Меню
Бесплатно
Главная  /  Сказочные герои  /  Ян ван эйк картины с названиями. Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини": описание картины и интересные факты. Самые известные работы

Ян ван эйк картины с названиями. Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини": описание картины и интересные факты. Самые известные работы

ВВЕДЕНИЕ

Величайший живописец эпохи Возрождения Ян ван Эйк (ок.1390-1441) открывает плеяду блистательных талантов в искусстве Нидерландов пятнадцатого столетия. Наряду с Робером Кампеном он явился зачинателем искусства Возрождения, знаменовавшего отказ от средневекового аскетического мышления, обращение художников к реальности, открытие ими в природе и человеке истинных ценностей и красоты. Ян ван Эйк представляет собой яркий пример личности ренессансной эпохи. Наделенный многими способностями, обладавший разносторонними обширными знаниями благодаря пытливому интересу ко всем явлениям действительности, Ян ван Эйк смело ломает старую средневековую систему изображения средств художественной выразительности, сделав язык реалистических форм главным способом воплощения своих идей.

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО

Ян ван Эйк происходил из города Масэйка, расположенного в долине реки Маас. Он появился на свет где-то около 1390 года и скончался в Брюгге 9 июля 1441 года. Возможно, его учителем был старший брат Губерт ван Эйк, талантливый художник, умерший в 1426 году. Известно, что в 1420-е годы Ян работал над украшением замка графов Голландских в Гааге. В 1425 году он перешел на службу к бургундскому герцогу Филиппу Доброму, став его придворным живописцем, высоко ценимым и уважаемым, и переезжает жить в Лилль. В 1427 году художник был послан в Испанию, а в 1428- в Португалию для переговоров о возможной женитьбе герцога и для написания портрета предполагаемой невесты. Около 1430 года Ян ван Эйк переселяется в Брюгге. живописец возрождение портрет художник

Сохранилось немного произведений прославленного художника, но каждое из них представляет собой выдающееся явление в живописи. Многие картины датированы и подписаны характерным девизом ван Эйка: "Als ixh xan" ("Как умею").

