Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Генрик ибсен. Генрик (Хенрик) Иоган Ибсен (норв. Henrik Johan Ibsen)

Генрик ибсен. Генрик (Хенрик) Иоган Ибсен (норв. Henrik Johan Ibsen)

Норвежская литература

Генрик Юхан Ибсен

Биография

ИБСЕН, ГЕНРИК ЮХАН (Ibsen, Henrik Johan) (1828−1906) - норвежский драматург и театральный деятель, один из известнейших классиков западноевропейского театра 19 в.

Жизнь и творчество Ибсена полны самых удивительных противоречий. Так, будучи страстным апологетом национального освобождения и возрождения национальной культуры Норвегии, он тем не менее, провел двадцать семь лет в добровольном изгнании в Италии и Германии. Увлеченно изучая национальный фольклор, он в своих пьесах последовательно разрушает романтический ореол народных саг. Сюжетная структура его пьес выстроена настолько жестко, что порой граничит с тенденциозностью, однако в них действуют отнюдь не схематичные, а живые и многогранные герои. Подспудный нравственный релятивизм Ибсена в сочетании с «железной» и даже тенденциозной логикой развития сюжета позволяет трактовать его пьесы чрезвычайно многообразно. Так, Ибсен признан драматургом реалистического направления, однако символисты считают его одним из важнейших основоположников своего эстетического течения. При этом его порой называли «Фрейдом в драматургии». Исполинская сила таланта позволила ему органично сочетать в своем творчестве самые разнообразные, даже полярные, - темы, идеи, проблематику, средства художественного выражения. Родился 20 марта 1828 в небольшом норвежском городе Шиене в зажиточной семье, однако в 1837 его отец разорился и положение семьи переменилось. Резкий переход в социальные низы стал тяжелой психологической травмой для мальчика, и это так или иначе отразилось в его дальнейшем творчестве. Уже с 15 лет был вынужден начать зарабатывать себе на жизнь - в 1843 у.е.хал в крохотный городишко Гримстад, где устроился на работу учеником аптекаря. Практически нищенская жизнь социального изгоя заставила Ибсена искать самореализации в иной области: он пишет стихи, сатирические эпиграммы на добропорядочных буржуа Гримстада, рисует карикатуры. Это приносит свои плоды: к 1847 он становится весьма популярным среди радикально настроенной молодежи городка. Огромное впечатление на него произвели революционные события 1848, охватившие значительную часть Западной Европы. Ибсен дополняет свое поэтическое творчество политической лирикой, а также пишет первую пьесу Катилина (1849), проникнутую тираноборческими мотивами. Пьеса не пользовалась успехом, однако укрепила его в решении заниматься литературой, искусством и политикой. В 1850 у.е.зжает в Христианию (с 1924 - Осло). Его цель - поступление в университет, однако молодого человека захватывает политическая жизнь столицы. Он преподает в воскресной школе рабочего объединения, участвует в демонстрациях протеста, сотрудничает с прессой - рабочей газетой, журналом студенческого общества, принимает участие в создании нового общественно-литературного журнала «Андхримнер». И продолжает писать пьесы: Богатырский курган (1850, начата еще в Гримстаде), Норма, или Любовь политика (1851), Иванова ночь (1852). В этот же период знакомится с драматургом, театральным и общественным деятелем Бьёрнстьерне Бьёрнсоном, с которым находит общий язык на почве возрождения национального самосознания Норвегии. Эта бурная деятельность драматурга в 1852 обусловила его приглашение на должность художественного руководителя недавно созданного первого Норвежского национального театра в Бергене. На этом посту оставался до 1857 (сменил его Б. Бьёрнсон). Этот поворот в жизни Ибсена можно считать необычайной удачей. И дело не просто в том, что все написанные им в бергенский период пьесы сразу ставились на сцене; практическое изучение театра «изнутри» помогает раскрытию многих профессиональных секретов, а значит - способствует росту мастерства драматурга. В этот период были написаны пьесы Фру Ингер из Эстрота (1854), Пир в Сульхауге (1855), Улаф Лильекранс (1856). В первой из них он впервые перешел в своей драматургии на прозу; две последние написаны в стиле норвежских народных баллад (т.н. «богатырских песен»). Эти пьесы опять же особым сценическим успехом не пользовались, но сыграли необходимую роль в профессиональном становлении Ибсена. В 1857-1862 возглавляет Норвежский театр в Христиании. Параллельно с руководством театра и драматургической работой продолжает активную общественную деятельность, направленную в основном на борьбу с работающим Христианийским театром продатского направления (труппа этого театра состояла из датских актеров, и спектакли шли на датском языке). Эта упорная борьба увенчалась успехом уже после того, как Ибсен оставил театр: в 1863 труппы обоих театров были объединены, спектакли стали идти только на норвежском языке, а эстетической платформой объединенного театра стала программа, разработанная при его активном участии. В это же время он написал пьесы Воители в Хельгеланде (1857), Комедия любви (1862), Борьба за престол (1863); а также поэму На высотах (1859), которая стала предтечей первой по-настоящему принципиальной драматургической удачей - пьесы Бранд (1865). Разнообразная деятельность Ибсена в норвежский период была скорее обусловлена комплексом сложнейших психологических проблем, нежели принципиальной общественной позицией. Главной из них была проблема материального достатка (тем более что в 1858 он женился, а в 1859 родился сын) и достойного социального положения - здесь, несомненно, играли свою роль и его детские комплексы. Эта проблема естественно смыкалась с принципиальными вопросами призвания и самореализации. Недаром практически во всех его дальнейших пьесах так или иначе рассматривается конфликт между жизненной позицией героя и реальной жизнью. И еще немаловажный фактор: лучшие пьесы Ибсена, принесшие ему мировую заслуженную славу, были написаны за пределами родины. В 1864, получив писательскую стипендию от стортинга, которой добивался почти полтора года, Ибсен с семьей уехал в Италию. Полученных средств было крайне недостаточно, и ему пришлось обратиться за помощью к друзьям. В Риме в течение двух лет он пишет две пьесы, вобравшие в себя весь предыдущий жизненный и литературный опыт - Бранд (1865) и Пер Гюнт (1866). В театроведении и ибсенистике принято рассматривать эти пьесы комплексно, как две альтернативные трактовки одной и той же проблемы - самоопределения и реализации человеческой индивидуальности. Полярны главные герои: несгибаемый максималист Бранд, готовый пожертвовать собой и своими близкими ради выполнения собственной миссии, и аморфный Пер Гюнт, с готовностью приспосабливающийся к любым условиям. Сопоставление этих двух пьес дает отчетливую картину нравственного релятивизма автора. По отдельности же они расценивались критиками и зрителем весьма противоречиво. Так, неистовый фанатик Бранд (которого автор в финале приводит к краху) был воспринят скандинавскими зрителями с несомненным сочувствием, а сама пьеса всегда пользовалась успехом у революционно настроенных романтиков. Ситуация с Пером Гюнтом сложилась еще более парадоксально. Именно в этой пьесе Ибсен демонстрирует свой разрыв с национальной романтикой, В ней персонажи фольклора представлены уродливыми и злобными существами, крестьяне - жестокими и грубыми людьми. Поначалу в Норвегии и Дании пьеса была воспринята весьма негативно, чуть ли не как кощунство. Г. Х. Андерсен, к примеру, назвал Пера Гюнта худшим из когда-либо прочитанных им произведений. Однако со временем романтический флер вернулся к этой пьесе - конечно, в основном, благодаря образу Сольвейг. Этому в немалой степени способствовала музыка Эдварда Грига, написанная по просьбе Ибсена к постановке Пера Гюнта, а позже приобретшая мировую известность как самостоятельное музыкальное произведение. Парадоксально, но факт: Пер Гюнт, в авторской интерпретации выступающий протестом против романтических тенденций, до сих пор в культурном сознании остается воплощением норвежской народной романтики. Бранд и Пер Гюнт стали для Ибсена переходными пьесами, повернувшими его в сторону реализма и социальной проблематики (именно в этом аспекте преимущественно рассматривают все его дальнейшее творчество). Это Столпы общества (1877), Кукольный дом (1879), Привидения (1881), Враг народа (1882), Дикая утка (1884), Росмерсхольм (1886), Женщина с моря (1888), Гедда Габлер (1890), Строитель Сольнес (1892), Маленький Эйольф (1894), Йун Габриель Боркман (1896). Здесь драматург поднимал актуальные вопросы современной ему действительности: ханжества и женской эмансипации, бунта против привычной буржуазной морали, лжи, социального компромисса и верности идеалам. Символисты и философы же (А.Блок, Н. Бердяев и др.) гораздо больше, наряду с Брандом и Пером Гюнтом, - ценили иные пьесы Ибсена: дилогию Кесарь и Галилеянин (Отступничество Цезаря и Император Юлиан; 1873), Когда мы, мертвые, пробуждаемся (1899). Беспристрастный анализ позволяет понять, что во всех этих произведениях индивидуальность Ибсена остается единой. Его пьесы - и не тенденциозные социальные однодневки, и не абстрактно-символические построения; в них в полной степени есть и социальные реалии, и чрезвычайно семантически нагруженная символика, и удивительно многогранная, прихотливая психологическая сложность персонажей. Формальное разграничение драматургии Ибсена на «социальные» и «символические» произведения - скорее вопрос субъективной интерпретации, пристрастной трактовки читателя, критика или режиссера. В 1891 вернулся в Норвегию. На чужбине он достиг всего, к чему стремился: мировой славы, признания, материального благополучия. К этому времени его пьесы широко шли на сценах театров всего мира, количество исследований и критических статей, посвященных его творчеству, не поддавалось подсчету и могло быть сопоставлено разве что с количеством публикаций о Шекспире. Казалось бы, все это могло вылечить тяжкую психологическую травму, перенесенную им в детстве. Однако самая последняя пьеса, Когда мы, мертвые, пробуждаемся, исполнена такого пронзительного трагизма, что в это верится с трудом. Скончался Ибсен 23 мая 1906 в Христиании.

