Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Выставка австрийского художника. Непристойное парение. «Сноб» сходил на выставку Шиле и Климта

Выставка австрийского художника. Непристойное парение. «Сноб» сходил на выставку Шиле и Климта

Эгон Шиле. «Автопортрет в оранжевой куртке». 1913. Карандаш, акварель, гуашь

Это первая в России большая выставка двух главных австрийских художников начала XX века. Несмотря на то что знаковых живописных работ Густава Климта (1862-1918) и Эгона Шиле (1890-1918) в Москву не привезут, организаторы обещают, что экспозиция (около 100 рисунков) даст исчерпывающее представление о венском модерне. Это и наброски к живописным полотнам, и портреты, и, конечно, столь любимая и тем и другим обнаженная женская натура.

Эгон Шиле. «Сидящая женщина». 1918. Черный мел

«В нашей стране в силу разных исторических обстоятельств гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены около 1900 года. Это относится и к рисунку, несмотря на то что и Климт, и Шиле давно признаны великолепными рисовальщиками. Но, чтобы оценить графическую выразительность и мощную энергетику этих произведений, их надо видеть своими глазами: репродукции не передают и малой доли их художественных качеств», — говорит куратор выставки, ведущий научный сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков ГМИИ Виталий Мишин.

Эгон Шиле. «Лежащая полуобнаженная девушка». 1911. Карандаш, акварель, гуашь, белила

Графика сыграла важную роль в сложении венского модерна. Достаточно вспомнить знаменитые афиши выставок объединения «Венский Сецессион», созданного в 1897 году Климтом с Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманом и другими художниками, порвавшими с академической традицией, и оформление издаваемого ими журнала Ver Sacrum (на латыни — «весна священная») — рупора объединения. На выставке покажут, в частности, иллюстрацию для него — «Инициал D» (1897-1898) Климта.

Густав Климт. Инициал «D», иллюстрация для журнала Ver Sacrum. 1897/1898. Перо и кисть тушью

Именно в графике ярко раскрылся дар Климта как рисовальщика — в точности и выразительности линии в сочетании с элегантной декоративностью. Его экспрессивные рисунки оказали влияние и на художников следующего поколения, в первую очередь на Шиле. Климт покровительствовал молодому художнику: представлял его заказчикам, сам даже покупал его рисунки и знакомил с натурщицами, которых и тот и другой изображали в самых откровенных эротических позах, шокировавших добропорядочную публику на выставках.

Эгон Шиле. «Шиле с обнаженной моделью перед зеркалом». 1910. Карандаш

Однако Шиле, всю жизнь считавший себя учеником Климта, создал собственный неповторимый стиль, ознаменовавший переход от модерна к экспрессионизму. В Москве среди прочих покажут его эталонные для этого стиля рисунки 1910-х годов, такие как «Шиле и обнаженная модель перед зеркалом» (1910), «Автопортрет в оранжевой куртке» (1913) и «Сидящая женщина» (1918).

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Густав Климт и Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)
10 октября - 14 января 2018

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит масштабная выставка графических работ австрийских художников Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертина (Вена). Основоположник венского модерна, поклонник женщин Густав Климт и его ученик, проповедник австрийского экспрессионизма, любитель подростков Эгон Шиле — оба художника исследовали человеческое тело, его природу и красоту. Консервативные современники обвиняли Климта в излишнем эротизме, а Шилле — в распространении порнографии. Учитель и ученик умерли в один год — в 1918-м, когда Климту было 55 лет, а Шиле — 28. Выставка в ГМИИ продлится до 14 января. «Газета.Ru» рассказывает о художниках, их привычках, жизни и смерти.

Wikimedia Commons Густав Климт. Смерть и жизнь

Густав Климт

Климт был совсем не похож на художника: высокий рост, мощная фигура, сильные руки, мешковатая одежда — весь его грубоватый облик напоминал крестьянина. Уроженец венского предместья Баумгартен, Густав был вторым из семи детей в небогатой семье художника-гравера, ювелира Эрнеста Климта и несостоявшегося музыканта Анны Климт. Учился в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности, писал фрески для театров в Райхенберге, Риеке, Карловых Варах; работал над оформлением здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. Почетный член Мюнхенского и Венского университетов, основатель и президент Венского сецессиона.

