исполнения. Портрет мисс Мэндер - один из лучших, созданных Рейландером.

Живописец Роджер Фентон (1819–1869) придерживался самого высокого мнения о фотографии, и даже основал фотографическое общество в 1853 году. Его ранние серии фотографий с видами России, портреты королевской семьи и репортажи с Крымской войны принесли ему международное признание. С прерафаэлитами и их видением Фентона связывает подход к пейзажу: высоко поднятая линия горизонта, отсутствие таких романтических приемов, как дымка, туман и пр. Фентон, как и прерафаэлиты, стремился подчеркнуть свое техническое мастерство и воспевал осязаемую реальность ландшафта. Мастер также разделял интерес прерафаэлитов к женщинам в экзотических нарядах, которых можно наблюдать в «Нубийских носильщицах воды» или «Египетских танцующих девушках».

Особого внимания заслуживают фотографии детей , сделанные Льюисом Кэрроллом (1832–1898). Автор «Алисы в стране чудес» и «Алисы в зазеркалье», профессор математики в Оксфордском университете, Кэрролл (настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон) был также одаренным фотографом-любителем. Для Кэрролла светопись была не просто времяпровождением, но великой страстью, которой он пожертвовал немало времени и которой посвятил несколько небольших сочинений и даже стихотворение «Гайавата фотограф» (1857):

На плече у Гайаваты - Ящичек из палисандра: Аппарат такой разборный, Из дощечек и стекляшек, Ловко стянутых винтами, Чтобы поместиться в ларчик. Гайавата лезет в ларчик И шарниры раздвигает, Превращая ларчик малый В хитроумную фигуру Словно бы из книг Евклида. На треногу ее ставит И под черный полог лезет. Скрючившись, рукою машет: - Ну! Замрите! Умоляю! Странное весьма занятье.

«Странному» занятию писатель посвятил 25 лет, в течение которых создавал замечательные детские портреты, показав себя тонким знатоком детской психологии. Подобно прерафаэлитам, в поисках идеала и красоты удалявшимся все дальше в мир своей фантазии, Кэрролл искал свою сказочную Алису в фотографическом Зазеркалье. Миссис Джулия Маргарет Камерон (1815–1878) обратилась к фотографии в середине 1860-х годов, когда дочь подарила ей фотоаппарат. «Я страстно желала запечатлеть всю красоту, которая проходила передо мной, - писала Камерон, - и наконец мое желание было удовлетворено».

В 1874–75 годах Камерон по просьбе своего друга Теннисона проиллюстрировала некоторые его стихотворения и поэмы. Композиция фотографии «Расставание Ланцелота и Гиневры» близка к композиции картин Д. Г. Россетти, однако у Камерон нет той точности в передаче деталей, какая присуща прерафаэлитам. Смягчением оптического рисунка Камерон добивается большей поэтичности своих работ.

Творчество прерафаэлитов и фотографов было очень тесно связано. Причем влияние было не односторонним. Джулия Камерон, отказавшись от точной фокусировки, создала великолепные фотографические этюды. Россетти, высоко оценивший ее работы, изменил свою манеру письма, впоследствии стремясь к большему художественному обобщению. Габриэль Россетти и Джон Миллес при создании своих картин пользовались фотографиями, а фотографы в свою очередь обращались к темам, разработанным прерафаэлитами. Фотопортреты, созданные Л. Кэрроллом, Д. М. Камерон и О. Г. Рейландером передают не столько характер, сколько настроения и мечтания их моделей - что характерно для прерафаэлизма. Одинаковым был подход к изображению природы: ранние пейзажи прерафаэлитов и пейзажи фотографов, таких как, например, Роджер Фентон, предельно точны и детализированы.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 29.07.2015 14:50 Просмотров: 3029

Прерафаэлитизм – чисто английское явление. Оно проявилось и развивалось в английской поэзии и живописи во второй половине XIX в.