Генрик Юхан Ибсен - норвежский драматург и театральный деятель. Родился 20 марта 1828 в норвежском городке Шиене. Его отец был богатый коммерсант, но в 1937 он разорился, и семья из богатого общественного слоя оказалась в низах. Это очень сильно повлияла на психическое состояние Генрика.

В 1843 Ибсен уезжает из родного города в маленький городок Гримстад, где устраивается на работу помощником аптекаря. Ему не хватала денег на жизнь. Чтобы поправить свое финансовое положение Ибсен пишет стихи, сатирические рассказы, рисует карикатуры.

В 1848 Генрик увлекается политической лирикой и пишет свою первую пьесу "Каталина". Пьеса не пользуется популярностью, но это никак не повлияло на желание Ибсена развиваться в литературной сфере.

В 1850 он уезжает в Христианию, чтобы поступить в университет. Но его цель не осуществилась. В столице Ибсен начинает активно заниматься политической деятельностью, пишет пьесы.

С 1852 по 1857 Генрик Ибсен занимал пост художественного руководителя первого Норвежского национального театра в Бергене. В этот период он пишет много пьес и повышает свое мастерство драматурга.

С 1857 по 1862 Ибсен возглавляет Норвежский театр в Христиании. В это же время он написал пьесы "Воители в Хельгеланде", "Комедия любви", "Борьба за престол". Также Ибсен вел активную общественную жизнь.

В 1864, уже будучи женат и с ребенком на руках, Генрик переезжает жить в Италию. В Риме он написал две свои знаменитые пьесы: "Бранд" и "Пер Гюнт". В Италии Ибсен достиг великой славы и признания. Его пьесы ставили лучшие театры мира. Его материальное благополучие было непоколебимо. Ведь еще с детства Ибсен стремился зарабатывать много денег и ни в чем не нуждаться. Он обратно вернул фамилию своего отца в высшие слои общества.

В 1891 Ибсен вернулся в Норвегию. Его последней работой стала пьеса "Когда мы, мертвые, пробуждаемся". Пьеса была настолько трагическая, что его читатели не могли поверить, что настолько счастливый человек, который имеет от жизни все, способен на такие печальные эмоции.

Генрик Ибсен – первое имя, которое вспомнит каждый культурный человек, как только речь зайдет о литературе Норвегии. Но творчество Ибсена - уже не норвежское, а мировое достояние. Ратуя за возрождение норвежской культуры, с трепетом относясь к фольклору, драматург покинул родину на двадцать семь лет. Пьесы, после которых Ибсен получил всемирное признание, создавались в Германии и Италии. А персонажи Ибсена, загнанные автором в жесткие рамки сюжета, всегда были живыми.

Детство и юность

В зажиточной семье Ибсенов 20 марта 1828 года родился мальчик, которому родители дали имя Генрик. В 1836 году семья Ибсенов обанкротилась, пришлось заложить все имущество, чтобы расплатиться с кредиторами.

Такая перемена социального положения больно ударила по маленькому Генрику. И раньше не отличавшийся общительностью, мальчик и вовсе замкнулся в собственном мирке. Тем ярче проявился талант – еще в гимназии Ибсен начал облекать фантазии, порой жутковато-сказочные, в слова.

В Норвегии, пусть она и была 400 лет датской колонией, учиться могли даже бедняки. Но Генрику пришлось вместо учебы зарабатывать на жизнь. Пятнадцатилетнего парня родители в 1843 году отправили в соседний город Гримстад, где тот стал учеником аптекаря.


Работа в аптеке не мешала творчеству, наоборот, душа требовала самореализации. Благодаря стихам, эпиграммам и карикатурам на горожан к 1847-му Генрик обрел популярность у радикально настроенной молодежи Гримстада.

После революционных событий в Европе 1848 года Ибсен взялся за политическую лирику и написал первую пьесу «Катилина», которая не пользовалась популярностью.

Литература

В 1850 году молодой человек поехал в Христианию (так до 1924 года называли Осло), чтобы поступить в университет, но место учебы заняла околополитическая деятельность: преподавание в воскресной школе рабочего объединения, демонстрации протеста, сотрудничество с рабочей газетой и студенческим журналом.


За три года написаны три пьесы, и тогда же состоялось знакомство с Бьёрнстьерне Бьёрнсоном – драматургом, театральным и общественным деятелем. С ним Ибсен быстро сошелся, так как оба верили в необходимость национального самосознания норвежцев.

В 1852 году удача повернулась лицом к молодому драматургу – Ибсена пригласили в Берген, в первый Норвежский национальный театр, где тот и прослужил художественным руководителем до 1857 года. Свежие пьесы Ибсена сразу обретали сценическое воплощение, а еще появилась возможность изучить театральную кухню, что однозначно позволило вырасти драматургическому мастерству.


С 1857 по 1862 годы Ибсен руководил Норвежским театром в Христиании и боролся с Христианийским театром, в котором спектакли ставились на датском, а актеры были сплошь датчане. Ну и, конечно, не прекращал творить, при написании пьес беря за основу норвежские саги. В 1863 году, когда Генрик Ибсен уже оставил пост руководителя, два театра слились в один, и спектакли теперь шли только на норвежском.


Генрик Ибсен за работой

Бурная деятельность драматурга имела под собой желание жить в достатке, обладая должным социальным уровнем, в том числе - общественным признанием. Тут, несомненно, сказалось тяжелое детство. Полтора года Ибсен добивался писательской стипендии от стортинга (парламент Норвегии).

Наконец получив желаемое в 1864 году, с помощью друзей Ибсен с семьей покинул родину и обосновался в Италии. Там за два года создал две пьесы, «Бранд» и «Пер Гюнт», вложив в них всю душу, весь накопленный опыт, как жизненный, так и литературный.

Музыка Эдварда Грига к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт»

«Пера Гюнта» датчане и норвежцы восприняли отрицательно. отзывался о пьесе как о худшем произведении, какое когда-либо читал. Спасла ситуацию Сольвейг. А еще – , написавший музыку к спектаклю «Пер Гюнт» по просьбе драматурга.

Дальнейшее творчество Ибсена попало из сетей норвежских саг в русло реализма. О социальных проблемах говорят шедевры драматургии «Кукольный дом», «Привидения», «Дикая утка», «Строитель Сольнес» и другие пьесы.


