Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Проверить является ли здание памятником архитектуры. Охраняется государством: как добиться для дома статуса памятника культуры

Проверить является ли здание памятником архитектуры. Охраняется государством: как добиться для дома статуса памятника культуры

22 января 2014 года

В исторических центрах крупных городов много зданий имеют статус памятников архитектуры. В то же время, имеется достаточно много желающих приобрести квартиры в подобных домах и на рынке недвижимости представлено большое количество предложений жилья, расположенного в домах, имеющих подобный статус.

Для справки: памятниками архитектуры называют здания и сооружения, имеющие историческую, архитектурную, культурную или иные ценности. Данные объекты находятся под охраной государства. Их снос, реконструкция и работы, повлекшие за собой изменение вида, или качественных характеристик, не допускаются.

В жилом доме – памятнике архитектуры предполагает как большое количество положительных моментов, так и определенные сложности.

Плюсы приобретения квартиры в памятнике архитектуры:

  • Дом будет находиться под охраной государства, а все действия, связанные с его повреждением – пресекаться и наказываться. Это в какой-то мере обеспечивает достаточно высокую сохранность инвестиций в недвижимость.
  • Большинство работ по поддержанию облика здания проводятся без привлечения средств собственников, то есть расходы на содержание общедомового имущества у собственника квартиры в подобном доме, как правило, ниже, нежели у владельца квартиры в типовом доме.
  • Дома, являющиеся памятниками архитектуры, часто расположены в привлекательных местах, имеют высокие инвестиционные показатели и стабильный рост цены. Покупка недвижимости в доме, являющемся памятником архитектуры – отличное вложение средств, вне зависимости от состояния дома.

Естественно, покупка квартиры в доме данного типа предполагает и определенные неудобства. Для кого-то они несущественны, но кому-то могут показаться значительными. На практике, все возможные проблемы решаемы, но требуют затраты времени и средств.

Проблемы покупки квартиры в памятнике архитектуры:

  • Основные требования к владельцу заключаются в сохранении внешнего облика здания и его конструктива и технических характеристик. Это означает, что, например, заменить окна на более современные просто так не удастся: необходимо будет согласовать замену и предоставить разрешительной организации проект, который будет демонстрировать, что новые окна не изменят внешний вид дома. Помимо срока и стоимости согласований придется прибавить расходы на изготовление окон по индивидуальному, часто достаточно сложному заказу.
  • Перепланировка квартиры в памятнике архитектуры очень сложна, а в случае, если она связана с повреждением несущих конструкций – просто невозможна.
  • Относительно памятников архитектуры недопустимы любые действия, связанные с изменением внешнего вида здания: установка оконных решеток, кондиционеров, приемо-передающих антенн, и многого другого, что может доставить владельцу квартиры определенные неудобства.
  • Коммуникационные решения (водопровод, канализация, электропроводка) часто имеют износ, характерный возрасту здания. Их замена и модернизация так же повлечет за собой оформление множества разрешений.

В домах, являющихся памятниками архитектуры, на сегодняшний день явление достаточно распространенное, и купить квартиру в доме такого типа несложно. Приобретать такую недвижимость или нет – выбор покупателя: с одной стороны он имеет возможность выгодного вложения средств и проживания в исторических местах своего города, со всей атмосферой здания и квартиры в частности, с другой – большое количество ограничений.

Раздел III. Искусствоведческие аспекты краеведения. 2 страница

Вопросы к семинару.

1. Отличия литературного краеведения от других направлений изучения края.

2. Специфика литературы.

3. Направления литературного краеведения: изучение фольклора, творчества земляков-современников.

4. Специфические черты изобразительного искусства.

5. Краеведческое изучение графики.

6. Скульптура. Примерный план изучения памятников.


Искусство края: архитектура .

Архитектура – вид искусства, наиболее доступный краеведению, так как каждый край, республика, область, город или село обладает памятниками этого типа. Изучение местных особенностей зодчества (культовых и общественных сооружений, старинных усадеб и современных построек) может дать интереснейший материал по истории культуры родного края.

Произведения архитектуры являются памятниками как материальной, так и духовной жизни общества, т.е. они сохранили особенность, присущую ранним этапам развития искусства, когда оно было непосредственно вплетено в трудовую жизнь людей.

Главное назначение архитектуры – создание искусственной пространственной среды для жизненных процессов: труда, быта, культуры, отдыха и общения людей. Возникновение тех или иных типов архитектурных сооружений определяется социальным назначением архитектуры, и мы можем благодаря ей познать социальные условия жизни общества в определенную эпоху. Изучая архитектурный памятник, следует задуматься об его конкретном историческом назначении, о том, какая общественная или личная потребность его породила.

В отличие от литературы и изобразительных искусств, архитектура не способна к прямому открытому языку. Формам архитектуры почти нет аналогов в природе, она не имитирует чужой язык, ничего не рассказывает, не изображает, а выражает основные идеи времени. В этом специфика художественного архитектурного образа. Так, в архитектуре Московского Кремля и храма Василия Блаженного нашла выражение идея борьбы за национальную независимость и государственное единство России.

Известно, что история архитектуры – это история ее стилей, сформировавшихся в каждой стране в определенные эпохи. Интересно отметить, как влияют на архитектурные формы местные природные условия (климат, ландшафт, рельеф, качество почвы). Так, природными условиями, как правило, определяется характер фундаментов (свайных или срубных) и покрытий (плоские кровли на юге и высокие шпили, шатровые крыши, шлемовидные и луковичные главки на севере, когда снег, соскальзывая, отбрасывается формой кровли в сторону от стены), ориентация и размеры светопроемов, даже ширина улиц (для южных стран характерны узкие улочки, дома, спрятанные в глубине сада, защищенные от солнца галереями, верандами, портиками и т.д.).

В архитектуре, так же, как и в декоративно-прикладном искусстве, хорошо проявляется идущее еще от народного творчества умение тонко чувствовать природные свойства местных материалов, использовать их возможности и особенности при создании произведений, а также вводить местные мотивы в структуру художественного образа.

Например, каменное строительство, появившееся на Руси с принятием христианства, принесло и византийскую строительную технику, и византийский строительный материал – плинфу (плоский кирпич, перемежавшийся толстыми слоями штукатурки, что давало эффект «полосатой кладки»), сохранившуюся в ряде древних памятников зодчества Украины, Западной и Юго-Западной Руси. Но местные архитектурные школы Владимира, Суздаля, Юрьева-Польского, Ростова Великого, Новгорода, Пскова и Ярославля выработали свою строительную технику и использовали местный строительный материал (белый камень), украшали стены храмов каменной резьбой. В более поздние времена в зодчестве Московской Руси встречается характерный прием сочетания плинфы с белым камнем.

Интересно проследить использование в разных областях страны и ближнего зарубежья такого строительного материала, как кирпич. В отличие от камня кирпич – пластически невыразительный материал. Поэтому архитекторы в декоративных целях прибегают либо к узорной кирпичной кладке, либо к пространственным комбинациям архитектурных форм (например, готика Латвии). В мусульманских постройках Средней Азии и Закавказья мы встречаемся с сочетанием цветного кирпича с глазурью, что вызывает эффект орнаментальной и колористической игры поверхности зданий. Иногда строители скрывают швы кладки штукатуркой, декорируют фасады колоннами и скульптурой (барокко и классицизм Львова, Киева, Петербурга).

