Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Сообщение об астафьеве кратко. Краткая биография виктора астафьева

Сообщение об астафьеве кратко. Краткая биография виктора астафьева

Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в крестьянской семье.

Отец - Пётр Павлович Астафьев. Мать, Лидия Ильинична Потылицына, утонула в Енисее в 1931 . Воспитывался в семье дедушки и бабушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После окончания 6-го класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую в 1942 , работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска. Оттуда осенью 1942 ушел на фронт добровольцем, был шофером, артразведчиком, связистом. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен.

После демобилизации в 1945 вместе с женой - впоследствии писательницей М.С. Корякиной - поселился на Урале, в г. Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, плотником в вагонном депо, мойщиком мясных туш на колбасном заводе и т.д.

В 1951 в газете «Чусовой рабочий» появился первый рассказ «Гражданский человек» (после доработки получил название «Сибиряк»). Тяга к «сочинительству» проявилась у Астафьев очень рано.

С 1951 по 1955 Астафьев является литературным сотрудником газеты «Чусовой рабочий»; публиковался в пермских газетах «Звезда», «Молодая гвардия», альманахе «Прикамье», журнал «Урал», «Знамя», «Молодая гвардия», «Смена». Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953 , за ним последовали книги для детей: «Огоньки» (1955 ), «Васюткино озеро» (1956 ), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957 ), «Теплый дождь» (1958 ).

В 1958 вышел роман Астафьева о жизни колхозной деревни «Тают снега», написанный в традициях беллетристики 1950-х.

С 1958 Астафьев - член СП СССР; в 1959-1961 учился на Высших литературных курсах при СП СССР. Переломным в творчестве Астафьев оказался 1959, когда появились в печати повести «Старо-дуб» и «Перевал», рассказ «Солдат и мать». Посвященная Леониду Леонову повесть «Стародуб» (действие разворачивается в старинном кержацком поселении в Сибири) явилась источником авторских размышлений об исторических корнях «сибирского» характера. Критика упрекала Астафьева в неясности этического идеала, в тривиальности проблематики, основанной на противопоставлении «общества» и «естественного человека».

Повесть «Перевал» начинала цикл произведений Астафьева о становлении молодого героя в нелегких жизненных условиях - «Звездопад» (1960 ), «Кража» (1966 ), «Где-то гремит война» (1967 ), «Последний поклон» (1968 ; начальные главы). Они рассказывали о трудных процессах мужания неопытной души, о ломке характера человека, оставшегося без поддержки родных в страшные 1930-е и в не менее жуткие 1940-е. Все эти герои, несмотря на то что носят разные фамилии, отмечены чертами автобиографизма, похожи судьбами, драматическим поиском жизни «по правде и совести». В повестях Астафьева 1960-х обнаружился со всей очевидностью дар рассказчика, умеющего увлечь читателя тонкостью лирического чувства, неожиданным солоноватым юмором, философической отрешенностью. Особое место среди этих произведений занимает повесть «Кража».

Герой повести - Толя Мазов - из раскулаченных крестьян, род которых погибает в северных краях. Сцены детдомовской, «табунной» жизни воссозданы Астафьевым с состраданием и жестокостью, представляя щедрое разнообразие изломанных временем детских характеров, импульсивно впадающих то в ссору, истерику, издевательство над слабым, то вдруг, неожиданно объединяющихся в сочувствии и доброте.

С рассказа «Солдат и мать», по меткому определению критика А. Макарова, много размышлявшего о сущности таланта Астафьева, начинается серия рассказов о русском национальном характере. В лучших рассказах («Сибиряк», «Старая лошадь», «Руки жены», «Еловая ветка», «Захарко», «Тревожный сон», «Жизнь прожить» и др.) человек «из народа» воссоздан естественно, достоверно. Творчество Астафьева в 1960-е было причислено критикой к т.н. «деревенской прозе», в центре которой находились размышления художников об основах, истоках и сущности народной жизни.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» (1971 ; подзаголовок «Современная пастораль») была неожиданной для литературной критики. Уже сложившийся облик Астафьева-рассказчика, работающего в жанре социально-бытового повествования, на глазах менялся, приобретая черты писателя, стремящегося к обобщенному восприятию мира, к символическим образам. Впервые в творчестве писателя появляется тема войны. Любовный сюжет (лейтенант Костяев - Люся) был окружен огненным кольцом войны, оттеняющим катастрофичность встречи возлюбленных.

