Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Герцен Александр Иванович – краткая биография. Александр Герцен: биография, литературное наследие

Герцен Александр Иванович – краткая биография. Александр Герцен: биография, литературное наследие

Русская литература XIX века

Александр Иванович Герцен

Биография

Герцен, Александр Иванович

Замечательный публицист и один из самых талантливых мемуаристов мировой литературы, выдающийся политический деятель, основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, родоначальник русской политической эмиграции. Ленин характеризовал Г. как «писателя, сыгравшего великую роль в подготовке русской революции». Плеханов писал о Г.: «Как политический публицист он до сих пор не имеет у нас себе равного. В истории русской общественной мысли он всегда будет занимать одно из самых первых мест». «Могучий литературный талант» Г. (слова Плеханова) признается всеми без исключения, писавшими о Г. на русском или иностранных яз. Алексей Веселовский пишет о «силе слова и художественности образов и форм, доходящих у Г. до гениального блеска». Различными сторонами своей деятельности Г. входит в историю русской беллетристики, критики, политической публицистики и историографии, но основной остается его роль как родоначальника «русского социализма», критика буржуазной цивилизации и провозвестника новой эпохи в истории мировой социалистической мысли. В России Г. оставался запрещенным писателем вплоть до революции 1905. Полное собрание его сочинений было закончено только после Октябрьской революции. Изучение деятельности Г. и популяризация его произведений (напрель имеющих непреходящее значение мемуаров «Былое и думы») до сих пор далеко отстают от исторической роли Г. и высоких художественных и просветительных достоинств его работ.

«Незаконный» сын большого русского барина, И. А. Яковлева, и воспитательницы его детей, немки Луизы Гааг, Г. в детстве испытал на себе благотворное влияние крепостной прислуги и потрясения, вызванного в дворянском обществе движением и судьбой декабристов. Уже в юношеские годы Г. играет выдающуюся роль среди студенчества Московского университета, группируя вокруг себя кружок единомышленников, из которого впоследствии вышли выдающиеся политики, публицисты, критики и т. д. В связи с деятельностью этого кружка, проникнутого резко-отрицательным отношением к николаевскому режиму, в ночь с 19 на 20 июня 1834 Г. был арестован и в апреле 1835 отправлен в ссылку (Вятка, Пермь, Владимир на Клязьме). В 1840 Г. вернулся в Москву, но уже в следующем году был вторично отправлен в ссылку (Новгород). Вернувшись из ссылки в 1842, Г. отдался литературной деятельности и в ближайшие годы поместил в журнале Белинского ряд философских статей и беллетристических проповедей (повести - «Доктор Крупов», «Сорока-воровка» и роман «Кто виноват?»). 31 января 1847 Герцен выехал за границу и больше уже не возвращался в Россию.

Мировоззрение Г. сложилось под влиянием левых гегельянцев, Фейербаха и французских социалистов-утопистов. С самого начала оно было действенным и антиправительственным. «До ссылки, - рассказывал впоследствии Г., - между нашим кругом и кругом Станкевича (см.) не было большой симпатии. Им не нравилось наше почти исключительно политическое направление, нам не нравилось их почти исключительно умозрительное. Они нас считали фрондерами и французами, мы их - сентименталистами и немцами». В основе указанного расхождения лежало различное восприятие философии Гегеля, под знаменем которой шел процесс оформления политической и общественной мысли интеллигенции 40-х гг. Кружок Станкевича - Белинского находился под влиянием консервативных сторон этой философий, кружок Герцена делал из нее революционные выводы. «Философия Гегеля - алгебра революций, - писал Г., - она необходимо освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя». Усвоить подобное толкование гегелевской диалектики Г. помогла хорошо знакомая ему литература левых гегельянцев. В свою очередь он помог Белинскому и Бакунину преодолеть консервативную сторону философии Гегеля. Провозглашением революционного истолкования гегелевской философий явились «Письма об изучении природы» ; о некоторых частях этих «Писем» Плеханов пишет: «легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х гг., а во второй половине 70-х, и притом не Г., а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго. А это поразительное сходство показывает, что ум Г. работал в том же направлении, в каком работал ум Энгельса, а стало быть и Маркса». Эта замечательная оценка философской мысли Г., сразу выдвигающая его на одно из первых мест в истории современной философии, отнюдь не должна вести к выводу, что Г. в своих философских и исторических взглядах являлся законченным материалистом-диалектиком. До последовательных взглядов типа Маркса - Энгельса Г. не доработался. Продвинувшись довольно далеко по этому пути, получив возможность в ряде случаев высказываться достаточно решительно в духе исторического материализма, Г. однако не стал последовательным материалистом. Над его философскими и историческими взглядами тяготела отсталость общественных отношений России середины XIX в.

В еще более резкой форме отсталость этих отношений сказалась на общественно-политических взглядах Г., на его политической программе и, в частности и в особенности, на его политической тактике. Одновременно с влиянием левого гегельянства Г. испытал на себе влияние социалистов-утопистов. С момента ознакомления с их критикой капиталистического строя Г. сознал себя социалистом и, по его выражению, «неисправимым социалистом» остался на всю жизнь. Собственные наблюдения над функционированием капиталистической машины в таких ее мировых центрах, как Лондон и Париж, опыт революции 1848 года, пристальное изучение буржуазной культуры во всех ее видах углубили и заострили в Герцене ненависть и презрение к буржуазной цивилизации, к-рую он заклеймил именем «социальной антропофагии» (людоедства), сделали из него ее принципиального противника по чувству и разуму. Многочисленные страницы, посвященные Г. разоблачению капиталистического строя и буржуазной культуры, принадлежат к самым ярким и блестящим произведениям его пера. На первом месте среди этих произведений - его книга «С того берега» , являющаяся одним из самых замечательных памятников мировой социалистической мысли. Книга представляет собой сборник наблюдений и размышлений над европейскими событиями 1847-1851. Центральным пунктом этого произведения, как и ряда последующих работ Герцена, - можно сказать центральным пунктом всех его размышлений - является вопрос о возможности, необходимости и условиях перехода от осужденного и умирающего капиталистического мира к новому социалистическому строю.