Прерафаэлиты считали, что в современной английской живописи наступило время спада. Чтобы предотвратить её полное умирание и возродить, надо возвратиться к той простоте и искренности, которыми отличалось раннее итальянское искусство.

Смысл термина

Термин «прерафаэлиты» буквально означает «до Рафаэля», а это эпоха Раннего Возрождения. Представителями эпохи «до Рафаэля» (XV-XVI вв.) в живописи были Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Но сами-то прерафаэлиты жили намного позже, в XIX в. Дело в том, что название «прерафаэлиты» обозначало духовное родство с флорентийскими художниками эпохи Раннего Возрождения, они этого желали и стремились к этому.

Цели прерафаэлитов

Главной целью прерафаэлитов было: порвать с академической традицией и слепым подражаниям классике . Это напоминает цель наших передвижников , которых не удовлетворяли консервативные взгляды и подходы к творчеству, действовавшие в Императорской Академии художеств. Сходство с передвижниками, которых называли «бунтарями», состоит и в том, что картину Джона Эверетта Милле «Христос в родительском доме» (1850) также назвали «бунтом в искусстве» за излишний реализм.
Давайте рассмотрим эту картину.

Джон Эверетт Милле «Христос в родительском доме» (1850). Холст, масло. 83,3 х 139,7 см. Галерея Тейт (Лондон)
На картине изображён эпизод из детства Иисуса Христа: на переднем плане картины стоит на коленях Богородица, с состраданием и болью глядя на Сына. Мальчик, жалуясь, показывает Ей рану на руке. Наверно, Он поранился гвоздём, который святая Анна щипцами выдергивает из стола. За столом Иосиф со своими помощниками занят работой. Юный Иоанн Креститель подносит Христу чашу с водой. На полу мастерской валяются свежие стружки, за дверью видны в загоне овцы.
Эта картина не только проста и реалистична, но и полна символов. Рана на ладони маленького Иисуса, капля крови на его стопе и гвозди символизируют Распятие, чаша воды – Крещение Христа, голубь на лестнице – Святой Дух, треугольник на стене – Троицу, овцы – жертву невинную.
Почему же эту картину назвали «бунтом в искусстве»? Во-первых, библейский сюжет изображён здесь как сцена из реальной жизни. Во-вторых, Святое семейство изображено простыми людьми, без возвышенного ореола, во время обычного земного труда. В-третьих, Иисус был изображён как обычный деревенский мальчик.
Критика резко отрицательно отозвалась об этом произведении, а Чарльз Диккенс даже назвал картину «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей».

И лишь только Джон Рёскин (английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт) положительно отозвался о ней и вообще о творчестве прерафаэлитов. С этого времени и началось сотрудничество между критиком и прерафаэлитами.
Развитие британского искусства определялось деятельностью Королевской академии художеств (как и в России Императорской Академией художеств). Традиции академизма в ней сохранялись с большой тщательностью. Художники-прерафаэлиты заявляли, что не желают изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события – далёкими от действительности, что им надоело изображать в своих картинах мифологические, исторические и религиозные сюжеты. Прерафаэлиты считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Например, на картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру Кристину.

Д. Россетти «Юность Девы Марии» (1848-1849). Галерея Тейт (Лондон)
Россетти мог рисовать королеву с продавщицы, богиню – с дочери конюха. Модели художников стали равноправными партнёрами.
Прерафаэлиты хотели вернуться к высокой детализации и глубоким цветам живописцев эпохи Кватроченто (обозначение эпохи итальянского искусства XV в., соотносимой с периодом Раннего Возрождения). Они оставили «кабинетную» живопись и начали рисовать на природе, внесли изменения в традиционную технику живописи – писали поверх белил, служивших грунтовкой, полупрозрачными красками, убирая промокательной бумагой масло. Эта техника позволила добиться ярких тонов и оказалась очень долговечной – их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.
Но современники этого не понимали и продолжали критиковать работы прерафаэлитов. Нападкам подверглась и картина Д. Россетти «Благовещение».

