Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Урок по обучению грамоте в предшколе на тему: Звук А. Буква А. Занятие по обучению грамоте в предшкольной группе «Звуки —. Буквы «Т — Д

Урок по обучению грамоте в предшколе на тему: Звук А. Буква А. Занятие по обучению грамоте в предшкольной группе «Звуки —. Буквы «Т — Д

Данное занятие знакомит дошкольников с "Предшколой", дети узнают новые школьные слова, смогут познакомиться со сверстниками, научатся пользоваться пеналом и его содержимым. Практическая работа по раскрашиванию слов на школьную тематику позволит воспитанникам "Предшколы" закрепить знание основных цветов, дети научатся обводить по контуру, аккуратно штриховать. К конспекту прилагается презентация и карточки со школьными словами для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Шахова Ольга Сергеевна. Я учитель начальных классов. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Мы отправимся в волшебную страну, которая называется “Предшкола”. Хотите узнать, что это за страна? Тогда скорее садимся в сказочный паровозик. Давайте встанем вкруг и возьмемся за ручки, как вагончики. Чтобы наш паровозик отправился в путь давайте споём его любимую песенку “Мы едем, едем, едем…” .

Вот мы и приехали садитесь на места.Мы попали в сказочную страну. А кто из сказочных героев любил путешествовать не смог усидеть дома и убежал от бабушки и дедушки? . У нас в гостях колобок, он тоже хочет с нами поучится.

Нас встречают ребята из страны “Предшкола”. Как вы думаете какое важное для нас слово прячется в названии этой страны? (школа) А что можно делать в предшколе? Зачем нужно ходить в школу детям?

Сегодня у нас первый урок знакомства. Давайте познакомимся и подружимся. Как тебя зовут – нужно назвать свое имя и фамилию. (Дети передают друг-другу колобка) Вот мы и познакомились.

Сегодня вместе с Колобком мы выучим наши первые школьные слова.

  1. Школа- что это такое?

У вас в рюкзачках лежит пенал. Для чего нужен пенал?

“Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается,
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.”

Найдите красный карандаш и закрасьте красным слово ШКОЛА на вашей карточке.

2.-КТО ТАКИЕ УЧЕНИКИ? – закрасьте зеленым слово ученики на вашей карточке.

3- КТО ТАКОЙ УЧИТЕЛЬ – закрасьте синим слово ученики на вашей карточке.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. А зачем в школе звенит звонок? Ребята, мы с вами в сказочной стране- а значит вы- маленькие волшебники. Возьмите красный карандаш и закрасьте буквы слова “ЗВОНОК”, а теперь сверху – желтым карандашом. Какое превращение получилось? (получился оранжевый цвет)

“Я другой приятель ваш –

Проворный черный карандаш.
Я и желтый, красный, синий,
С начинкой твердой в середине,
И если ты меня отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!”

5.Следующее слово –УРОК. Что это такое? Нам понадобится ручка. Про ручку есть очень хорошее стихотворение.

– Я вас приветствую, друзья,
Я – ручка шариковая.
Писать умею на бегу.
Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет –
Столько он хороших слов
Написать сумеет.

Буквы напечатанные -
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки.
- Обведите шариковой ручкой буквы слова УРОК.

6.Слово “ Учебник”.- возьмите простой карандаш им штрихуют, подчеркивают, чертят.

Я - малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет. И растёт!
Ну а я - наоборот!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7.Слово “Перемена”- возьмите любые карандаши – какие цвета нравятся- и раскрасьте каждую букву понравившимся цветом.

8. У нас в гостях – портфель. “Дети в школу собирайтесь!” – говорит он. Давайте узнаем, а что можно и нужно брать в школу.

Поиграем в игру “Что лежит в моем портфеле”: я кидаю мячик, а вы ловите и говорите, можно этот предмет взять или нет.

А вот какое хорошее стихотворение есть про портфель.

Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет,
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.

Наше путешествие подошло к концу. За нами снова приехал веселый паровозик и готов отвести нас обратно домой. Давайте споём еще одну песенку. Встанем в круг.

Все были молодцы!