Wikimedia Commons Густав Климт. Девы

Женщины и наследники Климта

Климт любил женщин и никогда не был женат. Ему приписывают от 3 до 40 детей — после смерти художника о правах на наследство заявили 14 человек.

Женское тело стало не только объектом страсти художника, но и главной темой его работ. Климт отлично чувствовал женскую природу и с помощью нарядов превращал любую женщину в красавицу. Его фасоны стали открытием на Венецианской выставке 1910 года. Современники, со своей стороны, обвиняли художника в провокациях и пренебрежении нормами морали:

по их мнению, Климт изображал женщин слишком эротично и откровенно.

На протяжении 27 лет главной музой художника оставалась модельер Эмилия Флеге — он придумывал орнаменты для ее платьев, а она, несмотря на отношения Климта с другими женщинами, была с ним до последних дней.

Wikimedia Commons Густав Климт. Золотая Адель

Портрет любовницы Климта

Портрет жены Фердинанда Блоха, с которой у Климта был роман, художник писал 4 года. За это время он сделал более 100 набросков. Картина «Золотая Адель», известная также как «Австрийская Мона Лиза», стала шедевром, а роман, между тем, угас. В 2006 году картину приобрел Рональд Лаудер, американский предприниматель и основатель Новой галереи в Нью-Йорке. Цена лота составила рекордную для произведения живописи сумму — 135 млн долларов. В 2015 году об этой работе был снят фильм «Женщина в золоте».

Wikimedia Commons Густав Климт. Картины для университета

Аллегории Климта

В 1884 году Климт начал большую работу над картинами для потолка актового зала главного здания Венского университета. Через 6 лет, в 1900 году, он предъявил миру аллегорические «факультетские» полотна: «Философию», «Медицину» и «Юриспруденцию». Зрители в ответ раскритиковали художника за «порнографическую тематику» — работы так и не появились в университете, оказавшись после всех перипетий в частном собрании. В 1945 году картины погибли в огне пожара во дворце Иммерхоф.

Wikimedia Commons Густав Климт. Обнаженная истина

Истина Климта

Картина «Обнаженная истина» стала вызовом для общества конца XIX века. Изображенная в полный рост обнаженная рыжеволосая женщина держит в руках зеркало истины, предлагая зрителям, по задумке художника, посмотреть внутрь себя. Над зеркалом — цитата немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».

Wikimedia Commons Густав Климт. Поцелуй

Гитлер Климта

Адольф Гитлер, увлекавшийся живописью, однажды показал Климту свои работы. Художник отнесся к творчеству будущего фюрера благосклонно, и впоследствии эта встреча спасла картины «еврейского художника» от уничтожения.

Wikimedia Commons Эгон Шиле. Автопортрет в обнаженном виде, гримаса. 1910

Климт и Шиле

Шиле познакомился с Климтом в 17 лет, когда учился в Академии изобразительного искусства. Климт опекал ученика, которого считал «слишком талантливым»: делился своими натурщицами, покупал и обменивал его рисунки. Эгон боготворил учителя и поначалу подражал ему. Но если работы Климта ругали за излишнюю эротичность, то Шиле напрямую упрекали в распространении детской порнографии. Художник вызывающе откровенно и детально рисовал неблагополучных подростков,

в том числе — девочек, подолгу живших у него в мастерской, а также свою младшую сестру Герту, к которой он испытывал сильные чувства в 16-летнем возрасте.

Первая выставка Шиле прошла в 1908 году в Клостернойбурге (не без участия Климта), в 1909-ом работы художника выставлялись вместе с картинами Мунка, Ван Гога и Матисса в венской Художественной галерее. Кроме детей Шиле, увлеченный идеями фрейдизма и исследованием природы человека, любил рисовать себя. Известны его многочисленные карикатурные гротескные автопортреты. Особенное внимание художник уделял кистям рук и жестикуляции — зачастую резкой, нервной и утонченной.

Wikimedia Commons Эгон Шиле. Умирающая мать

Мать Шиле

Сын железнодорожного служащего, Эгон Шиле всю жизнь страдал от потери отца, умершего когда юноше было 15 лет. С матерью у будущего художника отношения не сложились — она отдала сына в семью дяди-опекуна.

