Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Конфликт комедии «Горе от ума. Основной конфликт комедии ”Горе от ума”

Конфликт комедии «Горе от ума. Основной конфликт комедии ”Горе от ума”

В центре внимания автора комедии находится явное противостояние, существовавшее в начале 19 столетия между приверженцами «старого» уклада, реакционерами и более молодыми, просвещенными и прогрессивными представителями дворянского сословия.

Придерживающиеся «прежних» взглядов на жизнь помещики всячески старались сохранить привычный для них быт крепостников, тогда как их противники усиленно уверяли окружающих в том, что наступил уже «век нынешний» и с «веком минувшим» давно пора закончить. К числу именно таких дворян и относится герой Грибоедова , на протяжении всего действия пьесы пытающийся убедить в своей правоте людей, не желающих не только его понять, но хотя бы услышать.

В самом начале комедии наивный и склонный к мечтам молодой человек является в дом Фамусова, стремясь изменить проникнутое пороками современное ему общество. Он рассказывает о своих идеях хозяину дома и его гостям, столь же старомодным и реакционным людям, боящимся всяких новых веяний и считающих их крайне вредными, по этой причине слова Чацкого совершенно не воспринимаются его оппонентами.

Стоит обратить внимание на то, как характеризует автор своих героев, в частности, «члена Английского клуба» Фамусова, и его родственника, человека, требующего, чтобы «грамоте никто не знал», и прочих знакомых отца Софьи, оценивая одной-единственной фразой всю их недалекость, ограниченность и ненависть ко всему неизвестному им, которое кажется им чужим и опасным.

В итоге Чацкий, получивший в этом «избранном» обществе глубокое оскорбление, избавляется от всех своих иллюзий и понимает, насколько бессмысленно было пытаться хоть в чем-то изменить подобных людей. По его словам в финале пьесы, у него с глаз, наконец, «спала пелена».

Фамусов, главный антагонист Чацкого, нисколько не скрывает своего равнодушного отношения к службе, которая является для него лишь формальностью, как он утверждает, «подписано - и с глаз долой». К тому же этот уверенный в своей непогрешимости барин постоянно составляет протекцию исключительно родственникам и знакомым, говоря о том, что родню он найдет «и на дне морском» и готов ради нее на все. Основным правилом для него является откровенное пресмыкательство перед более высокими чинами, и лишь таким образом, по мнению Фамусова, возможно «выйти в люди» и стать действительно «достойным» человеком.

Подобные слова выводят из себя Чацкого, и молодой человек произносит страстный, горячий, исполненный самого искреннего возмущения и гнева монолог, обличая неприкрытое «раболепство» и «шутовство», без которых не мыслит жизни его собеседник. Фамусов, в свою очередь, приходит в откровенный ужас от таких высказываний и начинает твердить о том, что столь инакомыслящих личностей, как Чацкий, вообще не следует пускать в столицу, более того, их необходимо немедленно отдавать под суд. Гости, собравшиеся в доме, с радостью узнают от хозяина, что имеется «новый проект», касающийся учебных заведений, где станут учить «по-нашему, раз-два», тогда как книги будут фактически не нужны подрастающему поколению.

Присутствующие в покоях Фамусова люди считают учение настоящей «чумой», полковник Скалозуб без стеснения высказывает мечту «собрать бы книги все и сжечь». Молчалин, в которого влюблена Софья, также с детства усвоил, что всем вокруг необходимо «угождать» и ведет себя именно так, абсолютно не задумываясь о чувстве собственного достоинства и гордости, он старается понравиться не только непосредственному начальнику, но и дворнику, и даже «собаке дворника».

Чацкий оказывается совершенно чужим в этой среде «правильных», старорежимных людей, врагов всякого прогресса и совершенствования общества. Его рассуждения лишь пугают окружающих, он кажется им весьма странной личностью, возникает предположение, что он просто «не в своем уме», высокий интеллект Чацкого и его пылкие порывы лишь отталкивают от него собравшихся у Фамусова.