Предварительный просмотр:

АУКЦИОН ЗНАНИЙ

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о звуках и буквах; учить осознанному чтению, умению пересказывать прочитанное; продолжать учить разгадывать ребусы; закрепить правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, развивать сообразительность, внимание, память, мышление, фонематический слух.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ : Кассы с буквами, ручка, карандаш, фишки, предложения для схем, текст для чтения, мелкие игрушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме занятия.

Здесь у нас аукцион.

Подведет итоги он.

Тот, кто больше, лучше знает,

Тот награду получает.

Сегодня на аукционе удивительный товар. Его вы можете приобрести за свои знания по обучению грамоте. И так, продажа товара начинается.

Какие бывают звуки?

Чем отличаются звуки и буквы?

Назовите гласные буквы.

Какие согласные буквы обозначают только один мягкий звук?

Какие согласные бывают только твердыми?

Для чего нужен мягкий знак?

3.Правила написания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

4. Найди буквам их домики . Зеленая фишка – И, Я, Ё, Ю, Е.

Синяя фишка – А, О, У, Ы, Э.

5. Составить из букв кассы слова : ЧАСЫ, ЩУКА, ШКОЛА, ДОМ. Сделать звуковой анализ любого слова.

6. Физминутка «Девочки и мальчики».

7. Назвать слова, в которых есть звук: Ш, Ж, Ч, Щ.

8. Написать схему предложений.

У Томы два котика.

Один котик Дымка, а другой - Тимка.

Они шалуны.

Дымка сидит под домом.

А Тимка сидит за домом.

А Тома их ловит.

Тут бродит собака Дружок.

9. Записать с помощью кружочков слова: КОТ, ЛИСА, БЕЛКА, ВОЛК, ШКОЛА.

10. Физминутка «Лягушки».

11 . Решить ребусы. паЗот, Р1а, 100лица, виЗна.

12 . Разделить слова на слоги, поставить ударение.

У Любы сок.

У Нюры молоко.

Кошка Юлька любит молоко.

Юлька, пей молоко!

Юлька рада.

14. Подведение итогов аукциона. Награждаются победители.

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН НА ТЕМУ:

«МЫ СЧИТАЕМ И РЕШАЕМ».

ЦЕЛЬ: Развивать у детей логическое мышление при решении ребусов; закрепить знания о геометрических фигурах, навыки счета в пределах 10 (прямой и обратный); научить составлять, записывать и читать математические задачи на сложение и вычитание. Воспитывать усидчивость, внимание, чувство коллективизма.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: Картинки – схемы ребусов для разгадывания, цифры от 1 до 10, набор геометрических фигур, касса цифр, карточки для составления задач, пронумерованные «кочки», счетные палочки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : Решение нестандартных задач, дидактические игры, решение математических задач, сравнение чисел.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.
  2. Содержание занятия.

Сегодня мы проведем математический КВН между двумя командами «Знайки» - капитан Гремитских Алеша и «Незнайки» - капитан Колесник Катя. За каждый правильный ответ команда получает одну фишку. В конце занятия подведем итоги. У кого будет больше фишек, тот и победитель. И начнем его с разминки.

А) Задачи на логическое мышление:

Дыня весит меньше, чем арбуз, а арбуз меньше, чем тыква. Что легче: дыня или арбуз?

Пара и еще две пары груш. Сколько их всего?

У пяти братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?

В ящике 3 яблока, 1 груша, 2 апельсина, 3 лимона. Сколько всего яблок в ящике?

На подоконнике лежало 9 помидоров. 2 из них покраснели. Сколько помидоров на подоконнике?

На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?

Б). Работа с кассами. Составить и записать задачи по карточкам на сложение и вычитание.

3. Конкурс капитанов.

Расшифровать ребусы :

7 Я – СЕМЬЯ

40 а – СОРОКА

МЕ 100 – МЕСТО

С3 ЖИ – СТРИЖИ

100 ЛБ – СТОЛБ

100 РОНА – СТОРОНА

4.Физминутка «Кузнечики».

5. Геометрические фигуры.

