Агенты социализации. Основные стадии социализации
Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.
Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.
Социализация. Что это
Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.
Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.
Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.
Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.
Этапы
Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):
- Ранний : детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
- Поздний : молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.
Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.
Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.
Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.
Стадии процесса
Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.
Период | Стадия развития | Возраст | Доминирующее окружение | Социальные навыки |
Дошкольный | Младенчество | 0-1 год | Семья, родственники, врачи | Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению |
Раннее детство | 1-3 года | Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я» | ||
Детство | 3-7 лет | Семья, воспитатели, педагоги | Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими. | |
Школьный | Младший школьный возраст | 7-11 лет | Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. | Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми. |
Отрочество (подростковый возраст) | 12-15 лет | Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения | ||
Юность | 15-18 лет | Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности | ||
Взрослый | Зрелость | С 18-20 лет | Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества | Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды |
Старость | Выход на пенсию до смерти | Семья (дети, внуки). Часто одиночество. | Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни |
Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:
- Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
- Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.
Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:
- Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.
- После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
- В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
- Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.
Влияющие факторы
Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.
К ним относятся:
- микрофакторы : пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
- мезофакторы : регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
- макрофакторы : географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
- мегафакторы : земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.
Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.
Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.
Видео: Социализация личности
Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.
Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. А. Валлон – французский психолог, представлял ребенка как с самого рождения обреченного на социализацию. Ребенок вынужден взаимодействовать с другими людьми. Уже в младенчестве ребенка привлекает личность взрослого – эту стадию до 6 месяцев он назвал эмоциональной, импульсивной. С 10 месяцев сенсоматорная стадия, ребенок выражает свои намерения полужестами и словами. Между 8 и 12 месяцами четко проявляются привязанности ребенка. 4 стадия до 3 лет – проективная стадия, когда ребенок познает объекты, манипулирую различными предметами. С 3 лет – персоналистическая стадия, когда ребенок когда ребенок противопоставляет себя другим. Появляется первичная самооценка. От 4 до 5 лет начинает следить за собой. Учится мыть посуду. Ребенок придумывает себе героя и учится играть эту роль. С 6 до 14 лет – учебная стадия, ребенок учавствует во всех формах актичности. 8 стадия – полового созревания (независимость)
Выделяют следующие стадии социализации в отечественной психологии:
Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
изменение себя, "стать как все";
конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Понятие социализации
Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.
Определение 1
Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.
Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.
Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу - к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.
Этапы социализации
Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации .
Следует выделять первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.
Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.
Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.
Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.
Подростковый период . Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.
Зрелость . Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость . Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.
Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.
- Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
- Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
- Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
- Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации , где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
- Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
- На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
- Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
- Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.
Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.
Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.
Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.
На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.
Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.
Этапы социализации по А.В. Петровскому
С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:
- Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
- Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
- Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.
Этапы социализации по Колбергу
Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:
- Избежание наказания;
- Желание поощрения;
- Приспособление и желание одобрения;
- Осознание норм и ценностей общества;
- Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
- Формирование собственных принципов и ценностей.
Замечание 1
Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.
Понятие социализации
Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.
Определение 1
Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.
Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.
Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу - к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.
Этапы социализации
Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации .
Следует выделять первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.
Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.
Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.
Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.
Подростковый период . Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.
Зрелость . Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость . Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.
Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.
- Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
- Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
- Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
- Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации , где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
- Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
- На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
- Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
- Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.
Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.
Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.
Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.
На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.
Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.
Этапы социализации по А.В. Петровскому
С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:
- Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
- Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
- Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.
Этапы социализации по Колбергу
Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:
- Избежание наказания;
- Желание поощрения;
- Приспособление и желание одобрения;
- Осознание норм и ценностей общества;
- Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
- Формирование собственных принципов и ценностей.
Замечание 1
Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.
Процесс социализации личности состоит из трех фаз.
В первой происходит адаптация индивида, т.е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность.
Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации.
И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т.д.
Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность, и при этом она интегрирована в социальную группу.
Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Только в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других - нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других - нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.
Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: до трудовую, трудовую и после трудовую. Другие, как уже указывалось выше, подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости.
Первичные начинаются в детстве, когда в основном формируется личность человека. Это очень важные и значимые ее периоды, существенную роль в которых играет самое близкое окружение (родители, другие родственники и друзья), это становление и развитие межличностных отношений. Первичные периоды социализации - это периоды постижения и освоения межличностного общения, они способствуют тому, что человек становится полноценным членом общества.
Более поздние этапы социализации человека принято называть вторичными. Они относятся ко второй половине его жизни, когда он сталкивается с различными общественными институтами - государством, армией, учебным и производственным коллективом, влияние которых на становление и развитие индивида более значимо и ощутимо уже в сознательном возрасте. Вторичные этапы социализации - это этапы, которые позволяют уже социализированной личности постигать новые социальные роли, входить в неизвестные, но важные области объективного мира.
Как правило, принято считать, что этапы социализации личности сменяют друг друга при достижении ею политической, экономической и социальной самостоятельности, а именно, получение паспорта, профессии и работы, создание семьи и т.д.
Процесс социализации - процесс взаимодополняющий и двусторонний. Входя и постигая систему социальных связей, индивид приобретает значимый для себя опыт, с другой стороны, в процессе деятельностного усвоения социальной среды он не пассивно принимает полученный опыт, а преобразует его в собственные установки, ценности и ориентации.
