Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Знаменитый композитор сказочник. Какого русского композитора называют сказочником в музыке

Знаменитый композитор сказочник. Какого русского композитора называют сказочником в музыке

«Композитор» - Нем. композитор, органист, работал в Лондоне. Цикл «Времена года». Оперы «Орфей», «Ариадна», «Коронация Поппеи». Австр. композитор, один из основоположников венской классической школы. Композиторы: Барокко (1600-1750) Классика (1750-1820). Оратория «Страсти по Матфею», месса си минор и др. Создал виртуозный стиль игры на клавесине.

«Турнир по сказочникам» - Какой подарок преподнесли эльфы Дюймовочке? Но однажды поутру прискакала кенгуру, Увидала усача, Закричала сгоряча. Из ячменного зерна, который дала женщине колдунья. А слониха, вся дрожа Так и села на ежа… Первый раз – с тиной, второй раз – с травою морскою, третий раз – с золотой рыбкой. Кем хотела стать старуха?

«Музыка композиторов» - Антонио Сальери - итальянский композитор, дирижёр и педагог. Был также виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом, дирижёром. Фредерик Шопен – польский композитор и пианист, долгое время живший во Франции. Великие композиторы мира. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью. Пётр Ильич Чайковский.

«Композитор Глинка» - Цель: Глинка посетил Италию, Австрию и Германию. Таким образом, можно выделить несколько периодов Европейского путешествия. Польша - государство в Восточной Европе. Свой музыкальный язык Глинка создал на основе русской народной песни. Азиатские мотивы. Польский период. География путешествий. География творчества М. И. Глинки.

«Могучая кучка композиторов» - где выступали со своими произведениями. Модест Петрович Мусоргский. Александр Порфирьевич Боородин. Милий Алексеевич Балакирев, Пропагандировали русское искусство за рубежом, создали Русское музыкальное общество – прообраз современной филармонии. известный также под названием «Новая русская музыкальная школа».

Цель: закрепить, расширить понятия “музыкальная сказка”, “музыкальная живопись”, познакомить композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”, развивать познавательные и мыслительные навыки.

Оборудование: баян, магнитофон, симфоническая сюита Римского-Корсакова “Шехерезада”, подготовленные слайды к уроку

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята! В течении учебного года мы с вами изучили много нового, говорили о многообразии жанров и интонационной выразительности музыкальной речи. Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим наши знания и познакомимся новым произведением, музыкальной сказкой знакомого вам композитора.
Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут этого композитора?

Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова

Учитель: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А его происхождение ребята кто помнит?

Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.

Учитель: А когда заметили его музыкальные способности?

Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.

Учитель: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?

Учащиеся: Опера “Садко”, “Снегурочка”,былины, “Сказка о царе Салтане”.

Учитель: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос: последователем кого мы называем Римского-Корсакова?

Учащиеся: М. Глинки.

Учитель: Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.

Учитель: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор?

Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных “голосов природы”.

Учитель: Да конечно, и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением симфонической сюитой Римского – Корсакова “Шехерезада”. Сюита (с франц. Suite – “ряд”, “последовательность”) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. “Шехерезада” составлена по мотивам арабских сказок “1000 и 1 ночь”. Римский – Корсаков говорил: “В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские”. И поэтому его назвали “музыкальным сказочником”.

– А сейчас, я предлагаю послушать отрывок из сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя.

(Слушание отрывка из симфонической сюиты “Шехерезада”.)

Учитель: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?

Учитель: Правильно ребята. А сейчас я хочу вам рассказать краткое содержание симфонической сюиты.
Султан Шахриар убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но Султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему на протяжении 1000 и 1 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Восточная тематика занимает большое место в музыке Римского-Корсакова и “Шехерезада принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока”.
Кроме Римского-Корсакова есть много композиторов которые обратились к сказке. И сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Волшебный цветок”. Внимательно послушайте, определите характер, а потом будем все вместе разучивать.

(Исполнение песни “Волшебный цветок ” Ю. Чичкова учителем и разучивание с учащимися.)

2. Оценка знаний учащихся

3. Итог урока

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Композитор Римский-Корсаков “музыкальный сказочник”. Познакомились симфонической сюитой “Шехерезада”

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

Ученица 6А класса

Криницкий Сергей

Учащийся 6А класса

Руководитель: Комлик Л.П.