Изучая архитектурные памятники и сравнивая их между собой, можно убедиться, что нередко сам строительный материал приводит к возникновению отдельных форм и конструкций в архитектуре. Например, стоечно-балочная конструкция, плоские перекрытия могли возникнуть только в «каменной» архитектуре, а вот кирпич потребовал появления арки, свода, а затем и купола. Характерные для архитектуры ХХ века материалы, такие, как железобетон, с его однородной поверхностью и конструктивной гибкостью, или металл (чугун, сталь, литое ковкое железо, алюминий) позволили перекрывать громадные пролеты и создавать грандиозное впечатление висящих в воздухе масс. Использование в больших масштабах застекленных площадей не дает оптического завершения пространства, тем самым зрительно увеличивая здание. Новые строительные материалы привели к возрастанию роли общих межнациональных черт в архитектуре.

Краеведческое изучение местных архитектурных особенностей строится по следующему плану:

¨ изучение типов архитектурных сооружений, их планов, конструкций и форм, характерных для края;

¨ характеристика местных строительных материалов и техники;

¨ анализ назначения архитектурных сооружений;

¨ выводы о причинах возникновения и времени строительства архитектурных памятников (связь с историческими условиями);

¨ описание наиболее колоритных и интересных с точки зрения туриста архитектурных памятников.

Изучение искусства края дает не только хорошее знание его истории и культуры. Работа с такими краеведческими объектами, как памятники искусства, имеет свою специфику и, прежде всего, обязывает хорошо понимать сущность искусства как общественного явления. Необходимо учитывать обусловленность искусства материальной жизнью общества и взаимовлияние таких форм общественного сознания, как искусство и политика, философия и идеология, нравственность и религия. Поэтому каждый памятник культуры следует рассматривать как явление духовной культуры края, в особенностях содержания и изобразительных средствах которого преломились актуальные гражданские, политические, нравственные, эстетические и художественные местные особенности и местные традиции.

Краеведческое изучение местного искусства во всех его многообразных проявлениях свидетельствует, что духовная жизнь края запечатлена во всем: в архитектуре и предметах быта, в скульптуре и живописи, в мотивах узоров и цветов одежды, в песнях и танцах, в способах рифмовки и ритма в словесном творчестве, в говоре и обычаях. Все это и создает ощущение неповторимости местной художественной культуры, изучение и пропаганда которой – задача туристического краеведения.

Вопросы к семинару.

1. Своеобразие архитектуры как вида искусства.

2. Назначение и специфика архитектуры.

3. От чего зависят местные особенности архитектуры?

4. Примерный план изучения архитектуры края.

5. Зачем специалисту по туризму изучение искусства края?


Искусство края: памятные места .

Памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей художественной культуры, занимают особое место среди объектов искусствоведческого краеведения. Михайловское и Тарханы, Ясная Поляна и Клин, Спасское-Лутовиново и Шахматово неразрывно связаны в нашем сознании с именами А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и П.И. Чайковского, И.С. Тургенева и А.А. Блока.

Каждый край нашей страны имеет свои культурные традиции и памятные места (известные и пока неизвестные), которые могут стать туристическими достопримечательностями. В разное время в городах и окрестностях, например, Пятигорска жили Пушкин и Лермонтов, Алябьев и Балакирев, Ярошенко и Шаляпин, Толстой и Прокофьев. Запечатлен в прозе Константина Паустовского Мещерский край, по территории Ярославской области проходит некрасовский маршрут «Кому на Руси жить хорошо», краем бунинской прозы можно назвать Липецкую область, маршруты путевых очерков и рассказов В.Г. Короленко пересекают Горьковскую область, с Устюжной связана творческая история «Ревизора» – список этот можно продолжать бесконечно.

Встреча с местностью и обстановкой, где жили и творили писатели и живописцы, музыканты и актеры, знакомство с подлинными документами и их личными вещами производят, как правило, сильное впечатление. Эффект присутствия в этих исторических местах вызывает ощущение личной причастности и прикосновения к творчеству.

Памятные места представляют туристический интерес либо как этапы биографии художника (например, усадьба Тарханы, где прошла половина жизни Лермонтова), либо если они получили отражение в его произведениях – как реальные свидетельства творческого процесса (например, дом Реброва в Кисловодске, описанный Лермонтовым в «Княжне Мери»). В любом случае интерес к творчеству художника перерастает в интерес к личности художника, к фактам его жизни. В свою очередь, знакомство с биографией художника помогает понять природу и истоки его творчества.

Объекты биографического характера различны по своей ценности. Прежде всего, интересны те, которые связаны с событиями из жизни художника, нашедшие отражения в мемуарных, эпистолярных и других источниках. Они дают возможность проследить этапы жизни и творчества. Например, дом Веневитинова в Москве, где Пушкин читал друзьям «Бориса Годунова», или дача Китаевой в Пушкине, где он написал «Сказку о царе Салтане» и слушал из уст Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», и т.п.

В ходе краеведческого изучения такого рода памятных мест возникает чувство причастности к жизни и переживаниям исторической личности, которой является художник, ярче вырисовываются отдельные черты его характера, понятнее становятся события его жизни.

Памятные места другого типа воскрешают образы героев и события, созданные художником в его творениях. Как невозможно изображать человека «вообще», т.е. без национальной, социальной, временной принадлежности, так и художественный образ места события несет неповторимые, конкретные черты прототипа. Художественное мышление невозможно без ясного представления о месте действия, среде обитания своих героев. Художник в описаниях природы, облика городов и сел запечатлевает черты определенной местности. Пейзажные зарисовки у писателя, художника помогают видеть красивое в окружающем мире. Личность художника, мысленное общение с которым через годы и века возможно в памятных местах, играет важнейшую роль в приобщении к историческим событиям, позволяет узнать культуру и быт края, лично соприкоснуться с фактами и явлениями. Роль памятного места в постижении самой сути творчества очень важна.

Памятные места не являются памятниками искусства сами по себе, но они дают зрительное, мыслительное и эмоциональное впечатление, позволяющее приобщиться к художественной традиции края. Поэтому памятные места составляют такую же сферу краеведения, туризма и экскурсий, как и материальные памятники искусства, культуры, истории.

Как правило, в памятных местах созданы музеи, усадьбы-заповедники, мемориальные квартиры. Они взяты под охрану государства. Назначение и использование памятных мест в настоящее время, состояние, степень сохранности, возможность или необходимость реставрации или реконструкции памятного места, его музейные и экскурсионные возможности, его историко-культурная ценность – вот круг вопросов, знать ответы на которые должен специалист по туризму, оценивающий туристический потенциал памятного места.


Вопросы к семинару.

1. Значение памятных мест для туризма.

2. Памятные места как биографические объекты.

3. Памятные места, описанные в произведениях или послужившие прототипами.

4. Музеи-усадьбы и усадебный туризм.

5. Как оценивается туристический потенциал памятных мест?


Музеи России. Естественно-научные и военно-исторические музеи.

Собирание произведений искусства, главным образом, скульптуры, было известно еще в Древней Греции, откуда и пошло само слово «музей». Дословно оно переводится как «храм муз». Систематическое коллекционирование зародилось, вероятнее всего, в Италии в XV веке. Затем оно распространилось и в других странах Западной Европы. Предметы искусства хранились в так называемых кунсткамерах, что в переводе с немецкого означает «собрание самых разнообразных редкостей».

В основном владельцами коллекций были богатые люди. Крупнейшие государственные музеи появились в XVIII веке. Так, знаменитый Британский музей в Лондоне основан в 1753 году, Лувр в Париже возник в 1791 году, Прадо в Мадриде – в 1819 году, Метрополитен-музей в Нью-Йорке существует с 1870 года.