Еще в самом начале 1970-х Астафьев утверждал право каждого человека, имевшего фронтовой опыт, на память о «своей» войне. Философский конфликт повести реализовался в противостоянии пасторального мотива любви и чудовищной испепеляющей стихии войны; нравственный аспект касался отношений между солдатами. Наиболее противоречивые отклики критики были посвящены жанру и композиции повести. Кольцевая композиция повести казалась жесткой, излишне рационалистической. Выдержанные в стиле народных плачей и причитаний «увертюра» и «финал» произведения, по мнению некоторых исследователей, «не совсем сопрягаются с сюжетно-конфликтной основой повести». Критиковали эту яркую, ставшую классической повесть Астафьева и за «бытовизм», и за «пацифизм», и за пасторальность, за «дегероизацию», за «романтического» «невоенного» героя, умирающего от любви.

Повесть «Ода русскому огороду» (1972 ) - своеобразный поэтический гимн трудолюбию крестьянина, в жизни которого гармонично сочетались целесообразность, утилитарность и красота. Повесть проникнута печалью об утраченной гармонии земледельческого труда, позволявшей человеку ощущать животворную связь с землей.

Создаваемый в течение двух десятилетий «Последний поклон» (1958-1978 ) является эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 1930-40-е и исповедью поколения, детство которого пришлось на годы «великого перелома», а юность - «на огневые сороковые». Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и честность. В главе «Бурундук на кресте», вошедшей в «Последний поклон» в 1974 , рассказана страшная история распада крестьянской семьи, в главе «Сорока» - повесть о печальной судьбе яркого и талантливого человека дяди Васи-Сороки, в главе «Без приюта» - о горьких скитаниях героя в Игарке, о беспризорничестве как социальном явлении 1930-х.

После выхода в свет «Печального детектива» (1986 ), «Людочки» (1989 ), заключительных глав «Последнего поклона» (1992 ) пессимизм писателя усилился. Мир предстал перед его глазами «во зле и страдании», полным порока и преступности. События современности и исторического прошлого стали рассматриваться им с позиции максималистского идеала, высшей нравственной идеи и, естественно, не соответствовали их воплощению. Этот жесткий максимализм был обострен болью за порушенную жизнь, за потерявшего себя и равнодушного к общественному возрождению человека.

Параллельно с художественным творчеством в 1980-е Астафьев занимается публицистикой. Документальные рассказы о природе и охоте, очерки о писателях, размышления о творчестве, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 по 1979 , о Сибири, куда вернулся в 1980 , составили сборники «Древнее, вечное...» (1980 ), «Посох памяти» (1980 ), «Всему свой час» (1985 ).

В 1988 опубликована книга «Зрячий посох», посвященная памяти критика А. Макарова. По своим рассказам Астафьев создает драмы «Черемуха» (1977 ), «Прости меня» (1979 ), пишет киносценарий «Не убий» (1981 ).

Роман о войне «Прокляты и убиты» (Ч.1. 1992 ; Ч.2. 1994 ) не только поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, его отличает удивительная даже для Астафьев резкость, страстность, категоричность авторской интонации.

В 1995 опубликована повесть Астафьева «Так хочется жить» о причудливой фронтовой судьбе и послевоенной жизни простого русского солдата Коляши Хахалина, а позднее повести «Обертон» (1996 ) и «Веселый солдат» (1998 ). Созданные в жанре социально-бытового и даже натуралистического повествования, вещи эти соединяют и уравновешивают противоречивые авторские интонации, возвращая писателя в состояние мудрости и печали. «Спасибо еще Всевышнему,- говорил Астафьев в одном из последних интервью, что память моя милосердна, в обычной жизни многое тяжелое и страшное стирается» (Литературная Россия. 2000. №4).

Многие из нас помнят произведения Виктора Петровича Астафьева по школьной программе. Это и рассказы о войне, и повести о тяжелой жизни в деревне русского крестьянина, и размышления по поводу происходящих до и после войны событий в стране. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев! Биография его - яркий пример страданий и жалкого существования простого человека в эпоху сталинизма. В его произведениях русский народ предстает не в образе всемогущего национального героя, которому по плечу любые лишения и утраты, как это было принято изображать в то время. Автор показал, как тяжело бремя войны и тоталитарного режима, господствовавшего в то время в стране, для простого русского мужика.