Например, в основу драмы «Кукольный дом» легли реальные события. Основная тема произведения – «женский вопрос», но затрагивается не только положение женщин в обществе. Речь идет и о свободе личности в целом. А прототипом главной героини стала Лаура Килер – писательница, дружившая с Ибсеном, который, собственно, и посоветовал юной 19-летней девице заниматься литературой.

В библиографии Генрика Ибсена читатель не найдет ни романов, ни рассказов – только поэмы, стихи и пьесы. Не оставил драматург и дневники. Зато пьесы вошли в «золотой фонд» мировой драматургии. Книги с произведениями Ибсена издаются на разных языках, а его афоризмы давно ушли в народ.

Личная жизнь

Молодой Ибсен был робок с женщинами. Тем не менее, Генрику повезло встретить Сюзанну Торесен. Энергичная дочь священника стала женой драматурга в 1858 году, а в 1859-м родила Ибсену единственного сына – Сигурда.


Генрик Ибсен ни разу не оказывался вовлеченным в скандалы, связанные с личной жизнью. Творческие натуры – люди увлекающиеся и влюбчивые, и Ибсен – не исключение. Но, несмотря на это, Сюзанна оставалась его единственной женщиной до самой смерти.

Смерть

В 1891 году, став знаменитым в Европе, Ибсен вернулся из добровольной ссылки, продлившейся 27 лет. В Христиании Генрик прожил 15 лет, успев написать четыре последние пьесы. 23 мая 1906 года после продолжительной тяжелой болезни завершилась биография норвежского драматурга.


Интересный факт рассказывал доктор Эдвард Булл. Перед смертью Ибсена у него в комнате собрались родственники, и сиделка отметила, что сегодня больной лучше выглядит. Драматург отчетливо произнес:

«Напротив!», – и умер.

Цитаты

«Большинство людей умирает, так по-настоящему и не пожив. К счастью для них, они этого просто не осознают».
«Чтобы согрешить по-настоящему, к этому делу надо отнестись серьезно».
«Самый сильный тот, кто борется в одиночку».
«…некоторых людей любишь больше всего на свете, а с другими как-то больше всего хочется бывать».

Библиография

  • 1850 – «Катилина»
  • 1850 – «Богатырский курган»
  • 1852 – «Норма, или Любовь политика»
  • 1853 – «Иванова ночь»
  • 1855 – «Фру Ингер из Эстрота»
  • 1856 – «Пир в Сульхауге»
  • 1856 – «Воители в Хельгеланде»
  • 1857 – «Улаф Лильекранс»
  • 1862 – «Комедия любви»
  • 1863 – «Борьба за престол»
  • 1866 – «Бранд»
  • 1867 – «Пер Гюнт»
  • 1869 – «Союз молодежи»
  • 1873 – дилогия «Кесарь и галилеянин»
  • 1877 – «Столпы общества»
  • 1879 – «Кукольный дом»
  • 1881 – «Привидения»
  • 1882 – «Враг народа»
  • 1884 – «Дикая утка»
  • 1886 – «Росмерсхольм»
  • 1888 – «Женщина с моря»
  • 1890 – «Гедда Габлер»
  • 1892 – «Строитель Сольнес»
  • 1894 – «Маленький Эйольфе»
  • 1896 – «Йун Габриель Боркман»
  • 1899 – «Когда мы, мертвые, пробуждаемся»

Норвежский драматург

1844 - в шестнадцать лет Ибсен оставляет дом и отправляется в Гримстад, где работает учеником аптекаря. Занявшись журналистикой, пишет сатирические стихи. Выкраивая время, готовится к экзаменам в университет в Христиании (с 1924 - Осло).

1848 - его стихи впервые появляются в печати.

1850 - пишет тираноборческую драму «Катилина» (Catiline), в которой слышны отзвуки революционных событий 1848г.

Ибсен бросает медицину, переезжает в Христианию, где участвует в политической жизни, сотрудничает в газетах и журналах. 26 сентября 1850г. поставлена пьеса Ибсена - одноактная лирическая драма «Богатырский курган» (Kjaempehojen).

1851-1857 - благодаря пьесам «Катилина» и «Богатырский курган» Ибсен получает место драматурга, режиссера и художественного руководителя «Норвежского театра» в Бергене. становится театральным режиссёром в Бергене. Ставит Шекспира, Скриба, Дюма-сына, скандинавов - Хольберга, Эленшлегера (их воздействие сказывается на формировании его методов), позднее - Бьёрнсона и выступает как ярый сторонник возрождения национального норвежского искусства, как борец за идейно значительную драматургию. Чтобы лучше познакомится с достижениями современного театрального искусства, едет в Данию и Германию.

1853 - пьеса «Иванова ночь» (Sancthansnatten).

1855 - пьеса «Фру Ингер из Эстрота» (Fru Inger til Osterеt), действие которой происходит в 1528г.

1856 - пьеса «Пир в Сульхауге» (Gildet paa Solhoug). Она и «Катилина» - единственные пьесы Ибсена 50-х гг., которые в этот период пользуются успехом.

1856 - пьеса «Воители в Хельгеланде» (Hoermoendene paa Helgeland), основанная на сагах.

1857 - пьеса «Улаф Лильекранс» (Olaf Liljekrans). В этом же году Ибсен переезжает в Христианию и возглавляет столичный «Норвежский театр», художественным руководителем которого остаётся до 1862г.

1858 - Ибсен женится на Сусанне Торесен.

1859 - рождается их единственный сын Сигурд.

1862 - пьеса «Комедия любви» (Kjaerlighedens komedie). Написанная рифмованными двустишиями эта пьеса - едкая сатира на буржуазные представления о любви и браке.