Существует довольно условное деление музеев на естественно-научные, военные, исторические, военно-исторические, музеи-панорамы, художественные, архитектурно-художественные, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, музеи-квартиры и т.д.

Первый музей в России – знаменитая Кунсткамера, или Кабинет редкостей, - открылся в Петербурге в 1719 году. Он создавался по воле Петра I «для поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». Царь определил и его задачи: «…впредь всякого желающего оную смотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». Начало этому музею – и музейному делу в России вообще – положила собранная еще в 1714 году самим Петром коллекция «разной всячины»: машин, станков, инструментов, медицинских препаратов, образцов минералов, чучел птиц и зверей, монет, оружия, книг. Позже во «всячину» попадает и найденная в 1721 году в сибирских курганах коллекция ценнейших ювелирных изделий VII-II столетий до нашей эры.

Со временем из Кунсткамеры выделилось несколько научно-естественных музеев. Прежде всего, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, крупнейший из подобных хранилищ в мире. Он основан в 1878 году.

Одним из самых ценных экспонатов Кунсткамеры является коллекция бытовых вещей с Гавайских островов, собранная экспедицией легендарного капитана Джеймса Кука. История ее появления на берегах Невы необычна. Корабли английского мореплавателя - правда, уже после гибели Кука, в апреле 1779 года, - на обратном пути в Лондон доплыли до берегов Камчатки. Местные жители встретили гостей радушно, снабдили всем необходимым, помогли отремонтировать поврежденные суда. В благодарность за оказанную помощь англичане подарили россиянам часть гавайской коллекции: опахала, мантии, накидки, оружие, одежду, в том числе плащ из птичьих перьев, принадлежавший правителю Гавайских островов. Коллекция была отправлена с Камчатки через Якутию в Петербург и пришла в столицу России на полгода раньше, чем корабли Кука прибыли в Лондон.

Но, естественно, основные коллекции музея были собраны русскими учеными и путешественниками – Петром Петровичем Семеновым Тян-Шанским, Николаем Михайловичем Пржевальским, Василием Васильевичем Юнкером, Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем и другими, побывавшими в труднодоступных местах нашей планеты.

Кунсткамера также стала основой Минералогического, Зоологического, Ботанического музеев Российской Академии наук. Сейчас сеть научно-исследовательских музеев обширна и разнообразна. Только в Москве находятся Государственный биологический музей имени К.А.Тимирязева, Государственный геологический музей имени В.В.Вернадского, Палеонтологический музей имени Ю.А.Орлова, Минералогический музей имени А.Е.Ферсмана и многие другие.

Итак, петровская Кунсткамера считается прародительницей российских музеев. Однако ее первенство оспаривает другой санкт-петербургский музей – Центральный военно-морской. Он также был организован Петром I в 1709 году как «Модель-камера» при Главном Адмиралтействе. В 1805 году преобразован в Морской музей (крупнейший в мире). Его экспонаты дают возможность проследить историю морского флота в России, начиная со знаменитого деревянного ботика Петра – «дедушки русского флота» – до реликвий Великой Отечественной войны. Уникальной является коллекция, содержащая около 2 тысяч моделей кораблей – от старинных парусников до современных ракетоносцев.

Сейчас в России десятки военных музеев. Одним из самых известных является Государственный исторический музей в Москве – главное и наиболее полное (около 4 миллионов экспонатов) хранилище исторического и военного наследия страны. Музей основан в 1872 году. Некоторые его коллекции имеют мировое значение, например, предметы VIII-II вв. до н.э., найденные во время археологических раскопок; собрание античных и средневековых монет, памятников письменности Древней Руси.

О военной истории страны и истории защиты России рассказывает Центральный музей Вооруженных Сил в Москве. С декабря 1919 года он действовал как выставка, в музей был преобразован в 1921 году. Его коллекции насчитывают около 700 тысяч экспонатов. На площадках у здания музея размещены танки, артиллерийские орудия, самолеты, ракеты. Наиболее почитаемая реликвия – Знамя Победы, которое было водружено в мае 1945 года над Рейхстагом в Берлине.

В мае 1995 года, к 50-летию Великой Победы, на Поклонной горе в Москве открылся Центральный музей Великой Отечественной войны. Он представляет собой монументальный комплекс, включающий различные архитектурные сооружения и скульптурные памятники.

Музеями воинской славы могут быть и огромные поля в сотни гектаров, с многочисленными сооружениями, зданиями и памятниками. Такими музеями являются Куликово поле в Тульской области, на котором русские войска сражались с татаро-монгольским войском в 1380 году; Бородинское поле в Подмосковье, где произошло знаменитое сражение русской и наполеоновской армий в Отечественной войне 1812 года; Прохоровское поле в Белгородской области. Здесь, у поселка Прохоровка, в июле 1943 года в ходе Курской битвы развернулось одно из крупнейших танковых сражений не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой войны в целом.

Военные музеи открыты во многих городах России, особенно в тех, через которые прошла война, - в Волгограде, Орле, Курске, Новороссийске, Смоленске и др. В Санкт-Петербурге находятся Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Военно-исторический музей им. А.В. Суворова, музей на крейсере «Аврора». Существуют и мемориальные музеи, созданные в память героев минувших сражений. Так, в городе Жуков Калужской области открыт музей прославленного военачальника, Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.

Всего один день Отечественной войны 1812 года – 7 сентября – предстает перед посетителями в музее-панораме «Бородинская битва», единственной подобной экспозиции в России. Что собой представляет панорама? Это большое живописное полотно, имеющее форму замкнутого круга, длиной более 20 м и высотой 16 м. Чтобы показать столь гигантскую картину, нужно было построить для нее специальное круглое здание без окон. Внутри него, в куполе центрального зала, расположены мощные лампы, которые освещают полотно. Между полотном и смотровой площадкой размещается так называемый передний, или предметный, план, воссоздающий руины домов, окопы и другие укрепления, орудия, ядра, фигуры солдат. Они как бы входят в живопись полотна.

Автор панорамы «Бородинская битва» – выдающийся русский художник-баталист Франц Алексеевич Рубо. (1856-1928). Художник создал три панорамы: «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя» (находится в г. Севастополе) и «Бородинская битва». Панорама «Бородинская битва» была создана к столетию знаменитого сражения. С 1912 по 1918 годы она демонстрировалась в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах. К 1918 году здание пришло в полную негодность, полотно было снято и в течение многих лет не экспонировалось. Этот период не прошел для уникальной картины бесследно: полотно существенно пострадало, и его пришлось реставрировать. Восстановлена панорама была в октябре 1962 года, и с тех пор на Кутузовском проспекте находится постоянно действующая экспозиция.

Панорама «Бородинская битва» – грандиозное, захватывающее зрелище. На полотне воспроизведен кульминационный момент сражения – 12 часов 30 минут пополудни 7 сентября 1812 года, когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русскую армию на левом фланге, у деревни Семеновская. Рубо изобразил более 3 тысяч фигур, и ни одна из них не повторяет ни жестами, ни движениями другую. Картина написана исторически достоверно, с блистательным использованием законов перспективы, поэтому изображенные на ней люди и предметы зрительно кажутся удаленными на много километров.