Виктор Астафьев: биография

Родился автор 1 мая 1924 года в в селе Овсянка Советского района. Здесь же прошло и детство писателя. Отец мальчика, Пётр Павлович Астафьев, и мать, Лидия Ильинична Потылицына, были крестьянами, имели крепкое хозяйство. Но во времена коллективизации семья была раскулачена. Две старшие дочери у Петра Павловича и Лидии Ильиничны умерли во младенчестве. Виктор рано остался без родителей.

Отца его посадили в тюрьму за «вредительство». А мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Это был несчастный случай. Лодка, на которой Лидия Ильинична среди прочих переплывала реку, чтобы встретиться с мужем в остроге, перевернулась. Упав в воду, женщина зацепилась косой за бону и утонула. После смерти родителей мальчик воспитывался в семье дедушки и бабушки. Тяга к сочинительству у ребенка возникла рано. Позже, став писателем, Астафьев вспоминал о том, как бабушка Катерина называла его «врушей» за неуемную фантазию. Жизнь у стариков казалась мальчику сказкой. Она стала единственным светлым воспоминанием его о детстве. После инцидента в школе Виктора направили в интернат в селе Игарке. Там ему жилось несладко. Мальчик часто беспризорничал. Учитель интерната Игнатий Рождественский заметил в воспитаннике тягу к чтению. Он старался развивать ее. Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет После окончания шестого класса средней школы Виктор поступает в железнодорожную школу ФЗО. Закончит он ее в 1942 году.

Взрослая жизнь

После этого юноша какое-то время работает на станции недалеко от города Красноярска. Война внесла свои коррективы в его жизнь. Осенью того же, 1942 года, он уходит добровольцем на фронт. Здесь он был и артразведчиком, и шофером, и связистом. Виктор Астафьев участвовал в боях за Польшу, Украину, воевал на В ходе боев был тяжело ранен и контужен. Военные подвиги его отмечены медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией» и После демобилизации в 1945 году в городе Чусовом на Урале селится Виктор Петрович Астафьев. Биография его здесь делает новый виток. Начинается иная, мирная жизнь. Сюда же он привозит и свою жену, ставшую позднее известной как писательница - М. С. Корякину. Они были совершенно разными людьми. Вокруг Виктора всегда вились женщины. Он был очень интересным человеком. Известно о том, что у него есть две внебрачные дочери. Жена Мария его ревновала. Она мечтала, чтобы муж был верен семье. Здесь, в Чусовом, Виктор берется за любую работу, чтобы прокормить детей. В браке у него родилось их трое. Старшую девочку Мария и Виктор потеряли. Ей было всего несколько месяцев, когда она умерла в больнице от тяжелой диспепсии. Произошло это в 1947 году. А в 1948 году у Астафьевых родилась вторая дочь, которую назвали Ирой. Через 2 года в семье появился сын Андрей.

Дети Виктора Петровича Астафьева росли в тяжелых условиях. Из-за состояния здоровья, подорванного на войне, будущий писатель не имел возможности вернуться к своей специальности, полученной в ФЗО. В Чусовом он успел потрудиться и слесарем, и грузчиком, и литейщиком на местном заводе, и мойщиком туш на колбасном предприятии, и плотником в вагонном депо.

Начало творческого пути

Писательское дело по-прежнему влечет будущего мастера слова. Здесь, в Чусовом, он посещает литературный кружок. Вот как об этом вспоминает сам Виктор Петрович Астафьев. Биография его мало известна, поэтому для его читателей важны любые мелочи, связанные с его жизнью или творчеством. «Тяга к сочинительству у меня появилась рано. Отлично помню, как в то время, когда я посещал литературный кружок, один из занимающихся прочел свой только что написанный рассказ. Произведение поразило меня своей надуманностью, неестественность. Я взял и написал рассказ. Это было мое первое творение. В нем я рассказал о своем фронтовом друге», - поведал о своем дебюте автор. Название этого первого произведения - «Гражданский человек». В 1951 году оно было напечатано в газете «Чусовой рабочий». Рассказ имел успех. Следующие четыре года писатель является литературным сотрудником данного печатного издания. В 1953 году в городе Перми вышел его первый сборник рассказов под названием «До будущей весны». А в 1958 году Астафьев написал роман «Тают снега», в котором осветил проблемы деревенской колхозной жизни. Вскоре второй сборник рассказов под названием «Огоньки» выпустил Виктор Астафьев. «Рассказы для детей» - так охарактеризовал свое творение.