Назовите фигуры, у которых нет углов.

Чем отличается круг от квадрата?

Чем отличается квадрат от прямоугольника?

Назовите фигуру, у которой три угла, три стороны и три вершины.

6. Дидактическая игра «Что изменилось?» (геометрические фигуры).

7. Работа в тетради: сравни числа, поставь знаки:

4 6, 5 8

1 0 2 6

8 2 9 9

5 5 7 5

8. Игра «Чье звено быстрее соберется?».

9. Работа со счетными палочками:

Построить из 6 палочек домик. Переложить две палочки так, чтобы получился флажок.

Из пяти палочек составить квадрат и два треугольника.

10. Игра «Не промочи ноги». Каждой команде надо пройти по кочкам, наступая по порядку номеров. Выигрывает та команда, которая сделает меньше ошибок.

11. Итог занятия.


Занятие по подготовке к обучению грамоте и письму

на тему «Согласные звуки (В)- (В/), Буквы В, в. »

в классе предшкольной подготовки

Ярмак Светлана Геннадьевна

Воспитатель

Любимовская НСШ

Тема: Согласные звуки (В)- (В/), Буквы В, в.

Тип занятия: Повторение пройденного материала.

Вид занятия: Интегрированное занятие. «Путешествие в страну Здоровье.»

Цель: Знакомство детей со звуками (В)- (В\) и буквами В, в.

Задачи: 1.Упражнять в звуковом анализе слов, умении составлять модели;

3. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

Оборудование: Карточки на доске « Согласные буквы В,в.». Магнитофон.

Игра: «Доскажи словечко». Сказка Г Юдин. «Мыша-водолаз». «На что похожа буква» стр 37 В В Волина «занимательное азбуковедение», Приключение буквы «Наш друг Пишичитай». Е. Агронович

Индивидуальные карточки со словами. Слова на доске: Вдох- вход

Коля- яолк-яол-волк-вол; Задание веселого карандаша: Образцы букв, элементы букв, рисунки. Карточки «Солнышки». Карточки с рисунками воробья и вороны, модели слов, цветные карандаши. Картинка: поезд, Картинка: вертолет.

Формы: Индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы: Словесный, наглядный.

План занятия

    Организационный момент. Путешествие в страну Здоровье.

    Актулизация раннее изученного материала. Станция№1 «На что похожа буква»

Работа по теме занятия.Станция№2 «Сказочная»

    Физминутки.Станция№3 «Приключение буквы. Наш друг Пишичитай».

4. Самостоятельная работа. Станция №4 «Сделай сам»

5.Звукобуквенный анализ слов « Воробей», «Ворона» станция№5 «Доскажи словечко»

6. Рефлексия

7. Итог занятия

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Сегодня у нас необычное занятие- «Занятие путешествие».

Мы с вами отправимся в страну «Здоровья» . для путешествия нам понадобятся знания и умения, приобретенные на занятии по подготовке к грамоте и письму.

Путешествуя по стране, вы сможете показать чему мы научились, как умеете читать слоги, слова. Путешествовать мы будем с доктором Айболитом.

Айболит: Здравствуйте, ребята! Все хотите быть здоровыми и грамотными?

Дети: Да.

Айболит: Сегодня путешествуя, мы научимся играя, выполнять режим дня.

Вы покажете, как читаете слоги, слова, предложения.

На занятии прошу быть внимательными и активно мне помогать.

Ваше активное участие на занятии сегодня необходимо, работайте дружно и хорошо.

2.Актулизация раннее изученного материала.

А)Оценивать ваши ответы мне поможет Доктор Айболит.

У него будут карточки. Если ответ правильный, то солнце на картинке будет улыбаться.

Если вы ошиблись, но сами исправились, то солнышко ваше спрячется за тучку.

Но если ответ будет неверным, на картинке появится грозная туча.

Но я надеюсь, что это не случится.

Итак, готовы? В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь.

Девизом нашего путешествия будут такие слова:

«Я здоровье сберегу- сам себе я помогу»

Звучит музыка «Голубой Вагон» .

В) станция №1 «На что похожа буква».