Тема смерти присутствовала в творчестве Шиле на протяжении всей жизни, в том числе, в работе «Умирающая мать», которую Эгон написал в 1910 году, когда его мать была жива и здорова. На картине изображена бледная женщина с костлявой рукой и розовощекий ребенок, который отделен от матери черным коконом.

Wikimedia Commons «Портрет Валли» (1912)

Тюрьма Шиле

В 1911 году подругой и моделью художника стала 17-летняя натурщица, бывшая модель Климта Валли Нойциль, а в 1912 году Шиле провел несколько месяцев в тюрьме по обвинению в растлении несовершеннолетней. Там же он создал серию из 13 акварелей и рисунков. К своему заключению художник относился философски и говорил, что чувствует «не вину, а лишь очищение».

Портреты Валли стали самыми заметными работами художника.

Wikimedia Commons Эгон Шиле. Семья

Смерть Шиле

В 1915 году художник расстался с Валери и женился на юной школьнице, дочери слесаря Эдит Хармс, несмотря на протесты семьи девушки. Через три года Эдит умерла от испанки, будучи беременной. В своей последней работе — «Семья» — Шиле изобразил самого себя, жену и их неродившегося ребенка. Через 3 дня художник скончался от того же заболевания. Ему было 28 лет.

Н а следующий день после открытия выставки в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков комментаторы спрашивали: «Где гениталии?» — дескать, у Шиле есть куда более откровенные картины, которые можно было показать под грифом «18+». Впрочем, эта цифра — не ограничение, а рекомендация. Перемещая больше сотни работ художников из венской Альбертины в Москву, руководство Пушкинского, конечно, не забывало о впечатлительности некоторых активистов. Спустя девяносто девять лет после смерти обоих художников у музейных работников все еще есть опасения насчет того, что их творчество может быть принято в штыки. «Что уж говорить о том, каким общество было на рубеже XIX и XX веков, — говорит куратор выставки Виталий Мишин, — глядя на работы венских модернистов, которые сегодня воспринимаются как историческая данность, мы едва ли представляем себе, какими глазами смотрели на них современники художников».

«Поцелуя» в Пушкинском нет: работы Климта представлены в основном графическими набросками на бумаге, в которых можно только угадывать будущие золотые вихри вокруг платья Адели Блох-Бауэр, зато пластика этих едва намеченных карандашом фигур дает понять, как художник разрабатывал новый канон, анонсируя модернизм. Работал он как ремесленник: рисовал каждый день помногу, наследие насчитывает две с половиной тысячи листов не считая подаренных и порванных его же рукой работ. С мнением заказчиков Климт порой не считался. Эскизы «Факультетских работ» — все, что осталось от четырех скандальных картин, которые сгорели во время Второй мировой войны. Они должны были украшать плафон Венского университета, однако профессора отказались их принимать: вместо жизнеутверждающих аллегорий, которые должны были внушить студентам трепет в храме знаний, — конфликтные сюжеты и чересчур натуралистичные изображения людей. Казалось бы, что особенного в обнаженной женской фигуре на картине «Медицина»: примерно в те же годы Жан-Август-Доминик Энгр пишет обнаженку в полный рост для буржуа. По словам Мишина, ракурс — вид снизу — считался возмутительным. Этот ракурс, к слову, Климт использовал, чтобы фигура не стояла твердо на земле, а «парила» над ней.

«Сидящая полуобнаженная», которой суждено будет превратиться в хищную «Саломею», создана под впечатлением идей Фрейда: для Климта секс, кровь и смерть были неразделимы. Рядом с его легкими и будто сонными фигурами — физиологичные, изломанные, написанные жирными линиями натурщики Шиле. Молодой художник «вырос» на Климте, но довольно скоро его перерос. «Он отказался от эстетизации в пользу натурализма и выразительности», — Мишин подводит гостей к «Портрету рыжеволосой девушки» с желтыми глазами животного и растопыренными пальцами, напоминающими клешни.

«Он разрушает идеал красоты, и то, что считалось антиэстетическим, входит в сферу искусства и признается как эстетический принцип, — комментирует куратор работы Шиле. — В его детских портретах дети предстают не по возрасту искушенными, есть в них какое-то неблагополучие». На людей Шиле смотрел с бесцеремонным любопытством, делая какого-нибудь подростка из шпаны своим натурщиком. Но взгляд на себя у художника кардинально отличался: Шиле изображал себя еще более изломанным, словно сведенным судорогой — и голым. Он словно примерял разные роли, изображая собственные гримасы и плохую координацию.