1863 - пьеса «Борьба за престол» (Kongsemnerne), написанная по мотивам саг.

1864 - на полученную стипендию и с помощью друзей Ибсен уезжает в Италию. За рубежом он остаётся двадцать семь лет.

1866 - драматическая поэма «Бранд» (Brand), главный герой которой человек необычной цельности и силы. Он не соглашается ни на какие компромиссы, не жалеет ни себя, ни своих близких, чтобы выполнить то, что он считает своей миссией. Основной темой пьесы становится развенчание мнимой цельности человека, купленной жестокостью и не знающей милосердия.

1867 - пьеса в стихах «Пер Гюнт» (Per Gynt). Герой этой пьесы - полная противоположность Бранду. Пер Гюнт, простой крестьянский парень, воплощение душевной слабости человека, доведённое до гигантских размеров. Эта пьеса символизирует окончательное размежевание Ибсена с романтизмом и романтической идеализацией характера.

1869 - едкая сатирическая комедия на современную тему «Союз молодежи» (De unges Forbund).

На рубеже 70гг. Ибсен пишет политические и историко-философские стихи.

1873 - заканчивает дилогию о Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин» (Keiser og Galilaear), которую он называет «мировой драмой» и в которой решаются проблемы устройства мира и возникает идея «третьего царства» - нравственно-политического идеала драматурга.

Мировая слава приходит к Ибсену в конце 70-х гг., когда он выступает с острокритическими пьесами из современной жизни, драмами идей.

1877 - пьеса «Столпы общества» (Samfundets stotter), в которой Ибсен пытается сочетать философскую глубину «Кесаря и Галилеянина» с развлекательной легкостью «Союза молодежи».

1879 - пьеса в прозе «Кукольный дом» (Et dukkehjem) - одно из наиболее спорных и вызвавших ожесточенные дискуссии произведение Ибсена. Эта пьеса послужила причиной обвинения драматурга в аморализме, в подрыве нравственных основ семьи и общества.

1881 - пьеса «Привидения» (Gengangеre), в которой автор на частном примере семейной драмы представляет трагедию общества, которое не может освободиться от догм, уродующих жизнь каждого из его членов.

1882 - пьеса «Враг народа» (En folkefjende), в которой раскрывается трусость и своекорыстие как консервативных, так и либеральных сил современного общества.

1884 - пьеса «Дикая утка» (Vildanden), отличительной особенностью которой является то, что она вся соткана из символов или символических действий.

1886 - драма «Росмерсхольм» (Rosmersholm), в которой показано, что стремление человека к полному осуществлению своего призвания - стремление не только закономерное, но по Ибсену и обязательное - оказывается иногда достижимым лишь за счёт счастья и жизни других людей.

1888 - пьеса «Женщина с моря» (Fruen fra havet), для которой характерно ослабление напряжённости идейных столкновений в сочетании с элементами мистики.

1890 - пьеса «Гедда Габлер» (Hedda Gabler), в которой появляется тема искусства, судьба художника в современном обществе, характерная для последующего творчества.

1891 - Ибсен возвращается на родину.

1892 - пьеса «Строитель Сольнес» (Bygmester Solness), герой которой решается принести в жертву для выполнения своего призвания судьбу других людей и терпит поражение. Источником вдохновения для «Строителя Сольнеса» становится продолжительный роман Ибсена с Эмилией Бардах.

ИБСЕН, ГЕНРИК ЮХАН (Ibsen, Henrik Johan) (1828–1906), норвежский драматург и театральный деятель, один из известнейших классиков западноевропейского театра 19 в.

Жизнь и творчество Ибсена полны самых удивительных противоречий. Так, будучи страстным апологетом национального освобождения и возрождения национальной культуры Норвегии, он тем не менее, провел двадцать семь лет в добровольном изгнании в Италии и Германии.

Увлеченно изучая национальный фольклор, он в своих пьесах последовательно разрушает романтический ореол народных саг. Сюжетная структура его пьес выстроена настолько жестко, что порой граничит с тенденциозностью, однако в них действуют отнюдь не схематичные, а живые и многогранные герои. Подспудный нравственный релятивизм Ибсена в сочетании с «железной» и даже тенденциозной логикой развития сюжета позволяет трактовать его пьесы чрезвычайно многообразно. Так, Ибсен признан драматургом реалистического направления, однако символисты считают его одним из важнейших основоположников своего эстетического течения. При этом его порой называли «Фрейдом в драматургии». Исполинская сила таланта позволила ему органично сочетать в своем творчестве самые разнообразные, даже полярные, – темы, идеи, проблематику, средства художественного выражения.

Родился 20 марта 1828 в небольшом норвежском городе Шиене в зажиточной семье, однако в 1837 его отец разорился и положение семьи переменилось. Резкий переход в социальные низы стал тяжелой психологической травмой для мальчика, и это так или иначе отразилось в его дальнейшем творчестве. Уже с 15 лет был вынужден начать зарабатывать себе на жизнь – в 1843 уехал в крохотный городишко Гримстад, где устроился на работу учеником аптекаря. Практически нищенская жизнь социального изгоя заставила Ибсена искать самореализации в иной области: он пишет стихи, сатирические эпиграммы на добропорядочных буржуа Гримстада, рисует карикатуры. Это приносит свои плоды: к 1847 он становится весьма популярным среди радикально настроенной молодежи городка. Огромное впечатление на него произвели революционные события 1848, охватившие значительную часть Западной Европы. Ибсен дополняет свое поэтическое творчество политической лирикой, а также пишет первую пьесу Катилина (1849), проникнутую тираноборческими мотивами. Пьеса не пользовалась успехом, однако укрепила его в решении заниматься литературой, искусством и политикой.

