Знаменитые органисты мира и их произведения. История возникновения органа. Элегантный орган собора в Хельсинки. Финляндия
Кто бывал в знаменитых парижских соборах, наверняка ощутил тот особый дух, неповторимую атмосферу, присутствующие там.
“На этой скамейке 2-го июня 1937-го года во время своего 1750-го концерта скончался Луи Вьерн”,
– написано на табличке, прикрепленной к старой органной скамейке, придвинутой к органу в Соборе Нотр-Дам. Вьерн, слепой от рождения знаменитый органист и композитор, в течение 37 лет был органистом Нотр -Дам.
Вьерн был учеником гениального Сезара Франка – патриарха французской органнной школы, по словам Р. Роллана “этого святого от музыки “.
Более тридцати лет Франк был органистом церкви Св. Клотильды. До конца своих дней он регулярно выступал там с вдохновенными органными импровизациями, которые собирали многочисленных слушателей, среди которых бывали известные музыканты. Однажды среди них оказался Ф. Лист,который был потрясен игрой Франка.
Младший современник Франка, Камиль Сен-Санс, в течение 20 лет проработал органистом в другой парижской церкви – Мадлен, а Александр Гильман – более 30 лет в церкви Св. Троицы.
Органистом церкви Св. Троицы долгие годы был и великий Оливье Мессиан. Покидая этот пост в 1992 -м году, он назначил своим преемником Наджи Хакима – замечательного, ныне живущего органиста-виртуоза и композитора.
Органистом церкви Св. Клотильды был также Жан Лангле – слепой органист и композитор, современник и друг О. Мессиана и учитель Н. Хакима.
А легендарный Марсель Дюпре в течение 37 лет был органистом собора Сен-Сюльпис, в котором находится один из самых прекрасных романтических органов Франции.
Особенностью творчества всех этих музыкантов является соединение в одном лице композитора-творца и исполнителя. Они вдохновенно исполняли как свои собственные,так и чужие сочинения. Как исполнитель чужих сочинений особенно прославился М. Дюпре. В своих триумфальных турне по Европе и Америке он исполнял наизусть все органные сочинения Баха.
Другая особенность этих музыкантов – их интерес не только к сольной органной игре, но и к разного рода ансамблевому музицированию. В отличие от мастеров предшествующих эпох, они гораздо чаще включают орган в самые разные ансамбли: от дуэтов с различными инструментами до соревнования органа с симфоническим оркестром (например, знаменитая “Симфония с органом “Сен -Санса.)
3 февряля 2016 года в Малом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского прозвучат сочинения для таких ансамблей. Начало концерта в 19.00.
Программа:
I отделение
Л. Вьерн – Триумфальный марш памяти Наполеона Бонопарта op.46 для трёх труб, трёх тромбонов, литавр и органа;
К. Сен-Санс – “Молитва” ор.158 для виолончели и органа;
С. Франк – Прелюдия, фуга и вариация ор.18 для фортепиано и органа;
Н. Хаким – Соната для трубы и органа.
II отделение
А. Гильман – Симфоническая пьеса ор.88 для тромбона и органа;
Ж. Лангле – Три хорала для гобоя и органа, Диптих для фортепиано и органа;
М. Дюпре – Героическая поэма ор.33 (посвящена битве при Вердене) для трёх труб, трёх тромбонов, ударных и органа.
Исполнители:
- Заслуженная артистка России Людмила Голуб (орган),
- Народный артист России Александр Рудин (виолончель),
- Заслуженная артистка России Ольга Томилова (гобой),
- Яков Кацнельсон (фортепиано),
- Владислав Лаврик (труба),
- Аркадий Старков (тромбон),
- Ансамбль солистов Национального Филармонического оркестра России.
Людмила Голуб
- Загрузка... какую позицию по отношению к Первой Мировой войне заняли различные политические силы России? Из заявлений либералов об отношении к войне Кадеты: Каково бы ни...
- Загрузка... Д. з по биологии. Помогите плиз. 1) Дыхание - жизненно важный процесс, т. к. именно благодаря нему происходит окисление органических веществ, в результате чего...
- Загрузка... Что такое сноски в реферате, и как их делать??? сноски-это литература, которую ты использовал в написании реферата. пишутся они в низу листа и после...
- Загрузка... Люди добрый!!!Кто прочитал поэму Кому на руси жить хорошо!!!Опишите пожалуйста главу ярмарка!!! Поищи у Некрасова, у него это есть в поэме"Кому...
- Загрузка... Напишите пожалуйста Сочинение по рассказу "Уроки Французского" Рассказ Уроки французского основан на событиях из жизни самого автора. Он посвятил его матери другого русского писателя...