Д. Россетти «Благовещение» (1850). Холст, масло. 73 х 41,9 см. Галерея Тейт (Лондон)
На картине изображена известная евангельская сцена: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Евангелие от Луки; 1:26-31).
Россетти отступил от христианского канона и тем навлёк на себя сильнейшую критику. Богородица на его полотне выглядит испуганной, она как будто отпрянула от ангела с белой лилией в руках (символ девства Марии). На картине преобладает белый цвет, а цветом Богородицы считается голубой.

«Братство прерафаэлитов»

«Братство прерафаэлитов» было секретным обществом. Сначала общество состояло из 7 «братьев»: Джона Эверетта Милле, Холмана Ханта, Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера, Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона. Все они находились в оппозиции по отношению к официальным художественным течениям.
В 1853 г. «Братство» фактически распадается, но в 1856 г. начинается новый этап в развитии движения прерафаэлитов. Но основной их идеей становится эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения. Поначалу лидером движения был всё тот же Россетти, который, как писал один из художников, «был планетой, вокруг которой мы вращались. Мы копировали даже его манеру разговора». Постепенно лидерство перешло к Эдварду Бёрн-Джонсу, чьи работы выполнены в стиле ранних прерафаэлитов. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже он получил Орден Почетного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка».

Эдвард Бёрн-Джонс «Король Кофетуа и нищенка» (1884). Холст, масло. 293,4 х 135,9 см. Галерея Тейт (Лондон)
Сюжет картины основан на предании. Король Кофетуа не интересовался женщинами, пока однажды не встретил бледную босую девушку-нищенку. Она оказалась очень красивой, а главное – добродетельной. Король влюбился в неё, и нищенка стала королевой.
Эта легенда упоминается и в других произведениях, в том числе и в пьесах Шекспира.
По существу, сюжет этой картины является одним из «вечных тем» – восхищение прекрасной дамой, поиск красоты и совершенной любви.
В это время прерафаэлизм уже перестали критиковать, он проник во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг, иллюстрации.
Особо следует отметить создание прерафаэлитами нового женского образа в искусстве.

Новый тип женской красоты

У прерафаэлитов это отрешённый, спокойный, таинственный образ, который позже разовьют художники стиля модерн . Женщины на полотнах прерафаэлитов напоминают средневековый образ идеальной красоты и женственности, которой восхищаются и которой поклоняются. Но показана также и мистическая, губительная красота. Например, картина Джона Уильяма Уотерхауса «Леди из Шалот» (1888).

Джон Уильям Уотерхаус «Леди из Шалот» (1888). Холст, масло. 200 х 153 см. Галерея Тейт (Лондон)
Картина посвящена одноимённой поэме Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот» (перевод К. Бальмонта).
В поэме рассказывается история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот. Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. У неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткет гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир все больше захватывает её, а одинокое сидение в башне становится невыносимым. Однажды она видит в зеркале, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. В ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается. Элейн бежит из башни, находит лодку и записывает на ней свое имя. Она плывет по реке и поёт печальную песню, но умирает, не доплыв до Камелота. Её находят жители, Ланселот поражён её красотой.
Уотерхаус изображает Леди из Шалот в тот момент, когда она уже сидит в лодке и держит в руках цепь, которая крепит лодку к берегу. Рядом лежит гобелен, который она ткала. Он теперь забыт, частично погружён в воду. Свечи и распятие делают лодку похожей на погребальную ладью. Девушка поёт прощальную песню.
Прерафаэлитов привлекали душевная чистота и трагическая любовь, безответная любовь, недостижимая девушка, женщина, погибающая ради любви, отмеченная позором или проклятьем, а также мёртвая женщина необыкновенной красоты. Август Эгг создал серию картин «Прошлое и настоящее», в которой показано, как разрушается семейный очаг в результате супружеской неверности матери. Женщина лежит на полу, уткнув лицо в ковёр, в позе отчаяния, а браслеты на её руках напоминают наручники. Старшая девочка настороженно прислушивается к тому, что происходит в комнате – она уже понимает, что в семье случилось несчастье. Мужчина в отчаянии.