За приглашение подростков в мастерскую он поплатился. Его обвинили в развращении нравов — подростки могли видеть разложенные повсюду наброски эротического содержания — и отправили на три недели в тюрьму. «Шиле считал, что ему как художнику дозволено больше, чем обывателю, он пренебрегал условностями и был страшно разочарован в обществе, которое вот так указало ему его место. Он это переживал как чудовищную несправедливость», — говорит Мишин. Его верная подруга передала в камеру рисовальные принадлежности и апельсины. По словам покровителя художника и издателя его первой биографии Артура Рёсслера, эти апельсины были, можно сказать, единственным источником света в камере. Глядя на них, Шиле мечтал уехать на берега Адриатики. Много позже печального эпизода он написал экспрессивную гуашь — натюрморт из трех апельсинов на грязно-коричневом фоне получил название «Мой путь пролегает над бездной». Рядом с этой гуашью висит изображение довольно свободно написанного корабля в зеленоватом пятне воды — сюжет сбывшегося желания.

Выставка «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина» продлится до 14 января.

В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка "Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)" — около ста рисунков Климта и Шиле впервые покажут в России


Если бы можно было составить мировой рейтинг зрительских симпатий, то, что касается искусства XX века, Густав Климт (1862-1918) и Эгон Шиле (1890-1918) несомненно заняли бы в нем самые завидные позиции, уступив разве что Сальвадору Дали и, скорее всего, обогнав по популярности Рене Магритта, Маурица Эшера и Фриду Кало. Отечественный зритель, непременно увозящий из Вены сумку, зонтик или чашку с климтовским "Поцелуем", не исключение, чего не скажешь об отечественном искусствознании, до сих пор не разродившемся ни одной серьезной книгой про Климта или Шиле. Впрочем, даже на родине путь Климта с Шиле к искусствоведческому признанию не был таким уж прямым. Словом, выставка обречена на успех, даром что привезут только рисунки и только из Альбертины, каковая в плане Климта и Шиле — третье по качеству и количеству венское собрание: несмотря на все реституционные скандалы и изъятия, лучший Климт — в Бельведере, а лучший Шиле — в Музее Леопольда.

Создатель музея, окулист Рудольф Леопольд, собственно говоря, и разглядел большого художника в Эгоне Шиле, которого спустя 30 лет после смерти если и вспоминали, то исключительно как какого-то скандального порнографа эпохи первой — Фрейдовой — сексуальной революции. Еще в 1950-х Леопольд начал собирать, выставлять по всему миру и пропагандировать его наследие, так что в итоге — ближе к концу века — искусством Шиле занялся сам основоположник кураторского дела Харальд Зееман, и бывшего порнографа причислили наконец к лику мучеников авангарда. Повальная мода на Климта также сравнительно молода, хотя про него, первого президента и самую душу Сецессиона, конечно, не забывали никогда. Но все же из трех главных художников венского модерна послевоенная Европа куда больше (и если говорить о живописи экспрессионизма как таковой, то и вполне заслуженно) почитала Оскара Кокошку (1886-1980) — отчасти как одну из уцелевших и не сломленных жертв фашизма, ведь он был в числе видных экспонентов выставки "Дегенеративное искусство".

Как ни странно, после аншлюса ни "еврейское" искусство еврея Климта, вставлявшего далеко не арийские лики крупной венской буржуазии в ювелирной выделки — золото и мозаика из самоцветов — оклады, ни "нездоровое" искусство "растлителя малолетних" Шиле, выставившего все перверсии человека, мучимого "половым вопросом", напоказ, в опалу не попали. Напротив, Климт был практически канонизирован. Не то идеологи Третьего рейха отнеслись с сочувствием к некоторым девиантностям венской идентичности, не то помогали родственные связи в высших эшелонах — внебрачным сыном Климта объявил себя кинорежиссер Густав Учицки, автор такого шедевра нацистской пропаганды, как фильм "Возвращение на родину" с Паулой Вессели в главной роли. В 1942-м венские газеты бурно отмечали 80-летие со дня рождения Климта — тем временем лучшие его картины, реквизированные у коллекционеров-евреев, передавались в музеи рейха, а менее значительные растворялись в собраниях эстетствующих партийцев, так что парадная выставка к 25-летию со дня смерти Климта, открывшаяся год спустя в Сецессионе, на треть состояла из конфиската. Но после войны живой Кокошка, участник нескольких "документ", надолго затмил покойных Климта и Шиле — преступная орнаментальность обоих воскресала разве что в слишком венском искусстве Фриденсрайха Хундертвассера.