Изучение философии Гегеля и Фейербаха сделало невозможным для Г. принять без критики те практические пути политики, которые указывали социалисты-утописты. Еще в России, в 1842, Г. ставит вопрос: «Где лежит необходимость, чтобы будущее разыгрывало нами придуманную программу? Иначе говоря: чем доказана неизбежность перехода от капитализма к социализму?» Этот вопрос, поставленный Г. сначала чисто теоретически, был заострен, углублен и поставлен перед Г. - как основной вопрос всей жизни и всего миросозерцания - крахом революционного движения 1848-1850 в Европе. «Видя, - писал Герцен, - как Франция смело ставит социальный вопрос, я предполагал, что она хоть отчасти разрешит его, и оттого был, как тогда называли, западником. Париж в один год отрезвил меня - зато этот год был 1848… Попытки нового хозяйственного устройства одна за другой выходили на свет и разбивались о чугунную крепость привычек, предрассудков, фактических стародавностей, фантастических преданий. Они были сами по себе полны желанием общего блага, полны любви и веры, полны нравственности и преданности, но не знали, как навести мосты из всеобщности в действительную жизнь, из стремления в приложение».

Так. обр. выше формулированный вопрос Г. означал крах утопического социализма и требование научного обоснования социализма. Известно, что ответ на этот вопрос был дан только Марксом - его учением об историческом материализме и о классовой борьбе. Ни то, ни другое учение Маркса не было воспринято Г. Здесь опять-таки сказалось тяготение над его мыслью отсталости общественных отношений его родной страны. Г. не отрицал и не мог отрицать наличия классовой борьбы в истории. Но он не мог усвоить и не усвоил себе взгляда на классовую борьбу пролетариата как на орудие замены капитализма социализмом. Г. не закрывал глаз на определяющую роль материальных фактов истории человечества. Но он не мог усвоить и не усвоил того материалистического понимания истории, которое единственно способно вскрыть неизбежность перехода от капиталистической формы производства к социалистической, и механизм этого перехода. Тем самым для Г. оставалась закрытой та единственная дорога, к-рая могла привести его к такому ответу, который удовлетворил бы его громадный критический ум. Разочаровавшись в чисто политических революциях и ее деятелях, сколь бы радикальны ни были их воззрения в чисто политической области, признав единственно достойной своего имени лишь ту революцию, к-рая способна внести коренное изменение в материальное положение трудящихся и решительно изменить положение пролетариата, Г. не нашел путей к этой революций. Отсюда - разочарование Г. в европейском мире, в его способности преодолеть буржуазную цивилизацию. В историй мировой социалистической мысли Г. поэтому представляет высший предел критического отношения ко всем домарксовым формам социализма, ко всем формам непролетарского социализма. В этом заключается великая заслуга Г. перед историей социалистической мысли, свидетельство его громадного превосходства над уровнем мещанских, некритических демократов его эпохи. Правильно поставив вопросы, выдвинутые крушением утопического социализма и мелкобуржуазной революционной демократии, Г. не нашел на них ответа. Через 10 лет после революции 1848 г. Герцен все еще спрашивал:

