Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Какого русского композитора называют сказочником. Открытый урок музыки "музыкальный сказочник"

Какого русского композитора называют сказочником. Открытый урок музыки "музыкальный сказочник"

"Музыкальный сказочник"

Цель: расширить понятие «музыкальная сказка», познакомить с композитором Н. А. Римским – Корсаковым - как музыкальным сказочником.

Задачи:

Образовательные : познакомить с сюитой как музыкальным жанром.

Воспитательные: приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Развивающие: развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса.

Оборудование: пианино, ноутбук, портрет композитора, симфоническая сюита Римского-Корсакова “Шехерезада”, подготовленные слайды к уроку

Ход урока

1. Организационный момент

Вход учащихся в класс под музыку песни «Спор Маши и Вити о сказках» муз. Г. Гладкова

Учитель: Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть вас, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу со сказочными героями, которые живут в музыке многих композиторов, особенно в музыке композитора, чьи произведения прозвучат сегодня на уроке. В течении учебного года мы с вами изучили много нового, говорили о многообразии жанров и интонационной выразительности музыкальной речи. Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим наши знания и познакомимся новым произведением, музыкальной сказкой знакомого вам композитора.
Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут этого композитора?

Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова

Учитель: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А его происхождение ребята кто помнит?

Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.

Учитель: А когда заметили его музыкальные способности?

Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.

Учитель: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?

Учащиеся: Оперы: «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», « Кащей бессмертный», «Золотой петушок». Кантаты, симфонические произведения, фортепианные произведения.

Учитель: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос: последователем кого мы называем Римского-Корсакова?

Учащиеся: М. Глинки.

Учитель: Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.

Учитель: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор?

Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных “голосов природы”.

Учитель: Да конечно, и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением симфонической сюитой Римского – Корсакова “Шехерезада”. Сюита (с франц. Suite – “ряд”, “последовательность”) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. “Шехерезада” составлена по мотивам арабских сказок “1000 и 1 ночь”. Римский – Корсаков говорил: “В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские”. И поэтому его назвали “музыкальным сказочником”.

А сейчас, я предлагаю послушать отрывок из сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя.

(Слушание отрывка из симфонической сюиты “Шехерезада”.)

Учитель: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?

Учащиеся: Голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи, таинственность.

Учитель: Правильно ребята. А сейчас я хочу вам рассказать краткое содержание симфонической сюиты.
Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами. Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». Первоначально каждая часть сюиты имела свое название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.


Кроме Римского-Корсакова есть много композиторов которые обратились к сказке. И сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Волшебный цветок”. Внимательно послушайте, определите характер, а потом будем все вместе разучивать.

(Исполнение песни “Волшебный цветок ” Ю. Чичкова учителем и разучивание с учащимися.)

2. Оценка знаний учащихся

3. Итог урока

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Композитор Римский-Корсаков “музыкальный сказочник”. Познакомились симфонической сюитой “Шехерезада”

Цель: закрепить, расширить понятия “музыкальная сказка”, “музыкальная живопись”, познакомить композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”, развивать познавательные и мыслительные навыки.

Оборудование: баян, магнитофон, симфоническая сюита Римского-Корсакова “Шехерезада”, подготовленные слайды к уроку

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята! В течении учебного года мы с вами изучили много нового, говорили о многообразии жанров и интонационной выразительности музыкальной речи. Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим наши знания и познакомимся новым произведением, музыкальной сказкой знакомого вам композитора.
Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут этого композитора?

Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова

Учитель: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А его происхождение ребята кто помнит?

Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.

Учитель: А когда заметили его музыкальные способности?

Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.

Учитель: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?

Учащиеся: Опера “Садко”, “Снегурочка”,былины, “Сказка о царе Салтане”.

Учитель: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос: последователем кого мы называем Римского-Корсакова?

Учащиеся: М. Глинки.

Учитель: Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.

Учитель: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор?

Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных “голосов природы”.

Учитель: Да конечно, и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением симфонической сюитой Римского – Корсакова “Шехерезада”. Сюита (с франц. Suite – “ряд”, “последовательность”) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. “Шехерезада” составлена по мотивам арабских сказок “1000 и 1 ночь”. Римский – Корсаков говорил: “В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские”. И поэтому его назвали “музыкальным сказочником”.

– А сейчас, я предлагаю послушать отрывок из сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя.

(Слушание отрывка из симфонической сюиты “Шехерезада”.)

Учитель: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?

Учитель: Правильно ребята. А сейчас я хочу вам рассказать краткое содержание симфонической сюиты.
Султан Шахриар убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но Султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему на протяжении 1000 и 1 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Восточная тематика занимает большое место в музыке Римского-Корсакова и “Шехерезада принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока”.
Кроме Римского-Корсакова есть много композиторов которые обратились к сказке. И сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Волшебный цветок”. Внимательно послушайте, определите характер, а потом будем все вместе разучивать.

(Исполнение песни “Волшебный цветок ” Ю. Чичкова учителем и разучивание с учащимися.)

2. Оценка знаний учащихся

3. Итог урока

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Композитор Римский-Корсаков “музыкальный сказочник”. Познакомились симфонической сюитой “Шехерезада”

Ирина Башлыкова
Проект «Композиторы-сказочники»

Актуальность темы

В настоящее время большое внимание уделяется нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. С раннего возраста ребенок должен чувствовать свою принадлежность к целому народу и гордиться своей Родиной и своими соотечественниками. Знакомство детей с русскими композиторами –классиками , узнавание их произведений и гордость за мировую известность этих великих людей, тоже является, на мой взгляд, частью нравственно-патриотического воспитания. Поэтому и появилась идея создания данного проекта .

Цель :

Способствовать формированию у дошкольников основы культурно-эстетического сознания, воспитывать чувство гражданственности, любви к своей Родине, своему народу.