И Климт, и Шиле начали постепенно возвращаться в орбиту серьезных искусствоведческих интересов в 1970-е, когда то, что Герман Брох называл "веселым апокалипсисом", Карл Краус — "лабораторией конца света", а историки культуры — "венским модерном", сделалось актуальной темой. Когда весь мир, возможно поддавшись милленаристским искушениям, вдруг принялся изучать, как из клубка национальных и социальных противоречий, из разноголосицы языков и риторик, из напряженных до предела нервов духовной жизни, из астении, делирия и ясного сознания обреченности Какании, столь иронично названной Робертом Музилем по имперско-бюрократическому "k. u. k.", "кайзеровская и королевская", родилось чудо этого невероятного культурного взлета отходящий в небытие империи. Историки культуры любят фрейдистские метафоры для его описания, изображая, скажем, "Молодую Вену" с ее еврейскими обертонами как литературное бессознательное в идейной битве австрийского сионизма и австрийского же антисемитизма. И Климт с Шиле, открывшие закон тождества зрения и обладания, вследствие чего над их головами слово "порнография", вообще-то висевшее в атмосфере эпохи, сгущалось в виде обвинений едва ли не чаще, чем над головой Артура Шницлера, естественно стали любимым сюжетом для рассуждений о специфическом венском эротизме. И то, что их эротическая линия, сладострастно-томная у первого и садистски-невротическая у второго (а оба были великими рисовальщиками, поэтому не стоит расстраиваться, что в Москве выставляют только графику), так преждевременно обрывается в роковом для Какании и дышавшем испанкой 1918-м, как будто подтверждает историко-культурные спекуляции о диалектическом единстве либидо и влечения к смерти.

Что же до новой жизни после смерти, всенародное обожание обрушилось на Климта и Шиле сравнительно недавно, во многом благодаря усердию венской туристической индустрии, которая, до дыр заездив все габсбургские мифы, разобрав по косточкам Сиси и многажды оплакав двойное самоубийство кронпринца Рудольфа и Марии фон Вечера, принялась за этот золотой запас. И встретила взаимопонимание мастеров массовой культурыличная жизнь обоих известна нам в мельчайших подробностях благодаря бестселлерам, блокбастерам и прочим мюзиклам. Но ведь и Музиль полагал, что так изящно позолоченной венской культуре на роду было написано скатываться в фельетон и оперетту.

«Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)». ГМИИ имени Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, с 10 октября до 14 января

Скандальная жизнь и творчество до сих пор делают представителей австрийского модерна и экспрессионизма персонажами эротических романов и фильмов

До 14 января 2018 года в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина будет проходить выставка произведений главных представителей австрийского модерна и экспрессионизма- Густава КЛИМТА и Эгона ШИЛЕ. Оба художника оставили яркий след в истории живописи. Бурная личная жизнь и новаторство довели одного до тюрьмы, работы другого от уничтожения спас ГИТЛЕР. Странно об этом писать, но благодаря фюреру мы и сегодня можем любоваться «Золотой Аделью» и «Поцелуем». О жизни и творчестве Щиле и Климта мы беседуем с кандидатом искусствоведения Евгением ГОРЧАКОВЫМ.

Евгений Вадимович, вижу у вас на холодильнике магнитик с изображением картины Климта. В Праге я встречал на каждом шагу вазы, тарелки, пепельницы с такими репродукциями.