«Посмотрите кругом, что в состоянии одушевить лица, поднять народы, поколебать массы: религия ли папы… или религия без папы с ее догматом воздержания от пива в субботний день? Арифметический ли пантеизм всеобщей подачи голосов, суеверие в республику или суеверие в парламентские реформы?»… И отвечал: «Нет и нет, все это бледнеет, стареет и укладывается, как некогда боги Олимпа укладывались, когда они съезжали с неба, вытесняемые новыми соперниками. Только на беду их нет у наших потерпевших кумиров»… У буржуазной европейской цивилизаций нет соперников, есть только наследник, и этот наследник - мещанство, застой, «китайский муравейник» - таков вывод Герцена. «Существуют ли всходы новой силы, которые могли бы обновить старую кровь, есть ли подсадки и здоровые ростки, чтобы прорастить измельчавшую траву (буржуазной цивилизации)?» - вновь спрашивал Г. и отвечал полным безнадежности отказом теоретически разрешить этот вопрос. «Правого между голодным и сытым найти немудрено, - писал в этом настроении Г., - но это ни к чему не ведет… И в крестьянских войнах Германий народ был прав против феодалов, и в 1848 году демократия была права против буржуазии, но и в том и в другом случае народ был побит». Той «необходимости» воплощения своих идеалов свободы и социальной справедливости, к-рую Г. искал, он в Европе не нашел. Оставалось обратиться к России. Это обращение неизбежно вводило в построения Герцена элементы мистической веры и идеализации российской отсталости. Социально-политическая отсталость России, патриархальный уклад ее крестьянского «мира» явились для Г. последним оплотом его веры в социализм. Это была апелляция от ожесточенной классовой борьбы Европы, от ее торжествующей буржуазной культуры, растоптавшей свои собственные освободительные лозунги, от воцарившейся в ней и, казалось, безысходной «социальной антропофагии» - к принципам социальной справедливости, продолжавшим якобы жить во внутреннем укладе русской сельской общины. В конце 1859 Герцен спрашивал: «Что может внести в этот мрак (мрак темной ночи европейского и американского мира. - Л. К.) русский мужик, кроме продымленного запаха черной избы и дегтя?» - и отвечал: «мужик наш вносит не только запах дегтя, но еще и какое-то допотопное понятие о праве каждого работника на даровую землю… Право каждого на пожизненное обладание землей до того вросло в понятия народа русского, что, переживая личную свободу крестьянина, закабаленного в крепость, оно выразилось по-видимому бессмысленной поговоркой, Мы господские, а земля наша»… Счастье, что мужик остался при своей нелепой поговорке. Она перешла в правительственную программу или лучше сказать в программу одного человека в правительстве, искренно желающего освобождения крестьян, т. е. государя. Это обстоятельство дало так сказать законную скрепу, государственную санкцию народному понятию". «Задача новой эпохи, в к-рую мы входим, - продолжал Г., - состоит в том, чтоб на основании науки сознательно развить элемент нашего общинного самоуправления до новой свободы лица, минуя те промежуточные формы, которыми по необходимости шло, путаясь по неизвестным путям, развитие Запада». Это построение целиком вскрывает ту теоретически и практически противоречивую позицию Г., в к-рую он попал, разуверившись в путях утопического социализма и не найдя дороги к социализму научному. Нетрудно вскрыть в этом построении три идеи различного калибра, различного происхождения и различной дальнейшей судьбы: 1. Вера в «бытовой, непосредственный социализм» русского общинного крестьянства, который необходимо и возможно охранить от тлетворного влияния капитализма для того, чтобы выйти на путь социалистического развития, утерянный Западом. «Чем прочнее и больше выработаны политические формы, законодательство, администрация, чем дороже они достались, тем больше препятствий встречает экономический переворот. Во Франции и Англии ему представляется больше препятствий, чем в России». Общинная Россия, охраненная от влияния начал буржуазной культуры, является так. обр. обетованной страной социализма. Ее всесторонняя - экономическая и политическая - отсталость является гарантией сравнительной легкости ее социалистического переустройства. Эта идея легла в основу реакционно-утопических черт последующего народничества. Известными своими сторонами эта идея сближала Г. со славянофильством и придавала его взглядам мессианический характер. 2. Идея права на землю. Герцен формулировал эту идею как социалистическое начало. Именно в этом крестьянском сознании права на землю Г. хотел видеть тот новый социалистический принцип, который крестьянская Россия вносит в «нерешенный вопрос, перед которым остановилась» капиталистическая Европа, т. е. вопрос об экономических основах нового общества. Г. полагал, что идея права на землю придает «освобождению крестьян» социалистический характер. На деле идея права на землю не заключала в себе ни грана социализма. Она не имела никакого отношения к «европейскому» спору между капитализмом и социализмом. Но если в идее права на землю, вопреки субъективному представлению Г., не было ничего социалистического, то в ней было несомненно революционное содержание. Этот лозунг в конкретных русских условиях, в эпоху «освобождения» крестьян - и после нее - был самой широкой формулировкой интересов крестьянства в их противоречии с интересами помещичьего землевладения. Полное признание «права на землю» знаменовало бы признание за крестьянством права на громадный земельный фонд дворянства. Это подлинное революционное требование крестьянства и нашло себе выражение в формуле, которую отстаивал Герцен, придавая ей однако несвойственный ей социалистический характер. Эта черта герценовских взглядов вошла необходимым элементом во все дальнейшее развитие революционной русской мысли. Однако подлинно революционный смысл идея права на землю могла приобресть лишь в том случае, если ее осуществление связывалось с движением самого крестьянства. Герцен этой связи не видел. Наоборот. Осуществления «права на землю» он ожидал не столько от революционного движения крестьянства, сколько от усвоения этой идеи правительством. Отсюда третий элемент во взглядах Г., его фантастическо-оппортунистические представления о роли, к-рую могло бы сыграть в деле освобождения крестьянства правительство. Эти представления были связаны у Г., во-первых, с общим пренебрежением или равнодушием к вопросам политического устройства, заимствованным у социалистов-утопистов и у высоко ценимого Герценом Прудона, во-вторых - с уверенностью в полной политической пассивности крестьянской массы и в-третьих - с доверием к сверхклассовому характеру власти. «Императорская власть у нас, - писал Г., - даже через полтора года, после 19 февраля 1861 - только власть, т. е. сила, устройство, обзаведение; содержания в ней нет, обязанностей на ней не лежит, она может сделаться татарским ханатом и французским Комитетом общественного спасения, - разве Пугачев не был императором Петром III?» Когда Чернышевский попытался выяснить Г. всю иллюзорность и вредность подобных взглядов - «не убаюкивайтесь надеждами и не вводите в заблуждение других, - писал Чернышевский Г., - помните, что сотни лет губит Русь вера в добрые намерения царя», - Г. отвечал: «Кто же в последнее время сделал что-нибудь путное для России кроме государя? Отдадим и тут кесарю кесарево». Этот взгляд определил и тактику Г. во время «освобождения» крестьян: рассматривая освобождение крестьян с землей как переходную меру социалистического характера, Г. в то же время колебался между либерально-бюрократическим и революционно-демократическим решением вопроса об освобождении, явно больше рассчитывая на первое, чем на второе. Эта сторона практической политики Г. роднила его с умеренными либералам и и вызвала его разрыв с последовательными революционными демократами и социалистами типа Чернышевского, его друзей и учеников (молодое поколений эмиграции 60-х гг.). То же обстоятельство наложило решительный отпечаток на «Колокол», созданную Г. в эмиграции русскую политическую газету (No 1 вышел 1/VII 1857, последний-244-245 номер- 1867; в 1868 выходило продолжение «Колокола» на французском яз.). Вместе с другими изданиями Г. (журнал «Полярная звезда», периодические издания - «Общее вече» и «Под суд!», сборники статей и т. д.) «Колокол» представлял первую русскую свободную политическую трибуну, орган систематического обличения и разоблачения мерзостей крепостнически-монархического режима. В этом смысле заслуги «Колокола», который Г. редактировал совместно со своим другом и единомышленником Н. П. Огаревым (см.), велики и незабываемы. Но положительная программа «Колокола» в эпоху реформ была умеренна. Впоследствии, под влиянием краха своих надежд на ход крестьянского дела, реакционного поворота правительства, польского восстания, оживления демократического движения в Европе и в частности оживления рабочего движения (основание и работа I Интернационала), Герцен пытался радикализировать «Колокол» и свою программу. С 1864 он выдвигает лозунг «Земли и воли», а в 1865, начиная с No 197 «Колокола», прибавляет этот лозунг в качестве девиза к старому девизу «Колокола»: «Vivos voco!» (Зову живых). Это обозначало вместе с тем стремление найти новую аудиторию для «Колокола», опереться вместо либерального дворянства на начинавшую играть все более заметную роль в общественной жизни радикально настроенную разночинную интеллигенцию. Но активная часть этой новой интеллигенции шла под другим знаменем: ее программа складывалась под сильнейшим влиянием философских, социально-экономических и политических взглядов Н. Г. Чернышевского, который во всех указанных областях гораздо последовательнее и резче Герцена проводил линию революционной и демократической политики с идеей крестьянской революции в центре ее. В итоге, к концу жизни Г. оказался политически изолированным. Либералы не могли простить ему его социалистических убеждений, его сочувствия польскому восстанию 1863, его похода против дворянского землевладения, его злых выходок против монархических принципов. Для революционной интеллигенции была неприемлема его оппортунистическая тактика, его недоверие к прямому революционному действию масс. Пролетарский же социализм, складывавшийся вокруг Маркса, питал естественное недоверие к публицисту и политику, не сумевшему стать на точку зрения классовой борьбы современного пролетариата и возложившему свои надежды на «бытовой, непосредственный социализм» сельской общины самой отсталой из европейских стран. Возведенная Г. внутренне противоречивая постройка, в которой общечеловеческий идеал социализма, почерпнутый из результатов умственной работы передовых стран, опирался на экономику и психологию отсталых и обреченных умиранию аграрных отношений, не могла устоять под ударами жизни. Чем дальше, тем больше становилось невозможным мирное сожительство элементов западно-европейского социализма с апологией отсталых социальных отношений России. Однако в известный момент и эта внутренне противоречивая проповедь могла сыграть и сыграла подлинно революционную роль. Роль Г. как необходимого переходного звена в истории мировой социалистической мысли и русского революционного движения выяснила только марксистская мысль - Плеханов и Ленин. «Духовная драма Г., - писал Ленин к столетию со дня его рождения, - была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела… У Г. скептицизм был формой перехода от иллюзий „надклассового“ буржуазного демократизма к суровой, непреклонной, непобедимой классовой борьбе пролетариата». Громадный, вспыхивающий гениальными блестками, литературный талант Герцена, его пламенная ненависть к буржуазному строю, искренняя преданность социалистическому идеалу и продолжавшееся всю жизнь служение делу освобождения человечества от гнета капитала, а России - от гнета крепостничества, - делают его личность одной из самых привлекательных в историй социализма, а его сочинения - замечательным, увлекательным комментарием к истории культурного и революционного движения Европы и России между Февральской революцией и Парижской коммуной.