А такой широкоизвестный музей, как Оружейная палата, несмотря на название, к военным отнести нельзя. Это один из старейших музеев России. Он основан в 1806 году. Почему же музей назван Оружейной палатой? Дело в том, что здесь в XVI-XVIII веках находились оружейные мастерские, в которых изготовлялись шлемы и кольчуги, боевые топоры и тяжелые мечи, рогатины и сабли. Сейчас Оружейная палата входит в объединение «Государственные музеи Московского Кремля». В музее есть коллекция старинного оружия, но она занимает лишь один из девяти залов. В остальных экспонируются предметы царского и княжеского быта, прикладного искусства, кареты, царские троны, посольские дары, ювелирные изделия. В музее хранится кольчуга легендарного казачьего атамана Ермака Тимофеевича, собранная из 16 тысяч крупных клепаных колец. Вес кольчуги – 12 кг. Сохранились сабли князя Дмитрия Пожарского и нижегородского купца Кузьмы Минина. Есть здесь и знамена, под которыми сражались русские воины, начиная с «Великого стяга» Ивана Грозного с изображением Спаса. Но, вероятно, самым знаменитым экспонатом Оружейной палаты является легендарная шапка Мономаха – золотой остроконечный убор, увенчанный крестом, отделанный собольей опушкой и украшенный драгоценными камнями. Изготовлена она в Византии и, по преданию, была подарена императором Константином Мономахом своему внуку, великому князю киевскому Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Шапка Мономаха – символ русского самодержавия. Ею венчали на царство великих князей и царей, начиная с 1498 года.

Вопросы к семинару.

1. Возникновение и условное разделение музеев.

2. Первый музей России – петровская Кунсткамера. Интересные экспонаты Кунсткамеры.

3. Наиболее известные военные музеи России.

4. Музеи-мемориалы – Поклонная гора, Мамаев курган, Прохоровка, Бородино.

5. Музей-панорама «Бородинская битва».

6. Оружейная Палата.


Музеи России. Художественные музеи.

Практически все музеи располагают коллекциями художественных произведений – картин, гравюр, скульптуры. Они являются как бы иллюстрациями экспозиций научных, краеведческих, исторических, военных и других залов. Однако значительную часть музеев России составляют и «чисто» художественные.

Художественный музей показывает нам памятники изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры, изделия народных промыслов и прикладного искусства. В этом отличие музея художественного от музеев исторических, театральных и литературных, в которых экспонаты носят вспомогательный характер и помогают посетителю лучше понять тот или иной творческий жанр или стиль, историческую эпоху, мировоззрение того или иного писателя, композитора. А в художественном музее показ полотен или статуй является не средством, а целью.

Во всем разнообразии художественных музеев можно выделить несколько основных типов. Отдельную группу составляют музеи, собрание которых посвящено какому-либо виду изобразительного искусства. Такова, например, Дрезденская картинная галерея или Музей д’Орсэ. Другая своеобразная группа музеев – музеи-усадьбы и музеи-дворцы, где произведения искусства представлены зрителю в той обстановке, в какой их можно было увидеть два или три столетия назад. Именно так в Алупкинском дворце-музее показаны пейзажи и портреты художников XVIII-XIX вв. Посвященный в основном церковному искусству - иконописи, резьбе по камню, серебряному и золотому делу – Загорский музей расположен в зданиях Троице-Сергиева монастыря, что само по себе подразумевает особую атмосферу этого музея.

Среди художественных музеев России бесспорное первенство принадлежит Государственному Эрмитажу, одному из крупнейших музеев мира, который находится в Санкт-Петербурге. Он основан в 1764 году как частное собрание Екатерины II, которая купила за границей большую коллекцию картин. Для публики музей был открыт в 1852 году. Ныне Эрмитаж насчитывает 2,7 миллионов экспонатов – шедевров живописи и скульптуры, гравюр и рисунков, военного обмундирования и доспехов, медалей и монет, произведений прикладного искусства и археологических материалов. Эрмитаж занимает пять зданий, в том числе Зимний дворец, который насчитывает 400 залов.

Коллекции Эрмитажа знакомят с творчеством наиболее талантливых художников разных стран и народов. К шедеврам мирового уровня относятся произведения скифского искусства, творения художников Древней Греции и Рима. Западноевропейская живопись охватывает XII-XX века. Одной из самых больших в мире считается коллекция нумизматики и фалеристики – медалей, орденов, памятных знаков.

Значительное место в экспозициях Эрмитажа отведено творениям русских мастеров и художников. Они сосредоточены в Отделе русской культуры – самом молодом подразделении Эрмитажа, история которого начинается только в 1941 году. Многое здесь связано со значительными событиями общественной, политической и культурной жизни России. Среди постоянных экспозиций отдела – «Военная галерея 1812 года», созданная в ознаменование победы в Отечественной войне; Малахитовый зал, где с июня 1917 года проходили заседания Временного правительства; Малая столовая, где в ночь с 25 на 26 октября был произведен арест его участников Военно-революционным комитетом. Основой фондов этих экспозиций стало богатейшее собрание Историко-бытового отдела, учрежденного еще в 1918 году при Русском музее.

Ежегодно Эрмитаж посещает более 3 миллионов человек.

Всемирно известная Государственная Третьяковская галерея – крупнейший музей русского изобразительного искусства. Это в полном смысле слова уникальный музей. Основателем галереи был русский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков. Большой ценитель искусства, он еще в конце 1850-х годов задумал создать первый в России музей национального русского искусства. Более 30 лет понадобилось ему для осуществления этой цели. Первые картины русских художников – всего две – появились у него в 1856 году, и именно этот год принято считать временем основания Третьяковской галереи. В 1892 году, когда Третьяков передал свое собрание в дар Москве, оно насчитывало уже около 2 тысяч произведений всех выдающихся представителей русского искусства конца XVIII-XIX веков. Сейчас Третьяковская галерея хранит более 100 тысяч картин, рисунков, скульптур. Коллекции размещаются в нескольких зданиях.

Наряду с Третьяковской галереей и Эрмитажем крупнейшим художественным музеем является Русский музей в Санкт-Петербурге (Михайловский дворец и Корпус Бенуа). Он был открыт в 1898 году и является сокровищницей отечественного искусства. Одно из самых популярных полотен, хранящихся здесь – это «Последний день Помпеи», написанное в 1833 году русским живописцем Карлом Павловичем Брюлловым. Появление картины имело огромное значение: она ознаменовала общеевропейское признание русской живописи, до того времени мало известной за рубежом. В настоящее время собрания Русского музея демонстрируются в четырех зданиях – дворцах города, расположенных недалеко друг от друга. Одно из них – Михайловский замок, который строился для надежной защиты императора Павла I. Однако именно здесь в ночь на 12 марта 1801 года он был убит. С 1817 года в замке находилось Инженерное училище, в котором учились многие люди, прославившие Россию, в том числе Ф.М. Достоевский.

Мраморный дворец также является филиалом Русского музея и представляет собой памятник архитектуры середины XVIII века. При оформлении дворца было использовано свыше 30 оттенков мрамора, и восхищенные современники назвали дворец «Мраморным». В его экспозициях представлены коллекции для любителей современного искусства, включая выставку русского авангарда.

Одним из знаменитых музеев России является также Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, открытый в 1912 году. Первоначально музей был учебным центром при Московском университете и экспонировал лишь гипсовые слепки со знаменитых античных и западноевропейских скульптур. Инициатором его образования стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Музей создавался на частные пожертвования, большую часть которых сделал промышленник Ю.С. Нечаев-Мальцев. В 1920-20 годах в музее была создана большая картинная галерея. В основном в нее вошли частные коллекции, прежде всего таких меценатов, как братья Морозовы и Щукины. Именно им отечественная культура обязана первоклассными всемирно известными произведениями французских художников-импрессионистов и постимпрессионистов: Ренуара, Моне, Гогена, Ван-Гога, Сезанна. Всего в музее насчитывается более 500 тысяч произведений искусства.