- Да, некоторые работы Густава Климта стали в наши дни суперпопулярными и в цене не уступают самым прославленным шедеврам других художников. Тот же «Портрет Адель Блох-Бауэр» в 2006 году на аукционе в Нью-Йорке был продан за $135 миллионов. Не зря его еще называют «Золотая Адель». А коллекцию Рудольфа и Элизабет Леопольдов , ядро которой составляют произведения Эгона Шиле и Климта, правительство Австрии выкупило в конце 90-х годов XX века за 160 миллионов евро. После чего построило для собрания специальное здание. Кстати, совсем не переплатило - оценивалось собрание в 574 миллиона евро.

- Выходит, несмотря на скандальность жизни и творчества, оба живописца сегодня признаны во всем мире?

Ну, по достоинству оба были оценены еще при жизни. Имели много заказов, в том числе от государства, в 1888 году Климт получил Золотой крест за заслуги в искусстве из рук самого императора Франца-Иосифа . Эротические рисунки Шиле шли у коллекционеров нарасхват. Хотя из-за них у художника возникли серьезные неприятности. В 1910 году у живописца развилась, можно сказать, мания преследования. Он писал знакомому: «Как здесь отвратительно! Все мне завидуют и сговариваются против меня. А некогда хвалившие меня коллеги смотрят злорадными взглядами». Что говорить, скандальная репутация испортила Эгону много крови.

- И свела в могилу в 28 лет.

Не совсем так - умер Шиле от испанки, так в 1918 году называли грипп. Кстати, он лишь на три дня пережил беременную жену.

Удивительно, как Шиле смог за столь короткую жизнь написать такое множество произведений. Работал как проклятый?

Творческое наследие Эгона - более 300 картин и несколько тысяч рисунков. Богатое собрание осталось и от Климта. К сожалению, некоторые работы были утрачены в годы Второй мировой войны. В 1894 - 1900 годах Густав написал три картины для украшения потолка актового зала Венского университета. Профессора не приняли их, обвинив автора в непристойности. Тогда произведения выкупил богатый коллекционер Август Ледерер . Во время аншлюса Австрии они были конфискованы нацистами и помещены в горный замок. Перед отступлением фашисты его подожгли, и картины сгорели.

- Чудо, что в те страшные времена не уничтожили другие работы Климта, ведь он был евреем.

- Как ни удивительно, в спасении картин сыграл роль Гитлер. В юности будущий фюрер пробовал себя в изобразительном искусстве. В Вене он показал свои рисунки Климту, который считался тогда лучшим художником Австрии. Мэтр поощрил начинающего автора, найдя в нем несомненный талант. Похвалой Адольф весьма гордился. Позже он отплатил добром на добро, отдав приказ сохранить картины Климта.

Посмотреть работы Эгона Шиле можно .

- Вы упомянули жену Шиле. Это была его единственная любовь?

В юности художник вел в Вене богемный образ жизни. Один из его знакомых вспоминал: «Его студия была наводнена девочками. Они укрывались там от полиции или плохих родителей, ночевали… Он любил их рисовать». Прямо скажем, не только рисовать. Эгон испытывал сексуальный интерес ко многим юным созданиям. Несколько раньше, когда ему было 16, он вступил в связь с 12-летней сестрой Гертой. Они вдвоем заперлись на четыре дня в номере отеля в Триесте. Опекуну даже пришлось ломать дверь.

- И как на такое смотрели родители?

Отец, начальник железнодорожной станции, к тому времени умер от сифилиса. Его Эгон ненавидел, а вот мать обожал. Фрейдистские мотивы можно наблюдать во многих произведениях Шиле.

- Интимные отношения с юной сестрой, разумеется, не могли иметь продолжения…

Первая большая любовь Шиле тоже была несовершеннолетней. Он познакомился с 17-летней натурщицей Климта - Валли Нойзиль , и она, так сказать, перешла из рук в руки.

Из Вены пара уехала в провинцию, где в 1912 году разразился скандал. Художника обвинили в похищении и развращении несовершеннолетней и посадили в тюрьму. До суда Шиле пробыл за решеткой 21 день и еще три дня, согласно приговору. Хорошо, что тяжкие обвинения были сняты, осталось только распространение порнографии. Художник рисовал без утайки обнаженную натуру, и посчитали, что такие портреты могли в его мастерской видеть дети. Надо понимать, что в то время непристойным считалось даже такое изображение женщины, где взгляд художника направлен на нее снизу.

Валли он оставил в 1915 году ради женитьбы на Эдит Хармс .