Задачи :

1. Развивать у детей музыкальный вкус посредством знакомства их с произведениями русских композиторов – сказочников : Н. А. Римского – Корсакова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки.

2. С помощью доступной для детей формы восприятия – сказки –развить у детей любовь и интерес к классической русской музыке, чувство уважения и гордости к русской музыкальной культуре.

3. Осуществить приобщение детей к живой музыке, прослушивать фрагменты сказочных опер, балетов в исполнении ансамблей профессиональных музыкантов.

4. Посредством беседы и диалога с детьми пополнять их словарный запас музыкальными терминами, развивать связную речь.

Вид проекта : познавательный, групповой

Участники : дети подготовительной группы

Сроки реализации : октябрь-март

Результат проекта : презентация, подбор видео и аудио материала

Обеспечение проектной деятельности

Методическое : (литература)

Материально-техническое (аудиозаписи, музыкальный центр)

Этапы проведения и реализации проекта

1. Подготовительный этап

Изучение интереса детей, изучение методической литературы подбор материала…

2. Организационно-практический

Месяц Тема Содержание

Октябрь Нам есть чем гордиться! 1. Выстраивание диалога с детьми - Что мы знаем о нашей стране?

2. Видео презентация (размеры России, природные богатства, животный и растительный мир)

3. Беседа о великих русских композиторах , музыкантах, исполнителях, известных всему миру.

Ноябрь П. И. Чайковский – краткая биография. Сказочные персонажи из «Детского альбома» 1. Знакомство с биографией композитора , творчеством

2. Слушание пьес из «Детского альбома»

3. Выстраивание диалога о прослушанных произведениях

4. МДИ «Угадай, чья песенка»

Декабрь Сказочная музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» 1. Знакомство с терминами «балет» , «либретто»

2. Рассматривание репродукций к музыкальному балету

3. Знакомство со сказочным содержанием и авторами используемых сказок

Январь М. И. Глинка – краткая биография. Отрывки из оперы «Руслан и Людмила» . 1. Знакомство с биографией композитора , творчеством

2. Знакомство со сказочным содержанием и автором сказки

3. Обогащение словаря терминами «ария» , «опера»

4. Слушание и просмотр отдельных сцен и фрагментов

Февраль Самый сказочный русский композитор Н . А. Римский – Корсаков – краткая биография. Сказочные оперы : «Садко» «Снегурочка»

1. Знакомство с биографией композитора , творчеством

3. Слушание и просмотр отдельных сцен и фрагментов

4. Применение новых терминов в диалоге, беседе

5. МДИ «Подбери картинку к опере»

Март Что мы узнали о композиторах – сказочниках ? 1. Обобщение материала

2. МДИ «Скажи, чей портрет»

3. Мини-рассказ о понравившемся композиторе и его произведении

4. Рисование любимого сказочного персонажа

3. Завершающий.

Показ презентации

Публикации по теме:

«Композиторы шутят». Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста «КОМПОЗИТОРЫ ШУТЯТ» Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие музыкальной отзывчивости на шутливые.

Презентация «Композиторы о временах года» Цель: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусств. Закреплять знания о видах искусств и их средствах выразительности.

Конспект занятия «Мы сказочники» с использованием ТРИЗ-технологии Конспект занятия «Мы сказочники» Пр. с. : учить придумывать героев сказки с необычными свойствами; продолжать учить детей эмоционально воспринимать.

Лего-проект Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой. Тип проекта по целевой.

Проект «А ну-ка, пальчики» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Рябинка» п. Октябрьский Муниципального образования Туапсинского района.

Проект «Как хлеб на стол пришел» Это проект направлен - на необходимость дать знания об этапах появления хлеба. С учетом особенности сельскохозяйственной деятельности Кизильского района в нашем детском саду разработан проект «Как хлеб на стол пришел».

Проект «Мы обедаем» Проект «Мы обедаем». Вид проекта: познавательный, информационный, творческий, игровой. Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца).

Н. А. Римский- Корсаков «Композитор- сказочник» Проект выполнили обучающиеся 7А класса: Чупракова Юлия, Крапивина Екатерина, Шелоухова Анна, Соколова Анастасия. Руководитель проекта: Лебедева Маргарита Борисовна год Средняя общеобразовательная школа 29 г. Костром ы




Задачи проекта: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся; обучать навыкам организации проектной деятельности; воспитывать чувство гордости за отечественную музыку; развивать целеустремленность и системность в деятельности; создать условия для самоутверждения обучающихся


Вопросы проекта: Собрать и изучить материал о выдающемся русском композиторе. Исследовать творчество композитора Н.А. Римского- Корсакова и выяснить какие сказочные сюжеты стали основой его музыкальных произведений. Выяснить какими средствами музыкальной выразительности композитор создаёт своих сказочных героев(На примере оперы «Сказка о царе Салтане») Почему Н.А. Римского-Корсакова называют «композитором- сказочником»? Интересна ли музыка Н.А. Римского-Корсакова современным детям? Чем?






















Оперы « Псковитянка » « Майская ночь » « Снегурочка » « Млада » « Ночь перед Рождеством » « Садко » « Моцарт и Сальери » « Боярыня Вера Шелога » (пролог к Псковитянке) « Царская невеста » « Сказка о царе Салтане » « Сервилия » « Кощей Бессмертный » « Пан воевода » « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » « Золотой петушок »


















В симфоническом вступлении сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города Леденца, изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и обаятельные напевы царевны Лебеди; все они сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор. Музыка вступления наполнена энергией, светом и безудержным ликованием, господствующими в последней картине оперы.
Вывод Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песни всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлые мечты о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакого – это беззаветное служение искусству, верность своим идеалам.