Повесть «Стародуб». Перелом в творчестве писателя

Виктор Астафьев считается самоучкой. Образования как такового он не получил, однако он всегда старался повышать свой профессионализм. С этой целью писатель в 1959-1961 годах учится на Высших литературных курсах в Москве. В журналах Урала периодически печатает свои произведения Виктор Петрович Астафьев, биография которого здесь представлена.

В них он поднимает острые проблемы становления человеческой личности, взросления в тяжелых условиях 30-х, 40-х годов. Это такие рассказы, как «Кража», «Последний поклон», «Где-то гремит война» и другие. Стоит отметить, что многие из них носят автобиографический характер. Здесь и сцены детдомовской жизни, представленные во всей ее жестокости, и раскулачивание крестьян, и многое другое. Переломным моментом в творчестве Астафьева стала его повесть «Стародуб», написанная в 1959 году. Действие в ней разворачивается в старинном сибирском поселении. Идеи и традиции староверов не вызывали у Виктора сочувствия. Таежные законы, «природная вера», по мнению автора, вовсе не спасают человека от одиночества и решения насущных проблем. Кульминация произведения - смерть главного героя. В руках покойника вместо свечи - цветок стародуба.

Астафьев о в рассказе «Солдат и мать»

Когда началась серия произведений автора о «русском национальном характере»? По мнению большинства литературных критиков, с рассказа Астафьева «Солдат и мать». У главной героини творения нет имени. Она олицетворяет всех русских женщин, по сердцам которых прошлось «тяжелое железное колесо войны». Здесь писатель создает такие человеческие типы, которые поражают своей реальностью, подлинностью, «правдой характера».

Удивляет и то, как мастер смело в своих творениях обнажает больные проблемы общественного развития. Главный источник, в котором черпает вдохновение Астафьев Виктор Петрович - биография. Краткая версия ее вряд ли сможет пробудить в сердце читателя ответное чувство. Поэтому и рассмотрена непростая жизнь писателя здесь так подробно.

Тема войны в произведениях писателя

В 1954 году вышло «любимое детище» автора. Речь идет о повести «Пастух и пастушка». Всего за 3 дня мастер написал черновик в 120 страниц. Позднее он лишь шлифовал текст. Повесть не хотели печатать, постоянно вырезали из нее целые фрагменты, которые не допускала цензура. Лишь через 15 лет автор смог выпустить ее в первоначальном варианте. В центре повествования - история молодого командира взвода Бориса Костяева, который переживает все ужасы войны, но все же умирает от ран и истощения в поезде, везущим его в тыл. Любовь женщины не спасает главного героя. В повести автор рисует перед читателем жуткую картину войны и смерти, которую она несет. Не так уж и сложно догадаться, почему произведение не хотели выпускать в свет. Народ, который воевал и победил в этой войне, принято было изображать могучим, сильным, несгибаемым. Согласно рассказам мастера, он не только сгибаем, но и уничтожаем. Причем смерть и лишения люди терпят не только по вине фашистских захватчиков, пришедших на их землю, но и по воле тоталитарной системы, господствующей в стране. Творчество Астафьева Виктора пополнилось и другими яркими произведениями, такими как «Сашка Лебедев», «Тревожный сон», «Руки жены», «Индия», «Синие сумерки», «Русский алмаз», «Ясным ли днем» и другими.

Повесть «Ода русскому огороду» - гимн крестьянскому трудолюбию

В 1972 году свое очередное произведение выпускает Астафьев Виктор Петрович. Биография, краткая версия которой изложена здесь, очень интересна. Писатель рос в деревне. Он видел ее изнанку. Ему не чужды страдания и тяготы людей, занятых непосильным трудом, который знаком ему с детства. Повесть «Ода русскому огороду» - это произведение, которое является своего рода гимном крестьянскому труду. Писатель Е. Носов так сказал о нем: «Это не рассказано, а пропето…» Для простого деревенского мальчишки огород - это не просто место, где можно «брюхо набить», а целый мир, полный загадок и тайн. Это ему и школа жизни, и академия изящных искусств. При чтении «Оды» не покидает чувство печали по утраченной гармонии земледельческого труда, которое дает возможность человеку ощутить животворную связь с природой-матушкой.