Учитель музыки


Цель проекта : анализ музыкальных произведений, использующих в основе сюжета или создании образа персонажей русских сказок.

Задачи проекта:

  • Узнать о различных воплощениях сюжетов русских сказок в музыкальных произведениях;
  • Определить специфику музыкальных приемов создания сказочных персонажей;
  • Выявить значение русской сказки для творчества русских и советских композиторов;
  • Создать презентацию на основе творческого проекта, отражающую содержанию данной темы.

М.Глинка «Руслан и Людмила»

Вставка рисунка

М. Глинка положил на музыку бессмертное творение А. Пушкина «Руслан и Людмила». Здесь поёт свои былины Баян, Руслан исполняет драматическую арию, выйдя на поле брани. А Голову богатыря - брата Черномора, озвучивает хор мужских голосов. Причём, артистам приходится находиться прямо в бутафорской голове, чтобы звук казался глухим, идущим откуда-то изнутри. Завораживающе звучит хор Волшебных дев Наины, обольщая Ратмира. М. Глинка создал великолепную «Сцену похищения Людмилы Черномором». После грозно звучащей темы «злобного Карлы» в оркестре проходит цепочка тихих звучностей, которые музыканты назвали «аккорды оцепенения». Так Глинка показал изумление пирующих на свадьбе людей после увиденного чуда. Они замерли в недоумении, не сразу поняли, что произошло.




В начале семидесятых годов Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского "Снегурочка" (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. "В зиму 1879-1880 годов, - вспоминал композитор, - я снова прочитал "Снегурочку" и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту... Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна". Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как "Снегурочка". В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом.



Опера «Золотой петушок» Н.А. Римский-Корсаков

Опера (небылица в лицах) в трех действиях Н.А. Римского-Корсакова на либретто В.И. Бельского, основанное на стихотворной "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина, которую тот, в свою очередь, услышал от своей няни Арины Родионовны. "Золотой петушок" - последняя (из пятнадцати) опера Н.А. Римского-Корсакова. Первые музыкальные эскизы к ней появились в записных книжках композитора в октябре 1906 года. В августе следующего - 1907 года - партитура оперы была закончена. Последний год жизни композитор боролся с запретом цензуры на ее постановку. За два дня до смерти он писал своему издателю Б.П. Юргенсону: "Что же касается "Золотого петушка", то дело обстоит неблагополучно. Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против" (от 6 июня 1908 года). И тем не менее, уже после смерти композитора, премьера "Петушка" состоялась. 14 сентября 1909 года в Москве, в театре С. И. Зимина опера была тепло встречена публикой.



Опера «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римский-Корсаков

Истоки замысла оперы по пушкинской "Сказке о царе Салтане" (1831) точно не установлены. Есть основания полагать, что эту мысль подал Римскому-Корсакову В. В. Стасов. Разработка сценария началась зимой 1898-1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера "Сказки о царе Салтане" состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы - Товарищества Солодовниковского театра. "Сказка о царе Салтане" - одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства. Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок.






"Добрыня Никитич" А. Гречанинов.

А.Лядов «Кикимора»

Вставка рисунка

А. Лядов - русский композитор 19 в. - автор симфонической картины с причудливым названием «Кикимора». Краткое содержание произведения таково: далеко в горах в хрустальной колыбельке Кот-Баюн качает маленькое фантастическое существо - Кикимору. Мелодия Кота напоминает колыбельную песню, а тема «героини» звучит резкими, короткими фразами у флейты. Кикимора вырастет и пойдёт творить разные мелкие пакости людям.






Песня «Спящая княжна» А.П. Бородин


Ирина Башлыкова
Проект «Композиторы-сказочники»

Актуальность темы

В настоящее время большое внимание уделяется нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. С раннего возраста ребенок должен чувствовать свою принадлежность к целому народу и гордиться своей Родиной и своими соотечественниками. Знакомство детей с русскими композиторами –классиками , узнавание их произведений и гордость за мировую известность этих великих людей, тоже является, на мой взгляд, частью нравственно-патриотического воспитания. Поэтому и появилась идея создания данного проекта .

Цель :

Способствовать формированию у дошкольников основы культурно-эстетического сознания, воспитывать чувство гражданственности, любви к своей Родине, своему народу.

Задачи :

1. Развивать у детей музыкальный вкус посредством знакомства их с произведениями русских композиторов – сказочников : Н. А. Римского – Корсакова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки.