Воспитатель показывает картинку с изображением буквы В.

Читает: 1.Словно букву в

Алена

Держит

Трубку телефона. (В. Степанов)

2. вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки! (Г. Виеру)

3. Вот буква В

Видна вдали-

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

(С. Маршак)

Воспитатель: Молодцы, все узнали букву В.в.

С) Фонетическая зарядка: Назовите имена мальчиков, которые начинаются на В (Витя, Ваня, Вася, Вова, Владислав, Вадим, Валя)

(Айболит раздает карточки «Солнышки»)

Д) Воспитатель: на остановке № «Сказочной» сейчас вы услышите сказку.

В этой сказке нужно будет запомнить слова со звуками (В)-(В/).

Мыша- водолаз. Г. Юдин.

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, чтобы через нее дышать, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. « Ну пора всплывать,»- наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но веревка разбухла и не развязывалась.

«Ну что делать?» - в отчаянии думал «Водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку.

Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив

Водоворотом бедного «Водолаза» и мгновенно засосав его в дырку.

И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «Водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку….

Ребята называют слова: Водолаз, валерьянка, ванна, время, вода, выдумка, веревка итд…

(Айболит раздает карточки «солнышки».)

Воспитатель: Ребята, большую часть дня вы проводите в школе, за столами.

Чего мы должны остерегаться?

Дети: Нарушения осанки, искривление позвоночника.

3 Работа в азбуке- тетради.

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, как вы умеете держать свою осанку при письме.

Дети печатают букву В,в по образцу.

Пишут элементы буквы в, выполняют задание веселого карандаша. (Штрихуют рисунки, копируют)

Воспитатель объясняет воспитанникам как следует сидеть, работать с тетрадью.

Ребята, чтобы хорошо работать на занятии, необходимо соблюдать правильно режим дня. Во время вставать, делать зарядку, завтракать, обедать, ужинать, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе и готовиться ко сну. Девиз занятия: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Давайте подвигаемся, чтобы немного отдохнуть.

Физминутки (Проводит воспитатель и доктор Айболит)

Зарядка.

(Текст стихотворения сопровождается движениями детей).

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (Ходьба на месте).

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (Руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать. (10 прыжков).

Лошадка.

(Упражнение для рук).

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок- чок-чок, чок- чок-чок,

Скачет резвый табунок.

(Дети сидят за партой, руки на парте ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

4. А сейчас ребята отправляемся в путешествие дальше, мы отправляемся на станцию №3к нашему другу.

Наш друг Пишичитай очень любит приключения.

(Е. Агронович)

«Наш друг Пишичитай».

Однажды мальчик Коля сидел и от нечего делать выдумывал новые слова, переставляя в них буквы, как ему вздумается. Вместо Коля сделал Яолк.

Вдруг появилась Опечатка – королева всех испорченных букв, которая обожала уродливые, корявые, дырявые слова лучше любых сладостей.

Она обрадовалась слову- уродине и приставила к слову Яол рога из буквы К и поторопилась забрать понравившееся ей словечко к себе в замок.

Но тут подоспел волшебник Пишичитай, и они помчались вместе с Колей в погоню, прихватив с собой вместо ружья и сабли букву В.

Хозяйка встретила их на крыше своего удивительного дома- книжки- песней:

Тут владенья Опечатки,

У меня свои порядки,

Все по- моему идет.

Здесь при встрече

Со словами

Их читают вверх ногами

Или задом наперед.

Из владений Опечатки

Удирайте без оглядки,

Тут никто вас не спасет.

Скоро вы начнете сами

Бегать- прыгать вверх ногами

Или задом наперед.

На заборе замка надпись: Вдох.

Ребята, давайте поможем друзьям войти, но для этого надо переставить буквы так, чтобы получилось нужное слово. Правильно- Вход.

« Застежка « открылась, друзья вошли в дом- книгу. Тут были странички из разных книг, где попадались опечатки. На картинке Пишичитай заметил одного из Колиных слов- уродцев с рогами (помните?)

«Его-то нам и нужно!»