Главным произведением Яна ван Эйка, безусловно, следует признать знаменитый Гентский алтарь, многостворчатый складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св. Бавона в Генте. В мае 1432 года алтарь был показан собравшимся и с тех пор является целью паломничества художников и любителей искусства. На внешних его створках изображены пророки и сивиллы, сцена Благовещения, святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, заказчики алтаря Иосс Вейдт и Изабелла Борлют. Образы донаторов созданы с редкой жизненностью и пластической осязаемостью. Их фигуры более материальны, нежели другие, в образах этих гентских бюргеров выражен пафос живой конкретной реальности во всем ее убедительном правдоподобии. Ван Эйк демонстрирует мастерство иллюзорной передачи объемов и фактур каменных статуй Иоаннов, красоту драпировок в одеждах архангела Гавриила и мадонны, светящихся поверхностей медных кувшина и таза, глади белого полотенца, предметов, символизирующих чистоту девы Марии. Свет у ван Эйка означает акт божественного присутствия, но трактуется как вполне реальное явление, более того, художник имитирует как бы физическое его проникновение извне и пишет тени, будто бы отбрасываемые внутрь алтаря рамами его створок. Общая тональность внешних створок приглушена, таит в себе элемент таинственного ожидания, недосказанности. В праздничные дни алтарь открывался, достигая в ширину пяти метров, поражая великолепием колорита. Верхний ряд изображений начинается с центрального торжественного образа бога Саваофа, благословляющего все сущее, по сторонам его слева и справа читающая Мария и проповедующий Иоанн Креститель, затем по бокам стоят поющие и музицирующие ангелы, возносящие хвалу творцу, а по краям - Адам и Ева. Нагие тела прародителей человечества нарисованы явно с натуры, особенно это касается фигуры Адама. Нахождение их рядом с высшими персонажами христианской религии означало новое отношение к человеку в эпоху Возрождения. Нижние пять створок посвящены прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является стоящий на алтаре белый агнец. К нему собираются толпы людей, святые и праведники, мужчины и женщины, как бы все человечество. Религиозное единение оборачивается сплоченностью и братством, духовной общностью всех народов на дивной мирной земле, благоухающей великим множеством цветущих деревьев и трав, осененной ясным голубым небом, залитой светом лучезарного солнца. Чувство гармонии вселенной и человека выражено также в легко обозримой композиции, особенно же в сияющей радостной звонкости красок. Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя. В нем каждая малость драгоценна и необходима. Используя прозрачность масляных красок, ван Эйк добивается исключительных эффектов сияния поверхности изображения и правдивой точности воспроизведения формы. Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу. Главный цветовой аккорд живописной системы алтаря состоит из пламенного красного, синего и зеленого цветов, сосредоточенных в одеждах Саваофа, Марии и Иоанна, Благодаря реалистическим приемам Гентский алтарь стал школой не только для нидерландских, но и европейских мастеров. Его изучали и неоднократно копировали. Около 1434 года ван Эйк закончил другое знаменитое произведение - "Мадонна канцлера Роллена" (Париж, Лувр), где на коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам - редкий случай в феодальном мире. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества. Художник проецирует свои образы на этот прекрасный мир, связывая их значимость с идеей величественной вселенной. В "Мадонне каноника ван дер Пале" (1436, Брюгге, Городской музей) ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости. Буквально ощутима пергаментная кожа старика с ее сухими морщинами и складками или жесткая светящаяся золотым шитьем парча ризы архиепископа Донациана, его митры с драгоценными камнями. Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности. К числу наиболее совершенных портретов относятся "Кардинал Николо Альбергати" (1431, Вена, Музей истории искусства), "Портрет молодого человека" ("Тимофей", 1432, Лондон, Национальная галерея), "Портрет человека в красном тюрбане" (1433, Лондон, Национальная галерея), "Маргарет ван Эйк" (1439, Брюгге, Городской музей). "Портрет четы Арнольфини" (1434, Лондон, Национальная галерея), написанный по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, является первым парным портретом в европейском искусстве. Молодые супруги находятся в спальне своего дома и произносят клятву супружеской верности. Предметы-символы красноречиво рассказывают о смысле сцены: апельсины намекают на райское блаженство, туфли - на супружескую преданность, статуэтка св. Маргариты - на благополучные роды, зажженная свеча в люстре означает символически-мистическое присутствие божества, освящающего таинство. В зеркале отражаются две фигуры, а над ними на стене читается надпись, намеренно выделенная: "Ян ван Эйк здесь был", поясняющая, что художник выступал в качестве свидетеля при этом старом нидерландском обычае обручения дома, не в церкви. В основе всех изображений ван Эйка лежит крепкий, большей частью сделанный с натуры, рисунок. Великолепным примером графического мастерства художника служит "Св. Варвара" (1437, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) - предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: "Иоанн ван Эйк меня сделал в 1437 году". За спиной прекрасной девы, сидящей на холме с книгой и пальмовой ветвью мученицы в руках, идет строительство башни, являющейся ее атрибутом, но трактованным ван Эйком в жанровом ключе с изображением массы трудовых эпизодов. Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество, исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником, живительным для развития искусства Нидерландов и других стран Европы.

Не исключено, что это автопортрет: люди на портретах того времени обычно смотрели в сторону, а мужчина смотрит прямо на нас - художник мог смотреть на себя в зеркало, когда рисовал. Удивительная детализация - видна каждая морщинка, каждая седая отросшая щетинка на подбородке!

Кроме этого портрета, в посте подобраны не самые знаменитые работы художника.

Пришло время ударить по Яну нашему по ван Эйку.

Это такие недосягаемые вершины таланта и новаторства, такая глыбища, что даже не знаешь, с какой стороны за нее ухватиться.

Давайте с биографии начнем.