В литературном наследстве Г. законченные беллетристические, философские или социологические произведения составляют незначительную и не самую ценную часть. Все остальное - свободный, сознательно ломающий все установленные литературные формы, рассказ-исповедь о себе и о своей эпохе. «Это не столько записки, сколько исповедь», - писал сам Г. в предисловии к своему самому крупному произведению - «Былому и думам», которое он писал и перерабатывал 15 лет. К этой форме, к вольному рассказу о своих переживаниях по поводу любого встретившегося в жизни факта, тяготеет вся литературная манера Г. Отсюда его стремление облекать свои работы в форму «писем» («Письма из Франции и Италии», «Письма к будущему другу», «Письма к старому товарищу» и т. д.), записок («Записки д-ра Крупова»), автобиографических рассказов («Былое и думы»); отсюда же тесное единство литературных работ Г. и его переписки и многочисленных дневников: личные письма и дневники его легко и непосредственно переходят в литературные работы. Предпосылкой этой манеры Г. является его поразительная и редкая в литературе искренность. В этой искренности можно пожалуй отметить оттенок старого барства, сознание своей «избранности», признание важности и общественного интереса своих личных переживаний. Однако опасность фальшивых нот, связанных с этим, преодолена у Г. глубокой серьезностью и страстностью в отношении к основным проблемам жизни.

В русской литературе никто (кроме Толстого) не рассказал столь беспощадно о себе и своих близких, как Г. Но у Толстого этот рассказ был продиктован морализирующими тенденциями. У Г. этих тенденций не было никогда. Гегелевская диалектика и фейербаховский материализм освободили Г. навсегда от попыток стать в позу морального проповедника. Его художественный рассказ не преследует другой цели, как показать и понять жизнь как она есть. И в этом он достигает поразительной силы. «Все эти дни, - писал Тургенев, - я находился под впечатлением той части, Былого и дум» Г., в которой он рассказывает историю своей жены, ее смерть и т. д. Все это написано слезами, кровью: это - горит и жжет. Так писать умел он один из русских". Эту характеристику следует отнести не только к указанной части «Былого и дум» и не только к «Былому и думам». Сила чувства и сила изобразительных средств Г. такова, что «горят и жгут» не только страницы, посвященные им своим личным переживаниям. Его художественные характеристики людей, событий и целых эпох в ряде случаев непревосходимы по глубине проникновения, тонкости восприятия, меткости удара. Он достигал той же выразительности, когда его рукой водила ненависть к Николаю I, Наполеону III, русскому крепостнику и европейскому мещанину, или любовь к декабристам, к Белинскому, к Орсини, к народной массе, творившей революцию 1848. Эта сила оставляла его только тогда, когда он переставал понимать движущие силы и психологию того или иного общественного движения: это относится одинаково к деятелям 60-х гг. в России (Чернышевский, Добролюбов, молодая эмиграция) и деятелям марксистского социализма в Европе.

Бесстрастный рассказ, сухая регистрация фактов, логическое сопоставление идей, систем, тенденций - были глубоко чужды литературной манере Г. Переживший очень сложную личную жизнь, близкий свидетель и участник драматических моментов мировой истории, Г. воспринимал жизнь как постоянно развивающуюся драму, иногда прерываемую комическими эпизодами и часто переходящую в безысходную трагедию. Его художественная сила заключалась в том, что он переносил на свои страницы куски этой драмы так, как подносила их жизнь, ничего не смазывая и не приглаживая, не стесняясь тут же, на этих же страницах, плакать и восхищаться, бичевать и весело хохотать, любить и негодовать. Его произведения наполнены, можно сказать, насыщены историческими портретами, сценами и эпизодами. Кое-что здесь может показаться анекдотом и зарисовкой курьезов. Но это не так. Его портреты неизменно переходят в типы - классов, групп и подгрупп. Его эпизоды, сцены и анекдоты неизменно переходят в социальные характеристики быта, уклада правительственной и общественной жизни. Страстное отношение к основным проблемам жизни и общества, широкое образование, впитавшее в себя Вольтера и Гегеля, Фейербаха и Сен-Симона, прекрасная осведомленность в революционных движениях своего времени, близкое знакомство со всеми почти деятелями демократического движения середины XIX в., блестящее остроумие и великий талант литературной изобразительности сделали то, что в своих произведениях Герцен оставил нам не только философские, социологические и политические построения, исторически давно превзойденные, но и непревзойденную художественную летопись жизни, исканий, падений и взлетов, побед и поражений своего поколения, поколения, родившегося накануне падения Наполеона I и сошедшего со сцены накануне Парижской коммуны. Великое и малое, трагическое и комическое в персонажах тех дней закреплено художественным пером Герцена на поразительно написанном фоне крепостной России, распростертой у ног «венчанного солдата», и европейской революции, захваченной и покоренной лавочником и проприетером. Бытописания этой эпохи русской жизни читатель ищет обычно лишь в повестях и романах Тургенева и в рассказах и эпопее Толстого. Это ошибка, в основе которой лежит долгий запрет Г. Художественное наследие Г. для познания той эпохи не менее, а иногда и более, ценно, чем произведения сейчас названных художников: он видел шире их (революционную и интернациональную среду) и о многом рассказал острее их (о крепостничестве, о николаевском деспотизме, об извращениях чувства и воли в атмосфере самодержавной тюрьмы). Великое разнообразие стран, событий, людей, культурных укладов, среди которых жил Г., сказалось на его стиле и яз. Стилистика и яз. Г. далеко отступают от всяких школьных канонов. Он не боится ломать фразу, вставлять в нее французские, немецкие, итальянские выражения и слова, руссифицировать последние, прервать изложение какого-либо факта длинным рассуждением «по поводу», а теоретическое рассуждение - анекдотом из времен Екатерины II или отрывком из беседы с Прудоном. Язык его произведений тот же, что в его интимных письмах, и чувствуется, что это - живой язык, естественная разговорная речь, которую не очень трудились шлифовать, прежде чем положить на бумагу. За этим стилем и яз. стоит большая и притом несомненно барская культура, осложненная однако пристальным изучением немецкой философии и живым общением с редакциями и политическими клубами 1848. Это сочетание сильно обогатило словарь Г. и дало ему смелость и свободу распоряжаться этим словарем вне всяких образцов. А это в свою очередь усиливает впечатление искренности, правдивости, разнообразия и остроты герценовского повествования. «Язык его, - писал Тургенев, - до безумия неправильный, приводит меня в восторг: живое тело…"

