Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Cочинение «Внешний и внутренний конфликты в драме «На дне. Внешний и внутренний конфликты в драме по пьесе На дне (Горький Максим)

Cочинение «Внешний и внутренний конфликты в драме «На дне. Внешний и внутренний конфликты в драме по пьесе На дне (Горький Максим)


Произведения М. Горького занимают совершенно особое место в истории русской драматургии. Писатель обратился к театру в самом начале XX века и стал настоящим продолжателем традиций русской драмы XIX столетия. Горький считал, что основной целью драмы является изображение «человека и народа», отражение влияния судьбы на развитие и формирование человеческой личности. Кроме того, в произведениях Горького присутствуют черты, характерные для жанра философской драмы. Наиболее яркое свое отражение они нашли в пьесе «На дне», которая была написана в 1902 году.

Именно в этом произведении Горькому удалось соединить реальные судьбы людей и отвлеченные философские понятия.

За внешним конфликтом произведения четко прослеживается конфликт внутренний, который становится основным и помогает наилучшим образом раскрыть характеры героев, а, кроме того, способствует наиболее глубокому восприятию основного смысла пьесы. Внешний конфликт показан через любовный треугольник (Наташа – Пепел – Костылевы). Но эта интрига является лишь фоном для развития действия, основанного на внутреннем философском конфликте (Лука – ночлежники - Сатин). Именно внутренний конфликт становится основой драматургического действия. Основан этот конфликт на философских рассуждениях обитателей ночлежки о Человеке и его возможностях.

Писателя очень глубоко волновала мысль о том, каким должен быть настоящий Человек, кем он является на этой планете.

Однажды в своем письме к Чехову Горький заметил, что очень сложно любить, помогать и жалеть «дрянных мошек с кишками», каковыми являются все люди. Но вместе с тем, в Горьком жила непоколебимая вера в Человека, а также в его силу духа. Писатель называл Человека самым лучшим, сложным и интереснейшим существом на Земле. Авторские размышления о сущности Человека, об его нравственности и духовном мире стали основой внутреннего конфликта пьесы.

В произведении запечатлено пробуждение человеческой души, пускай частичное, совсем несмелое. Высказываясь в резкой форме, Бубнов говорит о себе и о других ночлежниках, выражая их общую особенность: оказавшись на «дне», люди лишаются всех атрибутов цивилизованной жизни, остается «один голый человек», такой, какой он есть. Может быть, именно поэтому босяков тянет к каким-то общим принципам и понятиям. Автор называет их «философами поневоле», эти несчастные люди еще способны мечтать о более светлом будущем. Клещ хочет добиться успеха трудом, Настя мечтает о любви, как о спасении, Наташа ждет героя, Анна молится Богу. В простых и наивных суждениях босяков скрываются ответы на самые сложные вопросы о природе и судьбе человека.

Есть в пьесе и другой тип персонажей. Сатин, Барон и Бубнов смирились с собственным положением шулеров и не стремятся что-то менять в своей судьбе. Они глубоко рассуждают о смысле жизни, тоскуют по правде и воле. Эти герои от природы наделены живым умом, но не стремятся к действию.

В конце второго акта пьесы появляется старец Лука. Это умный и незаурядный человек, имеющий громадный опыт и живой интерес к людям. Он стремится понять каждого человека, видит не только ошибки других людей, но способен разглядеть и их светлые качества. Лука не просто жалеет людей, он верит в них, искренне хочет помочь каждому.

Однако позиция Луки такова, что он готов принять любую жизненную ситуацию и приспособиться под нее. Лука пассивно ждет блага, не пытаясь исправить конкретное положение вещей. Он предлагает ночлежникам свою помощь, которая просто помогает им приспособиться к нужде и несчастьям. Лука дарит людям призрачную надежду на то, что все само собой наладится. Когда же происходит крах этих иллюзий, старик незаметно исчезает.

В последнем действии пьесы раскрываются все последствия пережитого. Горького особенно интересует брожение ленивых мыслей ночлежников, поэтому с особой силой в последнем действии ставится вопрос о Человеке. Конечно, герои пьесы не стали другими в один момент, просто автор показал их болезненные раздумья, которые, между тем, ничего не изменят в их жизни. Однако значение их слов от этого не уменьшается, ведь они так долго копились в людских душах.