2. С помощью доступной для детей формы восприятия – сказки –развить у детей любовь и интерес к классической русской музыке, чувство уважения и гордости к русской музыкальной культуре.

3. Осуществить приобщение детей к живой музыке, прослушивать фрагменты сказочных опер, балетов в исполнении ансамблей профессиональных музыкантов.

4. Посредством беседы и диалога с детьми пополнять их словарный запас музыкальными терминами, развивать связную речь.

Вид проекта : познавательный, групповой

Участники : дети подготовительной группы

Сроки реализации : октябрь-март

Результат проекта : презентация, подбор видео и аудио материала

Обеспечение проектной деятельности

Методическое : (литература)

Материально-техническое (аудиозаписи, музыкальный центр)

Этапы проведения и реализации проекта

1. Подготовительный этап

Изучение интереса детей, изучение методической литературы подбор материала…

2. Организационно-практический

Месяц Тема Содержание

Октябрь Нам есть чем гордиться! 1. Выстраивание диалога с детьми - Что мы знаем о нашей стране?

2. Видео презентация (размеры России, природные богатства, животный и растительный мир)

3. Беседа о великих русских композиторах , музыкантах, исполнителях, известных всему миру.

Ноябрь П. И. Чайковский – краткая биография. Сказочные персонажи из «Детского альбома» 1. Знакомство с биографией композитора , творчеством

2. Слушание пьес из «Детского альбома»

3. Выстраивание диалога о прослушанных произведениях

4. МДИ «Угадай, чья песенка»

Декабрь Сказочная музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» 1. Знакомство с терминами «балет» , «либретто»

2. Рассматривание репродукций к музыкальному балету

3. Знакомство со сказочным содержанием и авторами используемых сказок

Январь М. И. Глинка – краткая биография. Отрывки из оперы «Руслан и Людмила» . 1. Знакомство с биографией композитора , творчеством

2. Знакомство со сказочным содержанием и автором сказки

3. Обогащение словаря терминами «ария» , «опера»

4. Слушание и просмотр отдельных сцен и фрагментов

Февраль Самый сказочный русский композитор Н . А. Римский – Корсаков – краткая биография. Сказочные оперы : «Садко» «Снегурочка»

1. Знакомство с биографией композитора , творчеством

3. Слушание и просмотр отдельных сцен и фрагментов

4. Применение новых терминов в диалоге, беседе

5. МДИ «Подбери картинку к опере»

Март Что мы узнали о композиторах – сказочниках ? 1. Обобщение материала

2. МДИ «Скажи, чей портрет»

3. Мини-рассказ о понравившемся композиторе и его произведении

4. Рисование любимого сказочного персонажа

3. Завершающий.

Показ презентации

Публикации по теме:

«Композиторы шутят». Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста «КОМПОЗИТОРЫ ШУТЯТ» Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие музыкальной отзывчивости на шутливые.

Презентация «Композиторы о временах года» Цель: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусств. Закреплять знания о видах искусств и их средствах выразительности.

Конспект занятия «Мы сказочники» с использованием ТРИЗ-технологии Конспект занятия «Мы сказочники» Пр. с. : учить придумывать героев сказки с необычными свойствами; продолжать учить детей эмоционально воспринимать.

Лего-проект Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой. Тип проекта по целевой.

Проект «А ну-ка, пальчики» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Рябинка» п. Октябрьский Муниципального образования Туапсинского района.

Проект «Как хлеб на стол пришел» Это проект направлен - на необходимость дать знания об этапах появления хлеба. С учетом особенности сельскохозяйственной деятельности Кизильского района в нашем детском саду разработан проект «Как хлеб на стол пришел».

Проект «Мы обедаем» Проект «Мы обедаем». Вид проекта: познавательный, информационный, творческий, игровой. Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца).

Николай Андреевич Римский-Корсаков - композитор-сказочник : большая часть творчества написана на сказочный сюжет - оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и др. - в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это не удивительно: с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.

Вспомните симфоническое вступление к опере "Садко" - "Океан-море синее "

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее— А. П. Бородин.

Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.

Валентин Серов. Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий.

Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова.

Слева около здания Консерватории - на Театральной площади - есть памятник Римскому-Корсакову.


Ещё одним памятным местом Петербурга является музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова на Загородном проспекте. Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков.

Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят "Корсаковские среды" с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.


В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть "Корсаковскими средами".