Главный монолог молодого дворянина, в котором он вопрошает, кто же является судьями нововведений, и обличает бессердечных помещиков, без колебаний продающих детей и разлучающих их с родителями или меняющих слуг на собак. Чацкому уже доводилось служить и путешествовать, однако он желает быть полезным родной стране, а не начальству, поэтому пока мужчина, оставив прежние занятия, пытается найти свою дорогу в жизни.

Его также глубоко возмущает отсутствие у членов «великосветского общества» всякого патриотизма, их явное преклонение перед всем иностранным и разговоры в дворянской среде на таком нелепом сочетании языков, как «французский и нижегородский». Он полагает, что аристократии следует быть ближе к простому народу и хотя бы уметь правильно говорить по-русски, тогда как для большинства дворян легче объясниться на каком-либо из европейских языков. В то же время даже противники Чацкого замечают его незаурядный ум и превосходную речь. По словам Фамусова, его гость «малый с головой» и четко, грамотно выражает свои мысли.

Молодой человек пребывает в совершенно чуждой для него обстановке только ради Софьи, которую он любил с юности. Однако девушка находится полностью под влиянием окружающего ее общества, которым сформированы все ее представления о жизни, и она не в силах ответить взаимностью Чацкому, противоречащему привычному для нее миру ценностей и понятий.

Когда гостю Фамусова становится ясно, что Софья с легкостью изменила их прежним чувствам и обещаниям, и выставила Чацкого на всеобщее посмешище, рассказывая об утрате им рассудка, он немедленно покидает пустое, лишенное всякого внутреннего содержания, понимая, что теперь ему абсолютно незачем находиться здесь. В заключительном монологе он подчеркивает свое полное разочарование в собравшихся, отныне все его связи с «фамусовским» миром разорваны.

Людям, подобным этому прогрессивному дворянину, присутствие в подобной среде приносит только страдания, «горе от ума», как и называется пьеса. Но усилия Чацкого все же оказываются не напрасными, его обличения наносят и серьезный удар по таким людям, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин, и иным приверженцам «старого порядка».

Правда, борьба с реакционерами в комедии не завершается победой прогресса, поскольку и в реальной жизни России она в те времена лишь начиналась. Однако и Фамусов, как и его сторонники, чувствует свое бессилие перед просвещением, приближающейся новой эпохой и иной жизнью, они не могут не осознавать, что их устоявшийся мир постепенно уходит в прошлое и им на смену идут совершенно иные люди, придерживающиеся других взглядов и устремлений.

(391 слово) Грибоедов показал в своём произведении, что в первой трети XIX века в России произошёл раскол на два политических лагеря. Появились прогрессивные дворяне, выступавшие за изменения общества. Их взгляды выражает Чацкий. С другой стороны, консервативное дворянство изображено в комедии в лице Фамусова и подобных ему людей. Основной конфликт определяется тем, что у героев противоположные взгляды на основные вопросы общественного развития.

Конфликт поколений дает о себе знать в отношении героев к крепостному праву. Представители фамусовского общества привыкли распоряжаться чужими жизнями. Например, богатая барыня Хлестова относится к своей рабыне точно так же, как к собачке. Обеих она привозит на званый вечер для собственного развлечения, а потом просит Софью отослать им «подачку» с барского стола. Чацкий выражает своё отношение к этому в монологе «А судьи кто?». Он рассказывает об одном помещике, который променял на собак своих верных слуг, хотя они были преданными и много раз его спасали. У него такие поступки вызывают возмущение. Он является противником крепостного права. Так же у персонажей разнится отношение к просвещению. Представители фамусовского общества выступают против просвещения. По их мнению, лишние знания вредны. Когда в обществе проходит слух о безумии Чацкого, то все уверены, что причина в его стремлении учиться. Александр, наоборот, является сторонником образования, так как оно развивает человека. Кроме того, примечательно отношение действующих лиц к службе. Московское общество убеждено в том, что служить стоит только ради прибыли. Например, Скалозуб хочет не защищать родину, а выйти в генералы. Фамусов является «управляющим в казённом доме». Служба для него — это скучная обязанность, но он не уходит в отставку, так как его должность даёт ему хорошее положение в обществе. Чацкий называет все эти цели одним презрительным словом — «прислуживаться». Главный герой считает, что порядочный человек должен, прежде всего, приносить пользу народу, а не заботиться о личной выгоде. В прошлом он занимал высокий пост. Он мог сделать хорошую карьеру, но ушел, ведь государевы люди не оценили его идей. Это говорит о том, что и понимание патриотизма у них различно. Фамусов превозносит Москву за то, что здесь никто не хочет перемен. Александр как раз за это осуждает Москву, разоблачает «прошедшего житья подлейшие черты». Но все равно она ему дорога, так как это его родной город. Патриотизм Чацкого заключается в его стремлении сделать свою страну более цивилизованной.