Особенным образом звучат слова Сатина о Человеке. Это своеобразный гимн человеческим возможностям и достоинству. Несмотря на то, что Сатин обычно равнодушен к людям и их несчастьям, он твердо убежден, что Человек – это сильное и мудрое существо, достойное уважения. Сатин выступает против спасительной лжи, которой пользовался Лука. Он считает, что правда – это единственный Бог свободного человека. При этом Сатин понимает, что его слова не относятся к конкретным обитателям ночлежки, ведь эти люди не способны бороться за свою честь и достоинство. Для Сатина Человек – это абсолютно все люди на планете.

Домашнее задание к уроку

2.​ Собрать материал по каждому обитателю ночлежки.

3.​ Подумать, как можно сгруппировать действующих лиц.

4.​ Какова природа конфликта в пьесе?

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.

Максим Горький

История создания пьесы

Более 80 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира, а интерес к ней не ослабевает!

В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Выделено не место действия – «ночлежка», не характер условий – «без солнца», «дно», даже не социальное положение – «на дне жизни». Словосочетание «На дне» гораздо шире по смыслу, чем все вышеперечисленные. Что происходит «на дне»? «На дне» – чего, только ли жизни? Может быть, – и души?

Многозначность горьковской пьесы привела к ее разным театральным постановкам.

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького.

В 1903 году пьеса была отмечена почетной Грибоедовской премией.

Особенности композиции

Вопрос

Где происходит действие пьесы?

Ответ

В подвале, похожем на пещеру, в котором люди вынуждены вести допотопное существование. Отдельные штрихи описания вводят сюда символику ада: располагается ночлежка ниже уровня земли, люди лишены здесь солнца, свет падает «сверху вниз», персонажи ощущают себя «мертвецами», «грешниками», «сброшенными в яму, «убитыми» обществом и в этих сводах похороненными.

Вопрос

Как изображается место действия в пьесе?

Ответ

В авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. Везде по стенам – нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Вопрос

Перечислите персонажей пьесы с их краткими характеристиками. На какие группы условно можно разделить всех персонажей?

Ответ

Всех обитателей ночлежки можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от того места, которое они занимают в столкновении различных позиций, в философском конфликте пьесы.

Первая группа включает Актера, Настю, Пепла, Наташу. Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой. Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой. Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен.

Лука, о котором подробно мы будем говорить на следующем уроке, призван выявить сущность каждого.

Барон и Бубнов – третья группа. Первый из них постоянно живет прошлым, вспоминая сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели. Полностью опустошенный, он ничего уже не ждет, ни о чем не мечтает. Второй – Бубнов – тоже иногда обращается к былым годам, когда он натерпелся от жизни, но в основном живет настоящим и признает только то, что видит и осязает. Бубнов – равнодушный циник. Для него понятны только факты, они – «упрямая вещь». Правда Барона и Бубнова – жесткая, бескрылая правда, далекая от подлинной истины.

Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью. Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью. Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом. Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке. Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его («Не обижай человека!»)

Образы следует расположить по «лестнице» чинов и положений, так как перед нами социальный срез жизни России начала XX века: Барон, Костылев, Бубнов, Сатин, Актер; Пепел, Настя.

Вопрос

Каков конфликт драмы?

Ответ

Конфликт этой драмы социальный. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила права на работу Клеща, на семью – Настю, на профессию – Актера, на былой комфорт – Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство – Пепла, беспробудный запой – Бубнова, проституцию – Настю.

Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

Вопрос

Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

Ответ

Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.

Вопрос

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

Ответ

В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» – Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

Вопрос

В чем своеобразие любовного конфликта в пьесе?

Ответ

Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

Вопрос

Что напоминает вам эта ночлежка?

Ответ

Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого были выкинуты ее обитатели. Здесь тоже имеются свои «хозяева», полиция, проявляется то же отчуждение, вражда, те же пороки.

Заключительное слово учителя

Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Домашнее задание

Подготовиться к уроку-диспуту о Луке. Для этого: отметить (или выписать) его высказывания о людях, о правде, о вере. Определить свое отношение к высказываниям о Луке Барона и Сатина (IV акт).

Определить композиционные элементы пьесы. Почему Чехов считал последний акт лишним?

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Творческий замысел пьесы “На дне” относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать “цикл драм” из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: “Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу - лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий - ясны, все ясно!..” Задумывая пьесу как описание жизни беднейшего населения городов России, Горький прежде всего определил ее как социально-философскую драму, в которой главным является конфликт оказавшихся на дне жизни людей с окружающим миром. В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: “На дне жизни”. Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в самом себе. Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы.