Начало жизни - все, как обычно: мы не знаем ни места, ни точной даты рождения. Предполагается, что рожден он был в период с 1385 по 1400 год, возможно, в городе Маасейке или Лимбурге на территории нынешней Бельгии. Скорее, конечно, в Маасейке. Считается, что фамилия «Эйк» перекликается с «Массейк», известно также, что дочь его Ливайн вскоре после смерти отца находилась в монастыре в Маасейке - видимо, в городе остались родственники, и девушку отдали на воспитание в монастырь в родном городе отца. Помимолегендарного брата Хуберта, у Яна был по крайней мере еще один - Ламбер, а также сестра Маргарита. Художник чуть более позднего периода Бартоломью д"Эйк, скорее всего не имеет отношения к семье Эйков, или является очень дальним родственником.

Свадьба Филиппа Доброго и Изабеллы Португальской. 1430
Только вот кто из них жених с невестой, ума не приложу!
161 Х 117 см, Версаль, Франция

История с братом Хубертом темная и запутанная. Его имя буквально пару раз упоминается рядом с именем Яна, точной информации очень мало, однако считается, что Губерт был намного старше и учил Яна мастерству живописца. Предполагают также, что над Гентским алтарем работали оба брата - Хуберт начал работу, но в 1426 году умер, и его дело заканчивал уже Ян. Правда, известно это из надписи на створках алтаря, и есть подозрение, что сделана она гораздо позже, чем период, когда создавался сам алтарь. Очень разные сведения в разных книгах и других источниках: в одних утверждается, что в некоторых работах, приписываемых Яну ван Эйку, местами четко определяется рука другого художника, в других - наоборот, что якобы детальный исследования последних лет доказали обратное.


Три Марии у гроба Господня
Считается, что эту работу начал Хуберт ван Эйк в промежутке между 1410 и 1420 годом, но не закончил. Завершена она была в 1440-х кем-то из мастерской ван Эйков.

Есть версия, что Хуберт был не столько художником, сколько декоратором, и с братом они работали "семейным подрядом". Другие исследователи полагают, что Хуберт - просто однофамилец и очень средненький художник на самом деле. А некоторые вообще считают, что никакого Хуберта вообще не существовало, и все это мистификация. Я не знаю, какая из версий правдива, поэтому оставим пока в покое идею об участии в совместных работах Хуберта, и будем говорить только о Яне. Надо сказать, что бельгийцы по широте своей душевной особо разбираться не стали, и поставили в Генте памятник обоим братьям. В благодарность за знаменитый алтарь.


Стигматизация святого Франциска
29,5 Х 33,7 см
Галерея Сабауда, Турин
Нет точных доказательств, что это работа ван Эйка - стиль, вроде, его а вот эмоциональность персонажей ему не свойственна. Исследователей смущает спутник Франциска, Лука - якобы он слишком аффектирован, чего у ван Эйка отродясь не было. Мне однако кажется, что монах просто спит - по легенде, во время прогулки в горах Лука задремал, а на Франциска в это время "напали" стигматы.

Ранних работ Яа не сохранилось. Не верьте "Википедии" - он, скорее всего, не участвовал в создании иллюстраций к "Турино-Миланскому часослову", в умных книжках пишут, что сейчас большинство ученых эту гипотезу отвергло.

Начал он свою карьеру в 1422 году, став придворным живописцем графа голландского, зеландского и геннегаутского, Иоганна Третьего Баварского. Жил он при этом в Гааге. Был он в это время относительно молод, но, по всей видимости, уже известен, как искусный живописец, ведь кого попало ко двору не взяли бы. К тому времени у Яна уже была своя мастерская и ученики - мне кажется, в свете этого его годы рождения все-таки ближе к 1385-90, вряд ли это был 1400 год; ведь в таком случае он в 22 года должен быть мастером с учениками, а это вряд ли возможно - Рогир ван дер Вейден, например, только в 26 лет поступил в ученики к Кампену.