Повесть «Последний поклон» о жизни в деревне

Крестьянскую тему писатель Виктор Астафьев развивает и в других своих произведениях. Одно из них - цикл рассказов под названием «Последний поклон».

Повествование ведется от первого лица. В центре данного творения автора - судьбы деревенских детей, чье детство пришлось на годы 30-е годы, когда в стране началась коллективизация, а юность - на «огненные» 40-е. Стоит отметить, что данный цикл рассказов создавался два десятилетия (с 1958 по 1978 годы). Первые повествования отличаются несколько лиричным изложением, тонким юмором. А в заключительных рассказах явно прослеживается готовность автора жестко обличить систему, разрушающую национальные основы жизни. В них звучит горечь и открытая издевка.

Повесть «Царь-рыба» - путешествие по родным местам

В своих произведениях писатель развивает тему сохранения национальных традиций. Его повесть под названием «Царь-рыба», выпущенная в свет в 1976 году, является близкой по духу к циклу рассказов о деревенской жизни. В 2004 году в Красноярске был установлен памятник в честь 80-летия писателя. Сейчас он является одним из символов города.

Ко времени выхода книги в свет уже узнаваемым и популярным автором становится Виктор Астафьев. Фото его - на первых полосах литературных журналов. Что можно сказать о книге? Интересна манера подачи материала в данном произведении. Автор рисует картины девственной природы, не тронутой цивилизацией, народной жизни в сибирской глубинке. Люди, чьи нравственные нормы утрачены, в рядах которых процветают пьянство, браконьерство, воровство, кураж, представляют собой жалкое зрелище.

Роман о войне «Прокляты и убиты» - критика сталинизма

В 1980 году переезжает на родину - в Красноярск - Виктор Астафьев. Биография здесь его меняется не в лучшую сторону. Спустя несколько лет после переезда скоропостижно умирает дочь писателя Ирина. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе ее детей, своих внуков Полину и Витю. С другой стороны, именно здесь, на родине, у мастера наблюдается творческий подъем. Он пишет такие произведения, как «Заберега», «Пеструха», «Предчувствие ледохода», «Кончина», последние главы «Последнего поклона» и другие. Здесь же была создана им его главная книга о войне - роман «Прокляты и убиты». Это творение писателя отличает резкость, категоричность, страстность. За написание романа Астафьев был удостоен Государственной премии России.

2001 год стал для автора бессмертных рассказов роковым. Он много времени проводит в больнице. Два перенесенных инсульта не оставляют надежды на выздоровление. Его друзья ходатайствовали перед Красноярским Краевым Советом Депутатов на выделение средств на лечение писателя за границей. Рассмотрение этого вопроса превратилось в судилище над автором. Денег выделено не было. Врачи, разведя руками, отправили больного умирать домой. 29 ноября 2001 года скончался Виктор Астафьев. Фильмы, снятые по его произведениям, и сегодня очень интересны зрителям.

Известный русский писатель, наш современник Виктор Петрович Астафьев был рождён 1-ого мая 1924-ого года, в маленьком селе Овсянка Красноярского края, стоявшем на берегу реки Енисей. Мать будущего писателя погибла, когда ему было всего лишь семь лет. До конца своих дней Виктор Петрович так и не свыкнется с этой потерей. После гибели мамы лучшим другом Астафьева становится его бабушка – Екатерина Петровна.

В село Игарка был выслан дед Виктора Петровича. Туда и переехала новая семья Астафьева – его отец нашёл себе новую жену. Но отношения маленького мальчика и мачехи были ужасными, она никогда его не любила. Ещё совсем маленький Астафьев уходит из семьи, он бродяжничает, а потом его забирают в детский дом.

Астафьеву очень повезло, потому что одним из преподавателей в интернате оказывается поэт Игнатий Рождественский, который очень быстро подмечает в Викторе литературный талант. И именно он начинает развивать его в будущем писателе. Однажды учитель задаст ему написать сочинение – описание любимого озера Астафьева. Это сочинение будет опубликовано в журнале, а через несколько лет он напишет рассказ «Васюткино озеро», основанное на этом сочинении.