- Загрузка... Какие отношения были между Византией и Русью?? Торговые договоры они заключали разныевот смотри:Договоры Руси с Византией первые известные международные договоры Древней Руси, заключнные в...
- Загрузка... Скажите, как правильно читается слово build? В переводчик http://translate.google.com/ вводится слово. Внизу справа этого окошечка есть значок громкости микрофона. Нажимаете на него и слышите...
В пяти концертах фестиваля на сцене Мариинского выступят пять проверенных, сложившихся, вполне успешных и известных (в том числе российской) публике органистов из разных стран: Гюнтер Рост (Германия), Лада Лабзина (Россия), Максим Патель (Франция), Дэвид Бриггс (Великобритания), Тьерри Эскеш (Франция). Фестиваль будет посвящен памяти выдающегося отечественного органиста, бывшего главного органиста (с 2008 г.) Мариинского театра и художественного руководителем органного фестиваля Мариинского — Олега Киняева, скоропостижно скончавшегося летом 2014-го года. Прозвучат произведения композиторов XVIII-ХХ веков, собственные транскрипции и оригинальные сочинения органистов-исполнителей и импровизации.
24 октября. Гюнтер Рост
Гюнтер Рост — органист, активно концертирующий с ранней юности, из его биографии, изложенной на сайте Мариинского театра можно узнать, что Гюнтер еще в шестнадцатилетнем возрасте исполнил все органные сочинения И.-С.Баха — хороший задел для органиста. Потом были годы обучения, победы на конкурсах и первые шаги в качестве преподавателя. Сейчас Рост — востребованный преподаватель, специалист в области органного строительства, концертирующий и записывающийся органист (в числе его достижений — запись всех органных сочинений крупного чешского органного композитора Петра Эбена).
В программе концерта прозвучат сочинения Иоганна Себастьяна Баха (Прелюдия и фуга e-moll, BWV 548, Французская сюита № 6, BWV 817), Феликса Мендельсона (органные сонаты № 3 Ля мажор и № 5 Ре мажор из цикла «Шесть органных сонат» op. 65), Луи Вьерна (Органная симфония № 6, соч. 59). Если с сочинениями Баха все более менее понятно, то про остальные пьесы можно кое-что рассказать. Сонаты Мендельсона, к примеру (1844-1845), — одно из поздних сочинений композитора, бывшего не только талантливым пианистом, но и искусным органистом. В этих сонатах отразился опыт Мендельсона как органиста, импровизатора и органного композитора. Соната № 3 основана на хорале Мартина Лютера «Aus tiefer Not schrei ich zu dir» («Из глубины взываю к Тебе»).
Последняя из органных симфоний, Шестая (соч. 1930 г.) Луи Вьерна, выдающегося органиста, композитора и педагога, внесшего значительный вклад в органное исполнительство и органную литературу ХХ века, — одно из вершинных произведений мастера. Зрелая, полнозвучная, богатая гармонически, изобретательная ритмически и фактурно, образная и виртуозная Шестая органная симфония обещает стать центром и украшением программы Гюнтера Роста.
25 октября. Лада Лабзина
Органистка из Татарстана Лада Лабзина, трудящаяся (с 1996 г.) на кафедре органа и клавесина Казанской государственной консерватории, часто выступает с концертами в России и за рубежом, в том числе на различных фестивалях и конкурсах (международные конкурсы им. Ф. Листа; М. Таривердиева; фестивали «Престижный орган», «Джаз на большом органе» и др.). Репертуар музыканта обширен и включает в себя музыку самых разных эпох — начиная от произведений эпохи барокко, кончая обработками джазовых стандартов.
В концерте фестиваля Мариинского Лада Лабзина как раз продемонстрирует палитру из разностилевых произведений, многие из которых широко известны. Прозвучат органные произведения и транскрипции И.-С. Баха (Хоральная прелюдия BWV 662, Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547), Ф. Листа (Прелюдия и фуга на тему ВАСН), С. Франка (Прелюдия, фуга и вариация), Н. Римского-Корсакова («Море и Синдбадов корабль», I часть из симфонической сюиты «Шехеразада», соч. 35; органная транскрипция Л. Лабзиной), М. Таривердиева (Концерт для органа № 1, «Кассандра»; кстати, с двумя частями из этого произведения в исполнении Л. Лабзиной можно ознакомиться на видеосервисе YouTube), Фолькера Бройтигама (Volker Brautigam, немецкий композитор, органист и дирижер 1939 г.р. — «Три хоральные обработки в джазовом стиле»), Кшиштофа Садовски (р.1936, польский джазовый пианист, органист и композитор — Две джазовые пьесы), Дэйва Брубека (знаменитого американского джазового пианиста, одного из лидеров кул-джазового направления — Прелюдия из сюиты «Джаз на пуантах» [«Points on jazz»], транскрипция Л. Лабзиной), Деже Антальфи-Жироса (1885-1945, Dezső Antalffy-Zsiross, венгерский композитор и органист — «Эскизы на негритянские духовные песнопения»). Пестроватая программа позволит органистке выложить весь исполнительский «арсенал» и показать свой талант с разных сторон.
