Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Джозеф райт, картины и биография. Художник промышленной революции Джозеф райт картины

Джозеф райт, картины и биография. Художник промышленной революции Джозеф райт картины

Джозеф Райт родился в 1734 году в Дерби, и там же скончался в 1797 году. К его фамилии из-за этого часто добавляют приставку «из Дерби». Его привязанность к родному городу ознаменовалась тем, что значительную часть его творческого наследия составляют картины, хранящиеся в городском музее и принадлежащие городскому совету.

Этот художник является одним из ярких представителей английского искусства XVIII века. Критики часто называют его мастером светотени, потому что ему виртуозно удавалось изобразить различные эффекты от источников света, особенно от горящих свечей.

Творчество мастера сформировалось под влиянием искусства и его школы. Оно построено на четких контрастах и использованием очень глубоких, практически черных теней. В результате освещенные детали и фрагменты тела кажутся особенно объемными, выпуклыми, буквально выпирающими из плоскости полотна.

Райт считается одним из первых художников, начавших писать картины на индустриальные темы. Он создал цикл работ, в которых изображал, как наука пробивала себе путь из алхимии. Эта тематика была очень популярной в то время, когда производились наиболее значимые и фундаментальные научные открытия.

Отцом художника был адвокат, в семье было пятеро детей, Джозеф оказался третьим по счету ребенком. В детстве он учился в местной школе и обучался рисованию путем копирования различных произведений искусства. В те времена это была распространенная практика.

Приняв твердое решение начать карьеру художника, Райт поехал в , где три года учился у Томаса Хадсона, который был учителем знаменитого . Влияние учителя на ученика было очень велико, поэтому его первые работы выполнены в стиле и творческой манере, подражающей Хадсону.

13 лет в начале своей карьеры будущий мастер провел в родном Дерби. Здесь он познакомился с Джозайей Веджвудом, который основал одно из первых промышленных предприятий по массовому производству фарфора, а также с химиком Джозефом Пристли. Их эксперименты очень привлекали художника, поэтому он с огромным интересом и удовольствием писал картины на научные темы, например, «Планетарий» и «Испытание насоса».

Художник пытался продвинуть свои полотна, выставляясь в Лондоне, но жить всегда предпочитал в Дерби. В 1773 – 1775 годах он побывал в , где исследовал и зарисовывал многочисленные остатки античной цивилизации, снимал копии со столь же древних статуй и рисовал многочисленные пейзажи. Здесь ему довелось увидеть извержение легендарного Везувия. Это зрелище настолько впечатлило и потрясло мастера, что он написал целую серию картин на эту тематику.

Еще один важный мотив, характерный для его творчества того периода – это многочисленные изображения пещер и гротов. В них, как и в других природных объектах, художника привлекало изображение света и тени, поэтому множество полотен отражают вид из пещеры на окружающий мир.

Пытаясь заполучить себе новую клиентуру, Райт два года проработал в Бате. Но все было тщетно, потому что в городе все были массово увлечены творчеством .

С 1778 года положение художника упрочняется, и он создает одни из самых своих знаменитых работ – серию портретов. Он начинает выставляться в Академии художеств и становится одним из ее членов.

Последние годы художника были сложными из-за его болезни. Он скончался в 1797 году. Похоронили его в церкви, которая не сохранилась. В настоящее время его останки покоятся на кладбище Ноттинхем Роад.

Интересно, что большую часть доходов Райт получал за выполнение заказных портретов, а в истории сохранился как автор одних из первых картин индустриальной живописи.

РАЙТ Джозеф, прозванный Райт из Дерби

Wright, Joseph, Wright of Derby, dit

(1734, Дерби - 1797, там же)

Английский художник.

В 1751-1753 и в 1756-1757 он учился

в мастерской Томаса Хадсона. Ранние

портреты (до 1760) исполнены Райтом

в манере своего учителя (<Портрет

мисс Кеттон>, Сант-Луис, Миссури,

Гор. художественная гал.; <Портрет

Томаса Беннета>, Дерби, музей). В

1760-1773, период его творческих

исканий, художник живет в Дерби; он

интересуется необычными световыми

эффектами, моделирующими пространс-

тво и восходящими к искусству ут-

рехтских караваджистов. В Дерби он

знакомится с мастером по керамике

Джошуа Веджвудом и химиком Джозефом

Пристли, способствовавших развитию

индустриальной революции, и при-

сутствует при их экспериментах.

Картины <Планетарий> (1766, Дерби,

музей; вариант - Нью-Хэвен, Йель-

ский центр Британского искусства) и

<Испытание насоса> (1768, Лондон,

гал. Тейт; вариант - собрание Ч.