Кроме того, музей гордится своим филиалом, единственным в России – Музеем личных коллекций, открытым в 1993 году. Устроить его предложил ученый-искусствовед Илья Самойлович Зильберштейн. Он же передал музею личную коллекцию русской и западноевропейской живописи и графики – свыше 2 тысяч работ. Затем экспозицию пополнили дары художников и коллекционеров А.М. Родченко, Л.О. Пастернака, А.Г. Тышлера, Т.А. Мавриной и многих других. В музее представлено около 30 личных коллекций.

Содержание:

Памятники архитектуры являются бесценным достоянием мировой культуры. Являясь свидетелями давно минувших эпох, они представляют образцы произведений искусства. В этом и отличие их от памятников культурного наследия. К последним можно отнести, например, домик, в котором родился и жил Василий Шукшин, или, например, Расул Гамзатов. Эти дома - историческое и культурное достояние. Это неоспоримо. Но они никак не являются памятниками архитектуры.

В то же время памятниками архитектуры являются не только величественные здания, над возведением которых трудились мастера зодчества. Это могут быть улицы, площади и даже целые кварталы. К памятникам архитектуры относятся строения, в которых хотя бы частично сохранились фрагменты художественного оформления, уникальной планировки, характерной для той или иной эпохи.

Архитектурными памятниками являются целые ансамбли зданий, комплексы сооружений, воплотившие в себя достижения в области изобразительного искусства, зодчества того времени, когда они возводились. Это могут быть здания, передающие элементы культовой архитектуры, а также монументального, декоративно-прикладного творчества. Причём, данные сооружения могут быть гражданскими, религиозными, военными, промышленными. Они могут выполнять совершенно разные функции. Принадлежность к категории памятников делает уникальность и художественность, которые проявились во время строительства и дальнейшего их содержания.

Пальмира считалась самым богатым городом периода поздней античности. Он находится в Сирии между Евфратом и Дамаском. Основателем города считается царь Тукриша. В то время Пальмиру называли не иначе как невестой пустыни. Город поражал своей красотой, величием сооружений, считавшихся образцами древнеримской архитектуры.

Не очень большая часть городов может считаться памятниками архитектуры. Самым ярким примером этого является город Пальмира в Сирийской Арабской Республике. Возраст города приближается к 4 000 годам. На протяжении всех своих веков город пережил множество нашествий, сопровождавшихся разрушениями. В VII столетии Пальмиру захватили арабы. Они разрушили все храмы и превратили город в крепость.

В 1089 году эта мощная по тем временам крепость была уничтожена в результате сильнейшего землетрясения. Город, известный до этой печальной даты своим величием, превратилось в небольшую деревушку около храма бога Бэла. Началось новое возрождение Пальмиры. Хотя город постоянно подвергался ограблению, он возрождался вновь и вновь.

Лишь в XVIII Пальмира начала представлять интерес научного сообщества. А в XX веке была организована постоянная охрана территории города. Археологи, съехавшиеся сюда из многих стран, приступили к реставрации Пальмиры. В результате реставрационных работ, получивших широкий размах, были возрождены многие реликвии. ЮНЕСКО признало все здания и сооружения Пальмиры памятниками. Всемирного наследия.

После освобождения Пальмиры от террористов весной 2016 года специалисты засвидетельствовали полностью разрушенными лишь 20 процентов сооружений, которые считаются уникальными. Террористы разрушали преимущественно храмы. Остальные здания и сооружения, представляющие собой ценность, прежде всего, как памятники архитектуры, остались нетронутыми или разрушенными частично.

Следующий захват Пальмиры стал более драматичным. Боевики преступной группировки ИГ, считающейся в России вне закона, начали разрушение знаменитого античного амфитеатра, где в мае прошлого года давал концерт оркестр Мариинского театра, которым дирижировал Валерий Гергиев. Разрушают террористы и другие памятники архитектуры, казнят людей.

Богата памятниками архитектуры столица российского государства. Берущее своё начало в 1147 году, Москва всегда привлекала внимание зодчих, художников, людей искусства из разных стран мира. Они строили, украшали здания, делали уникальными целые комплексы.

Многие из них утрачены навсегда из-за многочисленных пожаров, захватнических войн, политических реформ, когда уникальные сооружения сносили, взамен их строили громоздкие здания, отличающиеся безвкусицей, неприглядным видом. Часть памятников архитектуры Москвы сохранилась лишь в летописях.

По счастливой случайности в столице России живы и продолжают поражать своей красотой, невероятным смешением стилевых направлений многие старинные сооружения. Большинство из них являются образцами российского зодчества. Один из уникальных памятников архитектуры - Храм Христа Спасителя.

Драматичная судьба у этого памятника. Его возведение было благодарностью русского народа Всевышнему за помощь в войне с Наполеоном. Сначала закладывалось здание по утверждённому Александром I победившему в большом конкурсе проекту известного в то время архитектора А.Л. Витберга. Это произошло в октябрьские дни 1817 года. Вскоре обнаруживается, что почва под будущим зданием слабая из-за протекающих под ней небольших речек.

Умирает Александр I. Николай I, пришедший ему на смену, останавливает строительство. Это происходит в 1826 году. Через 6 лет самодержец утверждает проект, предложенный архитектором К.А.Тоном. В первой половине апреля 1839 году происходит вторая торжественная церемония по закладке Храма. И только спустя 43 с половиной года был праздник его открытия. Строительство Храма Христа Спасителя шло под патронатом четырёх самодержцев: Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Врата изготовлены по образцам, которые представил граф Ф.Толстой.

Если мерить историческими мерками, Храм прожил совсем недолгую жизнь. Сначала в 1918-ом его полностью лишили государственной поддержки согласно декрету, в котором говорилось об отделении государства от церкви и церкви от школы. Так произошло начало гонения на церковь, принявшее впоследствии гигантский размах. И наступила чёрная дата Храма Христа Спасителя - 5 декабря 1931 года.

Храм, олицетворяющий собой, прежде всего память славы российских воинов, был разрушен варварским способом. Но в сердцах простых людей эта память жила, как и не умирала мечта со временем возродить Храм. Движение по его возрождению возникло накануне 90-х годов. И отозвалось это движение в сердцах людей всей страны.

У истоков этого движения стояли композиторы В.П.Мокроусов и Г.В.Свиридов, писатели В.Г.Распутин, В.П.Крупин и В.А.Солоухин. Синод РПЦ благословил деятельность по восстановлению сооружения и с соответствующим посланием обратился к руководству страны. В просьбе было высказано предложение восстановить здание будущего собора на том месте, где и высился изначально. В августе 1996 года Патриарх Алексий II освятил главный престол. Произошло это в Спасо-Преображенской церкви. В скором времени здесь начались Богослужения. Российская академия художеств в невероятно короткие сроки возродила оформление Храма. Своё мастерство показали многие мастера живописи скульпторы. Считается, что у этой работы нет аналогов.

Незадолго до наступления 2000 года Храм Христа Спасителя был освящён патриархом Алексием II, отслужившему по этому случаю молебен. Сегодня это самый высокий из православных церквей кафедральный собор. Он является выдающимся памятником архитектуры, воплотившим в себе веяние времён двух веков.