В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, а сюда попали из-за какого-то несчастья. Так, Барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставив ей свою мастерскую, Актер спился. Некоторые же, например Настя, никогда и не видели другой жизни. Одни уже смирились с таким положением и понимают, что подняться со дна невозможно, другие же надеются, что все это происходит с ними временно. Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он считает, что если жить “по чести”, то можно всего добиться. Актер, наоборот, пытается найти успокоение в алкоголе, тем самым еще более усугубляя свое бедственное положение. Он уже не рассчитывает покинуть эту ночлежку и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих угнетенных людей появляется посторонний человек - Лука, странствующий беспаспортный старик. Полный сострадания ко всем людям, он приносит многим обитателям ночлежки надежду. Анна, жена Клеща, лежит при смерти и испытывает ужасные страдания. А этот старик облегчает ей последние часы. Ожидая после смерти такую же муку, она с надеждой слышит его слова: “Ничего не будет! Ничего! Ты - верь! Спокой и - больше ничего!..” Актеру он говорит о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, и тот даже в течение одного дня воздерживался от пьянства и работал, подметая улицу. Пеплу Лука советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь. В обитателях ночлежки появляется уверенность, что они могут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу. И тут автор поднимает глубоко философский вопрос: “А нужна ли этим людям ложь?” Ведь большая часть слов Луки - это ложь, произнесенная из жалости, с целью утешить, помочь. Он же поддерживает Настю в ее рассказах о “настоящей любви”, хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это вычитано из книг. Ответ на этот вопрос звучит в словах Сатина: “Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие -прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!” Ответом служит все развитие действия. Мы видим крушение всех надежд: умирает Анна, и инструменты Клеща распроданы на ее похороны - он остается без средств к существованию; Васька Пепел убивает в драке Костылева, что, по-видимому, приведет его в тюрьму; Татарин раздавил руку и лишился работы. Создается впечатление, что Лука привнес в их жизни только худшие перемены, так как после его ухода обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы. Эти босяки еще глубже погрузились на “дно”, они проиграли еще одно столкновение со своей судьбой, окончательно потеряли веру в свои силы. Все это подчеркивается в конце пьесы. Актер, лишенный поддержки Луки и постоянно убеждаемый Сатиным, что все разговоры о бесплатной лечебнице для алкоголиков - ложь, кончает жизнь самоубийством. И, как иллюстрация безысходности положения ночлежников, звучат обыденные слова Сатина: “Эх... испортил песню... дур-рак!”

Взяв за основу своей пьесы конфликт низов общества с их непростой жизнью, Горький сумел выполнить главную задачу - показать все грани существования этих людей, надолго или навсегда остающихся “на дне”, все возможные проявления их характеров. Мы видим практическую невозможность каких-либо положительных изменений в их жизни, несмотря на все их старания и надежды, поскольку они не являются свободными людьми. Свободный человек, по Горькому, должен смело смотреть правде в глаза, а не находить утешение в красивой лжи, довольствуясь своим положением. И только когда человек станет свободным, он сможет преодолеть трудности и вырваться из пучины ночлежки. Только тогда можно осуществить надежды на лучшую жизнь не только для одного человека, но и для всего общества.

Урок по литературе в 11 классе

Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

Цели урока: показать новаторство Горького; определить составляю­щие жанра и конфликта в пьесе; подготовить учащихся к ЕГЭ.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока

I. Беседа по содержанию пьесы «На дне»

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Цент­ральным образом у раннего Горького является гордая и сильная лич­ность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добро­детель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключает­ся в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

После серии романтических произведений 90-х годов, полных бун­тарских идей, Горький создает пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писате­ля - драму «На дне» (1902). Посмотрим, какие герои населяют «дно» и как они живут.

Как изображается место действия?

(Место действия описывается в авторских ремарках. В первом дейст­вии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закоп­ченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей - людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пеп­ла. «Везде по стенам - нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, ук­ромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жиз­ни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «за­соренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обра­тим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, краснова­тый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал - сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре - там удавился Актер.)

Какие люди являются обитателями ночлежки? (Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это по­следнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пе­пел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20лет) и нестарые еще люди (самому стар­шему, Бубнову, 45лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умираю­щая Анна предъявляется нам старухой, а ей, оказывается, 30лет.