И вдруг, свирепо рыча, Яолк бросился на Колю. «Бей его новой буквой В, она разбила Я и сама встала на ее место,

И получилось..(Что получилось, ребята, какое слово? Правильно Волк.)

Мальчик даже испугаться не успел, как пред ним предстал волк и отдал ему честь, как верный солдат, и они все вместе пошли искать еще одного уродца. И вдруг оно само, ревущее чудовище, опустив могучие рога, появилось перед ними.

Волшебник был прижат этим словом ЯОЛ к стволу пальмы, он едва прохрипел: «Новой буквой его» Страшно было, но Коля подбежал к рогатой голове и ударил по ней буквой В Буквы К (Рога) и Я отлетели и на их место встала буква В, получилось слово…

(Какое слово получилось, ребята? Правильно Вол.)

Новое слово без ошибки, хотя и с рогами, но доброе

Это всегда так,- сказал Пишичитай, - слово с ошибкой враг, а без ошибки-друг. И от нечего делать нельзя коверкать слова, надо говорить их правильно и много читать!!!

(на доске записаны слоги:Вы,во,ва, ву, ве, ев,ов,ув;

Слова: волк, воля, вода, валик, вилка, ведро, дети читают)

Станция № 4«Сделай сам»

5. Самостоятельная работа детей.

На индивидуальных карточках ребята самостоятельно читают слова и рядом их печатают.

Карточка №1

Прочитай слова и напечатай.

Врач

Время

Ветер

Вода

Ведро

Карточка №2

Воробей

Волны

Вьюга

Вишня

Велосипед

Карточка №3

Вагон

Василек

Ванна

Верблюд

Варежки

Доктор Айболит контролирует работу воспитанников и вручает «Солнышки» за проделанную работу.

Станция №5 «Доскажи словечко»

6. Воспитатель проводит игру: «Доскажи словечко».

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей1

Я бывалый (воробей)

Окраска сероватая,

Повадка –вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона

Это (Ворона)

Воспитатель с детьми проводит звуковой анализ слов «Ворона «, «Воробей»

Какой первый звук в слове (Ворона) ?

Работа в карточках с картинками и моделями слов.

Артикуляция звука. Характеристика звука (звук согласный, звонкий, произносится с голосом, может быть твердым и мягким)

Определение места звука в словах, выделение его в схемах под картинками.

(Айболит вручает «Солнышки» детям и читает стихотворение

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Казахстанский (вертолет)

Воспитатель: Мы садимся в вертолет и полетим домой

(Инсценировка под музыку дети «летают по классу и приземляются на стульчики»

Вот мы и дома,ребята.

Рефлексия.----

1 группа детей ответит на вопрос, почему девизом нашего занятия были взяты слова: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

Ответы воспитанников.

Каждый человек обязан заботиться о своем здоровье, чтобы принести пользу своей стране, семье.

2 группа детей укажет на факторы, разрушающие здоровье? (Не соблюдение режима дня, невнимательность на занятии, плохое настроение)

3 группа детей расскажет при каких условиях улучшается здоровье (Дружба с о спортом, прогулки на свежем воздухе, зарядка, физминутки)

Итог занятия.-----

Понравилось ли вам занятие путешествие в страну «Здоровье»

Дети: да. На занятиях нужно сидеть правильно, нам нужно остерегаться нарушения осанки, искривление позвоночника.

На занятии мы двигались и играли, проводили физминутки, чтобы быть здоровыми и выносливыми.

Что нового для себя вы узнали на занятии?

Мы узнали много слов на звук (В)-(В/);

Читали с другом Пишичитаем слова, узнали что нельзя коверкать слова, надо говорить правильно и много писать и читать.

Мы запомнили имена мальчиков, которые начинаются на В (Витя, Вова, Валя, Вася)

Мы печатали буквы В, в, учились работать по карточке, печатали слова по образцу.

Кто пришел к нам на занятие?

Доктор Айболит.

Поднимите все свои солнышки, которые вы получили на занятии за правильные ответы.

Посмотрите, как светло стало в нашем классе.

Мне было очень интересно с вами работать.

Большое спасибо.