Первая картина из серии «Прошлое и настоящее» Августа Эгга (1837). Лондон
Пейзаж прерафаэлиты старались выписывать с максимальной достоверностью.

Д. Милле «Осенние листья» (1856)
Об этой картине Д. Рёскин говорил: «Впервые сумерки изображены настолько совершенно».
Живописцы делали этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо, поэтому прерафаэлитский пейзаж не получил широкого распространения, а затем ему на смену пришёл импрессионизм .

Поэзия прерафаэлитов

Многие из художников-прерафаэлитов были также и поэтами. Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Россетти, Джордж Мередит, Уильям Моррис и Алджернон Суинберн оставили значимый след в английской литературе. Россетти был увлечён поэзией итальянского Возрождения, особенно произведениями Данте. Россетти создал цикл сонетов «Дом Жизни», который является вершиной его творчества.
Именно под влиянием поэзии прерафаэлитов развивалось британское декадентство 1880-х годов. Самым известным его представителем является Оскар Уайльд.
Поэт Алджернон Суинберн экспериментировал в стихосложении, был драматургом и литературным критиком.

Значение творчества прерафаэлитов

Это художественное направление известно и популярно в Великобритании. Но оно отличалось утонченным аристократизмом, ретроспектизмом (обращением к искусству прошлого) и созерцательностью, поэтому его воздействие на широкие массы было незначительным. Хотя прерафаэлиты обращались к прошлому, они содействовали утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве, их даже считают предшественниками символистов . Особенно поэзия прерафаэлитов повлияла на творчество французских символистов Верлена и Малларме. Считается, что живопись Бёрн-Джонса сильно повлияла на молодого Толкина.
В России первая выставка работ прерафаэлитов проходила 14-18 мая 2008 г. в Третьяковской галерее.

Основанное в 1848 году "Братство прерафаэлитов" по праву можно считать первым авангардным движением в Европе. Таинственные буквы "Р.К.В.", появившиеся на картинах молодых и никому не известных художников, привели в смятение английскую общественность - студенты лондонской Королевской Академии художеств хотели изменить не только принципы современного искусства, но и его роль в социальной жизни общества.

В эпоху промышленной революции возвышенные сюжеты и строгая академическая живопись в духе Рафаэля не пользовались успехом у представителей викторианского среднего класса, уступив место художественному китчу и сентиментальным сценам. Осознав кризис идеалов Высокого Возрождения, члены "Братства прерафаэлитов" обратились к итальянскому искусству XV столетия. Образцами послужили произведения выдающихся живописцев кватроченто - яркая, насыщенная палитра, подчеркнутая декоративность их работ сочетались с жизненной правдивостью и чувством природы.

Лидерами "Братства прерафаэлитов" были художники Д.Э. Миллес (1829-1896), Д.Г Россетти (1828-1882), У.Х. Хант, а также Ф.М. Браун. В конце 1850-х годов вокруг Россетти сложилась новая группа, куда входили У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс (1833-1898), Э. Сиддал и С. Соломон.

Художники круга Россетти занимались живописью и графикой, писали стихи и оформляли книги, разрабатывали декор интерьеров и мебельный дизайн. Еще в середине XIX столетия прерафаэлиты начали работать на пленэре, актуализировали вопрос о правах женщины в обществе и способствовали формированию важнейшего стиля конца столетия - искусства Ар Нуво.

Задачи прерафаэлитов

Молодые художники, основавшие "Братство прерафаэлитов", осознавали, что принадлежат культуре, в которой отсутствуют традиции религиозной живописи, уничтоженной еще в XVI веке, в эпоху Реформации. Перед прерафаэлитами стояла непростая задача - воскресить религиозное искусство, не обращаясь при этом к идеально-условным образам католической алтарной картины.