У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, вырази­тельно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменя­ми Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось - «все забыл».)

Что является предметом изображения в пьесе? Каков конф­ликт драмы?

Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

(Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание лю­дей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном - содержатель ночлежки Кос-тылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом - по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

^ Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конф­ликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)

Что привело в ночлежку ее обитателей - Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предысто­рия этих персонажей?

(Сатин попал «на дно» после того как отсидел в тюрьме за убийство: «Убил подлеца в запальчивости и раздражении... из-за родной сестры»; Ба­рон разорился; Клещ потерял работу: «Я" - рабочий человек... я с малых лет работаю»; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он «ленив» да еще и запойный пьяни­ца, «пропил бы мастерскую»; Актер спился, «пропил душу,., погиб»; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я- сызмалолетства - вор... все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (действие четвертое): «Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем? Не пони­маю! Учился - носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную и - зачем? Не понимаю... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пид­жак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной па­лате. .. мундир, фуражка с кокардой... растратил казенные деньги, - надели на меня арестантский халат... потом - одел вот это... И все... как во сне... а? Это... смешно?» Каждый этап жизни тридцатитрехлетнего Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими «переодева­ниями» ничего не стоит, жизнь прошла «как во сне».)

В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим? (Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прош­лое, они не становятся основой драматургического конфликта. Мы на­блюдаем лишь результат внесценических конфликтов.)

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

(В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфлик­та - разговор ночлежников, из которого ясно, что Костъшев ищет в ноч­лежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта - появление в ночлежке Наташи, ради кото­рой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хо­чет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесе­на за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» - Василиса опрокинула самовар и обвари­ла Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает ве­рить Пеплу: «Они - заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба...»)

В чем своеобразие любовного конфликта?

(Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице На­таше, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становит­ся единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, ко­торые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.)

^ П. Слово учителя

Конфликт, в котором участвуют все герои, - другого рода. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии - в обыденной жизни, сколько в диалогах геро­ев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматурги­ческого конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

^ III Проверь себя

Прочитайте приведенный ниже фрагмент пьесы М, Горького «На дне» и выполните задания А11 -А15; В9 - В12.

Актер (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит)- Старик, эй! Ты где? Я вспомнил... слушай.

(Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.)

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

^ Наташа является сзади Актера в двери.-

Актер. Старик!..

Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь...

Наташа (смеется) Чучело! Нализался…

Актер (оборачиваясь к ней) А-а, это ты? А где старичок милый старикашка? Здесь, по-видимому, - никою нет… Hаташа, прощай! Прощай..- Да!

Наташа (входя). Не здоровался, а прощаешься...

Актер (загораживает ей дорогу). Я - уезжаю, ухожу. Настанет весна - и меня больше нет...

Наташа. Пусти-ка... куда это ты?

Актер. Искать город... лечиться... Ты - тоже уходи... Офелия иди в монастырь..- Понимаешь - есть лечебница для организмов для пьяниц... Превосходная лечебница... Мрамор... мраморный пол! Свет... чистота, пища... все - даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и... снова буду... Я на пути к возрожденью... как сказал... король... Лир! Наташа... по сцене мое имя Сверчков- Заволжский... никтo этого не знает, никто! Нет у меня здесь им. ни Понимаешь ли ты!» как это обидно - потерять имя? Даже собаки имеют клички...

^ Наташа осторожно обходит Актера, останавливается у кровати Анны, смотрит.

Актер. Без имени - нет человека...

При выполнении заданий All- A15 в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « х »в кле­точку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А11 . Каков жанр пьесы М. Горького «На дне»?


    политическая сатира


    комедия нравов


    социально-философская драма
    4)водевиль

А12. Данная сцена происходит


    после того, как Лука рассказал Актеру о лечебнице


    непосредственно перед уходом Луки из ночлежки


    после монолога Сатина «Человек - это звучит... гордо»


    после убийства Костылева

А13. Что повлияло на изменение Актера?


    угрозы Костылева и Василисы


    «голая правда» Бубнова


    рассказы Луки о лучшей жизни


    публицистические речи Сатина

А14 . В данной сцене главной является проблема


    богатых и бедных


    человеческого достоинства


    роли искусства в жизни человека


    настоящего и прошлого России

А15 . Главным средством создания характеров героев является?