Социализация обязательно проходит при чьем-то постороннем участии и помощи. Людей и учреждения, с которыми человек сталкивается при постижении социального опыта, называют агентами социализации. Так же как и этапы социализации, агентов подразделяют на первичных (близкое значимое окружение) и вторичных (общественные институты и учреждения, их администрация, представители и т.д.).
Социализация - это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными жизненными циклами человека, которые обозначают главные события его биографии.
Как процесс его развития, социализация человека включает в себя три взаимосвязанных стадии:
- · становление - формирование человека как члена определенных социальных общностей;
- · функционирование - исполнение личностью социальных ролей в соответствии с занимаемым социальным статусом;
- · изменение - приобретение за определенный период функционирования новых индивидных, индивидуальных и личностных свойств.
Социализация человека может происходить как неосознанно, спонтанно, стихийно, так и осознанно, целенаправленно, организованно. Для обозначения осознанной, целенаправленной и организованной социализации человека лучше всего подходит понятие «образование».
По признаку «отношение к трудовой деятельности» выделяют три стадии социализации (социологический подход):
- 1) Дотрудовая стадия охватывает детский, подростковый и юношеский возраст и имеет несколько самостоятельных этапов:
- · ранней социализации (имитации и копирования детьми поведения взрослых);
- · игровой деятельности, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
- · групповых игр, на которых дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей;
- · обучение.
- 2) Трудовая стадия связана со зрелостью личности, реализацией и углублением ею социального опыта.
- 3) Специфика последтрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста.
В приведенной периодизации наиболее дискуссионным вопросом является как раз третья стадия социализации. Ряд ученых считает, что само понятие социализации личности несовместимо с тем периодом жизни индивида, когда все его социальные функции сворачиваются. Другие, напротив, убеждены в том, что пенсионный период жизни человека является тем возрастом, который продолжает вносить определенный вклад в воспроизведении социального опыта.
Американский социальный психолог Э. Эриксон в соответствии с определяемыми им психосоциальными кризисами в развитии личности предложил восемь фаз (периодов) социализации: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность, молодость, взрослость, старость. Отечественный социолог Я.И. Гилинский первоначально предложил различать три периода социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Далее он уточнил, что в пределах первой стадии следует выделить еще две: «дошкольную» и «школьную». Таким образом, по его мнению, стадий социализации человека четыре:
- · ранняя (от рождения до поступления в школу);
- · обучение (от начало учебы до окончания очных форм общего и профессионального образования);
- · социальная зрелость;
- · завершение жизненного цикла (с момента прекращения трудовой деятельности в рамках официальных организаций).
Е.М. Бабосов, исходя в основном из возрастных изменений в жизни человека и, соответственно, ведущих видов его деятельности, предлагает выделять девять этапов социализации: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский, поздняя юность, человеческая зрелость, после трудовой.
С социологической точки зрения целесообразно согласиться с выводом Я.И. Гилинского и соотносить периоды социализации с основными циклами жизни человека в обществе: детство, молодость, зрелость, старость(8, 37).
Большое значение для социализации человека имеют как его самостоятельная творческая активность, так и воздействие на него со стороны агентов социализации. Агентами социализации человека выступают все те, кто помогают человеку осваивать будущие социальные роли, контролируют и регулируют его действия по их освоению и исполнению. Агенты социализации могут быть:
- · персональными - отдельные личности (например, родители, родственники, знакомые, друзья);
- · коллективными - социальные общности (например, семья, учебная группа, производственный коллектив, этническая общность, неформальное объединение);
- · институциональными - учреждения и организации (например, учебное заведение, государственные органы, средства массовой информации, учреждения культуры, политические партии, церковь).
Агенты социализации воздействуют на человека как непосредственно через личное общение с ним, так и через средства массовой коммуникации и информации.
В первые годы жизни ребенка основными и универсальными агентами социализации выступают его родители и родственники, в школьный период - учителя и друзья. В молодом и зрелом возрасте основными агентами социализации становятся социальные общности и социальные институты. Для пожилых людей роль основных агентов социализации исполняют представители их ближнего окружения. Особое значение в процессе социализации человека принадлежит средствам массовой информации и художественной культуре, которые активно пропагандируют определенные статутные предписания, используя демонстрацию наглядных и привлекательных моделей социальных ролей.
Воздействие агентов социализации на человека в некоторых случаях вызывает у него реакцию сопротивления, нежелания следовать их советам и указаниям.
Большинство социологов считает, что первичная социализация происходит в детском возрасте, а вторичная социализация присуща взрослым. По мнению некоторых социологов, первичная социализация происходит в процессе непосредственного взаимодействия с представителями ближнего окружения (родители, родственники, соседи, друзья, знакомые, соученики, коллеги), а вторичная социализация - через опосредованное средствами массовой информации взаимодействие со специальными агентами социализации.
Исходя из смысла терминов «первичная» и «вторичная», следовало бы под первичной социализацией человека понимать начальную стадию освоения социальной роли, а под вторичной - стадию коррекции и творческого совершенствования исполнения социальной роли.