По блеску, остроумию, страстности, разнообразию приемов, свободе и остроте обсуждения самых разнообразных и глубоких вопросов человеческой жизни и истории - художественные страницы Г. стоят на уровне высочайших достижений мировой литературы.

Герцен Александр Иванович (1812-1870). Публицист, мемуарист, политический деятель. Герцена принято считать основателем русской политической эмиграции, русского бесцензурного книгопечатанья.

Исследователи отмечают вклад Герцена в беллетристику, критику, публицистику, историографию. Но главной особенностью его деятельности является критика капитализма и создание так называемого «русского социализма». За такие взгляды в России произведения Герцена были запрещены до 1905 года, а полное собрание сочинений издали только после Октябрьской революции 1917-го.

Герцен – внебрачный сын русского барина И. А. Яковлева и немки Луизы Гааг - воспитательницы в доме. Взгляды писателя формировались под влиянием крепостной прислуги, а также потрясениями, которые спровоцировали в среде дворян движение декабристов.

В юношестве, будучи студентом Московского университета, Герцен собирает вокруг себя единомышленников. Из этого студенческого круга впоследствии «выросли» известные политики, критики, публицисты. Общение молодежи было проникнуто негативным отношением к тогдашнему Николаевскому режиму, именно поэтому Герцена, как зачинателя, ночью 20 июня 1834 года арестовали, а в апреле 1835 – оправили в ссылку (Пермь, Вятка, Владимир на Клязьме). Через пять лет, в 1840-м, возвращается в Москву, а через год – повторно отправляется в ссылку (Новгород).

В 1842-м году Герцен снова возвращается из ссылки и начинает заниматься литературной деятельностью. На протяжении следующих лет в журнале Белинского поочередно появляются философские статьи и беллетристические проповеди (повести - «Доктор Крупов», «Сорока-воровка» и роман «Кто виноват?»). Окончательно выехал за границу Герцен 31 января 1847 года. С этого момента он продолжает свою деятельность в эмиграции в разных странах.

Герцен пишет о капиталистическом устройстве стран, в которых живет. 1851 – выходит сборник «С того берега». Это размышления над событиями в Европе 1847-51 годов.

В 1857 году Герцен создает в эмиграции русскую политическую газету «Колокол». Первый номер вышел в июле того года, а последний 244-245 в 1867. В 1868 – «Колокол» выходит на французском языке.

Самым значительным произведением Герцена является рассказ-исповедь о себе и эпохе, в которую он жил «Былое и думы». Это произведение он писал и перерабатывал 15 лет. В целом, вся литературная манера Герцена тяготеет к автобиографическим рассказам и очеркам. В его наследии «письма», «записки», многочисленные дневники и эпистолярное наследие.

Произведения Герцена исследователи литературы характеризуют как остроумные, наполненные различными литературными приемами, страстные образцы высокой мировой литературы.

(псевдоним - Искандер) (1812-1870) русский прозаик и публицист

Отцом Герцена был И.А. Яковлев, который принадлежал к знатному роду, мать - Г. Л. Гааг, дочь мелкого чиновника из Штутгарта. Но брак родителей не был оформлен, и ребенок получил вымышленную фамилию. В дальнейшем Герцен считался воспитанником Яковлева.

В 14 лет Аександр поклялся отомстить за казненных декабристов. Через год он повторил эту клятву со своим другом Н.П. Огаревым на Воробьевых горах. Они мечтали о том, чтобы продолжить дело декабристов.

В 1829 году Александр Иванович Герцен стал студентом физико-математического факультета Московского университета. В то время университет отличался духом вольномыслия. Вокруг Герцена и Огарева собираются единомышленники с ярко выраженными политическими интересами.

В 1833 году Герцен закончил университет со степенью кандидата и серебряной медалью за сочинение «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника». А через год Герцен, Огарев и их друзья были арестованы. После тюремного заключения, «как смелый вольнодумец, весьма опасный для общества», он был сослан сначала в Пермь, затем в Вятку, а после ходатайства Василий Андреевич Жуковского - во Владимир. Всего через полгода после возвращения из ссылки в Москву и короткой службы в Петербурге, Александр Герцен получил назначение на службу в Новгород, а на самом деле это была очередная ссылка. Эти годы сыграли важную роль в духовной жизни Герцена и закалили его характер.

В январе 1847 года он с семьей уезжает за границу, не думая, что оставляет Россию навсегда. Александр Герцен верил в свои силы, в будущее и надеялся, что приближающаяся революция освободит не только народы Европы, но и его страну.

События французской революции 1848 года и ее поражение, были отражены Герценом в знаменитой книге «Письма из Франции и Италии» (1847-1852), где автор выступает как один из самых остроумных и глубоких критиков буржуазного общества.