В 1850 уезжает в Христианию (с 1924 – Осло). Его цель – поступление в университет, однако молодого человека захватывает политическая жизнь столицы. Он преподает в воскресной школе рабочего объединения, участвует в демонстрациях протеста, сотрудничает с прессой – рабочей газетой, журналом студенческого общества, принимает участие в создании нового общественно-литературного журнала «Андхримнер». И продолжает писать пьесы: Богатырский курган (1850, начата еще в Гримстаде), Норма, или Любовь политика (1851), Иванова ночь (1852). В этот же период знакомится с драматургом, театральным и общественным деятелем Бьёрнстьерне Бьёрнсоном , с которым находит общий язык на почве возрождения национального самосознания Норвегии.

Эта бурная деятельность драматурга в 1852 обусловила его приглашение на должность художественного руководителя недавно созданного первого Норвежского национального театра в Бергене. На этом посту оставался до 1857 (сменил его Б.Бьёрнсон). Этот поворот в жизни Ибсена можно считать необычайной удачей. И дело не просто в том, что все написанные им в бергенский период пьесы сразу ставились на сцене; практическое изучение театра «изнутри» помогает раскрытию многих профессиональных секретов, а значит – способствует росту мастерства драматурга. В этот период были написаны пьесы Фру Ингер из Эстрота (1854), Пир в Сульхауге (1855), Улаф Лильекранс (1856). В первой из них он впервые перешел в своей драматургии на прозу; две последние написаны в стиле норвежских народных баллад (т.н. «богатырских песен»). Эти пьесы опять же особым сценическим успехом не пользовались, но сыграли необходимую роль в профессиональном становлении Ибсена.

В 1857–1862 возглавляет Норвежский театр в Христиании. Параллельно с руководством театра и драматургической работой продолжает активную общественную деятельность, направленную в основном на борьбу с работающим Христианийским театром продатского направления (труппа этого театра состояла из датских актеров, и спектакли шли на датском языке). Эта упорная борьба увенчалась успехом уже после того, как Ибсен оставил театр: в 1863 труппы обоих театров были объединены, спектакли стали идти только на норвежском языке, а эстетической платформой объединенного театра стала программа, разработанная при его активном участии. В это же время он написал пьесы Воители в Хельгеланде (1857), Комедия любви (1862), Борьба за престол (1863); а также поэму На высотах (1859), которая стала предтечей первой по-настоящему принципиальной драматургической удачей – пьесы Бранд (1865).

Разнообразная деятельность Ибсена в норвежский период была скорее обусловлена комплексом сложнейших психологических проблем, нежели принципиальной общественной позицией. Главной из них была проблема материального достатка (тем более что в 1858 он женился, а в 1859 родился сын) и достойного социального положения – здесь, несомненно, играли свою роль и его детские комплексы. Эта проблема естественно смыкалась с принципиальными вопросами призвания и самореализации. Недаром практически во всех его дальнейших пьесах так или иначе рассматривается конфликт между жизненной позицией героя и реальной жизнью. И еще немаловажный фактор: лучшие пьесы Ибсена, принесшие ему мировую заслуженную славу, были написаны за пределами родины.

В 1864, получив писательскую стипендию от стортинга, которой добивался почти полтора года, Ибсен с семьей уехал в Италию. Полученных средств было крайне недостаточно, и ему пришлось обратиться за помощью к друзьям. В Риме в течение двух лет он пишет две пьесы, вобравшие в себя весь предыдущий жизненный и литературный опыт – Бранд (1865) и Пер Гюнт (1866).

В театроведении и ибсенистике принято рассматривать эти пьесы комплексно, как две альтернативные трактовки одной и той же проблемы – самоопределения и реализации человеческой индивидуальности. Полярны главные герои: несгибаемый максималист Бранд, готовый пожертвовать собой и своими близкими ради выполнения собственной миссии, и аморфный Пер Гюнт, с готовностью приспосабливающийся к любым условиям. Сопоставление этих двух пьес дает отчетливую картину нравственного релятивизма автора. По отдельности же они расценивались критиками и зрителем весьма противоречиво. Так, неистовый фанатик Бранд (которого автор в финале приводит к краху) был воспринят скандинавскими зрителями с несомненным сочувствием, а сама пьеса всегда пользовалась успехом у революционно настроенных романтиков.

Ситуация с Пером Гюнтом сложилась еще более парадоксально. Именно в этой пьесе Ибсен демонстрирует свой разрыв с национальной романтикой, В ней персонажи фольклора представлены уродливыми и злобными существами, крестьяне – жестокими и грубыми людьми. Поначалу в Норвегии и Дании пьеса была воспринята весьма негативно, чуть ли не как кощунство. Г.Х.Андерсен , к примеру, назвал Пера Гюнта худшим из когда-либо прочитанных им произведений. Однако со временем романтический флер вернулся к этой пьесе – конечно, в основном, благодаря образу Сольвейг. Этому в немалой степени способствовала музыка Эдварда Грига , написанная по просьбе Ибсена к постановке Пера Гюнта , а позже приобретшая мировую известность как самостоятельное музыкальное произведение. Парадоксально, но факт: Пер Гюнт , в авторской интерпретации выступающий протестом против романтических тенденций, до сих пор в культурном сознании остается воплощением норвежской народной романтики.