Использованная литература:

1. Методическое пособие Т.С. Идилова. О.Б. Петрова;

2. В.В. Волин «Занимательное Азбуковедение».

Обучение грамоте

Тема: Предложение.

Цель: - познакомить детей с понятием "предложение";

Учить выделять предложения из потока речи, делить предложение на

Познакомить с правилами выделения границ предложения через условные обозначения;

Учить составлять предложения из слов, данных в иной последовательности;

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Ход занятия.

1. Орг. Момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Работа над новой темой Беседа.

С помощью чего люди общаются друг с другом? (дети могут давать разные ответы). Достаточно ли одного слова, чтобы выразить свои МЫСЛИ? Люди передают друг другу сообщения при помощи речи. Чтобы Наша речь была понятна, слова должны быть связаны между собой. Послушайте, что я сказала: "варить мама вкусный обед". Вам понятно, какую МЫСЛЬ я хотела выразить этими словами, т.е., что я хотела сказать?

Я сказала отдельные слова, несвязанные между собой. Попробуем

сказать их: "Мама варит вкусный обед". Что вы узнали из моего сообщения?

Вот такие слона, связанные по смыслу и выражающие законченную МЫСЛЬ, называются "Предложение".

4. Работа в тетрадях по предметным картинкам. Составление предложений издвух слов: Чертится схема.

Девочка качается. - Мальчик бежит.

Девочка прыгает.

Мальчик рисует.

Беседа по картинкам.

Скажите, что делает девочка? (Девочка качается).

Вы сказали два слова: первое -"девочка", второе-"качается". Увас получилось предложение, в котором говорится о том, что делает девочка. Это предложение можно "записать" с помощью условных обозначений: первое слово в предложении всегда обозначается прямоугольником с черточкой слева (это значит, что первое слово в предложении всегда пишется с большойбуквы). Второе слово в предложении мы также обозначим прямо- угольником, но уже без черточки, и поставим его на расстоянии от первого (слова в предложении произносятся раздельно). В конце предложения поставим точку (воспитатель выкладывает или зарисовывает схему на доске). У нас получилась схема предложения, состоящая из двух слов. Такая же схема у вас тетрадях. По этой схеме можно составить много предложений. Придумайте предложения про остальных детей (анализ каждого, выделение первого и второго слова).

5. Физминутка.

6. Работа с тетрадью.

Придумайте как можно больше предложений по этой картинке (дети придумывают, воспитатель по следам анализа зарисовывает их схемы на доске).

Вы придумали много предложений. Каждое предложение выражало ваши мысли, т.е. то, о чем выдумали, глядя на картинку.

Воспитатель (шепотом): "Я открою вам маленький секрет, о котором знают не все дети: мысли ваши невидимы, а слова, которые мы с вами произносим это словно одежда для наших мыслей. "Одевшись" в слона они становятся ВИДНЫ (понятны) всем".

7. Составление предложении из слов,данных в иной форме и последовательности: звонко петь птицы; падать снег пушистый; смеяться мальчик весело.

8. Выполнение графического задания в тетради.

VII. Подведение итогов.

Люди общаются с помощью речи.Речь состоит из предложений.Предложение- этосвязанные между собой слова, выражающие законченную мысль. Первое слово в предложении обозначается прямоугольником с черточкой, слово отслова пишется на расстоянии, в конце предложения ставится точка.

Тема: Слово. (Как звучат слова)

Цель:

упражнять детей в самостоятельном назывании слов;

учить вслушиваться В слова, находить сходные и разные по звучанию слова;

показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков и, что звуки в слове разные;

учить договаривать недостающие в слова и звуки;

развивать фонематический слух, внимание, память.

Материал: Петрушка, предметные картинки, звуковая линейка, азбука-тетрадь.

1. Каждый ребенок называет первый звук своего имени по цепочке, проходят и садятся.

II, У нас в гостях Петрушка. Он принес стихи, но в них не хватает слов. Поможем Петрушке найти слова.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... . (живот)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую.... (лису)

Петрушка нам принес картинки. Нужно назвать предметы, которые ни них нарисованы и назвать группы предметов одним словом.(Яблоко, груша, апельсин фрукты. Стол, стул, шкаф-мебель. Огурец, помидор, лук-овощ).