Александр Иванович Герцен разочаровался в революции, потерял веру в революционный Запад, он мучительно расставался со своими иллюзиями и пытался найти дальнейший путь. Только в одном он был уверен точно: что человек - «не самовластный хозяин» в истории; «законы исторического развития... не совпадают в своих путях с путями мысли»; необходимо серьезно заняться историей «как действительно объективной наукой».

Идейное разочарование совпало с семейной трагедией. В ноябре 1851 года во время кораблекрушения погибают мать и младший сын Герцена, а в мае 1852 года умирает жена писателя. «Все рухнуло - общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье », - писал он позже. От отчаяния его спасает только вера в свой народ, в будущее своей страны. Одним из способов духовного возрождения стала работа над книгой воспоминаний «Былое и думы» (1852-1868). Герцен начал работу над ней в Лондоне, куда переехал после смерти жены.

Замысел этой книги и его творческое воплощение было подчинено одной из главных задач - «заключить счет с личной жизнью... остальные думы - на дело, остальные силы - на борьбу». Для того чтобы во всем разобраться, нужно было вернуться в детство, повторить «былое» в «думах» и попытаться разобраться в том, что истинно и что ложно. В этом произведении автор соединяет все разновидности прозы: исповедь, художественные портреты, дневники, письма, теоретические и публицистические статьи. Весь предшествующий опыт Герцена-философа, романиста и публициста воплощен в этой книге.

В 1853 году Александр Герцен открывает Вольную типографию в Лондоне. В 1855 году начинает выходить альманах «Полярная звезда». Писатель повторяет название издания К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева и помещает на обложке профили пяти казненных декабристов. Здесь были опубликованы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, запрещенные стихи Пушкина, Рылеева, Лермонтова, первое «Философическое письмо» Чаадаева, письмо Белинского к Гоголю, печатались произведения Герцена и Огарева и многие другие материалы.

С 1857 года начала выходить газета «Колокол», основной задачей которой была борьба за освобождение крестьян. Газета просуществовала почти десять лет, Александр Герцен считал, что «Колокол» сыграл свою роль в истории освободительного движения России и теперь нужно заняться разработкой революционной теории.

Помимо многочисленных революционных, философских, теоретических и публицистических работ Герценом были созданы замечательные художественные произведения: роман «Кто виноват?» (1841-1846), повесть «Сорока-воровка» (1846), роман «Доктор Крупов» (1847).

Весной 1869 года Александр Иванович Герцен переехал в Париж, но через месяц он умер. Похоронен он был на кладбище Пер-Лашез, а позже его прах перенесли в Ниццу и захоронили рядом с могилой его жены.

Значение творчества Александра Герцена для развития русской литературы знаменательно отражено в рецензии на французский перевод книги «Былое и думы»: «Все, что он делает и создает для России, в то же время становится достоянием остальной Европы, и вся Европа с большим интересом и сочувствием смотрит на все возрастающую энергию его деятельности».

Герцен Александр Иванович, псевдоним Искандер (25.03 (6.04).1812, Москва — 9(21).01.1870, Париж) , проэаик, мыслитель, публицист, политический деятель. Внебрачный сын богатого помещика И. Яковлева и немки Л. Гааг. Фамилию ему придумал отец (от немецкого Herz — сердце). Получив превосходное домашнее образование, Герцен поступил в 1829 на физико-математическое отделение Московского университета, который окончил в 1833 г. Здесь, вместе с другом детства Н. Огаревым (эта дружба продолжалась до конца жизни), Гончаров организовал кружок оппозиционно настроенной молодежи, увлеченной идеями утопического социализма и с энтузиазмом изучавшей философию природы Ф. Шеллинга. Большое влияние на формирование политических взглядов Гончарова оказала июльская революция в Париже и Восстание 1830 г. в Польше. Еще в студенческие годы Герцен написал и опубликовал несколько эклектических философских работ и защитил кандидатское сочинение о солнечной системе М. Коперника, за что был награжден серебряной медалью. По подозрению в антимонархических настроениях в 1834 г. Герцен быя apecтован и сослан под надзор полиции в Пермь, а затем в Вятку и Владимир, где находился до 1840 г. В 1841 г. вновь был арестован и сослан, на этот раз в Новгород. Вернувшись в 1842 г. Из ссылки, Герцен активно включился в интеллектуальную жизнь
обеих столиц, завязав тесные контакты с писателями западной ориентации (В. Белинским, И. Тургеневым, В. Боткиным, И. Панаевым и др.). Опубликованные в то время его публицистическо-философские работы, такие как «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы- (1845) и цикл статей «Капризы и раздумья» (1843-:947), наметили пути развития русской материалистическои философии. В 40-е Герцен наметил также пути развития русского интеллектуального романа, когда опубликовал свое первое литературное произведение «Записки одного молодого человека» (1841), а вслед за ним начатый еще в 1841 г. роман «Кто виноват?» (1847) и повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). В лучшем из этих произведений «Кто виноват? Герцен, по словам В. Белинского, заключил
«могущество мысли» И «рассудок, облагороженный гуманными стремлениями». Впервые в русской литературе была изображена эмансипированная женщина из «разночинцев», а в образе Бельтова тип «лишнего.человека», столь характерный для русской литературы 50-х. В январе 1847 г. Герцен вместе с женой выехал в Европу, где остался навсегда как эмигрант. В 1847-1850 гг. выпустил цикл статей «С того берега» (1850), ставших. своеобразной публичной исповедью, полной внутренних метаний в связи с торжеством реакции, которая воцарилась после Весны народов. Разочаровавшись в возможности претворения в жизнь социалистических идей в Западной Европе, Г. выдвинул собственную концепцию «русского социализма», которую изложил в работах «О развитии революционных идей в Россию) (1851)
и «Старый мир И Россия» (1854). Эти работы оказали значительное влияние на формирование идеологии народни чества. В 1853 г. Г. основал в Лондоне при существенной помощи польской эмиграции Вольную русскую типографию, в которой с 1855 г. начал издавать альманах «Полярная Звезда», публикуя в нем преимущественно запрещенные документы, статьи и литературные произведения, а с 1857 г.
совместно с Н. Огаревым редактировал общественно-политическую газету «Колокол», в которой, наряду с проблемами общественной жизни России, много места уделял польскому вопросу. «Колокол», нелегально привозимый в Россию, пользовался там в качестве оппозиционного издания огромным успехом. Однако, когда Гончаров выступил на стороне польского восстания 1863 г., призывая в своих обра-
щениях, чтобы царские войска не стреляли в поляков, а даже переходили на их сторону, и публично призывал правительства Западной Европы к поддержке Польши, интерес к газете в России мгновенно упал, и Гончаров был вынужден ее закрыть. В 1851 г. во время кораблекрушения погибли мать и сын Гончарова, а в мае 1852 г. умерла жена и новорожденный сын. Под впечатлением этих трагических событий Гончаров начал писать воспоминания о своей семейной драме, которые вскоре под его пером превратились в многотомную автобиографию на фоне эпохи — «Былое и думы» (1852- 1868), и по сей день являющуюся неоценимым источником сведений по истории России и Европы с 1812 до 70-х гг. В этом про изведении отразилось все то значительное, что произошло в России и в Европе в то время. Много места уделил Гончаров в этой своей своеобразной энциклопедии также выдающимся деятелям той эпохи, с которыми ему доводилось общаться. Среди них были и поляки — А. Мицкевич, С. Ворцель и др.