26 октября. Максим Патель
Максим Патель — французский органист, пианист, импровизатор, автор музыкальных сочинений, выпускник Лионской и Гренобльской консерваторий. В копилке Пателя — записи (в том числе премьерные) целого ряда интересной органной музыки не самых популярных французских композиторов (Жанна Демесьё, Наджи Хаким и др.).
В петербургском концерте прозвучат три этюда из цикла «Шесть этюдов» op.5 Жанны Демесьё («Терции», «Сексты», «Октавы»), которые относят к числу лучших исполнительских достижений Пателя (не столь художественные, сколь виртуозные, эти концертные этюды требуют от органиста недюжинной исполнительской техники), а также Доменико Скарлатти (три сонаты — K96, K113, K461 и знаменитая «Кошачья фуга» g-moll K30), И.-С. Баха (Трио-соната для органа № 6 BWV 530), Ф. Листа («Funérailles» [«Погребальное шествие» из цикла «Поэтические и религиозные гармонии»]; транскрипция Жанны Демесьё), Марселя Дюпре («Мир в ожидании Спасителя», I часть «Страстной симфонии», соч. 23), Роланды Фальчинелли (1920-2006, французская органистка, педагог, композитор, обладательница Римской премии — «Scaramuccia», этюд-поэма), Пьера Лабрика (р.1921, французский органист, педагог, композитор, ученик Ж. Демесьё - «Allegro»).
28 октября. Дэвид Бриггс
Универсальный органист, исполняющий музыку самых разных эпох и жанров (музыкант известен как автор многочисленных органных транскрипций), британец Дэвид Бриггс (р.1962) — один из лучших английских органистов сегодня, и абсолютно точно самый коммуникабельный из них. Еще Бриггс славится как прекрасный импровизатор — качество, которым сейчас обладают далеко не все органисты (ранее, напомним, умение импровизировать было необходимым навыком органиста) и нередко исполняется как композитор (Бриггс — автор ряда музыкальных сочинений преимущественно для органа, но не только).
В программе концерта органного фестиваля — «Явление предвечной Церкви», сравнительно ранняя (1932 г.) пьеса крупнейшего французского композитора Оливье Мессиана, Три хоральные прелюдии (BWV 654, BWV 686, BWV 671) И.-С. Баха (без сочинений Баха на фестивале обойдется только Т. Эскеш в заключительном концерте), известнейшая «Павана» М. Равеля (транскрипция для органа) и почти получасовая симфоническая поэма «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса (органная транскрипция Дэвида Бриггса, и это может звучать довольно интересно, учитывая широкий опыт Бриггса в плане всяческих переложений, в том числе, из симфонической музыки).
30 октября. Тьерри Эскеш
Самый титулованный из музыкантов фестиваля, Тьерри Эскеш (р.1965) в представлении, кажется, не нуждается: этот музыкант входит в пантеон лучших органистов мира, известен не только как исполнитель, но и как композитор, автор нескольких десятков сочинений (утверждается, что более 100, в числе которых, по меньшей мере десять — концертного жанра, один балет, одна месса и одна симфония). Как органист, Эскеш выступал на самых престижных площадках мира и уже имеет довольно большую дискографию, которая продолжает пополняться; в число записанного Эскешем-органистом входят произведения таких композиторов, как П. Эбен, И. Брамс, Ш. Гуно, И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, С. Франк, Ш. Турнемир, М. Дюрюфле, К. Сен-Санс, Ж. Гийю, М. Дюпре, А. Жоливе, и, конечно, произведения самого Эскеша.