Чудом архитектуры называют Храм бога Солнца, который находится в штате Орисса (Индия), на берегу Бенгальского залива. Хотя залив со временем отступил, и берег от храма отстоит на 3 километра. Здесь всё находится под возвеличиванием Солнца. Даже место выбрано не случайно. Ведь Конарак в переводе на русский язык означает территорию солнечного света.

Археологам вместе с историками удалось установить, что начало возведения Храма датировано 1243 годом. Он строился по приказу Раджи Нарасимхадева, правившего в то время Ориссой. Всего 18 лет понадобилось строителям и архитекторам того времени, чтобы возвести столь чудесное сооружение. За это время были возведены стены, 60-метровая башня, нанесена резьба, украсившая залы изнутри.

Храм загадочен. Например, до сих пор не известно, зачем в этом религиозном учреждении большое место занимают рисунки, изображающие плотские утехи. Некоторые исследователи видят в этих рисунках религиозные мотивы. По рисункам учёные пытаются понять основу религиозного культа народа.

Хотя в летописях сказано, что при строительстве Храма особых трудностей не возникало, они, конечно же, были. Один только подвоз по морю стройматериалов из каменоломен чего стоил. Каждая деталь в оформлении залов была продумана и выполнена с особым изяществом.

Три вида камней было использовано для строительства святилища. Цвет камней должен был переливаться под лучами, светясь различными оттенками. „Чёрная пагода“ - так иногда называют этот памятник архитектуры. Он действительно со стороны похоже на пагоду. А если смотреть перед восходом солнца, стоя между первыми лучами и Храмом, оно и видится чёрным.

Расцвет Храма Сурьи в Конараке исследователи связывают с последними десятилетиями XIII столетия. Обряды в нём проводились на протяжении двух столетий. Затем по каким-то до сих пор не разгаданным причинам наступил упадок. Возможно, его частично опустошили и нанесли некоторые разрушения завоеватели, другие уповают на природные катаклизмы. Хотя памятник сохранился до сих пор. Он, по мнению историков, является одной большой загадкой. Храм Сурьи в Конараке в списке ЮНЕСКО. Это поистине величайший памятник архитектуры и истории.

Согласно мифам, купцы из Венеции в 828 году выкрали мощи апостола Марка из египетского города Александрия. Охранники-мусульмане не заподозрили, что купцы везут украденные останки апостола в таре со свиным мясом. Сначала мощи поместили в часовенке дворца Дожей. Это сооружение было построено на скорую руку и считалось временным. Впоследствии исключительно с целью сохранить мощи Святого Марка построили собор. Его возвели за три года - с 829 по 832. Вскоре он сгорел. В 976 году здание удалось восстановить. Но и позже, на протяжении столетий не прекращалось его обустройство.

Купцы с Востока ввозили в Венецию капители, колонны, фризы, другие произведения искусства специально, чтобы украсить базилику. Кладка из кирпичей постепенно исчезла под мраморной облицовкой. Сверху неё появились рисунки, выполненные мастерами живописи ещё задолго до появления самого собора.

„Золотой алтарь“, как именуют алтарь Пала д? Оро, над созданием которого трудились с X по XII век ювелиры из Византии, был украшен драгоценными камнями, общее количество которых доходило до двух тысяч. В 1797 году Наполеон похитил часть камней. Но большая часть драгоценностей и сейчас находится под надёжной защитой.

Всё это постепенно преображало собор. Но внешне уникальное сооружение оставалось таким, каким и было. Никаких надстроек или пристроек не совершалось. Длительное время здание было часовней дожей. Лишь в начале XIX века оно получило статус Кафедрального Собора города. Здесь открыли музей.

В настоящее время Собор Святого Марка признан образцом византийской архитектуры. Он находится рядом с Большим каналом. В сокровищнице находятся мощи, шедевры мирового искусства, редкие иконы, различные реликвии. С 1987 года базилика под охраной ЮНЕСКО.

На свете много памятников архитектуры. Среди них наиболее значимые Античный театр d ? Orange во Французской Республике, Большой театр в столице России, Афинский Акрополь в Греции и многие-многие другие. Перед человечеством стоит задача сохранить памятники архитектуры, позаботиться о том, чтобы, простоявшие века и тысячелетия, они продолжали свою жизнь и помогали разгадывать загадки прошлого, учили новые поколения видеть прекрасное, наслаждать им, чтобы в дальнейшей своей жизни приумножать его.

Сохранение объектов исторического и культурного наследия давно объявлено задачей государственной важности.

Сохранение объектов исторического и культурного наследия давно объявлено задачей государственной важности. Однако примеры удачной «адаптации» старых зданий под современный контекст по-прежнему единичны. Как пустить исторические здания в деловой и хозяйственный оборот и замотивировать собственников на заботу и радение? Вопрос этот актуален для всех регионов России. И каждый ищет свой путь.

Объект должен жить

По данным регионального департамента по культурному наследию, в Ульяновской области более 2 тысяч памятников истории, культуры и археологии. На государственной охране стоит порядка 1,5 тысяч памятников культуры и истории и 500 памятников археологии. При этом 80% зданий, признанных объектами культурного наследия, находится в частной собственности. А из оставшихся 20% на областную и муниципальную собственность приходится примерно одинаковое количество - по 10%.

Как использовать эти здания? Что надо сделать, чтобы они сохранялись, реставрировались, и не нарушить при этом их визуальное восприятие и основные характеристики, не повредив тем самым предмет охраны? Вопросы, болезненнее один другого. Две позиции: «не пущать» и «поощрять» - сосуществуют давно и с переменными победами. Однако в последнее время все-таки доминирует точка зрения, что сохранять объект исторического наследия - значит, содержать его и грамотно использовать.

Я за то, чтобы памятник архитектуры жил, и чтобы это здание использовалось. В том числе и для хозяйственных целей. Если здание не используется - оно начинает разрушаться, - говорит директор департамента Шарпудин Хаутиев.

И продолжает:

Меня часто удивляют комментарии в соцсетях, на страницах интернет-изданий, когда пишут: какое имели право продать памятник архитектуры! Памятники истории и культуры - это те же объекты недвижимости. Их можно сдавать в аренду, продавать, дарить, передавать по наследству. Вопрос в другом: как их использовать? Конечно, мы запрещаем размещать в объекте культурного наследия производство: если в здании, которому больше ста лет, поставить станки, вибрация приведет к его постепенному разрушению. Очень осторожно относимся и к объектам, в которых расположены пункты общественного питания. Такие у нас на особом контроле. Но мы не выставляем бизнесу запреты. Мы просто говорим, что можно делать и что нельзя. И обязательно прописываем это в охранных обязательствах.

Однако бизнес весьма осторожен в приобретении зданий, внесенных в реестр объектов исторического и культурного наследия. А современной приметой кризисной экономики становится отказ от этих объектов - со ссылкой на жесткие и финансово емкие охранные регламенты.

Контраргументы Хаутиева - довольно резонны. Любое здание требует ухода и ремонта, его хорошее состояние нужно поддерживать. Но если вы владеете памятником архитектуры, то помимо вас о вашей собственности заботится еще и государство. Оно заинтересовано в том, чтобы эти объекты сохранились, а значит, и в том, чтобы собственник принимал меры по сохранению уникального объекта, которым владеет.

Вопрос - во сколько обходится хорошее состояние здания? И всегда ли нужно держаться до последнего, отстаивая право старинного дома на существование?