III. Игра "Слово можно прошагать".

Вы слушали и называли разные слова. Слова могут обозначать предметы

(С......стул, окно), действия (бегает, играет, прыгает), признаки {красный, боль-

Й, вкусный). А как вы понимаете выражение "слова звучат"? они состоят

Из звуков. В слове может быть много звуков, а может быть мало, т.е. слова могут быть длинными и короткими.

Ктонарисован на картинках? Назови и нарисуй схемы слов.

IV. Физминутка.

I [вчарядку солнышко Л над нами весело Ветер дует нам в лицо,

I1 одни мает нас. Шелестит листва. Закачалось деревцо.

] [однпмаем руки мы Опускаем руки мы Ветер тише, тише, тише. I In команде - раз! По команде - два Деревцо все выше, выше.

V. Звуковая линейка.

Мы называли длинные и короткие слова. А можно ли посчитать звуки вслове?Конечно можно. Поможет нам звуковая линейка. Дети проговаривают елчна и открывают на каждый звук один кружочек, считают звуки в словах.

А сейчас поиграем в игру "Доскажи звук". Воспитатель проговаривает СЛОВОи открывает звуки па звуковой лшюйке. Последнее окошечко открывается после того, как дети назовут последний чвук. (кошк. , ело. , сто., и т. д.).

VI. Выполнение графического задания в азбуке-тетради.

VII. Итог занятия.

Вывод: звуки в словах нельзя пропускать и заменять, иначе меня

готся значения слов.

III. Игровое упражнение «Звуки заблудились».

1. Дети находят в тексте стихотворения А. Шибаева слова, где звуки заблудились:

Миша дров не напилил. Мы собрали васильки.

Печку кепками топил. На головах у нас - щенки,

(щепками) (венки)

- Можно ли назвать это стихотворение веселым, смешным? Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, так как люди перестанут понимать друг друга, каждый звук должен быть на своем месте.)

2. - Ребята, послушайте, я называю птиц: аис __вора..., ...лица.

.., кушка. (Воспитатель не договаривает звуки в конце и в начале слов). Вы знаете таких птиц? Почему вы не узнали их? (Пропущены звуки в словах.) Какие звуки и куда надо поставить, чтобы получились правильные названия птиц? (Дети делают вывод о том, что у слова есть

Начало и конец.)

3. - Слово может быть коротким и длинным. Послушайте сон, ночь, кит - короткие слова, в них мало звуков; электричество, муравейник- длинные слова, в них много звуков.

3 а к р епле н и е. Дидактическое упражнение «Длинное - короткое».

Ц е л ь: упражнять в умении на слух определять длинные и короткие слова (в сравнении друг с другом).

Дети с помощью индивидуальных полосок бумаги (одна длинная, другая короткая) показывают, какое слово произносит воспитатель - короткое или длинное (аист - воробей: кит - корюшка; кот- крокодил; лев-мышка и др.)

Дети должны отвлечься от предметного значения слов и сравнивать слова только по их звучанию.

4. Звуковые домики. Знакомство и работа со схемой.

а) Воспитатель раздает волшебные звуковые домики, которые помогут детям научиться слышать каждый звук в слоне. Каждый получает по три звуковые схемы для слов из трех, четырех и пяти звуков.

б) Хоровое интонационное проговаривание слов и соотнесение их со схемами{кот, нос, дом.река, липа,рыба, куры, котик, носик,репка).

Обобщающий вывод: слово состоит из различных звуков, имеет начало и конец, звуки в слове выстраиваются в определенном порядке (следуют один за другим), их нельзя пропускать и заменять на другие звуки.

Айслу Ахметова
Занятие по обучению грамоте в предшкольной группе «Звуки [Т] - [Д]. Буквы «Т - Д»

Программное содержание .

Образовательные задачи.

Продолжать учить детей делать звуко - слоговой анализ слов, составлять из слогов слова; закреплять умение выявлять различия в звуковом составе слов , знание букв ; закрепить понятие о буквах и звуках , гласных и согласных, мягких и твердых.