Бранд и Пер Гюнт стали для Ибсена переходными пьесами, повернувшими его в сторону реализма и социальной проблематики (именно в этом аспекте преимущественно рассматривают все его дальнейшее творчество). Это Столпы общества (1877), Кукольный дом (1879), Привидения (1881), Враг народа (1882), Дикая утка (1884), Росмерсхольм (1886), Женщина с моря (1888), Гедда Габлер (1890), Строитель Сольнес (1892), Маленький Эйольф (1894), Йун Габриель Боркман (1896). Здесь драматург поднимал актуальные вопросы современной ему действительности: ханжества и женской эмансипации, бунта против привычной буржуазной морали, лжи, социального компромисса и верности идеалам. Символисты и философы же (А.Блок , Н.Бердяев и др.) гораздо больше, наряду с Брандом и Пером Гюнтом , – ценили иные пьесы Ибсена: дилогию Кесарь и Галилеянин (Отступничество Цезаря и Император Юлиан ; 1873), Когда мы, мертвые, пробуждаемся (1899).

Беспристрастный анализ позволяет понять, что во всех этих произведениях индивидуальность Ибсена остается единой. Его пьесы – и не тенденциозные социальные однодневки, и не абстрактно-символические построения; в них в полной степени есть и социальные реалии, и чрезвычайно семантически нагруженная символика, и удивительно многогранная, прихотливая психологическая сложность персонажей. Формальное разграничение драматургии Ибсена на «социальные» и «символические» произведения – скорее вопрос субъективной интерпретации, пристрастной трактовки читателя, критика или режиссера.

В 1891 вернулся в Норвегию. На чужбине он достиг всего, к чему стремился: мировой славы, признания, материального благополучия. К этому времени его пьесы широко шли на сценах театров всего мира, количество исследований и критических статей, посвященных его творчеству, не поддавалось подсчету и могло быть сопоставлено разве что с количеством публикаций о Шекспире. Казалось бы, все это могло вылечить тяжкую психологическую травму, перенесенную им в детстве. Однако самая последняя пьеса, Когда мы, мертвые, пробуждаемся, исполнена такого пронзительного трагизма, что в это верится с трудом.

Татьяна Шабалина

Генрик Юхан (Ибсен) - писатель XIX ст., один из ярких представителей западноевропейского театра.

Противоречие - это постоянное явление, которое присутствует в жизни и творчестве Ибсена. Драматург Генрик Юрах в Норвегии был завзятым защитником освобождения и возрождения национальной культуры. В Германии и Италии он отбыл 27 лет как добровольный изгнанник.

Ибсен увлекался национальным фольклором и поэтому, в своих пьесах он постепенно уничтожает возвышенную славу вокруг народных легенд. Пьесы Ибсена имеют жесткую композицию, иногда она необъективна. Несмотря на это, герои его пьес - живые и многосторонние герои.

Пьесы драматурга трактуются по разному - это можно объяснить тем, что Ибсен использует скрытый релятивизм и «железную» объективную логику. Он - драматург реалистического направления, один из главных основателей эстетического течения. Так считают символисты.

«Фрейд в драматургии» - так иногда называли Ибсена. В творчестве он совмещал разные, иногда даже противоположные, идеи, темы, проблематику, способы художественного высказывания, это было возможно благодаря его большому таланту.

20 марта 1828 в г. Шиен (Норвегия) родился Генрик Юхан (Ибсен). Его семья была зажиточной. Такое положение семьи в 1837 изменилось на противоположное, причинной этого стало разорение отца Ибсена. Для мальчика резкие перемены - переход в социальные низы было сильной психологической травмой. Этот момент в его жизни повлиял на его дальнейшее творчество. Сложившиеся обстоятельства заставили Ибсена уже в 15 лет перейти во взрослую жизнь, он начал сам зарабатывать себе на «кусок хлеба». В 1843 году он приехал в маленький городок под названием Гримстад, устроился работать учеником аптекаря.

Бедность подтолкнула Ибсена к самореализации в другой области. Он начинает писать стихи, сатирические насмешки над буржуа, рисовать карикатуры. Благодаря своей новой деятельности, уже к 1847 году - он известный в кругу молодежи городка.

1848 г. - революция, события которой произвели большое впечатления на драматурга и пронеслись в Западной Европе. Ибсен начал писать поэтическую лирику. «Катилина» - так называется его первая пьеса, она вся пропитана мотивами борьбы с тиранами. Эта пьеса стала для него стимулом заниматься литературой, политикой и искусством, несмотря на то, что «Калитина» не пользовалась большим успехом.

В 1850 г. Ибсен уехал в Христианию (сейчас - Осло). Поступление в университет было его главной целью, но он сильно увлекся политической жизнью столицы. В столице жизнь Ибсена очень насыщенная, он занимается учительством в воскресной школе и принимает участие в протестах. Также он работает в газете, журнале студенческого общества, участвует в рождении нового общественно-литературного журнала «Андхримнер». Пишет пьесы: «Иванова ночь», «Норма, или Любовь политика», «Богатырский курган». Бьёрнстьерне Бьёрнсоном - драматург, театральный деятель, с которым в то время познакомился и нашел общий язык Ибсен. Их объединяло возрождение национального понимания Норвегии.

Приглашение в 1852 году на должность художественного начальника Норвежского национального театра в Бергене - результат его активной деятельности как драматурга. В театре он проработал до 1857 г. Пьесы, которые он писал в бергенский период тотчас ставились на сцене. Работа в театре (постижение «изнутри») помогла ему узнать много профессиональных секретов, что увеличило рост мастерства Ибсена в драматургии. Пьеса «Фру Ингер из Эстрота» слала первой пьесой, которую Ибсен написал в прозе. Пишет он и норвежские народные баллады: пьесы «Пир в Сульхауге» и «Улаф Лильекранс». Как и пьеса «Катилина», эти его работы тоже не имели успеха.