Таким образом, А. С. Грибоедову удалось показать, что общественный конфликт между прогрессивным и консервативным дворянством был очень острым. Эти люди не находили общего языка ни по одному серьёзному вопросу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости. Образованнейший, умнейший человек своей эпохи, он уловил главный общественный конфликт, наметившийся после Отечественной войны 1812 года, в этом и заключается реализм Грибоедова-писателя. Комедия отразила взрывную, накаленную атмосферу дворянского общества накануне 1825 года. На первый план в комедии выдвинуто идейное разногласие основных героев борьба века нынешнего с веком минувшим, борьба двух мировоззрений, сложившихся в русском обществе в первой половине XIX века. С одной стороны представители феодальной реакции, крепостной старины Фамусов, Скалозуб, графиня Хрюмина, с другой передовая дворянская молодежь, черты которой воплощены Грибоедовым в образе Чацкого. В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова встает идеал минувшего века. Это был век Екатерины с ее вельможами и льстецами придворными, век покорности и страха, развращенных нравов, когда безумное мотовство и роскошные пиры в великолепных палатах процветали рядом с унизительной нищетой и бесправием крепостных крестьян, которых можно было легко продать или обменять на понравившихся собак. Вот этот век и стал идеалом барского, фамусовского общества, которое живет по принципу и награжденья брать, и весело пожить.

Выразителем устаревших феодальных институтов является, конечно, сам Фамусов. Он убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Сибирь своих крепостных слуг, яростный противник образования, просвещения (Уж коли зло пресечь собрать все книги бы да сжечь). Это, наконец, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими чинами ради продвижения по службе, ради собственного обогащения.

Защитникам феодальной старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставляется в комедии Чацкий. Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть по крайней мере на горизонте обетованную землю, писал о Чацком А. И. Герцен. Между единомышленниками Фамусова и Чацким находится одна из главных фигур комедии Софья, тоже пережившая свое горе от ума. Именно ей отводится непростая, но очень важная роль отражать атаки Чацкого. Однако образ Софьи в комедии противоречив. Софья начертана неясно, отмечал в свое время А. С. Пушкин. Действительно, она наделена и положительными чертами, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, вызвали его любовь, и отрицательными, постоянно усиливающими его недоумение и разочарование. В поведении Софьи, ее настроениях все время ощущается противоречие между тонким трезвым умом и сентиментальными пустыми переживаниями.

Что же привлекало Чацкого в Софье? Что выделяло ее в мире Фамусовых, княжон Тугоуховских и графини Хрюминой-внучки? Прежде всего независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Она полюбила неравного себе и этим как бы бросила вызов домостроевским правилам. Обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих. Она мужественно говорит Чацкому: Я виню себя кругом. А Молчалину презрительно приказывает убраться из дому до зари. Сильный, гордый характер девушки не может не вызвать симпатию, участие в ее судьбе. Видимо, и Чацкий всегда восхищался этой самостоятельностью, решимостью Софьи, всегда надеялся на ее понимание, поддержку, особенно когда без памяти влюбился. Его юношеского чувства ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест. Не случайно, вернувшись на родину и встретившись с Софьей, он постоянно взывает к разуму любимой, не верит в ее душевную слепоту.