После того, как Астафьев выпускается из детского дома, он, ещё совсем юный, устраивается на работу в станок Курейка. Он очень много работал, чтобы прокормить самого себя. Но при этом и копил средства для того, чтобы уехать в Красноярск. Именно так и поступает Виктор Петрович, собрав достаточно денег на билет. В Красноярске он продолжает получать образование, и позже устраивается на железную дорогу – на одну из станций под Красноярском.

В 1942-ом году, когда уже второй год шла Великая Отечественная война, Астафьеву становится добровольцем, и спустя год начинает принимать участие в боевых сражениях. При этом он прошёл всю войну, был несколько раз ранен. За свои боевые заслуги он получит орден Красной звезды и несколько медалей – «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией».

После войны Астафьев женится и уезжает в город Чусовой на постоянное проживание. Его жена – Мария Семёновна Корякина будет главной музой писателя. Через два года у них родится дочь, которая через пол года умрёт – время было очень голодное. В 1948-ом году Бог подарит им ещё одного ребёнка – девочку Ирину, а ещё через два года – мальчика Андрея.

С 1951-ого года Виктор Петрович Астафьев начинает много писать, и уже через два года будет напечатана его первая книга – сборник рассказов «До будущей весны». Уже в 1955-ом году он издаст второй сборник – «Огоньки». В основном рассказы были написаны для детей – наверное, самый известный – это рассказ . Для взрослых же он писал роман «Тают снега».

С тех пор известный русский писатель Астафьев Виктор Петрович напишет и выпустит огромное количество произведений, рассказов и романов. Он будет принят в Союз Писателей, его литературные достижения будут постоянно отмечать различными наградами. 29-ого ноября 2001-ого года Виктор Петрович Астафьев умирает на 78-ом году жизни.

Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001) - известный советский писатель, прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (Красноярский край).

Начало жизненного пути

В.П. Астафьев прожил трудную жизнь, наполненную переживаниями, жизненными трудностями, испытаниями эпохой. Виктор был четвертым ребенком в семье, однако старшие его сестры умерли еще в младенчестве. Отца ребенок лишился тоже в юном возрасте. Кормильца, как и деда, посадили по политическим мотивам.

Мать будущего писателя погибла, когда маленькому Виктору едва исполнилось 7 лет. Он рос трудным подростком, лишенным родительской опеки и заботы. Некоторое время находился под покровительством родной бабушки, но после серьезных проступков в школе, его обязаны были отправить в детский дом. Виктор сбежал от преследователей, долгое время, скитаясь, как бездомный.

Испытания взрослой жизнью

По окончанию школы ФЗО, молодой Астафьев устроился работать сцепщиков поездов. Однако, трудовые будни очень скоро сменились ужасом войны. Несмотря на железнодорожную бронь, Виктор в 1942 году отправляется добровольцем на фронт. Там бывший хулиган и дебошир показывает всю свою натуру героя и патриота. Он был и шофером, и связистом.

Отличился в гаубичной артиллерии, где и получил тяжкое ранение, а затем и контузию. Заслуги перед отчеством были подкреплены целым рядом важнейших наград: орден «Красной Звезды», «За Отвагу», «За победу над фашистской Германией».

Демобилизация настигла героя в звании «рядовой» уже по окончанию военных действий в 1945 году. Бывший солдат переехал в городок Чусовой (Пермский край). Здесь он создал семью с Марией Корякиной, родившей супругу троих детей. Кроме этого, Астафьев стал приемным отцом еще двух дочерей.

Навстречу судьбе

Виктор перепробовал себя на многих работах: от слесаря и кладовщика до учителя и дежурного по вокзалу. Переломный момент наступил тогда, когда писатель устроился в редакцию «Чусовский рабочий» (1951 год). Здесь он впервые смог познакомить общественность со своими работами. Спустя 2 года выходит его первая книга «До будущей весны».

5 долгих лет понадобилось молодому писателю, чтобы стать частью Союза писателей СССР, С 1959 по 1961 Виктор обучается на Высших литературных курсах. Затем следовали года длительных переездов с Перми в Вологду, а затем в Красноярск. С 1989 по 1991 год писатель числился в чиновницких рядах.