Кому он нужен, особый статус

Споры историков, архитекторов, застройщиков и горожан по поводу сохранения исторического облика Симбирска-Ульяновска то утихают, то вспыхивают с новой силой. Перерастая порой в конфликты, победы в которых с переменным успехом достаются каждой из сторон. Выигрывает ли от этого город в принципе? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Снесли практически возведенный четырехэтажный жилой дом по соседству с ливчаковским «Теремком», не дали строить отель «Мариотт» рядом с храмом Всех Святых на улице Минаева - это из недавнего. Потеряли целые куски исторических улиц Радищева, Красногвардейской -
из современного, но уже прошлого. Например, там, где стоит областная детская больница, были два исторических здания, которые принадлежали фотографу Горбунову. Многие фамильные фото симбирян и ульяновцев сделаны именно здесь. Что важнее - сохранить эти два домика или построить современную больницу? Едва ли этот вопрос риторический.

Начиная от угла Красногвардейской и заканчивая поворотом на Гончарова, до бульвара Пластова, тоже была рядовая застройка, - рассказывает председатель совета Ульяновского отделения ВООПиК Ольга Свешникова. - Но рядовая не значит плохая. Памятников было два-три, но они были. Главное, что была сохранена строчка. Стоит из этой строчки убрать один-два дома, и сразу теряется смысл сохранения. Так же, как знаменитый «Теремок». Появились пристрои, осталось два-три исторических здания. И что?.. Или возьмите дом, где жил Дмитрий Ульянов. Его поставили на охрану как исторический. Хозяева живут в Казахстане, в Ульяновск приезжают периодически. И продать дом не могут, потому что продажа вместе с нагрузкой - охраной, и содержать не могут, поскольку это большие затраты. Смотришь на дом, весь перекошенный, и думаешь: может, лучше, чтобы его не было?..

А горожане, включая заинтересованных предпринимателей, вспоминают о несостоявшихся пешеходных улицах в современном Ульяновске. Намерение закрыть от транспорта часть улицы Карла Маркса, от перекрестка с улицей Гончарова до Карамзинского сквера, пожалуй, было прожектом. А вот пешеходная улица Федерации могла бы состояться. Первым попыткам осуществить этот проект уже почти 20 лет. В то время на Федерации еще были сохранены многие исторические здания, а бизнес, расположенный здесь, готов был вкладываться как в ремонт фасадов, так и в свое концептуальное развитие - с туристическо-развлекательным уклоном.

Сегодня существует объект регионального значения - достопримечательное место «Ярмарочный квартал». Проект разработан архитектурной мастерской «Симбирскпроект». По сути, достопримечательное место - это один целостный памятник истории и культуры, внутри которого разрешены определенные градостроительные режимы. Однако на этом пока все застопорилось.

Границы есть, режимы определены, но чтобы наполнить все это внутри - нужна как минимум какая-то большая концепция, в разработке которой должны участвовать и музейщики, и архитекторы, и искусствоведы, и арендаторы, - говорит Ольга Свешникова. - Пока этого нет.

Между тем, есть интересный опыт Самары. На Московском урбанистическом форуме в октябре о нем рассказывал Виталий Стадников, экс-главный архитектор этого города, а ныне - замдекана Высшей школы урбанистики:

Мы в свое время создали общественную организацию «Самара для людей» -
чтобы помогать жителям исторической части оформлять землю в собственность, потому что это единственная защита от строительства там каких-то объектов… По сути, созрел механизм создания альтернативных программ развития территорий. Сейчас ведется разработка мастер-плана по исторической части Самары. В результате удалось войти в группу стратегического планирования, а это уже закон города Самары, принятый до 2025 года. И через эту группу так называемого пространственного развития появился механизм проецирования решений, которые разрабатываются альтернативным способом.

Принцип «кнута» и «пряника»

В Ульяновской области есть межведомственная рабочая группа по противодействию незаконной застройке на территории достопримечательных мест.
А по содействию законному включению исторических зданий в современный деловой оборот?..

Конечно, мы прекрасно понимаем, что принцип бизнеса - получение прибыли. Предпринимателям надо снести гнилой одноэтажный дом и построить многоэтажное здание большой площади. «Кнут» для нарушителей есть (серьезные штрафные санкции), но должен быть и «пряник», - заявил на заседании круглого стола «ДО» директор Средневолжского филиала ФГУП «Институт «Спецпроект-
реставрация» Юрий Козлов. - Ведь по факту сейчас порой выгоднее объект угробить, чем проводить ремонтно-реставрационные работы.

С предложением Юрия Козлова - ввести налоговые и прочие льготы для владельцев объектов культурного наследия, если те вкладывают деньги в их сохранение, - солидарны и предприниматели, и историки. Однако, несмотря на то, что федеральному закону об объектах культурного наследия скоро уже 20 лет, внятный механизм преференций так и не разработан.

Таким механизмом вполне могло бы стать государственно-частное партнерство, благо, есть уже и ульяновский региональный закон о ГЧП, и федеральный. Например, концессионное соглашение: предприниматель берет на себя обязанность по восстановлению объекта культурного наследия, а здание предоставляется ему городом (если это муниципальная собственность) в аренду по минимальной фиксированной цене, с учетом всех затрат на ремонт. По окончании срока соглашения здание должно быть возвращено городу. Если стороны не договорятся о продлении договора.

Сегодня о примере таких соглашений рассказывает город Череповец. Не забывая подчеркнуть, что это первые в России концессионные соглашения, которые заключены с целью восстановления объекта культурного наследия. Первые ли? Остается верить на слово.

В Ульяновске по похожей схеме десять лет назад было возвращено к активной жизни здание на улице Гончарова, 50. Реконструировала и реставрировала его компания «Ульяновск-GSM»: и свои условия улучшила, и исторический облик города сохранила. По сей день, когда речь заходит об удачном примере «интеграции» коммерческих структур в историческую среду, большинство владельцев бизнеса и чиновников вспоминают именно этот объект.

Между тем, для объектов федеральной собственности предложен довольно привлекательный механизм. С сентября вступило в силу постановление Правительства РФ, которое дает возможность сдавать требующие реставрации объекты историко-культурного наследия в частные руки на 49 лет за один рубль.

Огромный блок федеральных памятников, тысячи и тысячи, находятся в плачевном состоянии! Теперь же благодаря этому постановлению, если вы отремонтировали, можете делать там, что хотите, можете развивать там бизнес. Сорок девять лет - это два поколения. Практически вечное владение, - заявил на сентябрьском съезде реставраторов в Казани министр культуры России Владимир Мединский.

Впрочем, речь об условной цене: один рубль - это стартовая цена аукциона, в результате которого появится реальная цена аренды. Понятно, что в типовом договоре будут прописаны условия расторжения контракта, если арендатор не выполняет обязательств. Критерии же объекта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, определены еще одним постановлением правительства.

Но, повторимся, это решение для федеральной собственности. А как быть с региональной и муниципальной?

В Департаменте Ульяновской области по культурному наследию рассказывают, что совместно с администрациями районов прорабатывался вопрос продажи памятников архитектуры по минимальной цене, но с условием, что новые собственники будут вкладывать средства в сохранение этих объектов, подпишут охранные обязательства. Инициатива не прижилась. Прежде всего, потому что такие объекты интересны не в глубинке, а в крупных городах, где на них действительно можно делать бизнес.


По региональным лекалам?