Софья по-своему умна, она много читает. Но предмет ее чтения сентиментальные романы, весьма далекие от действительности. Под влиянием этих книг у Софьи складывается представление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Поэтому-то она, по мнению Чацкого, и идеализирует Молчалина, льстеца и низкопоклонника. Но не только в этом причина ее склонности к Молчалину.

Наблюдая Софью в различных ситуациях, Чацкий понимает наконец, что за годы их разлуки Софья не выросла духовно, не научилась критически осмысливать происходящее. Она настолько поддалась влиянию фамусовщины, губящей все живое, что сама незаметно становится активной защитницей ее интересов.

Почему Чацкого не убедило признание Софьи в любви к Молчалину? Да потому, что у Чацкого есть определенная система оценок, которую он считает общеобязательной. В его оценке Молча-лин жалчайшее созданье. Он не достоин ничьей любви, а тем более Софьи. По мнению Чацкого, она, умная незаурядная девушка, просто не может любить такого человека. Чацкий все еще надеется, что Софья та же, какой была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми типа Молчалина. Однако он ошибся. Софья воспринимает Молчалина (жалчайшее созданье!) вполне серьезно. В результате борьба Чацкого за Софью превращается в борьбу с Софьей за Молчалина.

Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия (Три года не писал…), но и по тем же мотивам, по каким отвергают его Фамусов и княгиня: он не свой, он из другого круга. Независимый и насмешливый ум Чацкого пугает Софью, и это окончательно отбрасывает его в стан противников. Да этакий ли ум семейство осчастливит? прямо говорит она Чацкому.

Софья пользуется традиционными методами, весьма распространенными в светском обществе: выдумка о сумасшествии, клевета, сплетня могли очень больно ранить человека, скомпрометировать неугодного. Софья забывает чувства, связывавшие ее с Чацким в прошлом, и, обиженная за Молчалина, наносит Чацкому неожиданный удар: объявляет его сумасшедшим! Чацкий отомщен, отомщен тем способом, который в свете был самым действенным. Таким образом, линия интимных взаимоотношений приобретает в комедии социальный характер.

Образ Софьи один из центральных, поскольку объединяет многие сюжетные линии, влияет на цельность композиции всего произведения. Особенность комедии определяется также наличием в ней сквозного действия стремлением Чацкого узнать, кого Софья предпочла ему. Сквозное действие развивается в комедии как конфликт, в основе которого противоборство представителей двух временных систем века нынешнего и века минувшего. В образе Софьи А. С. Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовщиной, как постепенно она становится выразительницей интересов той среды, в которой воспитывается.

(No Ratings Yet)

Основной конфликт комедии “Горе от ума” конфликт просвещения и крепостничества

Другие сочинения по теме:

  1. Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый...
  2. “Горе от ума” – это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого...
  3. Комедия построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии...
  4. Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье “какую-то энергию характера” и удивился тому, что она, “не дорожа ничьим мнением”, ведет...
  5. По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С. Пушкин...
  6. I. “Горе от ума”. Обзор содержания Для проверки знания содержания пьесы можно использовать задание расставить основные события пьесы в хронологическом...
  7. Основной философский вопрос комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет проблема “ума”. Сама по себе эта проблема имеет просветительское...
  8. С 1823 года начала ходить по рукам публики рукописная комедия Грибоедова “Горе от ума”. Она наделала ужасного шума, всех удивила,...
  9. Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную...
  10. Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его общественных надежд, сознание того, что он оказался отвергнутым в своих лучших...
  11. Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии “Горе от ума”...
  12. Образ Софьи оценен критиками неоднозначно. Существует, по крайней мере, два противоположных толкования поведения главной героини грибоедовской пьесы, но истина, как...
  13. Величайшим достижением реализма А. С. Грибоедова является созданная им галерея образов: Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Софья и др. В образе...
  14. Грибоедов писал: “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом,...
  15. Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством...

/ / / Основной конфликт комедии Грибоедова «Горе от ума»

В произведении автор показывает сразу несколько конфликтов. Это сложные взаимоотношения между героями, где присутствует обман, предательство, измена и последующее за ней разочарование, и раскаянье. Но самым главным конфликтом, является само отношение общества к главному герою Александру Чацкому. После вечернего мероприятия в доме Фамусовых, куда были приглашены все «свет общества», молодого человека стали считать – сумасшедшим.