Творчество

Ключевые темы творчества Астафьева - военно-патриотическое направление и романтика деревенской жизни. Первым его произведением, написанным еще в школе, стал рассказ «Васюткино озеро». Спустя много лет свою детскую работу писатель трансформировал в полноценную публикацию. Из ранних повестей самыми известными считаются «Стародуб», «Звездопад», «Перевал».

Эдвар Кузьмин в свое время охарактеризовал «язык» Астафьева, как живой, но корявый, исполненный неточностями, но с невероятной свежестью восприятия реальности. Писатель сибиряк писал, как простой солдат, часто описывая рабочих, воинов, простых сельских жителей.

Особую подачу, умению надрывно выражаться, раскрывая читателю свои личные переживания, отметил и маршал Д. Язов. О мирной жизни Астафьев писал сурово, не прикрывая всю бытовую горечь и трагедию «маленького человека».

Умер Виктор Астафьев в 2001 году в Красноярске.

Писатель, орденоносец и детдомовец – хронологическая таблица Астафьева расскажет обо всех этих ипостасях автора множества военно-патриотических и деревенских произведений. Романы, повести и сборники рассказов писателя отличаются свежестью литературного языка и яркостью изображения действительности глазами “простого человека”. Будучи человеком нелегкой судьбы, Виктор Астафьев умел рассказать о таких же работягах, как он сам.

История его жизни невероятно интересна, необыкновенна и во многом очень трагична. Это подтвердит биография, в которой можно найти все основные даты жизни Астафьева. Подобный материал интересен как школьникам, так и всем, кому не чужда русская литература. Чтобы узнать о писателе много нового, достаточно зайти в соответствующий раздел нашего сайта и изучить его хронологическую таблицу.

1924 год, 1 мая – Родился в селе Овсянка, Красноярского края. Отец – Астафьев Петр Павлович (1901 г.рожд.). Мать – Потылицина Лидия Ильинична (1901 г.рожд.).Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда Астафьеву было 7 лет. Окончил 6 классов в городе Игарка, где жил с отцом и мачехой.

1936-1937 – Беспризорник, потом детдомовец.

1941-1942 – Учится в Железнодорожной школе.

1942-1943 – Обучается в пехотном училище в Новосибирске.

1943 – Отправлен на передовую и до конца войны служит рядовым в пехотных частях;
получает тяжелое ранение, контузию;
награжден орденом "Красной Звезды" и медалью "За отвагу".

1945 – После госпиталя женится на М.С.Корякиной (участница Великой Отечественной войны, литератор, автор 12 книг, в том числе "Отец", "Пешком с войны", "Липа вековая") и вместе с семьей живет на Урале (г. Чусовой, с 1963 - Пермь), где работает подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком.

1951 – Публикация первого рассказа Астафьева – «Гражданский человек» – в газете «Чусовской рабочий».

1951-1955 – Астафьев – литературный сотрудник газеты «Чусовской рабочий». За четыре года работы в газете опубликовал более сотни корреспонденций, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов.

1950-е – Издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953,«Огоньки», 1955; итоговый сборник «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958).

1958 – Становится членом Союза писателей СССР.

1959-1961 – Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького в Москве.

1968 – Автобиографическая книга «Последний поклон» (над ней Астафьев работает с конца 1950-х гг. до начала 1990-х гг).

1971 – Повесть "Пастух и пастушка. Современная пастораль».

1976 – Роман «Царь-рыба» (Государственная премия, 1978)

1980 – Возвращается с Вологды в родные места, живет в Красноярске и селе Овсянка.

1979-1981 – В издательстве "Молодая гвардия" выходит собрание сочинений Астафьева в 4-х томах.

1989 – За выдающуюся писательскую деятельность Астафьеву присвоено звание Герой Социалистического Труда.

1989-1991 – Народный депутат СССР. Секретарь Союза писателей СССР (1991г.), вице-президент ассоциации писателей "Европейский форум";
почетный гражданин городов Игарка и Красноярск;
действительный член Международной Академии творчества, почетный профессор Красноярского педагогического университета.

1991 – За повесть "Зрячий посох" (1981) Астафьеву присуждена Государственная премия.

1992-1994 – Роман «Прокляты и убиты» (кн.1-2, 1992-94, не окончен; в марте 2000
писатель заявил о прекращении работы над романом.

1998 – Повесть «Веселый солдат».

1999 – Астафьев награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Самые популярные материалы апреля для класса.