На концерт в Петербург, однако, не привезено ни одно из этих сочинений: в исполнении прозвучат импровизации к «Призраку оперы» (1925) — американскому немому фильму ужасов, основанному на известном романе Гастона Леру и с популярным актером своего времени Лоном Чейни в главной роли. Музыкальное переозвучивание (или первичное озвучивание) старых фильмов средствами современной академической музыки — явление довольно частое для наших дней, и жанр этот, возможно, еще не исчерпал себя. Кстати, мода на такой вид деятельности несколько лет назад докатилась и до России (российские слушатели могли знакомиться с музыкой отечественных авторов к старым фильмам «Андалузский пес», «Кабинет доктора Калигари» и др.). То, что орган может звучать «страшно», мы знаем хотя бы из органных сочинений О. Мессиана, К. Сорабджи или Я. Ксенакиса (любопытных можем отослать к весьма красочной пьесе последнего «Gmeeoorh», 1974): любой резкий многозвучный диссонанс, взятый на «форте» у органа может достигать вселенских размеров и заставить слушателя бежать из зала, сломя голову и перепрыгивая через ряды, а значит, Эскешу нужно будет только подобрать необходимые «ингредиенты», чтобы все «картонные ужасы» старого немого фильма не смешили, а расцвели новыми красками и пугали, а звуковые картины массивных органных созвучий обволакивали слушателя и проникали ему прямо под кожу, заставляя учащаться сердцебиение, с чем Эскеш — многоопытный органист и импровизатор — должен прекрасно справиться; однако, в связи с этим маркировка концерта «6+» кажется не вполне уместной: возможно, концерт Эскеша не лучшее место для посещения с детьми, хотя кто знает…
Гениальный немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в г. Эйэенахе (Германия) 31 марта 1685г. в семье потомственного музыканта И. А. Баха. С малых лет мальчик пел в хоре, учился игре на скрипке у отца, после смерти которого переехал к брату в Ордруф, затем в Люнебург.
Учась в школе, юноша поступил в хор и оркестр, изучал музыкальные произведения, переписывая их для себя, ездил в Гамбург слушать игру знаменитого органиста И.А. Рейнкена. Но и начав по окончании школы (1703) самостоятельную работу скрипачом в Веймаре и затем органистом в Арнштадте, Бах продолжал учиться. Получив отпуск, он пешком отправился в Любек послушать игру виднейшего композитора и органиста Д.Букстехуде.
Совершенствуясь в органном исполнительстве, Бах достиг непревзойденных художественных высот, получил широкую известность как органист и знаток органа,- его приглашали для исполнения музыки и приема новых и обновленных органов. В 1717 г. Бах согласился приехать в Дрезден для участия в конкурсе с французским органистом Л. Маршаном, который, однако, уклонился от соревнования, тайно покинув город. Бах один музицировал перед королем и его придворными, восхитив слушателей.
В Арнштадте, Мюльхаузене (1707-1708) и Веймаре (1708-1717) ярко развилось музыкальное творчество Баха, первые опыты в котором делались еще в Ордруфе. За эти годы написаны многие сочинения для органа, клавира, для вокального исполнения (кантаты). В конце 1717 г. Бах переехал в Кётен, заняв должность капельмейстера княжеского оркестра.
Кётенский период жизни Баха (1717-1723) характеризуется широчайшим размахом в сочинении инструментальной музыки. Прелюдии, фуги, токкаты, фантазии, сонаты, партиты, сюиты, инвенции для клавесина, для скрипки (соло), виолончели (соло), для тех же инструментов с клавиром, для оркестра, знаменитый сборник «Хорошо темперированный клавир» (первый том - 24 прелюдии и фуги), скрипичные концерты, 6 Бранденбургских концертов для оркестра, кантаты, «Страсти по Иоанну» написаны в Кётене - около 170 произведений.
В 1722 г. Бах принял место кантора (регента и учителя) при церкви св. Фомы в Лейпциге. Здесь были исполнены «Страсти по Иоанну» - одно из величайших созданий Баха.
В лейпцигские годы написано около 250 кантат (сохранилось более 180), мотеты, Высокая месса, «Страсти по Матфею», «Страсти по Марку» (утеряны), «Рождественская», «Пасхальная» оратории, увертюры для оркестра, прелюдии и фуги, в том числе второй том «Хорошо темперированного клавира», сонаты для органа, клавирные концерты и многое другое. Бах руководил хором, оркестром, играл на органе, вел большую педагогическую работу в школе при Томаскирхе. У него учились и его сыновья, в дальнейшем прославившиеся композиторы, органисты и клавесинисты, на время затмившие славу отца.
При жизни Баха и во второй половине XVIII в. были известны немногие его сочинения. Возрождение баховского наследия связано с именем Ф. Мендельсона, исполнившего в 1829 г. «Страсти по Матфею», через 100 лет после их первого исполнения. Произведения Баха стали издаваться, исполняться и приобрели всемирную известность.
Музыка Баха проникнута идеями гуманизма, глубочайшим сочувствием к страдающему человеку, надеждой на лучшее будущее. Народность, следование высоким классическим традициям немецкого, итальянского, французского искусства одухотворили Баха, создали почву, на которой расцвело его удивительно богатое творчество. Ликование и скорбь, радость и горе, возвышенное и смятенное - все это присуще музыке Баха. Душевные переживания композитора нашли в ней столь правдивое воплощение, что она не стареет, новые поколения обретают в ней нечто созвучное своим чувствам и устремлениям, В музыке Баха достигло наивысшего совершенства искусство полифонии (многоголосного склада музыки).