Эти два конфликта тесно переплетаются друг с другом. Именно стала виновницей того, что о Чацком пошла «дурная» слава. Его «воинствующий» настрой и нестандартные взгляды на ситуацию в обществе, смутили девушку. Она упрекает мужчину за «непокладистость», несдержанные отзывы, об окружающих невольно сравнивая его с Молчалиным.

Молчалин, пытаясь угодить всем и всюду, так же был втянут косвенным образом в основной конфликт общества и Чацкого. Он выступает как обратный пример поведения Александра.

У большинства, секретарь Фамусова вызывает лишь умиление. Он как бы «сглаживает» острые углы своей покладистостью и мнимым «добродушием». На самом же деле мужчина выбрал строю тактику, быть всегда и во всем полезным. Задавшись этой целью, выполнял «прихоти» дочери Павла Фамусова, Софьи. Девушка же в силу своей наивности, восприняла «обходительного» кавалера, как потенциального жениха. На самом же деле Молчалину нравилась совершенно другая девушка, так же проживающая в доме Фамусовых. Ей оказалась служанка Лиза.

Же в свою очередь за счет сообразительности, в отличие от Чацкого, каждый раз предотвращает конфликт. Девушка старается «сгладить» острые углы и уходит от прямого ответа. Зачастую ей это удается.

Все же основным конфликтом становится отношение общества к новому мировоззрению и мнению Чацкого. Его осуждающие реи и агрессивный настрой против «процветающей» лести и лжи, для получения каких либо благ, будоражит все фамусовское общество. Для окружающих, такой «подход» к жизни, который пропагандирует мужчина, является не только неприемлемым, но и по истине сумасшедшим. Шокирующая правда, звучит, как оскорбление и воспринимается всеми «в штыки».

Чувство повышенной справедливости заставляет мужчину осудить даже поведение своего давнего друга. В разговоре с ним, Александр узнает, что тот женился и оказался «под каблуком» у собственной супруги. Видя картину происходящего, женщина тут же поспешила поучаствовать в беседе и освободить своего избранника от «революционных» напутствий Чацкого.

Фамусовское окружение вынесло свой вердикт. Над всеми высказанными фразами Александра, люди стали просто потешаться. Обе конфликтующие стороны, были абсолютно уверенны в своей правоте и слабоумии оппонента. Второстепенные персонажи добавляют картину происходящего своим появлением и наполняют ее характерными особенностями.

Грибоедов показывает своим произведением, как впоследствии разделится все общество, где каждый не считаясь с мнением окружающих, будет видеть лишь свою правду. Где дружить и даже выходить замуж будут не по любви, а только ради собственной выгоды. По другую же сторону «баррикады» всегда будут оставаться те, кто «обезумел» от происходящего и ни при каких обстоятельствах не станет идти в разрез своим желаниям, чести и совести.

Некоторые критики считали любовную интригу главной в комедии «Горе от ума». По мнению других критиков, социально-политическая интрига оказывается основной. Такое мнение нам представляется более точным. Главный конфликт и противостоянии двух мировоззрений, двух лагерей, двух миров. Этот конфликт носит в «Горе от ума» исторический характер. Ведь Грибоедов показал его истоки, которые зарождались в середине первого десятилетия XIX века в дворянской среде. Обратите внимание: конфликт — внутри одного класса. Здесь показано, как отпочковался от фамусовского общества «Андрея Ильича... сынок».

Комедия «Горе от ума» вбирает в себя черты различных литературных направлений. Черты романтизма проявляются в противостоянии гордого и одинокого героя всему фамусовскому обществу. Романтическим является не только мотив странствий Чацкого, но и мотив изгнания. Идиллическими (вспомните «Бедную Лизу» Н.М. Карамзина!) выглядят поначалу взаимоотношения Молчалина и Софьи. В их описаниях очевидны традиции сентиментализма. Наконец, Чацкий — безусловно, положительный герой - всё же герой комедии, а не трагедии. Это важное жанровое отличие делает его образ реалистически сложным и противоречивым.