В отличие от мастеров Ренессанса основой для композиции прерафаэлитских картин служило не воображение, а наблюдения и лица, взятые из повседневной жизни. Члены "Братства" отвергали мягкие идеализированные формы, характерные для художников Высокого Возрождения, предпочитая динамичные линии и яркий, насыщенный колорит.

Никто из прерафаэлитов особенно не стремился подчеркнуть теологические истины в содержании своих полотен. Они скорее подходили к Библий как к источнику человеческих драм и искали в ней литературный и поэтический смысл. К тому же эти произведения не предназначались для оформления церквей.

Самым ревностным христианином в группе был Хант, эксцентричный религиозный интеллектуал. Остальные художники-прерафаэлиты пытались изобразить жизнь самых обыкновенных людей, одновременно выявляя острые социальные и морально-этические темы современного общества. Картины на религиозную тематику соседствуют с образами актуальными и животрепещущими. Сюжеты, посвященные социальной проблематике, в трактовке прерафаэлитов принимают форму современных притч.

Картины на исторические темы

Ключевую роль в творчестве прерафаэлитов играют картины на исторические темы. Традиционно британцев не интересовали захватывающие героические сцены и идеализированные классические композиции, заполненные апатичными обнаженными моделями. Они предпочитали изучать историю по пьесам Уильяма Шекспира и романам Вальтера Скотта, узнавать биографию великих деятелей прошлого в театральных образах выдающихся актеров, таких как Гаррик и Сара Сиддонс.

Прерафаэлиты отвергали классическую историю с присущими ей идеями образцовой добродетели, военной мощи и монархических достижений. Обратившись к литературным и историческим сюжетам, они в точности изображали костюмы и интерьер избранной эпохи, но одновременно усиливали жанровый аспект, сделав человеческие отношения основным мотивом композиции. Прежде чем наполнить картину людьми, художники тщательно выписывали все детали интерьера или пейзажа на дальнем плане, чтобы подчеркнуть непринужденную и реалистическую атмосферу вокруг центральной сцены. Стремясь создать правдоподобную композицию, они находили образцы костюмов и орнамента в иллюминированных манускриптах и исторических справочниках. Черты каждого персонажа - это педантично выписанное лицо модели, избранной из среды членов "Братства". Такой подход отрицал принятые условности высокого жанра, но усиливал эффект подлинности.

Отношение прерафаэлитов к природе

Отношение прерафаэлитов к природе составляет один из важнейших аспектов этого движения с точки зрения как художественной теории, так и стиля. Призыв Джона Рёскина "обратиться к природе всем сердцем и идти рука об руку с ней доверчиво и трудолюбиво, памятуя ее наставления и думая лишь о том, чтобы постичь ее смысл, ничего не отвергая, не избирая, не осмеивая" оказал на прерафаэлитов несомненное влияние. Молодые члены "Братства прерафаэлитов" жадно изучали труды Рёскина, посвященные наследию Тернера, однако их собственный стиль представляет собой неповторимый синтез пленэрной живописи, захватывающих шекспировских сюжетов и злободневных тем современного труда. В наиболее удачных произведениях детализированная композиция сочетается с мастерским изображением фигур и сложным замыслом, объединяющим все элементы в связное целое.

Джон Эверетт Миллес. Долина вечного покоя ("Усталый обретет покой")

Вместе с тем прерафаэлиты были увлечены новейшими открытиями в сфере естественных наук, за которыми в середине столетия с большим интересом следило все британское общество. Художники продолжали соперничать с фотографией, которая одновременно дополняла созданные ими образы природы и побуждала их писать еще эмоциональнее, используя яркую, насыщенную палитру. Объединив фигуры и пейзаж в затейливую композицию, прерафаэлиты подчеркивали повествовательный элемент, взывая к чувствам зрителя и создавая настроение в картине. Так живопись охраняла свои границы.