Портрет мужчины в синем головном уборе ("Портрет ювелира")
1430-33
Национальный музей Брукенталя, Румыния

Известно, что Ян ван Эйк принимал участие в декорировании дворца Биненхофф, принадлежавшего графу Голландскому. Именно в тот период его имя впервые упоминается в документах - «Мастер Ян, художник». Его патрон был человеком беспокойным, постоянно лез в какие-то вооруженные конфликты с соседями, не зря его называли Иоганном Безжалостным. Умер он рано (возможно отравлен), в 23 года (1425 год), и ван Эйку пришлось искать новую работу.

Она нашлась практически сразу, так как талант художника давно заметил и оценил сам герцог Бургундский Филипп Добрый (он был союзником графа Голландского в некоторых вооруженных конфликтах и, вероятно, знал о его одаренном придворном живописце). Он пригласил Яна ван Эйка ко двору, художник переехал в Лилль. Можно с уверенностью сказать, что отношения между феодалом и его придворным художником не были обычными отношениями слуги и господина, это была настоящая крепкая дружба, длившаяся всю жизнь ван Эйка.


Тимофей
1432, 33,5 Х 19
Национальная галерея, Лондон

Предполагают, что это - посмертный портрет композитора Жиля Биншуа - тоже служил при дворе герцога. Скорее всего, он абсолютно лысый - ни волос, ни бровей. Даже ресницы, предполагается, дописали при поздней реставрации.

Герцог не только доверял Яну весьма деликатные дипломатические поручения, такие как посредничество в женитьбе, например, он был крестным отцом его сына. Нередко Ян сопровождал патрона в пилигримских путешествиях. Через несколько лет после смерти Эйка, когда его дочь нужно было поместить в монастырь (на обучение, по всей видимости), герцог активно хлопотал за нее и выделил на это необходимые средства.

Портрет мужчины с гвоздикой
1435
40 Х 31 см
Национальный музей, Берлин

Сохранился документ, подтверждающий очень высокую лояльность Филиппа к художнику, это его гневное письмо 1435 года к городскому казначею Лилля, который пытался «скостить» сумму, которую он должен был выплатить ван Эйку: «Это весьма огорчает Нас, так как Мы не можем назвать ни одного другого художника, равного Нам во вкусах, и столь искушенного в вопросах живописи и наук!». Следует добавить, что на службе у герцога Ян ван Эйк получал плату не сдельно, за выполненную работу, а был «на фиксированной ставке», причем довольно высокой. Это давало ему полную творческую свободу, поэтому он выполнял заказы и других лиц, а не только лишь исполнял «живописные прихоти» своего патрона.


Портрет Бодуэна (или бодуна?)) де Ланнуа
1435

26 Х 20 Национальный музей, Берлин
Изображен губернатор Лилля и Рыцарь золотого руна, так что не смотрите, что рожа такая зверская

Надо сказать, что прозвище «Добрый» отнюдь не означало мягкости характера герцога, на английском его прозвище звучит «Good» - «хороший», он был хорошим воином и хорошим государем, но нрав как раз имел взрывной и горячий. И при этом ван Эйк продержался при его дворе, будучи в фаворе, 16 лет, до самой своей смерти. К слову, его вдове Маргарет герцог назначил большое пожизненное содержание. Еще одна интересная история о герцоге - его отца, Иоанна Бесстрашного, убили в 1419 году, Филиппу было на тот момент 23 года, это событие поразило до глубины души. Он скорбел долго и искренне, потом всю жизнь вспоминал отца и поэтому на всех портретах якобы просил изображать себя в черном. Не знаю, насколько это соответствует истине - почти на всех портретах герцогов и королей того времени они одеты в черное.