С 1857 по 1862 гг. он заведует Норвежским театром в Христиании. В то время существовал Христианийский театр продатского направления, в состав его труппы входили датские актеры и спектакль игрался на датском языке. Ибсен активно занимался общественной деятельностью, которая была направлена на борьбу с этим театром, кроме борьбы он занимался руководством тетра и драматургией. После того как драматург покинул театр, вскоре продолжительная борьба закончилась - в 1863 году труппы театров объединили, и с тех пор спектакли идут только на норвежском языке. А программа, составленная при помощи Ибсена, стала для объединенного театра художественной основой. За этот период он успел написать такие пьесы, как «Комедия любви», «Воители в Хельгеланде», «Борьба за престол». Особо важной для драматурга была написанная в то время поэма «На высотах», тем, что она - предшественник драматургической удачи Ибсена - пьесы «Бранд».

Норвежский период для Ибсена - период тяжелых психологических проблем, которые объясняют его разностороннюю деятельность. Учитывая тот факт, что в 1858 году он женился, а вскоре (1859 г.) появился на свет его сын, то для него первая проблема - проблема материального благополучия и приличного социального положения. Основополагающую роль здесь сыграли комплексы из детства. Эта проблема постоянно смыкалась с его самореализацией и призванием. Такая «стычка» описывается почти во всех его последующих произведениях - борьба между реальностью и точкой зрения персонажа.

Пьесы, которые Ибсен написал за границами своей родины, являются одними из лучших, и принесших ему мировую известность и славу. В 1864 году он переехал вместе с семьей в Италию благодаря тому, что получил писательскую стипендию от парламента, которую выбивал почти полтора года. Ибсен обратился к друзьям за помощью потому, что стипендии не хватало. В Риме он за два года написал две пьесы: «Пер Гюнт» и «Бранд», которые были наполнены его предыдущим литературным и жизненным опытом.

В театроведении и ибсенистике пьесы «Пер Гюнт» и «Бранд» - это два разных толкования одной проблемы - проблемы реализации человеческой личности и самоопределения. В этих пьесах есть противоположные герои: первый, бескомпромиссный максималист Бранд, который ради завершения своей цели может принести в жертву себя и своих родных, а второй, Пер Гюнт умеет подстраиваться под любые обстоятельства. В итоге сравнение данных пьес мы получим понятную картину морального релятивизма, которую рисует автор. Критики и зрители по-разному оценивают их самостоятельно друг от друга. Например, персонаж Бранд (в финале его постигает неудача). Скандинавские зрители испытывали к нему сочувствие, и у революционно расположенных идеалистов пьеса имела огромный успех. А вот, Пер Гюнт имел противоречивые отзывы и мнения. В пьесе «Пер Гюнт» Ибсен показал разрыв с национальной идеологией. Здесь герои устного народного творчества - уродливые и злые существа, а крестьяне - это безжалостные и грубые люди. Поэтому такая пьеса в Дании и Норвегии воспринималась негативно, почти как богохульство.

Г.Х. Андерсен сказал, что «Пер Гюнт» - это самое наихудшее, что ему когда-либо приходилось читать. Чуть позже, благодаря герою Сольвейг, к этой пьесе вернулся идеологический флер. Композитор Эдвард Григ по просьбе Ибсена написал музыку для пьесы «Пер Гюнт», которая со временем получила мировую известность и стала независимым музыкальным произведением. Удивительно, но Пер Гюнт, который выступает возражением идеологического направления, в интерпретации автора, на сегодняшний день в культурном понимании так и остался олицетворением норвежской народной идеологии.

Для Ибсена «Пер Гюнт» и «Бранд» - это переходные пьесы, которые поставили его на сторону социальной темы и реализма. Все последующее творчество драматурга принято рассматривать именно с такой точки зрения. Например, «Столпы общества», «Привидения», «Дикая утка», «Женщина с моря», «Строитель Сольнес», «Йун Габриель Боркман», «Кукольный дом», «Враг народа», «Росмерсхольм», «Гедда Габлер», «Маленький Эйольф». В этих пьесах Ибсен затрагивал актуальные темы действительности: лицемерия и женской раскованности, восстания против общепринятой морали и лжи, социального компромиссного решения и неизменности идеалам. А.Блок, Н.Бердяев и другие символисты, оценивали пьесы Ибсена «Отступничество Цезаря и Император Юлиан» и «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» больше чем «Бранд» и «Пер Гюнт».

Постоянно анализируя пьесы Ибсена, можно увидеть, что во всех пьесах индивидуальность сохраняется единой. Они полностью сохраняют социальную реальность, смысловую символику и психологическую замысловатость героев, что отличает их от тенденциозных социальных однодневок и абстрактно-символических построений. Критики, читатели и режиссеры формально разделяют драматургию Ибсена на «социальные» и «символические» произведения.

Ибсен получил все, чего хотел: мировую славу, признание и материальное благополучие, но, к сожалению, не на родной земле, а в чужой стране. В Норвегию он приехал в 1891 году. На то время он был очень популярен: о нем писали много критических статей, его пьесы не сходили со сцен всего мира. Последняя пьеса «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» - очень пронизывающая и трагическая пьеса. Нам становиться понятно, что даже слава и успех не смогли излечить Ибсена от тяжелой психологической травмы, которую ему пришлось перенести в детстве.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ибсена Генрика представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.