Движение эстетизма, цель искусства

В начале 1860-х годов в творчестве Россетти и его соратников начался новый этап. Молодые живописцы, примкнувшие к кружку бывших прерафаэлитов, стремились реализовать свой талант в разных областях искусства. Однако же произведения, созданные новой группой художников и литераторов, оказались не менее новаторскими. К середине 1860-х годов прерафаэлизм трансформировался в движение эстетизма. Произведения этого раздела посвящены красоте как таковой.

Устремленность к ней, эта "единственная абсолютная цель" искусства, по словам Россетти, характеризует второе десятилетие прерафаэлитской живописи.

Россетти тоже стремился к красоте, но его целью было создание нового эстетического идеала. В этот период художник исполнил серию произведений, которые прославляют полнокровную, пышущую здоровьем, подчеркнуто чувственную женскую красоту.

Вычурная манера письма, широкие мазки краски, нанесенные с помощью жестких кистей, сознательно имитируют венецианскую живопись XVI века и, в частности, технику Тициана и Веронезе.

Глубокие и сочные зеленые, синие и темно-красные оттенки пришли на смену готической витражной прозрачности ранней прерафаэлитской палитры.

Невзирая на родство с полотнами старых мастеров, картины шокировали современников, которые яростно обвиняли Россетти в безнравственности. В то же время художественная трактовка образов и семантическая наполненность этих произведений оказали значительное влияние на формирование стилистики искусства Ар Нуво.

Поэтическая живопись прерафаэлитов

В середине 1850-х годов Россетти временно перестал писать картины и, обратившись к технике акварели, создал серию красочных и сложных композиций. В этих работах особенно ярко проявилось увлечение художника эпохой Средневековья - многие акварели были созданы под впечатлением от иллюминированных рукописей.

В облике высоких, бледных и стройных героинь акварелей Данте Габриэля Россетти часто угадывается фигура и черты Элизабет Сиддал.

Акварели представителя нового поколения художников круга Россетти, Эдварда Бёрн-Джонса, напоминают перегородчатую эмаль, отражая интерес их автора к разным техникам и видам искусства.

Практически все акварели были вдохновлены рыцарскими поэтическими романами, балладами или творчеством поэтов-романтиков. В то же время самостоятельный характер этих работ не позволяет усматривать в них лишь иллюстрацию к литературному произведению. В конце 1850-х - начале 1860-х годов Россетти создал ряд произведений на религиозные сюжеты. Богатая цветовая палитра и общая компоновка фигур отражают влияние венецианского искусства, которое в этот период пришло на смену раннему увлечению художника живописью флорентийского кватроченто.

Утопия прерафаэлитов, дизайн

Благодаря Уильяму Моррису и фирме "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко", основанной им совместно с Э. Бёрн-Джонсом, Д.Г Россетти и Ф.М. Брауном, произведения прикладного искусства оказали заметное воздействие на развитие европейского дизайна во второй половине XIX века, повлияли на развитие британского эстетизма и вызвали к жизни "Движение искусств и ремёсел".

Моррис и его компаньоны стремились поднять статус дизайна на один уровень с другими видами изобразительного искусства. Изначально они делали акцент на коллективном и цеховом характере труда, взяв за образец идеализированные представления о средневековых ремесленниках. Фирма производила предметы обстановки и украшения для домашнего и церковного интерьера: изразцы, витражи, мебель, набивные ткани, ковры, обои и гобелены. Бёрн-Джонс считался главным художником, а Моррис занимался разработкой орнаментов. Герои поздних произведений Бёрн-Джонса не выказывают никаких эмоций, их фигуры застыли в недвижной бесстрастности, так что смысл сюжета неясен и как бы сокрыт в плотных слоях краски.

Эдвард Бёрн-Джонс. Сидония фон Борк, 1560. 1860

Мечтательные образы и отвлеченные композиции этого художника представляют собой образную альтернативу крайнему материализму викторианской Британии. В этом его искусство, несомненно, представлялось утопией, но - утопией совершенно абстрактной. Как говорил он сам: "Я - прирожденный бунтарь, но мои политические взгляды устарели на тысячу лет: это взгляды первого тысячелетия и, следовательно, не имеют никакого значения".