Филипп III Добрый
Копия портрета Рогира ван дер Вейдена

Интересы Эйка не ограничивались исключительно живописью, похоже, это был настоящий «человек эпохи Возрождения»: он неплохо знал геометрию, имел определенные познания в химии, интересовался ботаникой, а также весьма успешно выполнял дипломатические поручения своего патрона. Известно, что ван Эйк моделировал фасоны одежды и ювелирные украшения, и занимался тем, что сейчас называют "дизайном интерьеров". Также он знал языки - об этом косвенно свидетельствует то, что в надписях на своих картинах он использует латынь, а также греческий и иудейский алфавиты. На его надгробной плите изображен родовой герб - видимо, он был выходцем из мелкого дворянства, что позволило ему получить классическое образование, чего не могли себе позволить другие художники того времени. Это, по-видимому, послужило тому, что Ян занял особое положение при дворе герцога, можно сказать, сделал карьеру, чего никогда не удалось бы достигнуть обычному ремесленнику.

Интересно, что Эйк не был первым нидерландским художником, служившим при Бургундском дворе. За несколько лет до него при дворе отца Филиппа Третьего Доброго, Филиппа Второго Смелого, служил еще один знаменитый художник из Нидерландов - Мельхиор Брудерлам (1328-1409). Так что высокое мастерство нидерландцев было известно и высоко ценилось издавна.


Предполагаемый портрет Яна ван Эйка
Эта гравюра создана в 1572 году, через 130 лет после смерти мастера.

Немного о дипломатической службе Яна. Роль свата он исполнял дважды - один раз ему пришлось побывать в Турне (где он встречался с местными художниками, в том числе и с Кампеном) в 1427 году, сюда приезжали послы Изабеллы Испанской, инфанты, для переговоров о возможном ее браке с вдовствующим герцогом Филиппом. На этот раз что-то не заладилось, свадьба не состоялась. Это никак не повлияло на отношение герцога к Яну ван Эйку - видимо, в этой ситуации обстоятельства не зависело от посла, и через пару лет (1427-1428 годы) Ян поехал на поиски невесты для герцога повторно - на этот раз в Португалию. Здесь он пробыл девять месяцев. Это был очень полезный опыт - Ян получил возможность любоваться буйной южной флорой, что отразилось в дельнейшем и на его творчестве: в некоторых его работах («Гентский алтарь», например) на заднем плане мы видим не унылый нидерландский пейзаж, как у большинства его коллег-соотечественников, а буйную экзотическую растительность, которая намного больше подходит для имитации райских кущ.

Португальский вояж оказался более удачным, согласие на брак с 33-летней Изабеллой Португальской было получено, Ян написал ее портрет и привез герцогу; в скором времени состоялась свадьба. Бракосочетание отпразновали 10 февраля 1430 года в Брюгге, ван Эйк был главным организатором и декоратором массового празднества.


Изабелла Португальская.
Мастерская ван Эйка, прим 1435

Портрет Изабеллы в доступных источниках я не нашла, позже узнала, что он не сохранился. Надеюсь, в молодые годы Изабелла выглядела получше, чем на знаменитом портрете Рогира ван дер Вейдена (на нем ей 47-50 лет), иначе герцогу не позавидуешь - Рогир изобразил ее далеко не красавицей. Хотя, может она человек была хороший. С другой стороны, герцог особо и не переживал - у него было как минимум 17 внебрачных детей; похоже, он не пропускал ни одной юбки!


Изабелла Португальская
Рогир ван дер Вейден, прим. 1445

С 1430 года ван Эйк постоянно жил с семьей в Брюгге. Вообще, жизненная его география достаточно обширна, помотало мужика по свету: известно, что он бывал в Генте, Гааге, Лилле, Турне, где общался с Кампеном и его учениками (около 130 км от Брюгге), а также ездил в Португалию, как уже говорилось, в Прагу и в Лондон.

Женился он довольно поздно - после сорока лет, в 1432 году. В супруги себе выбрал девицу Маргарет, судя по портрету - ни грамма не красавицу, но намного моложе Яна. Она родила ему сына и дочь, да и вообще, в отличие от Кампена, Ян ван Эйк «в порочащих связях не замечен». Яну приходилось разрываться между своим ремеслом и дипломатической деятельностью на службе у герцога, так что ему было не до глупостей. Профессиональная его продуктивность была колоссальная для такой кропотливой филигранной техники - немало его работ сохранилось до наших дней, а сколько еще могло погибнуть в период иконоборчества, остается только гадать. А ведь прожил он относительно немного - примерно 55 лет. Умер, похоже, внезапно, от скоротечной болезни - осталось много набросков и незавершенных работ. Мастерскую после его смерти возглавил брат Ламбер.