Однако первые меры региональной поддержки уже появились. В 2014 году Правительство Ульяновской области приняло постановление о предоставлении субсидий на возмещение затрат, связанных с сохранением объектов культурного и исторического наследия регионального значения. На господдержку могут рассчитывать физические лица, общественные, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели. Для этого надо выполнить ряд условий. Проект реставрации или ремонтных работ должен быть согласован с региональным Министерством искусства и культурной политики. Исполнителем работ должна стать организация, которая имеет соответствующую лицензию Минкульта РФ
(в Ульяновске таковых 15). Требования подрядчика должны быть открыты и понятны (необходимо предоставить смету). Факт оплаты работ надо подтвердить документально. И тогда 50% от стоимости выполненных работ возмещается государством.

Уже оценили эту меру Симбирская митрополия Русской православной церкви и Региональное духовное управление мусульман Ульяновской области. С физическими лицами - сложнее. Собственниками зданий, признанных объектами исторического наследия, зачастую являются люди пожилые и малообеспеченные. Оплата постфактум для них неприемлема: осилить расходы на проектную документацию, ремонт и реставрацию «по правилам» они просто не в состоянии. Поэтому в 2016 году в регионе планируют подойти к ситуации иначе - не возмещать затраты, а предоставлять средства заранее.

Я больше всего боюсь, что такие объекты по районам обречены на гибель, - говорит Шарпудин Хаутиев. - Поэтому нам очень важно, чтобы люди там жили и сохраняли эти здания.

Живет человек в доме и хочет сохранить его для потомков, - рассуждает Ольга Свешникова. - Например, дом деревянный, с интересным красивым декором, известен и автор проекта. Хозяин своими силами поддерживает его исторический облик. Но стоит поставить здание на охрану, как объект культурного наследия, с собственником заключают охранное обязательство. И отныне обязан он любую ремонто-реставрационную работу проводить через проекты и экспертизы, что требует немалых денег. Я иногда думаю: возможно, это законодательство рассчитано на солидные города в плане исторического наследия -
Санкт-Петербург, Псков, Вологду, Владимир, где выделяются из госбюджета немалые средства на сохранение культурного наследия, в том числе и на реставрацию недвижимых памятников.
У нас по столичным меркам объекты более «скромные», но это наша история, наши памятники, и мы должны их сохранить.

Все, что касается охраны объектов культурного наследия, на законодательном уровне уже принято, считают эксперты. Пора подумать о поддержке тех, кто ими владеет. Нельзя уравнивать все объекты, причисленные к памятникам истории и культуры, а также требования к этим объектам. Ценовые категории зданий, которые находятся в Москве и, скажем, в Сенгилеевском районе Ульяновской области, серьезно разнятся. Достаток людей, которые проживают в этих зданиях, тоже разнится.

Защита и охрана объектов исторического и культурного наследия регулируется Федеральным законом № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002. К памятникам археологии законодательство относит объекты старше 100 лет. К памятникам архитектуры - здания, которым не менее 40 лет. Памятник истории может быть и моложе 40, если он связан с известной личностью либо носит мемориальный характер.

Для тех, кто живет в селе, эти дома являются обычным местом жительства, и загонять их в тупик жесткими ограничениями и обременениями нельзя, -
считает Шарпудин Хаутиев. - На мой взгляд, здесь в законодательстве большая брешь. К этим людям должен быть иной подход. Надо подумать о серьезных мерах их стимулирования, о том, как им можно помочь. Привлекать к ответственности человека, который живет на одну пенсию, штрафовать его - порой рука не поднимается. Он просто уйдет с этого объекта, ему не нужен такой дом. И что тогда станет со зданием?

Как работать с культурной средой

Есть и еще один вопрос «в тему»: насколько удачны попытки сохранить среду за счет псевдоисторических новоделов? На градостроительных советах часто возникает конфликт мнений по поводу центральной части города. И касается он не столько сохранения исторического наследия, сколько архитектурного облика новых объектов.

Если посмотреть на современную архитектуру, которая пытается претендовать на историчность, - хороших образцов нет. Ни в центре Ульяновска, ни в городе вообще. В стране - есть, а в Ульяновске как-то не случилось, - категоричен зампредседателя Ульяновского отделения Союза архитекторов России Сергей Фролов.

В большой части архитектурного сообщества доминирует мнение, что всякое здание должно соответствовать своему времени. Псевдоисторические новоделы, зачастую, ничего, кроме отторжения, не вызывают.

В России есть достаточно яркие образцы такого «историзма», - замечает Сергей Фролов. - Меня поразила картина в московском Пыхов-Церковном проезде. Неоклассическое здание Михаила Филиппова, с колоннами, балясинами, карнизами - вроде, красиво. Но когда взгляд скользнул вправо на настоящий сталинский ампир - все стало на свои места! Простая, естественная архитектура затмевает современное узорочье - живая классика! Я считаю, современное здание должно говорить современным пластическим языком. Это может быть скромный стеклянный фасад, который оттенит объект исторического наследия. Не надо играть с ним в прятки, нужно иметь свое лицо.

Всем, кто заинтересован в сохранении исторического наследия, надо, прежде всего, работать с культурной средой, с формированием у горожан интереса к памятникам истории и культуры, понимания их ценности и значимости, считают в Союзе архитекторов. К сожалению, у богатых людей пока нет желания блеснуть не просто дорогим красивым домом, а тем, что этот дом с какими-то культурными наслоениями, историческими пластами. Да и бизнес-структуры в массе своей считают размещение в исторических зданиях не плюсом для бизнеса, а обременением.

Надо каким-то образом ввести моду на жизнь в историческом здании, на работу в историческом здании, - говорит Сергей Фролов. - Чтобы человек, обустраивая себе в таком здании офис, не только видел проблемы и обременения, но ощущал приобщение к дворянской культуре или к какому-то пласту исторического наследия. Чтобы это было круто, престижно.

Конечно, процесс этот небыстрый. Но начинать надо с малого. В Ульяновском отделении Союза архитекторов России, например, в октябре прошел цикл лекций по градостроительству. Для всех желающих.
На базе строительного лицея в Ульяновске третий год работает архитектурная школа Сергея Кангро. А экскурсии по архитектурным памятникам Симбирска-Ульяновска, организованные креативным пространством «Квартал» на площадке музейного дворика Дома Гончарова, стали настоящим событием ны-
нешнего лета.

Несколько лет назад на одном из круглых столов «ДО» прозвучало предложение сделать Ульяновску, по примеру Москвы и Санкт-Петербурга День исторического наследия. Что это такое. Люди, которые находятся в исторических зданиях, понимают престижность этого здания для своего бизнеса. Раз в год открываются двери - неважно, строительная это фирма, казначейство или банк - и всех желающих приглашают на экскурсию. Хозяева рассказывают гостям о своем здании, его истории, о том, как они осуществляют преемственность. День исторического наследия можно обозначить единым днем в городе. Или каждый выбрал бы этот день для себя. Предложение показалось интересным, но День исторического наследия в деловую и культурную жизнь Ульяновска так и не вошел.

Однако жителям города и всем, кто интересуется его историей и архитектурой, стоит знать, что можно посетить любой объект исторического и культурного наследия, который вызывает интерес.
В охранном обязательстве по каждому такому объекту в обязательном порядке прописано: обеспечить беспрепятственный доступ в здание для всех желающих в установленные дни или часы. Делается это для популяризации исторического наследия.

При любом обращении граждан, которые неравнодушны к своей истории, архитектуре, мы согласовываем все действия с собственником и обеспечиваем доступ в здание, которое они хотели бы посетить, - сообщили «ДО» в департаменте по культурному наследию.

Людмила Ильина

Фото: С. Ларин