Роджерса-Колтмана) отражают интерес

жителей Средней Англии к научным

изысканиям. Этот новый жанр живопи-

си, блестящей иллюстрацией которого

являются произведения Райта, был

назван Дидро <серьезным жанром>.

Художник писал также портреты

(<Портрет супругов Томас Колтман>,

ок. 1770-1772, Лондон, Нац. гал.) и

композиции на исторические сюжеты.

В картине <Мираван, открывающий

гробницу своих предков> готические

элементы сочетаются с неоклассицис-

тическими, а сама композиция по

своему странному характеру близка

атмосфере романов А.Радклифф. Во

время итальянского путешествия

(1773) Райт пишет различные, впе-

чатлившие его виды (<Везувий>,

1774, Дерби, музей; 1778, Москва,

Музей изобразительных искусств им.

А. С. Пушкина; <Иллюминация Замка

св. Ангела> (1774, Дерби, музей;

1774-1775, Бирмингем, Гор. музей;

1775-1778, Ливерпуль, гал. Уокер;

1778-1779, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж); эти темы вдохновляли ху-

дожника и по возвращении в Англию

(1775). Он изображает эффекты лун-

ного света, чем-то напоминающие

произведения Берне, однако трактует

их, скорее, с позиции ученого, наб-

лидающего физическое явление, неже-

ли романтика. В 1775 Райт уезжает в

Бат, где тщетно пытается привлечь

клиентуру Томаса Гейнсборо и, в

1777, возвращается в Дерби. Начиная

с этого времени были написаны неко-

торые его лучшие портреты (<Портрет

сэра Брука Бутби>, 1781, Лондон,

гал. Тейт; <Портрет Юса Кока с же-

ной и Дэниэлом Паркером Коком>,

1780-1782, Дерби, музей; <Портрет

Томаса Гисборна с женой>, 1786,

Нью-Хейвен, Иельский центр Британс-

кого искусства). С 1778 произведе-

ния Райта выставляются в Кор. Ака-

демии, членом которой он становится

в 1781. В 1784 он пишет <Коринфскую

девушку> (там же); выбор этой темы,

развитой в поэме Хэйли, свидетель-

ствует о том, что источником вдох-

новения для Райта была современная

литература. Он более не покидал

Дерби вплоть до самой смерти, ис-

полняя портреты, пейзажи графства

Дербишир, исторические композиции и

произведения, навеянные воспомина-

ниями об Италии (<Озеро Неми>, Па-

риж, Лувр). Он остался провинциаль-

ным художником, но в лучшем смысле

этого слова; благодаря его глубоко

оригинальной манере, в которой со-

четались элементы готики и неоклас-

сицизма, его интересу к научным

исследованиям и к современной лите-

ратуре, он явился одним из пред-

шественников романтического искусс-

Творческое наследие Райта представ-

лено главным образом в Иельском

центре Британского искусства в

Нью-Хэвене (<Автопортрет>, 1768;

<Кузница>, 1771; <Портрет доктора

Ричарда Райта>, 1785-1787; <Сцена в

тюрьме>, 1787-1790; <Итальянский

пейзаж>, 1790; <Вид озера Неми на

закате>, ок. 1790), в Уодсворт Ате-

неум в Хартфорде (<Старик и

смерть>, ок. 1773), в гал. Тейт в

Лондоне (<Портрет Томаса Стенифор-

и в музее Дерби (<Портрет Томаса

Борроу>, ок. 1762- 1763; <Автопорт-

рет>, 1767-1770; <Портрет Сары Кар-

вер с дочерью>, 1769-1770; <Отшель-

ник, изучающий скелет>, ок.

1771-1773; <Алхимик, открывающий

фосфор>, 1771-1795; <Портрет Самуэ-

ля Уорда>, ок. 1782-1783; <Индийс-

кая вдова>, 1783-1785; <Вид Тиво-

ли>, 1783-1786; <Пейзаж с радугой>,

1794-1795). В музее Дерби находится

также значительное собрание рисун-

ков и акварелей (в особенности,

этюды с антиков и пейзажи).

В 1990 в Лондоне (гал. Тейт), Пари-

же (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей

Метрополитен) прошли ретроспектив-

ные выставки работ Райта.

Джозеф Райт , Джозеф Райт из Дерби , Райт из Дерби (англ. Joseph Wright, англ. Joseph Wright of Derby, англ. Wright of Derby) (3 сентября 1734, Дерби, Англия - 29 августа 1797, Дерби, Англия) - один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия.

Художник выделяется мастерством световых эффектов, а также картинами, сцены которых освещены свечами. Испытал влияние караваджизма, в первую очередь, нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена.

Считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества, группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе, и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения.

Многие из картин Райта и рисунки являются собственностью городского совета города Дерби и выставлены в Музее и художественной галерее города Дерби.

Биография

Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в Дерби в семье адвоката - Джона Райта (1697-1767), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700-1764). Джозеф был третьим из пятерых детей. Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.

Решив стать художником, Райт в 1751 году отправился в Лондон. Три года (1751-1753 и 1756-1757) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона, у которого также учился Джошуа Рейнольдс. До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби).

Используйте курсор для определения, кто есть кто

В ранний период творческих исканий - с 1760 по 1773 годы - художник жил в Дерби. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ. Josiah Wedgwood), основателем компании «Веджвуд», и химиком Джозефом Пристли. Присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах. В частности, в этот период им были написаны картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей; вариант - Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, галерея Тейт Роджерса-Колтмана), отражающие интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Дени Дидро отметил эти работы Райта, назвав их «серьёзным жанром».

Первую попытку пройти практику в качестве художника Райт сделал в Ливерпуле, регулярно выставляя свои картины (напр., Мираван) в Королевском Обществе Искусств в Лондоне. Однако его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где художник жил и работал.

В период с 1773 по 1775 годы Джозеф находился в Италии, где рисовал древние руины (например, могилу Вергилия), изучал прорисовку ландшафтов («Человек, закапывающий норы»), копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.

В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.

    Извержение Везувия (1774)

    Дом в огне ночью (ок. 1785 - 1793)

    Везувий в Посиллипо (ок. 1788)

    Пещера, близ Неаполя (1774)

    Грот в Салернском заливе, закат (ок 1780 - 1781)

На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах.

Два года (1775-1777) художник работал в Бате, где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо. Потерпев неудачу, вернулся в Дерби.

Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780-1782, Дерби, музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби). С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году - полным). Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу).

1 675 views

Вашингтон Ширли в итоге купил картину за 210 фунтов.

В середине лета 1766 года английский художник Джозеф Райт (Joseph Wright of Derby, 1734-1797) завершил картину «Философ, объясняющий модель Солнечной системы, в которой лампа замещает Солнце».

Хотя ко времени написания картины модель Солнечной системы уже не была абсолютным новшеством, она все еще оставалась диковинкой, а художники той поры любили писать диковинные картины, пользовавшиеся спросом у состоятельной публики. Вот и «Философ» писался не под заказ, но в расчете на интерес вполне конкретного потенциального покупателя – Вашингтона Ширли, 5-го графа Феррерс, просвещенного человека, у которого была своя механическая модель Солнечной системы. Об этой модели Джозеф Райт был наслышан от своего друга Питера Переза Бурдетта, геодезиста, картографа и художника, вхожего к графу Феррерсу. Считается, что оба они изображены на картине: Феррерс со своим сыном стоит рядом с моделью и демонстрирует присутствующим ее в действии, а Бурдетт что-то записывает.

Впрочем, в отношении главного персонажа картины высказывались и другие гипотезы. Так, Бенедикт Николсон в биографии Райта в 1968 году выдвинул версию, что основная фигура написана с Джона Уайтхёрста, а другие внимательные зрители замечают сходство человека, вдохновенно демонстрирующего модель, с Исааком Ньютоном, каким его изобразил Годфри Кнеллер. Известны и случаи, когда художник намеренно придавал изображаемому на картине заказчику или будущему покупателю черты сходства с кем-то из великих, так что, возможно, Райт изобразил Феррерса с чертами Ньютона.

Как бы то ни было, Вашингтон Ширли в итоге купил картину за 210 фунтов.

но уже его наследник 6-й граф Феррерс продал работу Райта с аукциона. Сегодня это полотно можно увидеть в постоянной экспозиции Музея и художественной галереи Дерби, где оно выставлено рядом с работающей механической моделью Солнечной системы.

Но главный научный секрет картины Райта заключается в том, как освещены лица персонажей картины. Свет исходит от лампы, которая замещает в модели Солнце. Если внимательно присмотреться к взрослым людям, окружившим модель, то нетрудно заметить, что лица их высвечены в разной мере и соответствуют основным фазам Луны – от Новолуния, когда нам виден только тонкий освещенный ободок, до Полнолуния, с такими промежуточными фазами, как полумесяц и ущербная Луна.

Представлением этой картины мы начинаем сразу два проекта, в рамках одного из которых представим произведения 1766 года, по-своему выражающие дух Века Просвещения в разных странах, а другой посвятим художественному осмыслению отношений человека и бесконечных небесных глубин с их звездами и планетами.