Маргарет ван Эйк
1439
32,6 Х 25,8 см
Музей Груннинге, Брюгге
Ну... так... Не переборчив был маэстро

Нужно несколько слов сказать о его технике.
Кажется, сейчас даже весьма поверхностно образованный и не искушенный в искусствоведении человек, уже знает, что масляную краску изобрел не ван Эйк, хотя долгое время авторство этого изобретения приписывалась именно ему.

Такая информация распространилась и муссировалась вплоть до нашего времени, благодаря жизнеописанию художника, написанному в 16 веке нидерландским автором Карелом ван Мандером; речь идет о его труде «Книга о художниках» (в ней речь идет не только о ван Эйке, это что-то вроде книги Вазари только «на Северный манер»). Автор не скупился на цветистые выражения: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».


Христос
1439

Мандер особо не углублялся в факты, а просто вручил лавры первопроходца своему гениальному соотечественнику, хотя большинство нидерландцев, включая школу Кампена, также активно пользовались этой техникой. В Италии она тоже была известна, хоть и менее распространена, там в большей степени процветала не алтарная, а все-таки фресковая живопись, где больше подходила яичная темпера.

Мадонна у фонтана ("Мария у источника жизни")
19 Х 12,2 - крошечная совсем!
Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Достоинства масла были важны для работ ван Эйка - он работал при помощи многочисленных полупрозрачных слоев, которые помогали достигнуть необходимой глубины и выразительности изображения. Темперные пигменты, смешиваемые с водой и яичными желтками, были не прозрачны, границы между цветовыми пятнами получались резкими и суховатыми, было сложнее моделировать светотень. Используя масло, ван Эйк добился поразительных визуальных эффектов, которые были неподвластны никому до него; в этом и состояло его новаторство. У масла был один недостаток - оно довольно долго сохло, работа в многослойной технике могла бы затянуться на годы. Ян экспериментировал, смешивая разные виды масел и сиккативов, и добился довольно быстрого высыхания, использую смесь из льняного и орехового масел в определенной пропорции.


Мимика у нас как-то через раз получалась...
(фрагмент Гентского алтаря)

Он никогда не следовал строго законам линейной перспективы и не старался добиться геометрически выверенного эффекта, как итальянские мастера (в набросках их картин современные исследователи нередко находят в инфракрасных лучах намеченную сетку перспективы) - он просто изображал то, что видел. И получалось неплохо.
Единственное, что, на мой взгляд, ван Эйку удавалось не очень хорошо - это изображение мимики и эмоций своих моделей.
Зато он непревзойденный мастер света и «певец детали». Ювелирные украшения, складки одежды, волоски в шевелюре, текстура тканей у него изображены с дьявольской точностью.



Фрагменты картин, показывающие мастерскую передачу фактуры дорогих тканей

Работал он на дубовых досках (чаще всего - балтийский дуб, с территории нынешней Польши), покрывал его очень плотным слоем белого грунта, получалась гладкая блестящая поверхность. Затем он наносил рисунок, иногда очень детальный, затем делал полупрозрачный подмалёвок и начинал наносить один за другим полупрозрачные слои масла. Краски на его картинах почти флюоресцировали, свет шел словно из глубины его работ. Потрясающая игра светотени очень точно передавала текстуры богатых тканей, например. При этом Эйк научился своеобразно передавать пространство, подчеркивая при помощи различных ухищрений его глубину. Эрвин Пановский очень точно выразился: ван Эйк словно смотрел в микроскоп и телескоп одновременно.