Почему же в названии комедии мы читаем «горе»? Комедия «Горе от ума» поначалу носила название «Горе уму». Но умён ли Чацкий? Пушкин говорил: «Чацкий совсем не умный человек... Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому под.». Пушкинская критика комедии, опубликованная в середине 1850-х годов, а частично и ранее — в «Современнике», продолжена затем (во многих случаях и независимо от Пушкина) Гоголем, Белинским, Вяземским, Добролюбовым, Достоевским.

В статье «Горе от ума» (1840) В.Г. Белинский отнёсся к комедии отрицательно, видя в ней «сатиру», которая, по тогдашним его представлениям, не удовлетворяла требованиям подлинного искусства, то есть не соответствовала канонам, по которым писались комедии. Белинский считал, что творение Грибоедова — «сатира, а не комедия; сатира же не может быть художественным произведением».

По словам Белинского, Чацкий — «просто крикун, фразёр, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий всё святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком?».

Но позже, изменив свои взгляды на «разумную» действительность, Белинский пересмотрел и свою оценку Грибоедовской комедии. В конце 1841 года в письме к В.П. Боткину он пишет о глубоких переживаниях в связи с допущенными ошибками. Однако оценка, подобная той, которую высказал Белинский в статье о «Горе от ума», впоследствии неоднократно повторялась и критической литературе.

На самом деле в комедии наделён умом именно Чацкий; конфликт нового со старым — это, между прочим, конфликт ума с глупостью. Сам Грибоедов пояснял: «...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим...»

Приехавший издалека Чацкий иначе, чем прежде, смотрит на окружающих его людей, на мир. И это не просто конфликт между поколениями. Здесь противопоставлены два различных мировоззрения, столкнулись «век нынешний и век минувший». Если Фамусов предлагает Чацкому учиться тому, «как делали отцы», то Чацкий всячески раздражает и фамусовское общество, и самого Фамусова. Какой будет завтрашняя Россия, на кого она будет равняться: на Чацкого или на Фамусова и Молчалина? Ответ на этот вопрос приближают два спора, два обмена сценическими монологами: между Чацким и Фамусовым и между Чацким и Молчалиным.

Опасность Чацкого — в его непохожести на представителей фамусовского окружения, в его отличии хотя бы от Молчалина, его ровесника, человека того же, что и Чацкий, поколения.

«Горе от ума» рассказывает о России дворянской. Спустя пол века она станет чиновно-бюрократической, и первым чиновником станет царь. Кредо Молчалина совпадает с фамусовским: «Учиться, на старших глядя».

В обществе чуждых ему людей, в чуждом ему времени Чацкий, к сожалению, одинок:

Ну вот и день прошёл, и с ним

Все призраки, весь чад и дым...

Он блистательный оратор, но красноречие не выручает его, хотя и прибавляет ему симпатий со стороны зрителей.

Чацкий терпит поражение. Он не преуспел ни в личной жизни, ни в утверждении своих взглядов. Торжествует неразумная действительность. Но на первых порах старое всегда одерживает победу. В этом реализм и историзм «Горя от ума».

Фамусов представляет собой и московское дворянство, и знатность, и гостеприимство, и богатство. Не случайно расчётливый Молчалин так льнёт к его дочери Софье: породниться с Фамусовым — понятная цель для безродного разночинца-приспособленца. Фамусов выстраивает не только свою жизнь — даже свою речь! - как образцовую. Он декларирует традиционность, преемственность, опирается на русское офицерство, он — скала традиций и обычаев. Кому как не ему быть образцом для молодого поколения?

Но Фамусов ещё и ханжа. Служанка в комедии всегда знает истинную цену словам. Каков Фамусов, таково и фамусовское общество, разоблачённое Чацким. Показав подлинное лицо этого общества, Чацкий одерживает нравственную победу. Однако в той Москве места ему не находится. Досадой и горечью проникнут его последний монолог.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016