Герцен А.И. - биография Герцен А.И. - биография

Герцен Александр Иванович (псевдоним Искандер) (1812 - 1870)
Герцен А.И.
Биография
Русский политический деятель, писатель, философ, публицист. Родился 6 апреля (по старому стилю - 25 марта) 1812 в Москве. Внебрачный сын знатного русского барина И.А. Яковлева и немки Луизы Гааг, которую Яковлев, возвращаясь после многолетнего путешествия по Европе, взял с собою в Москву. Ребенку Яковлев дал фамилию Герцен (от немецкого слова "Herz" - сердце). Первые годы мальчика прошли уныло и одиноко. У матери он научился немецкому языку, в разговорах с отцом и гувернерами - французскому. У Яковлева была богатая библиотека, состоявшая почти исключительно из сочинений французских писателей XVIII в., и в ней мальчик рылся вполне свободно. События 14 декабря 1825 определили направление стремлений и симпатий Герцена. В 1833 Герцен окончил университет со степенью кандидата и серебряною медалью. Еще в университете он ознакомился с учением сен-симонистов. Через год после окончания курса Герцен и его друг Огарев были арестованы. Причиною ареста был самый факт существования в Москве "неслужащих", вечно о чем-то толкующих, волнующихся и кипятящихся молодых людей, а поводом - одна студенческая вечеринка, на которой пелась содержавшая в себе "дерзостное порицание" песня, и был разбит бюст императора Николая Павловича. Дознание выяснило, что песню составил Соколовский, с Соколовским был знаком Огарев, с Огаревым дружен Герцен, и хотя на вечеринке ни Герцен, ни Огарев даже не были, тем не менее, на основании "косвенных улик" относительно их "образа мыслей", они были привлечены к делу о "несостоявшемся, вследствие ареста, заговоре молодых людей, преданных учению сен-симонизма". В тюрьме Герцен пробыл девять месяцев, после чего, по его словам, "нам прочли, как дурную шутку, приговор к смерти, а затем объявили, что, движимый столь характерной для него, непозволительной добротой, император повелел применить к нам лишь меру исправительную, в форме ссылки". Герцену назначили местом ссылки Пермь, где он провел три недели и затем, по распоряжению властей, был переведен в Вятку, с зачислением в качестве "канцеляриста" на службу к губернатору Тюфяеву. Вскоре его пеервели из Вятки во Владимир, а после Владимира Герцену разрешено было жить в Петербурге, но вскоре он снова оказался в ссылке, в Новгороде. Благодаря хлопотам друзей Герцену удалось вырваться и из Новгорода, выйти в отставку и переехать в Москву. Там и прожил он с 1842 по 1847 - последний период своей жизни в России. Герцена тянуло в Европу, но на просьбы Герцена о выдаче заграничного паспорта для лечения там жены император Николай положил резолюцию: "не надо". Условия русской жизни страшно давили Герцена; между тем Огарев был уже за границей и оттуда писал своему другу: "Герцен! А ведь жить дома нельзя. Я убежден, что нельзя. Человек, чуждый своему семейству, обязан разорвать со своим семейством". В 1847 он наконец-то прибыл в Париж, затем в Женеву, жил в Италии. После появления "Писем из Франции и Италии", появилось в печати и знаменитое произведение Герцена "С того берега" (первоначально также по-немецки: "Von andern Ufer"). Похоронив в Ницце жену, Герцен переехал в Лондон, где поставил первый станок вольной русской прессы, на котором печатались журналы "Полярная Звезда" и "Колокол", первый номер которого вышел 1 июля 1857. "Колокол" продолжал выходить до 1867. Последний период жизни Герцена был для него временем оторванности от России и одиночества. "Отцы" отшатнулись от него за "радикализм", а "дети" - за "умеренность". Умер 21 (по старому стилю - 9) января 1870 в Париже. Похоронили Герцена сначала на кладбище Pere Lachaise, а потом прах его был перевезен в Ниццу, где он покоится до настоящего времени. Над могилой высится прекрасный, изображающий Герцена стоящим во весь рост, с лицом, обращенным по направлению к России, памятник работы Забелло.
Среди произведений - статьи, повести, романы: "Записки одного молодого человека" (автобиографическая повесть), "Москва и Петербург" (1842; памфлет расходился в списках; опубликован в 1857), “Дилетантизм в науке” (1843), “Письма об изучении природы” (1845 - 1846), "Кто виноват?" (1841 - 1846, роман), "Доктор Крупов" (1847, повесть), "Сорока-воровка" (1848, повесть), "Долг прежде всего" (1851, повесть), "Поврежденный" (1851, повесть), "Вильям Пенн" (драма), "Былое и думы" (1852 - 1868, автобиографический роман), "Скуки ради" (1868 - 1869, очерк), "Доктор, умирающий и мертвые" (1869, повесть), "К старому товарищу" (1869, письма - последняя работа).
__________
Источники информации:
"Русский биографический словарь"
Энциклопедический ресурс www.rubricon.com
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Герцен А.И. - биография" в других словарях:

    Александр Иванович (псевд. Искандер) (25.3(0.4). 1812, Москва, 9(21).1 .1870, Париж), рус. писатель и публицист, философ материалист, революционер. Из дворян: незаконнорождённый сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил физико мате… … Философская энциклопедия