Мадонна Лукка (называется так потому, что долгое время находилась в коллкции Карло Луиджи, герцога Луккийского)
1436
65,5 Х 49,5 см
Государственный художественный институт, Франкфурт

Похожую символику мы видели у Кампена - львы на троне Соломона (трон Мудрости), бутыль с водой и таз для умывания, как символ чистоты, фрукты на подоконнике - символ запретного плода

Бросается в глаза абстрактность изображения мифологических персонажей в сравнении с реалистичностью портретов живых людей, написанных с натуры; впрочем, как и у большинства его соотечественников-художников. Особенно на это обращаешь внимание, когда рассматриваешь религиозные картины, на которых присутствуют донаторы. Их лица ван Эйк пишет с беспощадной реалистичностью, в то время как библейские герои выглядят идеализированными. Эмоциональность и аффектация чужды героям его портретах, но мы видим в них глубокую внутреннюю сосредоточенность. Исследователи очень образно говорят, что Эйк первым попытался открыть окно во внутренний мир своих героев.


Святой Иероним за работой
1441
20 Х 12,5 см
Институт искусств, Детройт
Это одна из последних работ Эйка, и то не законченная. На ней можно рассмотреть цифры 1442, а Ян ван Эйк умер в 1441. Мастерстки выполнена верхняя часть картины, наверное, начатая ван Эйком, остальное заканчивал его ученик уже после смерти мастера.

Обратите внимание, что все его персонажи, которые традиционно должны были демонстрировать аскетизм и смирение - Дева Мария, святые - к ван Эйка одеты в роскошные одежды и усыпанны драгоценными камнями. Это лишний раз напоминает, что Ян ван Эйк был придворным художником, ежедневно окруженным роскошью. Вот он и изображал ее так умело.

Есть версия, что некоторые «фламандские примитивы» для написания портретов использовали оптику и просто срисовывали проекцию изображения, полученную при помощи линз и зеркал, поэтому они получались такими пугающе точными, а другие, написанные без ухищрений, были простоватыми и даже примитивными.

Портрет кардинала Никколо Альбергатти. 1431

Ян ван Эйк первым «попал под подозрение», т.к. на одной из его работ мы даже видем такое зеркало - выпуклое («Портрет четы Арнольфини»). Честно говоря, я не доверяю не подкрепленным достоверными фактами теориям, тем более, когда так хочется верить в истинное искусство и мастерство. Смущало меня и то, что если бы это была правда, позирующему вельможе приходилось бы неподвижно сидеть на месте долгие дни и часы, пока художник кропотливо перерисовывал проекцию его лица. Однако моя уверенность несколько поколебалась со временем. Были обнаружены очень подробные наброски портрета кардинала Никколо Альбергатти, которые навели исследователей на мысль - модель позировала только для этих набросков, масляный портрет ван Эйк рисовал по памяти! Возможно, и правы изобретатели безумных теорий? Может, и ван Эйк немножко «мухлевал»?

Ну вот, а знаменитые работы ("Семью Арнольфини", "Гентский Алтарь", "Мадонна канцлера Ролена", "Мадонна каноника ван дер Пале" и др.) как-нибудь потом разберем.

Хорошего вечера и спокойной ночи!

Ван Эйк (van Eyck) Ян, нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428–1429 – Португалию. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге.

Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый “Гентский алтарь”, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (“Тимофей”, 1432, “Портрет мужчины в красном тюрбане”, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон; портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.

Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, “Гентский алтарь” открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы. Фигуры, поющих и музицирующих ангелов на боковых створках, отличаются убедительной пластической осязаемостью. Тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сцене “Поклонение Агнцу” в центре алтаря.

Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции “Мадонна канцлера Ролена” (около 1436, Лувр, Париж) и “Мадонна каноника ван дер Пале” (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р.Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности. Детали и целое находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в “Мадонне канцлера Ролена” воспринимается как собирательный образ Вселенной.

Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи, используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах ван Эйка, пронизанные воздухом и светом, образуют единое гармоническое целое.

Творчество художника ван Эйка, ярчайшим образом воссоздававшее красоту и живое многообразие мироздания, в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг ее проблем и интересов. Мощное воздействие искусства ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина).

Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390, Маасейк-1441 Брюгге) - фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более ста композиций на религиозные сюжеты. Младший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка (1370-1426).

Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III.Так же известно, что у него было всего 2 брата: старший Хуберт, а младший Ламберт и сестра Маргарет. С 1425 г. он - художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. В 1427-1428 гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Вероятно, встречался с Робером Кампеном , либо видел его работы. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.

Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда - в Италию

Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка - Гентский алтарь, начатый, возможно, его братом Губертом. Ян ван Эйк работал над ним по заказу богатого гентского бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы в 1422-1432 гг. Этот грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур находится в Соборе Святого Бавона в Генте.

Среди шедевров Яна ван Эйка - «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой - так называемый «Портрет четы Арнольфини».

Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон - 9 июля 1441 года). В эпитафии ван Эйка написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и все живое прославлял своим искусством…»

Имел несколько учеников, в их числе - знаменитый впоследствии живописец Петрус Кристус .

«По всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат живописцу Яну ван Эйку (1385/90 - 1441). Величайшее его создание - многостворчатый алтарь (полиптих) для собора в Генте».- Э. Гомбрих «История искусства».

Так как вплоть до XV века было не принято подписывать свои картины.

В честь Ван Эйка назван кратер на Меркурии и астероид (9561) ван Эйк, который был открыт 19 августа 1987 года.

Изображен на бельгийской почтовой марке 1944 года.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Портрет супругов Арнольфини написал нидерландский живописец, профессионал портретной живописи — Ян ван Эйк (точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, 1385 или 1390 -1441 гг.) в 1434 году.

Некоторые называют Яна ван Эйка изобретателем масляной живописи, хотя это не совсем верно, но он был определённо первым художником, который раскрыл ее потенциал натуралистической живописи.

Ян ван Эйк работал в технике ренессансного натурализма характеризующегося максимально точным и объективным отражением окружающего мира, что достигается путем искусной передачи световых эффектов, текстуры изображаемых поверхностей,цвета и тона во всех проявлениях, но в абсолютном соответствии с общей картиной.

Термином «натурализм» обозначается художественное направление, представители которого, стремятся к изображению действительности с минимальным стилистическим искажением или отвлечением в абстракцию. Это убедительные световые эффекты и текстура изображаемого предмета, а также точная передача чувств и настроений.

В картине «Портрет супругов Арнольфини» изображён Джованни Арнольфини и его жена – Иоанна , в момент бракосочетания (основная версия). Они находится в небольшой комнате, супруг держит свою невесту за руку. Все предметы, присутствующие на картине: туфли, яблоки, люстра со свечой, складки на одеждах выписаны с ювелирной точностью.

За спиной новобрачных отражается еще 2 человека, один из них — возможно, сам художник, которого пригласили запечатлеть минуты бракосочетания или сам художник решил сделать подарок новобрачным, кто второй отразившийся в зеркале неизвестно. Подпись художника-свидетеля расположена выше зеркала за фигурами молодоженов.

Ян ван Эйк изобразил застывшее мгновение, момент бракосочетания, об этом можно судить по жесту рукой Джованни Арнольфини застывшем воздухе, но полной уверенности нет, так как мужчина подает женщине левую руку, а не правую и есть вероятность того, что это, не момент бракосочетания, а просто семейный портрет. Еще один вариант это, художник изобразил сам себя с супругой (в чертах женского лица можно ловить некое сходство с супругой Яна ван Эйка).

Искусно и убедительно выписанный интерьер освещённый игрой света на различных поверхностях, таких как одежда, стекло, и медь сделал парный портрет супругов Арнольфини одним из самых значительных произведений в истории натурализма.

Работа Ван Эйка представляет торжество натурализма в отношении света и текстуры. Ян ван Эйк отказался от чрезмерного использования перспективы, он критиковал живописцев, которые делали это слишком навязчиво, искажая тем самым зрительское восприятие художественного произведения путем выпячивания одного из аспектов его композиции.