Развивающие задачи.

Развивать слухо - речевую память, фонематическое восприятие и фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательные задачи : воспитывать внимание, активность.

Форма проведения : игра-путешествие.

Оборудование и материал : оформление группы по мотивам сказки “Гуси-лебеди” (печка, яблоня, речка, избушка, иллюстрации к сказке “Гуси-лебеди”, магнитная доска, мультимедиа.

Ход занятия:

1. Мотивационно - побудительный момент.

Психологический настрой. Игра «Дрозд»

2. Организационно- поисковой момент.

Воспитатель : Дети, вы любите сказки? А кто помнит, как называется эта сказка? (Показ иллюстрации сказки) . Давайте ее вспомним.

“Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.

Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.

Дети : Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.

Воспитатель : Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути? (Печку)

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.

Воспитатель : Дети, хотите помочь девочке? (Да)

Воспитатель берет из печки “пирожки” и читает вопросы.

Задание 1.

Вопросы :

Из чего состоят слова? (Из звуков )

Чем отличаются короткие слова от длинных? коротких словах мало звуков ) . Назовите короткие, длинные слова. (Дом, кот, телефоны, прибежали) .

Чем отличаются звуки от букв ? (Звуки только слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем .

На какие две группы делятся звуки ? (На гласные и согласные)

Чем отличаются гласные звуки от согласных ? Назовите гласные и согласные звуки .

Воспитатель : Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка ей дала подсказку букву Ш . Как только девочка соберет все подсказки, она сразу узнает, куда гуси-лебеди унесли её братца.

Дети : “Бежит девочка, видит : стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца”.

Воспитатель : А яблоня ей в ответ : “Я скажу, если ты ответишь на мои вопросы и выполнишь задания”. (Воспитатель срывает яблоко и читает вопросы)

Задание 2.

Вопросы :

У вас есть друзья. Гласные и согласные звуки тоже дружат . И когда они собираются вместе получается слог. Сейчас послушайте задание : нужно прочитать слоги, слова.

(работа у доски)

Воспитатель : Молодцы, все верно выполнили и помогли девочке получить вторую подсказку. Это слог ИЗ.

Физминутка

Воспитатель : Вот пора нам вставать, путешествие продолжать!

А на полянке девочка нашла еще одну подсказку. Это слог КА.

Воспитатель : А речка говорит : “Помогу, если правильно соедините предмет с соответствующей буквой » (работа в группе ) .

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием, помогли девочки. За это речка дала ей подсказку БУ.

Задание 4

Итак, девочка собрала все подсказки, давайте попробуем разгадать, где же её братец, собрав из слогов слово. (Избушка) .

Теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замки.

Задание 5.

Давайте поможем девочки их открыть, а для этого нужно разгадать ребусы, сделать звуковой анализ этих слов (работа в азбуке-тетради)

Дети проводят звуковой анализ слова вместе с педагогом, выставляя квадратики на магнитной доске в соответствии со звуками в слове . По ходу выполнения педагог уточняет, какие звуки встречаются : согласные или гласные, твердые или мягкие.

Рефлексивно-корригирующий момент.

Воспитатель : Вот и помогли мы спасти девочке братца. Какое задание было самым интересным? Какое задание было сложным? Какое задание было легким?

Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте . Занятие окончено .

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [с]-[з]» Конспект непосредственной образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе. Подготовила учитель-логопед высшей.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы ДОУ. Тема: «Звуки «Н» и «Н’»» Тема: "Звуки «Н» и «Н"» "Цель: Дифференциация звуков «Н» и «Н"» в слогах, словах и предложениях. Закреплять навыки различения и правильного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з"] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

НОД по обучению грамоте «Звуки [п] [б]. Буквы Пп Бб» Закрепление знаний о механизмах организации звуков[п] [б].Активизация словарного запаса на звуки[п] [б] по лексической теме "Одежда".Закрепление.

МДОУ детский сад № 32 г. Рыбинска. План – конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки Г – К, буквы.