- Влюбился или позарился на приданое?

Невеста - дочь слесаря, деньгами там и не пахло… Интересно, что Валли он предлагал раз в год отдыхать вместе с его семьей. Но она отказалась. Впрочем, жить ей оставалось совсем недолго: в 1917 году она умерла от скарлатины.

- Скандальный шлейф тянется за творчеством Шиле и поныне или его работы сейчас безоговорочно считаются произведениями высокого искусства?

Часто выставки художника имеют ограничение 18+, как и нынешняя в Пушкинском. Так поступают во многих музеях с живописью и скульптурой откровенно эротического характера. В частности, в Археологическом музее Неаполя натуралистическая мозаика древних римлян собрана в специальном зале, где при входе висит уведомление. Но считать, такие произведения порнографией - избави бог. Однако периодически делаются попытки получить дивиденды на «непристойности» Шиле. Вот и свой роман современный английский писатель Люис Крофтс предпочел назвать «Порнограф из Вены», а фильм с участием кинозвезды Джейн Биркин и вовсе вышел с прямолинейным заголовком «Эгон Шиле - скандал». Да что говорить. Помню в Гамбурге зашел в театр на постановку пьесы о Шиле. Оказалось, что одетыми были только зрители в зале, а художник голых натурщиц почти не рисовал - ему просто было не до того…

Прежде всего – женщины

- Полагаю, старший товарищ Шиле - Климт вел не такую бурную жизнь?

- «Я не святоша и не создан для брака», - без обиняков заявил Густав женщине, которую действительно любил всю свою жизнь. И при этом изменял Эмилии Флеге он направо и налево. Существует даже устойчивое предание, что у Климта было около 40 внебрачных детей от случайных связей. Известный австрийский кинооператор и режиссер Густав Учицки уверяет, дескать, он один из этих отпрысков. Сколько детей на самом деле наплодил Густав, доподлинно неизвестно, но то, что их было немало, неоспоримый факт.

«Прежде всего в жизни и творчестве меня интересуют женщины», - признавался Климт. Лица мужчин на картинах он предпочитал, в лучшем случае, изображать повернутыми в сторону.

- Итак, Густав остался холостяком…

Более того, многие исследователи, и я среди них, считают, что отношения Климта и Флеге с начала 1890-х, когда они познакомились, и до смерти художника в 1918 году оставались, скорее, платоническими, чем сексуальными. Ей, дочери фабриканта, художник помог открыть Дом моделей, обеспечил богатой клиентурой и изысканными рисунками платьев. Ей он завещал свои произведения, которые находились в его собственности.

Посмотреть работы Густава Климта можно .

- Потомки Эмилии наверняка богатейшие люди.

Где там! После прихода в 1933 году к власти в Германии нацистов и захвата Австрии множество картин было конфисковано у законных владельцев и рассеялось по белу свету. В наши дни наследникам приходится добиваться возврата утраченного через суд. Пять полотен, в том числе «Портрет Эмили Блох-Бауэр» были возвращены Марии Альтман . Ее роль в фильме 2015 года «Женщина в золотом» сыграла Хелен Миррен . Роль самого Климта в одноименной ленте 2006 года сыграл Джон Малкович .

Кстати, с Эмили Блох-Бауэр у Густава случился роман. Ее супруг, богатый фабрикант, заказал ему портрет жены, который художник писал… четыре года, чтобы иметь легальную возможность иметь близость с красавицей. В конце концов муж обо все догадался.

- В чем, по-вашему, секрет популярности творчества Климта?

Для него секс, кровь и смерть были неразделимы. А эти вещи людей интересуют всегда. Манят и загадочность, символизм многих произведений. Так и хочется разгадать шифр художника. Скажем, на знаменитой картине «Поцелуй» на одежде героини изображены спирали, круги и овалы. Это - символы женских гениталий. А вот прямоугольники на одежде - фаллические символы. При этом Климт - эстет, его живопись - сплав декоративного в ар-нуво и традиций византийской мозаики. А вот Эгон Шиле разрушает идеал красоты, он бунтарь, натурализмом он добивается потрясающей выразительности и эмоциональности. То, что считалось неэстетичным, отталкивающим, он ввел в сферу искусства. А новаторство в творчестве всегда ценилось наравне с мастерством и талантом.