    Александр Иванович (1812 1870) замечательный публицист и один из самых талантливых мемуаристов мировой лит ры, выдающийся политический деятель, основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, родоначальник русской политической… … Литературная энциклопедия

    Фамилия выдающегося русского писателя и политического деятеля. Брак его отца, крупного барина, И.А.Яковлева с немецкой девушкой не был церковным, поэтому отец не мог передать сыну свою фамилию и дал ему фамилию Герцен от немецкого Herz сердце.… … Русские фамилии

    Герцен, А. И. (1812 1870) известный русский писатель и революционер. Начал свою революционную деятельность под влиянием великих социалистов утопистов. В 1834 г. вместе с Огаревым и др. сослан в Пермь, а затем в Вятку. По возвращении в Москву… … 1000 биографий

    ГЕРЦЕН - ГЕРЦЕН, Петр Александрович, профессор хирургии 1 Московск. государственного ун та; род. в 1871 г.; сын профессора физиологии А. А. Герцена и внук писателя и революционера А. И. Герцена. Мед. образование получил за границей, где защитил первую… … Большая медицинская энциклопедия

    Александр Иванович (Искандер) (1812 1870) русский философ, писатель, общественный деятель. В 1829 1833 учился на физико математическом факультете Московского университета. Еще до поступления в университет познакомился с Н.П. Огаревым, вместе с… … Новейший философский словарь

    I Герцен Александр Иванович (псевдоним Искандер) , русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого помещика И. А. Яковлева; мать немка Луиза Гааг. Брак родителей… … Большая советская энциклопедия

    Александр Иванович (псевд. Искандер) (25.III(6.IV).1812 9(21).I.1870) русский революционный деятель, философ, писатель и публицист. Род. в Москве в семье богатого помещика. На формирование мировоззрения Г. оказали влияние свободолюбивое… … Советская историческая энциклопедия

    1. ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812 1870), революционер, писатель, философ. Окончил Московский университет (1833), где в 1831 34 вместе с Н. П. Огарёвым возглавлял студенческий кружок. В 1834 арестован, 6 лет провёл в ссылке. Печатался с 1836 под… … Русская история

    Герцен, А. И. - (1812 1870) известный русский писатель и революционер. Начал свою революционную деятельность под влиянием великих социалистов утопистов. В 1834 г. вместе с Огаревым и др. сослан в Пермь, а затем в Вятку. По возвращении в Москву Герцен становится… … Исторический справочник русского марксиста

    Герцен Ал-др Ив - ГЕРЦЕН Ал др Ив. (псевд. Искандер) (1812 70) рев. публицист, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева и Луизы Гааг, уроженки Штутгарта. Получил дом. образование. С ранних лет испытал влияние вольнолюбивых идей. В 1828… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Александр Герцен. Собрание сочинений (количество томов: 5) , Герцен Александр Иванович. Александр Иванович Герцен (1812-70) - русский писатель, публицист, теоретик и историк литературы, философ, основатель русской бесцензурной печати, родоначальник русской политической…

Внебрачный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и немки Луизы Ивановны Гааг. При рождении отец дал ребенку фамилию Герцен (от немецкого слова herz – сердце).

Получил хорошее домашнее образование. С юности отличался начитанностью, свободой и широтой взглядов. Декабрьские события 1825 года оказали большое влияние на мировоззрение Герцена. Вскоре он познакомился со своим дальним родственником по отцу Николаем Платоновичем Огаревым и стал его близким другом. В 1828 году они, будучи единомышленниками и близкими друзьями, на Воробьевых горах в Москве дали клятву в вечной дружбе и выказали решимость посвятить всю свою жизнь в борьбе за свободу и справедливость.

Герцен получил образование в Московском университете, где сошелся с рядом прогрессивно мыслящих студентов, образовавших кружок, в котором обсуждался широкий круг вопросов, касающихся науки, литературы, философии и политики. Окончив в 1833 году университет со степенью кандидата наук и серебряной медалью, он увлекся учением сенсимонистов и начал изучать произведения социалистических писателей Запада.

Через год А.И. Герцен, Н.П. Огарев и другие их соратники были арестованы за свободомыслие. Пробыв в тюрьме несколько месяцев, Герцен был сослан в Пермь, а затем в Вятку в канцелярию местного губернатора, где стал сотрудником газеты «Губернские ведомости». Там он сблизился со ссыльным архитектором А.И. Витбергом. Затем Герцен был переведен во Владимир. Какое-то время ему было разрешено жить в Петербурге, но вскоре он опять был сослан, на этот раз в Новгород.

С 1838 года женат на своей дальней родственнице Наталье Александровне Захарьиной. Родители не хотели отдавать Наталью за опального Герцена, тогда он похитил свою невесту, обвенчался с ней во Владимире, где находился в то время в ссылке, и поставил родителей перед свершившимся фактом. Все современники отмечали необыкновенную привязанность и любовь супругов Герценов. Александр Иванович не раз обращался в своих произведениях к образу Натальи Александровны. В браке имел троих детей: сына Александра – профессора физиологии; дочерей Ольгу и Наталью. Последние совместные годы жизни супругов были омрачены печальным увлечением Натальи Александровны немцем Георгом Гервег. Эта некрасивая, заставившая страдать всех ее участников, история закончилась со смертью Натальи Александровны от родов. Внебрачный ребенок скончался вместе с матерью.

В 1842 году Герцен получил разрешение на переезд в Москву, где прожил до 1847 года, занимаясь литературной деятельностью. В Москве Герцен написал роман «Кто виноват?» и ряд рассказов и статей касающихся социальных и философских проблем.

В 1847 году Александр Иванович уехал в Европу, живя попеременно то во Франции, то в Италии, то в Швейцарии и работая в различных газетах. Разочаровавшись в революционном движении Европы, он искал отличный от западного путь развития России.

После смерти жены в Ницце А.И. Герцен переехал в Лондон, где организовал издание свободной русской прессы: «Полярной звезды» и «Колокола». Выступая со свободолюбивой и антикрепостнической программой для России Герценовский «Колокол» привлек внимание и симпатии прогрессивной части русского общества. Он выходил до 1867 года и был весьма популярен среди русской интеллигенции.

Скончался Герцен в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез, затем прах его был перевезен в Ниццу.