    портреты героев


    речь героев


    внутренние монологи

При выполнении заданий В9-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего зада­ния, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, словосочетания или цифр. Каждое слово или цифру пи­шите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без про­белов, знаков препинания и кавычек, между цифрами в отдель­ной клеточке ставьте запятую.

В9. Речь Актера является развернутым высказыванием. Kaк называется этот тип высказывания в драматическом произведении?

В10. Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Укажите термин, который используют дли обозначения авторских комментариев в драматическом произведе­нии.

В11. Актер произносит яркую, емкую, лаконичную фразу: « Без имени - нет человека». Как называется такой вид изречений?

В12. В речи Актера много скрытых цитат из классических траге­дий (фрагмент со слов «Искать город...»). Укажите фамилию вели­кого драматурга, чьи произведения вспоминает Актер.

IVДомашнее задание

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере

Человек - это правда!
М.Горький
Максим Горький - талантливый художник, пришедший в русскую классическую литературу со своей темой, взглядом на мир, умением заинтересовать читателя и зрителя острым конфликтом, актуальной задачей и ее разрешением. Ярко
И смело прозвучал голос и Горького-драматурга. В пьесе «На дне» автор ставит и старается решить серьезные вопросы, относящиеся к разряду «вечных», каждый раз встающих перед новым поколением и его эпохой. Всегда будоражили умы и продолжают волновать людей вопросы любви и ненависти, места человека в окружающем его мире, проблемы добра и справедливости, правды и лжи.
Горький прекрасно знает традиции русской классической литературы. Он несет читателям и зрителям идеи гуманизма, справедливости и истины. Пьеса «На дне» столетие не сходит со сцен русских театров. Чем же она так привлекательна? В начале двадцатого века драматург открыл русскому зрителю малознакомый пласт жизни «бывших людей». И не просто показал ужасающие условия быта ночлежников, а философски взглянул на жизнь этих изгоев общества. Оказывается, они обычные люди со своими страстями, радостями и печалями. Герои пьесы «На дне» любят и ненавидят, страждут лучшей доли, плачут и смеются. Каждый в отдельности мечтает об иной жизни, ищет возможность выбраться из этого мира тьмы на волю. Спившийся Актер мечтает вернуться на сцену, Настя бредит чистой и беззаветной любовью, Пепел стремится к честной жизни.
С приходом в ночлежку Луки крепнет в ее обитателях вера в собственное возрождение, появляется иллюзия возможности перерождения, и тем страшнее и неотвратимее финал, когда в общем-то беззащитные и наивные люди терпят сокрушительное поражение в этом жестоком и бесчеловечном мире.
Даже традиционный любовный конфликт в пьесе претерпевает изменения. Казалось бы, искренняя и глубокая любовь Васьки Пепла к Наташе оборачивается для героини сущим адом и гибелью. В этом мире «бывших людей» не может существовать чистая и бескорыстная любовь. Все здесь оборачивается во зло, даже прекрасное и возвышенное чувство.
В затхлом подвале не может быть возрождения к творчеству и вдохновенному ТРУДУ- Здесь процветают лишь разбой, клевета, пьянство и драки. Поэтому постепенно гибнут или уходят обитатели «дна»: Анна и Наташа, Актер и Пепел.
Кажется, автором найдена причина этого зла - ложь. Сатин в своем страстном монологе объединяет носителей этого порока: рабов и хозяев. Но не так-то все просто и однозначно в мире и пьесе Горького. Лгущий людям Лука не является злодеем. Он приятный в общении и нужный в ночлежке старичок, несущий утешение страждущим. Его философия всепрощения и терпимости уходит корнями в православие.
Отвергая философию Луки, по-своему защищаются и прячутся от жизненных проблем скептики Бубнов и Барон. Цинизм и безверие - вот что является их временным пристанищем. Но и их гибель от пьянства или в случайной драке неминуема.
Максим Горький гениально показал в бытности ночлежников безысходность и страх русского общества перед действительностью в предреволюционную эпоху. Нужна была совершенно иная истина, способная кардинально изменить жизнь этих несчастных, вывести их из «мрака». Автор видел выход в революционном переустройстве мира. Он сам одновременно страшился и жаждал этого исхода. Будучи талантливым художником, Горький не мог не почувствовать и пройти мимо новых веяний в обществе. Все это нашло правдивое и смелое отражение в творчестве писателя в целом и в частности в пьесе «На дне».